Олимпийские символика и атрибутика



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Олимпийские символика и атрибутика



Символ, девиз, эмблема. Олимпийский символ изобра­жается в виде пяти переплетенных колец в одноцветном или многоцветном исполнении и олицетворяет единство пяти континентов и встречу спортсменов всего мира на Олимпийских играх.

Переплетенные кольца изображены в следующем по­рядке: три кольца вверху (слева направо) - синее, черное, красное и два внизу - желтое и зеленое. Пьер де Кубертен писал, что эти кольца представляют собой пять частей све­та, которые приобщились к олимпизму, а белый фон флага, на котором расположены кольца, дополняют идею содру­жества всех без исключения наций Земли. По мнению ос­нователя олимпийского движения современности, «это уди­вительно современный символ».

Олимпийский девиз «Citius, Altius, Fortius!» («Быстрее, выше, сильнее!») выражает устремление олимпийского движения.

160

Интересна история возникновения девиза. Его автором был французский священник Дидон, член доминиканского ордена, директор одного из колледжей. Он одним из пер­вых сумел оценить благотворное влияние спорта на воспи­тание молодежи. Во время открытия соревнований в кол­ледже отец Дидон произнес речь, в которой попытался ос­мыслить смысл спорта в коротком и звучном латинском изречении. Оно понравилось Кубертену, и он перенес девиз в «олимпийский арсенал».

НОКи имеют собственные официальные эмблемы, ко­торые представляют собой сочетание олимпийского симво­ла с каким-либо национальным отличительным знаком, чаще всего с элементами национальной геральдики. Так, в эмблеме НОК СССР был изображен государственный флаг; в эмблему российского ОК включен стилизованный трех­цветный огонь.

Официальную эмблему Олимпийских игр составляют олимпийский символ и символ города или государства, где проводятся очередные игры. Например, на эмблеме Мос­ковской Олимпиады-80 изображен стилизованный силуэт, напоминающий высотные здания, характерные для архи­тектурного облика Москвы.

Флаг. Идея олимпийского флага (знамени) была пред­ложена Пьером де Кубертеном и утверждена МОК в 1913 г. с тем, чтобы использовать его во время проведения Олим­пиады 1916 года. Однако Первая мировая война нарушила эти планы.

Первый образец флага изготовили в знаменитой париж­ской мастерской Бон-Марше. На белом атласном полотни­ще размером 3 на 2 метра, окаймленном золотой бахромой, изображена олимпийская эмблема - пять переплетенных колец разного цвета.

Впервые олимпийский флаг был поднят 5 апреля 1914 г. в городе Александрии во время открытия Пан-Египетских

161

игр, которые проводились под патронажем МОК. А на Олимпийских играх флаг впервые был поднят только в 1920 г. в Антверпене.

Во время церемонии закрытия Олимпийских игр пред­ставитель города, проводившего Игры, передает флаг пре­зиденту МОК, а тот мэру города - организатора следующей Олимпиады. В течение четырех лет флаг хранится в здании городского муниципалитета.

Клятва спортсменов. «Я обещаю, что мы будем участ­вовать в этих Играх, уважая и соблюдая правила, по кото­рым они проводятся, в истинно спортивном духе, во славу спорта и во имя чести своих команд». Впервые олимпий­ская клятва была произнесена на Олимпиаде 1920 года. По правилам Олимпийской хартии клятва произносится спорт­сменом той страны, где проводятся Игры. Так, на Москов­ской Олимпиаде-80 ее произнес наш знаменитый гимнаст Николай Андрианов, пятикратный чемпион Олимпиады 1976 г. в Монреале. Спортивные арбитры, обслуживающие Игры, тоже произносят олимпийскую клятву. Эта традиция по предложению НОК СССР была заложена на летних Иг-рах-68 в Мехико и звучит так: «От имени всех судей и офи­циальных лиц я обещаю, что мы будем выполнять наши функции во время этих Олимпийских игр со всей беспри­страстностью соблюдения правила и сохраняя преданность принципам настоящего спортивного духа».

