Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел IV физическая культура и спорт в дореволюционной России↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Раздел IV ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ Глава 10 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ НАРОДОВ НАШЕЙ СТРАНЫ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. Археологические раскопки и этнографические исследования, проводившиеся начтерритории СССР, дают основание говорить о том, что уже в древности существовали различные виды физических упражнений и игр. У многих народов, проживающих сейчас на территории СССР,, сохранились игры и физические упражнения, уходящие своими корнями в далекое прошлое. Они отражают охотничью, рыболовную, скотоводческую, земледельческую, военную и бытовую деятельность племен и родов первобытного общества. В древности бытовали верховая езда, стрельба из лука, метание разных предметов, разнообразные игры. У народов Севера нашей страны с IV—Ш тыс. до н. э. были распространены лыжи. Среди населения Сибири и Дальнего Востока сравнительно широко в воспитательных целях использовались состязательные игры с бегом, метанием копья, дротиков и топора, плавание, гребля, игры «в медведя» и «оленя». Хорошо было поставлено военно-физическое воспитание в Древней Грузии. Многие игры и физические упражнения русского, украинскего, белорусского народов, жителей средней Азии, Прибалтики берут свое начало с древних времен. В героическом эпосе разных народов нашей Родины отражены разнообразные формы физической культуры, включающие в себя игры и физические ' упражнения, получившие распространение в последующие столетия. i. По мере разложения первобытнообщинного строя возникают классовые (рабовладельческое и феодальное) общества, основанные на частной собственности, эксплуатации и социальном неравенстве между людьми, что, в свою очередь, приводит к классовому характеру воспитания вообще и физического воспитания в частности. Это ярко проявилось в рабовладельческих и феодальных государствах Закавказья, Средней Азии, Северного Причерноморья, Крыма, в-Киевской Руси и русеквм-цевдр Краткие выводы Возникновение и первоначальное развитие самобытной системы физического воспитания у народов, проживающих на современной территории СССР, относятся к самому раннему периоду человеческой истории. Многочисленные физические упражнения и игры, обусловленные трудовой, военной и бытовой жизнью, прошли большой эволюционный путь. В этот период отечественной истории развитие физической культуры проходило По двум направлениям: физическая культура народных масс и ■ господствующего класса. Самобытная народная система физического воспитания отличалась разнообразием физических упражнений, игр, средств закаливания. Она служила одной из форм подготовки молодых людей' к трудовой деятельности и защите Родины от чужеземных завоевателей. Однако из-за феодального гнета и эксплуатации народные массы не имели возможности для систематических занятий играми и физическими упражнениями. Этому препятствовала и церковь, активно выступая против физических упражнений и игр крестьян и городских низов. Система военно-физического воспитания рабовладельцев и феодалов отражала их классовые устремления и была направлена на подготовку и воспитание людей, стоявших на страже интересов господствующего класса. Эта система располагала лучшими материальными возможностями для организации физического воспитания. Постепенно военно-физическая подготовка вводится в русской армии и на флоте. Физическое воспитание вводится в систему дворянского образования, становится обязательным предметом в военных и некоторых гражданских учебных заведениях. Вопросы физического воспитания все чаще поднимаются в медицинской, педагогической и просветительской литературе. Глава 1! ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В РОССИИ СО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В. ДО ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ В 1856 г. закончилась Крымская война. Россия потерпела тяжелое поражение, что привело к еще большему обострению кризиса феодально-крепостнической системы хозяйства. Возросло и стихийное движение крестьянства против крепостного права. Это заставило правительство встать на путь буржуазных реформ. В 1861 г. было отменено крепостное право, затем был проведен и ряд других реформ. Для развития физической культуры особенно важными были школьная реформа, дававшая возможность более широким слоям населения получать образование и несколько совершенствовать его содержание в области физического воспитания, а также военная реформа, отменявшая рекрутский набор с 25-летним сроком службы и вводившая так называемую всеобщую воинскую повинность. Возникла необходимость в допризывной военной и физической подготовке молодежи, а также в улучшении системы обучения войск. Занятия гимнастикой стали вводиться в армии и в мужских учебных заведениях как обязательный предмет. Отмена крепостного права и развитие промышленности привели к численному росту городского населения, к повышению активности во всех областях городской жизни. Это, в свою очередь, создало благоприятную обстановку для появления и развития спортивных организаций. В стране возникает спортивно-гимнастическое движение, сначала развивающееся среди буржуазной и отчасти дворянской молодежи, а затем распространившееся на широкие слои городского населения. Царизм и буржуазия используют это движение в своих классовых интересах, идущих вразрез с интересами народных масс. В это же время в русской национальной культуре развиваются ре S3 и дети сами регулируют физическую нагрузку. Во время игр улучшается обмен веществ в организме, значительно меньше травматических повреждении, чем при занятиях гимнастикой. С точки зрения педагогики игры также предпочтительнее, поскольку в них проявляется инициатива детей, а не действия по команде, как в гимнастике; игры более привлекательны, лучше содействуют воспитанию коллективизма. Наиболее полезными Е. А. Покровский считал народные игры. Но его мнению, веками развивавшиеся игры являются отражением различных сторон жизни народа, а потому они «и симпатичнее, и понятнее, и увлекательнее для детей». Е.М. Дементьев отдавал предпочтение так называемым в то время английским, т. е. спортивным играм. Хотя Е. А. Покровский и Е. М. Дементьев недооценивали гимнастику, не видя в ней преимуществ, значение их деятельности велико. Они отметили большую роль игр в деле физического и умственного воспитания детей, рассматривая их как средство развития самодеятельности, инициативы, волевых качеств и патриотизма. В Сибири большую работу в области спортивной медицины и физической культуры развернул врач В. С. Пирусский (1857—1933 гг.), впоследствии основавший в Томске институт физической культуры. В области общей теории физического воспитания активно работал В. Е. Игнатьев (1867—1927 гг.). Автором многих работ по спортивной медицине был В. В. Гориневский (1857—1937 гг.), который особенно много сделал для науки о физическом воспитании уже в годы Советской власти. Теория и система физического образования П. Ф. Лесгафта Большую роль в развитии науки и практики физического воспитания сыграл П. Ф. Лесгафт (1837-1909 гг.). Окончив в 1861 г. медико-хирургическую академию, П. Ф. Лесгафт сначала работал в области анатомии, а затем и физического воспитания. В 1874 г. он опубликовал первую статью по вопросам гимнастики. В ней говорилось об основах естественной гимнастики, главным образом с точки зрения влияния ее на организм. В 1875 и 1876 гг. П. Ф. Лесгафт побывал в 13 западноевропейских странах, изучая там постановку физического воспитания учащихся. Вслед за этим он публикует целый ряд своих работ по анатомии, биологии, педагогике и физическому воспитанию. Наиболее важными из них были «Основы теоретической анатомии» (1892—1909 гг.), «Семейное воспитание» (1884 г.)* и «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста»**. В начале 1894 г. по инициативе П. Ф. Лесгафта перед министерством народного просвещения был поставлен вопрос об открытии курсов руководителей физических упражнений. Министерство решительно воспротивилось совместному обучению мужчин и женщин на * II часть труда вышла в 1890 г., III часть — в 1912 г. ** I часть была издана в 1888 г., II чаеть— в 1901 г. I П. Ф. Лесгафт со своими учениками (гимнастическая группа Высшей вольной школы). Начало XX в. курсах. Лишь в 1896 г. было получено разрешение на открытие «Временных курсов для приготовления руководительниц физических упражнений и игр». Заведующим курсами был утвержден 11. Ф. Ле- сгафт. В годы первой русской революции курсы бы™ преобразованы в Высшую вольную школу. Лучшие ученые того времени читали здесь свои лекции. В помещении школы устраивались студенческие сходки, рабочие собрания. Здесь вел работу первый Совет рабочих депутатов, неоднократно в помещении Курсов выступал В. И. Ленин. Школа стала популярна среди передовой молодежи. В годы столыпинской реакции школа была закрыта. Занятия в ней возобновились лишь после смерти П. Ф. Лесгафта. В 1919 г, школа была преобразована в Институт физического образования *.. П. Ф. Лесгафт был первым ученым в России, начавшим изучать процесс физического воспитания с помощью методов научного исследования Им было создано особое педагогическое направление в этой области. Целью всякого воспитания, в том числе и физического, ученый считал подготовку человека к творческому труду, с тем чтобы использовать свои силы с наименьшей тратой энергии для достижения наилучших результатов. П. Ф. "Лесгафт считал, что в выборе движений человек должен исходить из осознания целесообразности каждого отдельного действия по принципу «сначала мысль —потом действие». Чтобы заставить ученика мысленно работать, он даже отказался от показа упражнений, лишь объяснял их. Кроме того, * С 1930 г.— Институт физической культуры им. П. Ф. Лесгафта. П. Ф. Лесгафт считал упражнения на гимнастических снарядах не соответствующими анатомическому строению человека и потому не пригодными для детей. Возражал П. Ф. Лесгафт и против соревнований, так как, по его мнению, сильные эмоциональные нагрузки мешали систематическому развитию духовных и физических сил молодого человека. Постепенность и последовательность в этом" процессе он считал одним из важнейших принципов. Исходя из того, что главной задачей школы является образование, т. е. приобретение знаний и умений, свою систему П. Ф. Лесгафт назвал системой физического образования. Она делилась на три ступени. Первая из них предназначалась для учащихся начальных классов. Задача физического образования заключалась в том, чтобы научить ребенка необходимым движениям: правильно бегать, прыгать, метать, производить движения всеми частями тела и т. п. Эти упражнения П. Ф. Лесгафт называл простыми. Вторая ступень предназначалась для учащихся средних классов школы. Здесь применялись упражнения с увеличивающимся напряжением "(например, при умении правильно бегать — стараться бегать как можно быстрее, при умении правильно прыгать — стараться прыгать как можно дальше или выше, при этом строго соблюдая постепенность и последовательность). Наконец, третья ступень, предназначенная для учащихся старших классов, имела целью научить молодых людей точно рассчитывать свои силы во времени и пространстве, т. е. пробегать определенное расстояние в точно определенное время, не быстрее и не медленнее, метать точно в цель и т. п. Такая последовательность в разучивании техники движений вполне оправдала себя на практике и широко применяется в настоящее время. Наряду с перечисленными упражнениями П. Ф. Лесгафт предлагал и контрольные упражнения в виде игр, в ходе которых проверялось, насколько хорошо усвоены движения. Всю свою систему физического образования П. Ф. Лесгафт строил исходя из достижений современной ему науки. Его труды в области анатомии, педагогики, биологии, истории не потеряли своего значения и до настоящего времени. Основные положения теории физического образования, разработанные П. Ф. Лесгафтом, сводятся к следующему: 1) как умственное, так и физическое образование должно способ 2) творческая активность как умственной, так и физической дея 3) к наиболее высокой производительности и продуктивности тру
4) под гармоничным развитием П. Ф. Лесгафт понимал правиль 5) гармоничное развитие возможно лишь при соблюдении принци 6) правильное физическое развитие может быть осуществлено 'зования; 7) сама система физического образования должна состоять из Система Лесгафта не стала в России основой национальной системы физического воспитания из-за отсутствия в стране квалифицированных педагогов. К тому же по своей идее система не соответствовала интересам царского правительства и русской буржуазии. У самого П. Ф. Лесгафта было немало ошибочных положений, вытекающих из его формально-логического мировоззрения. Однако многие положения его системы, оправдавшие себя на практике, вошли в качестве элементов в советскую систему физического воспитания. Создавая свою систему физического образования, П. Ф. Лесгафт подверг критическому анализу системы физического воспитания в других странах. Он доказал, что упражнения зарубежных гимнастических систем часто не соответствуют анатомическому строению организма. В то же время, критикуя немецкую и шведскую системы гимнастики, он не умалял значения гимнастики вообще, как это делали другие, а, напротив, работал над созданием научно обоснованной системы физического образования с широким применением гимнастических упражнений. 