Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Финансы: причины возникновения, сущность, функции, роль в экономике.↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Финансы: причины возникновения, сущность, функции, роль в экономике.
Финансы категория экономическая и историческая. Причины, приведшие к появлению: 1. отделение казны государства от казны монарха 2. формирование и использование бюджета на постоянной основе 3. переход к денежной форме взимания налогов. Финансы (в переводе с лат. «денежный платеж») – определенные эконом. отношения, возникающие в момент движения денег, когда происходит их передача наличным или безналичным путем - совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Признаки финансов: 1. денежный характер отношений 2. распределительный характер 3. распределение стоимости общественного продукта с помощью финансов сопровождается движением денежных средств, принимающих форму финансовых ресурсов. Многообразие финансовых отношений: 1. между субъектами и вышестоящими органами 2. между хоз субъектами в процессе реализации продукции 3. между хоз субъектами и государством, органами местного самоуправления 4. между отдельными бюджетами 5. между гражданами и государством 6. между гражданами и учреждениями финансово-кредитной сферы. Т.о. финансы – особый механизм стоимостного перераспределения. Их общественное назначение состоит в том, чтобы распределять и перераспределять стоимость общественного продукта между всеми участниками воспроизводственного процесса и по направлениям целевого использования. Функции финансов: 1. распределительная позволяет: - создавать целевые фонды распределения денежных средств на все иерархических уровнях управления - осуществлять внутрихозяйственное, внутриотраслевое и межтерриториальное перераспределение стоимости общественного продукта - распределение стоимости между производственной и непроизводственной сферами и соц группами - создавать резервы на всех иерархических уровнях и осуществлять накопление граждан 2. контрольная основа: движение финансовых ресурсов. Благодаря ей общество может контролировать пропорции в распределении денежных средств, а также своевременность поступлений и эффективность использования фин. ресурсов 2. регулирующая. Финансовая система: понятие, структура, роль отдельных элементов Финансовая система – совокупность различных финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств - совокупность ряда учреждений и рынков, предоставляющих свои услуги гражданам, фирмам, правительствам. - форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению совокупного общественного продукта.
Структура:
Бюджетная система – самое крупное звено, аккумулирующее основную часть налоговых поступлений. Через нее финансируются важнейшие направления государственной политики. В федеративных государствах она состоит из 3 звеньев: государственный бюджет, бюджет субъектов, местный бюджет. Управление финансами: субъекты, объекты, цели, принципы. Управление финансами – деятельность по обеспечению развития системы государства или конкретного субъекта хозяйствования в соответствии с заданными количественными и качественными параметрами. Цель управления финансами: стабильная и эффективная работа финансовой системы в целом и отдельных ее звеньев. Объекты управления: - финансовая деятельность государства - выделенные субъектом управления направления финансовой политики - конкретные финансовые показатели (фондоотдача, фондоемкость) - органы управления финансами и их персонал Субъект: спец службы, именуемые финансовым аппаратам на соответствующих иерархических уровнях управления. В целях управления финансами применяется финансовый механизм, который способствует полной и эффективной реализации финансами своих функций. Финансовый механизм – совокупность способов организации финансовых отношений, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Методы управления финансами: 1. финансовое планирование – обеспечении сбалансированности между объемом ресурсов и их распределением в рамках предприятия, его подразделения или отдельной программы 2. оперативное управление – комплекс мер, разрабатываемый на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и преследующих цель получения максимальной прибыли при минимальных затратах с помощью перераспределения финансовых ресурсов. 3. финансовый контроль – контроль органов государственной власти и местного самоуправления за финансовой деятельностью всех экономических субъектов хозяйствования. 