Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отзыв депутата, выборного должностного лица местного самоуправленияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Федеральный закон 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в число институтов непосредственной демократии включает голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления (ст. 24). Характеризуя институт отзыва в целом и специально на уровне местного самоуправления, можно отметить следующее. Отзыв существовал в советский период как один из принципов представительной системы народовластия. Создавая новую систему народного представительства, современная Россия сначала попыталась отказаться от отзыва депутатов и выборных должностных лиц избирателями. Причина ясна: если сохранить отзыв, не исключено его использование как средства борьбы с политическими противниками - мотивом отзыва может стать иная политическая ориентация депутата, выборного лица. Однако довольно скоро стало ясно: в деятельности новых представительных учреждений, депутатов, выборных должностных лиц государственной власти и местного самоуправления много изъянов, не имеющих никакой политической окраски. С этим что-то надо делать, и здесь отзыв может сыграть свою положительную роль. Конечно, если депутат, выборное должностное лицо старается работать, добросовестно относится к своему долгу, даже если у него не все получается, нельзя применять такую меру, как отзыв. Но когда становятся очевидными такие явления, как неучастие избранного депутата в работе представительного органа, неявка на сессии, заседания комитетов и комиссий, уклонение от встреч с избирателями, использование своего статуса для извлечения коммерческих выгод (например, получение хороших кредитов, муниципальных заказов, помещений для размещения магазинов, палаток и т.п.), тем более серьезные правонарушения, не может быть оснований для уклонения депутата, иного выборного лица от юридической ответственности, в этом случае допустимо прибегнуть и к отзыву. На федеральном уровне все началось именно с законодательства об основах местного самоуправления. Федеральный закон 1995 г. "Об общих принципах" предусмотрел возможность отзыва депутатов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления. Для депутатов и выборных должностных лиц государственной власти ряда субъектов РФ отзыв был установлен их конституциями, уставами, а также законами. Конституционный Суд РФ в постановлении от 24 декабря 1996 г. определил общую возможность существования института отзыва как института непосредственной демократии, а в постановлении от 7 июня 2000 г., оценивая возможность отзыва главы субъекта РФ, также записал, что, в принципе, он допустим как выражение воли народа, институт непосредственной демократии. Но отзыв не должен использоваться для дестабилизации выборных институтов власти и в конечном счете самой демократии. По позиции Конституционного Суда РФ недопустима облегченная процедура отзыва. В условиях свободных выборов может иметь место избрание соответствующего должностного лица голосами меньшинства от общего числа зарегистрированных избирателей. Без установления дополнительных, более строгих требований к голосованию при отзыве в сравнении с выборами отзыв может быть осуществлен голосами граждан, также составляющих меньшинство, но голосовавших на выборах против избрания данного лица. Во избежание этого законодатель обязан предусмотреть, чтобы голосование по отзыву назначалось лишь при условии, что собраны подписи весьма значительного числа избирателей по отношению к голосовавшим на выборах соответствующего должностного лица, а также чтобы отзыв мог иметь место исключительно по решению большинства всех зарегистрированных избирателей, а не большинства принявших участие в голосовании. В условиях демократического правового государства, идеологического и политического многообразия, многопартийности, а также поскольку избираемое посредством всеобщих свободных выборов лицо не связано императивным мандатом, основанием для отзыва может служить лишь его неправомерная деятельность, т.е. конкретное правонарушение, факт совершения которого этим лицом установлен в надлежащем юрисдикционном порядке. Сама процедура отзыва должна обеспечивать лицу возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для отзыва, а избирателям - проводить агитацию как за, так и против отзыва, а также гарантировать всеобщее равное прямое участие избирателей в тайном голосовании по отзыву. Защита чести и достоинства отозванного лица, его гражданских прав и свобод осуществляется в судебном порядке. Специально по вопросам отзыва депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления Конституционный Суд РФ высказался в постановлении от 2 апреля 2002 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Красноярского края "О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления" и Закона Корякского автономного округа "О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Корякском автономном округе" в связи с жалобами заявителей А.