Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ГЛАВА 1. Психолого-педагогические аспекты формирования адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста в учебной деятельности

Поиск

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 6

1.1.Роль самооценки в формировании личности. 6

1.2. Факторы, влияющие на самооценку в младшем школьном возрасте. 12

1.3. Условия формирования адекватной самооценки в учебной деятельности младших школьников. 15

Выводы по первой главе. 21

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 23

2.1. Выявление уровня самооценки младших школьников и условий ее формирования в учебной деятельности. 23

2.2. Практическая реализация условий формирования адекватной самооценки у младших школьников в учебной деятельности. 31

2.3. Анализ результативности опытно-экспериментальной работы.. 35

Выводы по второй главе. Ошибка! Закладка не определена.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 40

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 42

ПРИЛОЖЕНИЕ.. 44

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время в современном образовательном процессе активно возрастает интерес к личности ученика. Поскольку основной задачей общеобразовательной школы является подготовка учащихся к активной, творческой деятельности, формированию способности к самостоятельному мышлению и самореализации, актуальной становится проблема формирования внутренней позиции младшего школьника. Это становится возможным при наличии у учащегося сформированного представления о своих способностях и возможностях, их объективное оценивание, а также выстраивание грамотных взаимоотношений с окружающими.

В психолого-педагогической литературе особое внимание уделяется работам, которые посвящены изучению проблемы формирования самооценки. Это труды А.Н.Леонтьева, Л.И.Божовича, Е.И.Савонько. Механизмы формирования самооценки младших школьников рассматривали А.И.Липкина, Л.Г.Подоляк, И.В.Дубровина. Исследователи подчеркивали, что овладевая в процессе учебной деятельности определенными нормами и ценностями, ученик под влиянием оценочного мнения учителей, родителей, товарищей, начинает конкретным образом относиться как к результатам своей деятельности, так и к самому себе. Со временем ученик начинает идентифицировать свои настоящие достижения с тем, чего он мог бы достичь, обладая определенным набором профессиональных и личностных качеств. Таким образом, у ученика в процессе учебной деятельности вырабатывается установка на оценку своих способностей, что является одним из основных компонентов самооценки младшего школьника.

Проблемой формирования самооценки в учебной деятельности занимались такие ученые-педагоги, как: Ш.А. Амонашвили, Д.Б.Эльконин, О.А.Белобрыкина, Н.В.Яковлева и другие, подчеркивая ее значимость, и выделяя для успешности учебной деятельности.

Актуальность темы исследования определяется тем, что она выступает существенной составляющей саморегуляции личности, основой ее связей с другими людьми и самоотношения. В случае неадекватности самооценки у младшего школьника, вступающего на сложный путь обучения в школе, наблюдаются нереалистичные ожидания относительно академической успеваемости, сложности в понимании причин успехов и неудач, возможны тревожность и неуверенность в себе, либо агрессивность и конфликтные отношения с одноклассниками. В целом, только если самооценка объективно отражает его возможности, ребенку удается успешно организовать, осуществлять и регулировать учебную деятельность. Отсюда представляется актуальным анализ и экспериментальное обоснование педагогических условий формирования адекватной самооценки у младших школьников в учебной деятельности.

Проблема исследования представляется нам как противоречие между изученностью характеристик и динамики этого феномена на протяжении младших классов, наличием разных программ и методов развития и коррекции самооценки у младших школьников, и отсутствием систематизированной картины педагогических условий ее формирования именно в учебной деятельности, несмотря на ведущий характер последней и большую значимость школьного обучения и позиции учителя, определяющего возможности своевременного влияния на этот процесс.

Это определило тему работы «Педагогические условия формирования адекватной самооценки у детей младшего возраста в учебной деятельности».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность комплекса педагогических условий формирования адекватной самооценки у младших школьников в учебной деятельности.

Объект исследования: процесс формирования самооценки у младших школьников.

Предмет исследования: педагогические условия формирования адекватной самооценки младших школьников в учебной деятельности.