4. прогнозирование 5. регулирование 6. принятие финансового законодательства. Финансовый контроль: понятие, объект, предмет, формы и методы. Финансовый контроль – это контроль органов власти и специальных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов хозяйствования. Объект: денежные отношения Предмет: стоимостные показатели(прибыль, рентабельность, доходы, себестоимость) Функции: 1. проверка расходования государственных средств 2. проверка своевременности поступления денежных средств в государственные ресурсы по всем звеньям финансовой системы 3. проверка соблюдения правил учета и отчетности. Классификация видов финансового контроля: 1. по времени проведения - предварительный – проводится до совершения финансовой операции - текущий – в момент совершения операции - последующий – проводится путем анализа и ревизии финансовой и бухгалтерской документации 2. по субъектам контроля - президентский - органов представительной власти - органов исполнительной власти - аудиторский - внутрихозяйственный 3. по сферам финансовой деятельности - бюджетный - налоговый - кредитный - страховой 4. по методам проведения -проверка – проверяются отдельные вопросы. - обследование – охватывает более широкий круг вопросов, при этом может проводится опрос, анкетирование. - анализ – детальное изучение периодической или годовой финансовой отчетности с целью общей оценки результатов деятельности - ревизия – полное обследование финансово – хозяйственной деятельности с целью проверки ее законности, эффективности и целесообразности. Антиинфляционная политика: сущность и особенности реализации. Антиинфляционная политика – комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленный на борьбу с инфляцией. Два основных подхода: деинфляционная политика, политика доходов. Деинфляционная политика: - регулирование денежного спроса через денежно – кредитный налоговый механизмы - снижение государственных расходов - усиление налогового бремени - ограничение денежной массы - повышение процентных ставок за кредит Политика доходов: - контроль за ценами - контроль за зарплатой путем ее замораживания или установления пределов роста - индексация - компенсация расходов Особая форма борьбы с инфляцией - шоковая терапия – стимулирование развития рыночных отношений, свободное ценообразование, отказ от регулирования цен. Следствие – снижение жизненного уровня населения. Бюджетная система в РФ Бюджетная система – совокупность бюджетов разных уровней, основанная на экономических отношения и государственном устройстве и регулируемая нормами права Между бюджетами возникают отношения, следовательно, бюджетная система – совокупность отношений. 3 уровня бюджетной системы: 1. федеральный – государственный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов. 2. региональный – бюджет субъектов РФ + бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов 3. местный – бюджет муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований Москвы и Санкт-Петербурга, сельских поселений. На 1-м уровне бюджет принимает форму закона На 2-м – также закон (областной закон) На 3-м – правовой акт представительного органа власти. Особый вид бюджета: консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Состав: консолидированный бюджет РФ = федеральный бюджет + консолидированный бюджет субъектов консолидированный бюджет субъектов = местные бюджеты + региональные бюджеты субъектов. Особенности: 1. не является правовым актом, т.е. не подлежит утверждению 2. используется для определения финансовых и социальных норм и нормативов, необходимых при бюджетном планировании и при анализе эффективности использования средств. Принципы построения бюджетной системы: 1. принцип единства 2. принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы 3. сбалансированность бюджета 4. самостоятельность 5. эффективность и экономичность 6. гласности 7. достоверности 8. адресности и целевого характера Внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды — это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которые предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь, а также для удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета. Классификация ВБФ
В настоящее время в РФ действуют следующие основные государственные внебюджетные социальные и экономические фонды: социальные — Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС), фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС); экономические — Федеральный и территориальные дорожные фонды, фонды научных исследований и экспериментальных разработок (НИЭР), фонды технологического развития и др. 1. 1. Особенности внебюджетных фондов: * Необходимость их создания определяется органами власти и управления; фонды имеют строго целевую направленность. * Денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет. * Формируются фонды в основном за счет обязательных налоговых отчислений юридических и физических лиц. * На отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации» и Налогового кодекса РФ. * Денежные ресурсы фондов находятся в федеральной собственности, они не входят в состав бюджета, а также других фондов и не подлежат изъятию на другие цели, прямо не предусмотренные законом. * Расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению правительства или специально уполномоченного на то органа (правления фонда). * Из внебюджетных фондов могут предоставляться субвенции для привлечения дополнительных средств на финансирование инвестиционных проектов и программ. 