Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Зарождение рабочего спортивного движения в РоссииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Зарождение рабочего спортивного движения в России относится к концу XIX в. В 1897 г. рабочие Путиловского завода в Петербурге Фатьянов'и. Березин организовали Екатерингофский кружок любителей спорта. Члены кружка занимались легкой атлетикой и играли в футбол. Такие же кружки создавались на заводах и фабриках Москвы и других городов. Это было связано с подъемом революционного движения в России и усилением борьбы рабочего класса против царизма и буржуазии. Рабочий спорт стал составлять неотъемлемую часть деятельности боевых дружин, являясь средством военно-физической подготовки революционных отрядов. Партия большевиков придавала большое значение физической подготовке пролетариата. Ее требования о сохранении физических и нравственных сил трудящихся были зафиксированы в первой программе в 1903 г. В кружках самообороны, созданных для борьбы с - черносотенцами, руководители боевых отрядов обучали бойцов прео- долению препятствий, оорьое с вооруженным противником, метанию в цель, фехтованию на палках, кулачным боям. Применялись и обычные народные игры и упражнения. Занятия обычно проводились в воскресные дни, за городом, куда выезжали под видом праздничных гуляний. Такие дружины существовали не только в Петербурге и Москве, но и в других крупных промышленных центрах, таких, как Иваново-Вознесенск, Луганск и др. После подавления царизмом революции 1905 г. политическая деятельность рабочих организаций ослабла, но не угасла совсем. Велась революционная пропаганда, спортивные организации привлекались к распространению политической литературы и выполнению других заданий партийных организаций. Известно, например, о деятельности футбольных команд рабочих в Донбассе. Вместе с тем росло и количество рабочих спортивных кружков. Не все они занимались революционной пропагандой, но, объединяя рабочую молодежь, сплачивали коллективы и содействовали рооту организованности и сознательности рабочего класса. Так, в 1908 г. на Путиловском заводе в Петербурге рабочими было создано несколько футбольных команд и групп рабочих-спортсменов, занимавшихся тяжелой атлетикой. Такие же организации появились и на некоторых других заводах Петербурга (кружки «Нева», «Лесновский» и др.). . Буржуазия, не имея возможности диктовать свою волю этим организациям, боролась с ними с помощью полиции, не допускала их в спортивные лиги и к соревнованиям. Некоторые из кружков были аакрыты полицией (например, «Рогожский» кружок Москвы, выигравший кубок журнала «К спорту»). Иногда буржуазия сама создавала спортивные кружки для рабочих, чтобы держать их под своим политическим контролем. Так, фабриканты Морозовы в 1908 г. организовали для рабочих «Клуб спорта» в Орехове, а затем создали целую сеть футбольных кружков, объединившихся в футбольную лигу. В Петербурге администрация Путиловского завода организовала кружок любителей спорта, надеясь втянуть в него рабочих-спортсменов. Подобные же кружки возникали в Харькове, Краматорске, Юзовке и других городах. В некоторых городах создавались клубы для служащих Русско-азиатского банка. Такая же картина наблюдалась и в высших учебных заведениях. Если раньше чиновники министерства просвещения и полиция препятствовали созданию каких-либо кружков среди студентов, усматривая в них опасные для себя организации, то после революции 1905 г. их тактика изменилась. С целью отвлечения студентов от политической деятельности спортивные кружки стали поощряться. Так, Петербургский электротехнический институт для организации спортивного кружка, насчитывавшего около 400 человек, получил субсидию у министерства внутренних дел. В 1911 г. в Петербурге была организована спортивная студенческая лига, руководившая городскими соревнованиями. К началу первой мировой войны в России насчитывалось 40 зарегистрированных студенческих кружков (в Петербурге — 13, в Москве —6, в Киеве —4, в других городах —по 1—2 кружка). Однако по сравнению с общим числом спортивных организаций в стране числЪ рабочих и студенческих спортивных организаций было все же невелико. В годы нового революционного подъема начался рост числа рабочих спортивных организаций, а также усилилось влияние демократических элементов в буржуазно-демократических организациях. Это вызвало тревогу царского правительства и реакционной буржуазии и побудило их установить еще более действенный контроль за спортивно-гимнастическим движением. В 1913 г. правительство решило взять в свои' руки руководство спортом и создало «Канцелярию Главно-наблюдающего за физическим развитием народонаселения Российской империи». Во главе ее был поставлен генерал из личной свиты Николая II —комендант Зимнего дворца Воейков, который и прежде