Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности организации воспитания на современном этапе развития общества в условиях активной миграции населения↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Ответить на вопросы: 1. Миграция населения как актуальная проблема (в мировом, общероссийском и региональном масштабах). Яна Б.
В условиях глобализации происходит стремительное перемещение не только капиталов, но и людей. В течение XX в. наблюдалось интенсивное расширение миграционных потоков, а к концу века феномен миграции стал составляющим фактором всех глобальных проблем. Сегодня в миграционный обмен вовлечены практически все страны. Разница в уровне жизни и экономических возможностях в разных странах - основная движущая сила такой миграции. И это требует разработки новых подходов к миграционной политике способствующей достижению и поддержанию баланса интересов всех международных факторов, участвующих в регулировании миграционных процессов. Что касается России, то из-за общественных перемен 1990-х гг. Россия из страны, главным образом отдающей население, превратилась в страну, принимающую население. При этом иммиграция в Россию стала носить масштабный характер. Россия стала крупнейшим центром миграции в Восточном полушарии. Порядка четырех миллионов иностранных граждан работают в России, как нелегально, так и по патентам. В РФ находятся 9,5 миллионов иностранцев. Из них 5,1 млн находятся легально, а 4,4 миллиона — группа риска. 3,5 миллиона человек находятся в РФ более трех месяцев и могут трудиться незаконно [5, с.31]. В отличие от развитых стран, переживших миграционный бум и не связанных с постоянной иммиграцией, Россия столкнулась с интенсивными миграционными потоками в условиях, когда ее экономическая база оказалась в кризисном состоянии: повсеместно не хватает доступного жилья, нет нормального рынка труда, слабо развита социальная инфраструктура, не создана необходимая информационная база. Приобретая в последние годы ярко выраженный этносоциальный и этнополитический характер, миграция вносит коррективы в жизнь местных социумов, влияет на проводимую суверенными государствами политику, а главное - изменяет личностные характеристики тех, кто вынужден перемещаться на другие территории в поисках более спокойной жизни и в надежде на лучшее будущее. Массовая миграция, приобретая глобальный характер, стала носителем невиданного до сих пор противоречия между переселенцами и постоянными жителями принимающих стран, отчасти потому, что мигранты имеют различные ценности, веру, нормы поведения, стили общения, особую семейную структуру. Прибыв на новое место жительства, они по-разному ведут себя дома, на улице, на работе, в школе. В период адаптации они испытывают значительные трудности. И если взрослые делают этот шаг осознанно (будь то организованная или неорганизованная, добровольная или принудительная миграция), то дети оказываются в этой ситуации заложниками решений взрослых. Именно дети испытывают серьезнейшие психологические нагрузки, связанные с переездом, так как он вынуждены входить в новую для себя образовательную среду, в новый коллектив сверстников, иногда враждебно настроенный. Миграция населения порождает значительное число проблем для образовательной практики. Миграция населения сыграла огромную многостороннюю роль в развитии человечества, являясь формой его адаптации к меняющимся условиям существования. Это обусловлено тем, что миграция, являющаяся следствием глобальных изменений, сама стимулирует дальнейшие изменения как в сообществах, принимающих мигрантов, так и в сообществах, служащих источником миграций. Это сложный социальный процесс, тесно связанный с уровнем развития экономики и размещением отраслей производства в разных регионах. Важнейшая социально-экономическая функция миграции населения – обеспечение определенного уровня подвижности населения и его территориального перераспределения, в том числе в индустриальные центры и осваиваемые районы. Тем самым миграция населения способствует более полному использованию рабочей силы, росту производства. Однако последствия миграции противоречивы. Миграция населения оказывает существенное влияние на сбалансированность рынка труда, изменяет экономическое и социальное положение населения, нередко сопровождается ростом образовательной и профессиональной подготовки, расширением потребностей участвующих в миграции людей. С другой стороны, массовый приток мигрантов может быть причиной роста безработицы, сильного давления на социальную инфраструктуру (жилье, здравоохранение и др.) Вероятно, в силу многоплановости понятия ни в зарубежной, ни в отечественной литературе нет однозначного определения миграции. В экономической, экономико-географической литературе существует широкое и узкое толкование понятия «миграция населения». В широком смысле под миграцией понимают совокупность всех перемещений людей в пространстве, включая и маятниковую миграцию – ежедневные поездки из одного населенного пункта в другой на работу или учебу и обратно, посещение торговых предприятий, учреждений культурно-бытовой сферы, рекреационных зон, командировки и т. д. В узком смысле слова миграция – перемещение людей, связанное со сменой постоянного места жительства. Однако следует отметить, что все формы (виды) перемещений людей, не связанные с переменой постоянного места жительства, не являются миграцией. В настоящее время миграция достигла исторически уникального уровня, формируя особую модель глобализации, включающую в себя относительно свободное перемещение людей, денег и товаров.
