Выявление уровня самооценки младших школьников и условий ее формирования в учебной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выявление уровня самооценки младших школьников и условий ее формирования в учебной деятельности



 

Для успешной реализации целостного педагогического процесса педагогу совместно со школьным психологом целесообразно использовать различные проективные методики, направленные на выявление уровня самооценки младших школьников; а также создавать педагогические условия, которые способствуют формированию адекватной самооценки в системе учебной деятельности.

В ходе нашей опытно-экспериментальной работы на базе ГБОУ Школы №399 г. Москвы в 4 «Б» классе было проведено исследование на выявление уровня самооценки младших школьников и применены педагогические условия, способствующие формированию адекватной самооценки.

Педагогический эксперимент состоял из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

Целью констатирующего этапа эксперимента было выявление уровня самооценки у учащихся 4 «Б» класса по основным педагогическим условиям, в ходе которого были применены следующие проективные методики: методика «Графический диктант», методика «Лесенка» и проективная методика Дембо-Рубинштейна.

В ходе выявление уровня сформированности навыков учебной деятельности младших школьников была проведена диагностика «Графический диктант» [3, с. 48], инструкция и результаты которой представлены в приложении №1. Целью данной методики является определение произвольной сферы развития учащегося, а также выявление основных возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства.

Оборудование: листок бумаги в клетку, на котором предварительно помечены 4 точки; ручка или карандаш.

Анализ результатов: анализ полученных данных проводится по 3-м узорам (не считая тренировочный) по следующим критериям:

-безошибочное воспроизведение рисунка-учащийся получает 4 балла.

-за 1-2 ошибки- 3 балла.

-более 2 ошибок- 2 балла.

В случае, если учащийся допустил ошибок больше, чем общее количество правильно воспроизведенных участков-ученик получает 1 балл.

Если правильно воспроизведенные участи отсутствуют-учащийся получает 0 баллов.

Соответственно, в совокупности с общим количеством баллов выдвигаются следующие критерии оценивания:

10-12 баллов -высокий уровень

6-9 баллов- средний уровень

3-5 баллов -низкий уровень

0-2 баллов -очень низкий

Результаты данной проективной методики показали, что из 24 учащихся 19 набрали от 10-12 баллов, что свидетельствует о высоком уровне сформированности навыков учебной деятельностии, 4 ученика набрали от 8-9 баллов (Катя М., Андрей З., Геворг А., Марина А.) и лишь 1 ученик (Али К.) по результатам приравнивается к низкому уровню, однако в целом, это очень хороший показатель для учащихся начальной школы. Соответственно, можно предположить, что высокий уровень самооценки является следствием сформированности навыков учебной деятельности.

В процессе выявления уровня самооценки младших школьников была проведена проективная методика «Дембо-Рубинштейн». Целью данной методики является измерение уровня самооценки младших школьников, которая построена на методе прямого оценивания.

Оборудование: бланк методики, содержащий инструкции и задания, чистый лист бумаги формата А4.

Инструкция: «Каждый человек оценивает свои возможности и способности. Можно сказать о себе, что «Я самый умный» или «Я не очень веселый», но можно рассказать о себе использую линии.

Далее на доске рисуется линия, отмечая верх и низ черточками, а середину-заметной точкой.

Затем объясняется, что, к примеру, на самом верху линии находятся самые здоровые люди на свете, в самом низу-больные, а в середине-те, кто болен и здоров поровну. Затем следуют другие линии: «аккуратный-неаккуратный», «умелый-неумелый» и т.д.

Критерии оценивания уровня самооценки:

-0-60- низкий

-61-80- средний

-81-92- высокий

-92-100- очень высокий

Далее ученикам раздаются бланки и предлагается отметить себя на каждой из предложенных линий. Данные по результатам проведенной методики представлены в приложении №2.

В результате данной проективной методики было выявлено, что большинство учащихся получили показатели по шкале от 61-72 баллов, что свидетельствует о среднем уровне самооценки младшего школьника. Показатели пяти учеников свыше от 83-91 баллов в большей степени говорят о завышенной самооценке (Света У., Ксюша О., Настя В., Аня С., Катя М.), и лишь показатель одного ученика (Сабрина Х.- 56 баллов) свидетельствует о явно заниженной самооценки, набравшего менее 60 баллов по критериям данной методики.

