Проблема развития личности в психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема развития личности в психологии.

Поиск

Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.(Немов.Р.С. Психология. Книга 1, раздел 3, глава 13). Личность — многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека. (Психология. В Дружинин).

Индивид — отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др. (словарь Немов).

Индивидуальность — своеобразное сочетание индивидных (см. индивид)свойств человека, отличающее его от других людей.(словарь Немов).

Субъект — это активно действующий, познающий и преобразующий, обладающий сознанием и волей индивид (Психолог словарь Дружинина).

Теория личности — это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека (Хьелл А., Зиглер Д., 1997).

Существуют следующие теории личности:

Аналитическая теория личности, К.Юнг.

Гуманистическая теория. К. Роджерс. А. Маслоу.

Когнитивная теория личности, Дж. Келли.

Поведенческая теория Дж. Уотсон, Б. Скиннер, А. Бандур, Дж. Роттер.

Диспозициональная теория.

Психодинамическая теория личности, 3. Фрейд. Главным источником развития личности являются врожденные биологические факторы (инстинкты), общая биологическая энергия — либидо. Энергия направлена, на продолжение рода (сексуальное влечение), на разрушение (агрессивное влечение). Личность формируется в течение первых шести лет жизни. Доминирует в структуре личности бессознательное. Личность не обладает никакой свободой воли. Поведение человека полностью детерминировано его сексуальными и агрессивными мотивами, которые Фрейд называл ид (оно). Фрейд выделяет три основных концептуальных блока,инстанции личности: 1) ид («оно») — главная структура личности, состоящая из совокупности бессознательных (сексуальных и агрессивных) побуждений; ид функционирует в соответствии с принципом удовольствия; 2) эго («я») — совокупность преимущественно осознаваемых человеком познавательных и исполнительных функций психики, представляющих, в широком смысле, все наши знания о реальном мире; эго — это структура, которая призвана обслуживать ид, функционирует в соответствии с принципом реальности и регулирует процесс взаимодействия между ид и суперэго и выступает ареной непрекращающейся борьбы между ними; 3) суперэго («сверх-я») — структура, содержащая социальные нормы, установки, моральные ценности того общества, в котором живет человек. Личность - система сексуальных и агрессивных мотивов, с одной стороны, и защитных механизмов - с другой, а структура личности представляет собой индивидуально различное соотношение отдельных свойств, отдельных блоков (инстанций) и защитных механизмов.

Деятельностная теория личности С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, К. А. Абульханова-Славская и А. В. Брушлинский. Отрицается биологическое и психологическое наследование личностных свойств. Главным источником развития личности является деятельность. Деятельность - сложная динамическая система взаимодействий субъекта (активного человека) с миром (с обществом), в процессе которых и формируются свойства личности (Леонтьев А. Н). Сформированная личность (внутреннее) в дальнейшем становится опосредствующим звеном, через которое внешнее оказывает влияние на человека (Рубинштейн С. Л.). Средством научения выступает механизм интериоризации, благодаря которому происходит усвоение общественно-исторического опыта. Основными характеристиками деятельности являются предметность и субъектность. Предметность —характеристика, присуща только человеческой деятельности и проявляется в понятиях языка, социальных ролях, ценностях. Субъектность - человек сам является носителем своей активности, собственным источником преобразования внешнего мира, действительности. Субъектность выражается в намерениях, потребностях, мотивах, установках, отношениях, целях, определяющих направленность и избирательность деятельности, в личностном смысле, т. е. значении деятельности для самого человека. Личность формируется и развивается в течение всей жизни в той мере, в какой человек продолжает играть социальную роль, быть включенным в социальную деятельность. Человек не является пассивным наблюдателем, он — активный участник социальных преобразований, активный субъект воспитания и обучения. Детство и юношеские годы наиболее важные для формирования личности. В личности основное место занимает сознание, структуры сознания формируются в раннем детстве в процессе общения и деятельности. Бессознательное имеет место только в случае автоматизированных операций. Сознание личности зависит от общественного бытия, ее деятельности, от общественных отношений и конкретных условий, в которые она включена. В рамках деятельностного подхода в качестве элементов личности выступают отдельные свойства, или черты личности; Например, настойчивость формируется в таких видах деятельности, где субъект проявляет самостоятельность, независимость. Личность — это сознательный субъект, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий социально полезную общественную роль. Структура личности — это сложно организованная иерархия отдельных свойств, блоков (направленности, способностей, характера, самоконтроля) и системных экзистенционально-бытийных целостных свойств личности.

