Физическое воспитание в учебных заведениях



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физическое воспитание в учебных заведениях



В ходе школьной реформы 60 — 70-х гг. были приняты новые положения и уставы о народных училищах, гимнази­ях и университетах. Эти реформы в очень малой степени коснулись постановки физического воспитания в учебных заведениях.

В 1862 г. кадетские корпуса были реорганизованы в во­енные гимназии, в них был расширена программа изучае­мых предметов, приглашены лучшие педагоги, а также гим-

106

назии отличались хорошей постановкой физического вос­питания.

В начале 80-х гг. гимназии были вновь переименованы в кадетские корпуса и гимнастика в них стала дополнитель­ным средством военной муштры и издевательства над каде­тами.

С 1872 г. гимнастика стала обязательным предметом в реальных училищах.

В 1873 г. было издано руководство по гимнастике для сельских школ.

В 1889 г. вышла в свет «Инструкция и программа пре­подавания гимнастики в мужских учебных заведениях и в армии». Несмотря на то, что этим документом предусмат­ривались занятия строевыми и военными упражнениями, а также развитие физических качеств, на практике она мало, где применялась.

В общем, в учебных заведениях не было специалистов и материальной базы для проведения занятий физическими упражнениями. Государственные органы не проявляли за­интересованности в улучшении постановки физического воспитания.

Лишь общественные деятели и отдельные педагоги стремились к тому, чтобы улучшить положение дел с физи­ческим воспитанием детей. Они во внеучебное время орга­низовывали детские игры, создавали спортплощадки и кружки для занятий физическими упражнениями. Но и их забота во многом сводилась на нет теми тяжелейшими ус­ловиями, в которых жила основная масса детей в России.

В начале XX в. наблюдается подъем физического вос­питания и спорта в учебных заведениях.

В 1904 г. при министерстве народного просвещения создается врачебно-санитарный отдел, в обязанности кото­рого входило наблюдение за физическим состоянием и здо­ровьем детей.

107

В 1908 г. по инициативе военного министра и с участи­ем Николая II в начальных школах вводится обучение во­енному строю и гимнастике. Преподавателями были унтер-офицеры, солдаты,урядники.

В этот период создаются отряды «потешных», где дети обучались военному строю, гимнастическим упражнениям, принятым в армии, военным играм. В течение трех лет (1910— 1912 гг.) военный министр и Николай II проводили и присутствовали на парадах «потешных». К 1914 г. эти отряды перестали существовать.

В средних учебных заведениях — частных гимназиях, реальных и коммерческих училищах, кадетских корпусах -учились дети дворян, буржуазии, чиновников. Занятия по физическому воспитанию в этих заведениях проводились на более высоком уровне специально обученными педаго­гами. На них отводилось 2-3 часа в неделю,.

В 1913 г. вопрос о состоянии физического воспитания в средних учебных заведениях поднимался на заседании в Государственной думе. В результате министр народного просвещения Игнатьев утвердил комиссию по физическому воспитанию в средних школах, которая разработала про­грамму, с учетом занятий спортом и ручным трудом.

В учебных заведениях России не было единой методики преподавания гимнастики. Все зависело от подготовки учи­телей. В большинстве средних учебных заведений занятия строились по методу сокольской гимнастики, в некоторых преобладала шведская или немецкая гимнастика. Выпуск­ники курсов П.Ф. Лесгафта проводили уроки, используя средства и методы, разработанные русским ученым.

Во внеурочное время, по инициативе замечательных рус­ских педагогов Н.С. Филитиса, Н.О. Массалитовой, И.Я. Гер-да, Н.В. Зака, с детьми организовывались экскурсии, сорев­нования, занятия спортом, игры.

К этому периоду относится и создание скаутских отря­дов, основной задачей которых являлось пополнение рядов

108

офицеров, преданных царю. Педагогами являлись скаут-мастера из Англии. Детей учили заниматься разведкой, по­могать полиции и т.д. Средствами физического воспитания являлись элементы сокольской гимнастики, различные ви­ды спорта и военизированные игры.

