Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Завершение грудного вскармливанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В современной педиатрии нет понятия завершения грудного вскармливания, а есть понятие его прекращения. Обычно говорят об отлучении от груди, которое рекомендуется проводить в возрасте около года. Младенец первого года жизни стал называться грудным. Однако это не соответствует реальности. Первый год действительно представляет определенный период развития, но никак не связанный с окончанием кормления грудью. Обоснование необходимости отлучения от груди весьма прозаично и выражается подобными «научными» сентенциями: «Кормление грудью после года нецелесообразно, так как в этом возрасте малыш с материнским молоком не получает уже многих необходимых ему веществ». Снова «вещества» выше человеческих отношений. Тогда зачем нам друзья, которые нас не кормят? Зачем нам любовь, не приносящая прибыли? Каким абсурдом звучало бы для нас заключение ученых мужей о нецелесообразности продолжения половой жизни, скажем, после пятнадцати лет супружества. Почему же многими родителями всерьез принимаются следующие рекомендации: «Здорового, правильно развивающегося малыша целесообразно отнять от груди к 11 —12-му месяцу». «В этот период мать должна надевать туго затягивающий грудь бюстгальтер или бинтоваться широким бинтом, меньше пить жидкости, и через 2—4 дня выделение молока может полностью прекратиться», — такова обычно рекомендуемая «технология». К сожалению, не только родителям, слепо следующим подобным предписаниям, но и многим врачам трудно осознать, что прерывание грудного вскармливания — грубое вмешательство в естественный природный процесс, оставляющее нереализованной важнейшую биологическую программу. Страдает от этого не только ребенок, но и мать. Это мина замедленного действия. Природа не терпит насилия. Каждая нереализованная программа ищет выход и находит его в самых неестественных формах, разрушая женский организм. Порой не так просто провести связь между процессом отлучения от груди и последующими «женскими» проблемами матери. Но еще сложнее увидеть в «отлучении» одну из причин возникающего взаимонепонимания между матерью и ребенком в более старшем возрасте. Очевидно, что отнятие от груди может оказаться болезненным как для ребенка, так и для матери. И современная педиатрия понимает, что это процесс отнюдь не простой, требующий деликатного и психологически грамотного подхода. Вот что, например, пишет по этому поводу известный в мире педиатр и гуманист доктор Спок: «Отнятие от груди — важное мероприятие и для ребенка, и для матери не только физически, но и эмоционально. Бывает, что мать, придающая большое значение грудному кормлению, чувствует себя разочарованной и даже впадает в депрессию, когда приходит время отнимать ребенка от груди. Ей может показаться, что она отдалилась от ребенка или потеряла свою значительность. Поэтому тем важнее по возможности очень постепенно отнимать ребенка от груди»1.
Б. Спок. Ребенок и уход за ним. Киев, 1992. С. 72.
«Ей может показаться...»? Наивной, глупой матери «может показаться»? Нет, она чувствует реальность. Она действительно отдаляется от ребенка. И действительно теряет свою значимость... в его глазах. Ведь насильственно прерывается источник, формирующий их отношения. Не выполнив до конца своих функций, разрушается модель взаимоотношений человека с человеком и человека с окружающим миром. Разрушается процесс, формирующий интуитивное сознание ребенка. Но какое «науке» дело до того, что сердце, лишенное источника теплоты, обрекается быть холодным? Прекращение грудного вскармливания — столь же естественный процесс, как и начало. Ошибочно думать, что малыш привыкает сосать грудь и будет это делать неограниченно долго. Он будет сосать грудь столько, сколько ему надо, исходя из своих индивидуальных особенностей. Отказ от груди происходит естественно, без всякого насилия, в среднем в период от полутора до трех лет. Иногда, правда, и позже. Также естественно «пропадает» и молоко в груди у матери. Кое-кого может удивить столь «поздний» срок окончания кормления грудью. Ситуация, когда трехлетний ребенок сосет материнскую грудь, многим кажется чем-то несуразной и даже неприличной. Но ведь так было всегда. Лишь усиленное исправление ошибок природы привело к выводу о «нецелесообразности» кормить грудью дольше года. Да и сам медицинский подход приводит к тому, что этот срок редко может оказаться более продолжительным. В большинстве случаев молоко исчезает из материнской груди гораздо раньше. Следует отметить, что кормление грудью после года не представляет собой регулярный процесс, доставляющий ребенку основное питание. Постепенно он превращается в эпизодическое «припадание» к груди как своеобразный ритуал, бессмысленный с точки зрения питания, но весьма важный для ребенка в психологическом отношении. Поскольку через него он продолжает глубоко чувствовать мать, постепенно, в силу его взросления, меняющую свою значимость. Следует также отметить, что и в длительном грудном вскармливании немало своих подводных