Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Физиологический стресс и критические периодыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Представления о физиологическом стрессе и критических периодах развития — пожалуй, самые важные для понимания потребностей новорожденного и грудного младенца и тех условий, которые необходимы ему для нормального развития. Мы привыкли понимать под стрессом нечто опасное, вредное для здоровья. Часто родители, занимающиеся с детьми гимнастикой и закаливанием, обвиняются в том, что они заставляют детей испытывать стресс. И обвинители правы, ребенок действительно подвергается стрессовым нагрузкам. Не правы они в другом — стресс далеко не всегда является отрицательным фактором. Представление о стрессе как необходимом условии развития слабо освещается в популярной литературе для родителей. Однако от понимания этого вопроса зависит принятие или непринятие многих жизненно необходимых установок по отношению к ребенку. Представление о том, что ребенок не должен подвергаться стрессу, приводит к созданию ему «тепличных» условий существования, недостаточной сенсорной стимуляции и обеднению среды. Итак, что же такое стресс? Понятие стресса ввел Ганс Селье: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». На воздействие различных факторов (причем не имеет значения, приятны они нам или нет), вызывающих стресс, — стрессоров организм отвечает одинаковой биологической реакцией (вследствие этого и наганной неспецифической). Реакция стресса — это вызванная стрссом потребность осуществить приспособительную функцию Восстановить нормальное состояние. Очень важная особенность стрессовой реакции — уровень стреса возрастает не только с возрастанием силы раздражителя, но и при отсутствии раздражителей (так называемая депривация). То есть как чрезмерное раздражение, так и отсутствие раздражителя могут вызвать сильный стресс. Выделяются три фазы стрессовой реакции (или, как еще говорится, общего адаптационного синдрома) на какое-либо воздействие. 1. Реакция тревоги. В этой фазе происходит процесс мобилизации резервов, но сопротивление организма еще недостаточно. На начальном этапе оно даже уменьшается. 2. Фаза сопротивления. Уровень сопротивления поднимается выше обычного. 3. Фаза истощения. После длительного воздействия стрессора, к которому организм приспособился, постепенно истощаются запасы адаптационной энергии. Вновь появляются признаки реакции тревоги, но теперь они необратимы. Именно такие взгляды на стресс в конце концов привели к стереотипу, что стресс — это всегда плохо. Да, мы можем приспособиться к какому-либо регулярному воздействию (например, холодовому, физическим нагрузкам и т. д.), но за это мы должны заплатить заболеванием. Данные, полученные в исследованиях И.А. Аршавского, позволили уточнить и конкретизировать понятие о стрессе. И.А. Аршавский дал следующее определение адаптации: «Адаптация есть реакция физиолого-морфологического преобразования организма и его частей, в результате которой повышаются его структурно-энергетические потенциалы, то есть свободная энергия и рабочие возможности, а также общая неспецифическая резистентность»'. Стрессоры, вызывающие такую форму адаптивной реакции, были названы физиологическими, поскольку «вызываемые ими энергетические траты окупаются энергетическими приобретениями выше исходного уровня»2. Адаптивная реакция на такие раздражители называется реакцией физиологического стресса. Селье же на самом деле описывал патологический стресс. Реакция физиологического стресса также имеет три фазы, но они принципиально другие. Заключительная фаза характеризуется повышением уровня сопротивляемости по сравнению с уровнем Д° воздействия стрессора. В результате действия физиологического стресса происходит «спиралеобразный переход развивающегося организма на новый, более высокий уровень потенциальных рабочих возможностей»1.
1 И.А. Аршавский. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального разни1 М„ 1982. С. 80. ' Там же. -А. Аршавский. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. £1982. С. 81. Там же.
