ТОП 10:

СТАДИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ О НАРУШЕНИЯИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ. ОБЩАЯЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.



Производство по делам о нарушениях таможенных правил – это деятельность уполномоченных должностных лиц таможенных органов, судов общей юрисдикции по применению административных наказаний в установленной КоАП форме. Производство по делам о нарушениях таможенных правил является одним из важнейших видов правоохранительной деятельности таможенных органов РФ.

Задачами производства по делу о нарушении таможенных правил являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Всесторонность и полнота исследования всех обстоятельств дела о нарушении таможенных правил означает, что в процессе его рассмотрения необходимо установить событие НТП; виновность лица, привлекаемого к ответственности; обстоятельства, способствовавшие совершению НТП, смягчающие и отягчающие ответственность; данные о правонарушителе, о причиненном имущественном ущербе; другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела. Важной задачей административного производства по делу о нарушении таможенных правил является обеспечение исполнения постановления по делу.

Задачи производства по делу о нарушении таможенных правил тесным образом связаны с его принципами.

1. Принцип оперативности. Данный принцип выражается в установлении законодательством относительно коротких сроков производства отдельных процессуальных действий по делу о нарушении таможенных правил.

2. Принцип объективной истины. Данный принцип имеет особое значение для таможенных органов, поскольку они наделены правом заводить дела о нарушении таможенных правил, а также расследовать их, рассматривать по существу и назначать меру ответственности. Указанный принцип предполагает исследование обстоятельств, которые подлежат доказыванию в ходе производства: событие правонарушения; виновность физического или должностного лица, индивидуального предпринимателя; факт совершения НТП юридическим лицом; обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности виновного лица; причины и условия, способствующие совершению НТП (ст. 26.1 КоАП).

3. Принцип состязательности. Данный принцип заключается, во-первых, в наличии двух обязательных сторон процесса – таможенных органов и лиц, привлекаемых к ответственности; во-вторых, в том, что все участники административного процесса имеют право отстаивать свои интересы и использовать все процессуальные права, предусмотренные таможенным законодательством.

4. Принцип равенства. Данный принцип заключается в том, что все участники производства по делу о нарушении таможенных правил наделяются равными процессуальными правами.

5. Принцип публичности и гласности. Он выражается в том, что дело о нарушении таможенных правил может быть возбуждено по инициативе таможенного органа РФ на основании непосредственного обнаружения должностными лицами таможенных органов признаков НТП, на основании материалов, сообщений, заявлений граждан, СМИ, сведений, поступивших от других правоохранительных органов Российской Федерации, иностранных государств, международных организаций.

6. Принцип использования национального языка предполагает, что производство по делу о нарушении таможенных правил ведется на русском языке.

7. Принцип непрерывности. Он означает, что ни одна из обязательных стадий производства по делам о нарушении таможенных правил не может прерываться по причинам, не предусмотренным законодательством. Так, дело не может быть рассмотрено без составления протокола о НТП, являющего поводом к возбуждению дела.

Процесс производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела включает в себя следующие этапы:

1) возбуждение дела и его административное расследование;

2) рассмотрение дела и вынесение постановления по делу о нарушении таможенных правил;

3) обжалование, опротестование и пересмотр постановления по делу о нарушении таможенных правил;

4) исполнение постановления таможенного органа, суда о наложении административного наказания за НТП.

Большое значение в производстве по делу о нарушении таможенных правил придается доказательствам. К ним относятся любые фактические данные, на основании которых судья, таможенный орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события НТП, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

УЧАСТНИКИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ О НАРУШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ

Участниками производства по делу о нарушении таможенных правил являются:

1) лицо, привлекаемое к административной ответственности за НТП (физическое или юридическое);

2) потерпевший;

3) законные представители;

4) свидетели;

5) понятые;

6) специалисты;

7) эксперты;

8) переводчик;

9) прокурор.

1. В ст. 25.1 КоАП закреплены процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе о НТП, а именно: знакомиться со всеми материалами дела; давать объяснения; представлять доказательства; заявлять ходатайства и отводы; пользоваться юридической помощью защитника; другие права.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело о нарушении таможенных правил, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу.

2. Согласно ст. 25.2. КоАП потерпевшим является физическое или юридическое лицо, которым НТП причинен имущественный или моральный вред. Лицо, которому правонарушением нанесен ущерб, пользуется правами, аналогичными процессуальным правам лица, в отношении которого ведется производство по делу о нарушении таможенных правил.

3. Важную роль в процессе производства по делу о нарушении таможенных правил играют законные представители физических и юридических лиц.

Согласно ст. 25.3 КоАП защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу о нарушении таможенных правил, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители (родители, опекун, усыновитель и т. д.).

Согласно ст. 25.4. КоАП законные представители юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу о нарушении таможенных правил, или юридического лица, являющего потерпевшим, осуществляют защиту его прав и законных интересов. Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Дело о нарушении таможенных правил, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствии данных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу с момента составления протокола об административном правонарушении, а в случае административного задержания физического лица в связи с НТП защитник допускается к участию в производстве по делу с момента такого задержания.

