Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Здоровье ребенка. Какой путь мы выбираем?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Родители хотят видеть своего ребенка здоровым. Но что такое здоровье и как быть здоровым? Представления о здоровье весьма непросты и противоречивы. Определение Всемирной Организацией Здравоохранения здоровья как полного физического, морального и социального благополучия хотя и является весьма полезным в практическом плане, однако не исчерпывает содержание данного понятия. Банальное представление о здоровье как об отсутствии болезни побуждает нас задумываться о том, что же такое болезнь. Понятие же болезни не менее противоречиво, чем понятие здоровья. Ведь порой то, что мы называем «болезнью», является на самом деле «здоровой» реакцией организма. Учитывая обилие литературы по этому вопросу и множество различных точек зрения, мы не будем вдаваться в обсуждение этих понятий, а будем исходить из того, что некое субъективное представление о здоровье и болезни имеется у каждого человека. Если говорить о физическом здоровье, то представляются две возможности его достижения и поддержания. Первая — это лечение, то есть действия в случае наличия болезни, которые приводят к исчезновению соответствующих симптомов. Вторая — профилактика, то есть создание таких условий, при которых болезнь не возникала бы или протекала с наименьшими последствиями. Кроме того, как лечение, так и профилактика могут быть пассивными или активными в зависимости от роли и отношения самого человека. В результате мы получаем четыре основных направления в решении задачи достижения и сохранения здоровья.
1. При пассивном лечении действия производит врач, пациент же пассивен, не прилагая собственных усилий. Наиболее яркие примеры — хирургическая операция или интенсивная терапия. Сюда же относится и медикаментозное лечение, когда больной надеется на воздействие лекарства. 2. Лечение активное предполагает совместные усилия врача и пациента. Например, лечебная физкультура, психотерапия. Больной человек активно содействует своему выздоровлению, используя для этого знания и опыт врача. 3. Пассивная профилактика — это создание считающихся благоприятными условий жизнедеятельности, в основном искусственными средствами, опять же не требующими внутренних усилий самого человека. Это некоторые санитарные и гигиенические мероприятия, а также профилактические прививки. 4. Активная профилактика — это усилия самого человека по поддержанию своего здоровья, выражающиеся прежде всего в его образе жизни. Естественно, что каждый из этих способов оправдан в своих специфических условиях и имеет право на существование. Однако каждый из этих способов порождает особый взгляд на человека, что имеет уже серьезные социально-психологические последствия. При 1-м и 2-м способах человек рассматривается лишь как пассивный объект некоторого вмешательства, и это вмешательство необходимо, чтобы он выздоровел или не заболел. При этом «объект» не обладает собственной компетенцией. Медицина же получает при ориентации на пассивный подход практически неограниченную власть над пациентом. При 3-м подходе пациент уже не пассивен, а играет активную роль в своем выздоровлении. Врач и пациент выступают здесь фак-тически как равноправные партнеры. При ориентации на 4-й подход человек рассматривается как оо- ладающий реальной возможностью предотвратить болезни имеющимися внутренними резервами, то есть как творчески мысляшая личность. При ориентации на тот или иной способ возникает свое отпоив" ние к болезни. Согласно 1-му способу болезнь присуща человеку по его прпр0' де. Человек не может не болеть. Согласно 2-му способу мир, окружающий человека, полон опасностей для его здоровья, агрессивен по отношению к человеку, враждебен ему, и единственная возможность выжить в нем — это создать искусственную защиту. Согласно 3-му способу человек хотя и не может не болеть, но имеет в себе самом возможности противостоять болезням и восстанавливать здоровье. 4-й подход полагает, что болезнь возникает в результате нарушения человеком каких-либо природных законов. Гармонизация жизни с законами природы имеет следствием здоровье. Эта схема весьма условна, и истина, судя по всему, гораздо сложнее. Поэтому мы не склонны доказывать правоту или неправоту того или иного подхода в отношении здоровья и болезни. Для нас важно другое. Признавая равное право существования всех подходов, необходимо иметь в виду сферу их применимости. Узкая ориентация чревата серьезными издержками. Это мы и наблюдаем в отношении современной медицины, ориентирующейся в основном на 1-й и 2-й подходы, частично на 3-й и никак не на 4-й. Что же касается перинатального периода, то тут действуют лишь исключительно тассивные подходы. Исходя из этой ориентации, реконструкция современных медицинских взглядов на перинатальный период выглядела бы таким образом: 1) каждый человек является пациентом и требует регулярного Медицинского контроля и обязательного медицинского вмешательства; 2) беременность — это процесс, требующий повышенного внимания, поскольку беременная женщина является трижды пациенткой: а) просто как любой человек; б) из-за специфики беременности; в) как вынашивающая в себе другого пациента; 3) рождение ребенка — процесс, требующий обязательного медицинского вмешательства и контроля, а потому он должен происходить в предназначенном для этого месте — родильном доме; 4) роды — это процесс, угрожающий здоровью матери, поэтому Ч^буется нахождение ее в течение некоторого