2. Особенности работы школы (администрации, классного руководителя, социального педагога, др.) в условиях активной миграции населения Саша
В настоящее время в психолого-педагогической литературе можно найти разнообразные практические разработки в области социально-психологической адаптации детей, подростков из семей мигрантов (Бондырева С. К., Лебедева Н. М., Захарченко Е., Солдатова Г. У., Стефаненко Т. Г., Шайгерова Л. А., Шарова О. А.,Ковалева Н.И., Эсингер, Г. Хайнрикс, X. Тамм, Д. Пачель). В условиях образования проблема детей-мигрантов привлекает все большее внимание исследователей, начинают создаваться соответствующие условия, разрабатываться специальные программы, ориентированные на облегчение процесса адаптации такого ребенка к новым для него условиям жизнедеятельности. Большинство исследователей сходятся во мнении, что для организации психологического сопровождения процесса адаптации детей мигрантов, нужно проводить комплексную работу на уровне образовательной организации. Такая работа должна охватывать не только детей мигрантов, но и остальных участников образовательного пространства: всех обучающихся школы, педагогов, психологов, родителей. Первым этапом подобной работы должно стать изучение личности ребенка, его возможных затруднений и сильных сторон его личности, его менталитета. Следующим шагом должно стать обучение мигрантов навыкам поведения и взаимодействия в новых условиях, возможно резко отличающихся от тех, к которым они привыкли. Бурковская Т.В. отмечает, что подобная работа должна вестись на основе межкультурного диалога, учета этнокультурной специфики мигрантских групп, их самосознания, традиций взаимодействия, принятых в культуре, ценностных норм и форм общественно-адаптивного поведения в социуме [1, с.14]. Захарченко Е.Ю. обращает внимание на то, что создание благоприятных условий для адаптации мигрантов в образовательной организации возможно при: - развитии коммуникации, построении межкультурного диалога в многонациональном обществе; - разработке специальных программ, ориентированных на адаптацию детей- мигрантов, создание условий для их обучения; обеспечение взаимосвязи социальной, культурной и языковой адаптации; - создании условий для сохранения родного языка, интеллектуальных и эмоциональных контактов с родной культурой; - подготовке педагогов, ориентированных на работу с детьми-мигрантами, в аспекте овладения ими несколькими языками и культурами (воспитание личности на рубеже культур), способных к организации диалога культур [4, с.49]. По мнению Гуляевой А.Н. в педагогическом коллективе, в котором присутствуют дети мигранты, работа должна вестись по следующим направлениям: - обучение русскому языку как неродному; - знакомство с культурно-историческими особенностями страны; - психолого-педагогическое сопровождение детей мигрантов; - проведение уроков толерантности, тренингов, мероприятий по сплочению Коллектива [3]. При организации психологической помощи ребенку - мигранту прежде всего, необходимо сформировать у него коммуникативные навыки. Для этого организуют занятия-тренинги по межличностному общению, сплочению всего коллектива. Важным результатом подобных занятий должно стать понимание особенностей партнера по общению, умение правильно интерпретировать поведение инокультурного партнера, выработка толерантного отношения к нему. Кроме того, необходимо организовывать совместную деятельность детей таким образом, чтобы ребенок мигрант имел возможность внести свой вклад в общее дело, которое необходимо отметить. Для налаживания диалога культур позитивным может оказаться проведение разнообразных праздников, «Фестиваля культур», на которых можно продемонстрировать традиции разных народов, культурных достижениях и обычаях. Вхождение ребенка мигранта в новый коллектив обычно сопровождается знакомством с ним. Для этого обычно применяют такой прием, как «Знакомство» или «Моя визитная карточка». Данный прием предполагает своего рода тренинговое мероприятие, в ходе которого дети рассказывают о себе, своей семье, что позволяет наладить первоначальный контакт. В целом, нужно отметить, что процесс социально-психологической адаптации мигранта к новым условиям жизни является довольно драматичным и сложным. Человек, попавший в подобную