Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностические критерии МКБ-10 и «Рейтинговые шкалы детского аутизма» (CARS)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Единых критериев диагностики, которые были бы общепринятыми и удовлетворяли всех, нет. Тем не менее, как и при диагностике любого синдрома, в случае ДА мы должны опираться на какие-то диагностически значимые симптомы, которые для ДА впервые выделил в 1943 году Каnner: 1) глубокое нарушение аффективного контакта с другими людьми; 2) навязчивое стремление к повторяющимся, однообразным формам активности; 3) поглощенность вращающимися или вращаемыми с использованием высокого уровня тонкой моторики объектами; 4) мутизм или не направленная на межличностную коммуникацию речь; 5) хороший когнитивный потенциал, проявляющийся в возможностях памяти или навыках в выполнении заданий, особенно досок Сегена. Позднее L.Kanner и E.Eisenberg (1956) подчеркивали, что особенно важны для диагностики аутизма первые два пункта, причем особо выделяли, что для диагностики аутизма повторяющаяся активность не должна быть связана (по крайней мере, жестко) с моторными стереотипиями на уровне персевераций. В этом определении уже сам L.Kanner фактически заявляет о неоднозначности синдрома, о необходимости пояснений, комментариев, и, хотя за последние десятилетия появилось достаточно много систем диагностики детского аутизма, ни одна из них, к сожалению, не свободна от недостатков. Остановимся лишь на некоторых, наиболее распространенных диагностических схемах, в том числе на официально принятой в рамках Международной классификации болезней и причин смерти 10-го пересмотра (МКБ-10, ICD-10). Ниже приводится краткий официальный вариант раздела F84 МКБ-10 с незначительными изменениями. Некоторые моменты нуждаются в пояснениях; комментарии даны курсивом после соответствующего пункта МКБ-10. МКБ – 10 F84 Общие расстройства развития Общие диагностические указания: А. Расстройства, характеризующиеся расстройствами социальной адаптации и общения в сочетании со стереотипными интересами и действиями; В. Расстройства развития возникают в младенческом возрасте, реже – в первые пять лет жизни; С. Часто сочетаются с расстройством, проявляющимся нарушениями в когнитивной сфере, независимо от наличия и отсутствия умственной отсталости; Комментарий (далее – «К»): встречающиеся когнитивные нарушения не обязательно являются умственной отсталостью. D. В некоторых случаях расстройства сочетаются и предположительно обусловлены некоторыми патологическими состояниями, среди которых наиболее часты: детские спазмы; врождённая краснуха; туберозный склероз; церебральный липидоз; фрагильная (ломкая) Х-хромосома. К: характер связи детского аутизма и перечисленных синдромов и заболеваний в настоящее время неясен. Е. Расстройство должно диагностироваться на основании поведенческих признаков, независимо от наличия или отсутствия патологических; любое из этих сопутствующих состояний должно кодироваться отдельно; К: если следовать логике, поведенческие и патологические признаки как бы разделены и даже противопоставляются; такая точка зрения далеко не всеми авторами считается правомерной. F. При наличии умственной отсталости, степень её выраженности кодируется отдельно (F70 – F79), поскольку она не является обязательным признаком общих расстройств развития.
F84.0 Детский аутизм Диагностические критерии А. Расстройство, при котором всегда отмечаются качественные нарушения социального взаимодействия, выступающие в форме неадекватной оценки социо-эмоциональных сигналов, что проявляется как: отсутствие социо-эмоциональной взаимности (особенно характерно); отсутствие реакций на эмоции других людей и/или отсутствие модуляций поведения в соответствии с социальной ситуацией; отсутствие социального использования имеющихся речевых навыков, недостаточная гибкость речевого выражения и относительное отсутствие творчества и фантазии в мышлении; нарушенное использование тональностей и выразительности голоса для модуляции общения; такое же отсутствие сопровождающей жестикуляции; нарушения в ролевых и социально-имитативных играх. К: исходя из этого пункта, ролевые и социально-имитативные игры не могут быть ведущим психокоррекционным методом, по крайней мере, на начальных этапах работы; это не означает, что при детском аутизме такой метод не может применяться вообще. В. Характеризуется также ограниченными, повторяющимися и стереотипными поведением, интересами и активностью, что проявляется: тенденцией устанавливать жесткий, раз и навсегда заведённый порядок во многих аспектах повседневной жизни; в особом порядке выполнения ритуалов нефункционального характера; моторными стереотипиями; особым интересом к нефункциональным элементам предметов (запах или осязательные качества поверхности). К: этот пункт отражает не