Финансы: причины возникновения, сущность, функции, роль в экономике. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансы: причины возникновения, сущность, функции, роль в экономике.



Финансы: причины возникновения, сущность, функции, роль в экономике.

 

Финансы категория экономическая и историческая.

Причины, приведшие к появлению:

1. отделение казны государства от казны монарха

2. формирование и использование бюджета на постоянной основе

3. переход к денежной форме взимания налогов.

Финансы (в переводе с лат. «денежный платеж») – определенные эконом. отношения, возникающие в момент движения денег, когда происходит их передача наличным или безналичным путем

- совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Признаки финансов:

1. денежный характер отношений

2. распределительный характер

3. распределение стоимости общественного продукта с помощью финансов сопровождается движением денежных средств, принимающих форму финансовых ресурсов.

Многообразие финансовых отношений:

1. между субъектами и вышестоящими органами

2. между хоз субъектами в процессе реализации продукции

3. между хоз субъектами и государством, органами местного самоуправления

4. между отдельными бюджетами

5. между гражданами и государством

6. между гражданами и учреждениями финансово-кредитной сферы.

Т.о. финансы – особый механизм стоимостного перераспределения.

Их общественное назначение состоит в том, чтобы распределять и перераспределять стоимость общественного продукта между всеми участниками воспроизводственного процесса и по направлениям целевого использования.

Функции финансов:

1. распределительная

позволяет: - создавать целевые фонды распределения денежных средств на все иерархических уровнях управления

- осуществлять внутрихозяйственное, внутриотраслевое и межтерриториальное перераспределение стоимости общественного продукта

- распределение стоимости между производственной и непроизводственной сферами и соц группами

- создавать резервы на всех иерархических уровнях и осуществлять накопление граждан

2. контрольная

основа: движение финансовых ресурсов.

Благодаря ей общество может контролировать пропорции в распределении денежных средств, а также своевременность поступлений и эффективность использования фин. ресурсов

2. регулирующая.


Финансовая система: понятие, структура, роль отдельных элементов

Финансовая система – совокупность различных финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств

- совокупность ряда учреждений и рынков, предоставляющих свои услуги гражданам, фирмам, правительствам.

- форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению совокупного общественного продукта.

 

Структура:

Централизованные финансы Децентрализованные финансы
Бюджетная система - гос бюджет - регион бюджет - мест бюджет Финансы коммерческих организации
Внебюджетные фонды Некоммерческих
Государственный и муниципальный кредит домохозяйств

Бюджетная система – самое крупное звено, аккумулирующее основную часть налоговых поступлений. Через нее финансируются важнейшие направления государственной политики. В федеративных государствах она состоит из 3 звеньев: государственный бюджет, бюджет субъектов, местный бюджет.


Управление финансами: субъекты, объекты, цели, принципы.

Управление финансами – деятельность по обеспечению развития системы государства или конкретного субъекта хозяйствования в соответствии с заданными количественными и качественными параметрами.

Цель управления финансами: стабильная и эффективная работа финансовой системы в целом и отдельных ее звеньев.

Объекты управления: - финансовая деятельность государства

- выделенные субъектом управления направления финансовой политики

- конкретные финансовые показатели (фондоотдача, фондоемкость)

- органы управления финансами и их персонал

Субъект: спец службы, именуемые финансовым аппаратам на соответствующих иерархических уровнях управления.

В целях управления финансами применяется финансовый механизм, который способствует полной и эффективной реализации финансами своих функций. Финансовый механизм – совокупность способов организации финансовых отношений, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Методы управления финансами:

1. финансовое планирование – обеспечении сбалансированности между объемом ресурсов и их распределением в рамках предприятия, его подразделения или отдельной программы

2. оперативное управление – комплекс мер, разрабатываемый на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и преследующих цель получения максимальной прибыли при минимальных затратах с помощью перераспределения финансовых ресурсов.

3. финансовый контроль – контроль органов государственной власти и местного самоуправления за финансовой деятельностью всех экономических субъектов хозяйствования.

4. прогнозирование

5. регулирование

6. принятие финансового законодательства.


Финансовый контроль: понятие, объект, предмет, формы и методы.

Финансовый контроль – это контроль органов власти и специальных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов хозяйствования.

