Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Право на ввоз и вывоз. Запреты и ограничения

Поиск

1.2

Законодательство Республики Беларусь закрепляет за любым лицом – юридическим или физическим, резидентом или нерезидентом Беларуси – право на ввоз в республику и вывоза из нее товаров и транспортных средств. Никто не может быть лишен такого права или ограничен в праве на ввоз или вывоз товаров и транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством Республики Беларусь.

Руководствуясь национальными интересами Беларуси, а также на основании международных договоров, законодательные органы могут вводить запреты на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. Основанием для запрещения ввоза в республику и вывоза из нее товаров и транспортных средств в соответствии с Таможенным кодексом Республики Беларусь могут быть интересы обеспечения государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, охраны окружающей среды, защиты художественного, исторического и археологического достояния Республики Беларусь и зарубежных стран, защиты права собственности, в том числе на объекты интеллектуальной собственности, защиты интересов белорусских потребителей ввозимых товаров и другие интересы государства.

При этом мотивы применяемых запретов в Республике Беларусь в полной мере соответствуют нормам международного права.

Решения об установлении запретов на перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу принимает Правительство. Нормативные правовые акты Республики Беларусь, устанавливающие запреты и ограничения на ввоз/вывоз товаров, подлежат обязательному опубликованию.

В настоящее время запрещены к вывозу из страны дикорастущие лекарственное сырье, растения и животные, относящиеся к видам, занесенным в Красную книгу республики, культурные ценности, представляющие историческую, научную, художественную ценности.

К ввозу в Республику Беларусь запрещены оружие военных образцов и боеприпасы к нему, наркотические и психотропные средства, отходы производства и потребления, которые не могут быть переработаны или использованы в Беларуси, к ввозу и вывозу – печатные и аудиовизуальные материалы, иные носители информации, содержащие сведения, которые могут причинить вред политическим и экономическим интересам республики, ее государственной безопасности, охране здоровья и нравственности граждан.

Однако ввоз и вывоз некоторых товаров (оружия, боеприпасов к нему, наркотических и психотропных веществ, произведений искусства, предметов старины, кинолент и др.) может быть разрешен в установленном законодательством порядке, в частности по специальным разрешениям (свидетельствам), выданным

 

Министерством обороны, Министерством здравоохранения, Министерством культуры и т.п.

В отдельных случаях, в соответствии с международными обязательствами, Республика Беларусь может ввести общий запрет на торгово-экономические отношения с конкретной страной или группой стран, в результате чего ввоз и вывоз товаров становится невозможным.

Запрещенные к перемещению через таможенную границу товары и транспортные средства подлежат немедленному вывозу за пределы республики либо возврату на ее территорию, если законодательством не предусмотрена конфискация этих товаров и транспортных средств. Вывоз или возврат производится лицом, перемещающим товары, либо перевозчиком за собственный счет. При невозможности или в случае неосуществления немедленного вывоза или возврата товары и транспортные средства передаются на склады временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы Республики Беларусь. Предельный срок хранения таких товаров и транспортных средств на таких складах составляет трое суток.

На ввоз на территорию Республики Беларусь и вывоз с этой территории товаров и транспортных средств могут устанавливаться ограничения, которые вызываются интересами экономической политики государства и направлены на выполнение международных обязательств, защиту экономической основы суверенитета Республики Беларусь, защиты внутреннего потребительского рынка в качестве ответной меры на дискриминационные или другие ущемляющие интересы белорусских лиц акции иностранных государств и их союзов, по другим достаточно важным обстоятельствам. Могут устанавливаться ограничения по номенклатуре товаров и транспортных средств, количественные и стоимостные ограничения, ограничения в зависимости от качества товара и страны его происхождения и других признаков. Ограничения могут распространяться на торговлю с отдельными странами или группой стран. Чаще всего эти ограничения проявляются в мерах нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности – лицензировании, квотировании, регистрации контрактов в соответствующих министерствах и ведомствах, сертификации товаров, установлении на них максимальных или минимальных цен и других. Распространенной практикой во внешнеторговых отношениях различных стран стало применение нетарифных ограничений в виде национальных стандартов, системы сертификации продукции. Так, на основании Закона Республики Беларусь «О сертификации продукции, работ и услуг» Совет Министров принял постановление о введении обязательной сертификации товаров народного потребления и услуг. Эта ограничительная мера направлена, с одной стороны, на защиту здоровья и жизни людей, а с другой – на предотвращение или смягчение ущерба национальной экономике и пресечение нечестной конкуренции со стороны иностранных экспортеров.

