Бюджетный процесс: понятие, этапы, участники.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бюджетный процесс: понятие, этапы, участники.



Бюджетный процесс – законодательно регламентированная деятельность государственных и местных органов власти по составлению, утверждению, рассмотрению и исполнению государственных и местных бюджетов, а также бюджетов внебюджетных фондов.

Этапы:

1. составление проекта бюджета

основу составляют: - прогноз социально-экономического развития страны и отдельных регионов

- прогноз сводного финансового баланса страны и субъектов

- планы развития государственных и муниципальных секторов экономики

Проект бюджета:

1. основные характеристики бюджета (объем доходов и расходов)

2. профицит

3. дефицит (источники финансирования)

4. консолидированный бюджет

5. структура государственного и муниципального долга

6. программа государственных и муниципальных гарантий

2 и 3. Рассмотрение и утверждение

рассматривается в 4-х чтениях:

1. обсуждается общая концепция бюджета и ключевые характеристики

2. рассматриваются расходы бюджета по направлениям

3. конкретизируются направления и указываются распорядители финансовых средств

4. голосуется бюджет в целом.

 

4. Исполнение бюджета: обеспечении полного и своевременного поступления доходов и финансирования запланированных расходов.

Участники:

1. главные распорядители – орган гос власти, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственный подразделениям.

2. распорядители – орган гос власти и местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным подразделениям.

3. получатели – бюджетные организации, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью.

Бюджетный процесс завершается составление и утверждением отчета об исполнении бюджета

В пакет документов, прилагаемых к отчету об исполнении бюджета входят:

1. отчет о расходовании резервных фондов президента и правительства

2. отчет о внутренних и внешних заимствований

3. отчет Минфина и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных кредитов.

 

Участники:

1. президент

2. правительство во главе с премьер-министром

3. федеральное собрание(совет федераций и государственная дума)

4. органы исполнительной власти (федеральные службы, агентства)

5. органы денежно-кредитного регулирования во главе с ЦБ

6. органы государственного и муниципального контроля (счетная палата)


Внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды — это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, бюджетов субъек­тов РФ и местных бюджетов, которые предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь, а также для удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета.

Классификация ВБФ

по виду субъектов   По целевому назначению   по сфере охвата   по времени действия
             
Физических лиц   Социальные   Национальные   Постоянные
Юридических лиц   Экономические   Региональные   Временные
Государства   Экологические   Местные   Срочные
Межгосударственных организаций   Политические   Всемирные    
             
    по статусу        
             
федеральные   субъективные   местные    

В настоящее время в РФ действуют следующие основ­ные государственные внебюджетные социальные и эконо­мические фонды:

социальные — Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд со­циального страхования (ФСС), фонды обязательного меди­цинского страхования (ФОМС);

экономические — Федеральный и территориальные дорожные фонды, фонды научных исследований и экспери­ментальных разработок (НИЭР), фонды технологического развития и др.

1. 1. Особенности внебюджетных фондов:

* Необходимость их создания определяется органами власти и управления; фонды имеют строго целевую направ­ленность.

* Денежные средства фондов используются для фи­нансирования государственных расходов, не включенных в бюджет.

* Формируются фонды в основном за счет обязатель­ных налоговых отчислений юридических и физических лиц.

* На отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространено большинство

норм и положений Закона РФ «Об основах налоговой систе­мы Российской Федерации» и Налогового кодекса РФ.

* Денежные ресурсы фондов находятся в федераль­ной собственности, они не входят в состав бюджета, а так­же других фондов и не подлежат изъятию на другие цели, прямо не предусмотренные законом.

* Расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению правительства или специально уполномо­ченного на то органа (правления фонда).

* Из внебюджетных фондов могут предоставляться суб­венции для привлечения дополнительных средств на фи­нансирование инвестиционных проектов и программ.

1.3. Функции внебюджетных фондов.

Внебюджетные фонды позволяют:

* влиять на процесс производства путем финансиро­вания, субсидирования, кредитования отечественных пред­приятий;

* обеспечивать природоохранные мероприятия, финан­сируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;

* оказывать социальные услуги населению путем вып­латы пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;

* предоставлять займы, в том числе зарубежным парт­нерам, включая иностранные государства.

К источникам доходов внебюджетных фондов отно­сятся:

* специальные целевые налоги и сборы, установлен­ные для соответствующего фонда.

Материальным источником внебюджетных фондов яв­ляется национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального до­хода в процессе его перераспределения при формировании фондов — специальные налоги и сборы, средства из бюд­жета и займы. Специальные налоги и сборы устанавливаются законо­дательной властью.

* отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций;

* средства бюджета.

Значительная часть фондов формиру­ется за счет средств федерального и региональных (мест­ных) бюджетов. Средства из бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета.

* прибыль от коммерческой деятельности, осуществ­ляемой фондом как юридическим лицом;

* займы, полученные фондом у Центрального банка РФ или коммерческих банков.

Доходами внебюджетных фон­дов могут выступать и заемные средства. Имеющееся у вне­бюджетных фондов положительное сальдо может быть ис­пользовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

Источники формирования внебюджетных фондов во многом предопределяются характером и масштабностью за­дач, для реализации которых они создаются. На разнообра­зие источников и их величину оказывает влияние экономи­ческое и финансовое положение страны на том или ином этапе развития.

Доходы внебюджетных социальных фондов формиру­ются, в основном, за счет средств единого социального на­лога, распределяемого по отдельным фондам. На пленарном заседании Госдума приняла законопроект предусматривающий снижение Единого социального налога (ЕСН) с 35,6 до 26%. В законе предусматривается так же изменение шкалы регрессии ЕСН. Так, если работник получает до 280 тыс. рублей в год, его работодатель уплачивает ЕСН в размере 26%, если работник получает от 280 до 600 тыс. рублей в год - 10%, если работник зарабатывает свыше 600 тыс. рублей в год - 2%.

