Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выработка подхода к работе со стереотипиями представляется важным моментом коррекции поведения детей со сложными формами аутизма. Почему этому поведению необходимо уделить внимание?Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
А. Стереотипии препятствуют развитию, общению, обучению и социальной адаптации. Например, иногда говорят, что ребенок «погружается» в стереотипии, часто не обращая внимания на людей, события и т.п. Б. Наличие стереотипий в поведении ребенка беспокоит родителей. В то время, когда у ребенка отмечаются стереотипии, с ним не удается вступить в контакт, иногда тяжело выносить постоянно совершаемые стереотипные движения, повторяющиеся вскрики. В. Прерывание стереотипий приводит к появлению других проблем поведения. Когда ребенка пытаются отвлечь от стереотипных действий или движений, он начинает плакать, кричать, проявлять агрессию и т.п. Стереотипии очень многообразны как по этиологии и патогенезу (см. подглаву 2.3.7), так и по внешним проявлениям, поэтому мы рассмотрим такие виды поведения, которые наиболее часто встречаются у детей с аутизмом. От более простых проявлений стереотипий мы будем переходить к описанию сложных форм стереотипного поведения, которые также можно отнести к стереотипиям, если употреблять это понятие в широком смысле. 1. Стереотипные и повторяющиеся движения и действия: А. Двигательные стереотипии очень многообразны: прыжки, раскачивания, пробежки, хлопки, взмахивания, потряхивания руками, перебирание пальцами, вращение руками, хождение на носочках и т.д. К оральным стереотипиям относят повторяющиеся движения губами, языком. Б. Сенсорно-двигательные стереотипии – дети перебирают пальчиками у глаз; смотрят на руки; кружатся вокруг своей оси; надавливют пальцами на глаза; прищуривают глаза (когда смотрят на свет); стучат по различным поверхностям; издают ритмичные звуки; ощупывают поверхности. 2. Действия с частями объектов или нефункциональными компонентами игрового материала – раскручивание колес; пересыпание песка; переливание воды; открывание-закрывание глаз у кукол. 3. Эмоционально-аффективные стереотипии – когда ребенок выполняет повторяющиеся действия, которые вызывают аффект либо со стороны взрослого, либо свои собственные. 4. Речевые стереотипии - повторяющиеся вокализации, слова, фразы. 5. Явно выраженные специфические нефункциональные ритуалы и привычки - ребенок стремится, чтобы двери всегда оставались закрытыми или открытыми; обязательное следование одними и теми же маршрутами; ношение одной и той же одежды; одна и та же еда; ритуалы отношений. 6. Активная деятельность по стереотипным и ограниченным видам интересов – компьютерные игры; чтение книг на определенную тему и т.п. Наличие стереотипий в поведении ребенка ведет к появлению целого ряда проблем: стереотипия сама по себе ригидна, и она ограничивает возможности адаптации к меняющимся условиям; стереотипии усугубляют трудности имитации, препятствует развитию, затрудняет обучение; возникает порочный круг: аутизация ведет к появлению стереотипиий, а их наличие к еще большей аутизации; контакты ребенка со средой резко ограничиваются; невозможность или ограничения в осуществлении стереотипия вызывает другие проблемы поведения; возникает социальная дезадаптация. Мама с аутичным мальчиком ездили в автобусе днем, когда было мало народу. Ребенок всегда стоял и раскачивался у окна кабины водителя. Однажды возникала необходимость поехать рано утром; несмотря на большое количество людей, ребенок с плачем и криком прорывался к кабине. · трудно выработать адекватный подход к коррекции стереотипий: во многих случаях стереотипии зачем-то нужны (например, для поддержания тонуса), но в то же время, для того, чтобы ребенок развивался, иногда их проявления необходимо уменьшить. При коррекции стереотипий, как других проблем поведения, в первую очередь важно дать четкое описание стереотипий, с которыми предполагается работать; затем провести наблюдение за данным поведением. Результаты наблюдения позволят предположить, от чего могут зависеть изменения характера данного поведения (например, увеличение частоты стереотипий). Выраженность стереотипии может зависеть: · от эмоциональной комфортности ситуации; · от предсказуемости ситуации, от ее понимания ребенком; · от аффективной насыщенности ситуации; · от степени пресыщения и истощения. Для коррекции стереотипий могут использоваться следующие приемы. 