В.К. Пельменев, Е.В. Конеева



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В.К. Пельменев, Е.В. Конеева



КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

В.К. Пельменев, Е.В. Конеева

ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

калининградский государственнЫЙ университет

В.К. Пельменев, Е.В. Конеева

ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Учебное пособие

Калининград 2000

УДК 796.000.093 ББК 753 П248

Рецензент

Канд. пед. наук, доцент кафедры УИФК

Санкт-Петербурской государственной

академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта,

К.А. Цатурова

Пельменев В.К., Конеева Е.В.

П248 История физической культуры: Учебное пособие / Калинингр. ун-т. - Калининград, 2000. - 186 с. ISBN 5-88874-170-1.

Учебное пособие построено как курс лекций в соответ­ствии с новой программой истории физической культуры и государственного образовательного стандарта. В нем на основе современных данных науки, а также передового опыта практической работы в области физической культу­ры предпринята попытка осмысления проблем истории физической культуры.

Предназначено для студентов высших и средних учеб­ных заведений физической культуры и спорта.

УДК 796.000.093ББК 753

© Калининградский государственный университет, 2000

ISBN 5-88874-170-1 © Пельменев В.К., Конеева Е.В., 2000

Учебное издание

Виктор Константинович Пельменев Елена Владимировна Конеева

ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Учебное пособие

Редактор Н.Н. Мартынюк

Корректор Л.Г. Владимирова

Оригинал-макет подготовлен А.В. Раковым

Лицензия № 020345 от 14.01.1997 г. Подписано в печать 12.05.2000 г.

Бумага для множительных аппаратов. Формат 60×84 1/16. Гарнитура «Таймс». Ризограф. Усл. печ. л. 10,8. Уч.-изд. л. 6,4. Тираж 250 экз. Заказ

Калининградский государственный университет 236041, г. Калининград, ул. А. Невского, 14


СОДЕРЖАНИЕ

Введение................................................................................. 3

Часть 1. История физической культуры в зарубежных

странах.................................................................... 5

1.1. Физическая культура в Древнем мире................ 5

Теории возникновения физической культуры .......... 5

Развитие физической культуры на отдельных этапах истории первобытнообщинного строя........... 7

Физическая культура в рабовладельческом обществе. Особенности ее развития .......................... 10

Физическая культура в странах Древнего Востока: Вавилоне, Египте, Индии, Китае, Персии ................. 11

Развитие физической культуры в Древней Греции. Особенности спартанской и афинской систем физического воспитания рабовладельцев в классический период ............................................. 16

Зарождение педагогической мысли в области физического воспитания. Вопросы физического воспитания в трудах Платона и Аристотеля ............. 23

Развитие физической культуры в Древнем Риме. Особенности ее развития ....................... 25

Место спорта в цирковых зрелищах, атлетических состязаниях и играх ............................. 29

Физическая подготовка в гладиаторских школах..... 31

Кризис рабовладельческого общества и упадок ра­бовладельческой системы физического воспитания 32

2. Физическая культура в средние века..................... 33

Особенности развития физической культуры в этот период ................................................... 33

Физическое воспитание светских феодалов (рыца­рей), рыцарские турниры ....................... 34

Физические упражнения и игры в быту, трудовой и военной подготовке народа.................... 36

Физическая культура горожан. Стрелковые и фехтовальные общества ..................................... 38

Развитие педагогических идей физического воспитания в эпоху Возрождения .................... 39

3. Физическая культура в Новое время ........................ 44

3.1. Физическая культура в первый период Нового времени (с XVII в. До 1871 года)............................. 44

Особенности развития физической культуры в странах Западной Европы после буржуазных революций XVII - XVIII веков................................... 44

Развитие теоретических основ физического воспитания.............................................................. 45

Место физического воспитания в новых школьных системах (филантропинах). Деятельность Г. Фита, И. Гутс-Мутса .............................................................. 48

Причины возникновения и развития национальных 50 систем физического воспитания в начале XIX века в Германии, Швеции, Франции ..................................

