Развитие идейно-теоретических и научных основ физического воспитания 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие идейно-теоретических и научных основ физического воспитания



Начиная с 1850 - 1860 годов проблемы физического воспитания как части общего образования и гармоническо­го развития личности поднимались в философской, педаго­гической и научной литературе.

Значительный вклад в основу науки о физическом вос­питании своими трудами внесли Николай Гаврилович Чер­нышевский (1828 - 1889) и Николай Александрович Доб­ролюбов (1836 - 1861). Подвергнув анализу и критике бур­жуазную педагогику и систему воспитания в России, они разработали новую педагогику и основные ее принципы — демократизм, народность и гуманизм. Чернышевский и Добролюбов считали, что гармоническое развитие должно состоять из умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. К средствам физического воспи­тания ими относились - гигиена занятий физическими уп­ражнениями, народные физические упражнения, подвиж­ные игры, прогулки, закаливание, а главным считался труд.

101

Защищая народные средства физического воспитания, Чернышевский и Добролюбов резко критиковали тех дея­телей, которые навязывали иностранные методы гимнасти­ки. Добролюбов писал по этому поводу: «Жаль, что никто из поклонников национальной германской гимнастики не съездит к нам в киргизские степи или Башкирию. Там гим­настика процветает; своего рода Олимпийские игры с борь­бой и лазаньем на шесты и бегом в запуски повторяются периодически; подвиги отличившихся воспеваются степ­ными Питардами, и во славу их звучат туземные барбитоны и флейты, чебызги и кураи».

Большой вклад в педагогическую теорию обучения, воспитания и образования внес великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824 - 1870), который развил принципы народности и гармоничности, что и яви­лось основой его педагогической системы. В своем педаго­гическом сочинении «Человек как предмет воспитания» он определил воспитательную и образовательную деятель­ность учителя. Поднимал вопросы об индивидуальном под­ходе к ученикам с учетом их психолого-физиологических особенностей.

Определяя средства физического воспитания детей и подростков ориентировался на принципы народности. Счи­тал, что основу физического воспитания должны составлять народные игры и физические упражнения в сочетании с трудом. Игры ценились Ушинским за общественную на­правленность и отражение трудовой и бытовой жизни на­рода.

Его взгляды на физическое воспитание не лишены не­достатков, так как трактовались с чисто биологических по­зиций.

В развитие теории физического воспитания большой вклад внес Дмитрий Иванович Писарев (1840 - 1868). В своих трудах он поднимал важные вопросы о пользе и не-

102

обходимости физического воспитания детей. Физическое воспитание должно содействовать оздоровлению и закали­ванию организма.

Большое значение для развития естественнонаучных основ физического воспитания имели работы ученых Н.И. Пирогова, И.М. Сеченова, И.П. Павлова.

В работах русского хирурга-анатома Николая Иванови­ча Пирогова (1810- 1881) была обоснована идея о зависи­мости строения органов тела от их функций. Это позволило выяснить влияние повторных физических упражнений на развитие и изменение форм тела, развитие мышечной мас­сы. На этой основе разрабатываются принципы функцио­нальной анатомии. Им был впервые в России издан анато­мический атлас.

Русский физиолог Иван Михайлович Сеченов (1829 -1905) показал наличие прочной связи между деятельностью центральной нервной системы и мышечными движениями. Труды Сеченова заложили основы изучения физиологии физических упражнений, проблем утомления и активного отдыха при мышечной деятельности человека.

Научные положения Сеченова получили развитие в тру­дах русского физиолога И.П. Павлова (1849 - 1936). Его учение о высшей нервной деятельности, единстве физиче­ского и психического, об образовании условных рефлексов имело значение для изучения роли физических упражнений в формировании двигательных навыков и умений для тру­довой и спортивной деятельности. Учение Павлова о типах нервной деятельности помогли в развитии теории и мето­дики физического воспитания, врачебного контроля за за­нимающимися физическими упражнениями.

