Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности развития сенсорно-перцептивных функцийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Восприятиедетей с аутизмом характеризуется рядом особенностей, при рассмотрении которых мы будем исходить из рассмотренных выше особенностей психического тонуса при РАС. Снижение психического тонуса вполне может быть связано с нарушениями подкорковых и стволовых структур, мозжечка, на что часто указывается в литературе по неврологическим расстройствам при аутизме (G.R. Delong, M.L.Bauman, 1987; E. Courchesne, 1987; M.L.Bauman, T.L.Kemper, 1994; И.Л.Брин и др., в 2002). Низкий психический тонус означает, что взаимодействие с окружающим миром ограничено пресыщением, которое наступает столь быстро, что человек с аутизмом как бы выхватывает из окружающего отдельные, не связанные между собой фрагменты, и формирование непрерывной, целостной картины окружающего мира становится затрудненным, а часто и невозможным. Пример. Дима Н., 25 лет, страдает аутизмом эндогенного происхождения, обладает высоким интеллектом, успешно закончил массовую школу. Об особенностях своего восприятии говорит, что видит окружающее, словно через маленькое отверстие («как если проколоть лист бумаги иголкой»), и целостный образ какого-нибудь предмета приходится каждый раз создавать заново. Похожий пример приводит фламандский педагог Gie Colin (личное сообщение). Один из учеников класса для детей с аутизмом (18 лет, интеллект в пределах нормы) описывает, как он видит новый предмет: что-то продолговатое из железа; другое длинное, длиннее первого и деревянное; второе входит в середину первого; этим забивают гвозди; это - молоток. Такой разорванный, почти несоединимый в целое мир непонятен и труднообъясним, он легко становится источником страхов; формирование целостного образа предмета (не говоря уже об общей картине окружающего мира) если и возможно, то требует времени. Следствие – отставленные реакции, начиная с эхолалий и кончая проблемами устного ответа у доски. В сенсорной сфере, как уже упоминалось, многие обычные, легко переносимые большинством воздействия становятся источниками неприятных ощущений. Пониженный уровень порога дискомфорта может отражать незрелость (или недоразвитие) сенсорной системы. Так с возрастом (примерно до 16-18 лет) доступный слуховому восприятию динамический диапазон постепенно расширяется (порог слуховой чувствительности понижается, а порог дискомфорта, наоборот, повышается); аналогичная картина наблюдается и с частотным диапазоном восприятия. В зрительном восприятии палочковый аппарат сетчатки (то есть скотопические зрение) и онто-, и филогенетически возникает раньше колбочкового (фотопическое зрение), так что предпочтение скотопического (периферического) зрения при аутизме можно вполне рассматривать как использование примитивных форм зрительного восприятия. Это приводит: к повышению как пороговой, так и дифференциальной (по яркости) чувствительности (рецептивное поле колбочек построено по принципу “1 сенсорная клетка на 1 чувствительный нейрон”, тогда как для палочек это отношение составляет 100: 1; к расширению поля зрения: при фотопическом зрении используется конус с отклонением от оптической оси глаза по всем направлениям не более 25-30 градусов, в то время как при скотопическом зрении охват по горизонтальной оси составляет до 170, а по вертикальной – до 130 градусов; скотопическое зрение дает менее яркое, менее четкое и не столь объемное изображение, как фотопическое зрение; цветовосприятие реализуется только при использовании фотопического зрения. Такие характеристики особенностей зрения при аутизме вполне удовлетворительно объясняют плохую переносимость и яркого света, и насыщенной цветовой гаммы; высокую чувствительность и широкое поле зрения можно рассматривать как предпосылки для развития тревожности, обостренного чувства опасности, а недостаточную четкость и яркость изображения (в сочетании с низким психическим тонусом) – как перцептивную предпосылку для развития фрагментарности и патологической гиперселективности восприятия. Сходные явления обнаруживаются и в других сенсорных системах (особенно в филогенетически молодых). Также труднопереносимыми становятся эмоционально насыщенные явления и объекты, и в первую очередь человек, его лицо, его взгляд. Такие нарушения восприятия, по мнению В.В.Лебединского (1996), вызывают на базальном уровне ряд симптомов в моторной, аффективной, сомато-вегетативной сферах, прводящих к фиксации ранних форм сенсорной и аффективной ориентировки, в качестве ведущих рецепторов продолжают сохраняться осязание, вкус, обоняние (отсюда стремление к обнюхиванию и облизыванию, попытки при сохранном зрении, знакомясь с человеком, ощупать его лицо, как это делают слепые), выход на первый план дистантных рецепторов задерживается, не складываются новые корреляционные связи между функциональными системами. Нестабильность, неустойчивость развития, как пишет В.В.Лебединский (1996), порождает тенденцию к регрессу, «зацикливанию», двигательным стереотипиям. Детям с аутизмом свойственна особая сенсорная гиперсензитивность, что проявляется сниженным уровнем порога дискомфорта в отношении сенсорных воздействий различных модальностей (особенно часто – к звуковым раздражителям). С этим в значительной степени связана неперносимость яркого света, звуков высокой интенсивности и/или определенных тембральных характеристик, болезненная реакция на прикосновение и т.