Огонь. Это традиционный атрибут летних и зимних Игр, его зажжение — один из главных ритуалов на торжест­венной церемонии открытия. Идея олимпийского огня, ро­ждающегося от солнечных лучей в греческой деревушке Олимпии (как это делалось в Древней Греции), и его дос­тавка факельной эстафетой на олимпийский стадион к мо­менту открытия Игр принадлежит Пьеру де Кубертену (1912 г.). Впервые огонь был зажжен на летней Олимпиаде 1928 г. и зимней 1952-го. Маршрут факельной эстафеты

162

разрабатывается оргкомитетом очередных Игр совместно с НОК страны, по территории которой он проходит. Эстафета идет круглосуточно в любую погоду, поэтому от олимпий­ского огня зажигаются несколько запасных факелов в спе­циальных защитных лампах. Обычно честь завершить эс­тафету по дорожке стадиона и зажечь от факела олимпий­ский огонь в специальной чаше предоставляется одному из ведущих спортсменов страны, в которой проводятся Игры. Так, во время церемонии открытия Московской Олимпиады огонь зажигал наш известный баскетболист Сергей Белов.

Хартия. Основы Олимпийской хартии были разработа­ны Пьером де Кубертеном и утверждены Парижским кон­грессом 1894 г., принявшим решение о возрождении олим­пиад современности. Это сборник уставных документов МОК по вопросам олимпийского движения: основные цели, принципы, положения, правила организации и проведения Олимпийских игр и т.д.

Хартия состоит из нескольких разделов. Первый из них посвящен основным принципам олимпийского движения. Честь проведения Олимпийских игр МОК представляет городу, а не стране или территории. Всю ответственность за подготовку и проведение Игр несет НОК страны, где находится избранный город. Доходы от них используются только для развития олимпийского движения и любитель­ского спорта. В том же разделе говорится об олимпийских символах, эмблемах, флаге, огне. Второй раздел посвящен МОК, его структуре, статусу, правам, финансовым средст­вам. Третий - разъясняет положение о международных спортивных федерациях. В четвертом речь идет о НОКах. В пятом — об Олимпийских играх: сюда включены кодекс допуска к ним спортсменов, медицинский кодекс, список признанных МОК международных спортивных федераций, вопросы программы Игр. Здесь же говорится об олимпий­ских наградах, о порядке освещения хода Игр средствами массовой информации. «Протокол Олимпийских игр» со-

163

держит положения о порядке исчисления олимпиад, про­должительности и сроках проведения Игр, о церемониях открытия и закрытия, награждения призеров и т.д. Они подчеркивают недопустимость использования Олимпий­ских игр в политических и коммерческих целях, устанавли­вают порядок работы сессий МОК и специальных комиссий комитета. Хартия — это своего рода конституция олимпий­ского движения, свод основных законов, по которым живет весь громадный мир современного олимпийского спорта.

164

Приложение ОЛИМПИЙСКИЙ СЛОВАРИК

АВГИЙ- царь Элиды (древнее название Греции), с его именем связан один из подвигов Геракла. Когда слава Ге­ракла и всенародная любовь к этому герою затмила славу самого царя, Авгий решил опозорить Геракла, заставив чистить конюшни, которые не убирались много лет.

Авгий надеялся, что Геракл не справится с этим и тем самым опозорит свое имя перед согражданами. Геракл не стал чистить конюшни. Ночью он перегородил русло реки Алфей и направил воды в конюшни. К утру они были чис­тыми.

Геракл в знак презрения к несправедливому царю вы­звал его на поединок и победил. В честь этой победы Ге­ракл созвал своих братьев и устроил среди них соревнова­ния в беге. Таким образом, как утверждает одна из много­численных легенд, эти соревнования и стали предвестни­ком Олимпиад.

