Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные направления деятельности педагога-психолога↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 28 из 28 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Консультирование и просвещение педагогов Основные направления консультирования и просвещения педагогов определяются необходимостью решения следующих задач психолого-педагогического сопровождения: · создание условий для социально-психологической адаптации детей в школе; · адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к возрастным и индивидуально-личностным возможностям и потребностям учеников; · повышение уровня психологической готовности детей к успешному обучению, усвоению знаний, познавательному развитию. Задачи психологического консультирования и просвещения педагогов: · актуализация и расширение представлений (знаний) педагогов о социальной ситуации развития первоклассников (младших школьников), психологических закономерностях, механизмах и особенностях развития личности, задачах и трудностях адаптации; · помощь в организации методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленными в ходе диагностики готовности к школьному обучению и мониторинга адаптации ребенка к школе; · выработка единой системы требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом и единого подхода к отдельным детям, тактики общения с детьми и родителями; · помощь в организации педагогической поддержки школьников, развитие способностей педагогов по ее оказанию. Содержание (тематика) просветительной и консультативной работы, равно как и формы ее проведения, могут быть достаточно разнообразными и рассчитанными не на один год работы с педагогами. Приведем примеры наиболее актуальных тем для психолого-педагогического семинара. · Адаптация к школе. Предупреждение и преодоление дезадаптации. · Психологическое здоровье личности и ее адаптированность. · Возрастные особенности младшего школьника. Ориентация на них в педагогической деятельности. · Особенности проявления кризиса 7 лет. · Готовность к школе: физиологическая, социальная, психологическая. · Психологический статус школьника: ориентиры для развития. · Неблагоприятные варианты развития младшего школьника: • хроническая неуспешность и школьная тревожность; · Психологические компоненты учебной деятельности. Становление и развитие самостоятельной учебной деятельности. · Познавательные процессы личности, методы и приемы их диагностики и развития. · Мотивация учения школьников и факторы ее развития. · Психологический климат школы (класса) как фактор развития личности. · Развивающее и развивающееся взаимодействие на уроке. · Условия и средства создания детского коллектива. · Отметка и оценка. Их роль в развитии младшего школьника. · Организация "ситуации успеха" на уроке и во внеурочной деятельности. · Мониторинг качества образования в начальной школе: психологические критерии и показатели, диагностический инструментарий. · Развитие рефлексивных способностей субъектов образования как условие их саморазвития. · Игра на уроке и после. Психологические особенности игрового взаимодействия. Следует заметить, что просветительная работа может стать востребованной только в том случае, если она будет включена в ткань реальной школьной жизни. Лекции по психологии, даже прочитанные самым увлекательным образом, смогут вызвать, как правило, только сиюминутное оживление и любопытство. Известное положение отечественной психологии о том, что все психические качества и навыки формируются в деятельности, приложимо и здесь. Психологические знания будут включены в реальную профессиональную деятельность тогда, когда они могут быть присвоены и включены в систему мышления педагога. · Выбор предмета исследования. · Опрос учителей в свободной форме. · Категоризация ответов (выделение нескольких основных блоков ответов). · Ранжирование полученных категорий (второй опрос учителей). · Выявление иерархии категорий ответов (получение и описание коллективной точки зрения по предмету исследования). · Проведение семинара с педагогами по результатам опроса. · Дополнительные практические выходы (составление обоснованной программы деятельности по результатам исследования, сравнение полученных в данной группе данных с данными другой группы педагогов). В приложении № 1 приведена программа экспертной оценки подготовки приема детей в школу. · создание общего психолого-педагогического пространства школы через выработку единого языка описания различных составляющих школьной жизни; · органичное включение психологических знаний в систему мышления педагогов, превращение их в активный инструмент педагогической деятельности; · выявление коллективного мнения педагогов по тому или иному вопросу с целью совершенствования условий обучения детей и профессиональной деятельности педагогов в школе. Еще одним достаточно универсальным методом психологического просвещения педагогов, реализующим деятельностный подход в образовании, является метод оргдиалога. Метод оргдиалога, разработанный А.