д., что иногда может стать основой гиперсензитивных страхов. Однако на сходные по интенсивности раздражители аутичный ребенок иногда никак не реагирует, что позволяет говорить о диссоциировнной реакции. Из-за этих особенностей в первые два года жизни нередко возникают подозрения о нарушениях слуха или (реже) зрения. С теми же причинами связано, по-видимому, и явление «парадоксального слуха»: ребенок не отвечает на голос обычной или повышенной силы (вплоть до крика), но откликается на шепот. Психофизическая природа этого явления изучена недостаточно. По-видимому, существенную роль играет пониженный уровень тонуса нервной системы и психики, проявляющийся в функционировании сенсорных систем развитием фазовых состояний, низким уровнем порога дискомфорта, повышенными пресыщаемостью и истощаемостью в отношении сенсорных воздействий, чрезмерно быстрым развитием более стойкого, чем обычно, запредельного торможения. При детском аутизме также обнаруживаются черты неравномерности, парциальности, фрагментарности восприятия. Так, например, в зрительном восприятии на первом плане оказывается не целостный зрительный образ, а его отдельные компоненты – цвет, форма, размер. Например, тонко оценивая оттенки цветов (Стас С. в 3,5 года знал более 15 оттенков красного цвета), ребенок к другим параметрам зрительного восприятия относится формально, а иногда их практически игнорирует, не замечает. В слуховом восприятии это относится к динамическим, гармоническим, тембральным, метроритмическим характеристикам звукового воздействия. С фрагментарностью тесно связана гиперселективность восприятия. Это явление ярко описано матерью аутичного ребенка из Фландрии Хильдой Де Клерк в книге «Мама, это человек или животное?» (2001). Ставший названием книги вопрос был задан сыном Хильды Томасом: когда он увидел женщину с огромной копной рыжих волос, то оказался в замешательстве, так как «желтая грива» для него связана с образом льва, является его релизером (существенно значимым признаком), и этот сигнал не подавляется одновременно воспринимаемыми релизерами образа человека (как это происходит в норме). Вне зависимости от того, чем это обусловлено, ориентировка в окружающем приобретает иной, отличный от обычного характер, и этого нельзя не учитывать в воспитании ребенка, при построении учебно-коррекционного процесса. <Для ребенка с аутизмом в силу симультанности восприятия тот или иной признак воспринимается как один из элементов целостного сенсорного комплекса и – в силу трудности усвоения сукцессивно организованных процессов – не связывается (или недостаточно связывается) с предшествующими и последующими событиями, то есть релизером не становится >. По мнению многих исследователей, аутичным детям свойственна симультанность восприятия, то есть они воспринимают окружающее как единое целое, недостаточно выделяя (в тяжелых случаях совсем не выделяя) детали. Любые изменения в окружающем отмечаются, но выделить, назвать их, указать на них ребенок с аутизмом чаще всего не может, реакция оказывается недифференцированной. Представляется, что это свойство обусловлено преимущественным использованием более примитивных форм восприятия, в частности, предпочтение периферического (бокового, скотопического) зрения центральному (прямому, фотопическому). Следует отметить, что, хотя симультанность весьма характерна для восприятия при аутизме, предельные проявления этого свойства являются, конечно, абстракцией и симультанность хотя бы в некоторой степени поддается коррекции. Такие трудно совместимые, на первый взгляд, свойства, как симультанность и фрагментарность можно рассматривать как крайние проявления диссоциированности восприятия, в основе чего лежат, по-видимому, нарушение пространственно-временных характеристик восприятия, тонические расстройства. Кроме того, при детском аутизме отмечаются трудности восприятия сукцессивно (последовательно, во времени ) организованных процессов: сложно усваиваются такие понятия, как “сначала” и “потом”, “вчера”, “сегодня” и “завтра”, возникают затруднения в речевом развитии, поскольку речь тоже организована сукцессивно. Отмеченные особенности восприятия ставят ряд сложных и принципиальных вопросов о том, как строить коррекционную работу с аутичными детьми, как определять ее цели и задачи. Например, в зрительном восприятии низкий тонус не обеспечивает не только одновременного использования периферического и центрального зрения, но заставляет отдавать предпочтение недостаточно яркому и дифференцированному, но более чувствительному и обладающему более широким полем периферическому зрению. При более легких формах аутизма тонические возможности шире, что позволяет уже использовать центральное зрение, но оставляет недоступным свойственное норме гибкое сочетание обоих видов зрительного восприятия и произвольное распределение активности между ними. При аутизме сходные закономерности свойственны и другим сенсорным системам. Большого внимания заслуживает и необычное соотношение в использовании дистантных и контактных сенсорных систем: часто последние сохраняют чрезмерно большое значение в течение длительного, много большего чем в норме времени. При этом прямой связи с уровнем развития онто- и филогенетически более молодых дистантных сенсорных систем не обнаруживается.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 892; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.205.19 (0.011 с.) |