АПОЛЛОН- в греческой мифологии сын бога Зевса. Покровитель искусств. Совершенные пропорции тела. Из­вестны статуи «Аполлон, убивающий ящерицу» (скульптор Пракситель) и «Аполлон Бельведерский» (скульптор Лео-хар). В честь Аполлона приносились жертвоприношения на Пифийских играх в Дельфах.

АРТЕМИДА - дочь бога Зевса, покровительница пло­дородия и охоты. В честь богини проводились ежегодные праздники, на которых юноши демонстрировали свое уме­ние владеть луком, проявлять смелость и ловкость, доказы­вать готовность к воинским делам. Все это входило в сис­тему физического воспитания Спарты.

АФИНЫ- один из городов-полисов Древней Греции. Отличался передовыми демократическими реформами в

образовании, общественной жизни. Физическое воспитание детей было частным делом родителей. Физическое воспи­тание мальчиков осуществлялось в палестрах. Это были частные учебные заведения, где занятия проводили педот-рибы (учителя). В Афинах были и общественные заведения - гимнасии. В них юноши занимались военной подготовкой и физическими упражнениями, готовились к выступлениям на праздниках.

Девушки в Афинах в палестры и гимнасии не допуска­лись и физическими упражнениями не занимались. До на­ших дней сохранились названия трех древнегреческих гим-насиев: Академия, Ликеон, Киносарг. Наибольшей попу­лярностью в них пользовалась борьба.

ВЕНОК ИЗ ВЕТВЕЙ ОЛИВКОВОГО ДЕРЕВА- одна из наград, вручаемая олимпионику. Изготавливался из вет­вей деревьев, растущих в священной роще Олимпии.

ГЕРА - царица богов, сестра и жена бога Зевса. Ее имя в олимпийской тематике связано с проведением состязаний девушек, которые проводились вблизи Олимпии. Как из­вестно, девушки не могли участвовать в древних Олимпий­ских играх, однако стремление к духовному и физическому здоровью девушек было заботой государства. Этим и отли­чалась Спарта от других древнегреческих городов-полисов. Участницы этих состязаний назывались гереи.

ГЕРАКЛ - всеобщий любимец древних греков. Сын бо­га Зевса и смертной женщины Алкмены. О силе Геракла слагались легенды, отражающие его подвиги. В мифологии известно двенадцать подвигов Геракла, среди которых ос­вобождение Прометея, победа над Антеем, сражение с кен­таврами и другие.

ГЕРОДОТ- древнегреческий историк. В 444 г. до на­шей эры участник Олимпийского конкурса искусств в хра­ме Зевса. Удостоен награды за рассказ о победе греков над персами. Впоследствии назван «отцом истории».

166

ГИМНАСИЙ- древнегреческое спортивное сооруже­ние, предназначенное для тренировок в беге. Длина крыто­го портика гимнасия составляла 219,5 метра, а ширина 11,3 метра.

ГОПЛИТ— тяжеловооруженный воин.

ДИАГОР- самый знаменитый кулачный боец Древней Греции. Жил на острове Родос. Олимпийский чемпион 79-х Олимпийских играх в 464 г. до н.э.

Основатель целой династии олимпиоников. Три сына и два внука Диагора были чемпионами Олимпийских игр. Умер во время церемонии награждения своих сыновей лав­ровыми венками чемпионов.

ДРЕВНИЕ ОЛИМПИАДЫ - ПРАЗДНИКИ МИРА-Олимпийские игры Древней Греции считались националь­ными праздниками и объявлялись днями всеобщего мира. Специальные послы объезжали все города-государства Греции и объявляли о священном перемирии. Всякие войны прекращались. Существовал строгий запрет, никто не имел права применять оружие и даже вносить его на территорию Олимпии.

ЗЕВС- в греческой мифологии верховный бог. Сын ти­тана Кроноса. После победы над отцом становится влады­кой всех богов и людей. Атрибутами власти Зевса были щит, скипетр, ореол. Считалось, что жил Зевс на вершине горы Олимп. Покровительствовал Олимпийским состяза­ниям, проводимым в местечке Олимпия.