Гипотеза: самооценка младшего школьника будет адекватной при условии, если в процессе учебной деятельности у него будут на достаточном уровне сформированы навыки учебной деятельности; учитель будет демонстрировать демократический стиль педагогического общения; применять методы воспитывающих ситуаций и ситуаций успеха, приемов самооценки и самоконтроля взаимооценки и взаимоконтроля.

Задачи исследования:

1.Раскрыть психолого-педагогические аспекты формирования адекватной самооценки у младших школьников в учебной деятельности.

2.Теоретически обосновать комплекс педагогических условий, способствующих эффективному формированию адекватной самооценки у младших школьников в учебной деятельности, на основании влияющих на нее факторов.

3.Спланировать и провести педагогический эксперимент по формированию адекватной самооценки младших школьников в учебной деятельности.

Методологическая база исследования представлена системным подходом к самооценке и принципом детерминизма.

Теоретической базой исследования выступили: теории и исследования самооценки Ш.А.Амонашвили, О.А.Белобрыкиной, А.И.Липкиной, и др.

Методы исследования: теоретические методы – анализ теоретических источников, эмпирические методы – психолого-педагогический эксперимент, наблюдение.

Практическая значимость дипломной работы определяется использованием системы педагогических условий формирования адекватной самооценки младших школьников в учебном процессе, а также возможностью их трансляции на другие образовательные учреждения и классы.

Структура работы представлена введением, двумя главами (теоретической и экспериментальной), заключением, списком литературы и приложением.

ГЛАВА 1. Психолого-педагогические аспекты формирования адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста в учебной деятельности

Выводы по первой главе

 

В результате вышеизложенной информации можно сделать вывод о том, что самооценка является неотъемлемой частью развития личности человека, определяющая уровень его притязаний и отношение к самому себе.

Адекватная самооценка позволяет объективно соотносить свои способности и возможности в соответствии с ситуацией, воспринимать адекватную критику окружающих и сопоставлять ее со своей внутренней оценкой, ставить достижимые цели и задачи в соответствии со своими возможностями, а также предвидеть общественную реакцию на результат собственной деятельности.

При неадекватной самооценке отсутствует объективное представление о своих возможностях, при которой человек сталкивается с препятствиями как в профессиональной, так и в личностной сферах; искажается восприятие окружающего мира, при котором отсутствует адекватное оценивание ситуаций и в большей степени присутствует эмоциональный компонент. Нормальный уровень самооценки выражается в объективном оценивании личности своих реальных возможностей или невозможностей чего-либо. Завышенная самооценка выражается в искаженном и переоцененном представлении личности о своих достоинствах и возможностях. Заниженная самооценка проявляется в неадекватном занижении потенциала и необъективной оценке личностных качеств субъекта. На формирование самооценки также влияют различные факторы, к которым относятся: стиль домашнего воспитания и непосредственное мнение родителей о ребенке, наличие или отсутствие навыков учебной деятельности, оценка учителя, взаимоотношения в коллективе и собственный жизненный опыт.

Исходя из этих факторов выделяются условия, влияющие на становление адекватной самооценки, такие как: демонстрация учителем демократического стиля общения и стиля взаимодействия с учащимися и всеми участниками образовательного процесса, сформированность на достаточном уровне навыков учебной деятельности младших школьников, использование учителем эффективных методов таких как: метод воспитывающих ситуаций, метод создания ситуации успеха, а также использование приемов самооценивания и взаимооценивания, самоконтроля и взаимоконтроля в учебной деятельности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Наша работа была нацелена на установление педагогических условий формирования адекватной самооценки младших школьников в учебной деятельности, что было обусловлено практическим аспектом ее актуальности – зависимостью успешности осуществления ведущей деятельности ребенка от характеристик его самооценки, а также теоретическим аспектом – отсутствием систематизированной картины педагогических условий ее формирования именно в учебной деятельности.