камней, требующих от матери трезвой оценки своего отношения к ребенку. Естественное грудное вскармливание при невротичной привязанности матери может стать источником сильной зависимости малыша от матери, его несамостоятельности и задержки психологического взросления. Более того, при этих обстоятельствах и молоко у матери может не «пропадать» неоправданно долго. А ребенок соответственно будет продолжать требовать грудь. Едва ли длительное естественное грудное вскармливание принесет ожидаемую пользу, если ребенок для мамы все время остается «маленьким», если она подсознательно не желает его взросления, излишне опекает его и постоянно им руководит. Может быть, такой ребенок, когда вырастет, будет обладать интуитивным чутьем и определенной возвышенностью чувств, но, увы, это с лихвой скомпен-сируется вялостью и безынициативностью, склонностью к зависимости и слабоволием. Поэтому важно помнить, что желание сделать грудное вскармливание естественным должно быть сопряжено со стремлением следовать описанным ранее принципам осознанного отношения к родительству.
Прикорм Введение прикорма — весьма волнующий вопрос. Хватает ли ребенку одного материнского молока и все ли необходимое в этом молоке содержится? Таковы главные вопросы, возникающие иногда чуть ли не с того момента, как малыш вышел из периода новорожденное™, установив себе более или менее стабильный режим кормления. Когда все же следует начинать докармливать и чем? К этой проблеме можно подойти двояко. Можно подходить с точки зрения педиатрии, согласно которой отсутствие в материнском молоке компонентов фруктовых соков, яичного желтка и дважды провернутого вареного мяса — не более чем еще одна досадная ошибка природы. А потому прикармливать детей рекомендуется иногда чуть ли не с месячного возраста. Готов ли к этому организм ребенка? Конечно, нет. Но природу ведь можно обмануть. Поэтому прикорм начинают с соков, давая их по несколько капель, и протертых фруктов с половины чайной ложки. Не беда, что тонкие слизистые оболочки желудочно-кишечного тракта все равно раздражаются, превращая детей с раннего возраста в хронических гастритиков. Главное — витамины, минеральные соли и полноценный белок. Нормы прикорма сведены в сложнейшие таблицы, а специализированные прилавки в магазинах полны всевозможных явств «для самых маленьких». К проблеме прикорма можно подойти естественно, как к составляющей части естественного грудного вскармливания и естественного воспитания вообще. Вот что пишет Б.П. Никитин: «Если новорожденный обеспечен первоначальным молозивом, а позже материнским молоком, то он получает все, что приготовила для него природа, что ему необходимо. А когда ему маминого молока становится недостаточно, природа дает сигнал — посылает ему зуб, чтобы ребенок мог грызть, кусать, тем самым прибавляя к молоку витамины и соли, которых ему теперь не хватает. Зубы режутся в возрасте 5—8 месяцев, и до этого времени желудочек ребенка не готов к любым видам пищи, кроме материнского молока. Попытки давать соки и пюре раньше этого времени ведут к расстройствам желудка, поносам, к тому, что называют "пучит животик", появлению сыпей или покраснению кожицы на щеках...»'. Опыт естественного грудного вскармливания показывает, что ребенку действительно ничего не требуется, кроме грудного молока, вплоть до появления первого зуба. Природа вложила в материнское молоко все необходимое. И мать должна заботиться о полноценности своего питания, а не о том, чем и в каком количестве докармливать малыша. Появление зубов было критерием необходимости прикорма у многих народов. Исследователь обычаев древней Индии Р.Б. Пан-дей пишет: «Зубы были очевидным признаком того, что ребенок способен принять твердую пищу. Давать твердую пищу до четвертого месяца было запрещено»2. Для слабых детей этот срок откладывался еще на более позднее время, даже на период позже года. Вплоть до появления первого зуба и соответственно начала прикорма ребенку не нужна также и вода. Ни один детеныш ни одного сухопутного млекопитающего не употребляет воду на ранних сроках грудного вскармливания. Вода (особенно кипяченая, то есть де-структурированная, «мертвая») с трудом усваивается ребенком, вызывая диспепсические явления. Матери прекрасно знают, как дети отказываются принимать воду и их приходится приучать ее пить насильственно. Гарантией нормального количества воды в организме ребенка будет его купание и водные тренировки (по возможности ежедневные). Кожа имеет свойство всасывать воду при ее недостатке даже в больших количествах. Итак, когда прорезывается первый зуб, малыш готов к более грубой пище, чем материнское молоко. Чем же его прикармливать? Когда ребенок действительно готов к твердой пище, все решается очень просто. Дайте ему что-нибудь натуральное, лучше фрукт. Например, яблоко. И он с удовольствием будет грызть его одним своим зубом. Дайте ему морковку, корочку хлеба. Не надо ничего протирать и перемалывать. Пусть его единственный зуб работает. Когда появится второй зуб, количество съеденного будет увеличиваться. Так количество зубов станет естественной мерой прикорма.