ИСТМИЙСКИЕ ИГРЫ- по преданию, учредителем игр был бог Посейдон. С 572 г. до н.э. эти игры становятся общегреческими. Как и Немейские, они проводились один раз в два года весной, в апреле. В программу входили му­зыкальные и поэтические конкурсы, состязания атлетов в беге, борьбе, кулачном бою и гонках колесниц. К участию в общеэллинских играх не допускались те, кто нарушал зако­ны.

МИЛОН ИЗ КРОТОНА- победитель шести античных Олимпийских игр по борьбе. Один из самых знаменитых

олимпиоников. Ученик Пифагора, автор книги «Физика». О силе Милона ходили легенды. Занимал видное место в об­щественной жизни Кротона.

НЕМЕЙСКИЕ ИГРЫ- празднества на северо-востоке Пелопонесса.

По преданию, их учредил Геракл в знак победы над не-мейским львом. Состязания проходили летом один раз в два года и пользовались большой популярностью у греков. Атлеты состязались в беге, борьбе, пятиборье и беге в пол­ном вооружении.

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ ДРЕВНОСТИ- как гран­диозные спортивные праздники и игры развивались на ре­лигиозной основе и происходили из обрядов того времени. Эти праздники возникли примерно в 1400 году до н.э. Если следовать описаниям древнегреческого историка Павсания, то Олимпийские игры, как утверждает легенда, были осно­ваны Гераклом в честь бога Зевса в 776 г. до н.э. Другой древнегреческий историк Тимей ввел летоисчисление в Греции именно от этого 776 г. до н.э., подтвердив таким образом исторический факт проведения первых Олимпий­ских игр древности в этом году.

На первых Олимпийских играх был лишь один вид - бег на 1 стадию.

История донесла до нас имя первого победителя. Им стал повар из Элиды - Коройба. 1168 лет продолжались Олимпийские игры древности. В 394 г. уже нашей эры им­ператор Римской империи Феодосий запретил их как язы­ческие. Традиции древних олимпиад настолько глубоко вошли в быт и уклад жизни древних эллинов, что их уда­лось сохранить и по сей день.

Этому способствовало огромное уважение и любовь греков к победителям Игр. Им устанавливали статуи, высе­кали их имена на каменных плитах, в город, где они жили, их вносили на руках. Победителя награждали венком из оливкового дерева, пальмовой ветвью и белой налобной повязкой и называли олимпиоником.

168

Наряду с Олимпийскими, в древней Греции проходили и другие игры: Пифийские, Истмийские, Немейские и др.

Если сопоставить даты и периодичность их проведения, то можно предполагать, что в Греции существовала строй­ная система спортивных состязаний, начиная от местных региональных игр до самого высокого ранга - Олимпий­ских.

Причем программа игр постоянно расширялась, вклю­чая все новые виды физических и военных упражнений. В результате такой системы на Олимпийские игры попадали сильнейшие атлеты древности. К ним в первую очередь следует отнести Леонидаса из Родоса. Этот выдающийся атлет 12 раз был победителем в беге на разные дистанции. Немало легенд ходит о другом известном олимпионике -Милоне из Кротона. Ученик Пифагора, по ряду версий, автор книги «Физика», философ и всеобщий любимец гре­ков, он 6 раз был победителем на Олимпийских играх по борьбе. На Пифийских играх побеждал 7 раз, на Истмий-ских — 10 и на Немейских — 9 раз.

ОЛИМПИЙСКОЕ ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЕ- введено историком Тимеем в связи с огромной популярностью Олимпийских игр. В основу хронологии положен счет вре­мени по олимпиадам. Промежуток между двумя Олимпий­скими играми состоял из 1417 дней и считался олимпиадой.

ОЛИМПИОНИК- победитель состязаний на Олим­пийских играх древности. Имел высокий общественный статус, пользовался всеобщей любовью и уважением со­граждан.