Обобщив существующие представления о роли самооценки в формировании личности, мы пришли к выводу, что она является неотъемлемой частью развития личности человека, определяющая уровень его притязаний и отношение к самому себе. Лишь в том случае, если самооценка адекватна, это позволяет объективно соотносить свои способности и возможности в соответствии с ситуацией, воспринимать критику окружающих и сопоставлять ее со своей внутренней оценкой, ставить достижимые цели и задачи в соответствии со своими возможностями, а также предвидеть общественную реакцию на результат собственной деятельности.

Рассмотрев факторы, влияющие на самооценку в младшем школьном возрасте в ходе теоретического анализа специальной литературы, мы обобщили педагогические условия становления адекватной самооценки. На этой основе была сформулирована гипотеза о том, что адекватная самооценка учащегося будет адекватной при условии, если у него будут сформированы на достаточном уровне навыки учебной деятельности, а также реализованы основные педагогические условия, такие как: использование педагогом демократического стиля педагогического общения, применение на уроках ситуаций успеха и метода воспитывающих ситуаций, а также использование приемов само и взаимооценивания.

Для проверки данной гипотезы был проведен психолого-педагогический эксперимент, состоявший из констатирующего, формирующего и контрольного этапов. На первом были выявлены учащиеся с завышенным и заниженными уровнями самооценки. На втором мы реализовали в процессе уроков педагогические условия, заявленные в гипотезе. На третьем – фиксировали изменения самооценки в итоге проведенной работы на основании повторно проведенных методик.

Педагогические условия формирования адекватной самооценки младших школьников в учебной деятельности были полностью реализованы и на этой основе мы обнаружили изменение ее характеристик в оптимальном направлении, в особенности у лиц с ее заниженным уровнем. В контексте каждого обозначенного условия учащиеся полностью справлялись с полученными целями и задачами. Было уточнено, что для роста адекватности самооценки педагогу требуется применять дополнительно коллективную форму работы с учащимися. Тем самым полученные данные согласуются с теоретическими представлениями о феномене самооценки, интегрируются в специально педагогические и психологические исследования по данной проблематике и позволяют обеспечивать в практике обучения младших школьников возможности их личностного развития и осознания себя.

Представляется перспективным изучение влияния выделенных педагогических условий не только на общую, но и систему частных самооценок младшего школьника относительно разных сфер его жизнедеятельности, установление совокупного взаимовлияния стилей общения учителя и родителей на уровень, адекватность, конфликтность и устойчивость самооценки ребенка.

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Андреева Г. М. Социальная психология: учеб. для вузов [Текст] / Г. М. Андреева. – М., 2006. – 376 с.

2. Аркушенко А. Психология развития и возрастная психология [Текст]/ А. Аркушенко, О. Ларина, О. – М., 2008. – 32 с.

3. Ахутина Т. В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход [Текст] / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. – СПб., 2008. – 320 с.

4. Бороздина Л. В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией [Электронный ресурс] / Л. В. Бороздина. // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. – 2011. – № 1. – URL: http://cyberleninka.ru/article /n/suschnost-samootsenki-i-ee-sootnoshenie-s-ya-kontseptsiey (Дата обращения: 29.03.2016).

5. Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] / Н. Ю. Борякова. – М., 2008. – 222 с.

6. Влияние семейного воспитания на самооценку младшего школьника [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pinfos.ru/fcns-366-4.html (Дата обращения: 29.03.2016).

7. Волкова О. В. Особенности самооценки в формировании и развитии личности младшего школьника [Электронный ресурс] / О. В. Волкова. – URL: http://gimn-4.odinedu.ru (Дата обращения: 29.03.2016).

8. Выготский Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. – М., 2008. – 671с.

9. Гайфулин А. В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки [Электронный ресурс] / А. В. Гайфулин // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2009. – № 1. – URL:http://cyberleninka.ru/article/n/razlichnye-teoreticheskie-podhody-v-opredele nii-ponyatiya-samootsenki (Дата обращения: 29.03.2016).

10. Галгин С. П. Воспитание. Личность. Общество [Текст] / С. П. Галгин. – М., 2006. – 91 с.