1 Б.П. Никитин. Первые уроки естественного воспитания, или детство бе.ч болезней. Л.. 1990. С. 74. 2 Р.Б. Пандей. Древнеиндийские домашние обряды. М., 1990. С. 98.
Упомянем также о практике так называемого «твердого прикорма» или «мусоления», вводимого до появления первого зуба. При этом малышу даются большие куски действительно твердых продуктов с тем, чтобы он их сосал, лизал, мял деснами, мусолил, ощущая полный вкус того, что у него во рту, но не имея возможности ничего проглотить. В этом случае мы освобождаемся от всех недостатков, связанных с грубым биохимическим воздействием прикорма. Мы даем возможность ребенку познакомиться с новыми и очень разнообразными вкусовыми ощущениями, как следует промассировать себе десны, снимая этим неприятные ощущения при росте зубов. Микродозами продуктов желудочно-кишечный тракт постепенно готовится к «взрослой» пище. Поскольку мы не кормим ребенка, а только «даем попробовать», меню «твердого прикорма» может быть очень разнообразно. Это овощи и фрукты, лучше сырые: морковь, свекла, репа, массивные части капусты, тыква, твердые яблоки, груши, сухофрукты (курага, чернослив, инжир). При этом, конечно, необходимо следить, чтобы ребенок не отделял от куска сколько-нибудь значительных крошек, не успевал их проглатывать. Все это должно немедленно удаляться из его ротика. Еще раз отметим, что для данного периода эти продукты не рассматриваются как пища. С прикормом часто связывают много трудностей: ребенок отказывается есть. Но происходит это, если прикорм вводится насильственно, раньше того срока, когда организм ребенка к нему готов. «Это уморительное зрелище, когда ребенок впервые пробует твердую пищу. На его лице недоумение и отвращение. Он морщит носик и лобик. Не осуждайте его за это. В конце концов, это действительно совсем новые для него вкус и консистенция», — поучает матерей доктор Спок1. Не правда ли, похоже на то, как маленькие девочки учат «кушать» своих кукол. А далее приводится масса «педагогических» рекомендаций, как все же заставить есть эту умилительную куклу. Пища должна быть простой: фрукты, ягоды, овощи, хлеб (лучше черствый). Чуть позже можно давать из ложечки каши. Простые, сваренные на воде, без соли и сахара. Все будет ребенку нравиться. Нельзя оценивать со своих позиций вкус продуктов. Многие матери знают, как дети упорно отказываются от молочных каш с добавлением соли и сахара. Но как только малыш получает просто сваренную на воде «невкусную» кашу, он начинает есть ее с удовольствием.
Б. Спок. Ребенок и уход за ним. Киев, 1992. С. 93.