Г. Злобина и Ю.А. Хнаева. В частности, заявители просили признать неконституционными соответственно: нормы красноярского закона о том, что выборное лицо может быть отозвано по решению избирателей, как не оправдавшее их доверия, в связи с невыполнением им своих обязанностей, нарушением Конституции РФ, федеральных законов, законов края или устава муниципального образования, а также в связи с совершением действий, не достойных звания выборного должностного лица; нормы корякского закона о том, что утрата доверия избирателей в качестве основания для отзыва выборного должностного лица связывается с неудовлетворенностью избирателей деятельностью выборного лица, вызванной невыполнением предвыборной программы, официально объявленным этим лицом изменением своей политической ориентации при условии, что она была одним из определяющих факторов при его избрании, или отказом от контактов с избирателями, от ведения приема избирателей, рассмотрения их жалоб и заявлений. По мнению Конституционного Суда РФ, реализация указанных оснований отзыва может быть такова, что то или иное решение либо действие (бездействие) выборного лица, которое ставит под сомнение доверие к нему населения и является согласно уставу муниципального образования основанием для отзыва, "может стать известным избирателям без его предварительного юрисдикционного подтверждения". И далее Суд подчеркнул: тем большее значение при отзыве приобретает судебная защита, предполагающая, в частности, возможность установления судом по инициативе отзываемого лица или другого надлежащего заявителя, что то или иное действие (бездействие) отзываемого лица не имело места или от его воли не зависело наступление тех последствий, которые оцениваются как основание для утраты к нему доверия, и потому дальнейшее осуществление процедуры отзыва исключается. А оспариваемые нормы законов "допускают расширительную интерпретацию, не содержат гарантий недопустимости субъективной оценки его деятельности, а сам перечень обстоятельств, с которыми связывается утрата доверия избирателей к этому должностному лицу как основание его отзыва, не исключает, что к таковым могут относиться не конкретные действия (бездействие), а общая негативная оценка деятельности должностного лица без ее обоснования подлежащими проверке фактами, что противоречит Конституции РФ, поскольку тем самым могут произвольно ставиться под сомнение результаты выборов, завершившихся избранием соответствующего должностного лица". Таким образом, в постановлении Конституционного Суда РФ (от 7 июня 2000 г.) прямо говорилось, что в судебном порядке надо установить факт правонарушения как основание возбуждения вопроса об отзыве, а в постановлении от 2 апреля 2002 г. предполагается: следует в судебном порядке доказать связь любых вариантов негативных последствий, которыми недовольны граждане, с действиями или бездействием выборного лица. Из второго документа не вытекает, что "конкретизированные основания" непременно выглядят как правонарушения; или же надо расширительно подходить к понятию правонарушения и видеть его даже тогда, когда лицо что-то делало, но этого оказалось недостаточно для получения положительного результата. Конституционный Суд РФ подтвердил в постановлении от 2 апреля 2002 г.: во избежание необоснованного отзыва, прежде всего произвольного вынесения на голосование вопроса об отзыве, в уставе муниципального образования или в законе субъекта РФ (в случае урегулирования им института отзыва) должна устанавливаться достаточно высокая норма сбора подписей в поддержку начала процедуры отзыва - не менее числа подписей, требуемых при выдвижении на выборах, с тем чтобы соответствующее регулирование не было неопределенным. А за отзыв должно проголосовать не меньшее число граждан, чем то, которым отзываемое лицо было избрано. Приведенные положения из постановлений Конституционного Суда РФ от 7 апреля 2000 г. и от 2 апреля 2002 г. предопределяют содержание соответствующих норм актов, затрагивающих вопросы отзыва, в том числе и Федерального закона 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также законодательных актов субъектов РФ. Федеральный закон 2003 г. (ст. 24) определяет, что голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для проведения местного референдума (логично спросить законодателя: почему не по правилам муниципальных выборов?), с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Основания для отзыва и процедура отзыва устанавливаются уставом муниципального образования. Основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке. Процедура отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. Часть 2 ст. 24 Федерального закона 2003 г. гласит, что депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе). Отзыв депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления можно представить как последовательность процедур, в определенной мере сходных с элементами избирательного процесса, но со своими особенностями. 