Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация оказания медицинской помощиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно эпидемиологическому благополучию. Самостоятельная муниципальная система здравоохранения состоит из муниципальных учреждений здравоохранения, которые оказывают населению медицинскую помощь бесплатно. Кроме того, эта система участвует в принятии различных мер медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья населения. Естественно, охрана здоровья и медицинская помощь - вопрос ведения государства в целом; проведение единой государственной политики в области здравоохранения отнесено к компетенции Правительства РФ и непосредственно Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Функции организации и осуществления контроля и надзора в сфере здравоохранения, в том числе за медицинской деятельностью, деятельностью в сфере обращения лекарственных средств возложены на Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, которая осуществляет также аккредитацию медицинских организаций, создаваемых субъектами РФ, муниципальными образованиями, а также организациями различных организационно-правовых форм. Значительная часть задач в данной сфере возложена на органы государственной власти субъектов РФ. Так, в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к их полномочиям, осуществляемым самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) в сфере здравоохранения, относятся организация оказания: специализированной медицинской помощи в специализированных диспансерах и иных специализированных медицинских учреждениях; обязательного медицинского страхования неработающего населения; специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи. Таким образом, органы государственной власти субъектов РФ призваны оказывать специализированную медицинскую помощь, требующую наличия больших объемов материальных и финансовых затрат, а также высококвалифицированных кадровых работников узкой специализации. Федеральный закон 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дифференцированно определяет возможности уровней местного самоуправления. Он обязывает муниципальные районы и городские округа осуществлять мероприятия по медицинскому обслуживанию населения. К их ведению отнесена организация оказания на соответствующей территории первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов. При этом Закон допускает возможность выполнения перечисленных задач в поселениях и городских округах ведомственной медициной, если эти единицы включены в утвержденный Правительством РФ перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти. В 2007 г. органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов было дано право на решение такого вопроса, не отнесенного Законом к вопросам местного значения, как создание службы неотложной медицинской помощи в структуре медицинских учреждений в целях оказания на территории муниципального района первичной медико-санитарной помощи. В принципе, это означает возможность объединения подведомственных и ведомственных структур для решения соответствующей задачи. Что касается поселений, в том числе и городских, Закон, определяя вопросы местного значения, вообще не говорит об охране здоровья и медицинской помощи, если не считать обеспечение безопасности, охрану жизни и здоровья людей на водных объектах, создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения (п. 26, 27 ст. 14). Разумеется, так или иначе органы местного самоуправления поселения содействуют решению других задач, связанных с охраной здоровья граждан, но сосредоточение медицинской помощи в ведении муниципального района должно способствовать уровню ее качества и профессионализма. В области здравоохранения органы местного самоуправления должны руководствоваться Конституцией РФ, положениями Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г., а также Федеральных законов от 22 июня 1998 г. "О лекарственных средствах", от 17 сентября 1998 г. "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", от 24 июня 1999 г. "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Закона РФ от 28 июня 1991 г. "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации". В настоящее время наметилась тенденция усиления государственного присутствия в решении вопросов здравоохранения, поэтому и Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, и другие упоминавшиеся акты претерпевают существенные изменения. Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ наделяются основными видами полномочий по предоставлению всех видов квалифицированной медицинской помощи по особо опасным и социально значимым заболеваниям. Забота о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, которая возлагалась на органы местного самоуправления, теперь также признается государственной функцией. Вместе с тем муниципальная система здравоохранения сохраняется, и муниципальные органы управления здравоохранением, находящиеся в муниципальной собственности медицинские организации, предприятия и учреждения, являющиеся юридическими лицами и осуществляющие свою деятельность согласно соответствующим законодательным и нормативно-правовым актам по вопросам здравоохранения, должны выполнять свою часть специализированной работы. Органы местного самоуправления в рамках действующего законодательства Российской Федерации вправе создавать на территории района, округа лечебно-профилактические учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения. Создавая собственную сеть учреждений здравоохранения, органы местного самоуправления, в пределах своей компетенции несут ответственность за ее эффективное функционирование. Не следует забывать и о том факте, что деятельность по оказанию населению медицинских услуг является лицензируемым видом деятельности. Кроме того, на территории Российской Федерации существует единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, а также единые методики и нормативы предоставления медицинских услуг населению, которые призваны обеспечивать прежде всего качество услуг в области здравоохранения. Достижение основных целей муниципального здравоохранения предполагает решение широкого круга задач: реализацию государственной политики и обеспечение исполнения законодательства Российской Федерации на территории муниципального образования; формирование органов управления муниципальной системы здравоохранения; организацию и развитие учреждений муниципальной системы здравоохранения; формирование средств местных бюджетов в части расходов на здравоохранение; разработку порядка оказания медицинской помощи населению муниципальными учреждениями здравоохранения. Основными принципами деятельности органов местного самоуправления в области охраны здоровья населения должны оставаться: соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья, особое внимание к профилактическим мерам в рассматриваемой сфере, доступность медико-санитарной помощи, защищенность граждан в случае утраты ими здоровья.