Отдельным Постановлением Совета Министров запрещается перемещение через таможенную границу Республики Беларусь редких и редкоземельных металлов (элементов), изделий из них, их соединений, лома и отходов.

В опубликованную номенклатуру товаров, ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь, входят: радиоэлектронные средства с радиоизлучением и высокочастотные установки, алкогольные и табачные изделия, спирт – при ввозе; драгоценные металлы, валютные ценности, в том числе иностранная валюта – при вывозе; огнестрельное и холодное оружие, ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения, источники радиоактивного излучения, озоноразрушающие вещества, биотрансплантанты, животные и растения подпадающие под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящиеся под угрозой исчезновения, - при ввозе и вывозе. Система различных запретов и ограничений на перемещение товаров через таможенную границу Республики Беларусь подробно раскрыта в главе 4 (подпункт 4.3) раздела VII учебника.

Специальным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 июня 2000 года утвержден список категорий культурных ценностей, вывоз которых с территории республики ограничен. Он включает редкие коллекции, предметы и образцы флоры, фауны, минералогии, анатомии и палеонтологии; предметы археологических раскопок и открытий; ценности, связанные с историческими событиями в жизни народов, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей, созданные до 1945 года; составные части архитектурных, исторических и художественных объектов, а также произведений монументального искусства, созданные до 1956 года, этнографические объекты более чем 100-летней давности; художественные ценности, независимо от времени создания; предметы антиквариата; мебель, музыкальные инструменты, книги уникального характера, являющиеся редкими образцами литературного и художественного творчества и т.п.

Законодательство Республики Беларусь устанавливает, что условием ввоза/или вывоза ограниченных к перемещению товаров является наличие разрешений соответствующих учреждений, министерств и ведомств - уполномоченных банков, объединения «Белвтормет», министерств здравоохранения, внутренних дел, природных ресурсов и окружающей среды, Комитета государственной безопасности, Проматомнадзора при МЧС, Комитета по охране историко-культурного населения при Министерстве культуры Республики Беларусь.

Законодательством Республики Беларусь также установлены случаи, когда перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу допускается лишь при условии осуществления различных видов государственного контроля. К ним относятся ветеринарный контроль в отношении живых животных и иных объектов животного мира, фитосанитарный контроль в отношении продукции растительного происхождения, государственный пограничный контроль, государственный контроль за безопасностью товаров, а также иные виды государственного контроля, осуществляемые в целях защиты законных интересов государства, организаций и граждан, обеспечения экономической и экологической безопасности страны.

Результатом осуществления таких видов государственного контроля являются предусмотренные законодательством документы, выдаваемые уполномоченными на то организациями и содержащие сведения, позволяющие должностным лицам таможенных органов принять решения о ввозе или вывозе обозначенных товаров.

 

1.2. Порядок, места и время пересечения таможенной границы

Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу производится в соответствии с их таможенными режимами, правом выбора которых наделены декларанты.

Таможенный режим – важнейший институт таможенного права. В совокупности положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, содержится главная суть таможенного законодательства, регулирования внешнеэкономической деятельности. Таможенные режимы упорядочивают весь процесс перемещения товаров и транспортных средств, определяют характер и цели их перемещения, устанавливают пределы прав юридических и физических лиц по пользованию и распоряжению находящимися в их ведении товарами и транспортными средствами.

Товары и транспортные средства подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю. Именно в местах пересечения таможенной границы ввозимые товары и транспортные средства принимаются под таможенный контроль, а при их вывозе за пределы таможенной территории осуществляется контроль за фактическим пересечением таможенной границы.

Внутри страны таможенное оформление производится в определенных для этого местах в регионе деятельности таможенного органа, в котором находится отправитель или получатель товаров либо их таможенного органа. Вместе с тем, по просьбе и за счет заинтересованного лица при согласии таможенного органа, в регионе деятельности которого находится такое лицо, таможенное оформление может осуществляться в иных местах и вне времени работы таможенного органа, давшего согласие на это.