1. Возбуждение инициативы и определение оснований отзыва. Как правило, инициатива отзыва исходит от избирателей (в некоторых субъектах РФ предусматривается, что инициатива отзыва на уровне местного самоуправления может исходить от представительного органа местного самоуправления, от органов власти субъекта РФ, однако вправе ли участвовать такие органы в инициировании отзыва - вопрос дискуссионный). Определенное число избирателей (устанавливаемое законодательством субъекта РФ, уставом муниципального образования) обращается в соответствующую избирательную комиссию и просит их зарегистрировать как инициативную группу. Причем такой комиссией является избирательная комиссия муниципального образования, а не избирательного округа, если речь идет об отзыве депутата. Инициаторы отзыва должны сформулировать его основания. Федеральные законы, допускающие отзыв, исходят из положений изложенных в постановлений Конституционного Суда РФ 2000 г. и 2002 г., но при этом неодинаково говорят об основаниях. Например, в Федеральном законе 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" (в ред. 2003 г.) записано, что отзыв высшего должностного лица субъекта РФ возможен при одном из следующих оснований: нарушение им законодательства Российской Федерации и (или) законодательства ее субъекта, факт совершения которого установлен соответствующим судом; неоднократное без уважительных причин неисполнение этим лицом своих обязанностей, установленное судом (напомним, что в декабре 2004 г. было отменено избрание населением высшего должностного лица субъекта РФ, а соответственно и его отзыв). Федеральный закон 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", как уже упоминалось, говорит, что основаниями для отзыва могут служить конкретные противоправные решения или действия (бездействие) отзываемого лица в случае их подтверждения в судебном порядке. В законах субъектов РФ встречаются формулировки, однако все они подлежат приведению в соответствие с данным Федеральным законом. 2. Сбор подписей в поддержку назначения голосования по отзыву. Обычно по законодательству сбором подписей занимается инициативная группа, причем делает это за свой счет (как правило, создается фонд денежных средств, аналогичный избирательному фонду кандидатов на выборах). 3. Назначение голосования по отзыву. Как правило, решение по данному вопросу принимает избирательная комиссия муниципального образования, которая на период отзыва становится комиссией по отзыву. Она обязана проверить достоверность представленных подписей, а также их достаточность для назначения голосования по отзыву и при соответствующих условиях может отказать в назначении голосования. Кроме того, комиссия вправе отказать в назначении голосования, если инициаторы изменили основания возбуждения голосования по отзыву по сравнению с теми, по которым велся сбор подписей избирателей. 4. Агитация за отзыв и против отзыва. Эта стадия процедуры отзыва обязательно предполагает информирование отзываемого лица инициаторами отзыва, а также соответствующей избирательной комиссий. Информирование может иметь место уже на стадии инициативы отзыва. Лицо, в отношении которого возбуждается отзыв, вправе представлять инициаторам, избирателям, а также избирательной комиссии свои объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований отзыва. Естественно, что граждане вправе участвовать в агитации и высказываться за отзыв или против отзыва депутата, выборного должностного лица. 5. Голосование по отзыву. Это голосование проводится по тем же правилам, как и голосование на выборах, включая составление бюллетеня, списков участников голосования, создание участковых комиссий по проведению голосования по отзыву и проч. в бюллетене полагается указать не только фамилию, имя, отчество отзываемого, но и мотивы возбуждения вопроса об отзыве, а также варианты голосования ("за" или "против") с разъяснением порядка заполнения бюллетеня. 6. Определение результатов голосования. В развитие требований, изложенных в постановлениях Конституционного Суда РФ от 7 апреля 2000 г. и от 2 апреля 2002 г., законодательство устанавливает весьма высокие планки для признания отзыва состоявшимся. Для этого требуется, чтобы за отзыв проголосовало больше половины от числа участников голосования, включенных в списки для голосования по отзыву, но сколько граждан должно явиться на участки для голосования? В федеральном законодательстве нет данных, сколько, а в модельных законах об отзыве, подготовленных в ЦИК РФ несколько лет назад, речь шла о 75%. В связи с отменой порога явки на выборах возникают вопросы по отзыву, на которые законодателю надо дать ответы. Если выборы считаются состоявшимся при любой, даже минимальной явке избирателей, надо ли сохранять очень высокий порог явки на голосование по отзыву? И еще: если победить на выборах теперь можно малым числом голосов, сохраняет ли смысл позиция Конституционного Суда РФ о том, что за отзыв должны проголосовать не меньше избирателей, чем проголосовавшие за избрание?