Образование
Особый интерес в аспекте формирования целей социального развития любой муниципальной единицы представляет сфера образования. Организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования издавна входит в перечень вопросов, ответственность за решение которых возлагается на органы местного самоуправления. В статье 31 Закона РФ от 10 июля 1992 г. "Об образовании" (в ред. от 24 апреля 2008 г.) отражены следующие полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования: 1) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ; 2) организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования; 3) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений; 4) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий; 5) учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Как отмечалось выше, Закон "Об образовании" ранее относил к ведению названных органов местного самоуправления также опеку и попечительство, но с 2008 г. муниципальные образования только участвуют в решении вопросов опеки и попечительства. Вопросами организации образовательного процесса по основным общеобразовательным параметрам призваны заниматься органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Требование о соблюдении равенства прав граждан на получение образования, а также большое количество сельских поселений, в которых зачастую крайне сложно организовать полноценный учебный процесс в рамках установленных требований общеобразовательной школы, привели к тому, что полномочия в области образования законодательно установлены лишь за уровнем муниципальных районов и городских округов. Городские и сельские поселения должны получать услуги по организации образовательного процесса от муниципальных районов. Финансовое обеспечение образовательного процесса (прежде всего заработная плата учителям) в школах возлагается на органы государственной власти субъектов РФ. При этом муниципальные образования обязываются предоставлять помещения, предназначенные для обеспечения процесса образования, а также для дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время. Содержание, в том числе ремонт, этого имущества также осуществляется за счет местных бюджетов. При реализации полномочий по дошкольному образованию органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому (ст. 18 Закона РФ "Об образовании"). Основными направлениями развития дошкольного образования, которыми должны руководствоваться органы местного самоуправления в своей работе по дошкольному воспитанию, являются: создание условий для наиболее полного развития способностей и интересов детей дошкольного возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, на основе индивидуального подхода; сохранение и развитие системы различных видов дошкольных образовательных учреждений и обеспечение их функционирования в соответствии с потребностями населения; поддержка и развитие разнообразных форм оздоровительной работы в образовательных учреждениях различных типов и видов; содействие семьям в обучении и воспитании детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольных образовательных учреждений; обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования, развитие интеграции дошкольных образовательных учреждений с образовательными учреждениями общего и дополнительного образования, внедрение новых образовательных технологий в систему дошкольного образования; совершенствование воспитательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья. Что касается высшего образования, то ст. 1 Федерального закона от 22 августа 1996 г. "О высшем и послевузовском образовании" (в ред. от 24 апреля 2008 г.) содержит общее положение: "Правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами (выделено нами. - Авт.)". Правда, трудно представить муниципальное правотворчество в данной сфере - в большей мере следовало бы предполагать содействие органов местного самоуправления деятельности вузов, расположенных на соответствующей территории, т.е. не сам образовательный процесс, а размещение вуза, организацию работы транспорта, коммунальные услуги и т.д. Мероприятия органов местного самоуправления по созданию собственных вузов вряд ли могут иметь широкое распространение, хотя ст. 31 Закона об образовании была дополнена 31 декабря 2005 г. ч. 3, согласно которой: "Органы местного самоуправления городских округов имеют право создания, реорганизации и ликвидации муниципальных высших учебных заведений". Аналогичная норма есть и в Федеральном законе от 22 августа 1996 г. Этот Закон тоже предусмотрел ряд прав органов местного самоуправления в отношении создания и деятельности высших учебных заведений. В частности, установлено (ст. 8), что филиалы федеральных государственных высших учебных заведений создаются учредителем по согласованию с соответствующими федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по месту нахождения филиала. Муниципальные вузы создаются, реорганизуются и ликвидируются органами местного самоуправления городских округов в соответствии с законодательством в порядке, установленном муниципальными правовыми актами, финансируются за счет местного бюджета. При выборах ректора такого вуза в состав аттестационных комиссий входят представители органов местного самоуправления городских округов (50%). Гарантии для научно-педагогических работников муниципальных высших учебных заведений и научно-педагогических работников муниципальных научных учреждений (организаций), действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования, могут устанавливаться органами местного самоуправления городских округов. По договорам с органами местного самоуправления в целях содействия им в подготовке специалистов соответствующего уровня образования осуществляется прием учащихся. И все же право на организацию в стране высшего образования в больше мере реализуется сегодня как государственное полномочие, и собственная деятельность органов местного самоуправления городских округов вряд ли существенно расширится от указания в законодательстве на их возможности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.242.18 (0.008 с.) |