Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специальная таможенная статистика и обработка информации

Поиск

 

Данная область автоматизации охватывает системы и средства автоматизации доступа к данным, анализа данных, формирования произвольных отчетов, введения баз данных и др.

 

7.3.11 Автоматизация офисной работы (документооборота)

 

Данная область автоматизации охватывает такие задачи, как автоматизация документооборота, электронную почту и автоматизацию других функций, свойственных любой организационно-штатной структуре.

 

 

7.4. Электронный документооборот

 

Если рассматривать информационную систему таможенных органов как замкнутую, узковедомственную систему, то проблема электронного документооборота в такой системе может быть решена достаточно просто и быстро. Однако информационная система таможенных органов имеет множество источников информации, сама является источником информации, и поэтому переход на электронный документооборот в такой системе возможен только при применении общепринятого стандарта.

В настоящее время под эгидой ВТО работает много групп, разрабатывающих такие стандарты. Однако первоисточником можно смело считать стандарт электронного обмена данными UN/EDIFACT. Ниже приведено описание одного из возможных подходов в применении стандарта для внедрения электронного документооборота в национальной информационной системе таможенных органов.

Основополагающим элементом системы электронного документооборота является базовый электронный формуляр (БЭФ) – совокупность расположенных в установленном порядке реквизитов, содержание которых имеет юридическое значение для целей таможенного контроля и оформления товаров и транспортных средств. БЭФ проектируется как унифицированная форма, использование которой возможно на всех стадиях таможенного процесса, и должен содержать оптимальное число структурных полей для внесения данных, отражающих идентификационные, классификационные, статусные и иные характеристики объектов таможенного контроля и процессуальных действий над ними в соответствии с нормами действующего законодательства. Структура формуляра должна учитывать функциональное назначение реквизитов, их групповую принадлежность и способность отражать сведения, имеющие юридическое значение.

Базовый электронный формуляр отличается от бумажного как носителем информации, так и способом ее представления. В бумажных технологиях под формуляром понимается стандартный бланк формата А4 утвержденной структуры, в компьютерных – целостный или композиционный экранный образ, визуализация которого обеспечивается соответствующими программными средствами. Различия между бумажным и электронным формулярами не затрагивают основной характеристики документа – набора постоянных и переменных реквизитов.

 

Постоянный реквизит документа наносится при изготовлении унифицированной формы или бланка документа.

 

Переменный реквизит наносимый при составлении документа.

 

С точки зрения информационных технологий, переменные реквизиты являются контекстными элементами данных и подразделяются на компонентные и композиционные. Они могут иметь кодовое или текстовое значение и должны быть специфицированы по следующим признакам:

 

– идентификационный код;

– термин;

– содержание термина;

– формат представления.

 

Проектирование БЭФ и структур электронных документов потребует составления Номенклатуры данных таможенной информации – справочника, в котором должны быть классифицированы элементы данных, имеющие юридическое значение для целей таможенного контроля и оформления. За основу классификации таможенной информации следует взять стандарт UN/EDIFACT, по которому элементы данных кодируются четырехзначным цифровым кодом. Код формируется в соответствии со следующими принципами:

 

1. Первая цифра определяет принадлежность элемента к соответствующей категории групп данных:

 

0хххх – сервисные элементы данных;

1хххх – документация, справочные ссылки;

2хххх – дата, время, период времени;

3хххх – лица, адреса, места и страны;

4хххх – нормы и правила, условия и инструкции;

5хххх – суммы, налоги и проценты;

6хххх – единицы измерения и количество (исключая денежные);

7хххх – товары и продукты;

8хххх – средства и виды транспорта, контейнеры;

9хххх – иные данные.

 

2. Вторая, третья и четвертые цифры классифицируют элементы данных по содержанию:

 

х000 – х499 – в соответствии с международным стандартом;

х500 – х699 – в соответствии с национальным стандартом;

х700 – х799 – в соответствии с рабочими проектами UN/EDIFACT;

х800 – х899 – для частных целей.

