Раздел 3. Основные подходы к коррекции ДА.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 3. Основные подходы к коррекции ДА.



Тема 3.1. Задачи и принципы медицинской коррекции РАС

Комплексная клинико-психолого-педагогическая коррекция РАС. Задачи и методы медицинской коррекции РАС. Принципы взаимодействия медицинских и психолого-педагогических участников коррекционного процесса.

Тема 3.2. Основные психолого-педагогические подходы к коррекции РАС и принципы их выбора

Обзор современных зарубежных подходов к коррекции ДА и РАС: Основные и вспомогательные (альтернативные) подходы. Психоаналитический (Б.Беттельхейм и др.) и психодинамический подходы (Э.Кленси); этологическая концепция (Н.Тиндберген, Э.Тиндберген) и холдинг-терапия (М.Уэлч); терапия ежедневной жизнью (К.Китахара); школа «свободного выбора» (Б.Кауфман, С.Кауфман). Роль музыкотерапии, арттерапии, иппотерапии и т.п. Прикладной поведенческий анализ. ТЕАССН- программа (лечение и обучение детей с аутизмом и сходными коммуникативными расстройствами). Модель «развитие - индивидуальная дифференциация – взаимодействие» С.Гринспена и С. Вайдер. Эмоционально-уровневый подход по О.С.Никольской. Принципы выбора методического подхода работы с аутичным ребёнком. Проблема совмещения методов и возможности перехода от одного метода к другому.

Тема 3.3. Психологическая коррекция РАС

Психологическая коррекция: её этапы, зависимость от клинических особенностей и возраста. Необходимость индивидуального подхода на всех (и особенно начальных) этапах коррекции. Установление контакта и взаимодействия с аутичным ребёнком. Роль игротерапевтических и эстетотерапевтических методик в развитии эмоциональной сферы. Организация целенаправленного поведения, развитие самостоятельности, купирование деструктивного поведения. Психологические аспекты коррекции нарушений речевого развития при РАС: понимание речи, активизация речевой деятельности, формирование спонтанной речи. Роль психологической коррекции в становлении личности аутичного ребёнка. Условия перехода к групповым формам коррекции. Формирование межличностных отношений.

Тема 3.4. Психологическая коррекция РАС

Педагогическая коррекция: оптимальные условия проведения педагогической коррекции; индивидуальный характер начальных этапов педагогической коррекции. Формирование стереотипа обучения. Организация целенаправленного поведения в обучающей ситуации; условия перехода к обучению в группе. Пропедевтический период обучения, его задачи и особенности при РАС. Особенности обучения детей с аутистическими расстройствами грамоте, элементарным математическим представлениям, графическим навыкам. Особенности использования технических средств обучения (особенно компьютера). Физическое и трудовое воспитание в системе комплексной коррекции РАС. Арттерапия, музыкотерапия, обучение музыке и изобразительной деятельности и другие виды эстетического воспитания как фактор коррекции эмоциональных нарушений, развития коммуникации и адекватного восприятия окружающего мира. Особенности организации праздников, прогулок, экскурсий и т.п. и их роль в коррекционной работе с аутичными детьми. Проблемы интегративного обучения детей с аутизмом и возможные пути их преодоления. Задачи и принципы организации дополнительного образования, трудового обучения, профориентации и профессиональной подготовки.

Тема 3.5. Коррекция нарушений речевого развития при РАС

Развитие речи как важнейший фактор преодоления общей коммуникативной недостаточности и понимания окружающего мира. Развитие речи у детей с тяжелыми формами аутизма. Активизация речевой деятельности, развитие фонематического слуха, коррекция звукопроизношения и просодики. Формирование грамматического строя речи. Развитие спонтанной речи: сочетание специальных психотерапевтических методик с традиционными логопедическими методами. Принципы разработки индивидуальных и групповых обучающих программ, составления учебных планов. Особенности критериев оценки знаний, умений и навыков обучающихся. Обучение бытовым навыкам и навыкам самообслуживания.

Тема 3.6. Работа с семьей ребенка с РАС

Роль семьи в воспитании и обучении ребёнка с аутизмом. Формы, задачи и методы психотерапевтической работы с родителями. Обучение родителей приёмам и методам обучения и воспитания детей с РАС в условиях семьи. Прогноз социальной адаптации детей и подростков с аутизмом и факторы, его определяющие.