Консультативное голосование
Федеральный закон 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не использует понятий "консультативное голосование", "консультативный референдум". Как уже говорилось, референдум по этому Закону - это императивный институт непосредственной демократии. Вместе с тем Закон предусматривает один вид голосования, который реально выглядит как консультативное голосование (консультативный референдум) в системе местного самоуправления. Это голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования. Как уже говорилось в предшествующих частях учебника, изменение границ муниципального образования, преобразование муниципального образования производится законом субъекта РФ (ч. 1 ст. 12, ч. 2 ст. 13 Федерального закона 2003 г.). Закон называет разных инициаторов изменения границ, преобразования, в том числе и население, которое реализует свою возможность в порядке, предусмотренном для инициативы местного референдума. Вместе с тем Закон устанавливает (ч. 3 ст. 24), что в определенных им случаях требуется получение согласия населения при изменении границ муниципального образования, преобразовании муниципального образования. Для этого проводится голосование населения по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования. Голосование осуществляется на всей территории муниципального образования или на части его территории. Таким образом, даже если муниципальных реорганизаций хотят сами граждане, все равно необходимо проведение голосования в случаях, указанных в Законе, - ведь инициатором выступила часть населения, а надо узнать мнение большинства. Согласие населения выражается посредством его голосования (ч. 2, 3 ст. 12, ч. 3, 5, 7 ст. 13 Федерального закона 2003 г., когда: изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов, осуществляется с согласия населения данных поселений и (или) населенных пунктов (согласие выражается путем голосования либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов); изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных населенных пунктов (согласие выражается путем голосования либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих поселений); объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений (согласие выражается путем голосования либо на сходах граждан); разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений, осуществляется с согласия населения каждого из образуемых поселений (согласие выражается путем голосования либо на сходах граждан); изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом субъекта РФ с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение (мнение населения обеих единиц выявляется путем голосования, проводимого раздельно на территории городского поселения и на территории муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) городское поселение; изменение статуса городского поселения не допускается при отсутствии согласия на такое изменение населения городского поселения и (или) населения муниципального района). По Закону 2003 г. (ч. 5 ст. 24) голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования назначается представительным органом муниципального образования и проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для проведения местного референдума, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом. И далее этот Закон гласит: "При этом положения федерального закона, закона субъекта РФ, запрещающие проведение агитации государственными органами, органами местного самоуправления, лицами, замещающими государственные или муниципальные должности, а также положения, определяющие юридическую силу решения, принятого на референдуме, не применяются". Выделенные нами слова означают, что голосование по вопросам границ и преобразования муниципальных образований можно назвать родственным голосованию на местном референдуме. И поскольку Закон четко обозначил неприменение правил о юридической силе такого голосования, его можно назвать имеющим консультативное значение. Тем более что оформление изменений в муниципальной организации осуществляется законом субъекта РФ, при его принятии учитываются итоги названного голосования. Федеральный закон 2003 г. (ч. 6 ст. 24) определяет, что голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования или части муниципального образования, обладающих избирательным правом. Согласие населения на изменение границ муниципального образования, на его преобразование считается полученным, если за указанные изменения, преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования или части муниципального образования.
Опрос граждан
Федеральный закон 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 31) закрепляет новый для местного самоуправления институт - опрос граждан. В литературе, посвященной институтам непосредственной демократии, опрос зачастую связывают (отождествляют) с консультативным референдумом (голосованием), исходя из того, что это лишь разные термины для обозначения одного и того же явления - голосования населения. Вместе с тем социологические опросы населения также имеют определенное значение для выявления общественного мнения по какой-то проблеме. В Законе 2003 г. отражен институт опроса в его социологическом значении, причем он отделен от консультативного голосования, о котором говорилось выше, как по методам, так и по результатам. Опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти (ч. 1 ст. 31 Закона). По Закону результаты опроса носят рекомендательный характер. И здесь можно видеть отличие опроса от консультативного голосования по вопросам границ и преобразования муниципальных образований - результаты голосования подлежат учету при принятии соответствующего закона субъекта РФ. Опрос граждан проводится по инициативе: 1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - по вопросам местного значения; 2) органов государственной власти субъектов РФ - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения. Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом муниципального образования. В нормативном правовом акте этого органа о назначении опроса граждан устанавливаются: 1) дата и сроки проведения опроса; 2) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса; 3) методика проведения опроса; 4) форма опросного листа; 5) минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе. В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом. Однако по показателю участия опрос также отличается от консультативного голосования - минимальную норму участников голосования называет сам Закон 2003 г. (не менее половины населения муниципального образования либо соответствующей территории), а минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе, определяется нормативным актом представительного органа муниципального образования, и никаких минимумов Закон на этот счет не устанавливает. Жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется: за счет средств местного бюджета - при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления; за счет средств бюджета субъекта РФ - при проведении опроса по инициативе органов государственной власти соответствующего субъекта РФ.
Сходы граждан
Традиционно в систему институтов непосредственной демократии на уровне местного самоуправления включают сходы, а также собрания (конференции) граждан. Не составляет исключения и Федеральный закон 2003 г. Однако его решения относительно сходов и собраний (конференций) отличаются принципиальной новизной. Дело в том, что этот Закон предусмотрел сходы как институт публичной власти для поселений с небольшой численностью населения, в то время как собрания (конференции) относятся к консультативным институтам непосредственной демократии. Причем сход является формой осуществления властных функций для всей соответствующей территории маленького муниципального образования, в то время как собрания проводятся лишь на части территории муниципального образования. Согласно ст. 25 Закона 2003 г. сход граждан проводится в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения. Он правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом. Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа. Сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек. Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации. Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления обязательно. На сходе граждан председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом. Решение схода считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения. Решения, принятые на сходе, подлежат официальному опубликованию (обнародованию). Итак, сход - форма власти местного самоуправления. В особенности это подтверждается правом схода решать вопросы местного значения, осуществлять полномочия представительного органа муниципального образования и принимать решения, обладающие обязательной силой.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.201.52 (0.016 с.) |