 

3. Специфическое значение в коде имеет четвертая цифра, подразделяющая элементы на:

 

– данные текстового формата – четная цифра;

– данные кодированного формата – нечетная цифра.

 

4. До решения правовых вопросов, связанных с применением международного или общенационального стандарта кодирования элементов данных, можно воспользоваться системой «х800 – х899» для частных целей, дополнив ее блоком «х900–х999». При таком подходе Унифицированная номенклатура данных таможенной информации могла бы иметь следующую структуру:

 

0800–0999 – сервисные элементы данных;

1800–1899 – документация, справочные ссылки;

2800–2999 – дата, время, период времени;

3800–3999 – лица, адреса, места и страны;

4800–4999 – нормы и правила, условия и инструкции;

5800–5999 – суммы, налоги и проценты;

6800–6999 – единицы измерения и количество (исключая денежные);

7800–7999 – товары и продукты;

8800–8999 – средства и виды транспорта, контейнеры;

9800–9999 – иные данные.

 

Такой подход создает возможности поэтапного перехода к использованию международных стандартов описания данных электронного обмена информацией.

 

5. В соответствии с правилами построения документов и их формуляров отдельные элементы данных объединяются в функциональные группы, которые в бумажных документах называются графами, а в электронных – сегментами. За основу классификации сегментов и проектирования их структуры могут быть также взяты принципы UN/EDIFACT.

Проектируемая структура БЭФ и базового электронного документа, сформированная по указанным выше подходам, должна иметь следующую структуру:

 

1) Раздел;

2) Группа сегментов;

3) Сегмент;

4) Элемент данных.

 

Проектирование электронного формуляра и документа унифицирует и стандартизирует систему формализации элементов данных, обеспечивает реструктуризацию НСИ 1[V1] и стабильность программного обеспечения. Номенклатура данных и сегментов электронного обмена информацией создаст стандарты управления таможенной информацией на всех уровнях системы, обеспечит системный подход к ее формированию и позволит перейти к полной автоматизации процесса на основе электронных сообщений, имеющих правовой статус документов.

 


1 НСИ – нормативно-справочная информация.

 

РАЗДЕЛ IХ. Правоохранительная деятельность таможенных органов

 

Глава 1. Правоохранительная деятельность таможенных органов: общая характеристика

 

1.1. Понятие и содержание правоохранительной деятельности

Государственный таможенный комитет Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Республике Беларусь (ст. 7 Таможенного кодекса Республики Беларусь).

Таким образом, таможенные органы являются органом государственного управления специальной компетенции (в сфере таможенного дела), то есть исполнительно-распорядительными органами. Они имеют право во исполнение решений высших органов государственной власти и управления издавать акты управления по вопросам таможенного дела, обязательные для исполнения другими ведомствами, юридическими и физическими лицами, причастными к перемещению товаров через таможенную границу. Это одно из направлений их участия в административно-правовом регулировании таможенных отношений.

Согласно ст. 8 Таможенного кодекса Республики Беларусь таможенные органы отнесены к правоохранительным органам.

В широком смысле любой государственный орган исполнительной власти можно считать правоохранительным.

В этой связи содержанием правоохранительной деятельности таможенных органов является охрана урегулированных нормами таможенного, административного, уголовного, государственного, международного, финансового, гражданского и других отраслей права отношений, возникающих в процессе контактов участников ВЭД и должностных лиц таможенных органов по поводу перемещения товаров через таможенную границу.

Однако общепринятым является более узкое понимание термина «правоохранительные органы». К ним обычно причисляют судебные и прокурорские органы, органы внутренних дел, адвокатуру, то есть те органы, для которых правоохранительная деятельность является основной и реализуется в определенных специфических функциях и сферах (прежде всего речь идет о сфере применения уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях).

