Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 6. Организация помощи детям с АРСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
6.1. Организация помощи детям с АР за рубежом Во многих зарубежных странах (США, Великобритания, Дания, Швеция и др.) система помощи детям с АР начала складываться в конце 60-х – начале 70-х годов XX века. В качестве примера рассмотрим опыт организации системы помощи лицам с аутизмом на примере Дании. В этой стране раньше, чем где-либо (в 1920 (!) г.) начали оказывать специализированную помощь лицам с аутизмом, и сейчас Дания считается одной из самых передовых в этом отношении стран в Европе и мире. Из правительственных структур в оказании помощи лицам с аутизмом принимают прямое участие Министерство образования и Министерство социальной защиты. Министерство здравоохранения специально проблемой аутизма не занимается, и никаких особых программ по этому поводу в системе здравоохранения нет. В ведении центральных структур находится только Центр аутизма (ЦА), в составе которого школа (около 40 воспитанников от 3 до 20 лет), ферма (15 воспитанников старше 18 лет), мастерские, два дома-интерната (один для относительно адаптированных, не нуждающихся в постоянной опеке взрослых, другой для взрослых с тяжелыми формами аутизма). Все остальные учреждения, оказывающие помощь лицам с аутизмом, находятся в подчинении округов (их в Дании 11). ЦА рассматривается как научный и методический центр по проблеме аутизма и его коррекции и оказывает все возможные виды помощи другим учреждениям. Деятельность ЦА контролируется Советом Национальной аутистической ассоциации (НАА). В каждом округе решение о создании или закрытии специального учреждения для аутичных детей или об объеме финансирования этих учреждений принимается комиссией, в которой кроме представителей местных управлений образования и социальной защиты участвуют члены муниципального совета и - в обязательном порядке - представители местной организации НАА; без подписи последних ни одно решение комиссии не может вступить в силу. Спектр учреждений для аутичных детей в каждом округе разный, это зависит от количества жителей и процента лиц с аутизмом, величины местного бюджета и активности специалистов и родителей. Например, в округе Сторстрём (при населении примерно 500 тыс. человек) около 800 лиц разного возраста с аутизмом, в том числе более 200 - детского и подросткового возраста. Специальной школы для детей с аутизмом в округе нет (таких школ в Дании всего 5), но есть 6 «школ-близнецов» (относительно автономное отделение для аутичных детей при массовой школе), в шести школах есть классы для аутичных детей, работают три детских сада с группами для аутичных малышей, дома-интернаты для взрослых (4), мастерская и ферма (частная). Описанная система работает устойчиво не только в связи с высоким жизненным уровнем страны, но в связи и с некоторыми другими особенностями, прежде всего с исключительно гуманным отношением к инвалидам, в том числе к людям с аутизмом. Считается, что нужно помогать человеку с аутизмом, но нельзя требовать от него больше, чем он может, так как это может обидеть его, ущемить его человеческое достоинство, нарушить его человеческие права. Поэтому стремление к максимальной реализации всех возможностей воспитанника проявляется крайне осторожно, и, по мнению российских специалистов, нередко ставятся заниженные цели и задачи коррекционной работы. Такая позиция прекрасно вписывается в ТЕАССН - программу. Несколько иначе выглядит организация системы помощи детям с аутизмом в Швеции. Эта система здесь децентрализована (в каждом округе – по-своему) и очень плюралистична: предлагаются услуги в рамках множества подходов – от психоанализа и вальдорфской педагогики до АВА и ТЕАССН. В регионе Северная Швеция (население 2 млн.) лицам с аутизмом оказывают помощь учреждения здравоохранения, соцзащиты населения, образования и общественная организация – Совет по опеке и обслуживанию лиц с умственной отсталостью, подробнее сведения представлены в таблице. Все эти (и некоторые другие) структуры выполняют те или иные функции в рамках единой программы, известной как «Абилитационная цепочка при аутизме». Программа включает: · первичный прием (общее обследование и диагностику); · нейропсихиатрическое обследование; · “кризисное вмешательство”; · работу с семьей; · практическую и финансовую поддержка семьи (включая группы семейной разгрузки); · обучение родителей (включая специальные классы); · физическое воспитание; · фармакотерапию; · психотерапию; · поведенческую терапию; · интегрированный подход (реализуется абилитационной командой). Таблица. Организация помощи лицам с аутизмом в регионе Северная Швеция (С.Gillberg, 1989).
