Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выявление уровня самооценки младших школьников и условий ее формирования в учебной деятельностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Для успешной реализации целостного педагогического процесса педагогу совместно со школьным психологом целесообразно использовать различные проективные методики, направленные на выявление уровня самооценки младших школьников; а также создавать педагогические условия, которые способствуют формированию адекватной самооценки в системе учебной деятельности. В ходе нашей опытно-экспериментальной работы на базе ГБОУ Школы №399 г. Москвы в 4 «Б» классе было проведено исследование на выявление уровня самооценки младших школьников и применены педагогические условия, способствующие формированию адекватной самооценки. Педагогический эксперимент состоял из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Целью констатирующего этапа эксперимента было выявление уровня самооценки у учащихся 4 «Б» класса по основным педагогическим условиям, в ходе которого были применены следующие проективные методики: методика «Графический диктант», методика «Лесенка» и проективная методика Дембо-Рубинштейна. В ходе выявление уровня сформированности навыков учебной деятельности младших школьников была проведена диагностика «Графический диктант» [3, с. 48], инструкция и результаты которой представлены в приложении №1. Целью данной методики является определение произвольной сферы развития учащегося, а также выявление основных возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства. Оборудование: листок бумаги в клетку, на котором предварительно помечены 4 точки; ручка или карандаш. Анализ результатов: анализ полученных данных проводится по 3-м узорам (не считая тренировочный) по следующим критериям: -безошибочное воспроизведение рисунка-учащийся получает 4 балла. -за 1-2 ошибки- 3 балла. -более 2 ошибок- 2 балла. В случае, если учащийся допустил ошибок больше, чем общее количество правильно воспроизведенных участков-ученик получает 1 балл. Если правильно воспроизведенные участи отсутствуют-учащийся получает 0 баллов. Соответственно, в совокупности с общим количеством баллов выдвигаются следующие критерии оценивания: 10-12 баллов -высокий уровень 6-9 баллов- средний уровень 3-5 баллов -низкий уровень 0-2 баллов -очень низкий Результаты данной проективной методики показали, что из 24 учащихся 19 набрали от 10-12 баллов, что свидетельствует о высоком уровне сформированности навыков учебной деятельностии, 4 ученика набрали от 8-9 баллов (Катя М., Андрей З., Геворг А., Марина А.) и лишь 1 ученик (Али К.) по результатам приравнивается к низкому уровню, однако в целом, это очень хороший показатель для учащихся начальной школы. Соответственно, можно предположить, что высокий уровень самооценки является следствием сформированности навыков учебной деятельности. В процессе выявления уровня самооценки младших школьников была проведена проективная методика «Дембо-Рубинштейн». Целью данной методики является измерение уровня самооценки младших школьников, которая построена на методе прямого оценивания. Оборудование: бланк методики, содержащий инструкции и задания, чистый лист бумаги формата А4. Инструкция: «Каждый человек оценивает свои возможности и способности. Можно сказать о себе, что «Я самый умный» или «Я не очень веселый», но можно рассказать о себе использую линии. Далее на доске рисуется линия, отмечая верх и низ черточками, а середину-заметной точкой. Затем объясняется, что, к примеру, на самом верху линии находятся самые здоровые люди на свете, в самом низу-больные, а в середине-те, кто болен и здоров поровну. Затем следуют другие линии: «аккуратный-неаккуратный», «умелый-неумелый» и т.д. Критерии оценивания уровня самооценки: -0-60- низкий -61-80- средний -81-92- высокий -92-100- очень высокий Далее ученикам раздаются бланки и предлагается отметить себя на каждой из предложенных линий. Данные по результатам проведенной методики представлены в приложении №2. В результате данной проективной методики было выявлено, что большинство учащихся получили показатели по шкале от 61-72 баллов, что свидетельствует о среднем уровне самооценки младшего школьника. Показатели пяти учеников свыше от 83-91 баллов в большей степени говорят о завышенной самооценке (Света У., Ксюша О., Настя В., Аня С., Катя М.), и лишь показатель одного ученика (Сабрина Х.- 56 баллов) свидетельствует о явно заниженной самооценки, набравшего менее 60 баллов по критериям данной методики. С целью получения более достоверных результатов по уровню самооценки учеников 4 «Б» в комплексе также была проведена методика «Лесенка», результаты которой представлены в приложении №2. Целью методики является определение особенности самооценки учащегося и представлений о том, как оценивают ребенка другие люди. Данное исследование проводится индивидуально, в ходе которой ученику предлагался листок с нарисованной лесенкой с 1 по 10 ступени, и инструкция по выполнению: Оборудование: бланк методики, содержащий инструкцию и нарисованную лесенку, рука или карандаш. Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?» После прочтения инструкции, учащиеся приступили к выполнению задания, а педагог контролировал весь процесс проведения методики. В процессе выполнения данной методики учащиеся 4 «Б» класса не испытывали затруднений в ходе выполнения задания и в основном без колебаний указывали свою ступеньку в лесенке. На выполнение данной работы ушло около 15 минут. В процессе анализа полученных результатов необходимо учитывать на какую из ступенек ученик поместил самого себя. Соответственно, к данной методике прилагаются следующие критерии: Критерии оценивания уровня самооценки: -1-4 ступеньки -низкая самооценка -5-8 ступеньки - адекватная самооценка -9-10 ступеньки -завышенная самооценка В соответствии с вышеперечисленными критериями было выявлено, что 5 учеников из класса (Света У., Аня С., Ксюша О., Катя М., и Настя В.) также имеют завышенную самооценку и только два ученика (Леша С., и Сабрина Х.) имеют заниженный уровень самооценки. По результатам двух проведенных методик с учителем была проведена беседа с целью выявления основных причин завышенной и заниженной самооценки учащихся. В ходе беседы классному руководителю было предложено ответить на вопрос «В чем основная причина формирования неадекватной самооценки у младших школьников?» По мнению педагога, одной из причин формирования завышенной самооценки у учащихся 4 «Б» класса является стиль домашнего воспитания. Классный руководитель также смогла предоставить личную характеристику каждого учащегося с завышенной самооценкой, охарактеризовала особенности внутрисемейного поведения и воспитания, которая в основном заключается в неадекватном завышении позиции ребенка внутри семьи со стороны родителей, а также в чрезмерном внимании к ребенку по отношению к его личным достижениям и успехам. В процессе учебной деятельности педагог нередко сталкивалась с неадекватной реакцией учеников с завышенным уровнем самооценки на результаты контрольных и самостоятельных работ, а также на промежуточных итогах. Большинство таких учеников были не согласны с предъявленными требованиями от учителя в виде отметок, однако уровень успеваемости по-прежнему был средним. В межличностном общении некоторые ученики с завышенной самооценкой резко отстаивали свою позицию в коллективе, однако лишь изредка данные ситуации доходили до конфликтного завершения, поскольку учитель старался урегулировать начинающийся конфликт, аргументированно объясняя свою точку зрения каждой из сторон. В ходе обсуждения вопроса об основных причинах развития заниженной самооценки было выявлено, что педагог в большей степени объясняет данное явление из-за особенностей стиля домашнего воспитания. Классным руководителем было установлено, что ученики с заниженной самооценкой достаточно самокритично относятся к результатам своей учебной деятельности, при этом параллельно испытывают давление со стороны родителей по отношению к личным достижениям своего ребенка. Такие учащиеся испытывают трудности при оценивании результатов своей деятельности, давая самому себе заниженную оценку за проделанную работу, либо занижая свои способности в процессе выполнения учебных задач, и зачастую, в ходе учебной деятельности, им не хватало индивидуального внимания со стороны учителя и одноклассников, которые часто указывали им на недостатки. В процессе прохождения педагогической практики нам удалось провести наблюдение за ходом уроков с целью определения стиля педагогического общения учителя с учащимися. В результате было выявлено, что педагог руководствуется авторитарным стилем общения и воспитания в учебной деятельности, соответственно, такая позиция изначально могла создавать напряженную обстановку между учителем и учащимися и препятствовала личностному раскрытию учеников, в особенности с заниженной самооценкой. В процессе личного наблюдения за учащимися в ходе урока мне удалось зафиксировать тот факт, что большинство учеников с завышенной самооценкой старались акцентировать внимание на себе. С их стороны преобладало желание «быть замеченным», особенно новым взрослым, авторитетными сверстниками и учителем. Также по нашим наблюдениям, учащаяся с заниженной самооценкой (Химатова С.) в учебных ситуациях иногда проявляла себя скованно и немного неуверенно, однако по анализу результатов успеваемости было выявлено, что успеваемость у ученицы находится на уровне «выше среднего», соответственно, исходя из результатов личной беседы с классным руководителем, можно выдвинуть предположение о том, что на формирование заниженного уровня самооценки учащейся может влиять стиль домашнего воспитания. В