1.3. Функции внебюджетных фондов. Внебюджетные фонды позволяют: * влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий; * обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды; * оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом; * предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства. К источникам доходов внебюджетных фондов относятся: * специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда. Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов — специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы. Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. * отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций; * средства бюджета. Значительная часть фондов формируется за счет средств федерального и региональных (местных) бюджетов. Средства из бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. * прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом; * займы, полученные фондом у Центрального банка РФ или коммерческих банков. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющееся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов. Источники формирования внебюджетных фондов во многом предопределяются характером и масштабностью задач, для реализации которых они создаются. На разнообразие источников и их величину оказывает влияние экономическое и финансовое положение страны на том или ином этапе развития. Доходы внебюджетных социальных фондов формируются, в основном, за счет средств единого социального налога, распределяемого по отдельным фондам. На пленарном заседании Госдума приняла законопроект предусматривающий снижение Единого социального налога (ЕСН) с 35,6 до 26%. В законе предусматривается так же изменение шкалы регрессии ЕСН. Так, если работник получает до 280 тыс. рублей в год, его работодатель уплачивает ЕСН в размере 26%, если работник получает от 280 до 600 тыс. рублей в год - 10%, если работник зарабатывает свыше 600 тыс. рублей в год - 2%. В основные задачи ПФ входят: 1) целевой сбор и аккумуляция страховых взносов от плательщиков в соответствии со страховыми тарифами, принятыми в законодательном порядке; 2) финансирование выплаты пенсии, а также других расходов 3) контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФ страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств; 4) капитализация средств ПФ.
Будучи элементом системы управления финансами пенсионного обеспечения ПФ РФ осуществляет следующие функции: — участвует в определении размера взносов на государственное страхование, обосновании их дифференциации по предприятиям и организациям; — участвует в подготовке предложений по совершенствованию пенсионного обеспечения и разработке социальных программ; — осуществляет международное сотрудничество по вопросам, относящимся к компетенции фонда.
Средства фонда направляются на выплату: * пособий по временной нетрудоспособности; * пособий в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием; * пособий по беременности и родам; * единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; * единовременного пособия при рождении ребенка; * ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; * социального пособия на погребение; а также на оплату: * расходов по выздоровлению детей; * дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом; 4 расходов по санаторно-курортному лечению и оздоровлению работников и членов их семей; Ф путевок на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей; * лечебного (диетического) питания; * проезда в санаторно-курортные учреждения и в учреждения отдыха; а также на: * частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, находящихся на балансе страхователей, частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей; Ф создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда на всех уровнях; Ф обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления фонда; * проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда; 4 осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами фонда. Основными задачами фонда являются: - обеспечение гарантированных пособий; - участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников; - подготовка мер по совершенствованию социального страхования. Средства фонда образуются за счет: * части единого социального налога по установленным налоговым ставкам; + страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; * средств граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию; * доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом на соответствующий период; * ассигнований из федерального бюджета РФ; * средств от оплаты части стоимости путевок в санатории и дома отдыха работниками; * добровольных взносов физических и юридических лиц; * прочих доходов.