Г.Ривиным в 1918 г., обрел свое второе рождение в коллективном способе обучения (В.К.Дьяченко). Его первоначальной целью было самостоятельное изучение деловых и научных текстов и их качественное усвоение студентами. Этот метод и его современные модификации превращают обучаемого из пассивного слушателя в субъекта учения, который обучает других. Методика предназначена для изучения текстов, объем которых не должен быть слишком большим (до 5 страниц) и которые объединены общей темой. Работа с психологической литературой, необходимая для педагогов, часто кажется им скучным и бесполезным занятием. С помощью коллективного способа обучения ее можно превратить в интересную, состязательную и продуктивную деятельность в группе. · Группа педагогов (обычно это все педагоги начальной школы) разбивается на микрогруппы по 3-4 человека, в которых каждый получает свой текст и задания для работы над текстом. Например, это могут быть задания: · o составить вопросы по тексту; o выделить ключевые понятия текста; o структурировать текст по предложенной схеме; o сделать выводы на основе текста; o подготовить памятки и рекомендации и др. · Индивидуальная работа педагогов над текстом в микрогруппах. · Педагоги приглашаются в новые микрогруппы с одинаковыми текстами. В этих микрогруппах идет обмен информацией и взаимообучение. Коллективно выполняются задания по тексту. · Педагоги возвращаются в первоначальные микрогруппы. Коллективная работа над общей темой. · Общегрупповая работа. Выступления представителей от микрогрупп. · Сопоставление продуктов деятельности групп с авторскими научными (или научно-популярными, текстами), рекомендации психолога и/или осуществление самозаказа на самообразовательную деятельность. · Рефлексия. Метод оргдиалога использовался нами для повышения психологической компетентности педагогов в вопросах оказания педагогической поддержки школьникам, имеющим психологические проблемы. · Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. "Введение в школьную жизнь" - Москва, 1992 (курс рассчитан на первые две недели обучения в классах развивающего обучения); · Кушнир И.Я., Максимчук Н.М. "Введение в школьную жизнь" - Минск, 1995 (курс рассчитан на первые четыре недели обучения в обычном классе). Педагогам, как правило, они известны. И тем не менее мы считаем необходимым ежегодное проектирование адаптационного периода, наиболее интенсивно осуществляемого в первые 3-5 дней пребывания детей в школе. · разработка психологом примерного варианта программы адаптационного периода и/или алгоритма (логики) его проведения; · осознание педагогами идеи адаптационного периода и приятие его смысла; · создание педагогами-классными руководителями программы адаптационного периода с учетом специфики класса и собственных возможностей на основе базовой программы; · обеспечение директором школы и его заместителем организационных условий для проведения адаптационного периода (приказ по школе, предоставление кабинетов для работы, изменение расписания и т.д.); · привлечение к проведению адаптационного периода специалистов (учителей физкультуры, музыки, пения, библиотекаря и др.) для проведения тех или иных коллективных творческих дел; · промежуточный анализ и корректировка программы психологом, классными руководителями в соответствии с проявленными психологическими особенностями детей; · обобщение классными руководителями материалов индивидуальной и коллективной работы детей и представление результатов классу и родителям (это могут быть рисунки, поделки, проекты, первые страницы начавшейся "летописи класса", любые продукты деятельности детей); · проведение родительских собраний для выяснения ожиданий родителей в связи с обучением их ребенка в школе и ознакомления с итогами и материалами адаптационного периода; · итоговый анализ результатов адаптационного периода психологом, педагогами, постановка психолого-педагогических задач для каждого конкретного класса. Примерный план проведения адаптационного периода для первоклассников День первый · Торжественная линейка "Праздник первого звонка". · Классный час "Здравствуй, школа". День второй · Знакомство детей с учителем и между собой. Школьные принадлежности. · Формы устного ответа (индивидуальные, коллективные – хоровые, "по цепочке"). Начало организации групп. Правило круга. · Экскурсия по школе (может быть в форме игры-путешествия "Поиск клада", где вместе с "кладом" (подарками для детей) находится "Наказ первокласснику от директора школы", или задания на предстоящие дни адаптационного периода и др.) День третий · Знакомство. Умение выражать свои эмоции. · Парная форма