Большая ошибка заключается в представлении о необходимости для ребенка коровьего молока. Этот предрассудок привел к тому, что коровье молоко стало неотъемлемой частью ежедневного рациона малыша как после прекращения грудного вскармливания, так и ранее. Молоко дается в чистом виде, в виде молочных каш и других блюд. Действительно, коровье молоко содержит много ценных питательных веществ. Однако их сочетание предназначено не для человеческого детеныша, а для теленка. «Поэтому всякая попытка вскармливания ребенка молоком другого биологического вида является, по существу, экологической катастрофой для ребенка, и тем более значимой, чем меньше его возраст»1. Еще опаснее специальные смеси, выпускаемые промышленностью в огромном разнообразии, также содержащие компоненты коровьего молока. «Забыли, — пишет Б. П. Никитин, — что коровье молоко предназначено природой для теленка, растущего в пять раз быстрее ребенка. И не случайно мы видим «искусственников», в два года имеющих вес 23 килограмма, то есть вес семилетнего!»2. И далее: «Реклама представляет молочные смеси удобным и почти идеальным питанием для ребенка, сообщая только об их положительных качествах. Матери несложно убедиться в их достоинствах: их легко готовить, можно давать ребенку сколько угодно и само кормление можно поручить отцу, родителям, другим членам семьи. Но следовало бы на коробке перечислять также и вредные, отрицательные свойства питания: опасность ожирения (80 процентов тучных детей уносят ожирение во взрослость), расстройство пищеварения (поносы), угнетение микрофлоры в кишечнике, ослабление иммунитета, торможение развития мозговой ткани, акселерация, будущая ранняя импотенция мужчин и другие»3. Питание ребенка всегда будет зависеть от того, какие пищевые привычки существуют в семье. Но если вы решили овладеть рациональным питанием, вам будет чему у него поучиться.
Нехватка молока Наиболее распространенная причина перевода детей на смешанное вскармливание — нехватка у матери молока. Это явление как частое, так и абсурдное, поскольку весь опыт выращивания детей у различных народов во все времена, а также выкармливание грудью млекопитающим и своих детенышей показывают, что «таково нормальное свойство женской груди — давать молоко всегда, если малышу нужно»1. И, видимо, весь вопрос исчерпывается пониманием этого «нужно».
1 Справочник по детской диететике. Под ред. И.М. Воронцова и А.В. Мазурина. Л., 1980. С. 25. 1 Б.П. Никитин. Первые уроки естественного воспитания, или детство без болезней. Л., 1990. С. 75. 1 Там же. С. 78.
Каковы же основные причины, приводящие к реальной нехватке молока или позволяющие заключить об этом? 1. Нежелание матери кормить грудью. Несмотря на возможные возражения, это достаточно распространено. Просто чаще всего это выражается не явно, а косвенно, когда кормление грудью рассматривается матерью как обуза, хотя и осознается необходимость этого. Созидающая сила нашей мысли проявляется здесь так же, как и в состоянии ребенка. Организм реагирует на сигналы из глубинных слоев сознания и постепенно прекращает выработку молока. В то же время желание выкормить малыша грудью способно преодолеть многие препятствия. 2. Использование при родах большого количества медикаментов приводит к нарушению гормонального баланса в организме матери, что может, в свою очередь, нарушить многие процессы, связанные с функцией материнства, в том числе и лактацию. Организм матери становится неспособным должным образом реагировать на запросы ребенка, сосущего грудь. Это приводит к быстрому исчезновению молока. 3. Позднее прикладывание к груди после рождения приводит к тому, что не используется критический период, когда отклик материнского организма на сосание груди наиболее оптимален. Срок грудного кормления при этом сокращается. 4. Кормление по режиму и ограничение времени сосания. Это нарушает естественные ритмы материнского организма и не учитывает потребности ребенка. В таких условиях кормление грудью не может продолжаться длительное время. 5. Внушение со стороны медиков, а также родственников, что молока может не хватать. Об этом свидетельствует и множество окружающих мать примеров. В результате — смирение с этим фактом как с неизбежностью и ранний перевод ребенка на смешанное вскармливание. Весьма способствует этому практика контрольных взвешиваний в поликлиниках и разработанные нормы набора ребенком веса, не учитывающие значительные вариации не только индивидуальных особенностей детей, по и количества молока, высасываемого одним и тем же младенцем в разное время. 6. Страхи и волнения матери за состояние ребенка (в том числе и страх за свою неспособность полноценно вскормить его грудью) приводят к изменению состава молока и уменьшению его выработки. Тем не менее именно на внушении множества страхов и опасений основан педиатрический подход к взращиванию ребенка.
1 Б.П. Никитин. Первые уроки естественного воспитания, или детство без болезней. Л., 1990. С.