Таким образом, мы должны различать стресс патологический и стресс физиологический. физиологический стресс — необходимое условие развития организма. И.А. Аршавский отмечал, что «рост и нормальное развитие организма возможны лишь в условиях действия физиологических форм стрессовых раздражений»2. В естественных условиях (у животных) такими раздражителями являются колебания параметров среды обитания (перепады температуры, влажности, нехватка пищи и т. д.). В наших условиях мы лишены многих естественных физиологических раздражителей. Поэтому правильнее сказать, что ребенок нуждается в стрессе. Но, конечно же, стрессе физиологическом. Каковы же раздражители, вызывающие реакцию физиологического стресса? Перечислим основные: 1) двигательная активность; 2) температурные перепады и особенно температура окружающей среды ниже термокомфортной зоны; 3) гипоксемия — умеренная нехватка кислорода; 4)солнечное излучение; - 5) ограниченная калорийность пищи. " Потребность в физиологическом стрессе обеспечивается при естественном уходе за малышом, гимнастикой, плаванием, закаливанием. Относительно ограниченной калорийности пищи отметим, что, конечно же, ребенок не должен голодать. Однако при естественном грудном вскармливании и должных нагрузках формируется нормальное регулирование пищевых потребностей. Он будет есть только тогда, когда голоден, и ровно столько, сколько ему необходимо. Очень важно, чтобы предлагаемые ребенку нагрузки не переходили границы физиологического стресса, приобретая характер патологических стрессоров. Но и условия, при которых отсутствует Реакция адаптивного напряжения, такие как отсутствие движения, Убыточное питание, постоянный термокомфорт, нехватка сенсор-Ной стимуляции, ведут к патологическому стрессу, снижая адаптив-^е возможности и нарушая нормальный ход развития. Положительный результат действия физиологических форм Лессовых раздражений не одинаков в различные периоды жизни.
Наиболее сильный эффект наблюдается в так называемые критические периоды развития. Весь цикл индивидуального развития можно разделить на качественно различные периоды. Каждый период характеризуется своими физиологическими и психологическими особенностями, способом поведения. Переход с одного периода на последующий — это переломный этап, в течение которого в организме и психике идут значительные перемены. Такие переходные периоды называются также критическими периодами. Внутриутробный период и первый год жизни являются последовательными периодами, между которыми находится переходный, или критический период — период новорожденности. Его задача — адаптация ребенка к новым условиям существования. Причем адаптационные процессы в это время идут столь интенсивно, что период новорожденности называют также периодом острой адаптации. Первый год жизни, представляя собой относительно длительный и качественно обособленный период, в свою очередь является переходным периодом между внутриутробным существованием и определенной стадией зрелости, внешне характеризуемой сложными двигательными реакциями, в том числе началом хождения. Что же характерно для критических периодов, а значит, и для периода новорожденности и первого года? Вот что пишет И. А. Аршавский: «В случае действия в критическом периоде неких стрессовых форм раздражений, интенсивность которых не превышает адаптивные возможности в соответствующем периоде, организм приобретает способность в последующем противостоять не только влиянию воздействующего раздражителя, но и многих других стрессовых факторов среды. Стрессовая реакция, пережитая в раннем возрасте в соответствующем критическом периоде, повышает неспецифическую резистентность организма к действию разнообразных физических и психических воздействий в последующей жизни»1. Родителей часто мучает вопрос: когда начинать? Когда начинать гимнастику, плавание, закаливание и т. д.? На самом деле этот вопрос может показаться странным, поскольку сводится к вопросу: когда начинать быть здоровым? Однако он вполне закономерен в свете того наукообразного подхода, который часто преподносится в популярной литературе для родителей. Называются точные сроки начала воздушных ванн, Холодовых процедур, физических упражнении.
1 И.А. Аршавский. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. С. 49.
Причем сроки эти совершенно разные. Но практически все едины в одном: никаких действий с новорожденным. На период новорожденности наложено табу. Ибо, согласно традиционным взглядам, в этот период следует за ребенком наблюдать и выявлять патологии и отклонения в развитии. Период новорожденности - это период адаптации малыша к новым условиям существования, и «здравый смысл», основанный на страхе за это крохотное существо, подсказывает позицию пассивного наблюдателя. В свете приведенных выше положений видна вся абсурдность подобной позиции. Как раз период новорожденности и не должен быть упущен, так как именно в этом периоде мы можем получить максимальную пользу. А первый год в этом смысле - определяющий на всю жизнь.
