Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Одним из наиболее значимых соглашений, регулирующих железнодорожные перевозки, является соглашение о железнодорожных перевозках (соглашение котиф) – принято в мае 1980 года в берне.

Поиск

В развитии международных автомобильных перевозок важная роль принадлежит таким организациям, как:

¾ Международная организация по предотвращению дорожных происшествий (МОПДП) – создана в 1901 году;

¾ Международная автодорожная федерация (ФИА) – основана в 1904 году;

¾ Международный союз водителей грузовиков дальнего следования – создан в 1957 году.

Соглашения, регулирующие международные перевозки:

¾ Конвенция о дорожном движении от 19 сентября 1949 года;

¾ Таможенная конвенция о международных перевозках грузов с применением книжки МДП от 15 января 1959 года (в 1978 году вступила в силу новая редакция данной конвенции, именуемая сокращенно Конвенция МДП-ТИР);

¾ Международная конвенция о согласовании условий проведе­ния контроля грузов на границах от 21 октября 1982 года.

 

Глава 5. Вопросы таможенного сотрудничества в рамках Союзного государства Беларуси и России, Евразийского экономического сообщества, СНГ

 

Союзное государство Беларуси и России. Подписанное 6 января 1995 года Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о создании Таможенного союза послужило делу ин­теграции экономик двух государств с учетом государственного суве­ренитета Республики Беларусь. Таможенный союз между Россией и Беларусью, к которому присоединились Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан, стал естественным промежуточным итогом интеграци­онных процессов между двумя странами.

За прошедшие годы Республикой Беларусь и Российской Федерацией практически унифицировано таможенное законодательство, созданы Таможенный комитет Союзного государства и его Коллегия, рассматривающая широкий круг вопросов в таможенной сфере, в том числе и вопросы организации борьбы с таможенными пра­вонарушениями.

Сотрудничество с правоохранительными органами Российской Федерации реализуется по ряду направлений, среди которых: создание и совершенствование нормативной базы, проведение совместных организационно-практиче­ских мероприятий; информационное и научное обеспечение; кадровое обеспечение; материально-техническое и финансовое обеспечение.

Вопросы сотрудничества в таможенной сфере получили дальнейшее развитие после подписания Договоров об образовании Сооб­щества Беларуси и России от 2 апреля 1996 года, об образовании Союза Беларуси и России от 2 апреля 1997 года и о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года.

15 июня 1999 года в г. Минске в рамках межправительствен­ных Соглашений между Республикой Беларусь и Российской Федера­цией руководителями таможенных органов утверждено Положение о взаимодействии таможенных органов России и Беларуси в борьбе с таможенными правонарушениями.

Принятыми документами определены основные цели взаимодействия. К ним отнесены: обеспечение экономической безопасности Беларуси и России, обеспечение соблюдения таможенного законода­тельства мерами правового характера, а также предупреждение, выяв­ление, пресечение и расследование противоправных деяний в сфере таможенного дела.

Таможенные правонарушения во внешнеэкономической деятельности, незаконный ввоз (вывоз) радиоактивных, взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, боеприпасов, оружия, в том числе ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения, стороны определили как приоритетные направления совместной борьбы.

В перечень приоритетных включены и другие направления: незаконный вывоз валютных ценностей, предметов художественного, исторического и археологического достояния; контрабанда наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых и отравляющих веществ.

В рамках существующих договоренностей систематически осуществляется обмен информацией о выявленных фактах незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, взаим­ный обмен аналитическими материалами по правоохранительной дея­тельности таможенных органов обоих государств, а также базами дан­ных о таможенном оформлении товаров, субъектах хозяйствования и финансово-кредитных учреждениях, участвующих во внешнеэконо­мической деятельности.

В целях обеспечения единства управления таможенными службами между Российской Федерацией и Республикой Беларусь подписано Соглашение о единстве управления таможенными службами от 21 февраля 1995 года. В соответствии с данным Соглашением в Бе­ларуси создано и функционирует Представительство таможенной службы Российской Федерации при таможенной службе Республики Беларусь.