7. Раннее введение прикорма ведет к насыщению ребенка, помимо материнской груди, и уменьшению времени сосания. В результате материнский организм не получает запроса на выработку молока и его количество уменьшается. Особенно этому способствует пища из бутылки с соской. Сосать грудь труднее, и ребенок начинает от нее отказываться. 8. Неблагоприятная психологическая атмосфера вокруг матери с грудным младенцем, вызывающая ее нервозность и стрессовое состояние, имеет следствием снижение лактации. 9. Иногда мать, ощущая некоторое сексуальное возбуждение при сосании ребенком груди, считает это ненормальным в силу сложившихся у нее стереотипов и стремится подавить в себе такие чувства. Вместе с этим подавляется и процесс лактации. 10. В некоторые периоды (обычно на втором-третьем месяцах кормления грудью и позже, например, на пятом или шестом) возникает ощущение нехватки молока. Малыш начинает сосать чаще и дольше, опустошая грудь полностью. Именно в это время появляется соблазн ввести прикорм и, как следствие, уменьшается потребность в груди. На самом деле это обычное явление, происходящее из-за периодического запаздывания организма матери в выработке молока. Если продолжать кормить только грудью, то достаточно двух-трех дней, чтобы количество молока возросло и стало соответствовать потребностям малыша. 11. Постоянное прикладывание ребенка только к одной груди ведет к получению материнским организмом сигнала из другой, полной груди, о ее невостребованности и снижению выработки молока. 12. К снижению лактации ведет сосание ребенком соски-пустышки. На этом остановимся особо. Сегодняшний младенец не мыслится без соски-пустышки. Она стала его атрибутом, таким же, как погремушка. И мало кто из родителей, всовывая в рот ребенку этот кусок резины, задумывается о смысле этого изобретения. А смысл его очень прост — заткнуть малышу рот, избавившись от его назойливых требований материнской груди или родительских рук. Получив резиновый заменитель мамы, ребенок удовлетворяет свою потребность в сосании, погрузившись в некое состояние полудремы, переставая беспокоить родителей. Мы уже упоминали, что потребность в сосании несколько превышает реальные пищевые потребности ребенка. Это необходимо для стимулирования выработки молока в соответствии с потребно- стями растущего организма. Удовлетворяя эти «излишки» с помощью пустышки, ребенок не осуществляет нужного запроса, что сокращает период грудного вскармливания. Однако сосание пустышки имеет и другое последствие. Взгляните на подросшего малыша, сосущего соску-пустышку Глаза его, как правило, полуприкрыты и обращены в никуда. Своеобразное самопогружение. Все это напоминает картину, наблюдаемую при сосании материнской груди. Однако нельзя проводить тождество между материнским соском и пустышкой. При сосании груди ребенок взаимодействует не только с соском, но и со всем организмом матери. Более того, со всем материнским существом. Акт сосания инициирует в ребенке ряд тончайших процессов, направленных на усвоение не только материнского молока, но и на «переваривание» ее целостного состояния. Для малыша это не просто поглощение пищи, а сложный акт взаимодействия с источником, от которого зависит его жизнь и развитие. Он ест не только ртом, но всем телом и всеми органами чувств. Прикладываясь к груди, ребенок «поглощает» мать целиком и без остатка, вбирает ее в себя, «переваривает» и «усваивает». И благодаря этому учится жизни. Такова природа кормления грудью. Пустышка также инициирует эти механизмы, вызывая «самоуглубление». Но это «самоуглубление» в пустоту, блаженное забытье, ведущее в никуда, но, несомненно, приятное и, возможно, более желанное, чем реалии внешнего мира. Для малыша подобные «самоуглубления» имеют следствием прежде всего снижение активности по отношению к внешнему миру. К тому миру, который он в этот период должен познавать и запечатлевать. Снижается поисковая активность, тенденция к исследованию. А главное, не ведет ли это к привычке удовлетворять потребности суррогатным образом? Практика показывает, что в течение первых 2—3 недель жизни такое суррогатное удовлетворение естественных потребностей воспринимается малышом как должное. Происходит запечатлевание сосания пустышки как «нормы», «нормального» способа удовлетворения сосательного рефлекса. Однако попытка впервые дать соску малышу уже после этого срока приводит к такому яркому выражению возмущения и обиды, что не оставляет никакого желания подобные попытки продолжать. Малыш не позволяет заменить мать куском резины. Матери, имеющие опыт воспитания детей с пустышкой и без нее. хорошо видят разницу в поведении детей и их реакциях. Конечно, бывают случаи, когда ввиду отсутствия у родителей опыта без пустышки обойтись сложно. Например, когда мама на время отлучилась или ребенок слишком беспокойный. Но следует избегать искушения постоянного ее использования, а также стараться заменять пустышку упомянутым выше мусолением.