Таким образом, в более узком смысле правоохранительные органы – это государственные органы, которые созданы в государстве только или главным образом для обеспечения правопорядка и законности, для защиты прав, свобод и интересов граждан, организаций, общества и государства, предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений, применения государственного принуждения или воздействия к лицам, нарушившим законность.

Правоохранительная деятельность таможенных органов является разновидностью государственной деятельности, проявлением внутренних и внешних функций государства в сфере таможенных правоотношений.

Цель этой деятельности заключается в обеспечении соблюдения, исполнения, применения норм государственного, административного, таможенного, гражданского и других отраслей права в сфере деятельности таможенных органов.

Соблюдение норм права в сфере деятельности таможенных органов – это следование субъектов права, должностных лиц таможенных органов и участников ВЭД ее предписаниям, воздержание от запрещенных нормой соответствующей отрасли права действий. Примером могут служить действия участников ВЭД по соблюдению норм Таможенного кодекса Республики Беларусь о декларировании товаров, а должностных лиц таможенных органов – о приеме деклараций.

Использование правовой нормы в сфере деятельности таможенных органов – это осуществление субъектами правоотношений, должностными лицами таможенных органов и участниками ВЭД своих прав, предусмотренных этой нормой.

В качестве примера использования правовой нормы может рассматриваться право участника ВЭД получать консультации и информацию по вопросам таможенного оформления товаров и т. п.

Исполнение правовой нормы – это действие физического, должностного или юридического лица по выполнению возложенных на него нормой обязанностей.

Применение норм права – это властно-регулятивные действия государственных органов, должностных лиц по претворению предписаний правовой нормы в жизнь.

Правоохранительная деятельность таможенных органов осуществляется в порядке реализации практически всех функций, возложенных на них, так как все они связаны с установлением норм права или их реализацией. Законодательно закрепленные в Таможенном кодексе Республики Беларусь (ст. 10), эти функции сами являются нормами права, которые должны соблюдаться, использоваться, исполняться и применяться таможенными органами как средство охраны других правовых норм.

В частности, в ст. 10 Таможенного кодекса Республики Беларусь прямо говорится, что таможенные органы обеспечивают соблюдение законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы Республики Беларусь (п. 2), принимают меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела (п. 3); обеспечивают в пределах своей компетенции экономическую безопасность Республики Беларусь, являющуюся экономической основой суверенитета (п. 4); защищают экономические интересы Республики Беларусь (п. 5); применяют средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений (п. 6); участвуют в разработке таможенной политики и мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, и реализуют эти меры (п. 1, 8); обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь (п. 8); ведут борьбу с контрабандой, административными таможенными правонарушениями, пресекают незаконный оборот через таможенную границу Республики Беларусь наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния Республики Беларусь и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других товаров, а также оказывают содействие специальным органам в борьбе с международным терроризмом, организованной преступностью и в пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Республики Беларусь в деятельность международной гражданской авиации (п. 10); содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности, жизни и здоровья граждан, защите животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов отечественных потребителей, ввозимых товаров (п. 14) и т. д.

Таким образом, вся деятельность таможенных органов, осуществляясь в рамках законов и в интересах их реализации, является частью правотворческой, правоприменительной, правоисполнительной, правоохранительной деятельности государства.

 

1.2. Формы правоохранительной деятельности таможенных органов

 

Правоохранительная деятельность таможенных органов осуществляется в различных формах – административно-правовой, административно-процессуальной, уголовно-правовой, уголовно-процессуальной, оперативно-розыскной и др. Все эти формы тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга и являются средствами решения задач, стоящих перед таможенными органами.

Целями правоохранительной деятельности помимо обеспечения реализации правовых норм являются также выявление подготовки или осуществления нарушений национального законодательства и международных договоров, к которым присоединилась Республика Беларусь, предупреждение наступления или снижение вредных последствий таких нарушений, пресечение действий нарушителей.

