Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прохождение по родовым путям

Поиск

Схватки завершаются вместе с полным раскрытием шейки матки. Тем самым открывается выход. Вместе с этим характер маточных сокращений меняется. Они становятся направленными на то, чтобы вытолкнуть созревший плод. Начинается этап изгнания, или этап прохождения через родовые пути. В этом противоречивость данного этапа. Это изгнание, потому что все силы материнского организма мобилизуются на выталкивание ребенка наружу. Но одновременно это и прохождение, поскольку выйти через открывшийся выход стоит ребенку огромных энергетических затрат. Хватит ли сил, чтобы пройти? Вот вопрос, красной нитью пронизывающий весь этап потуг. Да, выход открыт, и он единственно возможный. Но °н напоминает свет в конце длинного и узкого тоннеля. В этот тоннель затягивает как в воронку, но он настолько узок, что прохождение по нему грозит истощением всех жизненных сил.

Это не просто прохождение. Это трансформация, начало больших перемен. Они неотвратимые и пугающие. Это сжатие в точку, Д° самых глубин своего существа. Сжатие, ведущее к так называемой «точке смерти» — выходу из родового канала, которая одновременно является и моментом рождения, но рождения в новом качест-е- Чтобы рождение в новом качестве осуществилось, нужно умереть в старом.

Выход наружу сопровождается бурно протекающими процесса-и- Сила тяжести столь сильно отличается от привычной относи-ельной невесомости в амниотической жидкости, что ребенок пере- живает так называемый гравитационный удар. Потребность в кислороде резко возрастает. Он начинает дышать, изменяется кровообращение, органы перестраивают свою работу. Это проход через точку резкого изменения всех функций. То, что происходит в психике, можно охарактеризовать как коллапс. Весь предыдущий психический материал вытесняется внутрь, что в дальнейшем делает его недоступным для памяти в обычном состоянии сознания.

С освобождением от давления стенок родового канала обостряется чувствительность. На фоне обострения восприимчивости и протекающих резких внутренних перемен происходит встреча с новой «вселенной». Как она его встретит, так и запечатлится.

Естественные потуги сопровождаются гармоничными сокращениями матки и брюшного пресса вместе с расслаблением пластичных тканей родового канала. Одновременно происходит снижение мышечного тонуса у ребенка, благодаря чему он «вписывается» в родовые пути. Тело матери как бы выпускает ребенка наружу, после чего принимает его под свою защиту. Естественный ход событий после рождения запрограммирован в рефлексах малыша и инстинктивных поведенческих реакциях матери. Она берет его на руки и прижимает к груди. Это частично перекрывает мощный поток сенсорных стимулов, идущих от внешнего мира, и возвращает его в спокойное состояние. Ощущение материнского тела, привычное биение ее сердца и звуки ее голоса отчасти как бы возвращают назад. в матку. Пуповина продолжает какое-то время пульсировать, осуществляя кровообмен между малышом и плацентой. Это способствует более плавному переходу к изменению функций всех систем организма. Затем плацента отделяется и рождается. На этом третий этап закончен.

Запечатлевания, связанные с естественным протеканием периода изгнания, касаются отношения к происходящим неизбежным пере менам как к нормальному процессу роста и развития, ощущения своей способности пройти путь. Стихия, ввергающая в движение и перемены, в этом случае заслуживает доверия, так как ведет по единственно возможному пути, к новой жизни с новыми возможностями.

Негармоничные сокращения матки и мышц живота, вызванные медикаментозным вмешательством в родовой процесс, напряжения, мышечные зажимы, обусловленные психическим состоянием матери, вносят возмущения в прохождение. Оно может оказаться слишком затянутым, иногда с длительными задержками в какой-либо фазе. «Вселенная» не выпускает, активно препятствует и мешао прохождению. Это полностью истощает силы, создает запечатлена-ние постоянно мешающих внешних обстоятельств, неспособности и невозможности сделать решающий рывок. Или, напротив, потуги могут пройти слишком быстро и бурно, запечатляя «вселенную» как буйную стихию, подавляющую и не дающую проявить собственную волю. К этому же ведут и грубые акушерские пособия.

