Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

При выполнении грамматических заданий следует руководствоваться

Поиск

следующими нормами оценок:

оценка «5» ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик

обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении;

оценка «4» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет

применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правил выполнил не менее ¾ заданий;

оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает усвоение определенной части из

изученного материала, в работе правильно выполнил не менее ½ заданий;

оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не

справляется с большинством грамматических заданий.

 

Речевые (логопедические) ошибки, обусловленные недоразвитием речи:

1. Фонематические ошибки:

б-п, г-к, д-т, д-л-н, б-м (артикуляционные);

ц-с, ц-т, т-г, ч-щ (аффрикаты и компоненты, входящие в их состав).

 

2. Ошибки анализа и синтеза:

· пропуски согласных при их стечении;

· пропуски гласных;

· добавление гласных;

· перестановка букв.

 

3. Диспраксии (кинетические ошибки):

· потеря мелких элементов букв (ш-и, т-п, м-л, ц-и, щ-ш);

· потеря соединения (мл, ми,ао).

 

4. Ошибки в замене букв по оптическому сходству:

(б-д, в-д, ш-и, ш-т).

 

Классификация ошибок в письменной речи обучающихся:

 

I - орфографическая

V - пунктуационная

Г - грамматическая (нарушение согласования, управления, раздельное написание слова, пропуск предлогов, словообразовательные, нарушение границ предложения и др.)

Л - логопедические

Р - речевая лексическая

(коричневые волосы вместо каштановых)

Лог. - логическая

Ф - фактическая

(териодор вместо Теодор Нетте)

V - пропусков слов

[ ] - лишняя часть

Z - абзац

Z - абзац не нужен

 

Нормы оценивая диктантов в 5-9 классах 5,7 вида

Вид диктанта Нормы оценок (количество ошибок)
«5» «4» «3» «2»
контрольный 1 негрубая орфографическая + 1 негрубая пунктуационная + 1 логопедическая   2 орфографические + 2 пунктуационные + 3 логопедические   1 орфографическая + 4 пунктуационные + 3 логопедические   6 орфографических + 4 пунктуационные + 4 логопедические   5 орфографических + 5 пунктуационных + 4 логопедических   7 орфографических + 7 пунктуационных + 5 логопедических 8 орфографических + 8 пунктуационных + 6 логопедических и более
Словарный   1-2 3-4 до 7

 

Примечание:

Отличная отметка не выставляется при наличии трех и более исправлений.

При наличии в контрольном диктанте пяти и более поправок (исправлений неверного написания) оценка снижается на 1 балл, с «4» до «3». При этом за большое количество поправок оценка не может быть снижена до неудовлетворительной.

При оценивании диктантов нередко имеют место случаи как завышения, так и занижения оценок. Занижение происходит потому, что учитель:

· в число орфографических ошибок включает грамматические ошибки и описки;

· учитывает однотипные ошибки как обычные;

· все исправления считает за ошибку.

Завышение оценки происходит по следующим причинам:

· учитываются как однотипные ошибки, которые таковыми не являются;

· оценка не снижается за многочисленные исправления;

· все однотипные ошибки считаются как одна.

 

Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта:

1. неверные написания не считаются ошибками. Они исправляются, но не влияют на снижение оценки.

К неверным написаниям относятся:

· ошибка на правило, не изучаемое в школе;

· ошибка в переносе слова;

· ошибка в слове с непроверяемым написанием, над которым не проводилась специальная работа.

2. Характер допущенной учеником ошибки (грубая или негрубая):

К негрубым орфографическим относятся ошибки:

· в исключениях из правил;

· в переносе слов;

· буквы э-е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта);

· в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиях;

· при переносном употреблении собственных имён (Обломовы, обломовы);

· в случаях слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами (в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь и т.д.);

· в случае раздельного или слитного написания не с прилагательными и причастиями в роли сказуемого;

· в написании -ы и -и после приставок;

· в случаях трудного различения -не и –ни;

· в собственных именах нерусского происхождения;

К негрубым пунктуационным относятся ошибки:

· в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

· в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;

· при применении правил, уточняющих или ограничивающих действие основного правила (пунктуация при общем второстепенном члене или общем вводном слове, на стыке союзов);

При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл.