Административно-правовая форма правоохранительной деятельности таможенных органов проявляется в обнаружении путем осуществления таможенного и валютного контроля, таможенного оформления товаров, внутриорганизационной управленческой деятельности и поддержания контактов с другими органами государства признаков и фактов административных нарушений, а также нарушений уголовного, таможенного, валютного, налогового и иных видов законодательства.

Административно-процессуальная форма правоохранительной деятельности таможенных органов выражается в совершении административно-процессуальных действий, направленных на проверку выявленных фактов отклонений от требований, установленных административно-правовыми нормами, таможенными правилами, на выявление причастных к нарушениям лиц, квалификацию деяний, установление мер ответственности за них и принятие мер по предотвращению или минимизации ущерба интересам государства от противоправных деяний.

Эти действия осуществляются в формах составления протоколов об обнаруженных нарушениях административных норм или таможенных правил, заведения дел об административных правонарушениях и осуществления производства по ним, их рассмотрения и применения взысканий.

Уголовно-процессуальная форма правоохранительной деятельности таможенных органов как органов дознания проявляется в возбуждении уголовных дел по фактам или признакам уголовных преступлений, борьба с которыми отнесена к компетенции таможенных органов (контрабанда и др.), производстве дознания по этим делам, а также участии в следственных действиях по поручению органов предварительного следствия.

Важной формой правоохранительной деятельности таможенных органов является обеспечение собственной безопасности, сочетающей в себе меры внутреннего административного контроля, оперативно-розыскные меры, меры физической и технической охраны таможенных объектов, сотрудников и членов их семей.

Одной их форм деятельности таможенных органов, сочетающей элементы правоохранительной (криминалистической) и специальной (разведывательной, розыскной) деятельности, является оперативно-розыскная деятельность.

Эта форма деятельности призвана повысить эффективность таможенного контроля, выявлять признаки и факты подготовки и совершения преступлений и административных правонарушений, причастных к ним лиц, причин, условий, способствующих их совершению, предотвращать вред интересам государства, пресекать преступные посягательства на них.

 

Глава 2. Административно-правовые формы правоохранительной деятельности таможенных органов

 

Правоохранительная деятельность таможенных органов в области административного права основывается на Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП) и положениях Таможенного кодекса Республики Беларусь. В данных документах определены понятия административных таможенных правонарушений, сформулированы общие положения, подведомственность дел об административных правонарушениях, определен порядок производства по делам, их рассмотрения, а также исполнения принятого решения.

В КоАП Республики Беларусь на данный момент не выделены процессуальные нормы, регулирующие процесс производства по аналогии с уголовным процессом. Вместе с тем именно процессуальное закрепление следов правонарушения, действий сотрудников таможенных органов является наиболее уязвимым звеном при формировании материалов дела. Недооценка данной составляющей приводит к утере юридической значимости многих фактов, которые могли бы стать доказательством при рассмотрении дела.

Согласно ст. 225 КоАП Республики Беларусь задачами производства по делам об административных правонарушениях являются: своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в точном соответствии с законодательством, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, предупреждение правонарушений, воспитание граждан в духе соблюдения законов.

Перед сотрудниками таможенных органов ставится задача не только выявить правонарушение, но и произвести процессуальное оформление в соответствии с законодательством, а также предупредить новые правонарушения. Всякое деяние (действие либо бездействие) становится противоправным в том случае, если оно закреплено правовой нормой на момент совершения. Чтобы установить, является ли данное деяние правонарушением или нет, необходимо провести сравнение с закрепленными в правовой норме признаками. То есть мы подходим к тому, что КоАП является своего рода собранием тех моделей деяний, которые законодатель отнес к административным правонарушениям.

