Часть II. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В РОССИИ И НА ТЕРРИТОРИИ СССР



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть II. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В РОССИИ И НА ТЕРРИТОРИИ СССР



ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ РОССИИ ДО XVIII в.

Зарождение физической культуры у народов, проживавших на территории России и входивших в состав Российской империи

Возникновение физических упражнений и игр у народов нашей страны относится к первобытному обществу. Они отражали охотничью, рыболовную, скотоводческую, зем­ледельческую, военную и бытовую деятельность. У древ­них народов бытовали верховая езда, метание разных пред­метов, стрельба из лука, разнообразные игры. Народы Се­вера с IV — III тыс. до н.э. применяли в труде (охоте) и быту передвижение на лыжах. У нанайцев, манси, ненцев и др. народностей Сибири и Дальнего Востока сравнительно ши­роко в воспитательных целях использовались состязатель­ные игры с бегом, метание копья, дротиков и топора, греб­ля, игры в медведя и оленя. Хорошо было поставлено воен­но-физическое воспитание в Грузии на ранней стадии сель-ско-общинного быта. Многие игры и физические упражне­ния русского, белорусского народов и жителей Прибалтики в своем первоначальном состоянии относятся к древним состязательным играм.

Классовый характер физического воспитания особенно ярко проявился в рабовладельческих и феодальных госу­дарствах Закавказья, Средней Азии, Северного Причерно-

морья, Крыма, в Киевской Руси и Русском централизован­ном государстве. На территории России, как и в странах Запада, в этот период физическое воспитание проходило в двух основных направлениях: в народных массах и у гос­подствующего класса.

Физические упражнения и игры в народном быту

Своеобразием отличалось физическое воспитание у древних славян. Отличительной особенностью было то, что у восточных славян рабовладельческие отношения не полу­чили полного развития, как в Закавказье, Средней Азии и в Крыму. В VI - VII вв. восточные славяне жили еще родо­вым строем. Они занимались скотоводством, ремеслами, земледелием, охотой.

Воспитание детей осуществлялось всей родовой общи­ной. Мальчиков и юношей воспитывали мужчины, а дево­чек и девушек — женщины. По некоторым данным, у сла­вян, как и у других народов, существовали дома молодежи, проводились инициации, в которых основное место уделя­лось физической подготовке молодых славян. По мере рас­пада родовой общины воспитательные функции переходи­ли к семье. Родители воспитывали и обучали своих детей, передавали им навыки и умения в охоте, верховой езде, стрельбе из лука, метании копья, плавании. По наследству детям передавались занятия своих родителей. Часто славя­нам приходилось вести войны, отражать набеги кочевых племен (аваров, хазаров и др.). Это требовало военной под­готовки молодежи и взрослых.

Византийский историк Маврикий (VI в.) так оценивал воинское умение славян: «Племена славян многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. Сражаться со своими врагами они лю­бят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обры­ла

вах, с выгодой для себя пользуются внезапными атаками, хитростью. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом всех людей».

В воспитательной системе славян особое место занима­ли игрища, связанные с культовыми обрядами. Они посвя­щались матери-земле, богу солнца Яриле, богу войны и оружия Перуну. Игрища состояли из плясок, песен, хоро­водов, разнообразных игр и физических упражнений, но­сящих состязательный характер. Молодежь стремилась по­казать свое умение в стрельбе из лука, метании камней в цель и на дальность, в играх (городки, бабки и др.).

В связи с разложением рабовладельческих отношений в Средней Азии, Закавказье и в Крыму и родового общества у древних славян, создались предпосылки для возникнове­ния феодальной общественно-экономической формации.

В Киевском государстве (IX - XI вв.), в период фео­дальной раздробленности на Руси (XII - XIV вв.) и в эпоху Русского централизованного государства (XV — XVII вв.) народ несмотря на многочисленные войны (их было около 160 с татарами, монголами, литовцами, немецкими рыца­рями, шведами и др.) бережно сохранял и продолжал раз­вивать самобытные формы физического воспитания. («Сло­во о полку Игореве»).

Широкой популярностью пользовались борьба, верхо­вая езда, стрельба из лука, поднятие и метание камней и множество игр. Большое распространение получили кулач­ные бои, групповые и одиночные. Основными правилами кулачного боя являлись: лежащего не бить, заначку в рука­вицу не класть, биться лицом к лицу, грудь с грудью, под­ножек не ставить. Классический пример такого боя описан М.Ю. Лермонтовым в поэме «Песня про царя Ивана Ва­сильевича, молодого опричника и удалого купца Калашни­кова».

