Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел IV физическая культура и спорт в дореволюционной России

Поиск

Раздел IV ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

Глава 10

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ НАРОДОВ НАШЕЙ СТРАНЫ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.

Археологические раскопки и этнографические исследования, про­водившиеся начтерритории СССР, дают основание говорить о том, что уже в древности существовали различные виды физических уп­ражнений и игр. У многих народов, проживающих сейчас на терри­тории СССР,, сохранились игры и физические упражнения, уходящие своими корнями в далекое прошлое. Они отражают охотничью, ры­боловную, скотоводческую, земледельческую, военную и бытовую деятельность племен и родов первобытного общества.

В древности бытовали верховая езда, стрельба из лука, метание разных предметов, разнообразные игры. У народов Севера нашей страны с IV—Ш тыс. до н. э. были распространены лыжи. Среди населения Сибири и Дальнего Востока сравнительно широко в вос­питательных целях использовались состязательные игры с бегом, метанием копья, дротиков и топора, плавание, гребля, игры «в мед­ведя» и «оленя». Хорошо было поставлено военно-физическое воспи­тание в Древней Грузии. Многие игры и физические упражнения русского, украинскего, белорусского народов, жителей средней Азии, Прибалтики берут свое начало с древних времен. В героическом эпосе разных народов нашей Родины отражены разнообразные фор­мы физической культуры, включающие в себя игры и физические ' упражнения, получившие распространение в последующие столетия. i. По мере разложения первобытнообщинного строя возникают классо­вые (рабовладельческое и феодальное) общества, основанные на частной собственности, эксплуатации и социальном неравенстве меж­ду людьми, что, в свою очередь, приводит к классовому характеру воспитания вообще и физического воспитания в частности. Это ярко проявилось в рабовладельческих и феодальных государствах Закав­казья, Средней Азии, Северного Причерноморья, Крыма, в-Киевской Руси и русеквм-цевдрад-нзосаниом-гвсудареФ&е. С образованием го­сударственных форм правления, с появлением имущественного не­равенства среди населения, с разделением общества на антагонисти­ческие классы дальнейшее развитие физической культуры и спорта проходит в двух основных направлениях: физическая культура на­родных масс и господствующего класса.


Краткие выводы

Возникновение и первоначальное развитие самобытной системы физического воспитания у народов, проживающих на современной территории СССР, относятся к самому раннему периоду человечес­кой истории. Многочисленные физические упражнения и игры, обусловленные трудовой, военной и бытовой жизнью, прошли боль­шой эволюционный путь. В этот период отечественной истории раз­витие физической культуры проходило По двум направлениям: физи­ческая культура народных масс и ■ господствующего класса.

Самобытная народная система физического воспитания отлича­лась разнообразием физических упражнений, игр, средств закалива­ния. Она служила одной из форм подготовки молодых людей' к тру­довой деятельности и защите Родины от чужеземных завоевателей. Однако из-за феодального гнета и эксплуатации народные массы не имели возможности для систематических занятий играми и физи­ческими упражнениями. Этому препятствовала и церковь, активно выступая против физических упражнений и игр крестьян и го­родских низов.

Система военно-физического воспитания рабовладельцев и фео­далов отражала их классовые устремления и была направлена на подготовку и воспитание людей, стоявших на страже интересов гос­подствующего класса. Эта система располагала лучшими материаль­ными возможностями для организации физического воспитания.

Постепенно военно-физическая подготовка вводится в русской армии и на флоте. Физическое воспитание вводится в систему дво­рянского образования, становится обязательным предметом в военных и некоторых гражданских учебных заведениях.

Вопросы физического воспитания все чаще поднимаются в меди­цинской, педагогической и просветительской литературе.


Глава 1!