ходе реализации констатирующего этапа эксперимента были проанализированы все основные педагогические условия формирования адекватной самооценки, а именно: использование педагогом демократического стиля педагогического общения, применение на уроках ситуации успеха и метода воспитывающих ситуаций, использование приемов само и взаимооценивания, а также самооценка учащегося будет адекватной при условии, если у него будут сформированы на достаточном уровне навыки учебной деятельности. Также было выявлено, что стиль педагогического общения между учителем и учащимися прямо влияет на формирование самооценки младшего школьника. Мы сделали такой вывод, проанализировав стиль общения учителя по основным критериям авторитарного стиля педагогического общения: раздражительность, эмоциональная нестабильность, разговор на повышенных тонах, частые замечания к учащимся, повышение голоса и навязывание собственного мнения. В процессе наблюдения и анализа по вышеперечисленным критериям было выявлено, что классный руководитель довольно часто использовал раздражительный тон голоса, а иногда даже крик, что соответствует вышеуказанным критериям раздражительности, частого повышения голоса и эмоциональной нестабильности на учебных занятиях. Также результаты личного наблюдения в процессе учебной деятельности показали, что педагог активно разговаривал на повышенных тонах и довольно часто делал устные замечания ученикам, что соответствует критериям разговора на повышенных тонах и использование частых замечаний к ученикам. В целом, результаты личного наблюдения показали, что педагог руководствуется авторитарным стилем педагогического общения на основании вышеуказанных критериев. Помимо вышеперечисленных условий было также выявлено, что в некоторых ситуациях педагог старался использовать ситуации успеха для учеников с явно заниженной самооценкой. Метод создания ситуации успеха применялся на творческих занятиях, где ученику предоставлялся определенный вид работы, подходящий под уровень способностей и возможностей, в процессе выполнения которого учащийся чувствовал себя вполне уверенным и успешным в ходе решения задания. Помимо этого, ни один учебный процесс не может не сопровождаться применением различных воспитывающих ситуаций. В процессе наблюдения за использованием метода воспитывающих ситуаций на уроках было выявлено, что через учебный материал педагог старался применять различные воспитывающие ситуации, такие как-анализ литературного произведения с целью выявления общей морали, а также различные воспитывающие творческие ситуации, предполагающие создание таких условий, в которых необходимо активное применение воображения, фантазии, смекалки, направленное на развитие духовно-нравственных качеств, а также творческих и умственных способностей. Помимо всех вышеперечисленных условий, большое значение имеет активное использование приемов само и взаимооценивания. В ходе всего учебного процесса на различных дисциплинах педагог активно старался создавать ситуации, в которых учащиеся смогли бы оценить и проанализировать ошибки своих одноклассников по определенным критериям, которые заранее выдвигались учителем перед началом взаимопроверки для достижения объективности и грамотности оценивания. В ходе наблюдения за процессом взаимооценивания было выявлено, что учащиеся обменивались работами друг друга и выставляли соответствующие оценки по предложенным критериям. Затем педагог подводил итог и результаты взаимооценивания и анализировал наиболее встречающиеся ошибки в самостоятельных работах. Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод о том, что самооценка младших школьников зависит от всех перечисленных нами условий, однако в процессе личного наблюдения было выявлено, что самооценка учащихся будет адекватной при условии, если у него будут сформированы на достаточном уровне навыки учебной деятельности, а также активное использование ряда педагогических условий, такие как: использование педагогом демократического стиля педагогического общения, применение на уроках ситуации успеха и метода воспитывающих ситуаций, а также использование приемов самооценивания и взаимооценивания. Однако демократический стиль педагогического общения и методы создания воспитывающих ситуаций были частично реализованы, поскольку педагог на протяжении всего периода придерживался авторитарного стиля общения, а использование метода воспитывающих ситуаций в основном применялось только на некоторых занятиях по литературному чтению и, в целом, не занимало у педагога приоритетной позиции среди других методов, которые чаще всего использовались на уроке, такие как: использование метода самооценивания и взаимооценивания, а также метода самостоятельной работы учащихся.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 811; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.158.10 (0.013 с.) |