ОЛИМПИЯ- историческое место проведения антич­ных Олимпийских игр, расположенное в долине двух рек — Алфей и Кладеус - в полисе Элида Древней Греции, у под­ножия Кроноссного холма.

Возникла во втором тысячелетии до н.э. как ритуальное место и святилище бога Зевса и богини Геры. Главными

169

сооружениями в Олимпии были храм Зевса и спортивные сооружения: стадион, гимнасий, палестра. Вокруг храма Зевса сооружались статуи победителей Олимпийских игр.

ПАЛЕСТРА— в Олимпии палестра служила местом борьбы. Это был двор с навесом над всеми сторонами дво­ра, где размещались классы, бани, комнаты для отдыха и другие помещения, необходимые для занятий спортом и отдыха атлетов и элланодиков.

ПЕЛОПС- древнегреческий царь Элиды, распростра­нивший свою власть на южную часть Греции. Отсюда и пошло название полуострова Пелопоннес.

ПЕНТАТЛОН- пятиборье, состояло из метания диска, прыжков в длину с места, метания копья, бега на один ста­дий, борьбы. Стал проводиться с 18-х Олимпийских игр.

ПИФАГОР- знаменитый греческий философ и мате­матик. Основатель элитной школы в Кротоне. Олимпий­ский чемпион в состязаниях кулачных бойцов. Учитель знаменитого олимпионика Милона Кротонского.

ПИФИЙСКИЕ ИГРЫ- празднества в Дельфах. Про­водились один раз в четыре года в честь бога Аполлона. По своему содержанию схожи с Олимпийскими: бег, борьба, скачки. Расцвет игр пришелся на VI в. до н.э. Славился культ красивого тела.

ПЬЕР ДЕ КУБЕРТЕН- основатель Олимпийских игр современности. Родился 1 января 1863 года. Его далекие предки — выходцы из Италии. Наиболее известен из них Феличе, который обнаружил в своем саду знаменитую скульптурную группу «Лаокоон с сыновьями». В 1600 г. один из Феличе — Жан Фреди — приобрел неподалеку от Версаля уютное поместье Кубертен. С этого времени появ­ляется фамилия, которой суждено оставить след в истории. Пьер рос любознательным мальчиком. Рано научился чи­тать и писать. Старался подражать отцу - отец его был ху-

170

дожником. В доме, очень богатом и знатном, царила атмо­сфера мира и счастья.

Будущий основатель новых Олимпийских игр очень любил природу. Много лет спустя, читая Жан-Жака Руссо, Кубертен особо отметит мысль великого просветителя и педагога о том, что воспитывать ребенка надо на лоне при­роды. В общении с природой видел залог не только здоро­вого организма, но и здорового образа мыслей.

От карьеры военного он наотрез отказался, несмотря на то, что в те времена она была привилегией лишь знати. Пьер поступает на философский факультет Сорбонны. Много читает книг по истории, педагогике, становится ежедневным посетителем Лувра, где коллекция античных памятников пользовалась всемирной славой. В залах Лувра Пьер все чаще задумывается над тем, как в далекие времена люди добивались такой гармонии тела.

От «Школьных годов Тома Брауна» - книги, будора­жившей его юношеское воображение, - Пьер переходит к трудам известного английского педагога Томаса Арнольда, который значительное место в воспитании отводил спорту. Спорт, приходит к выводу Пьер де Кубертен, делал древних греков физически совершенными, выносливыми. Необхо­димо вернуть спорт в систему воспитания.

Сам же Пьер делил свои спортивные привязанности между верховой ездой и греблей, боксом и фехтованием. В это время он посещает Англию, где знакомится с системой физического и умственного воспитания. Его поражает эта система. Он еще больше верит в чудодейственную силу спорта как метода воспитания.

Кубертен с блеском заканчивает университет и отправ­ляется в Олимпию. В первый же вечер после возвращения в Париж, Пьер сказал своим друзьям: «Сегодня мы сетуем на то, что спорт недоступен массам. А вот бы нам организо-

171

вать такие соревнования, как некогда в Олимпии! Ведь это был бы прекрасный стимул для развития спорта».