осуществлял негласное наблюдение за спортивно-гимнастическим движением в России и постановкой физического воспитания в средней школе. В 1914 г. при Главнонаблюдающем был создан Временный совет из представителей отдельных ведомств и спортивно-гимнастических обществ. Воейков лично докладывал Николаю II о ходе дел и вносил свои проекты, не считаясь даже с советом министров. Временный совет просуществовал до Октябрьской социалистической революции. Физическая подготовка в армии и военно-учебных заведениях Значительная активность в области физической подготовки была проявлена в армии. Сразу же после поражения в Крымской войне были пересмотрены все военные уставы, в обучение войск была введена гимнастика. В 1859 г. были утверждены «Правила для обучения гимнастике в войсках». Это была компилятивная система гимнастики, включавшая в себя, гимнастические упражнения шведского типа, упражнения на гимнастических снарядах, принятые в немецкой гимнастике (параллельные брусья, перекладина, конь), и военно-прикладные упражнения в беге и в преодолении препятствий. Несколько позднее было введено обучение штыковому бою. Физическая подготовка в войсках и военно-учебных заведениях 5ыла введена при активном участии генералов М. И. Драгомирова (1830—1905 гг.) и А. Д. Бутовского (1838—1917 гг.). М. И. Драгомиров, являясь последователем А. В. Суворова, в своих трудах по тактике и обучению войск большое внимание уделял физической подготовке солдат. В его систему пходили обучение действию штыком,' преодоление штурмовой полосы, удары по подвижной мишени. Он требовал взаимопомощи и целенаправленности в действиях, осмысленного выполнения упражнений. А. Д. Бутовский был крупным специалистом в области физической подготовки в армии и военно-учебных заведениях. Им были разработаны многие вопросы методики проведения занятий физическими упражнениями, изложенные в учебных пособиях, руководствах, статьях. Среди них наиболее известны «Наставления для производ- ства гимнастических упражнений в гражданских учебных заведениях» (1890 г.), «Полевая гимнастика в государствах Западной Европы» (1897 г.), «Записки по истории и методике телесных упражнений» (1913 г.). А. Д. Бутовский создал курсы для подготовки преподавателей физического воспитания. Он представлял Россию на Конгрессе в Париже, когда создавался Международный олимпийский комитет (1894 г.), и был избран его членом, присутствовал на Играх I Олимпиады в Афинах (1896 г.), участвовал в работе Олимпийского конгресса в Брюсселе (1905 г.), где обсуждались вопросы физического воспитания. К работе в военном ведомстве привлекался и П. Ф. Лесгафт, который руководил курсами учителей гимнастики для учебных заведений военного ведомства. Однако, несмотря на усилия прогрессивных деятелей, в целом фи-вическая подготовка в армии и военно-учебных заведениях оставалась неудовлетворительной. Один из генералов, проверявший состояние физической подготовки в войсковых частях, выразился вполне определенно: «Мы ничего не потеряли бы, если бы ее не было совсем». Положительный опыт отдельных воинских частей и учебных заведений использовали слабо. Отсутствие квалифицированных руководителей отрицательно сказывалось на разработке теоретических и организационно-методических основ. Лишь после поражения в русско-японской войне царское правительство принимает более действенные меры, организуя при военных округах и в столице курсы для офицеров и солдат по гимнастике и некоторым видам спорта. Большую роль в развитии спорта среди' офицерского состава сыграла военная фехтовально-гимнастическая школа, основанная в Петербурге в 1909 г., с годовым сроком обучения. Слушатели школы активно участвовали во всех соревнованиях. Уже через год после основания школы в Петербурге были проведены показательные выступления ее выпускников по гимнастике, фехтованию и легкой атлетике. В 1911 г. в Петербурге состоялись соревнования по легкой атлетике на приз военного ведомства. С этого же года подобные соревнования проводились для учащихся военно-учебных заведений, а с 1912 г.—-в гвардейских и гренадерских полках и флотских экипажах. Что касается армейских частей, то в некоторых из них проводились соревнования в беге, ходьбе на лыжах и других видах спорта по личной инициативе офицеров. В конце 1910 г. было принято новое «Наставление для обучения войск гимнастике». В основном оно включало упражнения на гимнастических снарядах сокольского типа, так называемые вольные упражнения, упражнения с ружьем или палкой, пирамиды и некоторые другие упражнения военно-прикладного характера. К наставлению прилагались краткие сведения по анатомии и физиологии человека и ноты для музыкального сопровождения гимнастических упражнений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 864; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.118.36 (0.007 с.) |