Нарушение естественного хода событий после рождения (раннее пережатие пуповины, разделение с матерью, закапывание в глаза обработка тела и т. д.) приводит к искаженной реализации природной программы и отрицательным запечатлеваниям. Новая «вселенная» буквально обрушивается на малыша мощным потоком сенсорных стимулов, вызывая стрессовую реакцию защиты. Сенсорные системы становятся аномально возбудимыми, мышечный тонус повышается. Это нарушает процесс адаптации, делая его неоправданно затянутым, а в каких-то отношениях не доходящим до конца. Недоверие к этой «вселенной» — естественно запечатлеваемое отношение.

 

Первый год жизни

Следующий за рождением период продолжительностью от нескольких дней до месяца (в зависимости от состояния малыша) принято называть периодом новорожденности, или периодом острой адаптации. В этот период малыш привыкает к своей новой жизненной среде, что сопровождается довольно сильными изменениями как физиологического, так и психического характера. Затем адаптационные процессы протекают мягче, но тем не менее весь первый год жизни можно назвать периодом адаптации к новой «вселенной», в которой предстоит жить все последующие годы.

Чем же характеризуется первый год жизни и в чем его важность? Необходимо пояснить, почему мы берем именно год, а не какой-либо другой срок, выделяя его в качестве начального периода. К концу первого года, может быть раньше или позже, малыш начинает ходить. Это событие знаменует вступление в следующий период развития со своими особенностями и задачами. До этого времени или, как говорят ученые, пока не реализованы антигравитационные реакции, нервная система малыша функционирует особым образом. Связь полушарий мозга у него практически отсутствует. У него как бы два мозга. Это — четкое выражение того, что ребенок Первого года жизни в психическом отношении не является целостным автономным существом. Его автономия выражается лишь в том, что после рождения и перерезки пуповины его тело отделено от Материнского. Но с физическим разделением еще не происходит разделения физиологического и тем более психического. Ранее он получал необходимые питательные вещества из материнской крови через пуповину. Теперь он их получает с материнским молоком. Материнские гормоны, проходящие через плаценту и попадая в организм ребенка, индуцировали в нем эмоциональные состояния матери. Теперь мамино состояние закодировано в ее молоке и посредством этого ребенок так же оказывается подвержен влияниям материнских эмоций. Он так же нуждается в физическом контакте с матерью, получая при этом целый комплекс ощущений (тепло, биение ее сердца и т. п.), обеспечивающих так называемый контакт-комфорт. В каком-то отношении контакт-комфорт аналогичен «океаническому блаженству» пребывания в матке.

Тонкие связи, обусловленные «резонансной» сонастройкой нервных систем матери и ребенка, остаются после рождения практически столь же сильными, как и при беременности. Будучи внутриутробно временным внутренним органом матери, чутко отражающим все ее состояния как любой другой орган, ребенок после рождения остается таким же органом, но теперь вынесенным из материнского тела.

С началом хождения ослабляется зависимость от материнской груди, контакт-комфорта, активнее функционируют межполушарные связи и обретается определенная психическая целостность. Но первый год жизни в каком-то смысле можно считать специфическим продолжением беременности. Поэтому все, что было сказано нами ранее относительно периода внутриутробного развития, остается справедливым и для этого этапа.

После рождения малыш остается «замкнутым» на мать и лишь постепенно происходит «раскрытие» на окружающий мир. Его нервная система не готова к той лавине импульсов и стимулов, которая возникает от взаимодействия с внешним миром. Без контакт-комфорта, обеспечиваемого матерью, его сенсорные системы неизбежно оказываются перегруженными и аномально возбудимыми. Это. как мы уже упоминали, вызывает защитные реакции, такие, например, как непрерывный плач, повышение мышечного тонуса. Малыш замыкается в себе, реагируя на все действия с ним как враждебные.