Всю свою жизнь Пьер де Кубертен стремился к тому, чтобы спорт служил высоким целям мира и дружбы между народами и способствовал воспитанию нравственности, духовной и физической красоты человека. Девизом его жизни стали его же слова: «О спорт! Ты - мир!».

Умер Пьер Кубертен 2 сентября 1937 года в Женеве. В Олимпии, где впервые зародились Олимпийские игры, сто­ит стела Кубертена. Здесь захоронено его сердце.

СПАРТА- один из городов-полисов в Древней Греции. Отличался деспотическим режимом и жесткой системой физического воспитания (спартанское воспитание). В отли­чие от Афин в Спарте право на физическое воспитание бы­ло признано за всеми гражданами. Образец спартанского воспитания был примером для многих полисов Греции.

В Спарте больной или хилый ребенок права на жизнь не имел, его сбрасывали со скалы. Спартанская система была направлена на решение военных задач, обороны города сильными и мужественными мужчинами. Женщины в Спарте занимались физическими упражнениями для того, чтобы рожать здоровых детей. В VII веке до н.э. на Олим­пийских играх спартанцы были победителями во многих видах. Однако уже в VI веке до н.э. их система физического воспитания приобрела ярко выраженный милитаристский характер, отодвинув на задний план гармоническое разви­тие человека.

СТАДИЙ— в Древней Греции — мера длины, размером в 600 ступней человека. В Олимпии эта мера равнялась 192 м 27 см. Как утверждает легенда, эту длину отмерил ступнями сам Геракл. (Любопытно, что пересчитав эту ме­ру на размер обуви, можно утверждать, что Геракл носил сандалии 47 размера.) Отсюда пошло название «стадион» как место для состязания в беге.

172

Первоначально стадион не был похож на современные спортивные сооружения. Это была ровная площадка пря­моугольной формы, посыпанная мелким песком. По обе ее стороны располагались зрители, причем специальных мест для них не было. Зрители сидели прямо на траве.

СТАТУЯ БОГА ЗЕВСА В ОЛИМПИИ- одно из семи чудес света. Около 13 м высотой, была изготовлена скульп­тором Фидием из ценных пород дерева, покрыта золотом и слоновой костью, установлена в храме Зевса в Олимпии.

В 394 г. н.э. после запрещения Олимпийских игр импе­ратором Феодосием перевезена в Константинополь, где была уничтожена пожаром.

ЭЛЛАНОДИКИ- судьи Древней Греции. На Олим­пийских играх они следили не только за правильностью и точностью выполнения атлетами условий состязаний, но и выполняли другие обязанности (например, сопровождали атлетов из городов-полисов в Олимпию). Одежда эллано-диков отличалась яркостью, а на голове каждого судьи был венок из лаврового дерева. Это подчеркивало их особое положение и авторитет. Никто не мог возражать им. Их решение было окончательным и обжалованию не подлежа­ло. В Древней Греции преднамеренные ошибки в судействе были исключены, и не только потому, что элланодики да­вали публичную клятву. Общественный резонанс Игр был настолько велик, что создавал вокруг них дух высокой мо­рали и нравственности. К сожалению, это продолжалось не всегда. С завоеванием Греции Римом небезызвестный рим­ский император Нерон пожелал сам участвовать в очеред­ных Олимпийских играх. Однако в установленные сроки явиться в Олимпию он не смог и Игры по его указанию были перенесены на следующий год. В истории древних олимпиад это был единственный случай, когда Игры про­ходили не в високосном году. Нерон пожелал состязаться в гонках на колесницах. Вопреки всем правилам ему в колес-

173

ницу были впряжены не 4, как у всех, а 10 лошадей. Не­смотря на это, Нерону не удалось победить, так как на по­вороте колесница опрокинулась и незадачливый возница едва остался жив. Тем не менее судьи, нарушив все правила увенчали его лавровым венком победителя. Так впервые был нарушен священный закон Олимпийских игр, глася­щий, что победа завоевывается не деньгами и знатностью, а в честной борьбе.