С целью получения более достоверных результатов по уровню самооценки учеников 4 «Б» в комплексе также была проведена методика «Лесенка», результаты которой представлены в приложении №2. Целью методики является определение особенности самооценки учащегося и представлений о том, как оценивают ребенка другие люди. Данное исследование проводится индивидуально, в ходе которой ученику предлагался листок с нарисованной лесенкой с 1 по 10 ступени, и инструкция по выполнению:

Оборудование: бланк методики, содержащий инструкцию и нарисованную лесенку, рука или карандаш.

Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»

После прочтения инструкции, учащиеся приступили к выполнению задания, а педагог контролировал весь процесс проведения методики.

В процессе выполнения данной методики учащиеся 4 «Б» класса не испытывали затруднений в ходе выполнения задания и в основном без колебаний указывали свою ступеньку в лесенке. На выполнение данной работы ушло около 15 минут.

В процессе анализа полученных результатов необходимо учитывать на какую из ступенек ученик поместил самого себя. Соответственно, к данной методике прилагаются следующие критерии:

Критерии оценивания уровня самооценки:

-1-4 ступеньки -низкая самооценка

-5-8 ступеньки - адекватная самооценка

-9-10 ступеньки -завышенная самооценка

В соответствии с вышеперечисленными критериями было выявлено, что 5 учеников из класса (Света У., Аня С., Ксюша О., Катя М., и Настя В.) также имеют завышенную самооценку и только два ученика (Леша С., и Сабрина Х.) имеют заниженный уровень самооценки.

По результатам двух проведенных методик с учителем была проведена беседа с целью выявления основных причин завышенной и заниженной самооценки учащихся. В ходе беседы классному руководителю было предложено ответить на вопрос «В чем основная причина формирования неадекватной самооценки у младших школьников?» По мнению педагога, одной из причин формирования завышенной самооценки у учащихся 4 «Б» класса является стиль домашнего воспитания. Классный руководитель также смогла предоставить личную характеристику каждого учащегося с завышенной самооценкой, охарактеризовала особенности внутрисемейного поведения и воспитания, которая в основном заключается в неадекватном завышении позиции ребенка внутри семьи со стороны родителей, а также в чрезмерном внимании к ребенку по отношению к его личным достижениям и успехам. В процессе учебной деятельности педагог нередко сталкивалась с неадекватной реакцией учеников с завышенным уровнем самооценки на результаты контрольных и самостоятельных работ, а также на промежуточных итогах. Большинство таких учеников были не согласны с предъявленными требованиями от учителя в виде отметок, однако уровень успеваемости по-прежнему был средним. В межличностном общении некоторые ученики с завышенной самооценкой резко отстаивали свою позицию в коллективе, однако лишь изредка данные ситуации доходили до конфликтного завершения, поскольку учитель старался урегулировать начинающийся конфликт, аргументированно объясняя свою точку зрения каждой из сторон.

В ходе обсуждения вопроса об основных причинах развития заниженной самооценки было выявлено, что педагог в большей степени объясняет данное явление из-за особенностей стиля домашнего воспитания. Классным руководителем было установлено, что ученики с заниженной самооценкой достаточно самокритично относятся к результатам своей учебной деятельности, при этом параллельно испытывают давление со стороны родителей по отношению к личным достижениям своего ребенка. Такие учащиеся испытывают трудности при оценивании результатов своей деятельности, давая самому себе заниженную оценку за проделанную работу, либо занижая свои способности в процессе выполнения учебных задач, и зачастую, в ходе учебной деятельности, им не хватало индивидуального внимания со стороны учителя и одноклассников, которые часто указывали им на недостатки.

В процессе прохождения педагогической практики нам удалось провести наблюдение за ходом уроков с целью определения стиля педагогического общения учителя с учащимися. В результате было выявлено, что педагог руководствуется авторитарным стилем общения и воспитания в учебной деятельности, соответственно, такая позиция изначально могла создавать напряженную обстановку между учителем и учащимися и препятствовала личностному раскрытию учеников, в особенности с заниженной самооценкой.

В процессе личного наблюдения за учащимися в ходе урока мне удалось зафиксировать тот факт, что большинство учеников с завышенной самооценкой старались акцентировать внимание на себе. С их стороны преобладало желание «быть замеченным», особенно новым взрослым, авторитетными сверстниками и учителем. Также по нашим наблюдениям, учащаяся с заниженной самооценкой (Химатова С.) в учебных ситуациях иногда проявляла себя скованно и немного неуверенно, однако по анализу результатов успеваемости было выявлено, что успеваемость у ученицы находится на уровне «выше среднего», соответственно, исходя из результатов личной беседы с классным руководителем, можно выдвинуть предположение о том, что на формирование заниженного уровня самооценки учащейся может влиять стиль домашнего воспитания.