6» 163 ра. "В 1908 г. русский фигурист Н. Панин-Коломенкин завоевывает золотую медаль на Олимпиаде в Лондоне.
Довольно успешно в России развивался велосипедный спорт. Уже в 1883 г. в Москве состоялись соревнования по велосипедному спорту, а в 1884 г. — гонки в Петербурге. В начале 90-х годов появляются кружки велосипедного спорта, а уже в середине 90-х годов русские велосипедисты активно участвуют в розыгрышах первенства России и в международных соревнованиях. Так, в 1896 г.. М.Н.Дьяков выиграл национальный приз Великобритании в Лондоне. Некоторые велосипедисты принимали участие в больших международных пробегах: Киев— Северная Африка, Петербург — Париж. С успехом выступали в стране и за рубежом велосипедисты С. Н. Уточкин, А. С. Бутылкин и др. В некоторых городах были построены велотреки. Зарождение тяжелоатлетического спорта, включавшего поднятие тяжестей и классическую борьбу, относится к 1885 г., когда доктор В. Ф. Краевский организовал у себя дома кружок тяжелой атлетики. Встречи с зарубежными спортсменами показали высокую степень подготовленности русских атлетов. В дальнейшем некоторым из них удалось установить несколько мировых рекордов в поднятии тяжестей и успешно выступить на соревнованиях по борьбе. Русские борцы А. Петров и Н. Орлов завоевали серебряные медали на Играх IV Олимпиады в Лондоне в 1908 г., М. Клейн —на Играл V Олимпиады в Стокгольме в 1912 г. Всемирную известность среди борцов-профессионалов получили И.Поддубный, И. Заикин, Г. Гак-кеншмидт. В 1913 г. был создан Всероссийский союз тяжелой атлетики. С 80-х годов ведет свое начало и легкоатлетический спорт. Хотя отдельные эпизодические соревнования по бегу проводились и раньше, регулярные занятия начались лишь в кружке, организованном П. П. Москвиным в пригороде Петербурга Тярлеве в 1887—1888 гг. В 1890 г. кружок получил название «Петербургский кружок любителей спорта». Он сыграл значительную роль в развитии легкой атлетики. В кружке проводились систематические занятия сначала по бегу, а затем и по другим видам легкой атлетики. В 1897 г. состоялись первые открытые соревнования кружка, а с 1908 г. регу- Общество велосипедистов в залах здания Адмиралтейства. Петербург, 1882— 1883 гг. лярно стали проводиться первенства России. К этому времени кружки легкой атлетики возникли и в других городах: Москве, Одессе, Киеве, Самаре, Астрахани. С 1901 г. эпизодически устраивались и «международные встречи. К концу XIX в. относятся и первые соревнования по л ы ж н о м у спорту. В Петербурге они были проведены в 1894 г., в Москве — в 1895 г. В 1896 г. близ Петербурга в Парголове был образован клуб лыжников «Полярная звезда». С 1910 г. стали проводиться первенства-России по лыжному спорту на дистанцию 30 верст. Первым чемпионом страны был П. А. Бычков. В 1911 г. четыре лыжника (Гостев, Немухин, Елизаров и Захаров) совершили переход из Москвы в Петербург. Позднее подобные переходы из одного города в другой проводились неоднократно. В 1912 г. клубом «Полярная звезда» были устроены первые соревнования по прыжкам с трамплина. Широкое распространение в России получило плавание. Уже в первой половине XIX в. в столице появились школы плавания. В 1894 г. кружком любителей спорта в Петербурге были проведены соревнования по плаванию на 50 саженей (около 100 м). Позднее, в 1903 и 1904 гг., было организовано еще несколько соревнований в Петербурге, Риге, Гельсингфорсе. В 1908 г. в Сестрорецке впервые были проведены соревнования по водному поло. Значительным событием в истории спортивного плавания было открытие в 1908 г. школы плавания в Шувалове, близ Петербурга. В этой школе учеников обучали различным способам плавания и прыжкам в воду. В Шуваловской школе регулярно проводились спортивные соревнования и -праздники. В 1912 