Объект: денежные отношения

Предмет: стоимостные показатели(прибыль, рентабельность, доходы, себестоимость)

Функции:

1. проверка расходования государственных средств

2. проверка своевременности поступления денежных средств в государственные ресурсы по всем звеньям финансовой системы

3. проверка соблюдения правил учета и отчетности.

Классификация видов финансового контроля:

1. по времени проведения

- предварительный – проводится до совершения финансовой операции

- текущий – в момент совершения операции

- последующий – проводится путем анализа и ревизии финансовой и бухгалтерской документации

2. по субъектам контроля

- президентский

- органов представительной власти

- органов исполнительной власти

- аудиторский

- внутрихозяйственный

3. по сферам финансовой деятельности

- бюджетный

- налоговый

- кредитный

- страховой

4. по методам проведения

-проверка – проверяются отдельные вопросы.

- обследование – охватывает более широкий круг вопросов, при этом может проводится опрос, анкетирование.

- анализ – детальное изучение периодической или годовой финансовой отчетности с целью общей оценки результатов деятельности

- ревизия – полное обследование финансово – хозяйственной деятельности с целью проверки ее законности, эффективности и целесообразности.


Антиинфляционная политика: сущность и особенности реализации.

Антиинфляционная политика – комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленный на борьбу с инфляцией. Два основных подхода: деинфляционная политика, политика доходов.

Деинфляционная политика:

- регулирование денежного спроса через денежно – кредитный налоговый механизмы

- снижение государственных расходов

- усиление налогового бремени

- ограничение денежной массы

- повышение процентных ставок за кредит

Политика доходов:

- контроль за ценами

- контроль за зарплатой путем ее замораживания или установления пределов роста

- индексация

- компенсация расходов

Особая форма борьбы с инфляцией - шоковая терапия – стимулирование развития рыночных отношений, свободное ценообразование, отказ от регулирования цен. Следствие – снижение жизненного уровня населения.


Бюджетная система в РФ

Бюджетная система – совокупность бюджетов разных уровней, основанная на экономических отношения и государственном устройстве и регулируемая нормами права

Между бюджетами возникают отношения, следовательно, бюджетная система – совокупность отношений.

3 уровня бюджетной системы:

1. федеральный – государственный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

2. региональный – бюджет субъектов РФ + бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов

3. местный – бюджет муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований Москвы и Санкт-Петербурга, сельских поселений.

На 1-м уровне бюджет принимает форму закона

На 2-м – также закон (областной закон)

На 3-м – правовой акт представительного органа власти.

Особый вид бюджета: консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории.

Состав: консолидированный бюджет РФ = федеральный бюджет + консолидированный бюджет субъектов

консолидированный бюджет субъектов = местные бюджеты + региональные бюджеты субъектов.

Особенности:

1. не является правовым актом, т.е. не подлежит утверждению

2. используется для определения финансовых и социальных норм и нормативов, необходимых при бюджетном планировании и при анализе эффективности использования средств.

Принципы построения бюджетной системы:

1. принцип единства

2. принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы

3. сбалансированность бюджета

4. самостоятельность

5. эффективность и экономичность

6. гласности

7. достоверности

8. адресности и целевого характера


Внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды — это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, бюджетов субъек­тов РФ и местных бюджетов, которые предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь, а также для удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета.

Классификация ВБФ

по виду субъектов   По целевому назначению   по сфере охвата   по времени действия
             
Физических лиц   Социальные   Национальные   Постоянные
Юридических лиц   Экономические   Региональные   Временные
Государства   Экологические   Местные   Срочные
Межгосударственных организаций   Политические   Всемирные    
             
    по статусу        
             
федеральные   субъективные   местные    

В настоящее время в РФ действуют следующие основ­ные государственные внебюджетные социальные и эконо­мические фонды:

социальные — Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд со­циального страхования (ФСС), фонды обязательного меди­цинского страхования (ФОМС);

экономические — Федеральный и территориальные дорожные фонды, фонды научных исследований и экспери­ментальных разработок (НИЭР), фонды технологического развития и др.

1. 1. Особенности внебюджетных фондов:

* Необходимость их создания определяется органами власти и управления; фонды имеют строго целевую направ­ленность.

* Денежные средства фондов используются для фи­нансирования государственных расходов, не включенных в бюджет.

* Формируются фонды в основном за счет обязатель­ных налоговых отчислений юридических и физических лиц.