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В РОССИИ СО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В. ДО ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

В 1856 г. закончилась Крымская война. Россия потерпела тяже­лое поражение, что привело к еще большему обострению кризиса феодально-крепостнической системы хозяйства. Возросло и стихийное движение крестьянства против крепостного права. Это заставило правительство встать на путь буржуазных реформ. В 1861 г. было отменено крепостное право, затем был проведен и ряд других ре­форм. Для развития физической культуры особенно важными были школьная реформа, дававшая возможность более широким слоям населения получать образование и несколько совершенствовать его содержание в области физического воспитания, а также воен­ная реформа, отменявшая рекрутский набор с 25-летним сроком службы и вводившая так называемую всеобщую воинскую повин­ность. Возникла необходимость в допризывной военной и физической подготовке молодежи, а также в улучшении системы обучения войск. Занятия гимнастикой стали вводиться в армии и в мужских учебных заведениях как обязательный предмет.

Отмена крепостного права и развитие промышленности привели к численному росту городского населения, к повышению активности во всех областях городской жизни. Это, в свою очередь, создало благоприятную обстановку для появления и развития спортивных организаций. В стране возникает спортивно-гимнастическое движение, сначала развивающееся среди буржуазной и отчасти дворянской мо­лодежи, а затем распространившееся на широкие слои городского населения. Царизм и буржуазия используют это движение в своих классовых интересах, идущих вразрез с интересами народных масс.

В это же время в русской национальной культуре развиваются ре­
волюционно-демократические идеи, направленные на использование
физического воспитания в интересах народа. «Есть две национальные
культуры в каждой национальной культуре, — пишет В. И. Ленин. —
Есть великорусская культура Пуришкевичей, Гучковых и Струве, но
есть также великорусская культура, характеризуемая именами Чер­
нышевского и Плеханова»*. Это ленинское положение полностью от­
носится и к оценке состояния физической культуры и спорта в капи­
талистической России. В конце XIX и начале XX в. в стране наряду
с буржуазным возникает и развивается рабочее спортивное движе­
ние, растет активность прогрессивных общественных организаций.
Высокого развития достигает передовая отечественная наука о физи­
ческом воспитании.,

S3


и дети сами регулируют физическую нагрузку. Во время игр улучша­ется обмен веществ в организме, значительно меньше травматических повреждении, чем при занятиях гимнастикой. С точки зрения педаго­гики игры также предпочтительнее, поскольку в них проявляется ини­циатива детей, а не действия по команде, как в гимнастике; игры бо­лее привлекательны, лучше содействуют воспитанию коллективизма. Наиболее полезными Е. А. Покровский считал народные игры. Но его мнению, веками развивавшиеся игры являются отражением различных сторон жизни народа, а потому они «и симпатичнее, и по­нятнее, и увлекательнее для детей». Е.М. Дементьев отдавал пред­почтение так называемым в то время английским, т. е. спортивным играм.

Хотя Е. А. Покровский и Е. М. Дементьев недооценивали гимнас­тику, не видя в ней преимуществ, значение их деятельности велико. Они отметили большую роль игр в деле физического и умственного воспитания детей, рассматривая их как средство развития самодея­тельности, инициативы, волевых качеств и патриотизма.

В Сибири большую работу в области спортивной медицины и фи­зической культуры развернул врач В. С. Пирусский (1857—1933 гг.), впоследствии основавший в Томске институт физической культуры.

В области общей теории физического воспитания активно работал В. Е. Игнатьев (1867—1927 гг.). Автором многих работ по спортив­ной медицине был В. В. Гориневский (1857—1937 гг.), который осо­бенно много сделал для науки о физическом воспитании уже в годы Советской власти.

Теория и система физического образования П. Ф. Лесгафта

Большую роль в развитии науки и практики физического воспита­ния сыграл П. Ф. Лесгафт (1837-1909 гг.). Окончив в 1861 г. меди­ко-хирургическую академию, П. Ф. Лесгафт сначала работал в обла­сти анатомии, а затем и физического воспитания.