Развитие спортивно-игровой системы в Англии и США. Деятельность Т. Арнольда........... 55

3.2. Физическая культура во второй период Нового времени (1871- 1917)..................... 57

Возникновение рабочего спортивно-гимнастичес­кого движения. Развитие спорта и создание международных спортивных объединений............... 57

Возникновение новых систем физического воспитания............................................ 58

Развитие спортивного движения ................................ 60

4. Физическая культура в Новейшее время.............. 70

Физическая культура в зарубежных странах в период между Первой и Второй мировыми войнами 71

Физическая культура и спорт в зарубежных странах после Второй мировой войны.............. 75

Часть II. Физическая культура в России и на территории СССР .....................................83

5. Физическая культура народов России до XVIII в..... 83

Зарождение физической культуры у народов, проживавших на территории России и входивших в состав Российской империи........................................ 83

Физические упражнения и игры в народном быту ... 84

Военно-физическое воспитание господствующих классов ...............................................86

Вопросы физического воспитания в медицинской и педагогической литературе эпохи феодализма......... 87

Развитие физической культуры в Древней Греции.

Особенности спартанской и афинской систем физического воспитания рабовладельцев

В классический период

Наивысшего развития физическая культура и спорт дос­тигли в VIII - IV вв. до н.э. во время расцвета рабовладель­ческих отношений в Греции.

В зависимости от экономического, политического и культурного развития, военной организации и системы вос­питания в том или ином греческом государстве определя­лись задачи, средства, формы и методы физического воспи­тания. Наиболее типичными в этом отношении были Спар­та и Афины.

Физическая культура Спарты, упорно державшейся за племенные традиции, достигла апогея в VI в. до н.э. Цен­тральной задачей физического воспитания было формиро­вание подрастающего поколения, способного победить в любых условиях, отважного, настойчивого и слепо подчи­няющегося взрослым. Спартанец-отец должен был показать новорожденного ребенка совету старейшин. Растить его дальше разрешалось только в случае, если совет находил его жизнеспособным. Слабых детей сбрасывали в ущелье с горы Тайгет. Детей с рождения не пеленали, чтобы они вы­росли закаленными. Систему физического воспитания Спарты освещают заметки Платона (427 - 347 гг. до н.э.). Детей, достигших 7-летнего возраста, отнимали у родите­лей и передавали в распоряжение государственных воспи­тателей. Воспитатели закаляли детей, приучали переносить холод, голод, жажду, выносить боль, осуществляли общую физическую подготовку. В этих условиях к 14 годам каж­дый ребенок привыкал к физическим и душевным испыта­ниям и получал представление об основах гимнастики и орхестрики.

Чтобы убедиться в том, что дети растут удальцами, уст­раивались состязания перед открытыми могилами героев прошлого, воспитывая тем самым чувство ответственности перед свершениями предков.

Из ужесточенных форм испытаний перед посвящением в подростки в 15-летнем возрасте был выработан обычай — криптий. Он означал испытательный год, в течение которо­го 30-40 будущих посвящаемых проходили боевые учения в районе мятежных деревень. В ходе таких акций молодежь

вместе с руководителем совершала ночные налеты, убивая и уводя намеченные жертвы. По истечении испытательного срока подростки попадали в группы эйренов. В основу их обучения были положены строевые занятия по овладению оружием, пятиборье, кулачный бой (спартанская гимнасти­ка).

Достигших 20-летнего возраста снова подвергали испы­таниям и переводили в группу эфебов. Систематическое военное обучение длилось до 30 лет.

До достижения 20-летнего возраста девушек обучали, как и юношей, чтобы они в отсутствие мужчин обеспечива­ли порядок, а также для того, чтобы от них рождалось крепкое потомство.

По иному осуществлялось физическое воспитание в Ат­тике с центром в Афинах. Воспитательная и образователь­ная системы в Афинах в V — VI вв. до н.э. не ограничива­лись только военно-физической подготовкой молодежи, как в Спарте, а давали разностороннее воспитание. Афиняне считали, что гармоническое развитие человека должно со­стоять из умственного, нравственного, эстетического и фи­зического воспитания.

Дети до 7 лет воспитывались в семье под наблюдением раба или рабыни. После 7 лет девочки продолжали воспи­тываться дома, а юноши до 16 лет посещали государствен­ную или частную школу. Они проходили обучение в муси-ческой (от слова «муза»; давала умственное, эстетическое и нравственное воспитание) и гимнастической школах (гим-нос - обнаженный). В гимнастических школах - палестрах (пале - борьба) - обучались с 12 лет, с 14 лет продолжали обучение в мусической школе.