174

Вопросы для подготовки к экзамену по предмету «История физической культуры»

1. Предмет, задачи истории физической культуры. Ис­точники, используемые при изучении истории физической культуры.

2. Физическая культура в первобытном обществе. Тео­рии возникновения физической культуры.

3. Особенности развития физической культуры в рабо­владельческом обществе. Физическая культура в странах Древнего Востока: Вавилоне, Египте, Индии, Китае, Пер­сии.

4. Особенности спартанской и афинской систем физиче­ского воспитания рабовладельцев в классический период.

5. Содержание греческой гимнастики и агонистики.

6. Зарождение педагогической мысли в области физиче­ского воспитания. Вопросы физического воспитания в тру­дах Платона и Аристотеля.

7. Олимпийские игры античного мира.

8. Упадок физического воспитания в Древней Греции и запрещение Олимпийских игр. Значение исторического опыта древнегреческих Олимпийских игр.

9. Особенности развития физической культуры в Древ­нем Риме.

10. Физическая подготовка гладиаторов. Кризис рабо­владельческого общества и упадок рабовладельческой сис­темы физического воспитания.

11. Особенности развития физической культуры в сред­ние века.

12. Физическое воспитание светских феодалов (рыца­рей), рыцарские турниры.

13. Физические упражнения и игры в быту, трудовой и военной подготовке народа в средние века. Физическая культура горожан в средние века.

175

14. Причины упадка феодальной системы физического воспитания. Рост буржуазии и зарождение физической культуры буржуа.

15. Развитие педагогических идей физического воспита­ния в эпоху Возрождения (Витторино де Фельтре, Иерони-ма Меркуриалиса, Франсуа Рабле).

16. Взгляды Т. Мора и Т. Кампанеллы на физическое воспитание.

17. Вклад Я.А. Коменского в развитие гуманистических идей физического воспитания.

18. Особенности развитие физической культуры в стра­нах Западной Европы после буржуазных революций XVII -XVIII веков.

19. Развитие теоретических основ физического воспита­ния в педагогических сочинениях, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо и И. Песталоцци.

20. Место физического воспитания в новых школьных системах (филантропинах). Деятельность Г. Фита, И. Гутс-Мутса.

21. Причины возникновения и развития национальных систем физического воспитания в начале XIX века в Герма­нии, Швеции, Франции.

22. Немецкая система гимнастики.

23. Шведская гимнастическая система.

24. Французская гимнастическая система.

25. Развитие спортивно-игровой системы в Англии и США. Деятельность Т. Арнольда.

26. Сокольское движение, сокольская гимнастика. Дея­тельность М. Тырша.

27. Гимнастика Ж. Демени.

28. Естественный метод Ж. Эбера.

29. Основная гимнастика Н. Бука.

30. Система средств и методов физического воспитания второй половины Нового времени (Ф. Дельсарт, А. Дункан, Э. Далькроз, Э. Бъеркстен).

176

31. Развитие спортивного движения во второй период Нового времени.

32. Особенности физической культуры в Новейшее вре­мя.

33. Физическая культура в зарубежных странах в период между Первой и Второй мировыми войнами.

34. Развитие физической культуры в странах социализ­ма после Второй мировой войны.

35. Развитие физической культуры в странах Азии и Ла­тинской Америки после Второй мировой войны.

36. Развитие физической культуры в капиталистических странах после Второй мировой войны.

37. Зарождение физической культуры у народов, про­живавших на территории России.

38. Военно-физическое воспитание господствующих классов России с древнейших времен до XVIII века.

39. Вопросы физического воспитания в медицинской и педагогической литературе эпохи феодализма в России.

40. Влияние реформ начала XVIII века на развитие фи­зической культуры и спорта в России.

41. Введение физического воспитания в учебные заве­дения России с XVIII века до первой половины XIX века.