времени в условиях ^ационара; 5) каждый новорожденный в период адаптации к внеутробным ус-°виям является существом несовершенным и подвергается огром-°и опасности от факторов внешнего мира (холод, бактерии и т. д.) Потому требует специальной защиты и изоляции (очень часто ^Же от матери) в специально созданных условиях; 6) родители имеют ограниченную компетенцию в вопросах здоровья ребенка и должны строго следовать врачебным рекомендациям; 7) детство, особенно раннее, — наиболее опасный для здоровья период жизни, требующий постоянного участия врача, а также период, когда необходимо создать защиту на будущее (в виде профилактических прививок). Едва ли какой врач согласится с этим. Но это и не изложение официальной медицинской позиции, а лишь взгляд со стороны на медицинскую практику в отношении перинатального периода. Более того, глупо было бы отвергать эти положения в тех критических случаях, когда не остается ничего другого, как госпитализация и профессиональное медицинское лечение. Но подобные положения, к сожалению, фактически определяют отношение к здоровью ребенка у многих родителей и являются основой уже упомянутой самой распространенной болезни современности — «госпитализма». Осознанный подход состоит в утверждении принципиально иных культурных установок, которые и являются отправной точкой в нашей практике, а именно: 1) здоровье каждого человека определяется образом его жизни (во всех сферах — физической, эмоциональной, умственной, духовной); каждый человек в первую очередь сам ответственен за свое здоровье; 2) беременность — естественный процесс, но требующий повышенного внимания как процесс не только биологический, но и психоэмоциональный и духовный, требующий своего возвышения в интересах ребенка и всего общества; 3) рождение ребенка — также естественный процесс, но весьма важный по своему значению как для матери, ребенка и семьи, так и для общества, имеет сильную психоэмоциональную составляющую, требует повышенного внимания в смысле удовлетворения всех естественных потребностей матери и ребенка. Исходя из этого, наиболее предпочтительное место родов — свой дом и окружение близких людей; 4) роды (естественные) — это процесс, благотворный для здоровья женщины; ход этого процесса влияет на будущие взаимоотношения матери и ребенка, на самооценку матери себя как родителя. Являясь пиковым переживанием, роды могут стать источником положительной трансформации ее мировоззренческих установок и духовного роста. То же касается и отца при его участии в родах. Лу4' шие условия для матери после родов — это свой дом, близость ре' бенка и благожелательное психологическое окружение; 5) новорожденный ребенок обладает мощными адаптивными ме-jaHicMaMH, реализация которых, а значит, и степень безопасности ребенка, зависит от удовлетворения его естественных потребностей; 6) родители несут ответственность за благополучие ребенка; их сегодняшняя некомпетентность связана лишь с соответствующими культурными установками, отсутствием института родительства в нашем обществе; 7) детство, особенно раннее — период, когда создается фундамент физического, душевного и духовного здоровья; задача этого периода — проявить имеющиеся в ребенке возможности, предоставить ему модели поведения, позволяющие жить в гармонии с природными законами. Мы исходим именно из этих положений, то есть из четвертого подхода как основного. При этом, подчеркнем еще раз, не отрицая и не умаляя значения остальных, но, оставляя их как дополнительные, необходимость в которых может возникать в соответствующих ситуациях.
Несколько важных правил В отношении первого года жизни можно выделить четыре аспекта, которые, как представляется, охватывают практически всю область приложения родительских усилий в этот период. 1. Психологическая культура обращения с младенцем..;., Этот аспект сознательно помещен на первое место, поскольку является определяющим. От того, как мать и отец осознают свою родительскую роль, значение ребенка в их жизни, зависят и их действия по отношению к нему и та психологическая атмосфера, в которой он растет. Через эту атмосферу малыш усваивает первичную систему жизненных ценностей и отношений. С самого начала закладываются и первичные представления о здоровом образе жизни как Некоей нормы взаимоотношений с окружающим миром. 2. Общие принципы ухода за малышом. Это набор рекомендаций по организации «быта» младенца. Все, что Мы делаем с ребенком, должно способствовать его развитию. Сегодяшний стандартный подход обусловлен соответствующим отношением к ребенку как к существу, требующему каких-то особых > Для выживания. Поэтому большинство обычно даваемых рекомендаций похоже на рекомендации по уходу за тяжелобольным. Жизнь малыша должна органично вписываться в жизнь семьи. Вопреки устоявшемуся мнению о первом годе младенца как самом тяжелом времени для родителей опыт подтверждает верность другой часто повторяемой мудрости: «маленькие детки — маленькие бедки, большие детки — большие бедки». 3. Физическая культура с первых дней жизни. Это — основа развития малыша. Эта истина прекрасно осознается как в науке, так и в медицинской практике. Однако обычные рекомендации, даваемые родителям для их новорожденных и грудных детей, не учитывает, на наш взгляд, их реальную потребность в двигательной активности, температурных перепадах и других здоровых и нормальных воздействиях факторов природной среды. С одной стороны, учесть эти потребности мешает сугубо педиатрический подход к ребенку как к пациенту. С другой, отсутствие необходимых знаний и опыта у самих родителей, которых чаще всего такой подход устраивает. 