Транспортные средства, следующие через таможенную границу, а также транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу в качестве товара, останавливаются в местах, определяемых таможенными органами. При несоблюдении этого требования таможенные органы вправе осуществлять принудительную остановку транспортных средств. Неостановка транспортного средства, следующего через таможенную границу в установленных местах квалифицируется административным таможенным правонарушением и предусматривает применение к виновным штрафных санкций.

Продолжительность стоянки транспортных средств определяется таможенным органом совместно с перевозчиком и не может быть сокращена в ущерб осуществлению таможенного контроля и таможенного оформления. Отправление транспортных средств из мест их стоянки производится также с разрешения таможенного органа.

Местом пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы является, как правило, пункт пропуска, через который осуществляется фактически ввоз и вывоз товаров и транспортных средств.

Пункт пропуска – это территория в пределах железнодорожного вокзала (станции), речного порта, аэропорта, аэродрома, военного аэродрома, а также другое специально оборудованное место, где осуществляются пограничный, таможенный, санитарно-карантинный, ветеринарный, фитосанитарный, а при необходимости и иные виды контроля пересекающих государственную границу физических лиц, транспортных средств, ввозимых на территорию Республики Беларусь и вывозимых из Республики Беларусь товаров.

Последовательность осуществления всех видов контроля в пунктах пропуска определяется типовыми схемами пропуска через государственную границу физических лиц, товаров и транспортных средств соответствующего вида международного сообщения.

Места пересечения таможенной границы определяются Правительством Республики Беларусь.

Местами пересечения таможенной границы Республики Беларусь являются: автомобильным или железнодорожным транспортом – пограничный пункт таможенного оформления; воздушным транспортом – пункт таможенного оформления в аэропорту (на аэродроме), который открыт для международного воздушного сообщения и является первым местом посадки воздушных транспортных средств на территории Беларуси либо местом вылета воздушных транспортных средств за пределы территории Беларуси; речным транспортом – первый на территории республики пункт таможенного оформления при ввозе либо последний при вывозе товаров, расположенный на установленном законодательством Республики Беларусь маршруте пересечения таможенной границы; иным транспортом или способом – соответствующий пункт таможенного оформления, определенный законодательством Республики Беларусь.

Для таможенных целей из числа республиканских и ведомственных пунктов таможенного оформления определяются пункты ввоза товаров и транспортных средств на таможенную территорию Республики Беларусь либо пункты вывоза товаров и транспортных средств за пределы такой территории.

При ввозе перевозчик обязан уведомить таможенный орган о пересечении таможенной границы при ввозе товаров и транспортных средств из-за границы либо с территории свободной таможенной зоны (свободного склада).

При вывозе перевозчик обязан представить таможенному органу товары и транспортные средства для получения разрешения на их перемещение через таможенную границу с целью вывоза за пределы таможенной территории республики, включая вывоз с территории свободной таможенной зоны (свободного склада).

К пунктам ввоза либо вывоза относятся: пограничные ПТО, расположенные на установленных маршрутах автомобильного и железнодорожного сообщения; внутренние ПТО, расположенные на передаточных железнодорожных станциях, в аэропортах (аэродромах), речных портах и на маршрутах пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы, отделяющей свободные таможенные зоны (свободные склады) от остальной таможенной территории Республики Беларусь.

Время пересечения таможенной границы – время работы пунктов таможенного оформления. В пограничных ПТО – круглосуточно, если иное не установлено международными договорами Республики Беларусь; во внутренних ПТО на передаточных железнодорожных станциях, в аэропортах (на военных аэродромах) и в речных портах – круглосуточно либо во время, установленное ГТК Республики Беларусь и согласованное с заинтересованными республиканскими органами государственного управления; в иных ПТО – во время, установленное Государственным таможенным комитетом.

Время и место пересечения таможенной границы транспортными средствами согласовываются перевозчиком с соответствующим таможенным органом.

 

1.3. Условный выпуск[6] товаров и транспортных средств в связи со льготами

 

Таможенный кодекс Республики Беларусь устанавливает особые требования в отношении условно выпущенных товаров и транспортных средств, владельцам которых, согласно соответствующим таможенным режимам, предоставлены льготы по таможенным платежам.

