Физическая культура и спорт как социальные феномины общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физическая культура и спорт как социальные феномины общества



Физическая культура и спорт как социальные феномины общества

(стр.3-4)

2)Законы о физической культуре и спорте,(общие положения)

(4-8)
3) Ценности ориентации и отношения студентов к физической культуре и спорту

(8-14)

Организм как саморазвивающаяся и саморегулирующаяся система

(14-15)

Характеристика функциональных систем организма

(15-17)
6)Физиологические и биохимические изменения происходящие в организме под воздействием активной двигательной деятельности
(17-27)

Средства физической культуры и спорта в совершенствовании функциональных возможностей организмаи обеспеченности его умственной и физической деятельности, устойчивости к различным условиям внешней среды

(27-29)

Здоровье человека,как ценность и факторы его определяющие

(29-30)

Здоровый образ жизни и его взаимосвязь с внешней культурой

(30-31)

Ценностные ориентации

Под ценностями понимаются предметы, явления и их свойства, необходимые обществу и личности в качестве средств удовлетворения потребностей. Они формируются в процессе усвоения личностью социального опыта и отражаются в ее целях, убеждениях, идеалах, интересах. В них отражены представления студентов о желаемом. В формировании определенных ценностей, способных удовлетворить потребности студентов, проявляется единство физического, психического и социального развития личности.

В сфере физической культуры ценности по качественному критерию могут быть представлены как:

¦ материальные (условия занятий, качество спортивной экипировки, льготы со стороны общества);

¦ физические (здоровье, телосложение, двигательные умения и навыки, физические качества, физическая подготовленность);

¦ социально-психологические (отдых, развлечение, удовольствие, трудолюбие, навыки поведения в коллективе, чувства долга, чести, совести, благородства, средства воспитания и социализации, рекорды, победы, традиции);

¦ психические (эмоциональные переживания, черты характера, свойства и качества личности, творческие задатки);

¦ культурные (познание, самоутверждение, самоуважение, чувство собственного достоинства, эстетические и нравственные качества, общение, авторитет).

Ценностные ориентации студентов рассматриваются как способы, с помощью которых дифференцируют объекты физической культуры по их значимости. В структуре физкультурно-спортивной деятельности ценностные ориентации тесно связаны с эмоциональными, познавательными и волевыми ее сторонами; образующими содержательную направленность личности. Характер же направленности в самой деятельности чаще зависит от того, какой личностный смысл имеет система тех или иных ценностей, определяющая действенность отношений индивида к тем объектам, ради которых эта деятельность осуществляется. Одни объекты могут вызывать эмоциональную (чувственную), другие -- познавательную, третьи -- поведенческую активность.

Исследования М.А. Арвисто позволили выделить три ранга ценностных ориентаций студентов в физкультурно-спортивной деятельности. Ценностные ориентации представлены с точки зрения различных компонентов регуляции деятельности. Эмоциональный компонент основывается на привлекательности, а рациональный на полезности, они дополняют друг друга и деятельность регулируют вместе, хотя между ними существует определенное несоответствие. Данные показывают, что ценности, связанные с физическим Я (физические качества, здоровье, телосложение), с функциональным содержанием деятельности (высокая подвижность, физические нагрузки, эмоциональные переживания), с актуализацией (успех, самовыражение, самоутверждение), с морально-волевыми качествами (воля, настойчивость), с чувством долга, составляют главный ранг. Поэтому в физкультурно-спортивной деятельности этим ценностям необходимо уделять особое внимание, чтобы не ослабевала ориентация на эту деятельность.

Сердечно-сосудистая система

Сердечно-сосудистая система — комплекс анатомо-физиологических образований, обеспечивающий направленное движение крови и лимфы в организме человека и животных, необходимое для осуществления в тканях транспорта газов, субстратов питания и их метаболитов в процессе обмена веществ и энергии между организмом и внешней средой.

В состав cердечно-сосудистой системы входят сердце, кровеносные сосуды (кровеносная система) и лимфатическая система. Центральным органом cердечно-сосудистой системы является сердце, нагнетающее кровь в артерии которые по мере удаления их от сердца становятся мельче, переходя в артериолы и капилляры образующие в органах сети. Из сетей капилляров начинаются посткапиллярные венулы, формирующие при их слиянии более крупные венулы, а затем вены несущие кровь к сердцу. Наряду с кровеносными капиллярами в тканях представлены сети лимфатических капилляров, из которых начинаются лимфатические сосуды, отводящих лимфу из органов к регионарным лимфатическим узлам, затем по лимфатическим стволам в грудной проток и правый лимфатический проток, впадающие в вены в местах соединения внутренней яремной и подключичной вен. Весь путь кровообращения подразделяется на два круга: большой, или телесный, обеспечивающий приток крови к органам и от них обратно в сердце, и малый, или легочный, по которому кровь из сердца направляется в легкие, где происходит газообмен между кровью и воздухом, заполняющим альвеолы, а затем возвращается в левое предсердие.