С 16 — 18 лет юношей после гимнастических и мусиче-ских школ определяли в гимнасий. В Афинах было три гимнасии: Академия, Ликей и Киносарг, где помимо заня­тий физической культурой изучались политика, философия и литература.

С 18 лет молодых людей определяли в государственную военную организацию эфебию, где они несли военную службу.

Содержание греческой гимнастики и агонистики

В Древней Греции различали два метода применения физических упражнений: гимнастику, или общее физиче­ское воспитание, и агонистику - специальную подготовку и участие в состязаниях.

Гимнастика состояла из палестрики, орхестрики и игр.

В палестрику входили разнообразные упражнения, обеспечивающие всестороннюю физическую подготовку. Основу палестрики составляло пятиборье (пентатлон), ко­торое включало: бег на одну стадию - стадиодром (около 200 м), прыжки в длину, метание копья и диска, борьбу. В палестрику также входили: панкратион (соединение борьбы с кулачным боем), плавание, кулачный бой, верховая езда, фехтование, стрельба из лука и др.

В орхестрику входили различные ритуальные упражне­ния и танцы для развития пластики и грации, формирова­ния осанки, красивых форм тела, красивых телодвижений, выполняемых обычно под музыку.

Игры, в основном подвижные, использовались главным образом при занятиях с детьми. Были игры с мячом (сфе-ристика), колесом, клюшкой, палкой, в кости, перетягива­ния, игры с преодолением сопротивления партнера, удер­живанием равновесия, качели и др.

С юных лет эллины познавали вкус победы в состязани­ях. Одной из задач физического воспитания было привитие навыков борьбы, состязания в силе, ловкости, быстроте, выносливости. Этот подход лежал в основе стройной сис­темы соревнований, которую греки называли агонистикой.

Агонистика распадалась на гимнастические игры и со­стязания, а также мусические соревнования (музыка, танцы, поэзия).

Соревнования — агоны — проводились ежегодно во всех греческих полисах. Они были непременной частью любого праздника и всегда проводились в присутствии зрителей. Некоторые из агонов переросли местное значение и приоб­рели общегреческий — панэллинский — статус.

Древние греки были язычниками и посвящали агоны своим любимым богам. Из гимнастических агонов большой популярностью пользовались Истмийские игры (в Дельфах) в честь бога морей Посейдона, Панафинейские игры (в Афинах) посвящались богине Афине Палладе. Однако из всех игр наибольшее значение имели Олимпийские игры, проводившиеся в честь главного бога - Зевса Олимпийско­го.

Олимпийские игры проводились в Олимпии, располо­женной в западной части Пелопоннесского полуострова. Здесь, у подножия горы Кронос, в долине реки Алфей, до сих пор зажигается олимпийский огонь современных Игр.

Происхождение Олимпийских и других игр Древней Греции определялось материальными условиями жизни об­щества, его политическим, культурным, военным развити­ем. Одна из главных причин возникновения игр — потреб­ность в воспитании воинов, демонстрация превосходства военной и аристократической знати в области военно-физи­ческой подготовки.

Первые известные истории Олимпийские игры отмече­ны 776 г. до н.э. Эта дата взята за основу потому, что уда­лось установить с этого времени первого и последующих победителей на играх. Некоторые авторы отмечают, что в 776 г. до н.э. состоялись уже 28-е игры. По версии ученых, между Ифитом царем Элиды и Ликургом из Спарты был заключен договор об обязательном сохранении божествен­ного мира во время Олимпийских игр, продолжительность договора 27 Олимпиад. Договаривающиеся стороны объя­вили Олимпию священным местом, а месяц проведения

состязаний — обязательным периодом мира. На вопрос о том, почему из всех союзов городов выдвинулась именно Олимпия, можно дать в общих чертах следующий ответ.

1. Алтий был ритуальным местом избрания царей.

2. Святилище Геры считалось одним из древнейших мест, где совершались культовые ритуалы плодородия. Со­стязания по бегу на звание «девушки года», победительни­ца олицетворяла собой плодородие.

3. Олимпия была связана с культом предков, именно здесь, по преданиям, находились могилы Пелопса и Тарак-сиппа.

4. Это место связано с культом Зевса, наиболее автори­тетного греческого божества.

5. Олимпия была расположена в легкодоступном и за­щищенном месте.

6. Ввиду малочисленности жителей Пизы не грозила опасность, что в области отправления культовых обрядов они попытаются достичь политической гегемонии.

