Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закаливание и физическая культура

Поиск

Что такое закаливание?

Сразу оговоримся, что термин ««закаливание» мы используем больше как дань сложившейся традиции. Ибо, как совершенно справедливо заметил Б.П. Никитин, «закалить раз и навсегда на всю жизнь можно стальной нож или кинжал, резец или напильник»1.

Практически закаливание осуществляется в виде определенных процедур пли занятий. Если же мы эти процедуры прекращаем, то достигнутый результат со временем исчезает. Поэтому лучше под закаливанием понимать определенный образ жизни. Хотя это будет справедливым.тишь отчасти, поскольку условия жизни в городской квартире не дают возможности естественного полноценного контакта с природными факторами и это компенсируется уже снециальными процедурами. В связи с этим в дальнейшем мы будем говорить именно о закаливающих процедурах, сознавая, что по возможности они должны органически вплетаться в жизнь, а не быть ее отдельной изолированной частью.

 

 

Б.П. Никитин. Первые уроки естеетеплого поешгпшпж пли лететпо oe.i болезней. Л.. 1990 С. 108.

 

Закаливание — это повышение внутренних резервов организма в результате воздействия на него естественных природных факторов в границах физиологического стресса. Естественными природными факторами служат воздух, вода и солнце. Закаливание неотделимо от физической культуры, поэтому они всегда рассматриваются комплексно. Например, физические упражнения прекрасно сочетаются с пребыванием на холодном воздухе или в прохладной воде, хождение босиком оказывает не только температурное воздействие, но дает ступням массаж и т. п. Закаливание и физическая культура, в свою очередь, тесно связаны со всем образом жизни, питанием, одеждой, гигиеной и т. д.

Повышение устойчивости организма с помощью того, что мы называем закаливающими процедурами, имеет свою давнюю историю. В каждой культуре с самых древних времен мы находим обычаи и традиции, направленные не только на воспитание определенных черт характера, волевых качеств, привитие свойственных данной исторической культуре этических норм, но и на укрепление здоровья подрастающего поколения. Условия жизни людей накладывали значительные требования на состояние их здоровья, на их способность противостоять неблагоприятным факторам внешней среды. Возможность воздействия низких или высоких температур, отсутствие жилищ с комфортным микроклиматом, необходимость больших физических нагрузок для обеспечения жизненных потребностей и т. д. — все это являлось не только факторами естественного отбора, но и заставляло людей искать, помимо способов защитить себя искусственно от этих факторов, еще и пути укрепления человеческого организма, расширения его приспособительных возможностей.

Причем ясно сознавалось, что здоровье необходимо закладывать с самых начальных периодов жизни. Это следует из того, что процедуры закаливания применялись не только к взрослым, но и к детям. в том числе грудным и новорожденным. В качестве примера можно привести обваливание в снегу новорожденных у народов Севера, купание маленьких детей в холодных реках у скифов. На Руси новорожденных часто парили в бане и также обваливали в снегу. Сюда же можно отнести и крещение детей в ледяной воде.

Современная жизнь не предъявляет к человеку столь жестких требований относительно способностей переносить неблагоприятные условия окружающей среды. Мы достаточно надежно защи-

щены от них искусственно. Да и самое малейшее отклонение от комфортных условий считается чем-то неблагоприятным. С ростом уровня жизни и совершенствованием средств искусственной защиты от воздействия факторов окружающей среды способы закаливания человеческого организма постепенно отошли на задний план.

Человек создал вокруг себя комфортный микроклимат. Снизились необходимые для жизнеобеспечения физические нагрузки. В результате детренировались и демобилизовались собственные защитные механизмы. Все больше людей с трудом переносят не только холод, а даже незначительную жару, становясь практически нетрудоспособными в жаркие летние дни. Кроме того, на человека обрушились факторы, от которых уже не защититься достаточно надежно искусственными средствами. Это разнообразное загрязнение окружающей среды: химическое, шумовое, радиационное и т. д.