Таможенный союз пяти. В рамках Таможенного союза Беларуси, России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана заключен ряд соглашений, направленных на унификацию на­циональных законодательств государств-участников, что оказывает существенное влияние на таможенное законодательство Республики Беларусь.

В республике выполнены внутригосударственные процедуры по следующим международным договорам, регулирующим формирование единой таможенной территории в рамках Таможенного союза:

–– Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования при формировании Таможенного союза от 22 октября 1997 года;

–– Соглашение о единых условиях транзита через территории государств – участников Таможенного союза от 22 января 1998 года;

¾ Соглашение об обеспечении свободного и равного права пересечения физическими лицами границ государств – участников Тамо­женного союза и беспрепятственного перемещения ими товаров и ва­люты от 24 ноября 1998 года.

Во исполнение Соглашения о единых условиях транзита че­рез территории государств – участников Таможенного союза от 22 ян­варя 1998 года Советом руководителей таможенных служб подготов­лены и приняты следующие межведомственные документы:

¾ Протокол о порядке таможенного оформления товаров, перевозимых под таможенным контролем между таможенными органами государств – участников Таможенного союза от 8 декабря 1998 года;

¾ Протокол о таможенном сопровождении товаров, перемещаемых между таможенными органами государств – участников Таможен­ного союза от 8 декабря 1998 года;

¾ Протокол о сотрудничестве между таможенными службами государств – участников Таможенного союза в области обеспечения собственной безопасности от 8 декабря 1998 года;

¾ Протокол о таможенных перевозчиках государств – участников Таможенного союза от 15 октября 1999 года.

Кроме того, утверждено Соглашение об обеспечении свободного и равного права пересечения физическими лицами государств – участников Таможенного союза границ и беспрепятственного перемещения ими товаров и валюты.

В связи со вступлением этого Соглашения в силу проводится работа по организации в пунктах пропуска на государственных границах, а также в воздушных международных портах, через которые осуществляется сообщение между государствами – участниками Таможенного союза, перемещения физических лиц и их товаров в приоритетном порядке, включая при необходимости создание спе­циальных «коридоров».

Ведутся работы по обеспечению перемещения товаров, происходящих из государств – участников Таможенного союза, через их внутренние таможенные границы без ограничений по весу, количеству, стоимости и без декларирования в письменной форме, взимания та­моженных платежей, налогов и сборов, за исключением сборов за хра­нение.

Планируется внесение соответствующих изменений в действующие нормативные акты для обеспечения перемещения товаров, происходящих из третьих стран, через таможенные границы госу­дарств – участников Таможенного союза без декларирования в пись­менной форме, взимания таможенных платежей и сборов за таможен­ное оформление. При этом должно соблюдаться условие, что общая стоимость товаров не превышает суммы, эквивалентной 1 тыс. долла­ров США, а общий вес багажа – 50 кг на одного человека.

Совет руководителей таможенных служб государств – участни­ков Таможенного союза утвердил форму единой пассажирской таможенной декларации.

Унификация и гармонизация таможенных законодательств государств – участников Таможенного союза является одним из основных условий формирования Таможенного союза и единого экономиче­ского пространства. Однако для эффективного функционирования единой таможенной территории, как свидетельствует мировой опыт, недостаточно только унифицировать такие законодательства: должна быть создана общая система таможенного регулирования с единым управлением, которая будет включать в себя наднациональные акты, обязательные для исполнения на всей территории государств – участни­ков Таможенного союза.

В настоящее время работа по гармонизации таможенного законодательства как в таможенной службе Республики Беларусь, так и в таможенных службах государств – участников Таможенного союза сосредоточена на определении позиции в отношении присоединения к Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) в редакции, принятой Советом Всемирной тамо­женной организации 25 июня 1999 года. Конвенция определяет основные направления всемирного развития таможенного дела на ближайшие десятилетия.