г. в Москве образовалось несколько спортивных обществ, культивировавших плавание: «Общество любителей плавания», «Общество горнолыжного и водного спорта», «Сходня», «Санитас». В Петербурге в 1913 г. обществом «Богатырь» была организована зимняя школа плавания. Из спортивных игр в дореволюционной России наибольшее распространение получили футбол, теннис, хоккей и позднее баскетбол. Другие игры либо существовали лишь в быту народа (городки, лапта, копкор, гуибози), либо оставались развлечением узкого круга людей (крикет, крокет). Как вид спорта теннис стал распространяться раньше других спортивных игр. Им стали заниматься еще в 1860 г. в кружке «Нева». В 1868 г. в Петербурге был создан теннисный и крикетный клуб. Несколько позднее теннисные кружки появились в Москве, Киеве, Одессе, Ростове и других городах, но этот вид спорта оставался привилегией высших слоев общества. С 1903 г. русские теннисисты стали принимать участие в международных встречах. Значительно более распространенными видами спортивных игр стали футбол и хоккей. Официальные соревнования по футболу начали проводиться с 1897 г. В это время в Петербурге было уже несколько кружков любителей футбола. Почти одновременно этот вид спорта начал развиваться в Москве и Одессе, где ранее уже были одиночные команды. В 1902 г. в Петербурге была создана футбольная лига, вслед за ней футбольные лиги стали возникать и в других городах, которые, однако, объединяли далеко не все футбольные команды. В период с 1908 по 1914 г. почти во всех крупных городах России появляются футбольные команды, не входящие ни в какие организации. Эти команды не имели ни площадок, ни уставов, состав игроков в них был непостоянным. Футбол стали культивировать даже некоторые гимнастические общества, а также общества, занимавшиеся ранее другими видами спорта. Эти неофициальные футбольные клубы устанавливали свои правила игры, размеры площадок, терминологию, что, однако, не мешало им проводить между собой соревнования. С 1910 г. стали проводиться международные встречи по футболу, а в 1912 г. русские футболисты приняли участие в Играх V Олимпиады. Видным деятелем в области развития футбола среди молодежи в России был Г. А. Дюперрон (1877—1934 гг.). Первые хоккейные игры были проведены в 1898 г., а к 1900 г. в Петербурге существовало уже три хоккейных клуба, однако такого развития, как футбол, хоккей не получил. Лучшими хоккейными командами были в Петербурге — «Юсупов сад» и «Нарва», в Москве — «Унион», «Речной яхт-клуб». В 1907 г. лучшая в России команда «Юсупов сад» совершила поездку по Европе. Проиграв первую встречу в Лейпциге (играли на фигурных коньках), юсуповцы одержали две победы над хоккеистами Берлина, одну победу над хоккеистами Норвегии и выиграли две игры из трех у лучших команд Швеции (третья игра со шведами закончилась вничью). В 1914 г. был создан Всероссийский союз хоккейных клубов. Значительного развития в России достигли и некоторые другие виды спорта, в частности фехтование, стрелковый спорт, парусный спорт, гребля, хотя повсеместного распространения эти виды получить не могли из-за отсутствия материальных условий и ограниченного доступа к ним широких слоев населения. Несмотря на это, русские спортсмены и по этим видам спорта добивались значительных успехов в международных соревнованиях. Так, фехтовальщик П. А. Заковорот в 1900 г. на международных соревнованиях во Франции был награжден золотой медалью за победу в фехтовании на эспадронах. Русскими стрелками были завоеваны 2 олимпийские медали (серебряная и бронзовая) на Играх V Олимпиады в Стокгольме. На этих же Играх бронзовая медаль была присуждена парусной яхте «Галия». Что касается гимнастических организаций, то они получили довольно широкое распространение уже в 60-х годах XIX столетия. В 1863 г. в Петербурге создается гимнастический кружок «Пальма», впоследствии создавший свои отделения и в других городах. В 1868 г. было образовано гимнастическое общество в Москве. Несколько позднее в разных городах России были созданы организации общества «Сокол», члены которого принимали участие в «Слетах соколов» в Праге. Раздел IV ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ Глава 10
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1988; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.183.77 (0.012 с.) |