11. Горбунова Г. А. Инновационные технологии дифференцированного и индивидуального подхода к развитию художественно-творческих способностей младших школьников [Текст]: автореф. дис. … д-ра пед. наук / Г. А. Горбунова. – М., 2010. – 453 с.

12. Давыдов В. В. Лекции по педагогической психологии [Текст] / В. В. Давыдов. – М., 2006. – 224 с.

13. Захарова А. В. Структурно-динамическая модель самооценки [Электронный ресурс] / А. В. Захарова. – URL: http://www.voppsy.ru/issues /1989/891/891005.htm (Дата обращения: 26.03.2016).

14. Зверева О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей [Текст] / О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева. – М., 2009. – 256 с.

15. Ишмаметьева Е. В. Развитие самооценки в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс] / Е. В. Ишмаметьева. – URL: http://school 2100.com /up load/ iblock/66b/66b4ce 890059d377 bc27462029 89b620.pdf (Дата обращения: 29.03.2016).

16. Каменская Е. Н. Психология развития и возрастная психология [Текст] / Е. Н. Каменская. – Ростов н/Д, 2008. – 251 с.

17. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание [Текст] / И. С. Кон. – М., 2014. – 367 с.

18. Кондратьев М. Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений [Текст] / М. Ю. Кондратьев. – СПб., 2006. – 304 с.

19. КостякТ.  В. Тревожный ребенок: младший школьный возраст: книга для родителей [Текст] / Т. В. Костяк. – М., 2008. – 96 с.

20. Кулагина И. Ю. Младшие школьники: особенности развития [Текст] / И. Ю. Кулагина. – М., 2009. – 176 с.

21. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения [Текст] / А. Н. Леонтьев. – М., 2012. – 392 с.

22. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведов. – М., 2008. – 994 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Приложение 1

Приложение 1

Таблица 1

Имя учащегося Количество баллов Уровень навыков
1. Аня С. 12 высокий уровень
2. Сабрина Х. 12 высокий уровень
3. Рома Д. 12 высокий уровень
4. Леша С. 12 высокий уровень
5. Тимур Н. 12 высокий уровень
6. Настя В. 12 высокий уровень
7. Варвара К. 12 высокий уровень
8. Мадина М. 12 высокий уровень
9. Илларион Ш. 12 высокий уровень
10. Саша Е. 12 высокий уровень
11. Акбар Х. 12 высокий уровень
12. Леша С. 11 высокий уровень
13. Коля З. 11 высокий уровень
14. Света У. 11 высокий уровень
15. Ксюша О. 11 высокий уровень
16. Диана Х. 11 высокий уровень
17. Лилиана К. 11 высокий уровень
18. Василиса С. 10 высокий уровень
19. Настя Г. 10 высокий уровень
20. Катя М. 9 средний уровень
Имя учащегося Количество баллов Уровень навыков
21. Андрей З. 9 средний уровень
22. Геворг А. 9 средний уровень
23. Марина А. 8 средний уровень
24. Али К. 4 низкий уровень

Приложение 2

Приложение 2

Таблица 3

Имя учащегося Номер ступени Уровень самооценки
1. Света У. 10 высокий уровень
2. Настя В. 10 высокий уровень
3. Ксюша О. 9 высокий уровень
4. Катя М. 9 высокий уровень
5. Аня С. 8 высокий уровень
6. Марина А. 8 средний уровень
7. Геворг А. 7 средний уровень
8. Диана Х. 7 средний уровень
9. Андрей З. 7 средний уровень
10. Василиса С. 7 средний уровень
11. Настя Г. 7 средний уровень
Имя учащегося Номер ступени Уровень самооценки
12. Коля З. 7 средний уровень
13. Илларион Ш. 7 средний уровень
14. Рома Д. 7 средний уровень
15. Тимур Н. 6 средний уровень
16. Мадина М. 6 средний уровень
17. Варвара К. 6 средний уровень
18. Акбар Х. 5 средний уровень
19. Лилиана К. 5 средний уровень
20. Артур А. 5 средний уровень
21. Саша Е. 5 средний уровень
22. Али К. 5 средний уровень
23. Леша С. 4 низкий уровень
24. Сабрина Х. 4 низкий уровень