7. В эпоху расцвета игр Олимпия пользовалась под­держкой Спарты - одного из наиболее могущественных по­лисов.

В Олимпии к тому времени было построено пять ста­дионов. Два первых — древнего периода игр и ипподром для конных состязаний.

В 776 году до н.э. зафиксировано имя только одного по­бедителя - Короибоса, атлета из города-полиса Элиды, ко­торый выиграл состязания по бегу.

На Олимпийских играх древнего периода не могли уча­ствовать в состязаниях женщины, неполноправные гражда­не, варвары и те, против которых было возбуждено уголов­ное дело.

В преддверии проведения Игр прекращались все распри и войны. Никто не имел права вступить на территорию Олимпии с оружием. Нарушителя ждал суровый штраф — две мины серебром (около 27 кг чистого серебра). Но страшней разорительного штрафа было проклятие, которое боги посылали на нарушителя олимпийского перемирия. Строгому наказанию подвергались и люди, оскорбившие путника, идущего на олимпийский праздник, их ждало от­лучение от Игр на две Олимпиады!

Выступать на Играх — это была большая честь и ответ­ственность. Каждый атлет должен был 10 месяцев гото­виться дома и еще месяц тренироваться в Олимпии. Да не как-нибудь, а очень упорно. За будущими олимпийцами внимательно и строго наблюдали элладоники - судьи и распорядители Игр. Они не только отвечали за подготовку атлетов, но и следили за тем, чтобы места соревнований были в надежном порядке. Элладоники награждали побе­дителей и налагали штрафы на провинившихся.

Программа Игр была интересной и разнообразной. На первых Олимпийских играх атлеты состязались только в беге на дистанции 192,27 м. Она называлась «стадий». От этого слова произошло и название «стадион». От столетия к столетию программа Игр пополнялась другими видами: прыжки в длину, метания, кулачный бой и борьба. Победи­тели награждались венком из оливковой ветви. Самым трудным и популярным было пятиборье-пентатлон.

Методы подготовки и стиль состязаний определялись особенностями тогдашнего военного искусства и мистифи­цированными представлениями о физических возможно­стях человека.

Состязания по бегу проходили не по круговой дорожке, а по прямой туда и обратно между местом старта и нахо­дящимся в конце дистанции алтарем.

Вначале вся программа соревнований укладывалась в один день. Но постепенно, по мере того как Игры станови­лись все более важным делом в жизни Греции, соревнова­ния стали длиться пять дней. В храмах перед открытием Игр все участники давали олимпийскую клятву и приноси­ли жертвы.

Римская эпоха принесла Олимпийским играм многона­циональный характер, семь веков в Играх участвовали только греки, а затем в них получили право соревноваться атлеты из Сирии, Александрии, Вавилона и др.

Олимпийские игры проводились непрерывно 1170 лет. На эти соревнования спортсмены собирались 293 раза.

Признаки изменений в физической культуре в Афинах обнаружились уже в V в. до н.э. Именно тогда впервые ока­залось поколебимым господство главной классовой базы Олимпизма - аристократии и его системы требований.

Все большее число городов начали нанимать за деньги атлетов, чтобы поддерживать ореол прежней славы. На 98-й Олимпиаде (388 г. до н.э.) разразился скандал, связан­ный с подкупом спортсменов. Обнаружилось, что соперни­ки фессалийского кулачного бойца Евнола за различные денежные вознаграждения уступили ему дорогу к олим­пийскому венку. Позднее подкуп получил широкое распро­странение. В обиход вошло новое понятие для обозначения участников соревнований. Теперь их стали называть атле­тами (участвующие в состязаниях за вознаграждение). По­явление и распространение христианской религии, боров­шейся против языческой веры и проповедовавшей аске­тизм, повлекло за собой прекращение Олимпийских празд­ников. В 394 году Римский император Феодосий первым издал эдикт о запрещении Олимпийских игр. Спортсоору-жения были разрушены, а землетрясение стерло Олимпию с лица Земли. Идея Игр была предана забвению на 1000 лет.

Зарождение педагогической мысли в области физического воспитания. Вопросы физического воспитания в трудах Платона и Аристотеля

В Древней Греции происходит зарождение педагогиче­ской теории физического воспитания. В трудах древних фи­лософов и ученых — Платона, Аристотеля и др. — было высказано много ценных мыслей о физическом воспитании как составной части общего воспитания и образования.