 

Раздел 4. Организация воспитания и обучения детей с аутизмом

Тема 4.1. Юридические и правовые аспекты помощи детям с РАС

Международные правовые документы, относящиеся к обучению и воспитанию лиц с аутизмом и РАС. Хартия для лиц с аутизмом. Письменная декларация 3/96 Европейского парламента. Отечественные правовые акты и нормативные документы, относящиеся к обучению и воспитанию лиц с аутизмом и РАС.

 

 

Тема 4.2. Организация помощи детям с РАС

Система помощи детям с РАС в США и странах Западной Европы. Роль общественных объединений родителей детей РАС. Типы коррекционных учреждений для детей с РАС. Формы обучения аутичных детей и подростков. Структура специальных дошкольно-школьных образовательных учреждений для детей и подростков с РАС. Принципы и организация профессиональной подготовки лиц с РАС. Состояние и перспективы создания системы помощи лицам с аутизмом в России.

 

 

Рекомендуемая литература

Алявина Е.А., Морозова С.С., Морозова Т.И. Аутизм: практические рекомендации для

родителей. - М., 2002.

Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. – М., 2006.

Аутизм: методические рекомендации по коррекционной работе. /Под ред.

С.А.Морозова. – М., 2002.

Аутизм: методологические аспекты коррекции. /Под ред. С.А.Морозова. – М., 2002.

Аутичный ребенок: Проблемы в быту. / Под ред. С.А.Морозова. – М., 1998.

Бардышевская М.К., Лебединский В.В. Диагностика эмоциональных нарушений у

детей. – М., 2003.

Башина В.М. Аутизм в детском возрасте. – М., 1999.

Гилберг К., Питерс Т. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие. Пер. с англ.

– М., 2002.

Грэндин Т., Скариано М.М. Отворяя двери надежды. Пер. с англ. – М., 1999.

Де Клерк Х. Мама, это человек или животное? Пер. с французского. – СПБ, 2001.

Детский аутизм. Хрестоматия. /Под ред. Л.М.Шипицыной. – СПБ, 2000. – М., 2002.

Иванов Е.С., Демьянчук Л.С., Демьянчук Р.В.Детский аутизм: диагностика и коррекция. Учебное пособие. – СПБ, 2004.

Каган В.Е. Аутизм у детей. – Л., 1981.

Каган В.Е. Преодоление. Неконтактный ребенок в семье. – СПБ, 1996.

К медико-психолого-педагогическому обследованию детей с аутизмом. /Под ред.

С.А.Морозова. – М., 2002.

Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Ульянова Р.К.,

Морозова Т.И. Дети с нарушением общения. - М.,1989.

Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика детского аутизма. – М.,1991.

Лебединский В.В.Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003.

Лебединский В.В., Бардышевская М.К. Аффективное развитие ребенка в норме и патологии. // Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия в 2-х томах / Под ред. В.В.Лебединского и М.К.Бардышевской. – Т.2. – С.588-681.

Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.Эмоциональные

нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М., 1990.

МакКланнахан Л.И., Крантц П. Расписания для детей с аутизмом. Обучение

самостоятельному поведению. Пер. с англ. - М., 2003.

Методические рекомендации по организации работы центров помощи детям с РДА. Вестник образования России. №13/02. – С.36-79.

Морозов С.А. Детский аутизм и основы его коррекции. – М., 2002.

Морозов С.А.Основы социальной и правовой помощи лицам с аутизмом. – М., 2002.

Морозов С.А. Положение детей с расстройствами аутистического спектра в Российской Федерации.// О соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Приложение 7. – М., 2006. – С.104-109.

Морозова С.С. Коррекционная работа при осложненных формах детского аутизма.

Части I и II. – М., 2004.

Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. – М., 2007.

Морозова Т.И. Методические рекомендации по организации консультативно-

коррекционных пунктов для детей, страдающих ранним аутизмом. – М., 1996.

Морозова Т.И., Морозов С.А. Мир за стеклянной стеной. – М., 2002.

Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи.

- М.,1997.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 558; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.89.204.127 (0.011 с.)