Столь высокая детская заболеваемость, которую мы имеем, показывает, что тот образ жизни, который мы ведем, та искусственная среда, которой мы себя окружаем, при отсутствии специальных мер отрицательно сказывается не только на взрослых, но и на детях, причем с первых же дней их жизни. Даже когда теми же искусственными условиями удается уберечь ребенка в первые годы жизни, он рано или поздно начинает болеть, не в силах справиться с малейшими отклонениями во внешних условиях. И совершенно курьезным выглядит удивление родителей, когда практически ни разу не заболев за первый-второй годы жизни, ребенок вдруг начинает болеть одной болезнью за другой. Все это приводит к выводу, что закаливание нужно начинать в детстве, и чем раньше, тем лучше.

Мы уже упоминали о так называемых критических периодах (переходных между двумя относительно длительными и стабильными), каковым является и период новорожденное™, и о наибольшей эффективности воздействия физиологических стрессовых раздражителей именно в такие периоды. Поэтому логично заключить, что закаливание в периоде новорожденности будет иметь сильный и долговременный эффект.

Подход к закаливанию маленьких детей в современной медицине связан прежде всего с понятием о терморегуляции ребенка, которая, как нетрудно догадаться, представляется весьма несовершенной. А потому вполне естественно, что о закаливании новорожденных детей речь не идет вовсе. И обычно лишь спустя 1,5—2 месяца, а то и более, рекомендуется что-либо начинать. Так что, по крайней мере, до 3—4 недель единственным «закаливанием» являются «воздушные ванны» при перепеленывапии.

Что же обычно служит основанием считать терморегуляцию ребенка несовершенной?

Главных довода два.

Во-первых, это относительно большая по сравнению со взрослым поверхность тела ребенка (на 1 кг массы). А значит, и теплоотдача у детей выше, чем у взрослых.

Во-вторых, считается, что терморегуляция ребенка (особенно новорожденного) осуществляется в основном путем механизма химической терморегуляции, то есть путем производства внутреннего тепла, физическая же терморегуляция, то есть при помощи сужения и расширения сосудов, у него развивается лишь позже.

И снова перед нами два пути. Поверить научной логике или же поверить в то, что человек просто не может не иметь с самого раннего возраста такого элементарного и необходимого средства к выживанию, как довольно совершенная терморегуляция.

В работах И.А. Аршавского показано, что относительно большая поверхность тела ребенка помимо теплоотдачи обеспечивает большую величину рецептивного поля, рефлекторно стимулирующего механизм химической терморегуляции. Это является одной из причин большей или меньшей оголенности новорожденных детенышей животных и вылизывания их матерью сразу же после рождения. Также было показано и наличие у новорожденных физической терморегуляции. Другими словами, на самом деле нет никаких физиологических причин считать терморегуляцию новорожденных несовершенной.

Более того, мы уже видели, что представляет собой «средний» младенец, изучаемый наукой. Действительно, содержание младенца весь период новорожденности в обычно принятых условиях (вспомним: 32—34°С и более 90% влажности) приводит к тому, что едва ли можно вообще говорить о какой-то терморегуляции. Распе-ленутый, он начинает дрожать даже при комнатной температуре.

Наблюдения за детьми, рожденными естественно, с которыми с самых первых дней занимались гимнастикой и проводили определенные закаливающие процедуры, показывают, что несовершенная терморегуляция новорожденных — это миф. Другое дело, что эту терморегуляцию надо «запустить». Естественные условия позволяют это сделать. Запеленывание же и создание условий с постоянной температурой (условий, которые к тому же угрожают перегреву тела, что новорожденные переносят гораздо хуже, нежели охлаждение) приводят к тому, что система эта не только не «запускается», но и атрофируется.