ЧТО ЕМУ НУЖНО? Говоря о потребностях ребенка, мы имеем в виду то, что, с нашей точки зрения, ему потребно, то есть способствует его развитию, необходимо для наиболее полной реализации разворачивающейся программы развития и, в конце концов, проявления человеческой сущности как цели и результата развития. Важно различать то, что ему потребно, от того, что он «хочет», поскольку далеко не всегда и этом будет полное совпадение. Еще раз повторим, что на своем уровне малыш так же, как и мы. подвержен искушениям и страстям. Поэтому слепо следован, тому, что он «хочет», то есть потворствовать ему, — это пуп, вытеснения реальных потребностей и замены их «хотениями» уводящими развитие совсем на другой путь. Потребности ребенка необходимо понять. И в идеале, конечно, это предполагает осмысление своих собственных потребностей. Прежде всего мы можем выделить потребности, необходимы* для жизни и развития ребенка как биологического существа. Одни из них удовлетворяются (или должны удовлетворяться) благодаря врожденным рефлексам малыша и инстинктивному поведению матери (например, потребность физического контакта с матерью и и кормлении грудью). Удовлетворение других обеспечивается условиями окружающей среды, которая присуща человеку именно i«u биологическому виду. Эти условия можно назвать естественными Это условия нашего биологического развития, являющегося фундаментом социальной жизни и проявления разумности и духовности. Нарушение биологического развития ведет к тому, что надбиологи-ческая сущность человека не получает должного проявления или проявляется искаженно. Создав, однако, ребенку исключительно естественные условия, через некоторое время мы получили бы лишь особым образом организованное животное, утратившее возможность стать человеком в привычном для нас смысле этого слова. Для того чтобы эта возможность реализовалась, нужна культурная среда. Опосредованно, еще в мамином животе, он испытывает влияние культуры. Это происходит и через потребляемую матерью пищу, и ее эмоции и мыслительную деятельность, через ее человеческую речь. (Отметим для примера, что речевой аппарат ребенка уже внутриутробно начинает формироваться иод тот язык, на котором говорит мать). Итак, для развития ребенка нужны естественные условия и культурная среда. Однако при нашей цивилизованной жизни естественные условия в их непосредственной природной форме создать невозможно. Даже элементарные биологические потребности человека «окультурены», сцеплены, соединены с потребностями социальными и духовными. Поэтому задача заключается в том, чтобы в современных условиях жизни на ином качественном уровне воссоздать эти естественные условия. «Окультуривание» жизни не должно вести к забвению биологических законов нашего существования, не должно отдалять нас от тех природных условий, благодаря которым формируется биологическая основа нашей социальности н разумности. В первый год жизни нужды ребенка весьма просты и могут быть удовлетворены очень естественно, не требуя от родителей каждодневной геройской самоотверженности. Все зависит от вашего отношения и от того, какой путь вы выбираете. Если вы полны страхов, если вы не верите в силу и возможности своего малыша, в свою способность стать компетентным родителем, если вы хотите делать все «правильно», в соответствии со стандартными рекомендациями, чтобы уберечь его от многочисленных вредностей нашего мира, то да, это гарантия того, что вам придется потрудиться и попереживать, Но можно исходить и из того, что родительство - не тяжкий труд, а естественный процесс, приносящий удовлетворение и радость. Радость роста, поскольку вы растете вместе с вашим малышом, преодолевая с ним трудности и неудачи, победы н достижения. Не стоит потребности малыша рационализировать, «наукообра-зить», сводить к схемам, к списку тех или иных рекомендаций. Это ведет не только к лишним хлопотам, но и вредит естественным процессам. Гораздо важнее усвоить главный принцип — не вмешиваться в естественный процесс роста и развития ребенка, а создавать условия, при которых этот процесс был бы действительно естественным. Ниже мы рассмотрим основные потребности малыша, которые, конечно, не исчерпывают их полностью. Но, как нам представляется, эти потребности являются ведущими, наиболее существенными для развития ребенка. Удовлетворяются они достаточно просто и естественно при условии, что родители стремятся в своей жизни к простоте и естественности. Образ жизни ребенка всегда зависит от образа жизни родителей, поэтому в первую очередь нужно приобрести свой собственный опыт. Если родители сами не знают, что такое физическая нагрузка, едва ли они смогут привить вкус к ней своему малышу. Если родители не только не умеют плавать, но и боятся воды, тем более холодной, о каких занятиях в воде и закаливании может идти речь? Если дома все подчинено культу еды, ребенок поддержит это сразу. Семью следует рассматривать как целое. Ребенок не может быть сам по себе, он усваивает образ жизни своего ближайшего социального окружения. Поэтому естественное взращивание малыша — это прежде всего работа родителей над своим образом жизни и над своими отношениями.