Как кормить естественно Ниже мы сформулируем основные принципы естественного грудного вскармливания, подводя итог всему сказанному выше по этой животрепещущей теме. Еще раз подчеркнем, что естественное грудное вскармливание — лишь часть естественного подхода к воспитанию младенца. Пытаться вскормить малыша грудью естественно без принятия всего подхода в целом — не только бессмысленно, но и чревато негативными последствиями. Выше мы указали на негативные последствия, связанные с отношением матери к ребенку и касающиеся длительного срока кормления грудью. Однако возможны и другие последствия. Например, при естественном грудном вскармливании ребенок сам устанавливает себе некий оптимальный для него режим, четко ориентируясь на естественное чувство голода. Однако такое возможно опять же лишь с принятием естественного подхода в целом. Если же, скажем, малыш обездвиживается в пеленках, не получает должной физической нагрузки и лишен воздействия естественных природных факторов, то вполне возможно, что при кормлениях «по требованию» он будет переедать, со всеми вытекающими последствиями, поскольку нормальное чувство голода в неестественных условиях нарушается очень быстро. И некоторые педиатры, видя это, предписывают матери строгий режим кормления. И, видимо, в данном случае это в какой-то степени оправданно. Другой пример. Кормя ребенка «по требованию», мама на ночь каждый раз берет его с собой в постель. Спит, конечно же, настороженно и, как правило, в одном и том же положении. В результате не высыпается и утром встает разбитая и усталая. Ребенок же отказывается спать отдельно. Состояние невыспавшейся мамы передается ребенку, который начинает капризничать, постоянно требовать грудь, а ночью вновь откажется спать в своей кроватке. Такое часто происходит, когда требования ребенка становятся для матери законом для неукоснительного исполнения. Маленького младенца иногда (а в каких-то случаях и часто) можно брать на ночь с собой в постель. Но также он должен спать и отдельно. И первое, и второе нужно разумно сочетать, постепенно увеличивая время сна раздель- но. Иногда для этого следует проявить достаточную настойчивость. Но следует помнить, что мамина позиция по отношению к ребенку (наличие или отсутствие невротичности, «зацикленности» на требованиях малыша) является определяющей. Итак, перечислим основные принципы естественного грудного вскармливания. 1. Ребенок должен быть у материнской груди сразу же после рождения. Это формирует отношение бондинга между матерью и малышом, обогащая тонкими переживаниями любое их взаимодействие, в том числе и кормление грудью. Первое кормление сразу же после рождения дает сигнал материнскому организму на долгое грудное вскармливание. 2. Первые 3—4 дня кормления молозивом ребенку достаточно того малого количества, которое он может высосать из груди. Никаких прикормов не требуется. Но первые дни малыш может сосать часто и долго. 3. Когда приходит молоко, не следует сцеживать грудь полностью после каждого кормления. Лишь поддерживайте ее в состоянии нормальной мягкости, слегка подсцеживая, если ребенок не успевает достаточно опустошить ее при кормлении. 4. С первого же дня в материнской груди содержится все необходимое. Не требуется никаких прикормов. Не требуется и воды. Только материнская грудь. Прикорм и вода — по естественному сигналу, то есть с появлением первого зуба. 5. Частота и продолжительность кормления определяются только потребностями малыша и больше ничем. Кормите естественно, без лишних «ритуальных» действий. Грудь достаточно мыть просто водой. Мыло иссушает кожу и способствует образованию трещин. Кормите в разных положениях: сидя, лежа, стоя. Как удобнее. Не создавайте стереотипов. 6. Если ребенок просит грудь ночью, значит, он голоден. Удобно взять его к себе в постель, положив рядом пеленки для смены. Это избавит от необходимости вставать ночью и обеспечит малышу нужный контакт с матерью. Но помните, что он должен уметь спать и отдельно. 7. Кормить малыша лучше голеньким, прижимая его к своей коже. Ребенок должен иметь возможность свободно двигаться при сосании, проявляя свои эмоциональные реакции. 8. Не давайте малышу пустышку. Пусть только материнская грудь будет источником удовлетворения его потребности в сосании. Кормите его из бутылки с соской лишь в крайних случаях. Не приучайте его к суррогатам. 