Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дифференциальная диагностика аутистических расстройств и задержки психического развитияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Из общих моментов следует отметить, что при задержке психического развития (ЗПР), как и при РАС, центральным звеном патогенеза является нарушение эмоционально-волевой сферы. Кроме того, значительную часть (примерно 70%) всех случаев составляет ЗПР церебрально-органическго генеза, когда парциальность нарушений энцефалопатического характера, накладываясь на задержанное развитие, нередко создает впечатление искаженности и иногда может напоминать РАС. Не все формы ЗПР и РАС в равной мере актуальны в плане дифференциальной диагностики: об этом не может быть и речи в случае тяжелых форм РАС, сопровождающихся выраженной интеллектуальной недостаточностью; иное дело - относительно легкие, негрубые случаи детского аутизма. Точно также практически нет необходимости дифференцировать РАС и неосложненный гармонический психический и психофизический инфантилизм (ЗПР конституционального генеза): яркость и живость эмоций в сочетании с поверхностностью переживаний, способность легко вступать в контакт и в то же время отсутствие глубоких эмоциональных связей с другими людьми резко отличают таких детей от аутистов. Увлеченность игрой, изобретательность и находчивость в игровых действиях нисколько не похожи на однообразную, стереотипную, примитивную лишенную сюжета игру ребенка с аутизмом. При этом виде ЗПР интеллектуальные функции, несмотря на легкую задержку (или даже фактическую сохранность) характеризуются относительной гармоничностью, в то время как характерной особенностью интеллекта детей с РАС является именно неравномерность развития отдельных функций. Достаточно редко приходится дифференцировать РАС и с соматогенной ЗПР. Главная причина необходимости такой дифференцировки - высокая частота хронических соматических заболеваний (аллергические расстройства, нейродермиты, хронические инфекции и др.) и – также, как и при соматогенной ЗПР - часто сопутствующая этому астенизация у детей с РАС. Такая астенизация сама по себе создает предпосылки для ограничения контактов с окружающим и благоприятствует аутизации. Однако при соматогенной ЗПР сохраняются избирательные, но эмоционально насыщенные сферы контакта с другими людьми (чаще близкими), понятные области интересов и привязанностей. Возможности взаимодействия с окружающими ограничены и избирательны, что, однако, связано скорее не с пресыщением (то есть реакцией по преимуществу психической), а именно с астенизацией как ограниченностью в первую очередь физических возможностей. В доступных пределах дети заинтересованы в контактах и адекватны, нередко с элементами гиперкомпенсации. При РАС ограниченность контакта носит несколько иной характер. Интересы нередко необычны, причудливы, вычурны, с элементами сверхценности; совершенно иной – сугубо аутистический характер – носят особенности коммуникации; лимитирующим механизмом в контактах со средой оказывается, как правило, пресыщение. Вполне понятно, что ограниченность возможностей коммуникации при соматогенной ЗПР сказывается на развитии коммуникативной функции как таковой и может привести к вторичной аутизации (по типу «снизу вверх»). Эти нарушения, как правило, не столь глубоки и легче, чем при аутизме, поддаются коррекционным воздействиям. Тревожность и страхи, часто встречающиеся при соматогенной ЗПР, чаще всего понятны и объяснимы, поскольку обусловлены соматической патологией и связанными с ней обстоятельствами. Необходимость дифференциальной диагностики некоторых вариантов РАС и психогенной ЗПР обусловлена наличием таких общих признаков, как страхи, тревожность, поверхностность или ограниченность контактов, отсутствие глубоких эмоциональных привязанностей, невыраженность интересов и склонностей и другие. Не останавливаясь на деталях, можно сказать, что главным критерием дифференциальной диагностики является иная, чем при РАС, природа расстройств: незрелость эмоциональной сферы, основанная на ранних реактивных состояниях. Пример. Максим В., 3 года 8 месяцев, посещает логопедический детский сад. Родители обратились с жалобами на нарушения речевого развития (речь смазанная, комментирующая, обращенная речь отсутствует), трудности взаимодействия с сыном (упрям, очень плохо выполняет инструкции), двигательные стереотипии (стереотипно бегает по кругу, особенно по вечерам, когда приходит из садика). Из анамнеза: матери 25 лет, работник сферы бытового обслуживания; отцу 28 лет, шофер, со стороны отца психопатологическая наследственность не отрицается. Беременность 2-я, во 2-й половине отмечалась нефропатия, лежала на сохранении. Роды 1-е, срочные, быстрые, со стимуляцией. Мальчик (масса тела при рождении 3.950 г, длина тела 54 см, оценка по шкале Апгар 8/8) закричал сразу. Ребенка принесли кормить через час после