Товары, помещенные под таможенные режимы, условием установления которых является уплата таможенных платежей, с предоставлением льгот[7] по уплате таможенных платежей, если такие льготы сопряжены с обязательствами лица о соблюдении установленных ограничений, требований или условий, могут использоваться либо распоряжение такими товарами может производиться только в целях, в связи с которыми предоставлены данные льготы.

Условный выпуск чаще всего применяется по отношению к товарам и транспортным средствам, ввозимым (вывозимым) для реализации целевых программ, осуществляемых совместно отечественными и иностранными юридическими лицами. Например, в соответствии с законодательством Республики Беларусь освобождаются от обложения таможенной пошлиной и НДС товары, ввозимые на таможенную территорию республики в качестве вклада иностранных участников в уставный фонд предприятия с иностранными инвестициями.

Льготы по таможенным платежам предоставляются также в отношении товаров, ввозимых в качестве иностранной безвозмездной помощи.

Использование товаров, оформленных с предоставлением льгот, либо распоряжение такими товарами (в том числе и реализация за пределы Республики Беларусь) в иных целях, чем те, в связи с которыми были предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, без разрешения таможни и без уплаты таможенных платежей является нецелевым использованием либо нецелевым распоряжением.

С разрешения таможни и при условии уплаты сумм таможенных платежей товары, ранее считавшимися товарами, оформленными с предоставлением льгот, могут использоваться либо распоряжение такими товарами может производиться без каких-либо ограничений.

При обнаружении инспекциями Государственного налогового комитета фактов нецелевого использования товаров, оформленных с предоставлением льгот, либо нецелевого распоряжения ими налоговые органы направляют материалы по обнаруженным фактам в таможни для взыскания сумм таможенных платежей в бюджет Республики Беларусь в установленном порядке.

 

Глава 2. Таможенные режимы и условия их применения

2.1. Таможенные режимы: определение, сущность, значение, классификация.

 

Таможенный режим является одним из ключевых понятий таможенного права и устанавливает правила пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Республики Беларусь.

Согласно ст. 18 ТК таможенный режим – это совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь для таможенных целей. Пределы прав лица по распоряжению находящимися в его владении товарами, ввезенными на таможенную территорию Республики Беларусь или вывозимыми за ее пределы, определяются соответствующим таможенным режимом, который устанавливается таможенными органами в соответствии с заявленной этим лицом целью перемещения таких товаров через таможенную границу.

Всего ТК вводится 15 видов таможенных режимов, а именно: выпуск для свободного обращения; реимпорт; транзит; таможенный склад; магазин беспошлинной торговли; переработка на таможенной территории; переработка под таможенным контролем; временный ввоз (вывоз); свободная таможенная зона; свободный склад; переработка вне таможенной территории; экспорт; реэкспорт; уничтожение; отказ в пользу государства.

Таможенные режимы можно разделить на несколько групп, в зависимости от целей перемещения товаров.

Первая группа – таможенные режимы предусматривающие размещение товаров на таможенной территории Республики Беларусь:

а) таможенные режимы, при установлении которых товары снимаются с таможенного контроля:

- с передачей таможенным органом таких товаров заявителю – свободного обращения, реимпорта;

- без передачи таможенным органом таких товаров заявителю – отказ от товара в пользу государства, уничтожения (при этом, продукты, образовавшиеся после уничтожения товаров должны быть заявлены в ином таможенном режиме);

б) таможенные режимы, при установлении которых товары не снимаются с таможенного контроля (т.е. после установления этого режима требуется последующее заявление иного таможенного режима, позволяющего снять товары с таможенного контроля):

- с передачей таких товаров таможенным органом заявителю для осуществления им коммерческой деятельности: временный ввоз, переработка на таможенной территории, переработка под таможенным контролем, свободная таможенная зона, свободный склад, магазин беспошлинной торговли;

- с передачей таких товаров таможенным органом лицу, имеющему соответствующее разрешение – таможенный склад.

Вторая группа – таможенные режимы, предусматривающие размещение товаров вне таможенной территории Республики Беларусь:

- таможенные режимы, при установлении которых товары снимаются с таможенного контроля после вывоза их за пределы таможенной территории – таможенные режимы экспорта и реэкспорта;

- таможенные режимы, при установлении которых товары не снимаются с таможенного контроля после вывоза их за пределы таможенной территории – временного вывоза, переработки вне таможенной территории.

