Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Естественно или «по-научному»?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Сведение потребностей младенца почти исключительно к физиологическим ведет к взгляду на грудное вскармливание как на процесс удовлетворения лишь пищевых потребностей. Поэтому научный педиатрический подход, с очевидностью, направлен на прояснение вопросов, подобных следующим: каковы потребности ребенка в тех или иных веществах, в достаточном ли количестве они представлены в материнском молоке, сколько требуется молока (за одно кормление или в день), каков должен быть режим кормления (без строгих схем наука перестает быть наукой), какова гигиена кормления (ведь ребенок — в постоянной опасности) и т. д. и т. п. Как и подобает при научном подходе, все скрупулезно просчитано, сведено к практическим схемам, которые и предлагаются мамам для неукоснительного исполнения. Научный педиатрический подход неминуемо исходит из того, что мать нужно учить кормить ребенка грудью. Для этого разработано множество правил, в исполнении которых видится залог успешного грудного вскармливания. Надо сказать, что сегодняшние рекомендации педиатров отличаются куда большей «демократичностью», чем еще десятилетие назад. Видимо, сказались и перемены в общественной жизни, и дошедший до нашей страны опыт зарубежья. Десять лет назад в популярных книгах для родителей титулованными врачами со всей серьезностью описывались следующие, к примеру, «ритуалы» кормления, превращенные в сложную «технику»: «Перед каждым кормлением мать должна вымыть руки щеткой и мылом и тщательно обмыть грудь и сосок ватой, смоченной в кипяченой воде и в двухпроцентном растворе борной кислоты. Несколько первых капель сцеживают и выливают. Первые 4 дня мать кормит лежа, а в последующем только сидя. Нужно принять удобное положение: сесть на низкий стул или табурет и под ногу (соответственно груди, которой кормят) поставить скамеечку. Одной рукой мать держит ребенка, а другой вкладывает ему сосок и часть околососочного кружка в рот; четырьмя пальцами приподнимает грудь, а большим пальцем придерживает сверху, чтобы грудью не закрыть нос ребенка, не мешать дыханию». Приводились научно обоснованные строгие режимы кормления, «нормы потребления», «техники» кормления и отлучения ребенка от груди. Как это не печально, многие старались этому следовать. Сегодня здравый смысл все чаще преобладает над наукообразными глупостями прошлых лет, и многие педиатры рекомендуют мамам подходить к грудному вскармливанию более естественно. Однако многолетнее систематическое отучение от следования природной естественности и медицинизация периода младенчества не позволяют матери до конца довериться природным силам, а врачу — полностью освободиться от пережитков «научности», по сути, эти силы игнорирующей. Не отрицая важности педиатрических взглядов на грудное вскармливание в нашем больном обществе, тем не менее напомним и важность изначальной ориентации. Если мы выбираем естественность, то и решение вопросов, подобных приведенным выше, мы оставляем природе, ориентируясь на свое родительское чутье и потребности ребенка. Кормление грудью — глубоко интуитивный процесс, такой же, как вынашивание малыша и его рождение. И только человеческий интеллект, возомнивший себя венцом творения, мог свести этот процесс к голым наукообразным схемам, увидев в нем проблему, достойную своего применения, и породив тем самым массу действительно серьезных проблем, лишающих мать и дитя той восхитительной атмосферы взаимопроникновения, в которой выпестовыва-ются и созревают истинно человеческие качества. Животные не имеют развитого интеллекта, однако кормят своих детенышей грудью так успешно и, главное, так профессионально, что человеческой матери остается только позавидовать им. Не у профессоров и академиков, а у собак и кошек, кроликов, хомяков, лошадей и коз следует учиться науке грудного кормления. К сожалению, современная мама часто действительно не знает, как это делать. Хотя вернее было бы сказать, «забыла». Поэтому иногда ее действительно нужно учить кормить грудью. Но лишь в том смысле, чтобы помочь ей избавиться от «научных» представлений об этом процессе, низводящих его до уровня простого физиологического насыщения младенца. В том смысле, чтобы помочь ей преодолеть наши современные культурные установки, ориентирующиеся на медицинизированный подход к ребенку как к потенциально больному существу. Это обучение не сводится к усвоению «техники» кормления. Главное — это превращение кормления грудью в полноценное общение матери и ребенка, их своеобразный диалог, обогащающий обоих. Поэтому главная задача — это научить мать создавать те условия, при которых между ней и ребенком возникают отношения бондинга. Все остальное происходит автоматически.