Платон (427 - 347 гг. до н.э.) - представитель афинской аристократии, философ-идеалист - обосновывал теорию гармонического развития духовных и физических качеств рабовладельцев. Платон был сторонником спартанской сис­темы воспитания со значительным расширением в ее рам­ках умственного образования. Большое внимание философ уделял воспитанию дошкольников, игры детей строились таким образом, чтобы они с малых лет привыкали к образу жизни взрослых. В соответствии с этим предписанные пра­вила игр считались нерушимыми, исходя из того, что ребе­нок, который стремится к новому уже в играх, встав взрос­лым, не удовлетворится родительскими обычаями и зако­нами. В своем труде «Государство» он говорит: «Хорошая гимнастика тоже будет простой, и прежде всего гимнасти­кой военной».

Платон высказывал ценные мысли о последовательно­сти государственной системы воспитания, а также о том, что умственное и физическое воспитание даст положитель­ный эффект тогда, когда молодежь будет вести воздержан­ный образ жизни с соблюдением правил гигиенического характера.

Аристотель (384 — 322 гг. до н.э.) — крупнейший ученый-философ, ученик Платона и воспитатель Александра Маке­донского. Считал, что тело и душа человека существуют неразрывно. Трем родам души (растительной, волевой и разумной) соответствуют три стороны воспитания: физиче­ское, нравственное и умственное. Физическое воспитание предшествует умственному воспитанию. Аристотель, в от­личие от Платона, порицал спартанскую систему воспита­ния за ее суровость и тяжелые упражнения. Он был против того, чтобы гимнастическому образованию придавали «ат­летическое» направление, что, по его мнению, мешало естественному развитию детей. Аристотель справедливо счи­тал, что «слишком усиленное и недостаточное занятие гим­настикой губит телесную силу, точно так же, как и недоста­точная или излишняя пища и питье губят здоровье, в то время как пользование ими в меру рождает, сохраняет и увеличивает здоровье».

Немецкая система гимнастики

Основателями немецкой системы гимнастики были Йо­ганн Гутс-Мутс, Фридрих Ян, Адольф Шписс. Основу этой системы составляли упражнения на гимнастических снаря­дах (перекладина, брусья, конь, лестницы, шесты и т.п.), во­енно-игровые упражнения, туризм, экскурсии. Главной целью считалось развитие двигательных способностей, сложных движений, выносливости, воли и дисциплины.

Фридрих Ян (1778 - 1852) в 1811 году на лугу Хазен-хайде под Берлином устроил площадку для гимнастики и приступил к работе. Молодежь по его руководством зани­малась физическими упражнениями на гимнастических снарядах и одновременно слушала беседы патриотического характера. Ян называл свою систему «турнкунст» - искусство изворотливости (сокращенно — турнен), и учеников называл турнерами. Он составил перечень упражнений на гимнастических снарядах, перекладине, брусьях и коне, которые сводились к многократному повторению отдель­ных элементов-подъемов, оборотов, махов и т.п.

Ф. Яном было подготовлено 2 тыс. гимнастов. По его примеру в других городах стали появляться идентичные школы. Прусское правительство, пытаясь приостановить неблагоприятное для себя течение, в 1819 году запретило физическое воспитание в школах и гимнастические занятия взрослых на открытом воздухе. Яна поместили в крепость (выпустили в 1825 г.). Запрет на занятия гимнастикой про­длился с 1820 по 1842 год. В 1842 году королевским указом был снят запрет на комплекс упражнений Яна.

Систему Яна применительно к школе развил швейцарец Адольф Шписс (1810 - 1858) и дополнил упражнениями с ручными снарядами, перестроениями, висами и упорами. Ему помогал Эрнст Эйзелен, разработавший методику пре­подавания и изготовивший наглядные таблицы. Система Яна - Эйзелена - Шписса состояла из:

1) порядковых упражнений;

2) вольных упражнений;

3) упражнений со снарядами — подвижными и непод­вижными;

4) массовых упражнений;

5) игр.

Теоретики немецкого турнена причисляли к гимнастике все области физической культуры. С особой охотой они занимались прыжковыми видами атлетики. Однако осталь­ные виды физических упражнений — атлетика, гребля, бег на коньках, велоспорт — развивались совершенно в иных условиях и по другим законам, нежели двигательный мате­риал гимнастики. Поэтому во второй половине ХIХ века поклонники этих видов постепенно покинули ряды гимна­стического движения.