* На отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространено большинство

норм и положений Закона РФ «Об основах налоговой систе­мы Российской Федерации» и Налогового кодекса РФ.

* Денежные ресурсы фондов находятся в федераль­ной собственности, они не входят в состав бюджета, а так­же других фондов и не подлежат изъятию на другие цели, прямо не предусмотренные законом.

* Расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению правительства или специально уполномо­ченного на то органа (правления фонда).

* Из внебюджетных фондов могут предоставляться суб­венции для привлечения дополнительных средств на фи­нансирование инвестиционных проектов и программ.

1.3. Функции внебюджетных фондов.

Внебюджетные фонды позволяют:

* влиять на процесс производства путем финансиро­вания, субсидирования, кредитования отечественных пред­приятий;

* обеспечивать природоохранные мероприятия, финан­сируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;

* оказывать социальные услуги населению путем вып­латы пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;

* предоставлять займы, в том числе зарубежным парт­нерам, включая иностранные государства.

К источникам доходов внебюджетных фондов отно­сятся:

* специальные целевые налоги и сборы, установлен­ные для соответствующего фонда.

Материальным источником внебюджетных фондов яв­ляется национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального до­хода в процессе его перераспределения при формировании фондов — специальные налоги и сборы, средства из бюд­жета и займы. Специальные налоги и сборы устанавливаются законо­дательной властью.

* отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций;

* средства бюджета.

Значительная часть фондов формиру­ется за счет средств федерального и региональных (мест­ных) бюджетов. Средства из бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета.

* прибыль от коммерческой деятельности, осуществ­ляемой фондом как юридическим лицом;

* займы, полученные фондом у Центрального банка РФ или коммерческих банков.

Доходами внебюджетных фон­дов могут выступать и заемные средства. Имеющееся у вне­бюджетных фондов положительное сальдо может быть ис­пользовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

Источники формирования внебюджетных фондов во многом предопределяются характером и масштабностью за­дач, для реализации которых они создаются. На разнообра­зие источников и их величину оказывает влияние экономи­ческое и финансовое положение страны на том или ином этапе развития.

Доходы внебюджетных социальных фондов формиру­ются, в основном, за счет средств единого социального на­лога, распределяемого по отдельным фондам. На пленарном заседании Госдума приняла законопроект предусматривающий снижение Единого социального налога (ЕСН) с 35,6 до 26%. В законе предусматривается так же изменение шкалы регрессии ЕСН. Так, если работник получает до 280 тыс. рублей в год, его работодатель уплачивает ЕСН в размере 26%, если работник получает от 280 до 600 тыс. рублей в год - 10%, если работник зарабатывает свыше 600 тыс. рублей в год - 2%.

В основные задачи ПФ входят:

1) целевой сбор и аккумуляция страховых взносов от платель­щиков в соответствии со страховыми тарифами, принятыми в за­конодательном порядке;

2) финансирование выплаты пенсии, а также других расходов
в соответствии с назначением ПФ;

3) контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФ страховых взносов, а также за пра­вильным и рациональным расходованием его средств;

4) капитализация средств ПФ.

 

Будучи элементом системы управления финансами пенсион­ного обеспечения ПФ РФ осуществляет следующие функции:

— участвует в определении размера взносов на государствен­ное страхование, обосновании их дифференциации по предприя­тиям и организациям;

— участвует в подготовке предложений по совершенствованию пенсионного обеспечения и разработке социальных программ;

— осуществляет международное сотрудничество по вопросам, относящимся к компетенции фонда.

Пенсионный фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением  
Доходы пенсионного фонда     Расходы пенсионного фонда  
Страховые взносы работодателей,граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью     Выплата трудовых пенсий, без пенсий для военнослужащих  
Добровольные взносы физич. и юр. лиц     Выплата социальных пенсий и пособий  
Ассигнования из республиканского бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий     Выплата пенсий военнослужащим и других государственных пенсий  
Доходы от капитализации средств ПФ     Содержание аппарата органов управления пенсионным фондом  
Пени, штрафы, финансовые санкции, а также банковские начисления по остаткам средств на счетах региональных ПФ     Выплата пособий на погребение  
    Прикладные научные исследования в области социальной политики  
    Расходы по доставке пенсий  
Доходы федерального и территориального фондов обязательного медицинского страхования
       
  Страховые взносы предприятий
       
  Взносы территориальных фондов на реализацию программ, выполняемых на договорных началах
       