Содружество Независимых Государств. Работа по созданию международных таможенных норм правового регулирования в рамках СНГ проводится на систематической, плановой основе под эгидой Совета руководителей таможенных служб, что является гарантией ее дальнейшего совершенствования. Правовое поле таможенного сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств продолжает расширяться и углубляться.

Принят модельный Таможенный кодекс, применяются унифицированные правила определения страны происхождения товара, ко­дификации и классификации товаров. Международ­ные нормативные акты разрабатываются не только в традиционных областях деятель­ности таможенных органов, но и в новых направлениях, таких как защита прав интеллектуальной собственности.

Основы взаимодействия и координации действий в сфере борьбы с таможенными правонарушениями государств-участников заложены в Соглашении о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах от 15 апреля 1994 года.

 

 

Глава 6. Опыт Европейского союза в организации и осуществлении таможенного дела

 

Создание Таможенного союза ЕС. Статья 9 Договора об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС)[11] гласит: «Основой Сообщества служит Таможенный союз, который охватывает всю сферу товарообмена и предусматривает запрещение импортных и экспортных таможенных пошлин и любых равнозначных сборов в торговых отношениях между государствами-членами, а также установление общего таможенного тарифа в их отношениях с третьими странами».

В 1958 году, когда Договор об образовании Европейского экономического сообщества (Римский договор) вступил в силу, шесть государств-основателей начали два параллельных процесса конвергенции: по постепенному снижению таможенных пошлин во взаимной торговле и унификации национальных тарифов в отношении третьих стран.

В соответствии со ст. 8 Договора общий рынок должен был создаваться постепенно, в течение переходного 12-летнего периода.

В соответствии с договоренностями 1 января 1959 года в рамках ЕЭС таможенные пошлины были снижены на 10 %, а 1 января 1961 года были впервые объединены национальные тарифы. В итоге 1 июля 1968 года создание того, что можно было бы назвать тарифным союзом, было завершено: пошлины в торговле между членами ЕЭС были окончательно отменены и введен Общий таможенный тариф (ОТТ), основанный на среднем арифметическом четырех тарифов, которые он заменил (Франции, ФРГ, Италии и Бенилюкса). Когда в дальнейшем новые государства вступали в ЕС, они также проходили путь постепенной отмены пошлин в торговле с Сообществом и перехода на ОТТ.

После принятия в 1968 году Общего таможенного тарифа и отмены пошлин во внутрикоммунитарной[12] торговле встал вопрос об единообразном применении ОТТ. Таким образом, создание тарифного союза потребовало разработки общих таможенных правил. Начался длительный процесс унификации таможенного законодательства.

После 1968 года были регламентированы основные таможенные режимы: выпуск товаров для свободного обращения, экспорт, временный ввоз, переработка под таможенным контролем, переработка вне таможенной территории. Была определена таможенная территория Сообщества, которая в силу различных исторических и географических причин не полностью совпадала с территорией, на которую распространялся суверенитет государств – членов ЕС. Были также установлены коммунитарные правила определения таможенной стоимости и страны происхождения, без которых невозможно было единообразное начисление таможенных платежей.

Реализация разнообразных задач, стоявших перед таможенной системой, требовала дальнейшего развития таможенного законодательства Сообщества.

К середине 80-х гг. законодательство ЕС в таможенной сфере насчитывало более двух десятков актов, отдельные из которых были директивами, но основную часть составляли регламенты[13], позволявшие говорить о реальном существовании таможенного союза в торговле с третьими странами. Однако данные акты публиковались вразброс в «Журналь офисьель» – официальном органе ЕС и неизбежно содержали нестыковки и разночтения, поскольку готовились в разное время, разными специалистами и с разными целями. Более того, общепризнанным фактом являлось то, что таможенное законодательство Сообщества применялось не идентично. Поэтому было решено начать работу по подготовке Таможенного кодекса Сообщества, в котором были собраны все имеющиеся положения в едином, связном и последовательном тексте.