В ходе реализации констатирующего этапа эксперимента были проанализированы все основные педагогические условия формирования адекватной самооценки, а именно: использование педагогом демократического стиля педагогического общения, применение на уроках ситуации успеха и метода воспитывающих ситуаций, использование приемов само и взаимооценивания, а также самооценка учащегося будет адекватной при условии, если у него будут сформированы на достаточном уровне навыки учебной деятельности.

Также было выявлено, что стиль педагогического общения между учителем и учащимися прямо влияет на формирование самооценки младшего школьника. Мы сделали такой вывод, проанализировав стиль общения учителя по основным критериям авторитарного стиля педагогического общения: раздражительность, эмоциональная нестабильность, разговор на повышенных тонах, частые замечания к учащимся, повышение голоса и навязывание собственного мнения.

В процессе наблюдения и анализа по вышеперечисленным критериям было выявлено, что классный руководитель довольно часто использовал раздражительный тон голоса, а иногда даже крик, что соответствует вышеуказанным критериям раздражительности, частого повышения голоса и эмоциональной нестабильности на учебных занятиях. Также результаты личного наблюдения в процессе учебной деятельности показали, что педагог активно разговаривал на повышенных тонах и довольно часто делал устные замечания ученикам, что соответствует критериям разговора на повышенных тонах и использование частых замечаний к ученикам.

В целом, результаты личного наблюдения показали, что педагог руководствуется авторитарным стилем педагогического общения на основании вышеуказанных критериев.

Помимо вышеперечисленных условий было также выявлено, что в некоторых ситуациях педагог старался использовать ситуации успеха для учеников с явно заниженной самооценкой. Метод создания ситуации успеха применялся на творческих занятиях, где ученику предоставлялся определенный вид работы, подходящий под уровень способностей и возможностей, в процессе выполнения которого учащийся чувствовал себя вполне уверенным и успешным в ходе решения задания. Помимо этого, ни один учебный процесс не может не сопровождаться применением различных воспитывающих ситуаций. В процессе наблюдения за использованием метода воспитывающих ситуаций на уроках было выявлено, что через учебный материал педагог старался применять различные воспитывающие ситуации, такие как-анализ литературного произведения с целью выявления общей морали, а также различные воспитывающие творческие ситуации, предполагающие создание таких условий, в которых необходимо активное применение воображения, фантазии, смекалки, направленное на развитие духовно-нравственных качеств, а также творческих и умственных способностей.

Помимо всех вышеперечисленных условий, большое значение имеет активное использование приемов само и взаимооценивания. В ходе всего учебного процесса на различных дисциплинах педагог активно старался создавать ситуации, в которых учащиеся смогли бы оценить и проанализировать ошибки своих одноклассников по определенным критериям, которые заранее выдвигались учителем перед началом взаимопроверки для достижения объективности и грамотности оценивания. В ходе наблюдения за процессом взаимооценивания было выявлено, что учащиеся обменивались работами друг друга и выставляли соответствующие оценки по предложенным критериям. Затем педагог подводил итог и результаты взаимооценивания и анализировал наиболее встречающиеся ошибки в самостоятельных работах.

Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод о том, что самооценка младших школьников зависит от всех перечисленных нами условий, однако в процессе личного наблюдения было выявлено, что самооценка учащихся будет адекватной при условии, если у него будут сформированы на достаточном уровне навыки учебной деятельности, а также активное использование ряда педагогических условий, такие как: использование педагогом демократического стиля педагогического общения, применение на уроках ситуации успеха и метода воспитывающих ситуаций, а также использование приемов самооценивания и взаимооценивания. Однако демократический стиль педагогического общения и методы создания воспитывающих ситуаций были частично реализованы, поскольку педагог на протяжении всего периода придерживался авторитарного стиля общения, а использование метода воспитывающих ситуаций в основном применялось только на некоторых занятиях по литературному чтению и, в целом, не занимало у педагога приоритетной позиции среди других методов, которые чаще всего использовались на уроке, такие как: использование метода самооценивания и взаимооценивания, а также метода самостоятельной работы учащихся.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 765; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.196.114 (0.013 с.)