Задача первого года — постепенная адаптация к окружающему миру и поставляемым им стимулам. В это время развиваются все сенсорные системы, их разрешающая способность и диапазон. Поэтому первый год часто называют периодом сенсорного развития.

Сенсорные стимулы оказываются неразрывно связанными с эмоциональными реакциями, то есть приобретают некоторую значимость. Значимость приобретается под влиянием матери. Сам по себе малыш после длительного пребывания в матке все новое воспринимает как пугающее и угрожающее. И лишь воспринимая отношение матери, он адаптируется к различным воздействиям, фиксируя их, скажем, как некую норму. Например, мама с ребенком, оказавшись на холоде, волнуется и переживает, что малыш простудится. Тогда и для ребенка холод запечатлевается как угрожающий и опасный фактор. Страх матери соединяется с ощущением холода. Если же мама воспринимает пребывание на холоде как нечто нормальное, то и для ребенка это также будет нормально. Несмотря на некоторый дискомфорт, холод не будет пугающим и вызывать ощущение угрозы. Таким образом, через мать малыш формирует отношение ко всему комплексу сенсорных сигналов, поставляемых внешним миром.

Это касается не только таких простейших ощущений, как тепло и холод, но и психологической атмосферы вокруг него. Ребенок тонко реагирует на эту атмосферу и отношение матери, ее реакции и поведение в тех или иных жизненных ситуациях становятся моделью, которая впоследствии будет воспроизведена. Мама предоставляет ребенку модель взаимоотношений с миром, некую позицию в нем, из которой проистекают соответствующие реакции и поведение. Благодаря психической зависимости малыша от матери на первом году идет усвоение этой модели.

Основа развития на первом году — это развитие опорно-двигательного аппарата, который в этот период является ведущей системой, то есть от его развития зависит развитие в целом, в том числе и психическое развитие. Новорожденный обладает большим количеством врожденных рефлексов, на основе которых в течение первого года постепенно формируются более сложные движения, которые, в конце концов, становятся осмысленными и целенаправленными. Включаются более высокие уровни организации движения, идет формирование динамического двигательного стереотипа. Этот стереотип отражает не только свойства и качества тела как такового, но и усваиваемую модель отношения к миру. Ни в какой другой период связь телесного и психического не проявляется столь ярко. Все, Что происходит с телом, становится источником запечатлеваний, авсе психические состояния отражаются на функционировании тела. Тело поставляет огромное количество ощущений, а любые эмоциональные реакции вызывают мышечные сокращения н движения.

Итак, мы выделили следующие особенности первого года, которые, на наш взгляд, являются самыми важными и именно они служат основой дальнейшего изложения: — это период своеобразного продолжения беременности, период донашивания ребенка (правда, теперь уже на руках); это период тесной связи с матерью, зависимости от нее; в течение этого периода происходит адаптация к новым условиям жизни и обретение большей независимости;

— это период усвоения картины новой «вселенной»; отношения с матерью, ее поведение и реакции — основная модель, на которой в дальнейшем строятся все жизненные отношения; прежние модели (внутриутробная жизнь, схватки и прохождение через родовые пути) образуют фон, на котором рисуется картина в соответствии с новой моделью;

— это период сенсорно-моторного развития, то есть период формирования сенсорных систем и замещения рефлексов более сложными двигательными актами; развитие опорно-двигательного аппарата и сенсорное наполнение — основа развития в этот период.

Запечатлевания первого года жизни вместе с запечатлеваниями предыдущих этапов перинатального периода представляют собой первый опыт жизни, первые уроки, выучив которые, малыш движется к более сознательному отношению к окружающей реальности. И никакие уроки, получаемые в дальнейшем воспитании или в обучении в школе, не будут усвоены столь твердо, как эти первые.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 595; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.200.165 (0.011 с.)