В 1985 году Комиссия ЕС приняла решение о завершении работы по созданию Общего рынка к 1 января 1993 года, что придало процессу завершения кодификации и обеспечения единообразного применения таможенных правил во всех государствах – членах еще большую актуальность. В условиях существования единой внешней таможенной границы и отсутствия внутренних границ становилось чрезвычайно важным, чтобы каждое государство – член ЕС могло положиться на способности другого участника Сообщества по обеспечению надлежащего соблюдения законодательства. В противном случае импортеры и экспортеры могли попытаться найти наиболее благоприятные места для осуществления таможенного оформления, тем самым создавая диспропорции в движении товаров.

Первым результатом работы по упрощению таможенных формальностей и унификации таможенного законодательства стало введение в 1988 году Единого административного документа (SAD – Single Administrative Document) и Комбинированной номенклатуры. SAD заменил около 150 документов, используемых контролирующими органами различных государств – членов. Итогом работы стало принятие в октябре 1992 года Таможенного кодекса Сообщества. Те его положения, без которых было невозможно функционирование Общего рынка, вступили в силу 1 января 1993 года, остальные – 1 января 1994 годя. В 253 статьях Кодекса сведены все основные принципы коммунитарного таможенного права (кроме ОТТ, норм об освобождении от пошлин и положений о взаимной помощи таможенных служб). Таможенный Кодекс дополняет Регламент комиссии, содержащий положения по применению Кодекса в более чем 900 статьях.

Источники таможенного права ЕС. Среди источников таможенного права ЕС, как и источников других отраслей европейского права, различают акты первичного (учредительные договора), вторичного права (нормативно-правовые акты ЕС), решения суда ЕС и международно-правовые акты.

Важнейшим актом первичного права в таможенной сфере является Римский договор, в положениях которого нашли свое отражение понятие и принципы Таможенного союза ЕС.

Среди актов вторичного права наибольшее значение имеют регламенты и директивы. Так, Регламент от 12 октября 1992 года № 2913/92 ввел в действие Таможенный кодекс Сообщества, Регламентом от 23 июля 1987 года № 2658/87 была принята Комбинированная номенклатура, а регламент от 19 мая 1981 года № 1468 создал правовую основу для взаимного сотрудничества таможенных служб ЕС и Комиссии в обеспечении соблюдения таможенного законодательства.

Решения Суда ЕС, исполняя правоприменительную функцию, играют также важнейшую роль в толковании, детализации и восполнении пробелов договоров и актов ЕС.

Так, ст. 9 Римского договора оговаривает отмену таможенных пошлин и сборов, имеющих эквивалентный характер; ст. 30 запрещает количественные ограничения на импорт в торговле и меры аналогичного действия, а ст. 95 не разрешает использовать национальные налоги для создания льготных условий национальным товарам или дискриминации товаров других стран-членов. В течение нескольких десятков лет Судом Европейских сообществ был рассмотрен значительный объем дел по толкованию этих статей Договора и выработана однозначная доктрина: любые национальные меры, ограничивающие даже в минимальной степени свободное движение товаров между государствами-членами, должны быть оправданы с точки зрения положений Договора, например статьи 36[14], а также пропорциональны целям, которые они преследуют.

Основными международными документами являются соглашения ГАТТ / ВТО, конвенции, заключенные под эгидой Всемирной таможенной организации (Киотская конвенция, Конвенция АТА, Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров и др.), а также многосторонние договоры в области транспортных перевозок (Рейнская конвенция, Конвенция МДП).

Основные положения таможенного кодекса ЕС. Поскольку вопросы, связанные с организацией работы таможенных служб и ответственностью за таможенные правонарушения, относятся к компетенции государств – участников ЕС, положения Таможенного кодекса Сообщества посвящены правоотношениям, связанным с перемещением товаров через таможенную границу (таможенные платежи, таможенный контроль и таможенное оформление).