В третью группу необходимо выделить таможенный режим транзита. Цель этого режима – транзит товаров через таможенную территорию Республики Беларусь, заявитель режима – перевозчик.

При выдаче разрешения для помещения тех или иных товаров под определенный таможенный режим необходимо учитывать цели перемещения, оговоренные во внешнеторговом договоре, намерения лица, при заявлении таможенного режима, характер декларируемого товара.

В случае, если Таможенным кодексом не учтены положения, регулирующие отдельные вопросы применения таможенных режимов, Президент Республики Беларусь, а также по его поручению Правительство Республики Беларусь или Государственный таможенный комитет Республики Беларусь в пределах своей компетенции вправе впредь до принятия соответствующих законодательных актов Республики Беларусь определять особенности правового регулирования таможенных режимов, а также устанавливать новые таможенные режимы.

Лицо, перемещающее товары вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой независимо от характера, количества, страны происхождения или назначения товаров и транспортных средств, если иное не предусмотрено актами законодательства Республики Беларусь по таможенному делу. Окончательный вывод о допустимости помещения товаров под тот или иной таможенный режим делает таможенный орган, который и выдает соответствующее разрешение.

Следует обратить внимание, что эти положения в равной степени относится и к товарам не для коммерческих целей, которые перемещаются через таможенную границу физическими лицами. При этом есть одно ограничение – выбранный таможенный режим не может преследовать цель извлечения коммерческой выгоды. Например, физические лица не могут заявить таможенные режимы переработки, свободной таможенной зоны, свободного склада, магазина беспошлинной торговли.

При этом в некоторых случаях изменение одного таможенного режима на другой не допускается. Например, после установления таможенного режима свободного обращения нельзя установить таможенный режим уничтожения и вернуть уплаченные таможенные платежи. Даже если впоследствии заявителем выяснено о том, что полученный им товар утратил свои потребительские свойства более, чем на 50%.

 

2.2. Порядок помещения товаров под таможенные режимы выпуска

Выпуск товаров для свободного обращения - таможенный режим, при котором ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь товары остаются постоянно на этой территории без обязательства об их вывозе с этой территории. Это могут быть как иностранные товары, импортируемые в Республику Беларусь, так и белорусские товары, ранее вывезенные за границу без обязательства возврата.

Т.е., таможенный режим выпуска для свободного обращения дает право заявителю такого режима на потребление и вовлечение в экономический оборот товаров, помещенных под данный режим, путем совершения с ними любых распорядительных сделок.

Следует помнить, что после выпуска товаров в режиме свободного обращения они меняют статус с «иностранных товаров» на «отечественные товары».

Заявителем таможенного режима является:

а) резидент Республики Беларусь, являющийся субъектом соответствующей внешнеэкономической операции, которому:

- принадлежит право собственности или права владения и распоряжения на ввезенные в республику товары либо ему переходят такие права в соответствии с условиями сделки;

- принадлежат права владения и пользования на ввезенные в республику товары либо ему переходят такие права в соответствии с условиями сделки, если товары после их переработки или использования не будут вывезены за пределы таможенной территории Республики Беларусь либо Российской Федерации;

б) нерезидент Республики Беларусь, являющийся субъектом соответствующей внешнеэкономической операции, который ввозит товары для собственного потребления на территории республики.

Обязательными условиями выпуска товаров для свободного обращения согласно ст. 31 ТК являются:

а) уплата в отношении товаров таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;

б) соблюдение мер экономической политики и других ограничений.

Таможенный режим свободного обращения может быть установлен в отношении товаров при их ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь, а также при их временном размещении на такой территории в течение срока действия соответствующего таможенного режима.

В ряде случаев акты законодательства предоставляют льготы либо освобождают заявителей от уплаты таможенных платежей. В соответствии со статьей 29 Таможенного кодекса Республики Беларусь такие товары могут использоваться только в тех целях, в связи с которыми предоставлены льготы. При этом товары считаются условно выпущенными для свободного обращения. Использование указанных товаров либо распоряжение ими в иных целях, чем те, в связи с которыми предоставлены льготы, допускается с разрешения таможенного органа при условии уплаты таможенных платежей и выполнения других требований законодательства Республики Беларусь.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 539; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.246.52 (0.01 с.)