только стереотипность поведения, но и искажение развития сенсорной сферы. С. Аномалии развития должны отмечаться в первые три года жизни, но сам синдром может диагностироваться во всех возрастных группах. К: в отличие от стран Западной Европы и Северной Америки, в отечественной психиатрии у юношей и взрослых диагноз «аутизм» определять не принято. Диагноз, выставленный в детском возрасте, после 15 лет обычно пересматривается. D. Отсутствие предшествующего, несомненно нормального развития. К: в настоящее время показано, что отдельные признаки аутизма могут выявляться в возрасте 4-6 месяцев (см. с). Е. Часто наблюдаются неспецифические для аутизма расстройства, такие как страхи (фобии), нарушения сна и приёма пищи, вспышки гнева и агрессивность, самоповреждения. К: Некоторые отечественные психологи и психиатры считают перечисленные нарушения (особенно страхи и фобии) неотъемлемыми компонентами клинической картины и патогенеза синдрома детского аутизма. F. Дефицит спонтанности, инициативности и творчества как при выполнении заданий и инструкций, так и в организации досуга; К: особо следует обратить внимание на необходимость обучать ребенка с аутизмом проводить свободное время; предоставленные самим себе, они, как правило, погружаются в стереотипные формы активности. G. Характерные для аутизма специфические проявления дефекта меняются по мере роста ребёнка, но на протяжении зрелого возраста этот дефект сохраняется, проявляясь во многом схожими расстройствами. К: Наличие расстройств не вызывает разногласий, но относительно их квалификации и оценке динамики высказываются очень несхожие мнения. Н. У мальчиков расстройство развивается в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Четвёртый знак указывает на причину расстройства: F84.01 … обусловленный органическим заболеванием головного мозга; F84.02 … вследствие других причин. Включаются: - аутистическое расстройство; - инфантильный аутизм; - инфантильный психоз; - синдром Каннера. Исключается: - аутистическая психопатия (F84.5). Ранний детский аутизм в МКБ-10 определяется как качественная несостоятельность в социальном взаимодействии (не менее 2-х пунктов из 5), качественная несостоятельность коммуникации (хотя бы 1 пункт из 4-х) и стереотипные паттерны поведения (хотя бы один пункт их 4-х).
F84.1 Атипичный аутизм Диагностические критерии: А. Расстройство сходное с F84.0, однако отсутствует хотя бы один из обязательных диагностических критериев А – С, а именно: 1. достаточно отчётливые нарушения социального взаимодействия, 2. ограниченное, стереотипное, повторяющееся поведение, 3. тот или иной признак аномального и/или нарушенного развития проявляется в возрасте после 3-х лет. В. Чаще возникает у детей с тяжёлым специфическим расстройством развития рецептивной речи или с умственной отсталостью, наличие или отсутствие которой обозначается четвёртым знаком (при этом вторым кодом указывается соответствующий диагноз F70.хх - F79.хх); F84.11 – …с умственной отсталостью F84.12 – …без умственной отсталости. К: Многие отечественные авторы относят сюда случаи ранней детской шизофрении, при которых аутистические расстройства занимают ведущее место в клинической картине. Включаются: - умеренная умственная отсталость с аутистическими чертами; - атипичный детский психоз. F84.2 Синдром Ретта Диагностические критерии А. Расстройство к настоящему времени описано только у девочек. В. Раннее развитие нормально или внешне нормально. С. Начало расстройства между 7 и 24 месяцами. D. Парциальная или полная потеря мануальных навыков и речи. Е. Замедление роста головы. F. Наиболее характерно: 1. потеря спонтанных движений рук. 2. стереотипное «заламывание», «мытьё» рук, смачивание слюной; 3. неполное пережёвывание пищи; 4. одышка. G. В среднем возрасте развитие атаксии, апраксии, сколиоза и кифосколиоза, хореоатетозных расстройств, нередко – эпилептических припадков. Н. Исход заболевания – тяжёлая психическая инвалидность. К: как уже отмечалось, включение синдрома Ретта в круг аутистических расстройств спорно.
F84.5 Синдром Аспергера Диагностические критерии А. Сочетание признаков: 1. расстройства, сходные с аутизмом («мягкий» вариант аутизма); 2. двигательные дисфункции (как в F82. -) 3. сохранные интеллект и речь, К: можно говорить лишь о формально сохранном интеллекте и речи. 4. встречаются чаще у мальчиков (в соотношении 8: 1). Включаются: - аутистическая психопатия, - шизоидное расстройство детского возраста. Исключаются: - шизотипическое расстройство (F21), - простая шизофрения (F20.6), - нарушение привязанности детского возраста (F94.1, F94.2), - ананкастическое личностное расстройство (F60.5), - обсессивно-компульсивное расстройиство (F42.-).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 1245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.40.90 (0.009 с.) |