Таможенный кодекс Республики Беларусь к административным таможенным правонарушениям относит противоправные, виновные (умышленные или неосторожные) действия либо бездействие, посягающие на установленный порядок таможенного регулирования. Необходимо также добавить, что за АТП административным законодательством предусмотрена административная ответственность. Деяние признается административным таможенным правонарушением лишь в том случае, если содержит закрепленные законом признаки и существует причинная связь между деянием и наступившими последствиями, причинившими вред отношениям, регулирование которых отнесено к компетенции таможенных органов.

Таким образом, юридическими признаками АТП признаются:

¾ наличие самого деяния, которое может быть выражено в форме действия либо бездействия;

¾ антиобщественность деяния, так как обществом установлен определенный порядок таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности;

¾ противоправность деяния, которая выражается в нарушении норм, закрепленных в законе;

¾ наказуемость деяния в рамках санкций, установленных законодателем;

¾ виновность деяния, определяемая характером его совершения, то есть умышленно или по халатной неосторожности. Наличие вины является обязательным признаком административного таможенного правонарушения;

¾ наказуемость деяния означает применение мер административного воздействия в виде санкций к виновному лицу со стороны уполномоченного государственного органа.

От юридических признаков АТП необходимо отличать состав правонарушения, который включает в себя следующие составляющие элементы: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Объектом АТП являются отношения, возникающие в области государственного управления внешнеэкономической деятельностью. Необходимо помнить, что, несмотря на название, объект – это нематериальные отношения, правила, закрепленные законом.

Объективная сторона АТП выражается в физическом акте, действии или бездействии, направленном на нарушение установленных законодателем правил. Только действия физического лица существуют для закона, являются его объектом.

Субъектом АТП является физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое совершило проступок, предусмотренный кодексом. В настоящее время КоАП Республики Беларусь не предусматривает ответственность юридических лиц. Данный факт не позволяет в ряде случаев привлекать к ответственности организации, а только должностных лиц. Это, в свою очередь, налагает на сотрудников таможенных органов дополнительные обязанности по определению статуса физического лица, причем ответственности подлежит должностное лицо только за совершенное им деяние.

Субъективная сторона АТП характеризует психическое состояние физического лица и его отношение к совершенному деянию. Важно помнить, что административное таможенное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. На таможенные органы возлагается задача в процессе производства установить вину нарушителя, мотивы совершения деяния и преследуемые им цели, что особенно важно для определения меры взыскания в пределах санкции, которая предусмотрена законом.

Только при наличии всех четырех составляющих можно говорить об административном таможенном правонарушении. Если отсутствует один из элементов состава АТП, то отсутствует и само правонарушение.

Административные таможенные правонарушения отличаются от уголовных преступлений меньшей степенью общественной опасности. Это ни в коей мере не говорит о том, что АТП не содержат общественной опасности. Приведем пример. Перемещение в специально изготовленных тайниках предметов АТП с сокрытием от таможенного оформления рассмотрено в ст. 1937. Но эти специально изготовленные тайники могут использоваться для незаконного перемещения оружия, наркотических средств и т. д.

Именно в степени общественной опасности выражается антиобщественная сущность административных таможенных правонарушений, которая служит своеобразным критерием оценки и отличает АТП от других нарушений.

Административно-правовая деятельность в таможенных органах базируется на основополагающих законодательных актах и основывается на ряде принципов.

Принцип законности является определяющим и имеет приоритетное значение. Тем самым как на граждан, так и на таможенные органы возлагается обязанность в своих действиях руководствоваться только законом, действовать в рамках существующих законодательных актов. Наряду с этим участникам административного процесса предоставлено право на защиту, презумпция невиновности, то есть лицо, привлекаемое к ответственности, не виновно до тех пор, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке.

Принцип равенства реализуется при рассмотрении дела об АТП и закреплен в ст. 228 КоАП: все граждане равны перед законом и органом, рассматривающим дело, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии и т. д.

Принцип открытости рассмотрения дела об АТП служит воспитательной и предупредительной целям, то есть профилактике дальнейшего совершения правонарушений другими гражданами.