В основные задачи ПФ входят:

1) целевой сбор и аккумуляция страховых взносов от платель­щиков в соответствии со страховыми тарифами, принятыми в за­конодательном порядке;

2) финансирование выплаты пенсии, а также других расходов
в соответствии с назначением ПФ;

3) контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФ страховых взносов, а также за пра­вильным и рациональным расходованием его средств;

4) капитализация средств ПФ.

 

Будучи элементом системы управления финансами пенсион­ного обеспечения ПФ РФ осуществляет следующие функции:

— участвует в определении размера взносов на государствен­ное страхование, обосновании их дифференциации по предприя­тиям и организациям;

— участвует в подготовке предложений по совершенствованию пенсионного обеспечения и разработке социальных программ;

— осуществляет международное сотрудничество по вопросам, относящимся к компетенции фонда.

Пенсионный фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением  
Доходы пенсионного фонда     Расходы пенсионного фонда  
Страховые взносы работодателей,граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью     Выплата трудовых пенсий, без пенсий для военнослужащих  
Добровольные взносы физич. и юр. лиц     Выплата социальных пенсий и пособий  
Ассигнования из республиканского бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий     Выплата пенсий военнослужащим и других государственных пенсий  
Доходы от капитализации средств ПФ     Содержание аппарата органов управления пенсионным фондом  
Пени, штрафы, финансовые санкции, а также банковские начисления по остаткам средств на счетах региональных ПФ     Выплата пособий на погребение  
    Прикладные научные исследования в области социальной политики  
    Расходы по доставке пенсий  
Доходы федерального и территориального фондов обязательного медицинского страхования
       
  Страховые взносы предприятий
       
  Взносы территориальных фондов на реализацию программ, выполняемых на договорных началах
       
  Ассигнования из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования
       
  Добровольные взносы юридических и физических лиц
       
  Доходы от использования временно свободных финансовых средств федерального и территориальных фондов
       
  Финансовые средства, предусмотренные в соответствующих бюджетах на обязательное медицинское страхование неработающего населения
               

 

Функции
Федеральный фонд Территориальный фонд
1. осуществляет выравнивание условий деятельности террито­риальных фондов по обеспечению финансирования программ ОМС; 2. проводит финансирование целевых программ в рамках ОМС организует разработки нормативно-методических документов 3. вносит в установленном порядке предложения о страховом тарифе на ОМС; 4. осуществляет сбор и анализ информации о финансовых ре­сурсах системы ОМС; 5. участвует в создании территориальных фондов ОМС; 6. осуществляет контроль за использованиемфинансовых средств системы ОМС;   1. аккумулируют финансовые средства территориальных фондов; 2. осуществляют финансирование ОМС,проводимого страхо­выми медицинскими учреждениями; 3. проводят финансово-кредитную деятельность по обеспече­ниюсистемы ОМС; 4. выравнивают финансовые ресурсы городов и районов, на­правляемые на проведение ОМС; 5. совместно с органами государственной налоговой службы РФосуществляют контроль за своевременным и полным поступ­лением в территориальный фонд страховых взносов, а также за рациональным использованием поступивших финансовых средств; 6. согласовывают совместно с органами исполнительной влас­ти, профессиональными медицинскими ассоциациями тарифика­цию стоимости медицинской помощи, территориальную програм­му ОМСнаселения, вносят предложения о финансовых ресурсах, необходимых для ее осуществления, о тарифах на медицинские и иные услуги по ОМС.  

 

Средства фонда направляются на выплату:

* пособий по временной нетрудоспособности;

* пособий в связи с несчастным случаем на производ­стве и профессиональным заболеванием;

* пособий по беременности и родам;

* единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

* единовременного пособия при рождении ребенка;

* ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

* социального пособия на погребение; а также на оплату:

* расходов по выздоровлению детей;

* дополнительных выходных дней по уходу за ребен­ком-инвалидом;

4 расходов по санаторно-курортному лечению и оздо­ровлению работников и членов их семей;

Ф путевок на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей;

* лечебного (диетического) питания;

* проезда в санаторно-курортные учреждения и в уч­реждения отдыха; а также на:

* частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юно­шества, находящихся на балансе страхователей, частич­ное финансирование мероприятий по внешкольному обслу­живанию детей;

Ф создание резерва для обеспечения финансовой ус­тойчивости фонда на всех уровнях;

Ф обеспечение текущей деятельности, содержание ап­парата управления фонда;

* проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;

4 осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами фонда.

Основными задачами фонда являются:

- обеспечение гарантированных пособий;

- участие в разработке и реализации государствен­ных программ охраны здоровья работников;

- подготовка мер по совершенствованию социально­го страхования.

Средства фонда образуются за счет:

* части единого социального налога по установленным налоговым ставкам;

+ страховых взносов на обязательное социальное стра­хование от несчастных случаев на производстве и профес­сиональных заболеваний;

* средств граждан, занимающихся индивидуальной тру­довой деятельностью, а также осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обес­печение по государственному социальному страхованию;

* доходов от инвестирования части временно свобод­ных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предус­мотренных бюджетом на соответствующий период;

* ассигнований из федерального бюджета РФ;

* средств от оплаты части стоимости путевок в сана­тории и дома отдыха работниками;

* добровольных взносов физических и юридических лиц;

* прочих доходов.


 



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.16.210 (0.024 с.)