При рождении ребенок испытывает первую холодовую нагрузку. Даже если в родильной комнате +25°С, перепад температур дости- гает 13 градусов (в матке температура около 38°С). Причем это происходит на фоне стресса при прохождении через родовые пути. Потребность в кислороде сразу же после рождения повышается в 4 раза. Для сравнения заметим, что для взрослых увеличение потребления кислорода на 76% происходит при холодовой нагрузке, которая считается большой, соответствующей пребыванию около 1 минуты в воде при 0°С. И хотя повышение потребности в кислороде у ребенка вызвано не только перепадом температур, тем не менее видно, какую нагрузку выдерживает его организм. Многие ли взрослые способны на 1 минуту погрузиться в прорубь?

Если мы понаблюдаем за новорожденными и грудными детьми, ведущими естественный образ жизни, то будем поражены их способностью производить тепло.

Функционирование физической терморегуляции просто очевидно даже у только что родившегося малыша. При обливании холодной водой кожа его краснеет. Если поместить его в теплую воду, то части тела, находящиеся над водой, на прохладном воздухе приобретают синюшный оттенок, тогда как части тела, находящиеся в воде, розовый.

Миф о несовершенной терморегуляции ребенка привел к страху перед постоянной угрозой его переохлаждения, а тем более перед применением сильных Холодовых закаливающих процедур.

Наблюдения за детьми показывают, насколько эти страхи неосновательны. При охлаждении ребенок гораздо быстрее, чем взрослый, способен восстановить свою температуру.

Каковы представления о закаленном ребенке в современной медицине, можно судить по следующей рекомендации, взятой из популярной книги для родителей и написанной авторитетным ученым: «Большинство малышей любят ходить босиком. Препятствовать им в этом не следует. Однако начинать лучше с малых и непродолжительных воздействий, например, приучать ребенка находиться некоторое время (до 3—5 мин.) босиком на коврике или одеяле. В жаркие летние дни можно побегать по траве или песку. Затем можно разрешить бегать босиком по паркетному полу в комнате. Постепенно время хождения босиком дома увеличить до 15—20 мин. Ходить же босиком во дворе опасно из-за возможности передозировки воздействия...».

А вот другие рекомендации, даваемые родителям известным профессором педиатрии: «С 3—4-месячного возраста можно применять влажные обтирания. Прежде чем приступить к ним, необходимо посоветоваться с врачом, затем предварительно подготовить кожу ребенка к этой процедуре. Для этого сухой фланелью или ку- сочком мягкой шерстяной ткани ежедневно утром растирают тело, руки и ноги ребенка до розового цвета. Спустя 1,5—2 недели можно переходить к обтиранию водой. Варежкой из мохнатой материи, смоченной в воде и отжатой, обтирают сначала руки, затем грудь и живот, спину, ягодицы, ноги ребенка. Сразу же вытирают смоченную часть тела мохнатым полотенцем до легкого покраснения кожи. Все тело, кроме обтираемой части, должно быть под одеялом... Температура воды... вначале 32— 33°С, затем постепенно, с интервалом в 5—7 дней, температуру воды снижают на ГС и доводят ее до 30°С».

Насколько же нужно потерять чувство реальности, чтобы принимать подобные вещи всерьез. А тем более, чтобы их выдумывать.

«Авторы этих способов закаливания, — отмечает Б.П. Никитин, — делают сразу, как минимум, три непростительные ошибки (да еще и переписывают их друг у друга, повторяя в каждой книге):

1. Опаздывают на 3—4 месяца и упускают высшую скорость адаптации.

2. Сила действующего фактора у них равна нулю или около нуля, так как нет перепада температур...

3. Время на закаливание 5—6 минут, а на изнеживание... остальные 1434 минуты каждые сутки.

Эффекта от такого "пододеяльно-комфортного закаливания", естественно, никто никогда не мог наблюдать...»1.

