Система управления рисками. Понятие, общая характеристика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система управления рисками. Понятие, общая характеристика.



 

Управление риском - систематическая работа по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, а также контролю за совершением таможенных операций, предусматривающая непрерывное обновление, анализ и пересмотр имеющейся у таможенных органов информации (ст. 127)

 

Свойства системы управления риском

 

1. Системный характер управления риском. подразумевает комплексное рассмотрение совокупности всех рисков как единого целого, с учетом всех взаимосвязей и возможных послед-ствий.

-целостность, т.е. ориентация на общую оценку совокупности рисков и борьбу с негативными последствиями их реализации с учетом характера взаимосвязи между этими рисками;

-комплексность, т.е. необходимость учета сложности объекта управления (совокупности рисков), включая взаимосвязь между рисками, всевозможные последствия проявления риска и особенности влияния предлагаемых процедур на риск

-способность системы к интеграции новых элементов, т.е. возможность гибкого реагирования всей системы на появление новых рисков.

2. Сложная структура системы управления риском. подразумевает необходимость одновременного анализа большого числа рисков разной природы и особенности взаимозависимости между рисками

-многофункциональность иуниверсальность, т.е. способность бороться с рисками разной природы и различными последствиями их реализации;

-модульность, т.е. возможность использования различных сочетаний процедур управления риском в разных ситуациях

-многоуровневость, т.е. обеспечение подходящей иерархической структуры принятия решений, которая обеспечивает адекватное распределение полномочий и ответственности.

3. Высокая результативность системы управления риском. Это свойство отражает способность исследуемой совокупности мероприятий к снижению возможности возникновения неблагоприятных событий и/или к преодолению их последствий.

-гибкость иадаптивность, т.е. способность к приспособлению к стремительно изменяющимся условиям

-адекватность, т.е. соответствие реализуемых процедур управления риском конкретной ситуации

-эффективность, т.е. способность преодолевать негативные последствия возникновения неблагоприятных ситуаций при минимальном объеме соответствующих ресурсов.

Основные принципы управления рисками:

• система управления риском является частью процедур общего менеджмента фирмы, что означает ее соответствие стратегии развития фирмы и институциональным особенностям ее функционирования;

• особенности системы управления риском отражаются на ее целях и задачах, что подразумевает высокоспециализированный характер принятия решений в рамках системы управления риском;

• при управлении риском следует учитывать внешние и внутренние ограничения, что означает согласование соответствующих специальных мероприятий с возможностями и условиями функционирования фирмы;

• в отношении всей совокупности рисков должна проводиться единая политика по управлению риском, что требует комплексного и одновременного управления всеми рисками;

• процесс управления риском носит динамический характер, что связано с непрерывным характером принятия решений, касающихся управления риском.

 

28. Нормативно-правовые требования по охране и защите государственной и иной охраняемой законом тайны при осуществлении служебной деятельности в таможенных органах.

 

Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I изменение на 2013
"О государственной тайне"
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;

носители сведений, составляющих государственную тайну, - материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;

система защиты государственной тайны - совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях;

допуск к государственной тайне - процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений;

доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, - санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну;

гриф секретности - реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него;

средства защиты информации - технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации;


Там. Органы наделены ниже

Оперативно-розыскная деятельность представляет вид государственной деятельности, урегулированный нормами отрасли права, в отношении наименования которой еще не выработано единого подхода.
В соответствии со ст. 1 данного Закона оперативно-розыскная деятельность — это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями управомоченных государственных органов посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

§ выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

§ осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов предварительного расследования и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

§ добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.


Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность закреплен в ст. 13 Федерального закона РФ от 5 июля 1995 г. В этот перечень включены таможенные органы. Разумеется, не все структурные подразделения конкретного таможенного органа любого из четырех звеньев, вправе осуществлять оперативно-розыскную деятельность. Как правило, это структурные подразделения, управомоченные осуществлять другой вид государственной деятельности — дознание. На уровне высшего звена системы таможенных органов — Федеральной таможенной службы — таким структурным подразделением является Главное управление по борьбе с контрабандой (ГУБК ФТС). Организация и деятельность данного структурного подразделения регулируется подзаконными нормативными правовыми актами (приказами руководителя ФТС), которые, как правило, в официальных источниках не публикуются.

Оперативно-розыскная деятельность структурных подразделений всех таможенных органов фактически исчерпывается перечнем оперативно-розыскных мероприятий. Таковых в соответствии со ст. 6 Федерального закона РФ от 5 июля 1995 г. всего 14: опрос граждан; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка оперативный эксперимент. Все перечисленные оперативно-розыскные мероприятия могут быть проведены сотрудниками управ омоченных структурных подразделений всех таможенных органов.

В Таможенном кодексе РФ регламентировано производство лишь одного оперативно-розыскного мероприятия — контролируемой поставки товаров, перемещаемых через таможенную границу (ст. 435—436 главы 42).

Кроме налоговой тайны таможенные органы (Федеральная таможенная служба) обязаны сохранять режим конфиденциальности и в отношении других сведений. В частности, в соответствии с п. 2 ст. 10 Там К РФ таможенные органы, их должностные лица не вправе разглашать и использовать в личных целях либо передавать третьим лицам, в том числе государственным органам, информацию, составляющую государственную, коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну, и другую конфиденциальную информацию. Интересен тот факт, что ТамК РФ запрещает не только разглашать сведения, но и использовать их в личных целях (в том числе и лицами, получившими в силу закона доступ к информации, полученной от таможенных органов). Отметим, что в отличие от ТамК РФ законодательство, регламентирующее защиту охраняемой законом тайны, устанавливает либо обязанность сохранять тайну, либо запрет ее разглашения.

Анализ законодательства позволяет говорить о существовании таможенной тайны, под режим которой попадают как сведения о деятельности самих таможенных органов (служебная тайна), так и иные виды конфиденциальной информации, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

Статья 420 ТамК РФ к сведениям о деятельности таможенных органов относит документы и материалы, содержащие сведения о кадровом составе таможенных органов, об организации, о тактике, методах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности (согласно ст. 13 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ оперативные подразделения таможенных органом осуществляют оперативно-розыскную деятельность), подлежат хранению в архивах таможенных органов в соответствии с законодательством РФ. Однако необходимо помнить, что согласно ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (далее – Закон о государственной тайне» к сведениям, составляющим государственную тайну, относятся сведения в области оперативно-розыскной деятельности (в частности, о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности). Поэтому, такие служебные сведения должны сохраняться в режиме государственной тайны.

Таким образом, таможенные органы должны обеспечивать защиту налоговой, банковской тайны и другой конфиденциальной информации, а также в отдельном режиме – государственной тайны.

Предоставление другим лицам информации, ставшей доступной таможенным органам, возможно только в определенных законом случаях. Например, федеральным органам исполнительной власти, при условии, что и данная информация им необходима для решения задач, возложенных на них законодательством РФ, в порядке, согласованном между федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, и соответствующим федеральным органом исполнительной власти, с соблюдением требований законодательств РФ по защите государственной, коммерческой, банковской, налоговой или иной охраняемой законом тайны и другой конфиденциальной информации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 584; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.220.245.254 (0.03 с.)