ТОП 10:

Г. Формирование буквенного гнозиса, дифференциации зрительных образов букв



В процессе логопедической работы по формирова­нию четкого зрительного образа букв предлагаются следу­ющие задания:

1. Найти букву среди графически сходных (после дли­тельной экспозиции или после кратковременного предъяв­ления). Предлагаются следующие ряды сходных букв (по Б.Г.Ананьеву):

 

ЛМ АД ЛД ВР
ВЗ ГТ ВБ ГБ
ГЕ КЖ ХУ ГП
ИН ПН ИП ШЩ
ЦЩ ОЮ СО ОР

2. Соотнести буквы, выполненные разным шрифтом:

абвгдежз

абвгдежз

АБВГДЕЖЗ

 

3. Определить буквы, находящиеся в неправильном положении.

4. Назвать или записать буквы, перечеркнутые до­полнительными линиями.


7. Дописать букву.


5. Обвести букву, раскрасить, срисовать по предло­женному образцу.

6. Обвести контуры букв, выполненные пунктиром.

8. Назвать буквы, наложенные друг на друга.

9. Определить правильно и неправильно написан-

ные буквы.

10. Узнать буквы по их зеркальному изображению.

 

 


 

 


11.Показать правильную букву среди пар букв, пра­вильно и зеркально изображенных.

12. Конструирование букв из элементов.

13. Реконструирование букв: а) добавляя элементы (например, сделать из буквы Р букву В, из буквы Ь – букву Б), б) убавляя количество элементов (например, сделать из буквы Ж букву К), в) изменяя пространственное рас­положение элементов (например, сделать из буквы Р бук­ву Ь, из буквы Т - Г).

14. Определить различие сходных букв, отличающих­ся лишь одним дополнительным элементом: Р-В, З-В, Ь-В, О-Ю, Ь-Ы, Ь-Б, Л-Д и др.

15. Определить различие сходных букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве: Р-Ь, П-Н, П-И, И-Н, Г-Т.

При устранении оптических дислексии проводится работа по закреплению зрительных образов букв. Буква соотносится с каким-либо сходным по форме предметом: О - с обручем, 3 - со змеей, Ж - с жуком, П - с перекла­диной, У - с ушами и т.д. Для дифференциации образов букв предлагается заучивание стихотворений (С.Маршака, С.Михалкова, В.Берестова, К.Чуковского, Е.Серовой, О.Высотской, А.Потаповой, Е.Тихеевой, А.Шибаева и др.).

Буква А

1. "А", как лесенка, стоит

Перед входом в алфавит.

2. Вот буква вроде шалаша,

Не правда ль, буква хороша!

Буква Б

1. Буква "Б" с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

2. На траве лежит коса,

Рядом с нею - брюква.

Это просто чудеса:

Получилась буква.

Буква В

В букве "В", наверно, вата,

Оттого и толстовата.

Буква Г

"Г" узнаешь без труда:

Очень горбится всегда.

Буква Д

Мой теленок встал на ножки,

Вышла буква на дорожке.

Буква Е

1. "Е" на грядке пригодилась –

Вместо грабель потрудилась.

2. Ева гребнем причесалась,

В нем три зубчика осталось.

3. Эта буква хороша:

Этак "Е",

А этак - "Ш".

Буква Ё

1. Посмотри на букву "Ш":

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать "Е" и "Е".

2. Только "Е" передохнула,

Как тотчас же на нее

Пара птенчиков вспорхнула –

Получилась буква "Ё".

Буква Ж

Это - "Ж", а это - "К",

Целый жук и полжука.

Буква 3

"3" - простая завитушка.

Везде найдешь ты букву "3" –

В заре, в земле, в морозе,

В алмазе, в розе, в бирюзе.

Буква И

1. "И" надела поясок,

Поясок наискосок.

2. Молоток я раздобыл,

Из дощечек букву сбил.

Сколько здесь дошечек?

- Три.

А какая буква?

- И.

Буква И

"И" глядит украдкою

На сестрицу краткую.

Ей понравился берет,

У нее такого нет.

Буква Л

"Л" - немножко инвалид:

Ножка левая болит.

Буква М

1. Взялись за руки друзья

И сказали: ты да я,

Между тем, получилась буква "М".

2. Вот качели - буква "М"!

Здесь качаться можно всем!


 

3. Мама, глянь-ка! Две горы,

Словно две родных сестры.

Хорошо известно всем,

Где метро - там буква "М".

Буква О

"О" - как обруч.

Захочу - по дороге покачу.

Буква П

1. Букву "П" в спортивном зале

Перекладиной назвали.

2. Подходящие ворота,

Проходи, кому охота.

3. Влез на букву озорник:

Он решил, что "П" - турник.

4. На хоккее, на футболе

Буква "П" - ворота в поле.

Буква Р

"Р" согнула ручку:

С кем пройти под ручку?

Буква С

1. Шел конь, подковами звеня,

Как буква "С", следы коня.

2. Села мышка в уголок,

Съела бублика кусок.