4. Грудное вскармливание. На грудное вскармливание нельзя смотреть как на чисто физиологический акт. Культура грудного вскармливания — это прежде всего культура взаимоотношения матери с младенцем, имеющая большое значение для обоих. Ввиду важности этого вопроса и обилия проблем, связанных с кормлением грудью, этот аспект выделен отдельно. В совокупности эти четыре аспекта порождают систему взаимоотношений родителей и ребенка, стержнем которой является осознанный выбор и собственная ответственность. Ниже мы перечислим некоторые правила, которые необходимо учитывать при совершении с ребенком практически любого действия. 5. Позитивный настрой и благожелательность. Это требование очень важно. Малыш улавливает страхи и беспокойства окружающих. И это влияние иногда может оказаться столь сильным, что вызовет целую цепь неблагоприятных последствии. называемых в народе «сглазом». Поэтому на занятиях с детьми по возможности должны присутствовать лишь подготовленные люд"-Положительный, благожелательный настрой окружающих — Фактор, который не только компенсирует возможные отрицательпы эмоции у кого-либо, но и приводит к исчезновению страхов и опасе ний у самих родителей. ,,,, Ни в коем случае нельзя хвастаться и демонстрировать достижения вашего ребенка. Это желание понятно, но всегда помните, ради чего вы все это делаете. Ребенок не нуждается в том, чтобы быть экспонатом. ... И, конечно же, нужно помнить, что только уверенность и спокойствие родителей, их благожелательность не только к ребенку, но и ко всем окружающим — лучшая защита для малыша. 6. Комплексный подход. „.. Комплексность подхода означает невозможность использования дишь отдельно взятых рекомендаций, что может не только не принести пользы, но и навредить. Все приводимые ниже рекомендации следует рассматривать только в комплексе. В современном уходе за ребенком часто можно наблюдать такую вд>тину, поражающую своей нелогичностью. Медицинская сестра приходит, чтобы сделать ребенку массаж. Ребенок, туго завернутый в'пеленки, распеленывается, ему делается массаж, а затем он снова помещается в пеленки и обездвиживается. Абсурдность этого очевидна. Массаж при таких условиях лишь частично компенсирует ^алышу недостаток движения, кожной стимуляции и притока свежего воздуха к коже. Закаливание холодом едва ли будет эффективно (или вообще приемлемо), если родители постоянно боятся простуды и кутают ребенка. Закаливание и физические нагрузки предполагают и соответствующее отношение к питанию младенца, то есть к грудному вскармливанию. Все рекомендации связаны между собой едиными принципами, представляя некоторую систему. Эта система не является жесткой, а напротив, предполагает Творческую активность родителей, но в рамках, очерченных этими Принципами. 7. Родители — главные учителя своих детей. Именно родителям следует проводить занятия с ребенком упражнениями, водными тренировками или закаливанием. Это обусловлено избирательным реагированием ребенка на людей. Наиболее значимы для него родители, особенно мать. В руках родителей он ощущает себя безопаснее, чем в чужих. Во время обучения занятия проводятся, как правило, опытным инструктором, задача которого скорее сводится к устранению у родителей возможных страхов и опасений. При правильном обращении с малышом между ним и родителями устанавливается тесный психологический доверительный контакт при котором родители хорошо чувствуют состояние ребенка. 8. Родители должны сами пройти через то, что они предлагают детям. Та же избирательность ребенка приводит к тому, что страхи, испытываемые родителями, воспринимаются им особенно сильно. Эти страхи неизбежны, если родители не приобрели собственного опыта и уверенности в том, что они намерены предпринимать с ребенком. Страхи (даже неосознанные), воспринятые малышом, могут привести к его заболеванию. Самое лучшее — все делать самим вместе с ребенком, особенно на начальных этапах. Это касается и физических упражнений, и ныряний в воде, и закаливания, а также питания и других сторон жизни. 9. Поэтапность и регулярность. Несмотря на большие возможности ребенка с первых же дней, отправная точка — навыки и опыт родителей. Исключение составляют те случаи, когда ребенку необходима помощь, которую не могут оказать родители сами. Например, сразу же после рождения малыш обладает способностью надолго затаивать дыхание при погружении под воду. Однако если родители не имеют навыка проведения водных тренировок с предыдущими детьми, им следует сначала научиться свободно манипулировать малышом в воде, научиться чувствовать его дыхание. При поэтапном освоении программы у родителей исчезают страхи и приобретается уверенность. То же касается и гимнастики. Опытный инструктор может выполнять с ребенком довольно сложные упражнения. Однако этого не следует делать родителям. Упражнения усложняются лишь с приобретением навыков. При поэтапном подходе приобретается ощущение его суставов, мышц, реакций на то или иное движение. И с этим опять же приходит чувство уверенности. Необходимость регулярности занятий очевидна. Однако нужно стремиться к тому, чтобы эта регулярность была не обременительной. А по возможности естественной. Нет нужды строить какие-то расписания занятий. Делайте это тогда, когда у вас есть время, а малыш к этому готов. Также нужно научиться чувствовать, когда ему это нужно, исходя из его состояния.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.45 (0.01 с.) |