  Ассигнования из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования
       
  Добровольные взносы юридических и физических лиц
       
  Доходы от использования временно свободных финансовых средств федерального и территориальных фондов
       
  Финансовые средства, предусмотренные в соответствующих бюджетах на обязательное медицинское страхование неработающего населения
               

 

Функции
Федеральный фонд Территориальный фонд
1. осуществляет выравнивание условий деятельности террито­риальных фондов по обеспечению финансирования программ ОМС; 2. проводит финансирование целевых программ в рамках ОМС организует разработки нормативно-методических документов 3. вносит в установленном порядке предложения о страховом тарифе на ОМС; 4. осуществляет сбор и анализ информации о финансовых ре­сурсах системы ОМС; 5. участвует в создании территориальных фондов ОМС; 6. осуществляет контроль за использованиемфинансовых средств системы ОМС;   1. аккумулируют финансовые средства территориальных фондов; 2. осуществляют финансирование ОМС,проводимого страхо­выми медицинскими учреждениями; 3. проводят финансово-кредитную деятельность по обеспече­ниюсистемы ОМС; 4. выравнивают финансовые ресурсы городов и районов, на­правляемые на проведение ОМС; 5. совместно с органами государственной налоговой службы РФосуществляют контроль за своевременным и полным поступ­лением в территориальный фонд страховых взносов, а также за рациональным использованием поступивших финансовых средств; 6. согласовывают совместно с органами исполнительной влас­ти, профессиональными медицинскими ассоциациями тарифика­цию стоимости медицинской помощи, территориальную програм­му ОМСнаселения, вносят предложения о финансовых ресурсах, необходимых для ее осуществления, о тарифах на медицинские и иные услуги по ОМС.  

 

Средства фонда направляются на выплату:

* пособий по временной нетрудоспособности;

* пособий в связи с несчастным случаем на производ­стве и профессиональным заболеванием;

* пособий по беременности и родам;

* единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

* единовременного пособия при рождении ребенка;

* ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

* социального пособия на погребение; а также на оплату:

* расходов по выздоровлению детей;

* дополнительных выходных дней по уходу за ребен­ком-инвалидом;

4 расходов по санаторно-курортному лечению и оздо­ровлению работников и членов их семей;

Ф путевок на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей;

* лечебного (диетического) питания;

* проезда в санаторно-курортные учреждения и в уч­реждения отдыха; а также на:

* частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юно­шества, находящихся на балансе страхователей, частич­ное финансирование мероприятий по внешкольному обслу­живанию детей;

Ф создание резерва для обеспечения финансовой ус­тойчивости фонда на всех уровнях;

Ф обеспечение текущей деятельности, содержание ап­парата управления фонда;

* проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;

4 осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами фонда.

Основными задачами фонда являются:

- обеспечение гарантированных пособий;

- участие в разработке и реализации государствен­ных программ охраны здоровья работников;

- подготовка мер по совершенствованию социально­го страхования.

Средства фонда образуются за счет:

* части единого социального налога по установленным налоговым ставкам;

+ страховых взносов на обязательное социальное стра­хование от несчастных случаев на производстве и профес­сиональных заболеваний;

* средств граждан, занимающихся индивидуальной тру­довой деятельностью, а также осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обес­печение по государственному социальному страхованию;

* доходов от инвестирования части временно свобод­ных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предус­мотренных бюджетом на соответствующий период;

* ассигнований из федерального бюджета РФ;

* средств от оплаты части стоимости путевок в сана­тории и дома отдыха работниками;

* добровольных взносов физических и юридических лиц;

* прочих доходов.


 

Таможенная система в РФ

Таможенное регулирование – одно из направлений регулирования внешнеэкономической деятельности, направлено на регулирование экспортных и импортных операций.

Таможенная политика:

1. Протекционизм характеризуется высоким уровнем таможенных барьеров на ввозимые товары и имеет своей целью защиту национальных производителей и не должна ограничивать конкуренцию

2. Либерализм внешней торговли характеризуется поощрением ввоза, низкими таможенными барьерами, увеличением конкуренции, но и может подрывать деятельность отечественных производителей

3. Разумное сочетание протекционизма и либерализации

Главное средство осуществления таможенной политики является таможенный тариф – систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при ввозе и вывозе.

Таможенная пошлина – обязательный налог, уплачиваемый при пересечении товаром таможенных границ.

