Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
С нарушениями письменной речи и оцениванию их работ по русскому языку»↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
С нарушениями письменной речи и оцениванию их работ по русскому языку» Раздел 1
Методические подходы в комплексной работе с детьми, Имеющими трудности в обучении русскому языку.
Система специальной помощи обучающимся с нарушениями письменной речи предусматривает индивидуальный подход к детям, у которых наблюдается несформированность определённых операций процессов письма и чтения (дисграфии, дислексии). Выделяют следующие виды дисграфии и дислексии: артикуляторно-акустическая, акустическая, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая, оптическая. 1. Артикуляторно-акустическая дисграфия возникает на почве расстройства устной речи. Ребёнок пишет так, как произносит. В основе её лежит отражение неправильного произношения на письме, опора на неправильное проговаривание. Опираясь в процессе проговаривания на неправильное произношение звуков, ребёнок отражает своё дефектное произношение на письме. Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи. 2. Акустическая дисграфия и дислексия возникают на основе нарушений фонемного распознавания. Проявляются в заменах букв фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. Чаще всего заменяются буквы, обозначающие следующие звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав. Этот вид дисграфии и дислексии проявляется и в неправильном обозначении мягкости согласных на письме и в процессе чтения вследствие нарушения дифференциации твёрдых и мягких согласных. При чтении дети с трудом сливают буквы в слоги и слова, так как буква не воспринимается ими как сигнал фонемы. 3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. В основе её лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки: пропуски согласных при их чтении, пропуски гласных, перестановки букв, вставки, перестановки слогов. Нарушение деления предложений на слова при этом виде дисграфии проявляется в слитном написании слов, предлогов со словами, раздельное написание слов, раздельное написание приставки и корня слова. 4. Аграмматическая дисграфия и дислексия. Этот вид дисграфии и дислексии связан с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений.В связной письменной речи у детей выявляются большие трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между отдельными предложениями.На уровне предложения аграмматизмы на письме и в процессе чтения проявляются в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов, изменении падежных окончаний, нарушение предложных конструкций, изменении падежа местоимений, числа существительных, нарушении согласования, отмечается нарушение синтаксического оформления речи, что проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропусках членов предложений, нарушении последовательности слов в предложении. 5. Оптическая дисграфия и дислексия связаны с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме и в процессе чтения. Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы: - состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (в-д,т-ш); - включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами (и-ш, п-т, х-ж, л-м); - зеркальное написание букв, пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент, лишние и неправильно расположенные элементы. Состав детей, нуждающихся в индивидуальном подходе при обучении русскому языку, неоднороден. К данной категории относятся: - дети с речевыми проблемами, обусловленными органическим поражением центральной нервной системы; - дети с минимальной мозговой дисфункцией; - дети с нарушением зрительно-моторных и пространственных представлений. Отбор для индивидуального подхода в обучении детей с нарушениями письменной речи осуществляет ГПМПК, которая на основании заключений учителя-логопеда, педагога-психолога, врача-психиатра, представления учителя выдаёт обучающемуся протокол с рекомендациями о дальнейшем обучении или справку об индивидуальном подходе. Индивидуальный подход предусматривает: 1. Коррекционно-развивающие занятия с логопедом. Основной задачей логопеда является: - формирование фонематических процессов; - формирование представлений о звуко-буквенном составе слова; - формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова; - уточнение лексических значений слов и дальнейшее обогащение словарного запаса; - уточнение значений используемых синтаксических конструкций; -развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи. 2. Совместную работу логопеда и психолога по направлениям: - формирование психологической базы речи (памяти, внимания, мышления, восприятия); - формирование зрительного восприятия и узнавания формы, величины и цвета; - развитие зрительной памяти; - формирование пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза. 3. Общие методические рекомендации для педагогов, работающих с детьми, испытывающих трудности в обучении: - проведение занятий в непринуждённой форме с установкой на успех каждого ученика; - учёт психофизических, личностных особенностей; - опора на компенсаторные возможности и зону ближайшего развития; - смена видов деятельности каждые 15-20 минут с целью предупреждения утомления и охранительного торможения; - соблюдение принципа от простого к сложному; - переход к следующему изучению материала только после усвоения предыдущего; - поощрение малейших успехов детей, тактичная помощь, развитие веры в собственные силы и возможности Снижение объёма и скорости выполнения письменных заданий по всем предметам и контрольных работ по русскому языку. Основные рекомендации учителю в добукварный и букварный период предусматривают: - развитие двигательных ощущений и осознанность выполнения графических движений руки; - формирование зрительно-двигательного образа буквы; - формирование пространственного восприятия, зрительной памяти; - развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации; - формирование фонетико-фонематического слуха с обязательным проговариванием вслух при письме; - исключение безотрывного письма, формирование графического образа буквы по элементам; - использование визуального, аудиального, кинестетического каналов восприятия при обучении Освобождение обучающихся от контрольных срезов по выполнению норм техники чтения. Раздел 2 Критерии (нормы) оценок письменных работ по русскому языку в 1-9 классах VII, V вида и для обучающихся общеобразовательных школ с индивидуальным подходом по русскому языку Начальная школа