Буквы У, Ы

Буква "У" - два длинных ушка,

А бедняжка буква "Ы"

Ходит с палочкой, увы.

Буква Ф

И сейчас же, точно лев,

Стала фыркать буква "Ф".

Буква X

Буква "X" все ходит, ходит -

Места, что ли, не находит?

 

Буква Ч

Буква "Ч" сказала: "Есть!"

Отдала кому-то честь.

 

Буквы Щ и Ц

Вот такие "Щ" и "Ц" –

С коготочком на конце,

Коготок - царапка,

Как кошачья лапка.

Буква Ъ (разделительный твердый знак)

1. Молчаливый твердый знак

Не произносится никак!

Его учить придется вам:

Хотите - не хотите,

Стоит он в алфавите.

2. Мягкий знак живет беспечно,

Он без кепки ходит вечно.

А упрямый твердый знак

Кепку носит только так!

Буква Ь (мягкий знак)

Он очень вежлив,

Мягкий знак.

Не любит споров он и драк.

Он всем старается помочь.

Он в слове "мать", и в слове "дочь",

И в тихом лунном слове "ночь".

Буква Ю

Чтобы "О" не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась буква "Ю".

Буква Я

"Я" бродила с рюкзаком,

Путешествуя пешком.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дислексия у детей, так называемая эволюционная дис­лексия, определяется как частичное расстройство процес­са овладения чтением, обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процес­се чтения. Специфические нарушения чтения (дислексии) сле­дует отличать от ошибок чтения иного характера: от оши­бок, закономерно встречающихся на начальных этапах ов­ладения чтением, от нарушений чтения у детей, педагоги­чески запущенных, трудных в поведении, и т.д. Особен­ностью дислексических ошибок является их стойкий и по­вторяющийся характер.

Симптоматика дислексии сложна и многообразна. Она зависит от многих факторов: характера этиологии и патогенеза, возрастных и личностных особенностей ребен­ка, ступени овладения навыком чтения, состояния устной речи, от методики обучения грамоте, эффективности ло­гопедического воздействия.

При дислексии наблюдаются следующие группы оши­бок: 1) неусвоение букв, 2) побуквенное чтение, 3) иска­жения звуко-слоговой структуры слова, 4) замены слов, 5) аграмматизмы, 6) нарушения понимания читаемого.

При исследовании детей с дислексиями выявляется задержка формирования многих функций. Так, при элект­роэнцефалографическом исследовании наблюдается харак­тер волн, соответствующий более раннему возрасту. Мно­гие исследования подтверждают недоразвитие моторики у детей с дислексиями, неточность, Недифференцированность произвольных, сознательно контролируемых движе­ний, несоответствие характера моторики возрасту, труд­ности выполнения тонких ручных движений, позднюю латерализацию. Отмечается также несформированность тех психических функций, которые осуществляют процесс чте­ния в норме.

Дислексии определяются как специфические наруше­ния чтения, возникновение которых обусловлено целым рядом патогенетических факторов. В качестве таких фак­торов рассматриваются нарушения устной речи, двуязы­чие, несформированность зрительно-пространственных функций, что может быть связано либо с левшеством, осо­бенно с переученным, либо с эволюционной незрелостью мозговых структур.

В настоящее время дислексии рассматриваются пре­имущественно как языковое расстройство, связанное с не­доразвитием языковых обобщений (фонематических, лек­сических, морфологических). И нарушения устной речи, и нарушения чтения во многих случаях представляют со­бой звенья единой причинно-следственной связи, явля­ются результатом влияния единых этиопатогенетических факторов.

Возникновение дислексии может быть обусловлено недоразвитием многих функциональных систем. Однако при определении вида дислексии решающее значение при­обретает недоразвитие ведущей в этом случае функциональ­ной системы. В зависимости от патогенеза дислексии вы­деляются следующие ее виды:

1) фонематические, обусловленные недоразвитием функций фонематической системы (дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза);

2) аграмматические, связанные с недоразвитием грамматического строя речи;

3) семантические, проявляющиеся в нарушении по­нимания читаемого при технически правильном чтении (механическое чтение), которые вызываются недоразвити­ем звуко-слогового синтеза и лексико-грамматического строя речи;

4) оптические, обусловленные несформированностью зрительного анализа, синтеза и пространственных пред­ставлений;

5) мнестические, вызванные нарушением мнестических процессов;

6) тактильные, которые наблюдаются у слепых де­тей и связаны с недостаточностью тактильного восприя­тия.

Первые три формы дислексии, таким образом, обусловлены несформированностью языковых операций процес­са чтения, другие три формы связаны с недоразвитием сенсомоторных операций.

Многие авторы отмечают наследственную предрас­положенность, генетическую основу эволюционной дис­лексии у детей. Так, изучение монозиготных близнецов с дислексиями показывает сходный характер их нарушений. Во многих случаях у родственников детей с дислексиями отмечаются аналогичные виды нарушений. Однако возник­новение дислексии все же обусловлено задержкой в фор­мировании определенных функциональных систем вслед­ствие вредностей, действующих на развитие ребенка в он­тогенезе.