С точки зрения В.С. Мухиной, механизмами развития личности являются: идентификация - присвоения отдельным индивидом всесторонней человеческой сущности. В психологии идентификация представлена как процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой,образцом. Будем различать интериоризационную идентификацию, которая обеспечивает само «присвоение» и «вчувствование» в другого, а также экстрариоризационную идентификацию, которая обеспечивает перенос своих чувств и мотивов на другого. Только во взаимодействии эти идентификационные механизмы дают возможность индивиду развиваться, рефлексировать и быть адекватным социальным ожиданиям. Обособление - отстаивания отдельным индивидом своей природной и человеческой сущности. Идентификация имеет двойное воздействие на развитие личности: формирует способность к установлению положительных взаимоотношений с людьми, ведет к развитию социально значимых качеств или может привести к растворению индивида в другом человеке, вытеснению индивидуального. Обособление, в свою очередь, дает возможность общающимся сохранить свою индивидуальность, чувство собственного достоинства. Через обособление развивается ответственность, самостоятельность. С другой стороны, обособление может привести к отчуждению (эмоциональной холодности).

Движущими силами развития личности являются противоречия, внут­ренне присущие этому процессу. Противоречия — это столкнувшиеся в конф­ликте противоположные начала. Общие (универсальные) противоречия - между потребностями человека (материальными и духовными) и возможностями их удовлетворения; а также противоречия, которые проявляются в нарушении равновесия между организмом и средой, что приводит к изменению поведения, новому приспособлению организма; индивидуальные противоречия - противоречия, характерные для отдельно взятого человека; внутренние противоречия возникают на почве ``несогласия с собой'' и выражаются в индивидуальных побуждениях человека, одно из основных внутренних противоречий - расхождение между возникающими новыми потребностями и возможностями их удовлетворения (например, между стремлением старшеклассников участвовать в общественных и производственных процессах и реальным уровнем развития их интеллекта, социальной зрелости, то есть типичны противоречия: ``хочу-могу'', ``хочу-надо'', ``знаю-не знаю'' и др.); внешние противоречия стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой (например, между возможностями человека и требованиями общества).

Факторы, влияющие на развитие личности: 1. Биологические: наследственные – особенности человека присущие виду; врожденные – условия внутриутробной жизни. 2. Социальные – связаны с человеком как общественным существом: косвенные – окружающая среда; прямые – люди, с которыми человек общается, социальная группа. Приоритетной задачей школы является создание максимально благоприятных условий для развития, образования и самообразования личности ученика а так же воспитание и развитие качеств личности; учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения; обеспечение преемственности дошкольного, начального и основного образования; использовать разнообразные организационные формы работы и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося; помочь принять и освоить социальную роль обучающегося, развить мотивы учебной деятельности и сформировать личностный смысл учения.

Личностно-ориентированный подход характеризуются гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие личности ребёнка как субъекта деятельности. Личностно-ориентированное воспитание – это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью, ставится в центр воспитательного процесса, основанного на принципах гуманистической педагогики: самоценность личности, уважение к ней, природосообразность воспитания, учет особенностей индивидуального развития, отношение к ребенку как полноправному, ответственному участнику воспитательного процесса, который осознает свое собственное достоинство, уважает достоинство и свободу других (Педагогика. Подласый). Личностно - ориентированное обучение предусматривает дифференцированный подход. Важно, чтобы ученик действительно стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащихся была в центре внимания педагогов. Разбираясь в характеристике личностно-ориентированного обучения, можно прийти к выводу, что это право каждого школьника на индивидуальное развитие, которое не противоречит его психологическому статусу, т.е. возможностям, склонностям, интересам. Л.С. Выготский это трактует так: «результат обучения, не совпадающий с его содержанием». Это означает, что существенным пребыванием ребенка в школе должна быть: сформированность тех психических новообразований, качеств его личности, которые необходимы для успешного обучения сегодня и завтра. Самостоятельными направлениями, по которым надо работать, в рамках личностно-ориентированных технологий, выделяется: 1. гуманно-личностные технологии направлены на поддержку личности, оказание ей помощи. Они исповедуют идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение. 2. технологии сотрудничества реализуют равенство, партнерство в отношениях педагога и ребенка. Вместе они вырабатывают цели, содержание, находясь в состоянии сотрудничества.

