Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности аффективных процессовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Отношение к особенностям аффективной сферы при аутизме очень различно. Если одни авторы считают их малосущественными (I.Lovaas, T.Peeters и мн. др.), то другие (В.В.Лебединский, О.С.Никольская, М.К.Бардышевская, R.P.Hobson и мн. др.) рассматривают аффективные нарушения как наиболее значимые в клинико-психологической структуре аутизма. В отечественной литературе нередко пишут о сниженном пороге аффективного дискомфорта при аутизме, и это действительно может иметь место, однако так бывает далеко не всегда: иногда можно столкнуться с совершенно противоположными явлениями вплоть до эмоциональной тупости (особенно если аутизм сочетается с выраженными формами органически обусловленной умственной отсталости). Представляется, что и в аффективной сфере пороги чувствительности, дискомфорта и состояние реактивности в целом во многом определяется фазовыми состояниями и низким уровнем психического тонуса, что само по себе предрасполагает к астеническим формам реагирования. По мнению Hobson, при аутизме отмечается врожденная неспособность адекватно воспринимать эмоции других людей и соответствующим образом на них реагировать. Именно эта особенность исключает реципрокность в эмоциональных контактах с другими людьми и становится предпосылкой для нарушения коммуникации и социального взаимодействия. Остается, однако, неясным, состоит ли трудность в восприятии чужих эмоций или в незрелости, неразвитости собственных. Наиболее цельный подход к особенностям аффективной сферы при аутистических расстройствах представлен в работах В.В.Лебединского и его учеников. В основе концепции лежат представления об уровневой организации базальной системы аффективной регуляции поведения. Таких уровней выделено пять, каждый предполагает направленность на решение определенного класса задач аффективной адаптации, обладает собственными регуляторными механизмами и признаками нарушений[15]. Уровень оценки интенсивности средовых воздействий Уровень аффективных стереотипов; Уровень аффективной экспансии; Уровень базальной аффективной коммуникации; Уровень символических регуляций. Уровень оценки интенсивности средовых воздействий сориентирован на оценку количественных характеристик среды, которые принципиально могут оказывать на организм наиболее разрушительное действие. Выход за допустимые границы параметров вызывает реакции в форме тревоги, беспокойства, страхов, агрессии. Главным механизмом, ограничивающим на этом уровне взаимодействие с окружающим, является аффективное пресыщение. В наиболее тяжелых случаях пресыщение развивается тотчас после начала действия, которое остается незавершенным (в наиболее тяжелых случаях оно прекращается, фактически не начавшись). Внешняя картина поведения напоминает бессмысленное перемещение от одного объекта к другому, манипулирование предметами кратковременно, бесцельно и непродуктивно. Такое поведение принято называть «полевым»: по представлениям К.Левина, все окружающие предметы и явления несут некоторый эмоциональный заряд и распространяют вокруг себя эмоциональное поле, которое при серьезных нарушениях аффективной сферы и будет, прежде всего, определять поведение ребенка. При наиболее глубоких тонических нарушениях отмечается пассивность, безразличие к окружающему, подчиняемость, нарушение чувствительности к боли и интероцептивным сигналам, что в терминах фазовых состояний, по-видимому, соответствует ультрапарадоксальной фазе. На уровне аффективных стереотипов к оценке интенсивности воздействия добавляется его оценка по качеству, аффективная система берет под контроль весь спектр внешних и внутренних ощущений, индивидуализирует их, вырабатывая аффективные предпочтения. Собственное тело и связанные с ним циклические процессы (в том числе двигательные) находятся под постоянным аффективным контролем. С одной стороны, ребенок старается повторять, раз за разом воспроизводить приносящие удовольствие движения и действия; с другой стороны, сама регулярность, цикличность вызывает положительные эмоции. Связь с соматикой делает этот уровень особенно чувствительным к ритмическим процессам, находящимся на стыке физиологического и психического. Не вызывает сомнений связь уровня аффективных стереотипов с нарушением ориентировочного рефлекса, однако ее тонкий механизм в настоящее время не изучен. Уровень аффективной экспансии направлен на расширение аффективного поля, освоение новых объектов, обеспечивает активную динамику развития, аффективную экспансию. В условиях типичного развития возникает целостная трехчленная