Что дает кормление грудью? Грудное вскармливание не сводится к простому насыщению пищей. И лишь зная различные стороны этого процесса, можно понять, как же нужно кормить грудью. Что же дает ребенку материнское молоко? Конечно же, это — его еда, то есть необходимый набор веществ, пластического материала, из которого строится организм. Но это еда данного конкретного ребенка. Мать и дитя — единая система, они «подогнаны» друг под друга. Состав и свойства молока матери в нормальных условиях «просчитаны» именно для ее ребенка. Мо- локо донорское, хотя, возможно, и лучше искусственных заменителей, но предназначено для другого ребенка, с другими физиологическими особенностями. Состав материнского молока меняется по мере роста малыша и изменения потребностей его организма. Одновременно происходит постепенная подготовка пищеварительной системы ребенка к более грубой пище. В первые дни после рождения его пищеварительная система настолько нежна, что на этот период пищей младенца является легкоусвояемое молозиво, которое лишь на третий-четвертый день начинает сменяться молоком. Далее, с молоком матери ребенок получает различные антитела, предохраняющие его от воздействия инфекций (так называемый пассивный иммунитет). Это необходимо на первое время, пока он не выработал собственных антител. Особенно большое количество антител содержится в молозивном молоке. Сам механизм сосания устроен так, что не только позволяет малышу высасывать молоко из материнской груди, а стимулирует у него важнейшие для развития тонкие нервные и эндокринные процессы. Тот факт, что сосание груди (именно груди!) включено в обеспечение развития ребенка, часто недооценивается или не учитывается вовсе. Механизм сосания соски несколько иной, а потому и физиологический отклик организма ребенка на соску также иной. Акт сосания не исчерпывается срабатыванием сосательного рефлекса. Он сцеплен с множеством двигательных реакций. Сосание для ребенка — комплексный двигательный акт, в котором участвует все тело. Малыш буквально ест всем телом. Кормление его в запеле-нутом состоянии не только не дает нормально протекать нужным для развития процессам, но и приводит к тому, что материнское молоко плохо переваривается и усваивается. Процесс кормления грудью имеет и отличную от физиологической сторону. Это процесс, в котором мать и ребенок как бы сливаются в единое целое, взаимопроникая всем своим существом, питая друг друга своим состоянием души. Состав и свойства молока зависят не только от того, что ест мама, но и от ее состояния. Это состояние «закодировано» в молоке, и ребенок его «расшифровывает». Если мать обеспокоена и волнуется, то это с молоком передается малышу. Он также начинает вести себя беспокойно, нарушается его пищеварение. Иногда молоко матери в результате отрицательных переживаний становится настолько «неудобоваримым» для младенца, что он отказывается брать грудь. В этом явлении — частая причина пищеварительных расстройств и нервности детей в первые месяцы жизни. Беспокойство матери за состояние ребенка приводит к ненормальному составу молока и несварению. Состояние малыша ухудшается. Мать начинает беспокоиться еще больше. Возникает замкнутый круг. Мать, не находящая себе места от беспокойства и волнения, усталая и невыспавшаяся, и кричащий младенец с раздувшимся и твердым, как камень, животом — не частая ли картина на приеме у педиатра? Еще во время беременности грудь матери приобретает некую «наэлектризованность». Это то, что «наполняет» младенца во время кормления, неся в себе весь спектр материнских переживаний, от простейших