 

 

Приложение 3

Таблица 4

Имя учащегося Количество баллов Уровень самооценки
1. Света У. 86 высокий уровень
2. Настя В. 84 высокий уровень
3. Ксюша О. 83 высокий уровень
4. Аня С. 83 высокий уровень
5. Марина А. 79 средний уровень
6. Катя М. 78 средний уровень
7. Геворг А. 77 средний уровень
8. Рома Д. 77 средний уровень
9. Варвара К. 77 средний уровень
10. Диана Х. 76 средний уровень
11. Андрей З. 75 средний уровень
Имя учащегося Количество баллов Уровень самооценки
12. Василиса С. 73 средний уровень
13. Настя Г. 72 средний уровень
14. Илларион Ш. 70 средний уровень
15. Артур А. 68 средний уровень
16. Коля З. 67 средний уровень
17. Тимур Н. 67 средний уровень
18. Мадина М. 66 средний уровень
19. Саша Е. 65 средний уровень
20. Артур А. 65 средний уровень
21. Али К. 64 средний уровень
22. Лилиана К. 61 средний уровень
23. Леша С. 59 низкий уровень
24. Сабрина Х. 58 низкий уровень

Приложение 3

Таблица 5

Имя учащегося Номер ступени Уровень самооценки
1. Света У. 10 высокий уровень
2. Настя В. 10 высокий уровень
3. Ксюша О. 9 высокий уровень
4. Аня С. 9 высокий уровень
5. Катя М. 8 высокий уровень
6. Марина А. 8 средний уровень
7. Геворг А. 8 средний уровень
8. Диана Х. 7 средний уровень
9. Андрей З. 7 средний уровень
10. Василиса С. 7 средний уровень
11. Настя Г. 7 средний уровень
Имя учащегося Номер ступени Уровень самооценки
12. Коля З. 7 средний уровень
13. Илларион Ш. 7 средний уровень
14. Рома Д. 7 средний уровень
15. Тимур Н. 6 средний уровень
16. Мадина М. 6 средний уровень
17. Варвара К. 6 средний уровень
18. Акбар Х. 5 средний уровень
19. Лилиана К. 5 средний уровень
20. Артур А. 5 средний уровень
21. Саша Е. 5 средний уровень
22. Али К. 5 средний уровень
23. Леша С. 4 низкий уровень
24. Сабрина Х. 4 низкий уровень

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 6

1.1.Роль самооценки в формировании личности. 6

1.2. Факторы, влияющие на самооценку в младшем школьном возрасте. 12

1.3. Условия формирования адекватной самооценки в учебной деятельности младших школьников. 15

Выводы по первой главе. 21

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 23

2.1. Выявление уровня самооценки младших школьников и условий ее формирования в учебной деятельности. 23

2.2. Практическая реализация условий формирования адекватной самооценки у младших школьников в учебной деятельности. 31

2.3. Анализ результативности опытно-экспериментальной работы.. 35

Выводы по второй главе. Ошибка! Закладка не определена.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 40

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 42

ПРИЛОЖЕНИЕ.. 44

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время в современном образовательном процессе активно возрастает интерес к личности ученика. Поскольку основной задачей общеобразовательной школы является подготовка учащихся к активной, творческой деятельности, формированию способности к самостоятельному мышлению и самореализации, актуальной становится проблема формирования внутренней позиции младшего школьника. Это становится возможным при наличии у учащегося сформированного представления о своих способностях и возможностях, их объективное оценивание, а также выстраивание грамотных взаимоотношений с окружающими.