окончания родов, но грудь взял вяло. Выписан на 5-й день. Первые месяцы Максим был тихим. Вскармливание искусственное. С 4-х месяцев (после введения овощного прикорма) развился диатез. На 8-м месяце – герпес: мальчик был госпитализирован, лечили антибиотиками, вследствие чего возник дисбактериоз. Моторные навыки развивались своевременно, но когда стал ходить самостоятельно, упал и ушибся, после чего ходить перестал. Навык восстановился в 1 г. 4 мес. В речевом развитии: гуление и лепет появились своевременно, первые слова («мама», «дай», «баба», «папа») – поздно и неосмысленно. На игрушки реагировал, предпочитал одну из них. Фон настроения несколько повышенный, никогда не боялся чужих. После 1 года детей сторонился, но наблюдал за ними. Играл кубиками, палочками, любил листать книги. Сюжетная игра появилась примерно в 3.5 года. К 2-м годам знал буквы, сам просил взрослых называть их. Прямой и обратный счет до 1000. Читает глобально. Очень любит телевизор (реклама, «Поле чудес»). О себе говорит в 3-м лице, «мальчик». На имя до 2-х лет не реагировал. Данные объективной аудиометрии позволяют глухоту исключить. По словам мамы, примерно с 1 года 4 месяцев стал «закатывать истерики» (падал на пол, бился головой о различные предметы, кричал). Попытка посещать массовый детсад (3 года 2 месяца) закончилась неудачно, так как ребенок отказывался подчиняться режиму. В логопедическом детском саду дал значительную положительную динамику, сверхпривязан к логопеду и воспитателям, хотя по отношению к маме и бабушке бывает агрессивным. В 2-х лет 8-ми месяцев в выписке из поликлинической истории болезни по месту жительства Отмечены соматические заболевания (атопический дерматит), бедный словарный запас, беспокойное поведение. Высказано предположение о недостаточности слуховой функции и наличии других видов патологии ЛОР-органиов. Даны направления в сурдоцентр и на консультацию к невропатологу. По итогам обследования и консультации сделано заключение, что частототональный слух сохранен, задержка речевого развития. Максим направлен на ПМПК, по заключению которой (3 года 3 месяца) у него интеллект в пределах невысокой возрастной нормы, ОНР- I; дано направление в логопедический детский сад. На момент поступления в детский сад: фразовой речи нет; много эхолалий; цвета не знает; пирамиду из 3-х элементов и матрешку не собирает; проявляет несвойственный возрасту интерес к символам (буквам и цифрам), не обращая внимания на картинки; беспокоен, неусидчив, внимания не удерживает, интереса к занятиям не проявляет; мелкая моторика не развита; движения по инструкции не выполняет, подражает не всегда; отмечаются стереотипии (раскачивания, топтания на месте, бег по кругу), беспорядочное хватание предметов, страхи (при подъеме и спуске по лестнице); навыками самообслуживания не владеет, в группе держится обособленно. Через 5 месяцев отмечено, что начал понимать обращенную речь на бытовом уровне, владеет основными навыками самообслуживания, показывает и называет части тела, знает и называет основные цвета, собирает и разбирает матрешку и пирамидку, может по образцу выкладывать узоры из мозаики, начал называть предметные картинки, соответствующие пройденным лексическим темам; фразовой речи нет; на занятиях стал более усидчивым и внимательным, появился игровой интерес, осмысленные действия с игрушками; меньше стало стереотипных движений; стремится к физическому контакту с взрослыми (обнимает, целует, садится на колени); появился контакт с детьми. В возрасте 3-х лет консультирован в Институте коррекционной педагогики РАО; поставлен диагноз «дисгармонический вариант развития с расстройством коммуникативной функции по аутистическому варианту на резидуально-органическом фоне». Назначено лечение (финлепсин, глицин). В 3 года 8 месяцев консультирован в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с аутизмом. При встрече на приеме сказал «Привет», в глаза смотрит, обследует помещения, спокойно остался без родителей. Играет с геометрическими фигурами, «западает» на пазлах, сюжетную игру не принимает. В речи обращения нет, речь смазанная, с многочисленными и разнообразными эхолалиями. Легко возбуждается, негативно реагирует на запреты (кричит). Заключение: аутистические черты личности у ребенка с ЗПР (церебрально-органического генеза?). В рассмотренном примере перинатальное поражение ЦНС, по-видимому, связаное с особенностями родов (1-е роды крупным плодом, стимуляция, быстрое течение), обусловило общую задержку психического развития и локальную речевую патологию. У ребенка действительно отмечаются аутистические черты личности, однако представляется, что они носят скорее вторичный характер, поскольку парциальны, нестойки, быстро смягчаются даже без специализированной коррекционной помощи.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 726; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.237.140 (0.007 с.) |