эмоций до духовных устремлений. Поэтому фразу «впитал с молоком матери» следует понимать скорее буквально, чем иносказательно. Кормясь из материнской груди, младенец усваивает образцы отношения к окружающему, образцы эмоциональных реакций, направленности мышления, духовных переживаний. Это способ, которым закладываются основы его как социального существа, принадлежащего к определенной культуре, носителем и выразителем которой является его мать. Младенец не только высасывает из матери жизненные соки, но готов не меньше и отдать ей. Прикладывание ребенка к груди — это подсоединение к очищающему и исцеляющему источнику. Диалог двух душ, растворяющихся друг в друге, питающих и обогащающих друг друга, — это важнейшее предназначение кормления грудью человеческой матерью человеческого младенца. Мать, кормящая грудью, должна иметь повышенный энергетический потенциал и должна быть здорова. Это — биологическое условие крепкого и жизнеспособного потомства. И природа заложила такую возможность в само потомство. Малыш «подпитывает» мать на протяжении всего срока грудного вскармливания так же, как мать своей близостью и грудным молоком обеспечивает его организму высокие резервные возможности. При естественном грудном вскармливании мать не только редко заболевает, но часто наблюдается высокий исцеляющий эффект. Нужно только действительно делать это естественно, позволяя природным силам совершать свою работу. Есть и другие скрытые стороны кормления грудью. Но уже этого достаточно, чтобы понять, насколько оно важно для ребенка и матери, и насколько важно, чтобы грудное вскармливание было естественным.
Первые дни Природа включила кормление грудью в естественную последовательность событий при рождении ребенка — как удовлетворение одной из важнейших потребностей малыша и как продолжение родового процесса для матери. Начало сосания груди — важнейшая составляющая процесса адаптации, который проходит малыш после рождения. Акт сосания «включает» в работу нервные и эндокринные механизмы, «пробуждая» их после внутриутробной «спячки». И именно первые часы после рождения оптимальны для их «запуска». Сосание груди — фактически первое активное взаимодействие ребенка с окружающим миром и потому важно с точки зрения получаемых им запечатлеваний. Удовлетворение первичных потребностей — залог дальнейших гармоничных отношений. Не важно, когда малыш начнет сосать. Не всегда он сделает это в первые минуты после рождения. Но важно, чтобы сразу же после рождения он был у груди матери. Когда ребенок сосет материнскую грудь сразу же после рождения, это стимулирует у матери выработку гормона окситоцина, который вызывает сокращения матки, что способствует отделению плаценты и выходу последа. В дальнейшем эти маточные сокращения, вызываемые сосанием груди, быстро приводят матку в норму. Мать гораздо быстрее восстанавливает силы после родов, если младенец интенсивно сосет грудь. С первыми кормлениями после родов материнский организм получает «запрос» на производство молока. И также важно, чтобы запрос этот был сделан сразу. Хорошо известен факт, что искусственное оттягивание первого кормления приводит к сокращению периода грудного вскармливания. Многие годы в родильных домах был принят порядок, при котором ребенка отнимали от матери сразу же после рождения и приносили на первое кормление лишь на третий-четвертый день. В последнее время, однако, ценность раннего прикладывания к груди осознается все больше. Первое кормление сразу же после рождения — одно из звеньев в Цепочке процессов, ведущих к установлению бондинга. Сосание младенцем груди стимулирует гипофиз матери — железу, деятельность которой связывается с интуитивными процессами восприятия. Сразу после рождения — то критическое время, когда процесс формирования бондинга идет наиболее интенсивно. Каковы же особенности кормления грудью в первые дни? Первые дни материнская грудь поставляет малышу молозиво. Его мало. Поэтому порой малыш требует грудь очень часто, иногда чуть ли не каждые полчаса. Поэтому распространено мнение, основанное на убеждении в неразумности природного регулирования естественных процессов, о нехватке количества молозива для насыщения ребенка. Аргумент