Принцип объективности оценки доказательств по делу, полученных в установленном законом порядке, позволяет установить наличие или отсутствие административного таможенного правонарушения, виновность конкретного лица в его совершении.

Принцип эффективности и дисциплинированности предусматривает административно-принудительные меры, которые выполняют функции предупреждения и пресечения правонарушений. Таможенные органы применяют меры административного принуждения в целях соблюдения правовых норм, регулирующих внешнеэкономическую деятельность. Тем самым подтверждается правоохранительная деятельность таможенных органов, так как они наделены законом специальными полномочиями на выполнение правоохранительных функций.

 

 

Глава 3. Производство по делам об административных таможенных правонарушениях

Производство по делам об административных таможенных правонарушениях является одной из разновидностей административного процесса. Представляет собой регламентируемую административно-процессуальными нормами совокупность процессуальных действий, направленных на рассмотрение дел об административных таможенных правонарушениях, применение в необходимых случаях административных взысканий.

Задачами производства по делам об административных таможенных правонарушениях являются: своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в точном соответствии с законодательством, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных таможенных правонарушений, предупреждение правонарушений, воспитание граждан в духе соблюдения законов.

Производство проходит несколько сменяющих друг друга фаз развития или стадий. Под стадией производства следует понимать такую сравнительно самостоятельную его часть, которая наряду с общими задачами производства имеет свойственные только ей цели и особенности. На каждой стадии совершаются определенные действия, которые являются частными по отношению к общей цели производства. Решение задач каждой стадии, как правило, оформляется специальным процессуальным документом. После принятия такого акта начинается новая стадия производства. Стадии органически связаны между собой: последующая, как правило, начинается лишь после того, как закончится предыдущая, на новой стадии проверяется то, что было сделано ранее. Стадии отличаются друг от друга кругом участвующих в них лиц (органов).

Различают четыре стадии производства по делам об административных таможенных правонарушениях:

¾ административное расследование;

¾ рассмотрение административных дел;

¾ пересмотр постановлений;

¾ исполнение постановлений.

На стадии административного расследования выясняются: факт совершения, обстоятельства совершения, данные о виновном и составляется административный протокол. На стадии рассмотрения административных дел компетентный орган (должностное лицо) рассматривает дело и принимает постановление, которое на третьей стадии может быть обжаловано гражданином, либо опротестовано прокурором, либо пересмотрено по инициативе вышестоящего судебного органа. Последняя стадия – исполнение постановления – начинается сразу же после его принятия либо после рассмотрения жалобы (протеста).

Возбуждение дела об административном правонарушении –начальная стадия производства. Применительно к производству по делам об административных правонарушениях данная часть стадии – «административное расследование» – имеет специфическое процессуальное оформление. Суть его состоит в составлении особого процессуального документа, а именно – протокола об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении является документом, фиксирующим результаты расследования по делу. Он составляется о каждом правонарушении, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством. Протокол играет роль обвинительного документа. Поэтому желательно, чтобы до его составления были произведены все или большинство процессуальных действий: опрошены свидетели, проведены экспертизы, запрошены документы и т. д. В протоколе подводятся итоги расследования, в результате которого полномочное лицо пришло к выводу о необходимости привлечения нарушителя к административной ответственности; содержатся доказательства, подтверждающие сформулированное обвинение; обосновывается юридическая квалификациясодеянного. От того, насколькограмотнои мотивированно он составлен, зависят правильность рассмотрения дела и обоснованность применения взыскания.

Установлены определенные требования к содержанию протокола, обеспечивающие последующего ведение производства с наибольшей эффективностью и соблюдением законности.

Эти требования изложены в ст. 235 КоАП: дата и место составления протокола, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол; сведения о личности правонарушителя; место, время и существо административного правонарушения; нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; данные свидетелей, если они имеются; объяснение нарушителя; иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Протокол подписывается лицом, его составившим, правонарушителем и свидетелями. В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола, в нем делается запись об этом. Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от подписания. Копия протокола вручается правонарушителю под расписку либо высылается почтой.