В 1874 г. он опубликовал первую статью по вопросам гимнастики. В ней говорилось об основах естественной гимнастики, главным об­разом с точки зрения влияния ее на организм. В 1875 и 1876 гг. П. Ф. Лесгафт побывал в 13 западноевропейских странах, изучая там постановку физического воспитания учащихся. Вслед за этим он публикует целый ряд своих работ по анатомии, биологии, педагогике и физическому воспитанию. Наиболее важными из них были «Основы теоретической анатомии» (1892—1909 гг.), «Семейное воспитание» (1884 г.)* и «Руководство по физическому образованию детей школь­ного возраста»**.

В начале 1894 г. по инициативе П. Ф. Лесгафта перед министер­ством народного просвещения был поставлен вопрос об открытии курсов руководителей физических упражнений. Министерство реши­тельно воспротивилось совместному обучению мужчин и женщин на

* II часть труда вышла в 1890 г., III часть — в 1912 г. ** I часть была издана в 1888 г., II чаеть— в 1901 г.


I


П. Ф. Лесгафт со своими учениками (гимнастическая группа Высшей вольной школы). Начало XX в.

курсах. Лишь в 1896 г. было получено разрешение на открытие «Вре­менных курсов для приготовления руководительниц физических уп­ражнений и игр». Заведующим курсами был утвержден 11. Ф. Ле-

сгафт.

В годы первой русской революции курсы бы™ преобразованы в Высшую вольную школу. Лучшие ученые того времени читали здесь свои лекции. В помещении школы устраивались студенческие сходки, рабочие собрания. Здесь вел работу первый Совет рабочих депутатов, неоднократно в помещении Курсов выступал В. И. Ленин. Школа стала популярна среди передовой молодежи. В годы столыпинской реакции школа была закрыта. Занятия в ней возобновились лишь после смерти П. Ф. Лесгафта. В 1919 г, школа была преобразована в Институт физического образования *..

П. Ф. Лесгафт был первым ученым в России, начавшим изучать процесс физического воспитания с помощью методов научного иссле­дования Им было создано особое педагогическое направление в этой области. Целью всякого воспитания, в том числе и физического, уче­ный считал подготовку человека к творческому труду, с тем чтобы использовать свои силы с наименьшей тратой энергии для достиже­ния наилучших результатов. П. Ф. "Лесгафт считал, что в выборе дви­жений человек должен исходить из осознания целесообразности каж­дого отдельного действия по принципу «сначала мысль —потом действие». Чтобы заставить ученика мысленно работать, он даже отка­зался от показа упражнений, лишь объяснял их. Кроме того,

* С 1930 г.— Институт физической культуры им. П. Ф. Лесгафта.


П. Ф. Лесгафт считал упражнения на гимнастических снарядах не соответствующими анатомическому строению человека и потому не пригодными для детей. Возражал П. Ф. Лесгафт и против соревно­ваний, так как, по его мнению, сильные эмоциональные нагрузки ме­шали систематическому развитию духовных и физических сил моло­дого человека. Постепенность и последовательность в этом" процессе он считал одним из важнейших принципов.

Исходя из того, что главной задачей школы является образование, т. е. приобретение знаний и умений, свою систему П. Ф. Лесгафт на­звал системой физического образования. Она делилась на три ступени. Первая из них предназначалась для учащихся на­чальных классов. Задача физического образования заключалась в том, чтобы научить ребенка необходимым движениям: правильно бе­гать, прыгать, метать, производить движения всеми частями тела и т. п. Эти упражнения П. Ф. Лесгафт называл простыми.

Вторая ступень предназначалась для учащихся средних классов школы. Здесь применялись упражнения с увеличивающимся напря­жением "(например, при умении правильно бегать — стараться бегать как можно быстрее, при умении правильно прыгать — стараться прыгать как можно дальше или выше, при этом строго соблюдая по­степенность и последовательность).