42. Военно-физическая подготовка в русской армии с XVIII века до первой половины XIX века.

43. Физическое воспитание в быту народов нашей стра­ны с XVIII века до первой половины XIX века.

44. Физическое воспитание в быту дворянства с XVIII века до первой половины XIX века.

45. Развитие педагогической и естественнонаучной мысли в области физического воспитания в трудах М.В. Ломоно­сова, А.П. Протасова, В.Н. Татищева, И.И. Бецкого, А.Н. Ра­дищева, В.Г. Белинского.

46. Развитие капиталистических отношений в России во второй половине XIX в. Подъем общественного движения и его значение для развития системы физического воспита­ния.

177

47. Развитие идейно-теоретических и научных основ физического воспитания в трудах Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, К.Д. Ушинского, Д.И. Писарева.

48. Значение трудов Н.И. Пирогова, И.М. Сеченова, И.П. Павлова для научного обоснования основ физического воспитания.

49. Роль Е.А. Покровского в развитии теории и практи­ки физического воспитания.

50. Деятельность П.Ф. Лесгафта и его система физиче­ского образования.

51. Физическое воспитание в учебных заведениях со второй половины XIX в. до начала XX в.

52. Развитие спорта и участие русских спортсменов в международных соревнованиях. Российские Олимпиады. «Канцелярия главного наблюдающего за физическим раз­витием народонаселения Российской империи».

53. Становление и развитие физической культуры и спо­рта в СССР.

54. Физическое воспитание в начальной, средней и выс­шей школах с 1917 по 1941 г. Введение комплекса ГТО.

55. Спотривно-массовая работа с населением с 1971 го­да до начала Второй мировой войны.

56. Перестройка советского физкультурного движения на военный лад в годы Великой Отечественной войны. Бое­вые подвиги спортсменов и физкультурников на фронтах Великой Отечественной войны.

57. Физическое воспитание учащейся молодежи в воен­ные годы. Физкультурная работа в тылу страны. Работа физкультурных организаций по восстановлению здоровья и боеспособности раненых солдат и офицеров Советской Ар­мии.

58. Завершение Великой Отечественной войны и пере­ход страны к мирной жизни. Организация и проведение физкультурной работы в СССР в послевоенные годы.

178

59. Спартакиады народов СССР и их значение для вос­становления и развития физического движения в послево­енные годы.

60. Международные спортивные связи СССР в послево­енный период.

61. Физическая культура и спорт в жизни советского на­рода с 1960 по 1980 г.

62. Комплекс ГТО (1972) и его роль в развитии физ­культурного движения.

63. Физкультурное движение на путях перестройки.

64. Анализ выступлений советских спортсменов на лет­них Олимпийских играх 1961 - 1999 гг.

65. Анализ выступлений советских спортсменов на зим­них Олимпийских играх и других соревнованиях 1961 -1999 гг.

66. Современное состояние и проблемы дальнейшего развития физической культуры и спорта (1990 - 2000 гг.).

67. Законодательная основа развития физической куль­туры и спорта на современном этапе.

68. Предыстория Олимпийского движения нового вре­мени.

69. Олимпийское движение в период с 1894 по 1918 го­ды.

70. Олимпийская символика и атрибутика.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Твой олимпийский учебник: Учеб. пособие для учре­ждений образования России / В.С. Родниченко и др. - М.: Советский спорт, 1999.

2. Агеевец В.У., Поликарпова Г.М. Олимпийские игры. Из прошлого в будущее. - СПб.: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1996.

179

3. Цатурова К.А. История физической культуры зару­бежных стран: Учеб.-метод. пособие. СПб.: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999.

4. Цатурова К.А. Физическая культура в России с древ­нейших времен до конца XVIII века: Лекция. СПб.: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999.

5. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. -М.: Радуга, 1982.

6. Столбов В.В. История физической культуры. — М.: Просвещение, 1989.

180



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 637; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.80.173.217 (0.014 с.)