Воспитательная система В.А. Сухомлинского Катя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитательная система В.А. Сухомлинского Катя

Поиск

• основание педагогической концепции (ведущая педагогическая идея системы):

Коллективное воспитание с акцентом на внимании к отдельному ребёнку. Приоритет воспитания перед обучением. Отдавал приоритет воспитанию патриотизма, гражданственности, а также таких нравственных качеств, как человечность, доброта, чуткость, отзывчивость, сострадательность, любовь к матери и другим членам семьи. Стержневая идея всей педагогической системы Сухомлинского – развитие самодеятельности, инициативы и творческих начал в ребёнке.

Его философско-педагогические воззрения заметно отличались от общепринятых в то время, не совпадали с официальной доктриной формирования личности.

 

• цель и содержание воспитания в системе:

 

Главная цель воспитания – гражданско-патриотическое формирование личности. Воспитание у ребенка личного отношения к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью.

Две важнейшие задачи учителя: во-первых, дать ученикам определенный запас знаний, во-вторых, научить учеников постоянно, всю жизнь пополнять и обогащать свои знания, научить самостоятельно пользоваться ценностями из сокровищницы человеческой культуры.

При этом в развитии детской индивидуальности В. А. Сухомлинский большое значение придавал знаниям, социальному опыту. Учение является для школьника ведущим видом деятельности, имеющим важное общественное значение, и связанные с ним успехи и неудачи приобретают социальную функцию и влияют на всю дальнейшую жизнь человека.

В целях достижения эффективности обучения В. А. Сухомлинским была разработана и реализована система развивающего обучения, в основу которой положен гуманизм, уважение к детям, вера в их творческие силы и возможности. Основными средствами в системе развивающего обучения В. А. Сухомлинского являются: природа, книга, сказка, труд.

Сухомлинский считал, что полноценное умственное воспитание может быть осуществлено при том условии, когда достоянием учащихся станут наиболее ценные интеллектуальные богатства человечества. В Павлышской школе Сухомлинским была поставлена практическая задача – добиться того, чтобы в умственном развитии учеников надлежащее место заняли основы наук о природе и труде, о человеческом организме и мышлении, об обществе и духовной жизни человека, об искусстве. Сухомлинский отмечает, что без ознакомления учащихся с основами геологии, минерологи, биохимии, космогонии, психологии, стилистики, этнографии немыслимо полноценное умственное воспитание.

В Павлышской школе большое значение придавалось математике в воспитании инициативы, трудолюбия, аккуратности, практичности. Педагоги Павлышской школы имели как бы две программы: одну – с обязательным материалом, другую – рассчитанную на постепенное приобщение учеников к более широким проблемам науки и техники. Для каждого вопроса из обязательной программы создавался своеобразный интеллектуальный фон материала необязательного.

В своей деятельности в Павлышской школе Сухомлинский использовал эксперимент – незаменимое средство интеллектуального обогащения труда, сочетания труда с мышлением, анализом.

 

• преобладающие виды деятельности:

Помимо уроков - вечера и чтения на различные темы, которые носили воспитательный характер. Технический, научно-предметные и юннатский кружки, в которых дети слушали лекции старших учеников, наблюдали явления природы, ставили опыты, проводилась другая внеклассная работа. Как отмечал Сухомлинский, занимающийся такой работой ученик не встречает в учении непреодолимых трудностей: чем больше он читает, пишет, думает, наблюдает, тем меньше он чувствует тяжесть учебного труда [11, с. 259].

• особенности методов, средств, форм реализации воспитательных целей и задач:

Основным принципом процесса обучения на всех его этапах В. А. Сухомлинский считал путь ребенка от успеха к успеху. Он считал, что если ребенок достигает успехов в учебе, то у него непременно будет желание учиться дальше. В педагогическом опыте В. А. Сухомлинского неудовлетворительные отметки в начальной школе полностью отсутствовали.