С начала XX в. гимнастика, спорт и игры получают рас­пространение среди студентов. Чтобы отвлечь студентов от политической борьбы, разрешено было организовывать спортивные секции. В университетах Петербурга, Москвы, Киева, Томска создаются кружки спорта, гимнастики и игр. В 1911 г. организовываются С.-Петербургская, а в 1914 г. Московская городские спортивные лиги студентов, которые стали проводить соревнования среди учащихся высших учебных заведений.

К началу Первой мировой войны в России было 105 ву­зов, в 40 из них — спортивные кружки по фехтованию, лы­жам, конькам, гимнастике, футболу, борьбе, легкой атлети­ке. Самодеятельное развитие не могло компенсировать от­сутствие физического воспитания как обязательного пред­мета в учебных планах вузов.

Развитие спорта и участие русских спортсменов

В международных соревнованиях.

Российские Олимпиады

После реформ XIX века возникли спортивные общества и клубы, доступ в которые имели лишь представители крупной буржуазии и дворянства. Первыми были «С.-Петербургский речной яхт-клуб» (1860) и «Речной яхт-клуб» в Москве (1867).

Наибольшее распространение получили такие виды спорта, как футбол, лыжи, борьба, легкая атлетика, гимна­стика, гребной спорт, поднятие тяжестей.

Большое значение для развития спорта в России имели международные встречи спортсменов. В конце XIX века представители и спортсмены нашей страны принимали уча-

109

стие в международной спортивной жизни. В 1894 г. генерал А.Д. Бутовский участвовал в Международном спортивном конгрессе в Париже, где был избран в члены Международ­ного олимпийского комитета.

Несмотря на то, что российские спортсмены не участво­вали в первых Олимпийских играх в Афинах, они постоян­но принимали участие в международных соревнованиях по конькобежному спорту, борьбе, тяжелой атлетике, вело­спорту, фехтованию, гребле.

С начала XX в. русские спортсмены нередко выходили победителями на первенствах Европы и мира, в Олимпий­ских играх.

Н. Струнников дважды в 1910и 1911 гг. был чемпионом мира по конькам. Н.А. Панин-Коломенкин завоевал золо­тую медаль по фигурному катанию на IV Олимпийских иг­рах в Лондоне (1908). Борцы Н. Орлов и А. Петров сереб­ряные медали на этих играх.

Отметим и других талантливых спортсменов: Н. Струн­ников и В. Ипполитов (коньки), С. Елисеев (штанга). И. Под-дубный (борьба), А. Харлампиев (бокс), М. Свешников (греб­ля).

В 1912 г. Россия впервые полной командой официально выступила на Олимпийских играх в Стокгольме. Из-за пло­хой подготовки команды Россия заняла предпоследнее ме­сто в неофициальном зачете, завоевав две серебряные и две бронзовые награды и поделив с командой Австро-Венгрии 15-16 место.

В конце 1912 г. в целях усиления контроля и политиче­ского надзора за деятельностью спортивных обществ цар­ское правительство создало «Канцелярию главного наблю­дающего за физическим развитием народонаселения Рос­сийской империи». В 1913 г. при ней был организован Вре­менный совет, в который вошли представители мини­стерств - военного, просвещения, финансов, путей сообще­ния, а также от императорского двора и др. Учреждение

ПО

канцелярии и совета не оказало существенного влияния на развитие спортивного движения в России.

После неудачного выступления на Олимпийских играх по предложению Российского Олимпийского комитета бы­ло решено ежегодно проводить свои Российские Олимпиа­ды. Первые прошли в 1913 г. в Киеве и в 1914 в Риге. В соревнованиях в Риге приняло участие 24 города. Про­грамма рассчитана была на шесть дней, в нее входили со­ревнования для мужчин по таким видам спорта, как легкая атлетика, гимнастика, фехтование, стрельба, вело- и мото­спорт, тяжелая атлетика, конный спорт, футбол, плавание, парусно-гребные гонки; для женщин — по легкой атлетике и фехтованию.