 

Дыхательная система человека

Дыха́тельная систе́ма челове́ка — совокупность органов, обеспечивающих функцию внешнего дыхания человека (газообмен между вдыхаемым атмосферным воздухом и циркулирующей по малому кругу кровообращения кровью).

Газообмен осуществляется в альвеолах лёгких, и в норме направлен на захват из вдыхаемого воздуха кислорода и выделение во внешнюю среду образованного в организме углекислого газа.

 

Взрослый человек, находясь в состоянии покоя, совершает в среднем 14 дыхательных движений в минуту, однако частота дыхания может претерпевать значительные колебания (от 10 до 18 за минуту)[1]. Взрослый человек делает 15—17 вдохов-выдохов в минуту, а новорождённый ребёнок делает 1 вдох в секунду. Вентиляция альвеол осуществляется чередованием вдоха (инспирация) и выдоха (экспирация). При вдохе в альвеолы поступает атмосферный воздух, а при выдохе из альвеол удаляется воздух, насыщенный углекислым газом.

По способу расширения грудной клетки различают два типа дыхания:

· грудной тип дыхания (расширение грудной клетки производится путём поднятия рёбер), чаще наблюдается у женщин;

· брюшной тип дыхания (расширение грудной клетки производится путём уплощения диафрагмы), чаще наблюдается у мужчин.

 

Обмен веществ.

Сущность обмена веществ состоит в том, что из внешней среды в организм поступают богатые потенциальной энергией вещества, где они распадаются на более простые, а освобождающаяся при этом энергия обеспечивает протекание физиологических процессов и выполнение физической работы.

Мышечная деятельность активизирует обменные процессы, ведет к увеличению потребности организма в питательных веществах и тем самым стимулирует работу пищеварительных органов, желудочную и кишечную секреции. Однако, физическая работа, выполняемая сразу после приема пищи, не усиливает, а тормозит пищеварительные процессы. При этом возбуждение центров регуляции пищеварения и перераспределение крови от мышц к работающим органам брюшной полости снижает эффективность работы мышц. Наполненный желудок приподнимает диафрагму, затрудняя работу органов дыхания и кровообращения. Если мышечная работа начинается через 2-2,5 часа после приема пищи, то она может даже усиливать функцию пищеварения.

Обмен веществ в живом организме происходит постоянно. Однако уровень его интенсивности может быть различным (например, во время сна, при физической работе). Минимальный уровень обмена веществ называется основным обменом.

Основной обмен имеет место в состоянии полного мышечного покоя, натощак при температуре окружающей среды 20-220. При таких условиях расход энергии взрослого человека в среднем составляет 1 ккал на 1 кг массы тела за один час. Так при весе равном 70 кг основной обмен человека в сутки составит 1680 ккал, из которых 25 % связано с обеспечением работы сердца, почек, дыхательных мышц и др., а 75 % - с функционированием клеток и тканей организма.

При мышечной работе расход энергии увеличивается по мере нарастания ее интенсивности, например, при ходьбе энергии расходуется на 10-12 % больше, чем в покое, а при беге - на 40-50 % и более.

По энерготратам трудовая деятельность людей условно подразделяется на четыре группы:

умственный труд, суточный расход энергии, который составляет 2300-3000 ккал;

механизированная работа с суточным расходом энергии 2500-3200 ккал;

частично механизированная работа с суточным расходом энергии 2600-3400 ккал;

тяжелая физическая работа с суточным расходом энергии 3500-4300 ккал и более.

У студентов в дни занятий по физическому воспитанию энерготраты увеличиваются с 2500-300 ккал до 3500-4000 ккал.

Современный человек получает с пищей в сутки 4000 ккал и более. У многих людей, особенно занимающихся умственным трудом, остается неизрасходованной 20-25 % этой энергии. Избыточные калории откладываются в организме в виде запасов. Возникает так называемый «порочный круг»: при излишнем весе пропадает желание двигаться, что в свою очередь способствует еще большему увеличению веса.

Повышение двигательной активности ведет к стабилизации энергетического баланса. Для нормальной жизнедеятельности организма ежесуточный расход энергии на двигательную активность должен составлять 1200-1300 ккал.

Спортивная деятельность сопровождается значительными суточными затратами энергии до 6000-7000 ккал и более. Например, в день соревнований участник 100-киломитровой велогонки имел суточный расход энергии 10000 ккал.

На величину расхода энергии при мышечной работе влияет состояние тренированности организма.

Нетренированный человек тратит на работу больше энергии, чем тренированный.

Если работа несложная (например, вращение педалей велотренажера), то различие в энерготратах тренированного и нетренированного человека составят около 10 %. Если же работа требует точной координации движений и усилий (передвижение на лыжах, плавание), то при одной и той же скорости движений разница в расходе энергии тренированного и нетренированного человека может достигнуть 25-30 %.