Принципы, на которых была основана педагогическая система В. А. Сухомлинского:

· доверие к детям,

· учение без принуждения,

· воспитание без наказаний,

· сотрудничество детей и взрослых,

· творческий труд и нравственная свобода,

· возможность выбора поступка, линии поведения, образа жизни,

· принятие ответственности за свой выбор.

 

Талантливые и одаренные дети обучались по индивидуальному плану. Сухомлинский считал, что «если учитель выводит наиболее способных учеников за пределы программы, интеллектуальная жизнь коллектива становится богатой, многогранной, и благодаря этому не отстают и самые слабые ученики».

Сухомлинский все общедидактические методы обучения разделял на две группы:

- методы, обеспечивающие первичное восприятие знаний и умений учащихся: рассказ, объяснение, лекция, описание; толкование понятий, инструктаж, беседа; самостоятельное чтение книги с целью первичного восприятия знаний; демонстрация и иллюстрация; показ трудового процесса, умения; самостоятельное наблюдение; экскурсия, практическая и лабораторная работа в процессе самостоятельного овладения знаниями; показ физических упражнений.

- методы осмысливания, развития и углубления знаний: упражнения, объяснение фактов и явлений природы, труда, общественной жизни; дискуссии, творческие письменные работы; изготовление учебных пособий и приборов, графические работы, лабораторные работы, эксперимент; управление машинами, механизмами, аппаратами с целью углубления, развития, применения знаний и умений; продолжительная трудовая деятельность, сочетающая цели практического труда и цели совершенствования умений и углубления знаний.

При этом основным методом считал слово, но не назидательное или подавляющее, а доброжелательное и располагающее. Он создал целую теорию слова и его воздействия на сознание и поведение ребенка.

 

• специфика взаимоотношений участников педагогического процесса:

 

Учителя и учеников должна объединять духовная общность, при которой забывается, что педагог – руководитель и наставник. Учитель в первую очередь должен уметь познавать духовный мир ребенка, понимать в каждом ребенке «личное». И именно к личности обращен педагог в своей деятельности, поэтому учитель – это человек, который не только овладел теорией педагогики, он еще и практик, чувствующий ребенка, он мыслитель, который соединяет теорию и практику воедино.

Увлеченность совместной с учащимися трудовой деятельностью – результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом. Такой стиль общения отличал деятельность В. А. Сухомлинского. Этот стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Увлеченность общим делом – источник дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлеченный поиск. Педагог, с одной стороны, должен быть старшим товарищем и наставником, а с другой – соучастником совместной деятельности. Необходимо формировать дружественность как определенный тон в отношениях педагога с коллективом.

• характер взаимодействия воспитательной системы с социумом:

Школа была тесно связана с родительской общественностью. В ней проводились «дни открытых дверей», а представители родительской общественности принимали непосредственное участие в учебно-воспитательном процессе как члены педагогического совета, как участники обсуждения вопросов обучения и воспитания.

Быларазработана система работы с родителями учащихся, которая помогала осуществить цели гуманизации воспитания. В. А. Сухомлинский был убежден, что все, что ослабляет повседневное участие семьи в воспитании детей, в конечном счете, ослабляет и школу. Поэтому одной из важнейших задач школы он видел в необходимости давать родителям элементарные знания по педагогике. Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей.

• «изюминка» данной воспитательной системы (нечто оригинальное, свойственной только ей, какая-либо педагогическая находка):

Новой в теории Сухомлинского, вызвавшей широкий отклик, была идея сближения школы и семьи, как он называл стиль – «содружества семьи и школы». Он пропагандировал идею возвращения педагогической ответственности в семью. Он писал, что не только школа воспитывает и дает образование, но и семья, причем с первого дня существования ребенка она выполняет эти же функции. Поэтому семья и школа должны развиваться вместе.

Семья и школа вместе должны развивать в ребенке чувство долга и ответственности, правила жизни в обществе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2496; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.101.7 (0.007 с.)