Наконец, третья ступень, предназначенная для учащихся старших классов, имела целью научить молодых людей точно рассчитывать свои силы во времени и пространстве, т. е. пробегать определенное расстояние в точно определенное время, не быстрее и не медленнее, метать точно в цель и т. п.

Такая последовательность в разучивании техники движений впол­не оправдала себя на практике и широко применяется в настоящее время.

Наряду с перечисленными упражнениями П. Ф. Лесгафт предла­гал и контрольные упражнения в виде игр, в ходе которых проверя­лось, насколько хорошо усвоены движения.

Всю свою систему физического образования П. Ф. Лесгафт строил исходя из достижений современной ему науки. Его труды в области анатомии, педагогики, биологии, истории не потеряли своего значения и до настоящего времени.

Основные положения теории физического образования, разрабо­танные П. Ф. Лесгафтом, сводятся к следующему:

1) как умственное, так и физическое образование должно способ­
ствовать подготовке человека к высокопроизводительному труду на
благо всего общества;

2) творческая активность как умственной, так и физической дея­
тельности человека возможна лишь при сознательном выборе средств
для достижения поставленных целей. Поэтому одной из важных задач
физического образования П. Ф. Лесгафт считал выработку умения
сознательно воспринимать получаемые от упражнений результаты, а
также анализировать их;

3) к наиболее высокой производительности и продуктивности тру­
да способны только гармонично развитые люди, обладающие «идеаль­
но-нормальным организмом»;


 

4) под гармоничным развитием П. Ф. Лесгафт понимал правиль­
ное сочетание развития умственных и физических сил человека;

5) гармоничное развитие возможно лишь при соблюдении принци­
па постоянности и последовательности усложнения упражнений с
учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей физиче­
ского развития каждого человека;

6) правильное физическое развитие может быть осуществлено
только с помощью научно обоснованной системы физического обра-

'зования;

7) сама система физического образования должна состоять из
небольшого количества естественных движений, применяемых в раз­
личных условиях и в различной форме, постепенно усложняющихся
в зависимости от педагогических задач. Такими упражнениями
П. Ф. Лесгафт считал ходьбу, бег, прыжки, метания, борьбу, простые
гимнастические упражнения, игры, экскурсии.

Система Лесгафта не стала в России основой национальной систе­мы физического воспитания из-за отсутствия в стране квалифициро­ванных педагогов. К тому же по своей идее система не соответствова­ла интересам царского правительства и русской буржуазии. У самого П. Ф. Лесгафта было немало ошибочных положений, вытекающих из его формально-логического мировоззрения. Однако многие положе­ния его системы, оправдавшие себя на практике, вошли в качестве элементов в советскую систему физического воспитания.

Создавая свою систему физического образования, П. Ф. Лесгафт подверг критическому анализу системы физического воспитания в других странах. Он доказал, что упражнения зарубежных гимнасти­ческих систем часто не соответствуют анатомическому строению ор­ганизма. В то же время, критикуя немецкую и шведскую системы гимнастики, он не умалял значения гимнастики вообще, как это дела­ли другие, а, напротив, работал над созданием научно обоснованной системы физического образования с широким применением гимнасти­ческих упражнений.

6» 163


ра. "В 1908 г. русский фигурист Н. Панин-Коломенкин завое­вывает золотую медаль на Олимпиаде в Лондоне.

Русский олимпийский чемпион Н. А. Панин-Коломенкин. Лондон, 1908 г.

Довольно успешно в Рос­сии развивался велосипед­ный спорт. Уже в 1883 г. в Москве состоялись соревнова­ния по велосипедному спорту, а в 1884 г. — гонки в Петер­бурге. В начале 90-х годов по­являются кружки велосипедно­го спорта, а уже в середине 90-х годов русские велосипеди­сты активно участвуют в ро­зыгрышах первенства России и в международных соревнова­ниях. Так, в 1896 г.. М.Н.Дья­ков выиграл национальный приз Великобритании в Лондо­не. Некоторые велосипедисты принимали участие в больших международных пробегах: Ки­ев— Северная Африка, Петер­бург — Париж. С успехом вы­ступали в стране и за рубежом

велосипедисты С. Н. Уточкин, А. С. Бутылкин и др. В некоторых го­родах были построены велотреки.