Социальное окружение Непосредственным социальным окружением ребенка является его семья, состав которой может быть различен. Но прежде всего это мать и отец. Мать — наиболее значимая фигура в первый год жизни в силу биологической зависимости от нее ребенка (вспомним, что первый год — это своеобразное продолжение беременности). Мать предоставляет малышу первичную модель отношений через свои состояния и через все действия, которые она с ним совершает. Однако первичная модель реализуется внутри и на фоне отношений матери с другими членами семьи и прежде всего с отцом ребенка, и эти отношения оказывают огромное влияние на характер этой модели. Современная семья, как правило, далека от старого патриархального уклада или от принципов семейной жизни, устанавливаемых религиозной традицией. Сегодня так много споров о том, что же такое истинные семейные ценности, каковы роли мужчины и женщины в семье, на каких основах должны строиться их отношения. Эти вопросы очень важны, и проблема семьи — отдельная большая тема, обсуждение которой выходит за рамки данной книги. Но нам хотелось бы обратить внимание на то, что психологическое развитие ребенка и его здоровье сильно зависят от характера семейных отношений. С современных «демократических» позиций порой трудно понять, что болезни детей и отклонения в их развитии могут быть следствием того, что семья построена «неправильно». Даже при внешнем благополучии семейной жизни. Семья предполагает взаимную реализацию мужчины и женщины согласно своим половым особенностям, которые отнюдь не исчерпывается физиологией, но предполагают определенный способ чувствовать, мыслить и действовать. Во взаимодействии друг с другом на основе единого жизненного смысла эти два различные способа бытия порождают единое целое — семью. Отношения родителей в такой семье — психологическая среда, наиболее благоприятная для развития и здоровья ребенка. В сегодняшней жизни, к сожалению, мужчина и женщина все более сравниваются по способу бытия. Женщина проявляет все больше мужского поведения, а мужчина — женского. Здесь мы не будем анализировать конкретные механизмы влияния этого явления на детей, а лишь укажем, что соответствующая ему психологическая среда ограничивает развитие ребенка, а то и служит причиной его заболеваний. Для ребенка родители важны в смысле тех внутренних ощущений, которые они ему дают. Прежде всего это любовь к нему. Подобно тому как жизни взрослого человека любовь придает некоторый совершенно особый смысл, также и для малыша любовь, исходящая от родителей, придает ему жизненный импульс, что-то вроде установки «жить стоит». Даже в физическом присутствии матери, пусть даже и отдающей всю себя ребенку и самозабвенно заботящейся о нем, но не понимающей, что такое любовь, он будет ощущать покинутость, отсутствие столь необходимой в этот период опоры и, как следствие, депрессивное состояние. Мама же, принимая свою невротическую привязанность за любовь, будет искать иные причины плохого состояния малыша. С переживанием любви связано чувство безопасности. Ощущение безопасности существенно для ребенка в незнакомом для него Мире. Именно оно позволяет ему без страха его осваивать. В противном случае страх, появляющийся при встрече с новым, приводит к стремлению вернуться в состояние относительного покоя и безмятежности, которое переживалось ребенком в утробе. Снижается исследовательская активность, мир кажется агрессивным. Этот пат- терн закрепляется и в дальнейшем становится характеристикой личности взрослого человека. Внимание, требуемое ребенком, — закономерное следствие того, что рождение является завершением лишь первого акта жизненного сценария, когда только физическое тело готово к относительно автономному существованию. Ребенок и мать остаются связанными незримой пуповиной, через которую продолжают питаться более тонкие сферы человеческого существа. Нехватка внимания или недолжное его проявление отрицательно влияют на формирование душевных качеств так же, как нехватка питания или недолжный его состав влияют на формирование тела. Мать и отец выполняют различные функции в общении с ребенком. И хотя ребенок привязан в первый год прежде всего к матери, общение его с отцом тоже немаловажно. Когда говорят о роли отца и психологических последствиях развития ребенка в неполной семье, то обычно имеют в виду тот возраст, когда в полной семье отец становится