 

 

28) Проблема деятельности в психологии образования.

Деятельность - специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. (Психология.Р.С. Немов Кн.1).

Виды. Общение — первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд. Все эти виды носят развивающий характер - при включении и активном участии в них ребенка происходит его интеллектуальное и личностное развитие. Общение может быть непосредственным(люди находятся в прямых контактах друг с другом, знают и видят друг друга) и опосредствованным (прямых контактов между людьми нет; обмен информацией через других людей, через средства записи и воспроизведения информации -книги, газеты, радио, и т.п.), вербальным и невербальным. Игра — особенность заключается в том, что его целью является сама «деятельность», а не практические результаты, которые достигаются с ее помощью. Учение - приобретение человеком ЗУН. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. Трудовая деятельность - форма деятельности, направленная на производство определенных общественно полезных продуктов (ценностей), удовлетворяющих материальные и духовные потребности человека.

Структура деятельности по Леонтьеву. Первый уровень —особая деятельность. Главное, что отличает одну деятельность от другой — это их предметы. Предмет деятельности есть ее мотив (А.Н. Леонтьев). Предмет деятельности может быть как вещественным и данным в восприятии, так и идеальным. Второй - уровень в структуре деятельности представлен деиствиями. Действие — это процесс, направленный на реализацию цели. Цель — это образ желаемого, то есть того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия. Постановка цели означает активное начало в субъекте: человек не просто реагирует на действие стимула, но активно организует свое поведение. Третий уровень - уровень психофизиологических функций (обеспечение психических процессов).

Отечественный психолог С.Л. Рубинштейн выделял следующие характеристики деятельности: она субъектна, т.е. принадлежит человеку, не может быть деятельности бессубъектной; осуществляется в условиях совместной деятельности субъектов; предполагает взаимодействие субъекта с объектом, т.е. она всегда предметна, реальна, содержательна; она сознательна, целенаправленна; в деятельности творческой и самостоятельной по своему характеру люди и их психика не только проявляются, но и созидаются, формируются, развиваются и именно в ней они могут быть объективно исследованы.

Человек как субъект деятельности. Сущность субъектности выражается в способности человека управлять своими действиями, реально-практически преобразовывать действительность, планировать способы действий, реализовывать намеченные программы, контролировать ход и оценивать результаты своих действий. Практическое отношение человека к действительности включает в себя следующие составляющие: 1) субъект, наделенный активностью и направляющий ее на объекты или других субъектов; 2) объект, на который направлена активность субъектов; 3) активность, выражающаяся в том или ином способе действия субъекта с объектом. В роли субъектов деятельности могут выступать: в) конкретный индивид; б) социальная группа, в) общество в целом. В зависимости от этого выделяют индивидуальную деятельность, коллективную, или групповую, деятельность и общественно-историческую деятельность, или практику. Становление субъекта деятельности есть процесс освоения индивидом ее основных структурных образующих: смысла, цели, задач, способов преобразования человеком объективного мира.

Психологическое строение деятельности полно и развернуто описано в работах А.Н.Леонтьева и представителей его научной школы. Согласно их взглядам, деятельность имеет следующие составляющие: потребности — мотивы — цели — условия достижения цели (единство цели и условий составляет задачу) и соотносимые с ними: деятельность — действия — операции. Первый пласт деятельности (потребности, мотивы, цели, условия) составляет ее предметное содержание. Второй пласт деятельности (отдельная деятельность, действия, операции) составляют ее структурные элементы. В деятельности есть третий пласт: взаимные переходы и превращения ее отдельных структурных элементов (мотива — в цель и, соответственно, деятельности — в действие; цели — в условие ее реализации и т.д.).