9. При появлении первого зуба давайте ему естественную, натуральную пищу. Сначала фрукты, овощи. Затем каши, хлеб. Используйте мусоление. Если вы сами не едите мяса, то не кормите им ребенка, по крайней мере, первый год или полтора года, а дальше — по обстоятельствам. Учитесь у него правилам рационального питания. 10. При кормлении дайте увлечь себя поднимающимся в вас ощущениям. Будьте как можно более возвышенны. Передавайте ему свое состояние. 11. Пусть малыш сам естественно откажется от груди. Забудьте о «приличиях». Продлите радость кормления. Пусть сердце ребенка получит больше тепла и доброты, чтобы вернуть их вам и другим людям. ПРИВИВКИ Одним и,) величайших достижений медицинской науки и человеческой мысли вообще считаются иммунизации или профи.тактические прививки. Просто, как псе гениальное. Ребенку вводится ослабленный вирус, вызывающий то пли иное заболевание и его организм, «переболев» болезнью в очень легкой форме, вырл батывает иммунитет, то есть становится невосприимчивым к дан ным вирусам. Считается, что с помощью иммунизации удается предотвратить или снизить заболеваемость многими инфекциями И наука продолжает поиск все новых вакцин от все новых болезней Вера в чудодейственную силу прививок — отличительная черта современного педиатра. Эта вера укоренилась и в родителях, считающих своим родительским долгом строго соблюсти предписанный график иммунизации. Прививки стали одним из главных способов защитить детей от вирусных заболеваний. Требования к этому настолько жесткие, что без прививок ребенок не допускается в детский сад. Мы привыкли к этому, и в основном это воспринимается как-нормальное явление. Тем более, что многие болезни, от которых иммунизируют детей, довольно серьезны по своим возможным последствиям. В сознании же большинства людей прочно укрепилось мнение, что иммунизации безопасны и действительно дают стойкий иммунитет против тех болезней, против которых они предназначены. Если бы все действительно было так замечательно, как это преподносят популярные издания и многие медицинские авторитеты, то вряд ли в отношении прививок возникли бы даже малейшие сомнения. Однако в последнее время многие родители отказываются делать своим детям прививки. Либо частично, либо вообще. Даже кое-кто из медиков не проводит иммунизации своим детям, имея возможность сделать в медицинской карте фиктивные отметки. Иногда иммунологи, аллергологи и невропатологи жалуются, что родители здоровых детей просят дать отвод от прививок. И хотя на общем фоне «обязательности» и «сознательности» родителей, аккуратно соблюдающих график иммунизации, это явление не так уж значительно, но оно есть и, по крайней мере, дает повод задаться вопросом о его причинах. Сразу оговоримся, что все изложенное ниже относительно прививок ни в коем случае не является рекомендациями для родителей. Это лишь частное мнение, в котором мы, однако, совершенно убеждены. Поэтому изложенное ниже следует рассматривать просто как рассуждения, «мысли вслух». Но. возможно, эти рассуждения помогут кому-то укрепиться в своем собственном мнении, будет ли оно в чем-то совпадать с нашим или окажется прямо противоположным. Дело в том. что вопрос о прививках весьма щекотлив и имеет выраженную этическую сторону. Родители часто спрашивают: «Нужно ли летать прививки или нет?» С одной стороны, возникновение такого вопроса говорит о некоторых сомнениях в исключительной полезности и безопасности иммунизации, а с другой — о стремлении получить однозначный обоснованный ответ с неосознанной целью снять с себя ответственность. Но можно ли в подобном случае дать однозначный ответ? Представьте себе, что кто-либо задал вам такой вопрос, н вы честно ответили на него исходя из своего опыта п убеждений. Предположим, что вы ответили «нет». II если впоследствии ребенок тяжело заболевает, то первая мысль, которая придет в голову родителям (п. конечно же. будет подтверждена врачами), что причина произошедшего именно в том, что вовремя не была сделана прививка. И вы окажетесь не в лучшем положении. Но, предположим, вы ответили «да». А после очередной прививки у ребенка развиваются судороги и припадочные расстройства. И опять вы окажетесь в таком