в глазах ребенка значимой фигурой. Однако значимость его очевидна еще в процессе беременности, и не только в смысле психического состояния матери, естественно зависящего от наличия или отсутствия отца ребенка и от внутрисемейных отношений. Отец также по-своему «беременен». И так же как у матери, в нем протекают совершенно объективные изменения. Многие тонкие состояния индуцируются у него через мать. И если он это чувствует и меняет свое поведение в соответствии с внутренними импульсами, то становится причастным к беременности не только как участник и «виновник» зачатия ребенка, но по-своему «вынашивает» и «рожает» малыша, а мать при этом ощущает сильную поддержку. Тогда между отцом и ребенком создается мостик, наподобие бондинга между малышом и мамой. Неправомерно сравнивать материнские и отцовские чувства только по их интенсивности. Это разные чувства в соответствии с разной ролью матери и отца, они качественно отличаются друг от друга — как проявления женского и мужского начал. Общаясь с ребенком, отец создает ему качественно иную среду, чем мать, и тем самым вызывает качественно иные отклики в ребенке. Образы отца и матери архетипичны. Наполняя их своим содержанием, мать и отец формируют у ребенка представление о женщине и мужчине, о взаимодействии в природе мужского и женского начал. Бедность контактов ребенка с отцом, включая самые ранние периоды жизни, приводит к некоторой односторонности, обедняет представление о действительности. Сегодня отец часто стоит в стороне, отстраняясь от «не мужских» проблем, связанных с вынашиванием и рождением малыша, а затем просто боится взять его на руки. Образ современного мужчины — это образ добытчика, этакого цивилизованного дикаря, вечно занятого «очень важными» делами и под этой маской избегающего тех трудностей, которые связаны с воспитанием ребенка. И лишь когда ребенок вскормлен грудью матери, когда позади наиболее ответственные этапы, тут можно снизойти и напустить на себя маску отца. Но время «безотцовства», образующего пробел в среде, окружающей ребенка, приводит к пробелу в его сознании, заполняемому некими идеализированными и далекими от реальности образами. Другие члены семьи — братья и сестры ребенка, его бабушки, дедушки и другие родственники — также вносят вклад в психологическую атмосферу, в которой он растет. Ситуации здесь могут оказаться самыми разнообразными и порой драматичными. Самое главное, что нужно помнить родителям, — малыша можно уподобить некоторому внутреннему органу, принадлежащему одновременно всем членам семьи, но вынесенному вовне и чутко реагирующему на все, что в семье происходит. Взрослые, окружающие ребенка, могут не понимать, что создают нездоровую среду для его психики, на что он реагирует как поведением, так и физиологическими симптомами. Но родители также должны помнить, что это их ребенок и именно они являются главной его защитой от неблагоприятных влияний. И если они решают возникающие в семье проблемы бурными выражениями негативных эмоций, эта защита рушится. Семья выступает для ребенка первичной моделью общества и социальных отношений. И каждый член семьи предоставляет ему эту модель со своей специфической стороны. Поэтому идеальным случаем была бы большая, «правильным» образом построенная семья, в которой представлены несколько поколений в соответствии с присущими данному возрасту ролями и отношениями. Но сегодня, к сожалению, этого нет, поскольку такая семья может существовать только в обществе с традициями. Важно помнить, что, общаясь с ребенком (независимо от его возраста), каждый взрослый предоставляет ему модель того, каким должен быть взрослый человек. Эти модели запечатлеваются очень рано и служат основой последующих отношений. Если мама постоянно умиляется малышом и «сюсюкает» с ним, осыпает его поцелуями, малыш и усваивает, что именно такой и должна быть мама, а значит, и любая женщина. И когда ребенку исполняется 2^3 года, мама, начиная предъявлять к нему более «взрослые» требования, вдруг обнаруживает, что он ее не понимает. Мама-то ведь должна быть другой! Умиляющейся, «сюсюкающей», Целующей и коверкающей слова на детский манер и, конечно же, не предъявляющей никаких требований. Весьма распространенная ситуация — после периода умиления мать все больше раздражена и «срывается» на «непослушном» ребенке, который так и не может понять, в чем же он виноват. Если малыш