ситуацию переживает массу сложностей как субъективного, так и объективного характера, следовательно нужно создавать условия для более безболезненной ситуации интеграции мигрантов к условиям новой социокультурной среды, нужно создавать специальные программы для адаптации детей мигрантов, организовывать психологическое сопровождение этого процесса, осуществлять специальную подготовку педагогов, осуществляющих работу с такими детьми, налаживать диалог культур, вместе с тем поддерживать самобытность мигрантов, ценить их индивидуальность. Наиболее типичные трудности детей связаны с отличием программ обучения от привычных им, с языковым барьером, длительным перерывом в учебной деятельности, потерей личностного статуса по отношению к педагогам и сверстникам, необходимостью установления новых ролевых отношений и др. В результате наблюдается общее состояние тревожности и психологического недоверия детей к действиям школьной администрации, наличие негативных стереотипов, трудности адаптации к новому окружению и изменившимся требованиям к процессу образования и воспитания. Негативная позиция родителей-переселенцев стимулирует неуважительное отношение детей к учителям, атмосферу вседозволенности и безнаказанности. Уровень общей образовательной подготовки детей переселенцев невысок, поэтому они сразу же оказываются в группе отстающих нарушителей дисциплины со всеми вытекающими отсюда последствиями. Чрезвычайно серьезной оказывается проблема неприятия, изоляции школьников-мигрантов. Основные проблемы испытывают подростки, которые усиливаются объективными сложностями этого возрастного периода. «Иными», как известно, они считают не обязательно представителя другого этноса, «иными» становятся ровесники, не готовые к взаимодействию, которое в этом возрасте ценится чрезвычайно высоко. Одним из факторов готовности к взаимодействию является владение языком, понимание его речевых тонкостей, распространенных в данной среде. И поэтому, как отмечают С. К. Бондарева и А. А. Мурашов, «иностранец» будет охотно принят в коллектив, если «его ценности близки тем, которые доминируют среди сверстников; он владеет навыками межличностной коммуникации» [2, с. 18]. Нельзя не учитывать также новых темпов взросления детей и более выраженного их стремления к самоутверждению, когда этнический компонент становится одним из наиболее действенных средств такого самоутверждения, с одной стороны, а с другой – четко проявляется потребность в приобщении к большому новому пространству, миру, где существует огромное количество притягательных объектов. Ребенок-мигрант, живущий под влиянием мигрантской субкультуры и наталкивающийся ежедневно на культуру большинства, находится в сложной кризисной ситуации: независимо от того, решила ли (и имеет ли возможность) его семья окончательно поселиться в этой стране, является ли он вторым и даже третьим поколением иностранцев, для здорового развития его личности необходимо достижение им позитивной этноидентичности и на этом фоне становление этнотолерантности. Здесь огромную роль играет педагогическая поддержка ребенка при выборе этноидентичности в форме занятий родным языком и религией, включения в содержание образования в детском саду и школе культурных архетипов (сказок, песен, игр). Все это способствует развитию языка общения между детьми доминирующей культуры и культуры меньшинства, ускоряет интеграцию ребенка в новую культуру, в то же время предотвращая опасность деэтнизации и маргинализации. 3. Понятие культуры межнационального общения Культура межнационального общения - это совокупность специальных знаний, умений, убеждений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся как в межличностных контактах, так и во взаимодействии целых этнических общностей, и позволяющих на основе межкультурной компетентности быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах [2, с.115]. Культура межнационального общения является составной частью духовной жизни общества, а также общечеловеческой культуры и включает знание общепринятых норм, правил поведения в обществе, эмоционально-положительные реакции на межэтнические явления и процессы в жизни. Культура межнационального общения представляет свод правил, ограничений и свобод, которые должны позволить