Таможенный кодекс ЕС содержит следующие разделы:

I. Общие положения (термины, употребляемые в Кодексе, права и обязанности лиц в таможенных правоотношениях).

II. Факторы, применяемые при исчислении таможенных пошлин и определении других мер, касающихся торговли товарами (тарифная классификация, таможенная стоимость, правила происхождения).

III. Правила, применяемые к товарам, ввезенным на территорию Сообщества до определения их таможенного назначения.

IV. Таможенное назначение товаров (в разделе определяются таможенные режимы, а также другое возможное таможенное назначение товаров, которые в соответствии с нормами ЕС не относятся к режимам: свободная зона (склад), уничтожение, отказ в пользу государства, реэкспорт).

V. Товары, вывозимые с территории Сообщества.

VI. Привилегированные операции (случаи освобождения от уплаты таможенных пошлин).

VII. Таможенный долг (раздел определяет порядок уплаты таможенных платежей).

VIII. Обжалование решений таможенных органов.

Заключительные положения.

В отличие от Таможенного кодекса Республики Беларусь 1998 года, Кодекс ЕС не освещает вопросы валютного контроля, льгот сотрудникам дипломатических представительств, ведения таможенной статистики, таможенных правонарушений, статуса должностных лиц таможенных органов. Однако он содержит положения касающиеся таможенной стоимости, происхождения товаров, классификации товаров, обжалования решений таможенных органов.

Различия в содержании двух кодексов свидетельствуют о разных принципах, заложенных в основу кодификации. Если Таможенный кодекс ЕС вобрал в себя все нормы и правила, касающиеся перемещения товаров через таможенную границу Сообщества и связанных с этим таможенных процедур, то Таможенный кодекс Республики Беларусь затрагивает в первую очередь функции таможенных органов.

Ниже остановимся на некоторых положениях Таможенного кодекса ЕС, характерных именно для таможенного регулирования Сообщества.

Решения таможенных властей. В соответствии с Таможенным кодексом ЕС решение (decision) официальный акт таможенных ор­ганов по применению таможенных правил, предусмотренных для определенной ситуации. Такой акт создает юридические последствия для одного лица или ряда лиц, непосредственно определенных либо обладающих определенными признаками.

Кодекс регулирует пра­ва и обязанности таможенных органов, а также участников внешнеторговой деятельности в процессе принятия таможен­ными органами своих решений. Выделяют следующие обя­зательства:

1) обязанность лиц, заинтересованных в решении тамо­женных органов, представлять необходимые документы и информацию;

2) обязанность таможенных органов принимать решения и доводить их до сведения заинтересованных лиц насколько воз­можно скоро; на письменный запрос полагается письменный ответ; при невозможности ответить в установленные сроки необходимо объяснение причин и указание нового срока;

3) при отрицательном решении заинтересованное лицо должно быть ознакомлено с основаниями отказа и со своими правами на апелляцию.

Информация по таможенным правилам. Кодекс закрепляет право лиц на получение информации по таможенному законодательству у таможенных органов. Основанием отказа выдать такую информацию может служить только отсутствие связи запроса с реальными импортными или экспортными операциями. Информация предоставляется бесплатно, кроме случаев, когда требуются дополнительные расходы таможенных органов.

В Таможенном кодексе Сообщества регламентируется и такое понятие, какюридически обязательная тарифная информация (binding tariff information),которое по своей сути близко к предварительному решению, определенному в главе 39 Таможенного кодекса Республики Беларусь 1998 года Такая информация пре­доставляется таможенными органами по письменному запросу заявителя и обязывает их перед заявителем только в отношении тарифной классификации товаров. Заявитель должен доказать, что декларируемые им товары действительно соответствуют указанным в запросе. Информация, имеющая обязательный характер, действительна в течение шести лет с даты выдачи, при этом может быть отменена полностью или частично в случаях изменения законодательства Сообщества, изменений в товарной номенклатуре, применяемой в Сообществе, изменения обстоятельств, ставших основой для принятия решений.