все время слышит бабушкино «агу-у-у», запечатлевает, как она с дурацкой улыбкой корчит ему рожицы, несется к нему «на всех парусах» при первом же проявлении недовольства, — такая бабушка в дальнейшем не может рассчитывать на уважение со стороны ребенка. А вместе с ней и другие пожилые люди. А как же по-другому, если с самого начала образ пожилого человека сопряжен с глупой ухмылкой и этим протяжным «агу-у-у». Папа, постоянно изображающий из себя клоуна, чтобы во что бы то ни стало успокоить малыша, может рассчитывать в дальнейшем на полное к себе пренебрежение. Ребенок вырастает, и клоун становится неинтересен (по крайней мере в цирке это делают гораздо профессиональнее и смешнее). А попытка создать новый, соответствующий возрасту образ мужчины наталкивается на сопротивление уже сложившегося стереотипа. Как после этого выросшая девочка будет относиться к мужчинам? А легко ли будет понять вчерашнему мальчику, что человеческие отношения — не клоунада? Независимо от возраста ребенка с ним должен общаться взрослый человек, а не глупая пародия на ребенка. Еще раз подчеркнем — именно независимо от возраста, поскольку запечатлевание моделей «взрослого» поведения начинается сразу же после рождения. Конечно, общение взрослого с взрослым и взрослого с ребенком отличаются. Но в любом случае нужно осознавать, какую модель мы предоставляем нашим детям. Правда, есть и следующий нюанс — попытки искусственно построить положительный образ также не пройдут. Так что опять мы приходим к старой истине — воспитание ребенка начинается с воспитания себя.
Потребность ощущать Первый год жизни называют периодом сенсорно-моторного развития. Это означает, что развитие ребенка в этот период обеспечивается сенсорными стимулами, поставляемыми средой, в которой он живет, и его двигательной активностью. Тем самым происходит знакомство с жизненной средой, с представленными в ней качествами, такими как теплое и холодное, гладкое и шершавое, мягкое и жесткое, тихое и громкое и т. д. Важно как количество, так и качество стимулов. Поэтому можно говорить о сенсорных потребностях ребенка. В это время в основном развиваются нижние отделы мозга. Для развития низших отделов мозга необходим приток в них нервных импульсов, который обеспечивается соответствующей нагрузкой на органы чувств. Органы чувств ребенка активизируются сразу же после рождения новой средой, в которой он оказывается. При естественных родах первичные сенсорные потребности ребенка удовлетворяются одним простым и естественным действием — прикладыванием его к материнской груди. Как мы уже отмечали, мать ограждает малыша от лавины сенсорных стимулов, обрушивающейся на него сразу после рождения. И в то же время она дает ему необходимые стимулы, активизирующие его органы чувств. Контакт кожа-к-коже и мягкие поглаживания, которые делает мать, активизируют нервные окончания кожи. Обычная поза при кормлении обеспечивает зрительный контакт матери и ребенка, приводя к запечатлеванию младенцем лица матери. Сосание груди дает первые вкусовые ощущения, активизирует гипофиз, вестибюлярный аппарат и систему слуха. Первые слуховые ощущения связаны и с тем, что мама начинает с ребенком разговаривать. Запечатлевается также запах матери. Удовлетворение этих элементарных сенсорных потребностей (через прикладывание к груди после рождения) способствует укреплению бондинга. В дальнейшем сенсорные потребности ребенка удовлетворяются очень просто при естественном воспитании: во время контактов с родителями, кормления, игры, гимнастики, плавания и т. д. В условиях современного родовспоможения и обычном обращении с новорожденным происходит перегрузка его сенсорных систем. Уровень раздражителей переходит допустимую границу, вызывая дистресс. Дальнейшие условия жизни — пеленание, термокомфорт, недостаточный уровень кожной стимуляции — приводят к тому, что называется сенсорной депривацией, то есть к недостаточной сенсорной стимуляции, что, как мы видели ранее, также вызывает Дистресс. Сенсорная депривация — обычная ситуация, в которой находится сегодня подавляющее число детей. Контакт с родительскими руками происходит почти исключительно через пеленки, кроме которых его кожа ничего не знает. Малыш не испытывает перепадов температур. Он обездвижен (а движения — это также нервная стимуляция) или находится на руках в стандартной позиции «кульком». Первые дни, а то и недели, его