Таможенная система в РФ Таможенное регулирование – одно из направлений регулирования внешнеэкономической деятельности, направлено на регулирование экспортных и импортных операций. Таможенная политика: 1. Протекционизм характеризуется высоким уровнем таможенных барьеров на ввозимые товары и имеет своей целью защиту национальных производителей и не должна ограничивать конкуренцию 2. Либерализм внешней торговли характеризуется поощрением ввоза, низкими таможенными барьерами, увеличением конкуренции, но и может подрывать деятельность отечественных производителей 3. Разумное сочетание протекционизма и либерализации Главное средство осуществления таможенной политики является таможенный тариф – систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при ввозе и вывозе. Таможенная пошлина – обязательный налог, уплачиваемый при пересечении товаром таможенных границ. Особенности: 1. Это косвенный налог, налоговые атрибуты: - Обязательный характер уплаты (государственное принуждение) - Взыскивается без встречного удовлетворения - Поступления от таможенных пошлин не предназначены для финансирования конкретных государственных расходов 2. Это общий налог 3. Это разовый налог 4. Это особый налог, он зависит от уровня внутренних, экспортных и импортных цен. Функции таможенных пошлин: - Фискальная (пополняется доходная часть государственного бюджета) - Протекционистская (защита интересов национальных производителей) - Балансировочная (для предотвращения нежелательного экспорта товаров, для которых внутренние цены ниже мировых) - Стимулирующая (способствует продвижению товаров на мировые рынки) Классификации таможенных пошлин: 1. По объекту обложения: - Экспортные - Импортные - Транзитные 2. По способу взимания: - Агвалонные (в % к таможенной стоимости товара) - Специфические (в твёрдой сумме за единицу изделия) - Комбинированные (и в % и в твёрдой денежной сумме) 3. Характер происхождения: - Автономные (для товаров из стран, где нет РНБ – режим наибольшего благоприятствования) - Конвенциальные (есть РНБ) 4. По специфичности применения: - Антидемпинговые (если цены на товары ниже издержек отечественных производителей – не допустить ввоз) - Специальные (повышенный размер ставок. Выполняют защиту национальных производителей) - Преференциальные (пониженный размер ставок для товаров из стран пользующихся системой преференций) - Компенсационные (в случае факта получения прямой государственной субсидии экспортёрами в целях повышения его конкурентоспособности) 5. Времени действия: - Генеральные (на какой то длительный период) - Временные (сезонный характер) - Сезонные (квартал) Цели таможенного регулирования: 1. Рационализация товарной структуры экспорта и импорта 2. Поддержка рационального соотношения ввоза и вывоза товаров 3. Создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров 4. Защита экономики от неблагоприятного воздействия конкуренции 5. Обеспечение занятости населения 6. сохранения и поддержание национальной безопасности Принципы таможенного регулирования: - единство таможенной службы, законодательства, политики - целостность экономического пространства - верховенство международного права над национальным Инструменты таможенного регулирования: Некоторые налоги и акцизы, взимаемые с товаров налоговые льготы, таможенные режимы, платежи и сборы за таможенное оформление товаров, стандарты (административный инструмент), нормативы, регламенты, лимиты, квоты. Финансы: причины возникновения, сущность, функции, роль в экономике.
Финансы категория экономическая и историческая. Причины, приведшие к появлению: 1. отделение казны государства от казны монарха 2. формирование и использование бюджета на постоянной основе 3. переход к денежной форме взимания налогов. Финансы (в переводе с лат. «денежный платеж») – определенные эконом. отношения, возникающие в момент движения денег, когда происходит их передача наличным или безналичным путем - совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Признаки финансов: 1. денежный характер отношений 2. распределительный характер 3. распределение стоимости общественного продукта с помощью финансов сопровождается движением денежных средств, принимающих форму финансовых ресурсов. Многообразие финансовых отношений: 1. между субъектами и вышестоящими органами 2. между хоз субъектами в процессе реализации продукции 3. между хоз субъектами и государством, органами местного самоуправления 4. между отдельными бюджетами 5. между гражданами и государством 6. между гражданами и учреждениями финансово-кредитной сферы. Т.о. финансы – особый механизм стоимостного перераспределения. Их общественное назначение состоит в том, чтобы распределять и перераспределять стоимость общественного продукта между всеми участниками воспроизводственного процесса и по направлениям целевого использования. Функции финансов: 1. распределительная позволяет: - создавать целевые фонды распределения денежных средств на все иерархических уровнях управления - осуществлять внутрихозяйственное, внутриотраслевое и межтерриториальное перераспределение стоимости общественного продукта - распределение стоимости между производственной и непроизводственной сферами и соц группами - создавать резервы на всех иерархических уровнях и осуществлять накопление граждан 2. контрольная основа: движение финансовых ресурсов. Благодаря ей общество может контролировать пропорции в распределении денежных средств, а также своевременность поступлений и эффективность использования фин. ресурсов 2. регулирующая.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 938; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.19.123 (0.011 с.) |