Однако в случае отмены юридически обязательной тариф­ной информации у заявителя остается возможность использо­вать ее в течение шести месяцев после ее отмены, если он связан контрактами на товары, ставшие ее предметом.

Таможенные режимы. Характерной особенностью Таможенного кодекса ЕС является наличие понятий «таможенное назначение товара» (customs approved treatment or use) и «таможенный режим» (procedure).Под таможенным назначением подразумевается собственно помещение товара под таможенный режим, а также помещение товара на свободный склад (в свободную зону), реэкспорт, уничтожение и отказ в пользу государства. К таможенным режимам относятся:

¾ выпуск товара в свободное обращение;

¾ транзит;

¾ таможенный склад;

¾ переработка товара на таможенной территории;

¾ переработка под таможенным контролем;

¾ временный ввоз;

¾ переработка товара вне таможенной тер­ритории;

¾ экспорт;.

По-видимому, неотнесение уничтожения товаров, реэкспорта, отказа и др. к режимам вызвано тем, что в данных случаях использование товара после завершения оформления не регламентировано какими-либо обязательствами (процедурами) перед таможенными органами. Интересно, что случай реимпорта товаров (returned goods) вообще не отнесен к таможенным режимам или назначениям товара, а рассматривается в разделе «Привилегированные операции» (случаи освобождения от таможенных платежей).

Особенностью таможенного законодательства ЕС является также наличие двух разновидностей режима транзита: внешний транзит и внутренний транзит.

Внешний транзит означает перемещение из одного пункта в другой в пределах таможенной территории Сообщества:

а) товаров, не являющихся товарами Сообщества, без взи­мания импортных пошлин и сборов и применения мер торговой политики (но под таможенным контролем);

б) товаров Сообщества, подлежащих экспорту в третьи страны и прошедших соответствующие формальности; при этом возможно перемещение товаров через территорию государства, не являющегося членом ЕС (внешний коммунитарный транзит).

Процедура внешнего транзита считается оконченной в момент предъявления товара и сопроводительных документов таможенному учреждению в пункте назначения, обозначен­ном в условиях транзита.

Смысл процедуры внешнего транзита заключается:

а) в отсутствии необходимости уплаты таможенных платежей при перемещении товаров, не имеющих статуса товаров Сообщества, по таможенной территории Сообщества;

б) возможности таможенного оформления товаров Сообще­ства на экспорт в любом пункте внутри таможенной территории.

Внутренний транзит предполага­ет при соблюдении определенных условий перемещение това­ров Сообщества из одного пункта в другой в пределах тамо­женной территории Сообщества через территорию третьей стра­ны без изменения таможенного статуса товара (товары, имеющие статус товаров Сообщества, перевозятся из Италии через Швейцарию во Францию).

Значение режима внутреннего транзита заключается в отсутствии необходимости уплаты таможенных платежей при ввозе товаров на таможенную территорию Сообщества (в данном случае с территории Швейцарии на территорию Франции).

Для обеспечения режима как внутреннего, так и внешнего режима заключены соответствующие соглашения между ЕС и ЕАСТ, а также между ЕС и отдельными европейскими странами.

Помещение товара под таможенный режим. Законодательство ЕС предусматривает, что для всех товаров, помещаемых под какой-либо таможенный режим, должна быть представленатаможенная декларация – акт, посредством которого лицо в установленной форме выражает намерение поместить товар под определенный таможенный режим.

Таможенный кодекс предусматривает следующие формы таможенной декларации: письменная, электрон­ная, устная или другие допустимые законодательством формы.

Письменная форма так называемый Единый админист­ративный документ (SAD); в некоторых слу­чаях допускаются и другие документы (в частности, товарно-транспортные документы, предусмотренные международны­ми конвенциями о транспортном сообщении).

Письменная декларация должна сопровождаться другими документами: счетом-фактурой (инвойсом), при необходимос­ти декларацией таможенной стоимости, документами, подтвер­ждающими применение преференциальных тарифных мер, другими документами, необходимыми для конкретных тамо­женных процедур.

