Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Поведения, интересов и видов деятельности.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
На основе триады Wing были разработаны посвященные аутизму разделы в наиболее распространенных в настоящее время классификаций МКБ-10[1] (ICD-10) и DSM-IV. Мы определяем детский аутизм как искаженный вариант первазивного нарушения развития, связанный с дефицитом базальной потребности в общении вследствие патологии эмоциональной и интеллектуальной сфер психики. [2] Несколько комментариев по поводу этого определения. Искаженность психического дизонтогенеза при ДА проявляется в том, что отдельные психические функции развиваются замедленно, тогда как другие – патологически ускоренно. Так, например, нередко развитие гнозиса опережает праксис (при нормальном психическом развитии – наоборот), не по возрасту богатый словарный запас сочетается с недостаточным уровнем понимания речи, повышенный интерес к ее акустической стороне - с совершенно неразвитой коммуникативной функцией, успешность в выполнении некоторых сложных тонких движений - с общей задержкой моторного развития и т.д. Под термином первазивный[3] (от лат. «pervasio» - всепроникающий, всеохватывающий) понимается, что нарушения захватывают все психические функции, весь организм. Следует обратить внимание, что под центральным моментом патологии понимается нарушение базальной потребности в общении, но не форм общения, включая все известные формы речи – звучащую, псиьменную, жестовую, дактильную, тактильную. Хотя первазивным расстройством аутизм считают практически все его исследователи, некоторые ведущими называют когнитивные нарушения, тогда как другие – аффективные. Действительно, абсолютная и относительная выраженность когнитивных и аффективных нарушений может быть различной, но при аутизме эти расстройства всегда присутствуют совместно. Согласно МКБ-10 признаки аутистического расстройства встречаются при детском аутизме (F84.0), атипичном аутизме (F84.1) и синдроме Аспергера (F84.5), несколько спорно - при синдроме Ретта (F84.2). Многие отечественные авторы считают, что аутистические расстройства по своей этиологии могут быть и психогенными[4]. Характер взаимосвязей этих видов нарушений психического дизонтогенеза в значительной степени неясен; в частности, много спорят о том, является ли синдром Аспергера «мягким вариантом аутизма» или это самостоятельное расстройство, однако не вызывает сомнений, что коррекционная работа здесь должна носить во многом сходный характер. В последние 10-15 лет вышеуказанные расстройства стали объединять как «расстройства аутистического спектра» (РАС).
1.2. Краткий исторический очерк изучения аутистических расстройств В 1943 г. американский психиатр Лео Каннер (L.Kanner) опубликовал статью «Аутистические нарушения аффективного контакта», в которой подытожил опыт работы с 11 детьми, поведение которых уже на первом-втором году жизни носило аутистический характер. Родители описывали их как «самодостаточных», «не испытывающих потребности в общении», «предпочитающих одиночество» и т.п. По мнению Kanner, главной особенностью поведения таких детей была особая «аутистическая замкнутость», отрешенность от окружающего мира, «врожденная неспособность к установлению нормальных контактов с людьми или к ориентации в определенных ситуациях»[5]. Kanner считал, что такое расстройство (которое сейчас называют синдромом Каннера) напоминало детскую шизофрению, но, в отличие от последней, замкнутость, нарушения коммуникации, способности устанавливать контакты с окружающими с течением времени не нарастали. Kanner назвал выделенную им патологию синдромом «раннего детского аутизма» и расценил ее как особый вариант нарушения психического развития. Независимо от Kanner, в 1944 г. австрийский педиатр H.Asperger описал сходное состояние (известное сейчас как синдром Аспергера), при котором замкнутость на свой внутренний мир, аутистическое поведение сочетались с хорошими способностями в отдельных областях знаний, искусства, которому были свойственны особое, по-своему «творческое» отношение к языку, отсутствие юмора, неспособность сохранять дистанцию в отношениях с другими людьми, нарушения в сфере влечений. По мнению Asperger, описанные проявления следовало квалифицировать как «аутистическую психопатию», то есть расстройства конституционального генеза. В нашей стране пионером изучения аутизма у детей стал С.С.Мнухин, в 1947 году описавший аутистическую симптоматику в связи с органическим поражением головного мозга у детей. Исследование аутистических расстройств, развитие и организация помощи лицам с аутизмом и сходными нарушениями в СССР (в дальнейшем в России) и за рубежом происходили по-разному. В США и Западной Европе в 50-60-е годы ХХ века ведущим направлением в изучении и коррекции аутистических расстройств был психоанализ, с позиций которого аутизм представляет собой психогенную патологию. Отталкиваясь от положений Kanner, что при аутизме нарушен аффективный контакт, что между матерью и ребенком не устанавливаются эмоционально теплые, гармоничные отношения, психоаналитики сочли причиной аутизма такие особенности характера матери, как властность, доминантность, холодность, и именно в силу этого взаимодействие с ребенком нарушается. Не останавливаясь в деталях на особенностях психоаналитического подхода, можно сказать, что на протяжение двух десятилетий он оставался фактически единственным в коррекции детского аутизма, и за это время привел к трем основным следствиям: ¨ результаты психоаналитической коррекционной работы редко были положительными и практически никогда не устраивали родителей детей с аутизмом; это дало толчок к поиску и развитию новых коррекционных подходов; ¨ родители детей с аутизмом объединились в общественные организации, которые потребовали официально подтвердить или опровергнуть мнение психоаналитиков о том, что определенные личностные особенности матерей являются причиной аутизма детей; проведенная независимая экспертиза показала несостоятельность взглядов психоаналитиков на причины аутизма; ¨ родительские организации