же положении. Связано это будет не с вашей неправотой или неискренностью, а с тем, что только сами родители должны давать себе ответ на поставленный таким образом вопрос и решать его исходя именно из своих твердых убеждений с полным осознанием ответственности за свое решение. Не делать ребенку прививки и дрожать от страха за его здоровье — не самая лучшая ситуация. Так же как сделать их и потом сомневаться и испытывать чувство вины. То есть на первое место выходит проблема ответственности родителей и той внутренней концепции, которой они следуют. Другими словами, ответ может быть дан только исходя из конкретных концептуальных положений. Наши рассуждения основываются, как нам представляется, на той концепции, которую мы описали в предыдущих главах, и справедливы в ее рамках. Поскольку о многочисленных достоинствах прививок информации более чем достаточно, мы остановимся на менее известной и не-популяризируемой стороне иммунизации, которую официальная медицина чаще всего пытается не замечать. Отметим, однако, что достоинства вакцин и иммунизации опять же вытекают из концепции, на которой строится медицинизированное отношение к здоровью и педиатрический подход к воспитанию ребенка. Более того, это их логическое следствие и потому в данных рамках не подлежит сомнению. Другая сторона становится очевидной лишь с выходом за эти рамки. Нежелание родителей делать прививки своим детям воспринимается ортодоксальными медиками как безответственность, невежество, а то и отсутствие любви к ребенку. Что же заставляет родителей выслушивать подобные обвинения и тем не менее не изменять своего решения? Прежде всего это личный опыт, приобретенный, как правило, с первыми детьми. Матери часто отмечают, что после прививок с детьми начинается «что-то не то». Порою даже у здоровых детей начинаются простуды, отиты, грипп и другие заболевания. Иногда после прививки развиваются достаточно серьезные осложнения аллергического характера. Многие матери отмечают не только ухудшение общего состояния (помимо реакции на прививку, которая считается «нормальной»), но и изменения в поведенческих реакциях ребенка: вялость, заторможенность, сонливость или, напротив, излишнюю нервозность, гиперактивность, раздражительность. Ред- ко, но отмечаются и очень серьезные случаи. К примеру, диабетическая кома или эпилепсические припадки. Медики, как правило, не проводят параллелей между этими явлениями и прививками, предпочитая искать другие причины, продолжая уверять родителей в безопасности иммунизации. Но родительское чутье для матерей и отцов во многих случаях — более весомый аргумент, чем приводимые объяснения. Для тех, кто стоит на позициях естественного воспитания и не считает, что природа делает ошибки, очевидно, что прививки, как всякое искусственное вмешательство в организм, может оказаться отнюдь не безобидным, особенно на ранних стадиях развития. Очевидно то, что прививку нельзя отнести к физиологической форме стрессового воздействия, повышающему адаптивные возможности. Искусственное внедрение вируса, пусть даже и ослабленного, не является фактором, «родственным» организму. Едва ли кто оценивал затраты внутренних ресурсов, необходимые для борьбы с инвазией и восстановления равновесия. Но, по всей видимости, эти затраты значительны, и прививка, скорее, является для организма патологическим стрессором. Приобретая локальный, направленный иммунитет, приходится расплачиваться общим, неспецифическим иммунитетом. Отсюда и простуды, ангина, грипп, отиты и т. д. Кроме того, имеющиеся в раннем возрасте ресурсы направлены на развитие, как физическое, так и психическое. Каждая вакцинация отвлекает на себя значительную часть ресурсов на довольно ощутимый период времени. Отсюда — упомянутые вялость, заторможенность, сонливость. Либо неадекватные реакции, вызванные нарушением внутреннего равновесия, — нервность и раздражительность. А ведь на первом году жизни каждая неделя — большой срок. Иммунизации как метод защиты (то есть профилактики) от вирусных заболеваний логически обосновывается исходя из микробной теории болезней, на позициях которой стоит большинство медиков. Согласно этому воззрению микробы и вирусы вызывают болезнь, то есть являютс
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.196 (0.013 с.) |