3. Повторяющиеся и однотипные ошибки:

Повторяющиеся – это ошибки в одном и том же слове или морфеме, на одно и то же правило (например, вырощенный, возраст), а в пунктуации, например, выделение или невыделение причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются, исправляются, однако три такие ошибки считаются за одну.

Однотипные – это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армие, в рощи, колятся, борятся) и фонетических (пирожек, счерчек) особенностях данного слова. Первые три однотипные ошибки принято считать за одну, каждая последующая – как самостоятельная. Нельзя считать однотипной ошибкой написание, которое проверяется опорным словом: безударные гласные, сомнительные и непроизносимые согласные, падежные окончания в разных формах и некоторые другие.

 

Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия, интеллигенция) допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну.

Оценка дополнительного задания к диктанту.

Показатели для оценки дополнительного задания к диктанту

Оценка «5» «4» «3» «2»
Уровень выполнения задания Все задания выполнены верно Правильно выполнены не менее ¾ всех заданий Правильно выполнено не менее ½ заданий Не выполнено более половины заданий

Оценка сочинений и изложений

Основными формами проверки речевого развития обучающихся являются сочинения и изложения. Это комплексные работы, с помощью которых проверяются различные стороны языковой и речевой подготовки учащихся:

· коммуникативные умения, т.е. умения раскрыть тему высказывания, передать основную мысль, изложить материал последовательно и связно, найти для него соответствующую композиционную и языковую форму.

· языковые навыки или соблюдение в речи норм литературного языка.

· навыки правописания – орфографические и пунктуационные

 

Требования к объему сочинений и изложений

Примерный объем текста 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс
Подробное изложение (количество слов) 100-130 130-170 170-220 220-300 300-350
Классное сочинение (количество страниц) 0,5 - 1 1 – 1,5 1,5 - 2 2 - 3 3 - 4

 

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление; вторая – за грамотность, то есть за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по русскому языку.

 

Классификация ошибок в содержании сочинений и изложений

Фактические ошибки Логические ошибки
В изложении: Неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей.   В сочинении: искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат   - нарушение в последовательности в высказывании - отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями - неоправданное повторение высказанной ранее мысли - раздробление одной микротемы другой микротемой - несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей - перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению) - неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица

 

Речевые ошибки

К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые в свою очередь делятся на семантические и стилистические.

К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:

· употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;

· неразличение (смещение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень;, учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;

· нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;

· употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;

· пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);

стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов (например, характерная черта характера; приближался все ближе и ближе.

Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:

· неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кати было два парня: Левин и Вронский;

· неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи (например, рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей);

· смешение лексики разных исторических эпох;

· употребление штампов;

· речевые ошибки в построении текста.

Речевые ошибки в построении текста:

· бедность и однообразие синтаксических конструкций;

· нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм (например, когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед);

· стилистически неоправданное построение слов;

· неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи (например, Иванов закинул удочку и она клюнула);

· неудачный порядок слов.

 

Грамматические ошибки

Грамматические ошибки – это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.

Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.

Разновидности грамматических ошибок:

· словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические;

· морфологические, связанные с ненормативным образованием форм, слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичаны; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок, ложит и т.д.).

· синтаксические

а) ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении (например, браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;

б) ошибки в структуре простого предложения:

- нарушение связи между подлежащим и сказуемым (например, солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны)

- нарушение границы предложения (например, Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке);

- разрушение ряда однородных членов (например, настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн);

- ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами (например, причалившая лодка к берегу. На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени);

- местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего (например, Кусты, они покрывали берег реки);

- пропуски необходимых слов, (например, Владик прибил доску и побежал в волейбол.

в) Ошибки в структуре сложного предложения:

- смешение сочинительной связи (например, Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами);

- отрыв придаточного от определяемого слова (например, Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе);

г) смешение прямой и косвенной речи;

д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки (например, терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная).

Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании «браконьерам, промышляющих в лесах» не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании «умчался в синею даль» ошибка орфографическая, так как вместо юю по правилу написано другое.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 801; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.33.230 (0.008 с.)