1. Переключение – стереотипию прерывают, предлагая ребенку другую, знакомую, не вызывающую негативизма деятельность (отличающуюся от самой стереотипии). Например, когда ребенок стереотипно раскачивается, его мягко останавливают и уводят играть с машинками; если отмечаются речевые стереотипии, то вместо стереотипных высказываний, не относящихся к ситуации, предлагается ответить на вопросы, повторить звуки и т.п. 2. Замещение. Основной принцип: замена стереотипии другими, близкими по характеру действиями и/или деятельностью, более адекватными социально и не такими ригидными. Данный способ эффективен, в основном, в русле структурированной деятельности - например, учебного занятия, прогулки и т.д. Например, раскачивание трансформируют в качание на качелях, что выглядит более адекватно; стереотипные прыжки можно заменить на прыжки на батуте; сенсорные стереотипии могут быть заменены на игру с юлой, прослушивание музыки и т.п. Используя замещение, мы вместо одной стереотипии предлагаем ребенку другую, несколько более адекватную, и ограничиваем время и условия, в которых стереотипия проявляется. 3. Трансформация – это замещение, но при этом мы меняем смысл действия и модифицируем его. Например, ребенок дома выстраивает непонятные конструкции из разных предметов – вместо этого, мы учим его собирать что-то определенное из конструктора; склонность ребенка к тому, чтобы все предметы были на своих местах, используется для наработки различных навыков – накрывать на стол, убирать в комнате и т.д. 4. Прерывание – этот прием используется в том случае, если ни один из вышеописанных способов не был эффективен. Создаются такие условия, в которых реализация данной стереотипии становится недоступной. Например, если ребенок требует, чтобы все время был включен телевизор, можно вытащить предохранитель, чтобы телевизор нельзя было включить. 5. Наработка гибкости – вводятся новые виды стереотипов, которые затем постепенно изменяются, а также взаимодействуют со старыми стереотипиями – таким образом, поведение становится более гибким и адаптивным. При стереотипных привычках в еде в рацион питания ребенка постепенно, по одному вводят новые виды пищи, потом каждый день дают ему разную еду. Когда стереотип становится разветвленным и гибким, он утрачивает само качество стереотипа, трансформируется в более адаптивные виды поведения. Важный момент, о котором должны помнить родители и специалисты – стереотипии никогда не исчезают сами. Путь к их уменьшению и исчезновению – это путь длительной работы, медленное, но постоянное движение, направленное к тому, чтобы ребенок развивался, чтобы его поведение позволяло ему адаптироваться к жизни в обществе.
5.6.4. Пропедевтический период. В зависимости от того, какими будут результаты формирования стереотипа обучения и с учетом реалий современного российского специального образования можно выделить по уровню школьной готовности (прежде всего по степени формирования потребности в общении и уровню формирования коммуникативных навыков) две группы детей с аутизмом: 1) дети, которые могут быть включены в образовательный процесс в существующих видах и типах образовательных учреждений; 2) дети, для которых существующие учебные планы, образовательные программы, формы и условия обучения оказываются не приемлемыми. Далее речь пойдет только о первой из названных групп, проблемы обучения второй группы детей рассматриваются отдельно (см., например, Т.Питерс, 1999; С.С.Морозова, 2000, 2002, 2007 и др.). Для того, чтобы ребёнок с аутизмом смог учиться в массовой школе или одном из видов специальных (коррекционных) школ, в дошкольном возрасте необходимо: сформировать потребность в общении и навыки коммуникации (включая речевую коммуникацию); хотя бы частично преодолеть проблемы поведения; смягчить или устранить имеющиеся стереотипии; добиться целенаправленности и произвольности в деятельности; развить произвольное внимания. Даже если эти задачи своевременно не решаются в полной мере, но интеллектуальные возможности ребёнка не исключают в принципе обучения по той или иной школьной программе, мы должны приступить к подготовке к школьному обучению. По степени готовности к школьному обучению можно выделить три группы детей с аутизмом: · дети, практически готовые не просто к обучению по программе, но способные принять все особенности регламента школьного поведения и обучения и жизни в коллективе; · часть детей готовы к занятиям по школьной программе, но в условиях индивидуального обучения; иногда их удаётся подключать к классу