Декларант — лицо, предъявляющее товары для таможен­ного контроля вместе со всеми необходимыми сопроводитель­ными документами, — должен иметь статус лица, домилицированного в Сообществе (кроме процедур транзита и временного ввоза).

Кодекс допускает упрощенную процедуру для письменной формы подачи таможенной декларации. Основанием для при­менения упрощенной формы служит общий, периодический или повторяющийся характер экспортно-импортной операции. Такими упрощенными формами могут быть:

• упрощенная декларация (данные, необходимые для иден­тификации товара);

• товаросопроводительные документы;

• внесение в учетные записи;

• упрощенная декларация для коммунитарного транзита.

Упрощенная форма не только декларирования, но всего процесса оформления обычно применяется в отношении крупных производителей (например, фирмы «Фиат» в Италии).

Электронная форма представление таможенным орга­нам необходимой для таможенного оформления информации посредством электронного обмена данными в согласованном стандарте. Возможны полная и упрощенная формы. Иногда обязательно представление копии декларации на бумаге.

Правила декларирования, относящиеся к письменной фор­ме, применяются и для электронного декла­рирования.

Устная формане применяется для:

а) товаров, в отно­шении которых может возникнуть обязательство о возврате пошлин или других платежей;

б) товаров, запрещенных или ог­раниченных для ввоза (вывоза);

в) товаров, на которые рас­пространяются особые таможенные правила.

При выпуске в свободное обращение устная форма тамо­женной декларации может применяться для следующих кате­горий товаров:

а) предназначенных не для коммерческих целей (личный багаж; пред­меты, пересылаемые частным лицам; другие предметы, при­знанные таможенными органами не имеющими значительной экономической важности);

б) товаров коммерческого характера, не превышающих установленной в Сообществе стоимости (если эти товары не являются частью регулярных поставок или более крупной партии);

в) некоторых других категорий товаров, указанных в Регламенте по применению Кодекса.

Для названных категорий товаров помимо устной формы дек­ларации Кодекс допускает декларирование в форме других актов (действий), приравненных к таможенной декларации. В частности, такими действиями могут быть: проход по «зеленому коридору»; разрешенный проход через таможенный контроль без предъявления декларации; установка специального знака (nothing to declare) под стекло пассажирского автомобиля.

Таможенный долг. Статья 4 Таможенного кодекса ЕС дает следую­щее определение таможенного долга: это обязательство лица уплатить сумму импортной пошлины (таможенный долг по им­порту) или экспортной пошлины (таможенный долг по экспор­ту) на определенные товары в соответствии с действующими правилами Сообщества. Данное определение подчеркивает принципиальное различие между понятиями «таможенная по­шлина» и «таможенный долг»: под первым понимается сумма денег, подлежащая уплате за импорт и экспорт товаров, под вторым — обязательство по уплате указанной суммы.

Прак­тическое значение такого разделения существенно: появле­ние основания для уплаты пошлины (в силу импорта или экс­порта товаров) не влечет за собой необходимости ее немедлен­ной оплаты. То есть импортер (экспортер) может пустить то­вары в коммерческий или промышленный оборот, не дожидаясь окончания таможенного оформления, связанного с импортом (экспортом) этих товаров. Более того, субъекты хозяйственной деятельности имеют возможность произвести по­гашение таможенного долга уже после продажи (потребления) импортируемых или экспортируемых товаров, что, безусловно, способствует развитию внешней торговли Сообще­ства.

Обжалование действий таможенных органов. Таможенный кодекс Сообщества устанавливает базовые положения по вопросу рассмотрения жалоб в области тамо­женного регулирования. Согласно Кодексу каждое лицо име­ет право на обжалование решений таможенных органов, при­нятых во исполнение таможенного законодательства и непос­редственно касающихся данного лица. Такое же право имеют и лица, обратившиеся в таможенные органы за решением и не полу­чившие ответ в установленные сроки.