Шведскую систему отличает многосторонность, в частности, высокий уровень медицинского обслуживания, использование различных психолого-педагогических подходов, преемственность и продолженность комплексного обслуживания, действующие межведомственные связи, активное участие общественных организаций (хотя ведущая роль, как и в Дании принадлежит государству). Таким образом, можно заключить, что за рубежом начало XXI века характеризуется несколькими особенностями в развитии помощи детям с аутизмом: 1. Во многих странах, где коррекции детского аутизма ранее не уделялось достаточного внимания, появились системы специальных образовательных учреждений (Чехия, Греция, Турция, Индия, ЮАР и т.д.); 2. Несмотря на методический плюрализм, все больше осознается необходимость научного обоснования выбора подхода к коррекции (или последовательности подходов и методов), установления показаний и противопоказаний для их использования; 3. Исходя из морально-этических и экономических соображений, поставлен вопрос о научных критериях эффективности различных методических подходов; 4. При общности целей коррекции (возможно более полная социальная адаптация и интеграция) возможная степень и пути их достижения понимаются разными концепциями не одинаково; 5. Все системы помощи детям с аутизмом в той или иной степени ориентируются на тесное взаимодействие с родителями; 6. Признается взаимная полезность взаимодействия коррекции детского аутизма и других направлений коррекционной педагогики и специальной психологии.
6.2. Состояние и перспективы развития обучения и воспитания детей с АР в России.
Заключение Предметный указатель Рекомендуемая литература Приложения. 1. «Основы диагностики и коррекции расстройств аутистического спектра». Программа краткосрочного повышения квалификации. Министерство образования и науки Российской Федерации Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ РАССТРОЙСТВ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Программа краткосрочного Повышения квалификации Москва 2007 год ПРОГРАММА КРАТКОСРОЧНОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Основы диагностики и коррекции детского аутизма» Научный куратор: С.А.Морозов Составители: С.А.Морозов, Т.И.Морозова Рецензенты: Кандидат психологических наук, профессор, зав. кафедрой олигофренопедагогики и специальной психологии МИОО И.М.Бгажнокова
Кандидат медицинских наук, Ведущий научный сотрудник Московского НИИ психиатрии Минздравсоцразвития РФ И.Н.Татарова
Пояснительная записка
Программа краткосрочного повышения квалификации (72 академических часа) ориентирована прежде всего на специалистов в области коррекционной педагогики и специальной психологии, однако может быть использована в курсах повышения квалификации педагогов начальных классов и дошкольного воспитания, специалистов органов управления образованием, преподавателей педвузов. Расстройства аутистического спектра (РАС) характеризуются рядом специфических особенностей, которые необходимо учитывать как при диагностике, так и в ходе обучения и воспитания детей с такими отклонениями в развитии. В связи с тем, что дети с РАС могут быть в числе учащихся массовых и специальных (коррекционных) образовательных учреждений, и без хотя бы элементарных знаний об особенностях таких детей специалисты сталкиваются с большими трудностями в диагностике РАС, воспитании и обучении детей с такими расстройствами. Отдельные темы программы могут быть использованы в рамках других курсов повышения квалификации. Актуальность проблемы РАС, их диагностики и коррекции определяется многими причинами, среди которых: высокая частота этой патологии (до 40-45 случаев на 10 тысяч детского населения, что чаще, чем детские онкозаболевания, сахарный диабет или синдром Дауна); рост частоты встречаемости в последние 15-20 лет; сложность и полиморфность клинической картины; увеличение количества тяжелых и осложненных форм; нерешенность многих проблем оказания коррекционной помощи и социальной защиты. По данным как зарубежных, так и отечественных специалистов, без специализированной комплексной помощи большинство (до 97-98%) детей с аутизмом становятся тяжелыми психическими инвалидами, тогда как в условиях своевременно начатой и проводимой с использованием адекватных методов коррекцией до 90% получают возможность учиться по той или иной школьной программе. Программа охватывает только начальный, ознакомительный этап подготовки специалистов. Практическая часть предполагает просмотр и обсуждение видеоматериалов, анализ историй болезни (развития), обмен опытом на основе обсуждения личных наблюдений слушателей, деловые игры. Непосредственное обследование аутичных детей, посещение занятий с ними в рамках спецкурса не предполагается из-за особенностей психики детей с РАС (прежде всего сензитивности). Кроме того, использование видеозаписей занятий, проводимых опытными специалистами, сравнение материалов разных лет помогает сделать занятия более насыщенными и эффективными. Учебно-тематический план
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 658; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.52.11 (0.007 с.) |