4. В качестве свидетеля по делу о нарушении таможенных правил может выступать любое лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению в ходе производства. Согласно норме ч. 2 ст. 25.6 КоАП свидетель обязан явиться по вызову таможенного органа, должностного лица либо судьи, в производстве которых находится дело о нарушении таможенных правил, и сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний.

За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей свидетель несет административную ответственность, предусмотренную КоАП.

5. В качестве понятого может быть привлечено любое незаинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух. Присутствие понятых обязательно в случае применения мер процессуального обеспечения производства, об их участии в производстве по делу о НТП делается запись в протоколе.

6. В качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.

Права и обязанности специалиста закреплены в ст. 25.8 КоАП.

7. В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения (ст. 25.9 КоАП).

8. В качестве переводчика может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода, необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении (ст. 25.10 КоАП).

9. Важное место в производстве по делу о нарушении таможенных правил отводится прокурору, который в пределах своей компетенции вправе возбуждать производство по такого рода делам, участвовать в рассмотрении дела, приносить протест на постановление по делу независимо от участия в нем и совершать иные действия, предусмотренные законодательством РФ.

В случае установления факта нарушения закона таможенными органами и их должностными лицами прокурор освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решения несудебных органов. Если дело находится на рассмотрении судов общей юрисдикции или арбитражных судов, прокуроры не наделяются надзорными функциями в отношении судопроизводства. Однако КоАП предусматривает возможность участия прокурора в рассмотрении дел об административных правонарушениях и принесения протеста на незаконные постановления судей.

34. Квалифицирующие признаки административных правонарушений в сфере таможенного дела. Привести примеры составов нарушений таможенных правил.

Общим для всех видов нарушений таможенных правил является то, что все они в той или иной степени посягают на урегулированные нормами таможенного права общественные отношения - таможенно-правовые отношения (отношения, возникающие в связи и по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу). Различаются же они по степени общественной опасности, по направленности на причинение вреда тем или иным аспектам таможенного дела, в зависимости от способа, места и времени их совершения (т.е. по признакам объективной стороны), в ряде случаев - по субъектам, их совершающим, и по некоторым другим критериям. И.В. Тимошенко - «Таможенное право: высшее образование" - Р-на-Д.: «Феникс) 2008.С. 426.

Классификация нарушений таможенных правил в соответствии с теми или иными признаками имеет важное значение для совершенствования правоприменительной деятельности таможенных органов, поскольку позволяет, с одной стороны, выявить некие качественные особенности каждого конкретного состава таможенного правонарушения и в то же время, с другой стороны, избежать односторонности его интерпретации.

Наиболее общей классификацией нарушений таможенных правил является их классификация по степени общественной опасности. В соответствии с этим критерием все виды составов нарушений таможенных правил можно условно разделить на незначительные нарушения, не представляющие большой общественной опасности для экономических интересов России, и на грубые нарушения, совершение которых наносит реальный ущерб экономическим интересам и безопасности нашей страны.

К первой группе относятся такие нарушения таможенных правил, как, например, нарушение режима зоны таможенного контроля (ст.16.5 КоАП РФ), несоблюдение порядка внутреннего таможенного транзита или таможенного режима международного таможенного транзита (ст.16.10 КоАП РФ), непредставление в установленный срок в таможенный орган отчетности (ст.16.15 КоАП РФ) и другие незначительные нарушения, совершение которых происходит в основном, как следствие залатного исполнения участниками таможенно-правовых отношений своих обязанностей в сфере таможенного дела.

Ко второй группе следует отнести нарушения, совершение которых несет реальный ущерб экономическим интересам России, нравственности и здоровью ее населения и которые, как правило, направлены на получение той или иной выгоды для лиц, их совершающих. Сюда относятся прежде всего, нарушения таможенных правил так называемой "контрабандной группы" И.В. Тимошенко - «Таможенное право: высшее образование" - Р-на-Д.: «Феникс) 2008.С. 426. - незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу (ст.16.1 КоАП РФ) и недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств (ст.16.2 КоАП РФ) иные грубые нарушения.

Можно проводить классификацию нарушений таможенных правил по направленности на причинение вреда тем или иным аспектам таможенного дела (т.е. по объекту посягательства). Представляется, что по этому критерию следует выделить четыре группы нарушений таможенных правил:

1) Нарушения таможенных правил, посягающие на порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ (ст.16.1, 16.3, 16.18 КоАП РФ);

2) Нарушения таможенных правил, посягающие на порядок оформления, порядок применения иных таможенных процедур и порядок таможенного контроля перемещаемых через таможенную границу России товаров и транспортных средств и порядок осуществления деятельности в области таможенного дела (ст.16.2, 16.4, 16.17, 16.19 КоАП РФ);

3) Нарушения таможенных правил, посягающие на порядок обложения перемещаемых через таможенную границу России товаров таможенными платежами и порядок их уплаты (ст.16.22 КоАП РФ);

4) Нарушения таможенных правил, посягающие на порядок предоставления в отношении указанных выше товаров и транспортных средств таможенных льгот и порядок пользования ими (ст.16.20, 16.21 КоАП

РФ).