Накануне Первой мировой войны в России насчитыва­лось свыше 1200 спортивных, охотничьих и рыболовных клубов и обществ. Спортивные клубы (800) объединяли 50 тыс. спортсменов. Эти показатели намного ниже, чем в Германии, США, Англии, Франции и др.

Во главе спортивных обществ «Богатырь», «Маяк», Все­российских спортивных лиг и союзов (футбола, конного и теннисного спорта и др.) стояли генералы, коммерсанты, банкиры.

Первые шаги делали: баскетбол, плавание, русский хок­кей, ручной мяч, автомотоспорт.

В стране стали проводиться соревнования в городах и губерниях, а по некоторым видам — первенство России.

В 1915 г. правительство объявило мобилизацию спорт­сменов для помощи царской армии.

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ В СССР

8.1.СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СССР

После Октябрьской революции в 1917 г. среди первых мероприятий Советской власти значилось и создание в

111

рамках Государственного Наркомата просвещения отдела школьной медицины и гигиены, основной задачей которого было организация питания, а также постановка физическо­го воспитания в школе.

Небольшая группа ученых, врачей и педагогов, при­знавшая Советскую власть, в Петрограде и Москве начала разрабатывать научные основы системы социалистического физического воспитания.

22 апреля 1918 г. ВЦИК принял декрет «Об обязатель­ном обучении военному искусству», согласно которому было учреждено Главное управление всеобщего военного обучения и формирование резервных частей Красной Ар­мии (всевобуч). В его составе был организован отдел физ­культурного развития и спорта, ведавший физической под­готовкой в частях Красной Армии, на пунктах допризывной подготовки, а также среди гражданского населения.

Военное обучение проходили граждане от 16 до 40 лет. Оно включало в себя и физическую подготовку — занятия гимнастикой и различными видами спорта. Военное обуче­ние строилось по 96-часовой программе.

Но для того, чтобы осуществлять физическую подго­товку по программе всевобуча, нужны были специалисты. В связи с этим в Москве в 1918 г. было создано высшее специальное физкультурное заведение, а в 1919 г. на базе бывших курсов П.Ф. Лесгафта открылся Государственный институт физического образования.

В 1919 г., руководствуясь программой по военному де­лу, было разработано содержание занятий физкультурой с детьми и юношеством. Эти материалы служили основой для составления губернскими отделами народного образо­вания примерных программ.

Программы разрабатывались учителями, инспекторами и инструкторами физкультуры и утверждались губернски­ми научно-методическими советами. Программы значи-

112

тельно отличались по содержанию. Например, в основу программы, разработанной Иркутским ГубОНО (губерн­ский отдел народного образования), была положена соколь-ская система с сохранением ее терминологии. Авторы про­граммы не отказывались от исторического наследия в об­ласти теории и практики физического воспитания, макси­мально используя все лучшее, полезное, что было накопле­но ранее. Материалами при составлении программы служи­ли «Теория и практика, курс физического воспитания (Ж. Демени, Ж. Филини), «Физическое воспитание» (В.В. Го-риневский).

В апреле 1919 г. состоялся первый Всероссийский съезд по физической культуре, спорту и допризывной подготов­ке, который выработал программу развития советского фи­зического воспитания и спортивного движения на военный период.

Охваченная кольцом интервенции Советская Россия не получила приглашения на Олимпийские игры, проходив­шие в 1920 г. в Антверпене. И было решено провести в стране областные соревнования под названием «Среднеази­атская», «Сибирская», «Кавказская» олимпиады. Но из-за необходимости сосредоточить силы против Колчака прове­дение в Москве финалов не состоялось.

В середине 20-х гг. вместе с созданием ликбезов развер­нулось движение за ликвидацию «физкультнеграмотности», которое сопровождалось вовлечением широких масс насе­ления в спортивные секции, разъяснением оздоровительной и воспитательной роли занятий физическими упражнения­ми.

27 июня 1923 г. был образовал центральный орган управления — Высший Совет физической культуры (ВСФК), который учредил свои отделы в республиках, губерниях и городах, решал задачи, связанные с физической культу­рой.

113



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.89.204.127 (0.013 с.)