прост: за одно кормление малыш высасывает всего лишь несколько капель. Больше действительно нет. А значит, бедный ребенок голодает! Отсюда рекомендация докорма в первые дни, что часто и делается в родильных домах. По крайней мере, стоило бы заключить, что подобная нехватка молозива свойственна всем млекопитающим. Однако их детеныши каким-то чудом выживают без всяких прикормов. Практика естественного вскармливания показывает, что именно этих нескольких капель ребенку вполне достаточно. Но сосет грудь он часто. Это программа установления бондинга и запрос материнскому организму на производство молока. Причины, по которым может сложиться впечатление о нехватке малышу питания в первые дни, весьма прозаичны. Во-первых, это разделение матери и малыша сразу после родов (даже на несколько часов), когда истекает критический период восприятия материнским организмом сигнала на выработку молока, после чего оно прибывает гораздо медленнее. Во-вторых, установление с первого же дня жесткого режима кормления. Через 3—4 дня молозиво заменяется молоком. Молока вырабатывается уже значительно больше, что часто ведет к тому, что называется «наливанием» груди. Молоко прибывает быстро, и грудь становится твердой. При этом производство молока явно превышает потребности младенца. Применительно к этому периоду существует весьма странная «научная» рекомендация, согласно которой необходимо следить за тем, чтобы грудь всегда полностью опорожнялась. Если после кормления молоко остается, его предписывается сцеживать рукой или молокоотсосом. Иногда это рекомендуется делать и в более поздние сроки грудного вскармливания. И бедные матери насилуют свою грудь, добровольно прокладывая себе путь к различного вида масто-патиям. Подобные рекомендации — следствие взгляда на материнскую грудь как на ферму для производства молока. Показатель фермы — удои. Не аналогично ли поступают с коровами, когда их «раздаивают»? И не является ли это одной из причин того, что вместе с молоком из коровьего вымени течет гной? Такой нежный инструмент, как материнская грудь, не выносит насилия. Сцеживать молоко полностью — значит давать сигнал на еще большее его производство (причем неестественным, травмирующим способом), что потребует еще большего насилия над грудью. Если после того, как малыш поел, грудь осталась твердой, нужно лишь чуть-чуть подсцедить ее, чтобы ощущалась нормальная мягкость. То же самое сделать, если ребенок спит, а грудь «налилась». При этом совершенно не обязательно кормить за один раз только одной грудью. За несколько дней (обычно за 2—3 дня) производство материнским организмом молока приходит в соответствие с нормальным «рыночным» законом: спрос определяет предложение. По мере роста ребенка он высасывает больше, и тем самым дает сигнал к большему производству молока. Мать — не дойная корова. И молока не должно быть как можно больше. Его должно быть столько, сколько нужно ребенку. Правильное начало грудного вскармливания во многом обеспечивает отсутствие проблем с кормлением в дальнейшем и естественное продолжение и завершение этого процесса.
Режим Выше мы уже затрагивали вопрос о режиме для новорожденных и грудных детей. Однако о режиме кормления следует сказать особо, поскольку это наиболее явное насилие над естественными природными механизмами. Сегодня многие педиатры уже не настаивают на жестком режиме кормления. Однако представления о его необходимости весьма стойки среди родителей. Тем более, что кормление по режиму принято в тех родильных домах, в которых мать и ребенок находятся раздельно. Важность поддержания режима кормления в течение десятилетий «научно» обосновывалась и доказывалась официальной медицинской наукой. Тщательно просчитывались необходимые интервалы между кормлениями (которые составляли 3—4 часа) и само время кормления (от 30 до 10 минут в зависимости от возраста малыша). Традиционно рекомендовалось кормить строго в одни и те же часы. Допускались лишь небольшие отклонения от режима. Если ребенок в него не вписывался, не просыпаясь в «положенное» время, то его следовало будить, а если просил есть раньше, то поить водичкой. Обосновывая подобные рекомендации, обычно ссылались на необходимость