При составлении протокола нарушителю должны быть разъяснены его процессуальные обязанности и права.

На стадии возбуждения дела в необходимых случаях осуществляются процессуальные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. В частности, административно-процессуальные меры принуждения.

Административное задержание (ст. 240 КоАП) – кратковременное ограничение свободы действий и передвижения правонарушителя, который содержится в помещении государственного органа. Данная мера призвана обеспечить пресечение правонарушения и привлечение нарушителя к административной ответственности. Административное задержание ытакже осуществляется в целях установления личности, составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам. Производится до составления административного протокола о совершенном правонарушении. Об административном задержании составляется протокол. Применительно к административным таможенным правонарушениям административное задержание может длиться не более трех часов. Срок административного задержания исчисляется с момента доставления нарушителя для составления протокола, а лица, находящегося в состоянии опьянения, – со времени его вытрезвления.

Административному задержанию предшествует доставление (ст. 238 КоАП) принудительное препровождение лица к месту разбирательства.Доставление – необходимая мера в случаях, если нужно пресечь правонарушение или когда о проступке обязательно должен быть составлен протокол, но это невозможно сделать на месте.

Время, необходимое для доставления нарушителя, четко в законе не определено. Отмечается лишь, что оно должно быть произведено в возможно короткий срок.

Применительно к АТП доставление осуществляетсяв целях составления протокола об АТП, установления личности правонарушителя, изъятия вещей и документов, являющихся непосредственным объектом АТП, а также для производства личного досмотра лица, совершившего АТП.

Лицо, задержанное в административном порядке за совершение АТП, в ходе административного задержания может быть подвергнуто личному досмотру (ст. 243 КоАП), который проводится при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о намерении нарушителя незаконно переместить через таможенную границу Республики Беларусь предметы, относящиеся к контрабанде или объектам АТП (оружие, взрывчатые и отравляющие вещества, наркотики, иностранную валюту и т. д.).

На проведение личного досмотра как меры обеспечения по делам об административных правонарушениях дополнительного разрешения начальника таможенного органа не требуется, так как досмотр проводится после выявления в ходе таможенного оформления в действиях лица признаков АТП, а также в ходе осуществления проверки сообщения, заявления или иной информации о нарушении таможенного законодательства либо производства по делу об АТП. Осуществляется в целях пресечения административного правонарушения, когда исчерпаны другие меры воздействия; установления личности; обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и дальнейшего исполнения постановления по делу об АТП.

Перед началом личного досмотра должностное лицо таможенного органа Республики Беларусь обязано ознакомить физическое лицо с его правами и обязанностями при проведении такого досмотра и предложить добровольно выдать скрытые товары.

Личный досмотр проводится должностными лицами таможенного органа Республики Беларусь одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола в изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям. Доступ в это помещение других физических лиц и возможность наблюдения за проведением личного досмотра с их стороны должны быть исключены. Обследование тела досматриваемого должно проводиться только медицинским работником.

О проведении личного досмотра и досмотра вещей составляется протокол по форме, установленной Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь, либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании.

Протокол подписывается должностным лицом таможенного органа Республики Беларусь, проводившим личный досмотр, физическим лицом, в отношении которого был проведен личный досмотр, понятыми, а при обследовании тела досматриваемого – и медицинским работником. Физическое лицо, в отношении которого был проведен личный досмотр, вправе сделать заявление в протоколе.

Личный досмотр как исключительная форма таможенного контроля осуществляется по письменному разрешению начальника таможенного органа или лица, его замещающего.

Стадия рассмотрения дела главная в производстве по делам об административных правонарушениях.

Здесь принимается акт, в котором компетентный орган официально признает гражданина виновным или невиновным и определяет меру воздействия. Процессуальным основанием для рассмотрения дела является н



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.186.247 (0.016 с.)