Зарождение тяжелоатлетического спорта, включавше­го поднятие тяжестей и классическую борьбу, относится к 1885 г., когда доктор В. Ф. Краевский организовал у себя дома кружок тя­желой атлетики. Встречи с зарубежными спортсменами показали вы­сокую степень подготовленности русских атлетов. В дальнейшем некоторым из них удалось установить несколько мировых рекордов в поднятии тяжестей и успешно выступить на соревнованиях по борьбе. Русские борцы А. Петров и Н. Орлов завоевали серебряные медали на Играх IV Олимпиады в Лондоне в 1908 г., М. Клейн —на Играл V Олимпиады в Стокгольме в 1912 г. Всемирную известность среди борцов-профессионалов получили И.Поддубный, И. Заикин, Г. Гак-кеншмидт.

В 1913 г. был создан Всероссийский союз тяжелой атлетики.

С 80-х годов ведет свое начало и легкоатлетический спорт. Хотя отдельные эпизодические соревнования по бегу прово­дились и раньше, регулярные занятия начались лишь в кружке, орга­низованном П. П. Москвиным в пригороде Петербурга Тярлеве в 1887—1888 гг. В 1890 г. кружок получил название «Петербургский кружок любителей спорта». Он сыграл значительную роль в развитии легкой атлетики. В кружке проводились систематические занятия сначала по бегу, а затем и по другим видам легкой атлетики. В 1897 г. состоялись первые открытые соревнования кружка, а с 1908 г. регу-


Общество велосипедистов в залах здания Адмиралтейства. Петербург, 1882— 1883 гг.

лярно стали проводиться первенства России. К этому времени круж­ки легкой атлетики возникли и в других городах: Москве, Одессе, Киеве, Самаре, Астрахани. С 1901 г. эпизодически устраивались и «международные встречи.

К концу XIX в. относятся и первые соревнования по л ы ж н о м у спорту. В Петербурге они были проведены в 1894 г., в Москве — в 1895 г. В 1896 г. близ Петербурга в Парголове был образован клуб лыжников «Полярная звезда». С 1910 г. стали проводиться пер­венства-России по лыжному спорту на дистанцию 30 верст. Первым чемпионом страны был П. А. Бычков. В 1911 г. четыре лыжника (Гостев, Немухин, Елизаров и Захаров) совершили переход из Моск­вы в Петербург. Позднее подобные переходы из одного города в дру­гой проводились неоднократно. В 1912 г. клубом «Полярная звезда» были устроены первые соревнования по прыжкам с трамплина.

Широкое распространение в России получило плавание. Уже в первой половине XIX в. в столице появились школы плавания. В 1894 г. кружком любителей спорта в Петербурге были проведены соревнования по плаванию на 50 саженей (около 100 м). Позднее, в 1903 и 1904 гг., было организовано еще несколько соревнований в Петербурге, Риге, Гельсингфорсе. В 1908 г. в Сестрорецке впервые были проведены соревнования по водному поло.

Значительным событием в истории спортивного плавания было открытие в 1908 г. школы плавания в Шувалове, близ Петербурга. В этой школе учеников обучали различным способам плавания и прыжкам в воду. В Шуваловской школе регулярно проводились спор­тивные соревнования и -праздники. В 1912 г. в Москве образовалось


несколько спортивных обществ, культивировавших плавание: «Обще­ство любителей плавания», «Общество горнолыжного и водного спор­та», «Сходня», «Санитас». В Петербурге в 1913 г. обществом «Бога­тырь» была организована зимняя школа плавания.