Мировыми войнами

На развитие спортивного движения в этот период оказа­ли большое влияние итоги Первой мировой войны. Сразу после ее окончания правящие круги побежденных стран стали готовиться к военному реваншу, победители - к за­креплению своих завоеваний. И те и другие широко ис­пользовали в этих целях физическую культуру.

Тенденция к милитаризации физического воспитания особенно ярко проявилась в Германии. Ей, по условиям Версальского мирного договора, разрешалось содержать лишь ограниченную армию. Стремясь к возрождению во­енной мощи, реваншисты решили готовить будущих солдат в гимнастических и спортивных организациях, в связи с чем всячески поощряли рост их численности. Когда уста­новился фашистский режим, началась открытая милитари­зация и фашизация физического воспитания и спорта. Всех школьников сначала принимали в нацистскую организацию «Юнгфольк», а затем юношей — в «Гитлерюгенд» и деву­шек - в «Cоюз немецких девушек». Ведущая роль в фаши­зации физического воспитания отводилась «Гелендешпор-ту» - военизированному спорту на местности. В специаль­но назначенный день все школьники обязаны были участ­вовать в соревнованиях. Спортивные сооружения Германии отличались от спортивных баз других стран доступностью для молодежи и трудящихся и сравнительной дешевизной.

Милитаризацией воспитания и идеологической обра­боткой немцев занимались также отряды штурмовиков и гестапо. Они принимали участие в контроле за тем, чтобы каждый мужчина до 35-летнего возраста сдавал нормы на спортивный значок трех степеней — бронзовый, серебря­ный, золотой; формировали «пятые колонны», которые провокаторством и предательством подрывали спортивные организации зарубежных стран - Австрии, Бельгии, Чехо­словакии.

Контролировал работу по физической культуре импер­ский комиссар по спорту. Накануне Второй мировой войны был создан националистический союз физических упраж­нений. С 1938 по 1943 г. немецкие спортивные организации проводили трансконтинентальные состязания в целях про­славления арийской расы и тотальной проверки военно-физической готовности нации.

Милитаризация спортивно-гимнастического движения происходила и в других странах с диктаторскими режима­ми. В Италии с приходом к власти фашистов военно-физическую подготовку молодежи стала проводить органи­зация «Опера национале Баллила».

Каждую субботу все итальянцы должны были посвя­щать политической, военной и спортивной подготовке для «закалки нации». Военно-физическую подготовку проводи­ли многочисленные спортивно-гимнастические клубы, об­щества и союзы. Авиационный, планерный и парашютный спорт, борьба и мотоспорт, а также занятия гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми и конным спортом входили в программу воспитательной работы фашистов.

В 1938 г. было объявлено о начале кампании за так на­зываемое «культурное оздоровление». В возрасте 19 -21 года на допризывных пунктах молодежь участвовала во всевозможных парадах. На парадах «римский шаг» копиро­вался с «прусского шага», а рукопожатия заменялись фа­шистским приветствием. На занятиях физическими упраж­нениями ставились задачи воспитать у итальянцев «дина­мизм, агрессивность, страсть к экспансии» и пропаганды фашистских принципов.

В Японии милитаризация физической культуры и спор­та сочеталась с применением в качестве дополнительных средств национальных видов физических упражнений — дзю-до, кен-до, карате.

Страны-победительницы (США, Англия, Франция и др.) тоже проводили военизацию физического воспитания и спорта, но делали это не столь открыто. С этой целью нача­лась перестройка спортивных организаций, усилился госу­дарственный контроль за их деятельностью, принимались законы об обязательном физическом воспитании, направ­ленные на повышение вневойсковой военно-физической подготовки молодежи. Устаревшие методы физического воспитания заменялись более соответствующими новым историческим условиям. В школьном физическом воспита­нии все большее предпочтение отдавалось не гимнастиче­ским, а спортивно-игровым упражнениям.

В ряде европейских стран широкую известность приоб­рела школьная система физического воспитания, разрабо­танная австрийскими педагогами К. Гаульгофером и М. Штрайхер. Они утверждали, что для детей игры и есте­ственные упражнения полезней искусственных гимнасти­ческих. Все рекомендованные ими упражнения подразделя­лись на четыре группы: выравнивающие (корригирующие), формирующие (естественные гигиенические), упражнения в «достижениях» (спортивные и туристические) и в искус­стве движения (танцы и др.). Большое внимание уделялось формированию правильной осанки, укреплению различных мышечных групп и пластике движений.