К этой оценке трудно что-либо добавить, кроме, пожалуй, одного обстоятельства. Сила действующего фактора в подобных закаливающих процедурах вовсе не равна нулю. Она отрицательна. Именно поэтому многие родители, начавшие «закаливать» детей по медицинским рекомендациям, быстро сталкивались с тем, что дети заболевали. А при этом рекомендуется процедуры прекратить. При возобновлении их после выздоровления ребенка история повторялась. На этом «закаливание» обычно и заканчивалось.

А вот что говорит история: «Что касается детей западнорусского селянина, тут уж, надобно заметить, особенно проявляется помысел божий. Летом и зимой они ходят в одном и том же, чуть ли не в адамовом одеянии. Зима и лето, осень и весна для них как бы не составляют времени года. Мы сами видели, что некоторые из них зимою копаются в снегу, точно так же, как летом в песке. Еще только весною начинает таять снег, как они с артистическим наслаждением плещутся уже в лужах, образовавшихся от таяния снега. И ничто, кажется, не вредит им, все, напротив, как будто полезно им, укрепляет их»1.

 

[ Б.П. Никитин. Первые уроки естественного воспитания, или детство без болезней. Л., 1990. С. 68.

 

Или: «...в громадном большинстве случаев русские матери в первое время по рождении оставляют детей своих без всякой специальной одежды, а завертывают их лишь в одни пеленки. Через несколько дней и большею частью после крещения они надевают ребенку рубашку из того материала, какой позволяет состояние и которая составляет с того времени почти единственную одежду... Нередко приходится видеть, как ребенок, соскучившись своим одиночеством дома, зимой, в трескучий мороз, вьюгу и непогоду, по глубоким сугробам, в одной рубашонке и босой, перебирается из одной избы в другую, чтобы поиграть со своими сверстниками...»2.

Вспомним, что природа «рассчитывала» детей не для палаты новорожденных, а на реальные условия, в которых даже жарким летом перепады температур могут достигать до 10 градусов и более. Вспомним, что уже при рождении ребенок испытывает значительный перепад температур. Поэтому закаливание должно моделировать реальность, и только в этом случае происходит реальное увеличение внутренних резервов организма и повышение его устойчивости к различным неблагоприятным воздействиям.

Помимо укрепления здоровья закаливание имеет и другую сторону.

Что бы мы ни делали с ребенком, мы всегда должны учитывать воздействие на его психику того, что мы делаем. Неучет этого в закаливании может привести к травмированию психики, и наоборот, закаливание может стать мощным фактором формирования будущего позитивного мировоззрения.

Посмотрим на часто встречающуюся картину. Плачущего двухлетнего (и даже гораздо более старшего) ребенка родители не могут уговорить подойти к берегу и хотя бы помочить ножки. А другой радостно плещется, да еще в воде достаточно прохладной. Один малыш поднимает рев от попавших на него холодных брызг, а другой наливает ведерко холодной воды и, вереща, выливает его на себя. О чем это говорит? Показывают ли эти факты лишь индивидуальные различия детей в их общей массе? Не только. Это различные мировоззрения, поскольку это — разный контакт с природными факторами. Самое страшное в создании человеком себе искусственных комфортных условий — это отгораживание себя от природы, и в результате — противостояние ей, отрыв от своих природных корней.

 

1 Е.А. Покровский, физическое развитие детей разных народов. М., 1884. С. 115. - Там же. С. 116.

Пройтись босиком по снегу, искупаться в холодной реке — это не просто закаливающие организм процедуры. Они возвращают нас к утерянной близости с природой, дают почувствовать себя ее частью.

Ниже мы описываем различные закаливающие факторы. Однако еще раз подчеркнем, что не следует превращать закаливание в набор механически исполняемых процедур, даже ежедневных. Пусть это будет образом жизни и выражением нашего единства с природой.

 

Воздух и солнце

Наша внутренняя среда отделяется от внешней уникальным органом — кожей. Кожа — не просто разделительная перегородка, а орган, еще осуществляющий и связь внешней и внутренней среды. Воздух и солнечные лучи — это та естественная среда, с которой кожа постоянно соприкасается и благодаря которой поддерживается ее нормальное состояние, а через это — нормальное функционирование нашего организма.