вырабатывания у малыша условного рефлекса на время, что якобы играет большую роль в процессах секреции пищева- рительных соков. Логичным завершением подобного наукотворче-ства было бы рекомендовать устанавливать над кроваткой младенца специальный звонок и лампочку, следуя обширному опыту академика Павлова. К чему же на самом деле приводит насильственное «укладывание» кормления в жесткую схему? Действительно, у ребенка формируется условный рефлекс на время. При этом вытесняется другой рефлекс — просить есть тогда, когда наступает реальное чувство голода. В результате образуется дисгармония интервалов времени и количества поступления пищи с действительными пищевыми потребностями. Это влечет за собой подмену ощущения чувства голода совершенно другим явлением — аппетитом. Эти два явления нужно четко различать. Хороший аппетит — это не обязательно признак здоровья ребенка, как часто поучают родителей. Часто это признак отсутствия регуляции организмом своих потребностей. Приученный к режиму ребенок ест независимо от того, голоден он или нет. С другой стороны, замена молока водой или чем-то еще при появлении чувства голода, когда не наступило «положенное» время кормления, приводит к иллюзии насыщения, не обеспечивая потребности организма. Вырастая, малыш начинает «мести» все подряд, либо легко склоняется к неестественной пище, требуя того, что «вкусно». И ест он не потому, что голоден, а потому, что «надо». Дети, вскормленные грудью естественно, сохраняют природное чувство голода и тонкое ощущение количества и состава необходимой пиши. При большом выборе еды на столе они преподают уроки рационального питания, правильно сочетая продукты и на удивление взрослых игнорируя всевозможные деликатесы и сладости. Чтобы понять различие между голодом и аппетитом, есть прекрасное средство — голодание в течение нескольких дней. Имеющие такой опыт прекрасно знают, как после голодания меняются вкусовые ощущения и сами пищевые потребности, как «хочется, потому что вкусно» меняется на «хочется, потому что такова потребность организма» (и лишь в силу этого это «вкусно»). Едва ли после голодания в течение нескольких дней захочется запить суп компотом и даже посолить картошку. Отношение к пище после голода — это прекрасная иллюстрация отношения к пище ребенка. Никогда не следует в кормлении ребенка ориентироваться на себя, ибо у подавляющего большинства из нас голод давно вытеснен неконтролируемым аппетитом. Потребности детей очень индивидуальны. Особенно это видно в первые дни после рождения. Некоторые действительно просят грудь через 3—4 часа. Другие же требуют ее через каждый час или даже полчаса. Иногда в первый день после рождения малыш сосет практически непрерывно. Все это совершенно нормально. Постепенно интервал между кормлениями увеличивается. Каждый ребенок сам себе устанавливает оптимальный режим. Продолжительность каждого кормления также индивидуальна. Но в целом можно сказать, что потребность в удовлетворении сосательного рефлекса несколько превышает пищевые потребности малыша. Это вполне закономерно, поскольку растущий детский организм должен постоянно давать запрос и на большее производство молока материнским организмом. Кроме того, время сосания груди определяется каждый раз не только потребностью в молоке, но и потребностью в контакте с матерью. В определенные периоды малыш может часто «переедать», срыгивая лишнее количество молока. В этом нет ничего страшного. Это и есть способ запроса материнскому организму на увеличение выработки молока. Кроме того, процесс срыгивания стимулирует внутренние органы и не исключено, что по необходимости это происходит рефлекторно. Жесткий режим кормления грудью не учитывает еще одного обстоятельства — зависимость потребности в молоке от различных внешних факторов, таких как перемена погоды, геомагнитные возмущения и т. д., к которым дети весьма чувствительны. Количество молока, вырабатываемое у матери, следует лунному циклу, достигая максимума в полнолуние. Таким образом, только исходя из потребностей ребенка можно обеспечить его нужным количеством молока и в нужное для него время.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.148 (0.015 с.) |