Следующий способ возможной классификации видов нарушений таможенных правил - это классификация в зависимости от способа, места и времени их совершения, т.е. по признакам объективной стороны правонарушения.

Юридический анализ действующих таможенно-правовых норм позволяет выделить в объективной стороне составов административных проступков, именуемых нарушениями таможенных правил, следующие характерные признаки их классификации:

1) Форма совершения противоправного деяния (действие или бездействие);

2) Противоправный результат (материальный или нематериальный вред, ущерб);

3) Место, время и средства совершения правонарушения.

И наконец, в зависимости от субъектов, их совершающих, нарушения таможенных правил можно подразделить на:

1) Нарушения таможенных правил, субъектами которых могут быть любые физические или юридические лица, отвечающие общим признакам субъекта административного правонарушения (таковых большинство); И.В. Тимошенко - «Таможенное право: высшее образование" - Р-на-Д.: «Феникс) 2008.С. 427

Нарушения таможенных правил, субъектами которых могут быть только специальные субъекты, т.е. физические или юридические лица, обладающие помимо общих признаков субъекта административного правонарушения еще и некоторыми характерными признаками, позволяющими им выступать в качестве конкретных правонарушений (например, невывоз либо неосуществление обратного ввоза товаров и (или) транспортных средств физическими лицами (ст.16.18 КоАП РФ), где субъектом правонарушения могут выступать только физические лица, временно ввезшие в РФ или вывезшие из нее товары и транспортные средства для личного пользования).

примеры

К первой группе относятся такие нарушения таможенных правил, как, например, нарушение режима зоны таможенного контроля (ст.16.5 КоАП РФ), несоблюдение порядка внутреннего таможенного транзита или таможенного режима международного таможенного транзита (ст.16.10 КоАП РФ), непредставление в установленный срок в таможенный орган отчетности (ст.16.15 КоАП РФ) и другие незначительные нарушения, совершение которых происходит в основном, как следствие залатного исполнения участниками таможенно-правовых отношений своих обязанностей в сфере таможенного дела.

Ко второй группе следует отнести нарушения, совершение которых несет реальный ущерб экономическим интересам России, нравственности и здоровью ее населения и которые, как правило, направлены на получение той или иной выгоды для лиц, их совершающих. Сюда относятся прежде всего, нарушения таможенных правил так называемой "контрабандной группы" И.В. Тимошенко - «Таможенное право: высшее образование" - Р-на-Д.: «Феникс) 2008.С. 426. - незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу (ст.16.1 КоАП РФ) и недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств (ст.16.2 КоАП РФ) иные грубые нарушения.

35. Выявление признаков риска при таможенном контроле товаров. Общий порядок. Привести примеры.

Принцип использования системы управления рисками впервые в российской практике законодательно установлен Таможенным кодексом РФ 2003 г., правовая база его применения существенно расширена в ТК ТС (гл. 18). Большинство актов, регламентирующих порядок функционирования системы управления рисками являются документами для служебного пользования, в связи с чем большинство общедоступных документов, содержащих нормы, направленные на регулирование СУР, носят программный и концептуальный характер.[1]

Организация и проведение таможенного контроля на основе системы управления рисками соответствует международной практике и, в частности, Киотской конвенции, в которой сказано: «Управление рисками — это основной базисный принцип современных методов таможенного контроля».

Под риском с позиции организации таможенного контроля понимается степень вероятности несоблюдения таможенного законодательства. Данное определение и другие базовые понятия СУР содержатся в ст.127 ТК ТС. (полные перечень терминологии, обязательной для запоминания находится в отдельном разделе учебника)

Суть системы управления рисками сводится к следующему:

— таможенный контроль ограничивается минимумом, необходимым для обеспечения соблюдения таможенного законодательства;

— при выборе форм таможенного контроля таможенные органы руководствуются сформированными в рамках СУР профилями риска. Профиль риска базируется на индикаторах риска - определенных критериях с заранее заданными параметрами, отклонение от которых или соответствие которым позволяет осуществить выбор объекта контроля. К таким критерием может относится цена товара, характер его перемещения, вид транспорта, страна происхождения и многие другие.;

— таможенная служба применяет метод анализа рисков для определения лиц и товаров, включая транспортные средства, подлежащие проверке, и степени такой проверки, на основе которого формируются профили риска.

— существенное значение для применения СУР имеет разделение товаров на товары риска и товары прикрытия. Товары риска - товары, перемещаемые через таможенную границу, в отношении которых выявлены риски или есть потенциальные риски. Товары прикрытия - товары, которые с достаточной степенью вероятности могут декларироваться вместо товаров риска.

—на формирование профилей риска оказывает влияние решения Комиссии Таможенного союза, которая может указывать обязательные для разработки государствами-членами таможенного союза области риска.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.55.168 (0.011 с.)