В традиционной практике закаливания детей считается, что эти банальные факты не имеют отношения к первым месяцам жизни. Детей не только лишают воздуха и солнца, но отношение к этим факторам граничит с патологической их боязнью.

Согласно стандартным педиатрическим рекомендациям малышу в возрасте 1 года «разрешается» наслаждаться своим телом в воздухе 40—50 минут в сутки при температуре 18—20°С (при соответствующей тренировке), а совсем маленькому ребенку — считанные минуты. Все остальное время доступ свежего воздуха к коже ребенка затруднен пеленками и одеждой. Несложно понять, что такого короткого контакта с воздухом явно недостаточно для того, чтобы малыш был здоров. Практика подобного «закаливания» приводит не только к ослаблению защитных сил организма, появлению опрелостей, прыщей на коже, но и к задержке в психическом развитии из-за недостатка нервной стимуляции меняющейся температурой окружающего воздуха.

По существу, вопрос о воздушных ваннах излишний. Ребенок может находиться обнаженным максимальное время, если он при этом не проявляет признаков замерзания. При температуре 18— 20°С малыш может быть голеньким все время бодрствования с первого дня после рождения. При взрослении ребенка время бодрствования увеличивается и соответственно увеличивается время нахождения его в обнаженном состоянии. Если малышу холодно, то его, конечно, нужно одеть.

Дети в возрасте около 1 года при таком подходе способны долго (иногда часами) находиться обнаженными при температуре 15— 17°С, не проявляя признаков замерзания.

Подчеркнем, что в первые недели жизни бодрствующий малыш находится в основном на руках у матери, согреваясь ее теплом, поэтому опасность переохладиться чрезвычайно низка. Физические упражнения и плавание тренируют организм ребенка производить больше внутреннего тепла. Первый признак того, что ребенку не холодно, — его нормальное поведение. Потеря активности, вялость или, напротив, капризность, возбуждение могут говорить о том, что малыш замерз.

Если с самого начала не надевать ребенку дома обувь, он все время будет чувствовать себя комфортно босиком. Даже на улице в теплое время года следует предлагать ему гулять босиком, что дети любят. Не бойтесь «синих ножек» — это нормальная реакция сосудов, направленная на сохранение тепла, а не признак замерзания. Если ребенку холодно, он обязательно даст об этом знать.

Если ребенок родился летом и погода стоит теплая, то с первых же дней с ним можно гулять (в парке, в лесу, подальше от автодорог и загазованных улиц). На матрац коляски стелется клеенка, сверху пеленка, голенький малыш кладется на животик и прикрывается еще одной пеленкой или одеялом, если прохладно. Если очень жарко, то можно его вообще ничем не укрывать. (От яркого солнца, насекомых и посторонних глаз на коробку коляски желательно набросить кусок марли.)

Полезно и зимой на короткое время выносить обнаженного ребенка на воздух, например, на балкон, прижимая его сначала к своему телу (которое также должно быть обнажено). Продолжительность экспозиции на холодном воздухе должна быть такой, чтобы не появлялось признаков замерзания. С увеличением времени пребывания на морозном воздухе следует делать с ребенком физические упражнения. После набросить на него одеяло и покормить грудью.

На короткое время можно ставить малыша ножками на снег. В дальнейшем, если вы покажете ему пример, у него не будет никаких психологических барьеров, препятствующих ему спокойно пойти за вами босиком по снегу.

Солнечные лучи также полезны малышам с первых же дней. Под влиянием солнечных лучей погибают болезнетворные бактерии, стабилизируется качественный состав крови, улучшается обмен веществ, повышается сопротивляемость болезням.