человеку и народу не быть ущемленными в правах и свободах и не ущемлять и не оскорблять права и чувства других народов. Культура межнационального общения - это особый тип культуры представителей разных национальностей, который характеризуется взаимодействием национальных культур, проявляющихся в национальном самосознании личности, терпении, такте и стремлении к межнациональному согласию во всех сферах. Одним из ключевых понятий, характеризующих сущность культуры межнационального общения, является понятие толерантности - понятие, которое ведет свою историю с эпохи раннего христианства, а во второй половине XX в. обретает международный характер. Проблема формирования толерантных качеств личности и толерантных отношений в обществе к тому времени встала настолько очевидно, что о ней заговорили на самом высоком государственном уровне. Генеральная Конференция ЮНЕСКО даже объявила 1995 год Международным годом толерантности и приняла особый документ – «Декларацию принципов терпимости», в которой утверждалось, что именно «толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира» [2, с.79]. Первое десятилетие XXI в. провозглашено ООН «Международным десятилетием культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты». В 2001 г. нашим государством была принята Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе на 2001-2005 гг.», которая отмечает особую актуальность работы по формированию толерантности среди российских граждан. Однако отлаженный механизм реализации провозглашённых прав и свобод человека до сих пор не создан. Сегодня, в век глобализации экономики, развития коммуникации, крупномасштабных миграций населения толерантность становится как никогда важна. Разнообразие всех сторон существования - социокультурных укладов, способов жизнедеятельности, социально-политических условий и т. д. – является особенностью современного человеческого мира. Каждый регион многолик по национальному составу населения, конфессиональной принадлежности, и поэтому эскалация нетерпимости и антагонизма потенциально угрожает всем частям мира и всем народам. Постоянно вспыхивающие межнациональные и межэтнические конфликты все яснее показывают, что от этой проблемы невозможно отгородиться национальными, государственными границами, она принимает глобальный характер, мешает человечеству решать насущные жизненные проблемы. Толерантность в новом тысячелетии – не просто условие гармоничных отношений в обществе, но способ выживания человечества. При этом очевидно, что для широкого распространения толерантности в обществе необходимо появление критической массы людей, способных к положительной адаптации в современном сложном и многообразном социуме. Толерантность сегодня является одним из условий успешной социализации, под которой мы понимаем сочетание приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. В современном обществе она рассматривается как одно из оснований конструктивного общения между людьми во всех сферах общественной жизни и призвана выступать как норма гражданского общества. При этом толерантность рассматривается как целостное проявление личности, выражающееся в позитивном взаимодействии членов общества, на основе сохранения индивидуальности каждого, взаимного уважения и равноправия сторон. Межэтническая толерантность понимается значительно шире, чем просто терпимое отношение к представителям разных этнических групп. В содержание этого понятия входят принципы общечеловеческой морали, проявляющиеся в уважении и обязательном соблюдении прав всех народов; в осознании единства и всеобщей взаимосвязи различных этнокультур, в широких знаниях о культуре своего народа и культурах различных народов, в особенности тех, с которыми осуществляется непосредственный контакт. В структуре культуры межнационального общения как характеристике личности целесообразно выделяют три взаимосвязанных и взаимозависимых компонента: когнитивный (знание человеком своей и инокультур, знание общечеловеческих ценностей, на которых строится любая национальная культура; признание равноправия и равнозначимости всех этнокультур), эмоциональный (эмоционально-ценностные отношения к людям другой национальности, чужим мнениям, культуре, традициям, обычаям и т.