стали добиваться для детей с аутизмом адекватного их особенностям и возможностям образования. В настоящее время психоаналитический подход, как правило, не занимает ведущих позиций, хотя относительно распространен во Франции, Италии и некоторых других странах. В 60-е годы ХХ века в США O.I. Lovaas предложил применять для обучения детей с аутизмом и коррекции их поведения прикладной поведенческий анализ (Applied Behavioral Analysis, ABA), а в университете штата Северная Каролина под руководством E.Schopler была начата разработка программы ТЕАССН[6]. Эти подходы оказались значительно более эффективными, чем психоанализ, и к настоящему времени получили широкое распространение во всем мире. Их основные положения будут изложены в главе 5. Следует также отметить, что в рамках именно этих подходов (особенно ТЕАССН) проведено всестороннее исследование особенностей нервно-психического развития детей с РАС, что не только заложило основы современных научных представлений о природе РАС, но дало импульс как новой волне научных исследований, так и разработке научно обоснованных методик и практических рекомендаций. На основе применения ТЕАССН и АВА в большинстве стран созданы специальные учреждения для детей и подростков с РАС, а ТЕАССН в ряде случаев принята как региональная и даже государственная программа коррекции аутизма. В то же время результаты коррекции не всегда вполне удовлетворяют родителей, что стимулирует новые научные исследования (особенно в области генетики и молекулярной биологии аутизма) и поиск новых подходов к обучению и воспитанию детей с аутизмом. В настоящее время таких подходов предложено около ста, они различаются по степени научной обоснованности, пониманию причин и структуры аутистических расстройств, характеру используемых средств и другим параметрам. Такая ситуация не только отражает неудовлетворенность спроса на объем и качество услуг по коррекции аутистических расстройств, но и обозначает потенциальный пункт социальной напряженности. Об этом также говорит и наличие значительного количества государственных и частных учреждений, общественных организаций, родительских объединений различного уровня (от муниципального до всемирного), фондов и т.п., деятельность которых связана с проблемой РАС и их коррекции. В СССР (в дальнейшем в Российской Федерации) о детском аутизме как специальной проблеме впервые (в 1947 г.) написал С.С.Мнухин, один из основателей ленинградской детской психиатрической школы. Работы школы С.С.Мнухина конца 40-х – 60-х годов завершили начатые в 40-х годах исследования детского аутизма, которые отличало стремление связать клинические проявления с поражением определенных мозговых структур и которые дали начало представлениям об «органическом аутизме». Значение этих работ осознается все больше в последнее десятилетие в связи с увеличением частоты встречаемости атипичного аутизма - явления во многом близкого к «органическому аутизму» школы Мнухина – Исаева. Большое разнообразие взглядов на проблему представила московская школа (М.С.Вроно, К.С.Лебединская, В.М.Башина и др.), где аутизм рассматривали в основном как явление шизофренного круга, но рекомендации десятилетиями оказывались одними и теми же: медикаментозное лечение, при необходимости – госпитализация… С течением лет становилось все яснее, что помещение в психиатрический стационар, как правило, не только не приводит к положительным изменениям, но чаще всего ухудшает состояние больных. Лечение носило симптоматический характер (к патогенетическому лечению мы и сейчас только приближаемся) и не давало стойких, кардинальных изменений. Большой вклад в изменение ситуации с детским аутизмом внесли К.С.Лебединская, В.В.Лебединский и их ученики. Благодаря их работам впервые в нашей стране детский аутизм стал последовательно рассматриваться как один из видов нарушения психического развития, была показана важная роль эмоциональных нарушений в структуре детского аутизма, предложена схема медикаментозной терапии, показана ведущая роль психолого-педагогических методов в комплексном коррекционном процессе и мн. др. Под руководством К.С.Лебединской в 1977 г. в НИИ дефектологии АПН СССР (ныне Институт коррекционной педагогики РАО) была создана экспериментальная группа клинико-психолого-педагогической коррекции раннего детского аутизма – первая в стране структура, задачей которой стало изучение детского аутизма и его коррекции. Именно К.С.Лебединской в 1985 году впервые был поднят вопрос о создании специальных (коррекционных) образовательных учреждений в рамках системы образования. Тем не менее, и 22 года спустя, в 2007 году в России нет не только системы помощи детям и подросткам с РАС, но даже государственной концепции воспитания и обучения детей с такими особенностями развития. Единственный официальный документ - «Методические рекомендации по организации центров помощи детям с синдромом раннего детского аутизма»[7], которые были закреплены как дополнение от 23.12.2002 г. к Постановлению Правительства Российской Федерации от 31.07.1998 г. №867 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи». С 1989 года в России начали создаваться общественные организации родителей детей с аутизмом, первой из которых было «Общество помощи аутичным детям «Добро». В настоящее время таких объединений насчитывается около двадцати, но в большинстве случаев это организации малочисленные, их усилия пока разрознены, деятельность не координирована. В то же время, без их активного участия не может быть сформирован социальный заказ, без них трудно себе представить соблюдение баланса интересов пользователей (детей с аутизмом и их родителей), государства и науки в становлении системы помощи детям с аутистическими расстройствами в России. Наиболее полно положение детей с РАС в России отражено в специальном докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации «О соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации» (выдержки из спецдоклада см. в Приложении).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 999; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.237 (0.008 с.) |