боятся выносить на улицу, на свежий воздух и солнце. Его покой тщательно оберегается, и слышит он ча-Ще всего лишь сентиментальные воркования мамы и родственников, звук погремушки да собственный плач. Помимо того, что раз- витие при этом затормаживается, можно представить себе и запечатлеваемый ребенком «мир». В первые месяцы жизни ребенка закладывается то, что можно назвать разрешающей способностью его сенсорных систем, а также диапазоном восприятия. Различение оттенков цвета, звуковых интервалов, различия в запахах и вкусе, а также чувствительность кожи развиваются именно в этот период. Но для такого развития все это ребенку должно быть представлено. Другими словами, среда младенца должна быть достаточно обогащенной стимулами, различающимися по качеству и по оттенкам. Сказанное хорошо иллюстрирует известный эксперимент американских ученых Д. Спикелли и Г. Хирша. На глаза котят с момента рождения воздействовали оптическими раздражителями либо только с вертикальными линиями, либо только с горизонтальными. Если котенка содержали в «горизонтальной» среде, то, став взрослым, он не мог пройти даже между ножками стула, а в случае «вертикальной» среды не мог перелезть через самую маленькую преграду. В глазу не развивались соответствующие детекторы. Вообще же значение обогащенной стимулами среды для развития нервной системы доказано большим количеством экспериментов на животных. Также очевидно значение богатой стимулами среды и для ребенка. Но важно, чтобы стимулы эти были по возможности естественного происхождения. Лучший способ обеспечить такую среду — это чаще бывать с ним на природе с первых недель и даже дней его жизни, если к этому располагают погодные условия. То, с чем ребенок познакомится в раннем детстве, становится для него нормой, к которой он всегда будет осознанно или неосознанно стремиться. Запе-чатлевание неба, пения птиц, шума реки или моря, деревьев и цветов, дождя или снега, — немаловажный фактор развития экологического мышления. (Конечно же, восприятие чего-либо ребенком идет на фоне восприятия этого же родителями, поэтому то, какие чувства и переживания испытывают родители, также запечатлевается малышом.) В домашних условиях ребенка следует больше знакомить с различными натуральными предметами и материалами. Давать ему подержать деревянную палочку или ложку, гладкий камешек, кусочек ткани. Мягкое, твердое, гладкое, шершавое, тупое, острое — со всем этим нужно познакомиться. Пластмассовым игрушкам лучше предпочесть деревянные и тряпичные. Разговаривая с ребенком, нужно помнить, что при этом ему задается образец общения. Хорошо петь ему песни или периодически заводить музыку. Вообще же нужно использовать совершенно различные возможности. Скажем, если мама готовит обед, то можно дать ребенку очищенную морковку. Пусть он засовывает в рот ее, нежели пластмассовую игрушку. Для ребенка очень важно знакомство с природными факторами — водой, солнечными лучами, снегом, воздухом теплым и прохладным. Подробнее об этом будет сказано в главе о закаливании. Необходимо помнить о чрезвычайной важности кожно-мышеч-ной стимуляции, доставляющей мозгу большое количество импульсов, обеспечивая тем самым его развитие. Следует с первых же дней больше носить ребенка на руках и в различных положениях, когда он бодрствует. При этом малыш усваивает различные положения тела, хорошо развивается физически, рано (относительно принятых норм) начинает держать головку, сидеть, ползать. Если ребенок все время голенький, он получает естественный массаж. Кормить грудью его также лучше обнаженным, в контакте кожа-к-коже. Не нужно бояться брать малыша с собой в постель. Это тоже обеспечивает нужный контакт. Кроме того, это удобно для матери, избавляя от необходимости вставать для ночного кормления. Замечено, что заболевший ребенок выздоравливает быстрее, если мать берет его спать с собой. Следует отбросить распространенную глупость о том, что ребенок привыкает спать с матерью (тем более если это мальчик), и о «неправильном сексуальном воспитании». Опыт показывает, что, набирая некоторую «критическую массу» контакта, ребенок сам от этого отходит. Конечно, при условии отсутствия невротизации отношений со стороны мамы и когда малыш может так же спокойно спать отдельно. А если вы верите в «неправильное сексуальное воспитание», то продолжите эту мысль логически и перестаньте кормить грудью.