п.), деятельностный (поведение человека на основе взаимоуважения и взаимного согласия с людьми другой национальности в целях позитивного сотрудничества с ними). Критериями сформированности культуры межнационального общения являются: - знание своей культуры и особенностей инокультуры народа-носителя этой культуры на уровне осознания сходств и различий между своей и чужой культурами; - оценивание людей разных этнических групп прежде всего с позиции знания общечеловеческих ценностей; - проявление уважения и терпимости к разным привычкам, вкусам, взглядам, нормам жизни преставителей чужих этнокультур; - осознание значимости разнообразия культур и их равноценности; - эмпатия к людям разных этнических групп как стремление к сопереживанию, готовности принимать их позицию, восприимчивость к нуждам людей других этнических групп, способность и готовность прийти к ним на помощь; - стремление и способность к эффективному взаимодействию на основе взаимоуважения и взаимосогласия, на основе диалога культур [7, с.91]. В межэтническом общении важным требованием является учет национально-психологических особенностей контактирующих. Национально-психологические особенности – это своеобразное проявление национальных форм функционирования общечеловеческой психики. В полной мере они проявляются у отдельной личности или этнической группы только в деятельности. При этом проявляются отличия в способах деятельности, национальном характере, формах демонстрации психических состояний, эмоционально-волевом компоненте личностного самовыражения. На проявлении национальной специфики значительно влияют этническая культура, ее атрибуты, предпочитаемые национальные и народные ценности. Поэтому учителю необходимо владеть знаниями особенностей национальной культуры, языка, традиций и обычаев, что позволит ему полноценно осуществлять педагогический процесс и предотвращать межэтническую напряженность. 4. Эффективные формы воспитания у младших школьников культуры межнационального общения Формирование культуры межнационального общения является одним из актуальнейших вопросов современности, потребностью и одновременно характеристикой современного общества. Для нее важное значение имеет так называемая кросс-культурная грамотность, которая проявляется в способности сопереживать другим людям, чувствовать и понимать их проблемы, уважать и принимать культуру другого народа. При этом особое внимание необходимо обратить на воспитание исторической памяти, донесение до учащихся правды о становлении и развитии нашего многонационального государства, что очень важно для установления объективной истины и формирования личной позиции. Формировать культуру межнационального общения - значит решать несколько задач: 1. Воспитание уважения к человеку любой национальности. 2. Воспитание уважения к национальной культуре и национальному достоинству как своей, так и других народов. 3. Формирование бережного отношения к национальным чувствам и достоинству каждого человека независимо от его национальной принадлежности. 4. Воспитание гражданственности и патриотизма. 5. Воспитание толерантности. Термин «формирование» предполагает определенную завершенность, приобретение развивающейся личностью свода нормативных знаний, практических умений и навыков. В данном случае имеется в виду приобретение личностью совокупности знаний. Практических умений и навыков, опыта общения в области межнациональных отношений. Именно приобретенный практический опыт межнационального общения становится главным показателем и результатом формирования культуры межнационального общения. Формирование культуры межнационального общения в начальной школе предполагает следующие этапы: 1. Освоение родной культуры, ее истории, традиций, нравственных ценностей. 2. Формирование на этой основе чувства гордости за принадлежность к родному народу, а также уважения к культуре других народов. 3. Формирование потребности в освоении родной культуры и культуры народов-соседей, а также культуры межнациональных отношений. 