Были распространены такие виды упражнений, как пла­вание, гребля, передвижение на лыжах. Лыжные рати сра-

85

жались и в отрядах Ермака. В XVII в. русский полководец М.В. Скопин-Шуйский успешно применял лыжные отряды в войне против поляков.

Процессу развития физических упражнений и игр во многом препятствовала религия. Русская православная цер­ковь выступала против народных игрищ и других физиче­ских упражнений. Свод церковных постановлений «Сто­глав» (1551) и «Домострой» (1580) отдельными положе­ниями были направлены против народных игр, забав и раз­влечений, но поощряли телесные наказания.

Против народных форм физического воспитания вела борьбу не только церковная, но и светская власть. В 1648 г. царь Алексей Михайлович издал указ о запрещении народ­ных игр и забав.

Но ни царские указы, ни церковные запреты не в силах были остановить процессы развития физических упражне­ний и игр, и они передавались из поколения в поколение.

Военно-физическое воспитание господствующих классов

В Iтыс. до н.э. в Закавказье, Средней Азии, Северном Причерноморье образовались ранние государства с рабо­владельческой формой правления. Военно-физическое вос­питание рабовладельцев имело организованный характер. Воспитателем был опытный военноначальник. В государ­стве Великая Армения (II - I вв. до н.э.) для детей нахара-ров (рабовладельцев) создавали школы, в которых основное место отводилось военно-физическому воспитанию. Детей обучали стрельбе из лука, верховой езде, развивали силу и ловкость.

В городах северного Причерноморья (в V - VI вв. до н.э.) существовали палестры и гимнасии, в которых молодые рабовладельцы получали военно-физическое воспитание.

86

В Киевском феодальном государстве начиная с X в. в княжеских и боярских домах появляются специальные лица для воспитания и обучения детей. Это были выходцы из народа, владевшие искусством воспитания. Воспитывая и обучая детей феодальной знати, они использовали народ­ные формы физического воспитания. В юном и зрелом воз­расте феодалы совершенствовали свою военно-физическую подготовку, находясь на службе в старшей боярской дру­жине, а также и в быту, на охоте, конных ристаниях (тур­нир, состязание), военных играх и потехах.

О наличии стройной системы воспитания феодальной знати Грузии можно судить по замечательному литератур­ному памятнику Шота Руставелли «Витязь в тигровой шку­ре» (X в.). Поэт воспел образ грузинского витязя, преданно­го своему царю и в совершенстве владеющего оружием. Герой обладает мужеством и смелостью, любит свою роди­ну, наделен исключительной физической и духовной силой. В поисках славы он участвует в боях, охоте, в играх и раз­влечениях, проявляя доблесть, находчивость и справедли­вость.

Вопросы физического воспитания в медицинской и педагогической литературе эпохи феодализма

Рост и укрепление феодальной государственности, раз­витие земледелия, ремесел и торговли определили подъем культуры и просвещения во всех областях жизни. Появи­лась медицинская и педагогическая светская литература, в которой нашли отражение и вопросы физического воспита­ния.

Много внимания в труде «Канон врачебной науки» уде­лил вопросам физического воспитания ученый медик Сред­ней Азии Абу Али Ибн-Сина (980 - 1037) (Авиценна). Он писал в своем труде о роли и месте физических упражнений в оздоровительной и лечебной практике. Дал определение

87

физическим упражнениям — произвольные движения при­водящие к непрерывному, глубокому дыханию.

Он утверждал, если человек умеренно и своевременно занимается физическими упражнениями и соблюдает ре­жим, то он не нуждается ни в лечении, ни в лекарствах. Прекратив эти занятия он чахнет. Физические упражнения укрепляют мышцы, связки, нервы. Он советовал при заня­тиях учитывать возраст и здоровье. Высказывался о масса­же, закаливании холодной и горячей водой. Рекомендация­ми Авиценны могли воспользоваться только феодалы.

Замечательным памятником педагогической литературы середины XVII в. является сочинение Епифания Славинец-кого «Гражданство обычаев детских». В нем была сделана попытка показать место физического воспитания в системе образования детей, подчеркивалась его связь с умственным и нравственным воспитанием подрастающего поколения. Вот что писал Славинецкий в своей книге об играх детей: «Что украшает играние: постоянство, честное веселие, бор-зость, крепость смысла, чинелюбовь общая играти и пра­ведно ти, яко глаголют верно добротою и не кознию или ухищрением во игре тобе ждати».



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 608; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.211.101.93 (0.006 с.)