На занятиях по системе, разработанной австрийскими педагогами, физические нагрузки контролировались изме­рениями и наблюдениями, но в целом система имела узко гигиеническую направленность. При подборе упражнений и построении урока авторы исходили из биологических особенностей детского организма, педагогические задачи решались слабо.

Несколько иная концепция физического воспитания по­лучила распространение в англо-саксонских странах, осо­бенно в США. Ее основу составляла идея компенсационной роли физической культуры: ее использование для воспол­нения недостатков в здоровье и физическом развитии де­тей, вызванных урбанизацией жизни и общественными противоречиями. Сторонники этой концепции считали, что школьное воспитание должно помочь детям приобрести здоровье, жизненные привычки, в том числе к двигательной активности. Ученикам предоставлялось право самим вы­брать из учебного материала то, что им больше нравится.

Учащиеся объединялись в группы и команды для занятий избранными видами спорта и спортивных игр, то есть в практику школьного физического воспитания внедрялись спортивные специализации. Наибольшее распространение получили занятия легкой атлетикой, плаванием, греблей, баскетболом и бейсболом. Такой же подход к организации физического воспитания существовал и в высших учебных заведениях. В результате постепенно колледжи и универси­теты стали основными центрами спортивной работы с детьми и молодежью.

В наиболее развитых капиталистических странах спорт стал сферой большого бизнеса. Одним из основных направ­лений зрелищного спорта стал профессиональный спорт. Погоня за прибылью привела к созданию спортивных тре­стов и компаний по строительству крупных спортивных сооружений, устройству матчей, приносящих предприни­мателям огромные доходы. В США уже с 1925 г. крупней­ший спортивный зал «Медисон сквер-гарден» в Нью-Йорке стал центром профессионального спорта. Именно здесь кассовый сбор с матча боксеров-профессионалов Демпси и Туннея в 1927 г. составил 2 млн. долларов.

Вопросы физического воспитания в медицинской и педагогической литературе эпохи феодализма

Рост и укрепление феодальной государственности, раз­витие земледелия, ремесел и торговли определили подъем культуры и просвещения во всех областях жизни. Появи­лась медицинская и педагогическая светская литература, в которой нашли отражение и вопросы физического воспита­ния.

Много внимания в труде «Канон врачебной науки» уде­лил вопросам физического воспитания ученый медик Сред­ней Азии Абу Али Ибн-Сина (980 - 1037) (Авиценна). Он писал в своем труде о роли и месте физических упражнений в оздоровительной и лечебной практике. Дал определение

87

физическим упражнениям — произвольные движения при­водящие к непрерывному, глубокому дыханию.

Он утверждал, если человек умеренно и своевременно занимается физическими упражнениями и соблюдает ре­жим, то он не нуждается ни в лечении, ни в лекарствах. Прекратив эти занятия он чахнет. Физические упражнения укрепляют мышцы, связки, нервы. Он советовал при заня­тиях учитывать возраст и здоровье. Высказывался о масса­же, закаливании холодной и горячей водой. Рекомендация­ми Авиценны могли воспользоваться только феодалы.

Замечательным памятником педагогической литературы середины XVII в. является сочинение Епифания Славинец-кого «Гражданство обычаев детских». В нем была сделана попытка показать место физического воспитания в системе образования детей, подчеркивалась его связь с умственным и нравственным воспитанием подрастающего поколения. Вот что писал Славинецкий в своей книге об играх детей: «Что украшает играние: постоянство, честное веселие, бор-зость, крепость смысла, чинелюбовь общая играти и пра­ведно ти, яко глаголют верно добротою и не кознию или ухищрением во игре тобе ждати».

Российские Олимпиады

После реформ XIX века возникли спортивные общества и клубы, доступ в которые имели лишь представители крупной буржуазии и дворянства. Первыми были «С.-Петербургский речной яхт-клуб» (1860) и «Речной яхт-клуб» в Москве (1867).

Наибольшее распространение получили такие виды спорта, как футбол, лыжи, борьба, легкая атлетика, гимна­стика, гребной спорт, поднятие тяжестей.