4. Перевод нравственных знаний в поведенческие нормы, что возможно лишь при организации совместной социально значимой деятельности, направленной на воспитание культуры межнационального общения. Существует несколько подходов к воспитанию культуры межнационального общения учащихся. Так, когнитивный подход делает акцент на получение учащимися знаний и информации о культурах и межкультурных различиях разных народов. Эмоциональный подход ориентирован на трансформацию установок, связанных с межкультурным взаимодействием, чувствами людей по отношению к «иным» (от предубежденности к толерантности или даже к активному энтузиазму по развитию близких взаимоотношений). Кроме того, ориентированные на эмоции обучающие программы могут помочь учащимся справиться с неуверенностью и тревожностью в новой культурной среде и таким образом успешно адаптироваться к ней. Поведенческий подход призван формировать умения и навыки, которые повысят эффективность общения. По форме основные типы обучающих программ для индивидов, находящихся в ситуации межкультурного взаимодействия или готовящихся к нему, включают просвещение, ориентирование, инструктаж и тренинг. В качестве техник дидактического общекультурного просвещения также рассматривают лекции, дискуссии и видеоматериалы [8, с. 112]. Большую ценность для учащихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, самобытности искусства, художественных промыслов, праздников. Важно, чтобы учитель не только проявлял компетентность в этих вопросах, но и использовал накопленные знания в учебной и внеклассной работе (во время беседы, посещения учащимися краеведческих и литературных музеев, национальных культурных центров, театров, выставок, фольклорных концертов, просмотров фильмов национальных студий и т. д.). Целесообразно привлечение к воспитательной работе ветеранов, общение с которыми можно назвать настоящей школой патриотизма и интернационализма. Это могут быть не только участники Великой Отечественной войны, но и совсем молодые люди, за плечами которых Афганистан, Чечня и другие «горячие точки». Приближенность к реальным судьбам людей позволит более гибко и всесторонне обсуждать межнациональные проблемы. Первостепенное значение здесь имеет воспитание толерантности и веротерпимости. Преподавание следует основывать на сочетании интеллектуального, эмоционального и поведенческого уровней. Иначе информация не будет соответствовать характеру межкультурных контактов. Кроме того, не подлежит сомнению, что каким бы не был объем передаваемой информации, учащиеся не могут быть полностью подготовлены к межкультурному взаимодействию, их необходимо учить этому. Именно поэтому значительная часть моделей поликультурного образования делает акцент скорее на воспитании, нежели обучении. Их авторы исходят из того, что простой передачи знаний о культурно-этническом разнообразии мира недостаточно, и ребенок должен эмпирическим путем открывать для себя сходства и различия с «другими». Иными словами, программа межкультурного обучения должна быть направлена на развитие межкультурной компетентности - компетентности в общении (перцептивной, коммуникативной и интерактивной) с представителями других культур. Литература: 1. Бурковская Т. В. Социокультурная адаптация подростков из семей мигрантов: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Брянск, 2003. – 27 с. 2. Бондырева С. К., Мурашов А.А. Коммуникация: от диалога межличностного к диалогу межкультурному. – М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. - 384 с. 3. Гуляева А.Н. Социокультурная адаптация детей мигрантов // Психологическая наука и образование: электрон. журн. – 2010. – № 5. – [Электронный документ]. Режим доступа: www.psyedu.ru. (Дата обращения: 21.02.2015). 4. Захарченко Е. Ю. Дети-мигранты в атмосфере современной российской школы // Педагогика. – 2002. – № 9. – С. 47-53. 5. Лисагор М. В. Проблемы и пути решения миграции рабочей силы в РФ и РС(Я) // Экономика, управление, финансы: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 31-32. 6. Палаткина Г.В. Формирование этнотолерантности у младших школьников // Начальная школа. - 2003. - № 11. 7. Педагогика межнационального общения / Под ред. Д.И. Латышиной. - Ставрополь: Издательство СГПИ, 2008. - 168 с. 8. Седова Л. Н. Теория и методика воспитания: конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2006. – 206 с.
Задания:
Подготовить аннотированный список научно-педагогической литературы по теме лабораторного занятия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.95.170 (0.017 с.) |