Самые маленькие дети не меньше, чем другие, нуждаются в солнце. И нежность их кожи и чувствительность организма не явля- ются убедительными причинами, чтобы лишать детей солнечных лучей до 3 месяцев или даже более. Имеет ли смысл давать им искусственно синтезированный витамин D (на чем всегда настаивают врачи), если организм сам произведет этот витамин под действием солнца? Имеет ли смысл пользоваться присыпками и мазями, если солнце за короткое время приведет складочки на коже в порядок? Выносить ребенка на солнце можно с самых первых дней после рождения, однако на длительное время — только в отраженные или рассеянные солнечные лучи. На открытом солнце малыш должен быть только в бодрствующем состоянии.

Не нужно все время покрывать ребенку голову. Природа предусмотрела механизмы защиты головного мозга как от холода, так и от перегрева. Постоянные советы надевать чепчик или панамку имеют следствием быструю детренировку этих механизмов.

Можно «загорать» зимой через окно. Стекло в какой-то степени пропускает ультрафиолетовые лучи.

В первые дни жизни пребывание новорожденного на солнце очень полезно при развивающейся физиологической желтухе. Солнечные лучи активизируют вывод билирубина, и иногда желтуха проходит прямо на глазах, если выносить ребенка на солнце периодически на несколько минут в течение дня. Часто эффект виден после первых же минут нахождения его на солнце.

Не нужно прятать детей от солнца. Солнце — это не только закаливающий организм фактор, но и источник «солнечного» настроения. Пусть оно будет с самых первых дней жизни.

 

Холодные обливания

Обливание — самая доступная и потому самая распространенная процедура с водой. Обливание можно производить из емкости (таза, ведра) или из душа. Однако обливание из емкости отличается тем, что за короткий промежуток времени обеспечивается контакт с водой всей поверхности тела, что не достижимо при обливании из душа. При пользовании же душем вода обливает поочередно различные участки тела и, кроме того, сама процедура обливания всегда более длительна.

Когда же начинать обливания и какой температуры должна быть вода?

В закаливании маленьких детей часто обычно совершают две главные ошибки. Первая ошибка заключается в оттягивании срока начала закаливания, когда упускается период высшей скорости адаптации и, кроме того, когда система терморегуляции уже значительно детренируется (особенно при неестественных условиях содержания ребенка). Вторая ошибка связана с неверно применяемым принципом постепенности, то есть начинают с воды комфортной температуры (34—36°С) и останавливаются при этом не на холодной воде, а на прохладной (25—27°С).

Вот что читаем в книге В. Жука «Мать и дитя», приводящего наблюдения одного земского врача: «Мне пришлось подметить, что дети, которых крестили в холодной воде, развиваются и растут лучше, чем крещенные в теплой купели. По деревням крестят чаще всего на 1-й, 2-й день после рождения. Крестьянских детей священники крестят обыкновенно в холодной воде, прямо из колодца, как летом, так и зимою. Некоторые священники сообщали, что зимою в церкви они крестили детей в воде, из которой только что вынут лед.

Как слабое, так и крепкое дитя, окрещенное зимою в воде прямо из колодца, развивается очень быстро и принимает особый приятный и бодрый вид. Дитя, погруженное в холодную воду, вскрикивает, но сейчас же успокаивается: он быстро нагревается; а с другого пар просто валит, пока он лежит открытый. Быстрое погружение в холодную воду усиливает все процессы обмена, поднимает упавшее питание и кроветворение, исправляет еще не установившееся движение соков; кожа краснеет и приятна на вид.

Совершенно иначе действует крещение в теплой воде. И крепкое, и слабое дитя одинаково плохо отвечает на нее. До погружения дитя лежит тихо, после погружения в теплую воду кричит. Теплая вода, не дав никакого толчка ни коже, ни сосудистой системе, испаряется, охлаждает тело, несчастный ребенок мерзнет, дрожит, бледнеет... Температура долго не устанавливается... Все священники заявили о преимуществах холодной воды»1.