Большое значение для развития спорта в России имели международные встречи спортсменов. В конце XIX века представители и спортсмены нашей страны принимали уча-

109

стие в международной спортивной жизни. В 1894 г. генерал А.Д. Бутовский участвовал в Международном спортивном конгрессе в Париже, где был избран в члены Международ­ного олимпийского комитета.

Несмотря на то, что российские спортсмены не участво­вали в первых Олимпийских играх в Афинах, они постоян­но принимали участие в международных соревнованиях по конькобежному спорту, борьбе, тяжелой атлетике, вело­спорту, фехтованию, гребле.

С начала XX в. русские спортсмены нередко выходили победителями на первенствах Европы и мира, в Олимпий­ских играх.

Н. Струнников дважды в 1910и 1911 гг. был чемпионом мира по конькам. Н.А. Панин-Коломенкин завоевал золо­тую медаль по фигурному катанию на IV Олимпийских иг­рах в Лондоне (1908). Борцы Н. Орлов и А. Петров сереб­ряные медали на этих играх.

Отметим и других талантливых спортсменов: Н. Струн­ников и В. Ипполитов (коньки), С. Елисеев (штанга). И. Под-дубный (борьба), А. Харлампиев (бокс), М. Свешников (греб­ля).

В 1912 г. Россия впервые полной командой официально выступила на Олимпийских играх в Стокгольме. Из-за пло­хой подготовки команды Россия заняла предпоследнее ме­сто в неофициальном зачете, завоевав две серебряные и две бронзовые награды и поделив с командой Австро-Венгрии 15-16 место.

В конце 1912 г. в целях усиления контроля и политиче­ского надзора за деятельностью спортивных обществ цар­ское правительство создало «Канцелярию главного наблю­дающего за физическим развитием народонаселения Рос­сийской империи». В 1913 г. при ней был организован Вре­менный совет, в который вошли представители мини­стерств - военного, просвещения, финансов, путей сообще­ния, а также от императорского двора и др. Учреждение

ПО

канцелярии и совета не оказало существенного влияния на развитие спортивного движения в России.

После неудачного выступления на Олимпийских играх по предложению Российского Олимпийского комитета бы­ло решено ежегодно проводить свои Российские Олимпиа­ды. Первые прошли в 1913 г. в Киеве и в 1914 в Риге. В соревнованиях в Риге приняло участие 24 города. Про­грамма рассчитана была на шесть дней, в нее входили со­ревнования для мужчин по таким видам спорта, как легкая атлетика, гимнастика, фехтование, стрельба, вело- и мото­спорт, тяжелая атлетика, конный спорт, футбол, плавание, парусно-гребные гонки; для женщин — по легкой атлетике и фехтованию.

Накануне Первой мировой войны в России насчитыва­лось свыше 1200 спортивных, охотничьих и рыболовных клубов и обществ. Спортивные клубы (800) объединяли 50 тыс. спортсменов. Эти показатели намного ниже, чем в Германии, США, Англии, Франции и др.

Во главе спортивных обществ «Богатырь», «Маяк», Все­российских спортивных лиг и союзов (футбола, конного и теннисного спорта и др.) стояли генералы, коммерсанты, банкиры.

Первые шаги делали: баскетбол, плавание, русский хок­кей, ручной мяч, автомотоспорт.

В стране стали проводиться соревнования в городах и губерниях, а по некоторым видам — первенство России.

В 1915 г. правительство объявило мобилизацию спорт­сменов для помощи царской армии.

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ В СССР

8.1.СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СССР

После Октябрьской революции в 1917 г. среди первых мероприятий Советской власти значилось и создание в

111

рамках Государственного Наркомата просвещения отдела школьной медицины и гигиены, основной задачей которого было организация питания, а также постановка физическо­го воспитания в школе.

Небольшая группа ученых, врачей и педагогов, при­знавшая Советскую власть, в Петрограде и Москве начала разрабатывать научные основы системы социалистического физического воспитания.

22 апреля 1918 г. ВЦИК принял декрет «Об обязатель­ном обучении военному искусству», согласно которому было учреждено Главное управление всеобщего военного обучения и формирование резервных частей Красной Ар­мии (всевобуч). В его составе был организован отдел физ­культурного развития и спорта, ведавший физической под­готовкой в частях Красной Армии, на пунктах допризы



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 481; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.205.167.104 (0.02 с.)