Распространенность дислексии у различных катего­рий детей с нарушениями развития (умственно отсталых, детей с дефектами слуха и зрения, с детскими церебраль­ными параличами) значительно большая, чем у нормаль­но развивающихся детей. Исследования подтверждают единство многих патогенетических факторов, наличие об­щих закономерностей возникновения и течения дислексии у различных категорий детей. Вместе с тем дислексии у умственно отсталых, слепых и слабовидящих детей харак­теризуются целым рядом особенностей симптоматики, ха­рактера взаимодействия патогенетических факторов, свое­образием течения.

Знание общих и частных закономерностей патогенеза и симптоматики дислексии у различных групп детей позво­ляет более точно диагностировать нарушения чтения, пра­вильно строить логопедическую работу по профилактике и устранению дислексии в комплексном процессе реабили­тации детей с нарушениями развития.


ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овла­дения детьми чтением и письмом // Изв. АПН РСФСР. 1950. Вып. 70.

2. Ананьев Б.Г. Восстановление функций при агра­фии и алексии травматического происхождения // Учен. зап. МГУ: В 3-х т. М., 1947. Т.П.

3. Беккер Р. Нарушения речи как фактор, обуслов­ливающий затруднения в обучении чтению и правописа­нию: V научная сессия по дефектологии. М., 1967.

4. Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспо­могательной школе. М., 1965.

5. Гнездилов М.Ф. Обучение грамоте во вспомогательной школе. М., 1957.

6. Егоров Т.Г. Очерки психологии обучения чтению. М., 1963.

7. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. М., 1953.

8. Каше Г.А. Логопедическая работа в 1 классе вспо­могательной школы. М., 1957.

9. Корпев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. СПб., 1995.

 

10. Лалаева Р.И. Нарушения процесса овладения чте­нием у школьников. М., 1983.

11. Лалаева Р.И. Устранение нарушений чтения у уча­щихся вспомогательной школы. М., 1978.

12. Лалаева Р.И. Характер дислексии и пути их уст­ранения у учеников 1-2-го класса вспомогательной школы // Педагогические пути устранения речевых нарушений. Л., 1976.

13. Левина Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей. М., 1940.

14. Логопедия / Под ред. Л.С.Волковой. М., 1995.

 

15. Назарова Л.К. Обучение грамоте. М., 1965.

16. Орлова Д.И. Особенности анализа звукового состава слова у учащихся вспомогательной школы // Специ­альная школа. М., 1967, Вып.1.

17. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы // Под ред. Ж.И.Шиф. М., 1965.

18. Парамонова Л.Г. Нарушения речи учащихся вспо­могательной школы и пути их коррекции // Обучение во вспомогательной школе. М.; Л., 1973.

19. Петрова В.Г. Развитие речи у учащихся вспомо­гательной школы. М., 1977.

20. Рубинштейн С,Я, Психология умственно отстало­го школьника. М.; 1979.

21. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1995.

22. Спирова Л.Ф. Недостатки чтения и пути их пре­одоления // Недостатки речи у учащихся начальных клас­сов массовой школы. М., 1965.

23. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Дифференцирован­ный подход к проявлениям нарушений письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ // Дефектология. 1988. № 5.

24. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дис­лексии и дисграфии) // Расстройства речи у детей и подро­стков / Под ред. С.С.Ляпидевского. М., 1969.

25. Хватцев М.Е. Логопедия. М., 1959.

26. Цыпина Н.А. Обучение чтению детей с задерж­кой психического развития. М., 1994.

27. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты // Вопросы психологии. 1956. № 5.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие.......................................................... 4

Глава первая. Нарушения чтения (дислексии)
у детей с нормальным интеллектом......................... 5

I. Психология акта чтения. Процесс овладения
чтением в норме.............................................................. 5

П. Краткий исторический обзор учений
о нарушениях чтения.................................................... ..9

III. Современное состояние вопроса о нарушениях
чтения............................................................................. .11

Глава вторая. Дислексии у умственно отсталых
детей................................................................................ .32

I. Психофизиологические особенности умственно
отсталого ребенка.......................................................... .32

II. Особенности речевого развития умственно
отсталых детей............................................................... .33

III. Характеристика нарушений чтения умственно
отсталых детей............................................................... .37

Глава третья. Некоторые данные о дислексиях
у детей с нарушениями зрения и слуха.................... 44

I. Нарушения чтения у слепых детей........ .44

II. О нарушениях чтения у слабослышащих

детей.............................................................................. ...48

Глава четвертая. Методика логопедической работы
по коррекции дислексии........................................... ...50

I. Основные принципы коррекции дислексии .. 50

II. Методика коррекции фонематической
дислексии..................................................................... ..52

III. Методика устранения аграмматической
дислексии..................................................................... ..79

IV. Методика устранения семантической
дислексии..................................................................... ..85

V. Методика коррекции оптической

дислексии..................................................................... ..87

Заключение......................................................... 107

Литература................................ ………………... 108


Учебное издание Серия «Коррекционная педагогика»

Лалаева Раиса Ивановна







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.45.196 (0.02 с.)