Особенности:

1. Это косвенный налог, налоговые атрибуты:

- Обязательный характер уплаты (государственное принуждение)

- Взыскивается без встречного удовлетворения

- Поступления от таможенных пошлин не предназначены для финансирования конкретных государственных расходов

2. Это общий налог

3. Это разовый налог

4. Это особый налог, он зависит от уровня внутренних, экспортных и импортных цен.

Функции таможенных пошлин:

- Фискальная (пополняется доходная часть государственного бюджета)

- Протекционистская (защита интересов национальных производителей)

- Балансировочная (для предотвращения нежелательного экспорта товаров, для которых внутренние цены ниже мировых)

- Стимулирующая (способствует продвижению товаров на мировые рынки)

Классификации таможенных пошлин:

1. По объекту обложения:

- Экспортные

- Импортные

- Транзитные

2. По способу взимания:

- Агвалонные (в % к таможенной стоимости товара)

- Специфические (в твёрдой сумме за единицу изделия)

- Комбинированные (и в % и в твёрдой денежной сумме)

3. Характер происхождения:

- Автономные (для товаров из стран, где нет РНБ – режим наибольшего благоприятствования)

- Конвенциальные (есть РНБ)

4. По специфичности применения:

- Антидемпинговые (если цены на товары ниже издержек отечественных производителей – не допустить ввоз)

- Специальные (повышенный размер ставок. Выполняют защиту национальных производителей)

- Преференциальные (пониженный размер ставок для товаров из стран пользующихся системой преференций)

- Компенсационные (в случае факта получения прямой государственной субсидии экспортёрами в целях повышения его конкурентоспособности)

5. Времени действия:

- Генеральные (на какой то длительный период)

- Временные (сезонный характер)

- Сезонные (квартал)

Цели таможенного регулирования:

1. Рационализация товарной структуры экспорта и импорта

2. Поддержка рационального соотношения ввоза и вывоза товаров

3. Создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров

4. Защита экономики от неблагоприятного воздействия конкуренции

5. Обеспечение занятости населения

6. сохранения и поддержание национальной безопасности

Принципы таможенного регулирования:

- единство таможенной службы, законодательства, политики

- целостность экономического пространства

- верховенство международного права над национальным

Инструменты таможенного регулирования:

Некоторые налоги и акцизы, взимаемые с товаров налоговые льготы, таможенные режимы, платежи и сборы за таможенное оформление товаров, стандарты (административный инструмент), нормативы, регламенты, лимиты, квоты.


Финансы: причины возникновения, сущность, функции, роль в экономике.

 

Финансы категория экономическая и историческая.

Причины, приведшие к появлению:

1. отделение казны государства от казны монарха

2. формирование и использование бюджета на постоянной основе

3. переход к денежной форме взимания налогов.

Финансы (в переводе с лат. «денежный платеж») – определенные эконом. отношения, возникающие в момент движения денег, когда происходит их передача наличным или безналичным путем

- совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Признаки финансов:

1. денежный характер отношений

2. распределительный характер

3. распределение стоимости общественного продукта с помощью финансов сопровождается движением денежных средств, принимающих форму финансовых ресурсов.

Многообразие финансовых отношений:

1. между субъектами и вышестоящими органами

2. между хоз субъектами в процессе реализации продукции

3. между хоз субъектами и государством, органами местного самоуправления

4. между отдельными бюджетами

5. между гражданами и государством

6. между гражданами и учреждениями финансово-кредитной сферы.

Т.о. финансы – особый механизм стоимостного перераспределения.

Их общественное назначение состоит в том, чтобы распределять и перераспределять стоимость общественного продукта между всеми участниками воспроизводственного процесса и по направлениям целевого использования.

Функции финансов:

1. распределительная

позволяет: - создавать целевые фонды распределения денежных средств на все иерархических уровнях управления

- осуществлять внутрихозяйственное, внутриотраслевое и межтерриториальное перераспределение стоимости общественного продукта

- распределение стоимости между производственной и непроизводственной сферами и соц группами

- создавать резервы на всех иерархических уровнях и осуществлять накопление граждан

2. контрольная

основа: движение финансовых ресурсов.

Благодаря ей общество может контролировать пропорции в распределении денежных средств, а также своевременность поступлений и эффективность использования фин. ресурсов

2. регулирующая.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 847; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.254.36 (0.159 с.)