Тексты для изложения и сочинения увеличиваются на 15-20 слов. Сочинения и изложения носят обучающий характер. Выставление оценок за контрольный диктант: Оценка «5» ставится за диктант, в котором допущено два исправления или две негрубые ошибки; работа написана аккуратно Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических, 3 пунктуационных и 3 логопедических ошибок; работа выполнена аккуратно, но допущены исправления Оценка «3» ставится за диктант, если в нем допущено 3-5 орфографических, 4 пунктуационных и 4 логопедических ошибки или 7 орфографических и 4 логопедических ошибки; допущены исправления Оценка «2» ставится за диктант, в котором более 8 орфографических, 8 логопедических ошибок, допущены исправления Негрубые ошибки: - исключение из правил; - повторение одной и той же буквы; - недописанное слово; - перенос слов; - единичный пропуск буквы на конце слова; - дважды написанное одно и то же слово в предложении 3 негрубые ошибки + 1 ошибка Однотипные ошибки: Первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
За одну ошибку в диктанте считаются: - два исправления; - две пунктуационные ошибки; - повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы»). Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.
За ошибку в диктанте не считаются: - ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует оговорить с обучающимися перед письменной работой, выписать трудное для них по написанию слово на доске); - единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы; - единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
Оценка за грамматические знания: «5» - все верно; «4» - не менее ¾ верно; «3» - не менее ½ верно; «2» - не выполнено больше половины задания.
Оценка за словарный диктант (оценивается строже контрольного диктанта): «5» - нет ошибок; «4» - 1-2 ошибки или 1 исправление (1-ый класс); 1 ошибка или 1 исправление (2-4-е классы); «3» - 3 ошибки и 1 исправление (1-ый класс); 2 ошибки и 1 исправление (2-4-е классы); «2» - 4 ошибки (1-ый класс); 3 ошибки (2-4-е классы).
Требования к объему сочинений и изложений
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление; вторая – за грамотность, то есть за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по русскому языку.
Речевые ошибки К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые в свою очередь делятся на семантические и стилистические. К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения: · употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол; · неразличение (смещение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень;, учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке; · нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами; · употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно; · пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке); стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов (например, характерная черта характера; приближался все ближе и ближе. Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи: · неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кати было два парня: Левин и Вронский; · неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи (например, рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей); · смешение лексики разных исторических эпох; · употребление штампов; · речевые ошибки в построении текста. Речевые ошибки в построении текста: · бедность и однообразие синтаксических конструкций; · нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм (например, когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед); · стилистически неоправданное построение слов; · неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи (например, Иванов закинул удочку и она клюнула); · неудачный порядок слов.
Грамматические ошибки Грамматические ошибки – это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры. Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик. Разновидности грамматических ошибок: · словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические; · морфологические, связанные с ненормативным образованием форм, слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичаны; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок, ложит и т.д.). · синтаксические а) ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении (например, браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе; б) ошибки в структуре простого предложения: - нарушение связи между подлежащим и сказуемым (например, солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны) - нарушение границы предложения (например, Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке); - разрушение ряда однородных членов (например, настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн); - ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами (например, причалившая лодка к берегу. На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени); - местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего (например, Кусты, они покрывали берег реки); - пропуски необходимых слов, (например, Владик прибил доску и побежал в волейбол. в) Ошибки в структуре сложного предложения: - смешение сочинительной связи (например, Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами); - отрыв придаточного от определяемого слова (например, Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе); г) смешение прямой и косвенной речи; д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки (например, терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная). Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании «браконьерам, промышляющих в лесах» не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании «умчался в синею даль» ошибка орфографическая, так как вместо юю по правилу написано другое.
с нарушениями письменной речи и оцениванию их работ по русскому языку» Раздел 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 1877; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.137.175 (0.011 с.) |