В психолого-педагогической литературе особое внимание уделяется работам, которые посвящены изучению проблемы формирования самооценки. Это труды А.Н.Леонтьева, Л.И.Божовича, Е.И.Савонько. Механизмы формирования самооценки младших школьников рассматривали А.И.Липкина, Л.Г.Подоляк, И.В.Дубровина. Исследователи подчеркивали, что овладевая в процессе учебной деятельности определенными нормами и ценностями, ученик под влиянием оценочного мнения учителей, родителей, товарищей, начинает конкретным образом относиться как к результатам своей деятельности, так и к самому себе. Со временем ученик начинает идентифицировать свои настоящие достижения с тем, чего он мог бы достичь, обладая определенным набором профессиональных и личностных качеств. Таким образом, у ученика в процессе учебной деятельности вырабатывается установка на оценку своих способностей, что является одним из основных компонентов самооценки младшего школьника.

Проблемой формирования самооценки в учебной деятельности занимались такие ученые-педагоги, как: Ш.А. Амонашвили, Д.Б.Эльконин, О.А.Белобрыкина, Н.В.Яковлева и другие, подчеркивая ее значимость, и выделяя для успешности учебной деятельности.

Актуальность темы исследования определяется тем, что она выступает существенной составляющей саморегуляции личности, основой ее связей с другими людьми и самоотношения. В случае неадекватности самооценки у младшего школьника, вступающего на сложный путь обучения в школе, наблюдаются нереалистичные ожидания относительно академической успеваемости, сложности в понимании причин успехов и неудач, возможны тревожность и неуверенность в себе, либо агрессивность и конфликтные отношения с одноклассниками. В целом, только если самооценка объективно отражает его возможности, ребенку удается успешно организовать, осуществлять и регулировать учебную деятельность. Отсюда представляется актуальным анализ и экспериментальное обоснование педагогических условий формирования адекватной самооценки у младших школьников в учебной деятельности.

Проблема исследования представляется нам как противоречие между изученностью характеристик и динамики этого феномена на протяжении младших классов, наличием разных программ и методов развития и коррекции самооценки у младших школьников, и отсутствием систематизированной картины педагогических условий ее формирования именно в учебной деятельности, несмотря на ведущий характер последней и большую значимость школьного обучения и позиции учителя, определяющего возможности своевременного влияния на этот процесс.

Это определило тему работы «Педагогические условия формирования адекватной самооценки у детей младшего возраста в учебной деятельности».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность комплекса педагогических условий формирования адекватной самооценки у младших школьников в учебной деятельности.

Объект исследования: процесс формирования самооценки у младших школьников.

Предмет исследования: педагогические условия формирования адекватной самооценки младших школьников в учебной деятельности.

Гипотеза: самооценка младшего школьника будет адекватной при условии, если в процессе учебной деятельности у него будут на достаточном уровне сформированы навыки учебной деятельности; учитель будет демонстрировать демократический стиль педагогического общения; применять методы воспитывающих ситуаций и ситуаций успеха, приемов самооценки и самоконтроля взаимооценки и взаимоконтроля.

Задачи исследования:

1.Раскрыть психолого-педагогические аспекты формирования адекватной самооценки у младших школьников в учебной деятельности.

2.Теоретически обосновать комплекс педагогических условий, способствующих эффективному формированию адекватной самооценки у младших школьников в учебной деятельности, на основании влияющих на нее факторов.

3.Спланировать и провести педагогический эксперимент по формированию адекватной самооценки младших школьников в учебной деятельности.

Методологическая база исследования представлена системным подходом к самооценке и принципом детерминизма.

Теоретической базой исследования выступили: теории и исследования самооценки Ш.А.Амонашвили, О.А.Белобрыкиной, А.И.Липкиной, и др.

Методы исследования: теоретические методы – анализ теоретических источников, эмпирические методы – психолого-педагогический эксперимент, наблюдение.

Практическая значимость дипломной работы определяется использованием системы педагогических условий формирования адекватной самооценки младших школьников в учебном процессе, а также возможностью их трансляции на другие образовательные учреждения и классы.

Структура работы представлена введением, двумя главами (теоретической и экспериментальной), заключением, списком литературы и приложением.

ГЛАВА 1. Психолого-педагогические аспекты формирования адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста в учебной деятельности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1024; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.5.216 (0.013 с.)