по отдельным предметам; · в третьем случае возможно только индивидуальное обучение педагогами, на практике знакомыми с проблемой аутизма и его коррекции, или в условиях специальной школы для детей с расстройствами аутистического спектра (таких школ фактически сейчас нет). Эти три группы характеризуются и различной структурой деятельности, соответственно: 1. Обычная, социально обусловленная мотивация учебной деятельности и поведения; 2. Частичную роль сохраняет квазимотивация на основе подкрепления, многие поведенческие и учебные моменты выполняются на начальных этапах без достаточного смыслового насыщения; 3. Обучение основано на стереотипе, исполнение которого само становится мотивацией; работа над пониманием смысла проводится, но ее результат не считается необходимым условием обучения (можно учить писать для того, чтобы выражать письменно мысли, а можно – чтобы уметь поставить свою подпись). Первой и важнейшей задачей пропедевтики обучения является отработка учебного стереотипа. Это подразумевает подготовку к выполнению всех общих организационных требований, предъявляемых к учащимся, а именно: · правильно обращаться к учителям и детям; · выполнять все требования поведения в школе; · выдерживать учебный урок в 30-40 минут, · выполнять инструкции педагога, · усваивать новые знания в условиях фронтального урока (групповые занятия); · самостоятельно выполнять учебные задания; · взаимодействовать с другими детьми; · адекватно вести себя в условиях свободной ситуации (перемены). Как показывает опыт, для решения этих задач требуется от года до двух лет. Если они не решаются к 8 годам при нормальном интеллекте и к 9 годам при отставании в умственном развитии, то своевременная интеграция в класс не представляется достижимой и наиболее реальным вариантом становится специальное обучение по индивидуальным программам. Для того, чтобы облегчить вхождение в школьный коллектив, необходимо, чтобы у ребенка к началу обучения был несколько опережающий запас знаний, потому что ему придется тратить много сил на адаптацию к новым, достаточно тяжелым для него условиям. Мы должны научить ребёнка быть ответственным в обучении, и, - что очень важно, - правильно относиться к ошибкам при выполнении учебных заданий и другим неудачам. На начальном этапе подготовка к школе планируется так же, как организована поурочная система, но с некоторыми отличиями: · индивидуально подбирается оптимальное для занятий время дня (лучше всего – утром, как в школе); · необходимо проводить обучение в определенном постоянном месте, где не должно быть никаких отвлекающих предметов; · продолжительность одного занятия, дневной и недельный объём нагрузки определяются с учётом пресыщаемости и истощаемости ребёнка; постепенно объём и продолжительность занятий необходимо приближать к нормативам школы; · обучение проводится по индивидуальной программе, которая учитывает умения и навыки ребёнка (как коммуникативные, так и интеллектуальные); · особенно следует помнить о неравномерности развития психических функций, включая интеллект; · начинать следует с программ, основанных на тех видах деятельности, в которых ребёнок успешен (то же относится и к проведению каждого отдельного урока); · с целью профилактики пресыщения следует чередовать виды деятельности; · в течение занятий ребенок должен постоянно находиться в структурированной ситуации, в связи с чем перемены проходят организованно и по заранее спланированной программе (предлагаются пробежки, прыжки на батуте, выкладывание пазлов и т.п.). Содержание занятий направлено на развитие речи, на обучение ребёнка основам чтения, письма, математики, при этом главной стратегической задачей предметного обучения является учить не в соответствии с наиболее модными тенденциями, а так, как будут учить в школе, потому что наша цель (к сожалению, не всегда достижимая) – обучаться в школе и далее перейти от индивидуального обучения к обучению в классе. Именно поэтому на начальных этапах нужно добиваться от ребенка выполнения заданий и требований по принципу «пусть не всегда хорошо, но правильно». Можно сказать, что при обучении детей с расстройствами аутистического спектра главным является следующее: 1) ребенка с аутизмом переучить много сложнее, чем сразу научить правильно; 2) как Вы научили ребенка с аутизмом делать что-то, он и будет это делать, так, как его научили;
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 879; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.76.159 (0.008 с.) |