Деятельность – это единица жизни человека, активность, отвечающая определенной потребности, мотиву. Деятельность всегда соотносится с определенным мотивом.

Действие - составная часть деятельности. Любая деятельность осуществляется в форме действий или совокупности действий. Одна и та же деятельность может реализовываться разными действиями, и одно и то же действие может входить в различные виды деятельности. Действие, имея определенную цель, осуществляется разными способами.Способы осуществления действия называются операциями.

Операции – преобразованные действия, ставшие способами осуществления других, более сложных действий. Например, когда ребенок учится писать буквы, то написание буквы является для него действием, но овладев этим, ребенок использует написание букв как способ для написания слов и, написание букв превращается из действия в операцию.

Процесс деятельности – серия последовательных процедур по выполнению повседневных действий. Процесс деятельности можно разделить на этапы: процесс вовлечения в деятельность (мотивирование), процесс целеполагания; процесс проектирования действий; процесс планирования; процесс осуществления действий (реализация); процесс анализа результатов действий и сравнение их с поставленными целями (контроль, коррекция, оценка).

Действие. Умение. Навык. Умения и навыки являются характеристиками выполнения человеком различных действий. В психологии есть две трактовки этих понятий: 1) умения и навыки рассматриваются как ступени, уровни овладения человеком теми или иными действиями, выполняемыми на основе знаний. Умение - первая ступень овладения каким-либо действием, а навык - как вторая ступень, означающая хорошее, вполне успешное, безошибочное выполнение действия. 2) умения и навыки относятся к разным действиям. Автоматизированное выполнение простейших действий и называется навыком. Владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции деятельности имеющимися у субъекта знаниями и навыками, называется умением.

В зависимости от происхождения выделяют два вида способов выполнения действий: приспособительные и сознательные. Приспособительные возникают в процессе непроизвольного подражания или приспособления к предметным условиям ситуации и характеризуются тремя особенностями: по способу регуляции они непроизвольны; по уровню отражения — изначально неосознаваемы; по динамике протекания — косны, ригидны. Сознательные операции являются следствием автоматизации действия(в ходе неоднократных повторений какого-либо действия).

В общей психологии проблема переноса рассматривается в двух планах: 1) в плане взаимодействия навыков и 2) в плане влияния опыта решения одной задачи, на решение сходной задачи. Необходимым условием переноса навыков является наличие известного сходства между действиями, в которых они формируются, и его осознание.

Автоматизация навыка -все более качественное выполнение действия при ослабевающем произвольном внимании или появление возможности его перераспределения.

Деавтоматизация навыка (необязательный этап) – ухудшение выполнения навыка, возрождение старых ошибок; постепенное затухание навыка при перерыве в деятельности.

Интерференция – ослабление новых навыков под воздействием ранее выработанных, обусловленное их сходством. Интерференция наблюдается тогда, когда ранее освоенные действия мешают освоению новых.

Практическая деятельность связана с решением практических задач. Она выполняется в реальной жизненной ситуации с помощью практических действий.

Теоретическая деятельность - деятельность, итогом которой становится решение какой-либо теоретической задачи, например определение понятия, логические операции.

Групповая деятельность (совместная) - наличие взаимодействия между участниками.

Творческая деятельность - форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей.

Репродуктивнаядеятельность:усвоение и воспроизведение учащимися фиксированных знаний и способов деятельности, что соответствует традиционным дидактическим целям обучения - усвоениюпредъявленных образцов (следование заданным эталонам);воспроизведение уже имеющегося в социально-культурном опыте; повторение выработанных и апробированных другими способов действия при выполнении той или иной задачи, копирование опыта.

Ведущая деятельность –деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития(это д-ть, которая соответствует возрасту, интересам и потребностям ребенка, в ходе ее формируется все достижения психического развития и на ее основе происходит переход к новой ведущей деятельности).Смена ведущей деятельности служит основой дальнейших изменений, характеризующих развитие психики ребенка.(Леонтьев).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.75 (0.015 с.)