7.Средства физической культуры и спорта в совершенствовании функциональных возможностей организма и обеспеченности его умственной и физической деятельности, устойчивости к различным условиям внешней среды.

Положительные характеристики спорта:

- при физических занятиях в человеческом организме происходит ускорение процессов метаболизма, в результате чего интенсивно сжигаются клетки жира;

- спорт помогает укреплению иммунитета, особенно против вирусных и простудных заболеваний;

- регулярные тренировки способствуют здоровому образу жизни, исключая курение табака и употребление алкогольных напитков;

- спорт положительно влияет на позвоночник человека, вырабатывая правильную здоровую осанку;

- постоянные спортивные занятия способствуют укреплению мышечного каркаса, что помогает человеку поддерживать красивую физическую форму.

 

Опорно-двигательный аппарат

Опорно-двигательная система представляет собой набор костей, суставов, мышц, сухожилий и связок. Когда человек совершает движения, происходит мышечное сокращение в результате согласованной работы центральных нервов. Во время регулярных тренировок мышечные волокна утолщаются. Это приводит клетки к энергетическому состоянию, которое зависит от наличия в организме достаточного количества минералов, витаминов, кислорода и питательных веществ.

Следует грамотно распределять нагрузку на суставы, иначе можно заработать такие заболевания, как остеоартроз, артроз и остеохондроз, результатом чего являются разрушенные суставные хрящи. Для оптимального опорно-двигательного развития необходимо обеспечить свой организм необходимыми витаминами и минералами. Очень важную роль при этом играет витамин С, стимулирующий развитие соединительных тканей сухожилий и связок, а также фосфор и кальций, придающие костям твёрдости.

 

Влияние на сердце и сосуды

Умеренные и регулярные спортивные занятия благотворно влияют на сосуды, так как помогают предотвратить тромбоз вен и варикоз нижних конечностей. Благодаря физическим нагрузкам происходит значительное увеличение в крови эритроцитов, что позволяет лучше снабжать ткани кислородом, в результате чего кровеносные сосуды становятся упругими и эластичными.

У спортсменов за одно сокращение сердце способно перекачать больше крови, чем у тех, кто избегает физических нагрузок. Поэтому специалисты рекомендуют заниматься спортом даже людям пожилого возраста, чтобы вовремя предотвратить такие заболевания, как ишемия, атеросклероз и гипертония.

 

Система дыхания

Лёгкие человека, который пренебрегает спортом, значительно отличаются по размеру от лёгких спортсмена. При регулярных тренировках происходит увеличение лёгочной ёмкости, в результате расширения бронхов, а также открытия дополнительных воздушных мешочков – альвеол. Спорт позволяет намного улучшить кровоснабжение внутренних органов человека, благодаря чему происходит бесперебойное достаточное поступление кислорода в организм.

Постоянные физические нагрузки повышают процесс вентиляции лёгких, в результате чего спортсмены реже встречаются с такими болезнями, как воспаление лёгких и бронхит.

 

Укрепление иммунной системы

Физическое развитие необходимо всем, ведь спорт достаточно сильно влияет на здоровье человека. Однако прежде, чем приступать к тренировкам, необходимо выяснить индивидуальные физические возможности, чтобы выбрать такой вид спорта, который будет не в тягость и по душе. Это может быть пешая прогулка, небыстрый бег, езда на велосипеде, аэробика, плавание или фитнес. Каждая из этих форм движения оказывает положительное влияние на здоровье человека, однако, всё же необходимо соизмерять свои физические способности. Ведь чрезмерные нагрузки могут не только спровоцировать тяжёлое заболевание, но и быть достаточно опасными для человеческого организма.

 

Регулярные спортивные занятия предупреждают многие заболевания, значительно укрепляют иммунитет, повышая сопротивляемость и устойчивость организма к различным негативным факторам. Спорт закаляет не только тело человека, но и его дух, повышает выносливость и тренирует силу воли, что немаловажно с психологической точки зрения.

Влияние спорта на мозг

Физическая нагрузка и правильно подобранные упражнения помогают обеспечивать мозг кислородом, вызывают рост количества красных кровяных телец в крови, подпитывают и обеспечивают кислородом клетки, улучшают процесс удаления токсинов. Благодаря улучшению кровообращения, урегулированию кровяного давления и усовершенствованию дыхательных процессов, мы не только избежим многих болезней, но также сможем гордиться ясным и острым умом до глубокой старости.

 

 

Физическая культура и спорт как социальные феномины общества

(стр.3-4)

2)Законы о физической культуре и спорте,(общие положения)

(4-8)
3) Ценности ориентации и отношения студентов к физической культуре и спорту

(8-14)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.81.58 (0.041 с.)