Потребность двигаться Выше мы отметили, что первый год — это период сенсорно-моторного развития. В это время явно проявляется принцип, сформулированный И.А. Аршавским, согласно которому ведущей системой у ребенка является опорно-двигательная. Попросту говоря, это означает, что от должного развития этой системы зависит нормальное развитие всех остальных систем, в том числе и психическое развитие ребенка. Природа снабдила младенца различными физиологическими механизмами, благодаря которым он осуществляет двигательную активность. Во-первых, это так называемая спонтанная двигательная активность, выражающаяся в непроизвольных движениях, которые малыш совершает даже во сне. Хорошо эта активность видна при кормлении грудью. Когда малыш сосет, он активно движет всем телом, и без этих движений молоко не будет усваиваться должным образом. Во-вторых, это рефлексы, играющие в жизни новорожденного важную роль и являющиеся показателями его состояния. Рефлексы не являются ненужными рудиментами, исчезающими со временем за ненадобностью, как, к сожалению, до сих пор считают некоторые детские врачи. Еще А.А. Ухтомский рассматривал рефлексы как активную форму взаимодействия ребенка со средой, развивающую и обостряющую чувствительность, обогащающую знакомство с окружением. Рефлексы упражняют тело, включая мышцы в работу. В дальнейшем именно на основе врожденных рефлексов происходит формирование все более сложных и все более осмысленных и целенаправленных двигательных актов. Наиважнейшее требование для обеспечения ребенку двигательной активности — отказ от пеленания. К сожалению, практика тугого пеленания остается сегодня весьма распространенной. Умение пеленать малыша рассматривается как часть науки материнства. И новоиспеченные мамы осваивают ее с не меньшим упорством, чем полицейский учится обезвреживать преступника. Практика тугого пеленания в родильных домах удобна для обслуживающего персонала, поскольку запеленутый ребенок долго и крепко спит. Разумного же объяснения этой «традиции» не может дать ни один врач. Просто так «положено». Родители же часто оправдывают пеленание ходячими предрассудками типа «чтобы был ровненьким» или «чтобы не был нервным», а также якобы древней народной традицией. Ссылка на традицию — наиболее частый аргумент, просто поражающий количеством людей, «глубоко» осведомленных в вопросах традиций наших предков. Столь сильно практика пеленания вошла в нашу жизнь. Пеленание, ограничивая движения малыша, затормаживает его физическое и психическое развитие, не дает свежему воздуху поступать к коже, затрудняет испарения с кожи, фиксирует тело в неестественном положении, нарушает кровообращение, приводит к быстрому угасанию многих рефлексов. Не позволяя малышу осущест- вить свои естественные потребности, такие как движение и комфортное положение тела, пеленание приводит его в состояние, характеризуемое как «отказ от поиска», и способствует формированию пассивно-оборонительного типа поведения. В психологии такое состояние называется также «выученной беспомощностью» и «подавлением действия». И.А. Аршавский полагал, что тугое пеленание прививает ребенку будущую психологию подчинения. Дети активны с первых же минут после рождения, проявляя исследовательскую активность. Если ребенка не пеленают, то он в среднем меньше времени проводит во сне, раньше начинает выполнять сложные манипуляции с предметами, улыбаться и издавать первые осмысленные звуки. Положите голенького ребенка на пеленку на животик
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.209 (0.014 с.) |