Право на обжалование может быть реализовано двумя способами:

1) первоначально — путем подачи жалобы в уполномочен­ные таможенные органы государства — члена ЕС;

2) если жалоба была отклонена — путем обращения в суд или другой аналогичный независимый орган согласно действующим правилам в государствах — членах ЕС.

Подача жалобы на какое-либо решение не влечет за со­бой приостановку действия данного решения, однако Кодекс наделяет таможенные органы правом приостанавливать реше­ния, если их несоответствие таможенному законодательству ЕС очевидно либо если такое решение угрожает непоправи­мым ущербом лицу, подавшему жалобу. При этом если решение, действие которого приостановлено, имеет отношение к взиманию импортных или экспортных пошлин, таможенные органы должны требовать каких-либо гарантий уплаты этих пошлин. Гарантии не требуются тогда, когда в силу обстоя­тельств они могут привести к серьезным экономическим или социальным осложнениям.

Процедура рассмотрения жалоб на действия (решения) таможенных органов определяется каждым государством — членом ЕС самостоятельно. Кодекс особо оговаривает, что положения раздела VIII не распространяются на заявления об отмене или пересмотре решений таможенных органов, принятых на основе уголовно-правовых норм.

 

 

Глава 7. Реализация международных программ технического со­действия в таможенном деле

Начиная с 1992 года Европейский союз оказывает Республике Беларусь техническое содействие в рамках специальной программы, разработанной и одобренной к реализации в странах Содружества Независимых Государств и Монголии. Сокращенно программа называ­ется ТАСИС. Составляющая ее часть – оказание технического содействия развитию национальной таможенной службы Республики Беларусь.

В рамках программы проведена серия семинаров и консультаций с участием таможенных экспертов европейских стран по основ­ным вопросам таможенного регулирования: таможенным процедурам, таможенной стоимости, стране происхождения товара, борьбе с кон­трабандой, – и ряду узких вопросов, в частности отмыванию денег, та­моженным лабораториям.

Белорусские таможенники посетили таможенные службы Франции, Великобритании, Германии, Финляндии с целью изучения опыта в организации обучения кадров, осуществлении процедур таможенного оформления, методов организации борьбы с контрабандой, организации таможенных лабораторий.

Программа ТАСИС имеет трехлетние циклы реализации. На пер­вых этапах мероприятия программы носили исключительно консультационный характер. В последующем в программу были вклю­чены инвестиционные проекты, в частности, в сфере модернизации и реконструкции пунктов пропуска на белорусско-польской и белорус­ско-литовской границе.

Совместно с экспертами Европейской комиссии подготовлены технико-экономические обоснования проектов реконструкции пограничных пунктов пропуска «Козловичи» и «Варшавский Мост». Начато строительство одного из зданий в пункте пропуска «Каменный Лог».

В целях координации проектов Программы, имеющих таможенный аспект, Европейская комиссия направила в г. Минск для ра­боты в качестве технического эксперта представителя таможенной службы Дании, в сферу задач которого входила координация реализации проектов программы ТАСИС в Беларуси, Украине, Грузии, Мол­дове, Армении.

Стремясь к формированию национальной таможенной службы на основе опыта ведущих стран мира, таможенная администрация Республики Беларусь широко использует различные источники поступления технического содействия.

К таким источникам относится техническая помощь странам СНГ (программа TAСИС), двусторонние межправительственные и межведомственные соглашения относительно сотрудничества и взаимной помощи по таможенным вопросам и в деле обучения персонала, посредничество дипломатических представительств, инициативы Всемирной таможенной организации, Всемирной торговой организа­ции, МАГАТЭ и других международных организаций, техническое содействие со стороны таможенной службы Российской Федерации.

Опыт международного таможенного сотрудничества подтверждает необходимость координации технического содействия со сто­роны международных доноров, в соответствии со стратегической линией раз­вития таможенной службы Беларуси.

 


Приложение 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.99.192 (0.018 с.)