Из спортивных игр в дореволюционной России наибольшее распространение получили футбол, теннис, хоккей и позднее баскет­бол. Другие игры либо существовали лишь в быту народа (городки, лапта, копкор, гуибози), либо оставались развлечением узкого круга людей (крикет, крокет).

Как вид спорта теннис стал распространяться раньше других спортивных игр. Им стали заниматься еще в 1860 г. в кружке «Нева». В 1868 г. в Петербурге был создан теннисный и крикетный клуб. Несколько позднее теннисные кружки появились в Москве, Киеве, Одессе, Ростове и других городах, но этот вид спорта оставался при­вилегией высших слоев общества. С 1903 г. русские теннисисты стали принимать участие в международных встречах.

Значительно более распространенными видами спортивных игр стали футбол и хоккей. Официальные соревнования по футболу нача­ли проводиться с 1897 г. В это время в Петербурге было уже несколько кружков любителей футбола. Почти одновременно этот вид спорта начал развиваться в Москве и Одессе, где ранее уже были одиночные команды. В 1902 г. в Петербурге была создана футбольная лига, вслед за ней футбольные лиги стали возникать и в других городах, которые, однако, объединяли далеко не все футбольные команды. В период с 1908 по 1914 г. почти во всех крупных городах России по­являются футбольные команды, не входящие ни в какие организации. Эти команды не имели ни площадок, ни уставов, состав игроков в них был непостоянным. Футбол стали культивировать даже некоторые гимнастические общества, а также общества, занимавшиеся ранее другими видами спорта. Эти неофициальные футбольные клубы уста­навливали свои правила игры, размеры площадок, терминологию, что, однако, не мешало им проводить между собой соревнования. С 1910 г. стали проводиться международные встречи по футболу, а в 1912 г. русские футболисты приняли участие в Играх V Олимпиады. Видным деятелем в области развития футбола среди молодежи в России был Г. А. Дюперрон (1877—1934 гг.).

Первые хоккейные игры были проведены в 1898 г., а к 1900 г. в Петербурге существовало уже три хоккейных клуба, однако такого развития, как футбол, хоккей не получил. Лучшими хоккейными командами были в Петербурге — «Юсупов сад» и «Нарва», в Моск­ве — «Унион», «Речной яхт-клуб».

В 1907 г. лучшая в России команда «Юсупов сад» совершила поездку по Европе. Проиграв первую встречу в Лейпциге (играли на фигурных коньках), юсуповцы одержали две победы над хоккеистами Берлина, одну победу над хоккеистами Норвегии и выиграли две иг­ры из трех у лучших команд Швеции (третья игра со шведами закон­чилась вничью). В 1914 г. был создан Всероссийский союз хоккейных клубов.

Значительного развития в России достигли и некоторые другие виды спорта, в частности фехтование, стрелковый спорт,


парусный спорт, гребля, хотя повсеместного распростране­ния эти виды получить не могли из-за отсутствия материальных усло­вий и ограниченного доступа к ним широких слоев населения. Не­смотря на это, русские спортсмены и по этим видам спорта добива­лись значительных успехов в международных соревнованиях. Так, фехтовальщик П. А. Заковорот в 1900 г. на международных соревно­ваниях во Франции был награжден золотой медалью за победу в фехтовании на эспадронах. Русскими стрелками были завоеваны 2 олимпийские медали (серебряная и бронзовая) на Играх V Олим­пиады в Стокгольме. На этих же Играх бронзовая медаль была при­суждена парусной яхте «Галия».

Что касается гимнастических организаций, то они по­лучили довольно широкое распространение уже в 60-х годах XIX сто­летия. В 1863 г. в Петербурге создается гимнастический кружок «Пальма», впоследствии создавший свои отделения и в других горо­дах. В 1868 г. было образовано гимнастическое общество в Москве. Несколько позднее в разных городах России были созданы организа­ции общества «Сокол», члены которого принимали участие в «Слетах соколов» в Праге.

Раздел IV ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

Глава 10



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1988; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.106.49 (0.014 с.)