Такое реагирование детей на теплую и холодную воду подтверждают элементарные наблюдения. Именно то, что теплая и даже прохладная вода охлаждает тело при испарении, при этом «не дав никакого толчка ни коже, ни сосудистой системе», часто приводит к тому, что ребенок заболевает, не будучи способным переносить такие охлаждения. Не помогает и рекомендация сразу вытирать насухо.

Важно то, чтобы при обливании ребенка водой и, следовательно, при его охлаждении организм получал толчок, активизировался на борьбу с охлаждением. И такой толчок может дать только холодная вода.

В. Жук. Мать к дитя. СПб.. 1905.

Однако «здравый смысл», диктующий установку: «холодно» значит «плохо», не позволяет многим родителям понять эту простую истину. Побеждает страх перед возможностью переохладить ребенка. В результате имеем парадоксальную ситуацию: заботясь о здоровье своего малыша, родители начинают делать то, что для его здоровья оказывается опасным, — регулярно обливать его теплой или прохладной водой.

Приступая к закаливанию ребенка, прежде всего нужно хорошо понять и проверить на себе, что безопасными-то как раз оказываются обливания как можно более холодной водой, что только такие обливания дают закаливающий эффект.

Опасение же переохлаждения ребенка — это та дань, которую мы платим за извращенный медицинизированный подход к новорожденным и грудным детям.

«Знайте, — пишет на основании своего богатого опыта работы с детьми Б.С. Толкачев, — что ни низкая температура воды, ни длительность купания не способствуют простуде, ибо организм ребенка на холодовой раздражитель немедленно отвечает таким бурным обменом веществ, что впору думать о том, чтобы потом в пеленках не перегрелся!»1. Важно лишь, «что чем ближе вода по своей температуре к точке замерзания, тем лучше и для больного, и для здорового человека»2.

Перед обливанием можно проделать с малышом интенсивные физические упражнения. Затем в тазик или ведро с холодной водой на короткое время сначала опустить ножки ребенка (это необходимо, пока у него не выработалась условная реакция, то есть реакция на охлаждение перед непосредственным воздействием холода, поскольку он еще не сознает, что будет облит холодной водой), а затем, после появления реакции в виде ярко выраженного мышечного тонуса, облить все тело, стараясь, чтобы максимальная поверхность тела за короткое время проконтактировала с водой. Сначала струю направляют в область между лопаток, откуда она растекается по телу, а затем, поднимая, захватывают голову. Обливать следует с головой, так как иначе эффект будет существенно ниже, поскольку стимуляция рецепторов кожи на голове и лице играет значительную роль в формировании ответной реакции организма.

Нормальная реакция ребенка — повышение мышечного тонуса и двигательной активности, покраснение кожи. После обливания он быстро нагревается, так что не следует его сразу же вытирать и закутывать. Просто промокните, накройте пеленкой и приложите к груди. После обливания активизируется сосательный рефлекс, и дети активно сосут грудь.

 

Б.С.Толкачев. Физкультурный заслон ОРЗ. М., 1992. С. 53. Там же. С. 52

 

На обливание малыш отвечает резким вскрикиванием. Это совершенно естественно, так как у него еще нет механизмов, позволяющих сдержать выражение своих реакций. Но малыш быстро успокаивается, особенно если приложить его к груди.

Когда же начинать обливания? Как мы видели, детей крестили в холодной воде уже на 1—2-й день после рождения. Сегодняшняя практика подтверждает полезность этой процедуры. Обливание ребенка на 1—2-й день после рождения «запускает» его терморегуляцию. Уже с первых же дней он прекрасно начинает переносить температурные перепады.

Сразу же по прибытии из родильного дома ребенка следует перевести на естественный образ жизни, давать ему больше воздуха и солнца, больше носить его на руках, начать выполнять физические упражнения, а также упражнения в воде. И, конечно же, приступить к ежедневным холодным обливаниям.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 903; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.164.229 (0.019 с.)