структура действия (операнд – операция – опернад*), что позволяет сформировать основу игровой деятельности, отвоевать у пресыщения негативные стенические переживания. Вместе с тем, сам переход представляет собой препятствие, барьер и может обладать тонизирующим действием. В некоторых случаях сам момент преодоления приобретает привлекательность, и стремление к неустойчивости, неопределенности, риску, азарт могут стать самостоятельной целью поведения. У детей с расстройствами аутистического спектра при усилении аффективной экспансии в клинической картине ярко проявляются сверхценные интересы, сверхпристрастия, иногда выходящие на уровень влечений, нередко српровождающихся агрессивными фантазиями и действиями, аутоагрессией. На уровне базальной аффективной коммуникации происходит изменение свойств аффективной среды. Другой человек с его целями, поступками и переживаниями становится наиболее значимым фактором в эмоциональной жизни индивида, поэтому конкретный приспособительный смысл этого уровня заключается в налаживании аффективного взаимодействия, одобрение или порицание, оценка другого человека становятся аффективно значимыми событиями. Важнейшее средство, с помощью которого это достигается - способность к «чтению» эмоциональных состояний. С помощью речи и паралингвистических средств – интонации, мимики, выражения глаз, определённых поз и жестов – осуществляется обмен эмоциями - от элементарного заражения своим аффективным состоянием до передачи самых сложных переживаний. Основная функция уровня символических регуляций – овладение собственными переживаниями, что становится возможным благодаря включению в аффективный процесс интеллектуальных операций: эмоциональные переживания осмысливаются, дифференцируются, обобщаются, анализируются и в итоге могут даже трансформироваться. Возможность продумать, мысленно проиграть различные ситуации позволяет регулировать эмоциональные проявления, создавать различные психотехнические средства, позволяющие оптимизировать поведение в эмоционально острых ситуациях. При расстройствах аутистического спектра формирование уровня символических регуляций возможно только при относительно неглубокой выраженности расстройств и(или) благоприятном течении. Одним из частых (но не обязательных – см. МКБ-10) симптомов при аутизме являются страхи, которые могут быть как диффузными, неконкретными, на уровне общей тревоги и беспокойства и дифференцированными, когда ребенок боится определенных предметов и явлений. Перечислить конкретные объекты страха поистине невозможно, их перечень можно продолжать бесконечно: зонт, шум электроприборов, мягкие игрушки, водопроводный кран, собаки, все белое, машины, подземные переходы, все влажное и мн.др. Страхи различны по своей природе. К.С.Лебединская предлагает при аутизме выделять страхи гиперсензитивные, сверхценные и неадекватные. Гиперсензитивные страхи – следствие повышенной чувствительности к звуковым, световым и другим сенсорным воздействиям: например, звук, не вызывающий у большинства людей неприятных ощущений, для ребенка с аутизмом может оказаться чрезмерно сильным, стать источником дискомфорта. То же относится к слишком яркому свету, кричащему сочетанию цветов, резким запахам, прикосновению и др. Помимо низкого порога дискомфорта значительную роль играют и более сложные, качественные характеристики: ребенок спокойно переносит звук работающего отбойного молотка, но не выносит звука кофемолки, которую включили за стеной в соседней комнате. В других случаях пугающий объект действительно является источником определенной опасности, но занимает слишком большое место в переживаниях ребенка, его опасность как бы переоценивается. Такие страхи называют сверхценными, и они свойственны всем детям, но если при нормальном развитии страх постепенно изживается, занимает соответствующее реальности место, то при аутизме повторные взаимодействия с пугающим объектом не только не смягчают, но усиливают страх, фиксируют его, делают стойким. И, наконец, страх тоже может быть связан с реальными пугающим событием (например, в поликлинике сделали укол), но фиксируется только какой-то его элемент (белый цвет халата медсестры - “обидчицы”), который и становится предметом страха (все белое – и стакан с молоком, и белая блузка матери, и белый лист бумаги…) – это неадекватные страхи.. Общей особенностью страхов при РАС - вне зависимости от их содержания и происхождения - является стойкость, труднопреодолимость, сила и яркость связанных с ними негативных переживаний.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 842; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.192.64 (0.006 с.) |