Врач-гигиенист Егор Арсеньевич Покровский (1834 -1895) оставил большое литературное наследие по теории и методике физического воспитания детей. Этой теме По­кровский посвятил более 70 работ. Наиболее значимый труд - «Физическое воспитание детей у разных народов,

103

преимущественно России». По мнению автора, «физичес­кие упражнения способствуют не только укреплению и развитию внешней телесной силы, но не менее того и обра­зованию ума». К основным средствам физического воспи­тания Покровский относил народные игры, ходьбу, бег, борьбу. Ценил проведение соревнований по плаванию, гребле, верховой езде, лыжам, конькам и играм, но при со­блюдении правил гигиены и медицинском контроле. Отри­цательно относился к упражнениям на снарядах.

Деятельность П.Ф. Лесгафта и его система физического образования

Петр Францевич Лесгафт (1837 - 1909) родился и полу­чил образование в Петербурге. Свою научную и педагоги­ческую деятельность начал после окончания С.-Петербур­гской медико-хирургической академии, где он и остался работать, в 1865 г. защитил диссертацию на степень докто­ра медицины, а в 1868 г. стал доктором хирургии. В этом же году П.Ф. Лесгафт начинает работать в Казанском уни­верситете, но за критику реакционной части профессуры был уволен без права преподавания. Возвратясь в С.-Петер­бург начинает работать врачом в частной гимназии, где очень тщательно и с большим интересом изучает практиче­ский опыт гимнастических занятий. Свои знания в области анатомии и физиологии кладет в основу научной теории физического воспитания. В 1874 г. опубликовал первую работу «Основы естественной гимнастики», которая при­влекла внимание общественности и заинтересовала военное ведомство. Ему вновь разрешают педагогическую деятель­ность и он создает систему физической подготовки для учащихся военной гимназии. Лесгафт в течение двух лет изучал системы физического воспитания в западных стра­нах.

104

Свои выводы относительно физического воспитания в школе П.Ф. Лесгафт изложил в работе «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста». Приведем основные положения его теории.

1. Системы физического воспитания подчинены зако­номерностям физиологии. Параллельно с развитием физио­логии постоянно нужно пересматривать и развивать физи­ческие упражнения.

2. Физическое воспитание является необходимым сред­ством формирования гармонично развитого человека. Только гармонично развитый человек способен во всех об­ластях жизни на оптимальную производительность с наи­более экономичным использованием энергии и в наиболее короткий срок.

3. Гармоничное развитие основывается на единстве фи­зических и духовных сил человека и происходит при веду­щей роли сознания.

4. Обучение физическому воспитанию по существу яв­ляется частичной передачей учебного материала, накоп­ленного в ходе истории.

5. Нормального физического развития можно достичь только при научно обоснованной системе физического об­разования.

6. Учебный материал из системы физического образова­ния охватывает только виды движений, легко усваиваемые в школьном возрасте, такие, как ходьба, бег, прыжки, мета­ние, борьба, вольные упражнения, игры и туризм.

7. Физическое воспитание осуществляется в соответст­вии с общепедагогическими принципами, поэтому в ходе обучения большое внимание следует обращать на посте­пенность, последовательность, возрастные особенности че­ловека и принципы очередности.

П.Ф. Лесгафт отрицал пользу спортивных соревнований и упражнений на снарядах, принижал значение показатель­ных выступлений. Несмотря на эти недостатки, разработал

105

многие положения, которые имеют решающее значение в теории физического воспитания.

Классификация физических упражнений состояла из че­тырех разделов.

1. Простые упражнения (движения головой, туловищем, конечностями).

2. Упражнения с увеличивающимися напряжениями (упражнения с палками, гирями, метанием деревянных и железных шаров, прыжки, борьба, лазание).

3. Упражнения с изучением пространственных и вре­менных отношений (метания в цель, бег в заданном темпе, прыжки на расстояние).

4. Систематические упражнения в виде сложных дейст­вий (игры сложные и простые, плавание, бег на коньках и лыжах, фехтование, походы и экскурсии).

В педагогической деятельности П.Ф. Лесгафта важное место занимала подготовка кадров физического воспита­ния. В 1877 - 1882 гг. он создает и возглавляет учебно-гим­настические курсы руководителей физической подготовки военных учебных заведений и армий. В 1896 г. по образцу этих курсов - Высшие курсы воспитательниц и руководи­телей физического образования. На базе этих курсов в 1918 г. был открыт институт физического образования име­ни П.Ф. Лесгафта.





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.224.133.198 (0.01 с.)