работы. · Сотрудничество. Школьные правила вежливости. День четвертый · Знакомство. Умение выражать свои мысли. · Обратная связь на уроке. · Ориентировка на листе бумаги. Действия по инструкции. День пятый · Знакомство. Противоречие "люблю – не люблю". Выход из спорных ситуаций. · Критерии самооценки и оценки. "Волшебные линеечки". · Праздник "Посвящение в ученики". Основная форма поддержки ребенка в адаптационный период – различные развивающие игры. Эти игры, имеющие глубокий психологический смысл для ребенка и детского коллектива, часто принимают внешне очень простые, незамысловатые формы, легки в исполнении, интересны детям. Как показывает опыт, педагоги, зная огромное количество таких игр и упражнений, нередко затрудняются при выявлении их психологического значения, анализа результатов игры, планировании целенаправленного воздействия на ребенка или группу в процессе тех или иных занятий. Именно в этом им мог бы помочь школьный психолог. Ситуация 2. Консультирование педагогов по организации их методической работы. · приведение в соответствие педагогической и психологической стороны деятельности учителя, программы и системы психолого-педагогических требований к статусу первоклассника; · приведение программы в соответствие с индивидуальными особенностями обучающихся детей. Опыт показывает, что многие учебные программы, применяемые сегодня в массовой школе, в большей или меньшей степени нуждаются в "психологической шлифовке", а в адаптации к конкретным детям и подавно. Но если даже педагог работает строго по определенной программе и считает ее идеальной, то есть еще и методики преподавания, личный стиль. А это – благодатная почва для самоанализа и самосовершенствования.
Опыт использования данной консультативной деятельности показывает, что педагоги испытывают вначале большие трудности в осуществлении анализа особенностей своей профессиональной деятельности и возможностей учебной программы с точки зрения их направленности на развитие важнейших компонентов психолого-педагогического статуса школьника. Чрезвычайно важным и полезным является соотнесение требований к психолого-педагогическому статусу школьников и реальных данных сформированности предпосылок учебной деятельности у конкретных детей, поступивших в школу (по результатам диагностики готовности детей к школьному обучению). В процессе анализа педагог получает возможность увидеть те пункты таблицы, по которым среднегрупповые показатели особенно низки или не удовлетворяют самого педагога. Это позволит выделить актуальные вопросы своей методической деятельности и направления усовершенствования учебной программы. Взаимодействие с родителями как фактор предупреждения Невозможно разобраться в проблемах и затруднениях ребенка без понимания семейного контекста его жизни. Контекстом, определяющим возможность возникновения школьной дезадаптации ребенка, тех или иных нарушений в его личностном развитии, является семья как система внутрисемейных отношений и семейного воспитания. Анализ результатов психодиагностики готовности детей к школьному обучению, мониторинга процесса адаптации первоклассников к школе показывает, что среди причин "трудной" адаптации, стойкой дезадаптации первоклассников на первый план выходят: социальная и педагогическая запущенность на предыдущих этапах развитии, длительная и массивная психическая депривация тех или иных потребностей ребенка в семье, эмоциональные расстройства и соматическая ослабленность вследствие конфликтных отношений в семье и неверного стиля воспитания. · оптимистическая гипотеза, вера в силы педагогического коллектива и способности семьи и отдельной личности при помощи специалистов разрешить сложные жизненные ситуации; · гуманно-личностный подход к детям, защита их прав и интересов как приоритет любой деятельности взрослых; · партнерство, взаимное уважение и доверие всех субъектов взаимодействия; · системность, преемственность, дифференциация и интеграция педагогических инициатив в работе с родителями; · проблемно-ориентированный анализ социальной ситуации развития ребенка и свобода выбора способов решения проблемы, содержания, форм и методов работы с родителями. На любом этапе возрастного развития детей образовательное учреждение и его психолого-педагогическая служба решают следующие задачи во взаимодействии с семьей: · Диагностика семьи, изучение условий и факторов развития ребенка в семье. · Информирование родителей о деятельности образовательного учреждения, его целях, задачах, программах обучения и воспитания, ходе и результатах педагогического процесса. · Психолого-педагогическое просвещение, обучение и воспитание родителей, развитие их родительской компетентности. · Включение родителей в совместную с педагогами и детьми деятельность, создание детско-взрослых форм общности. · Развитие инициативы и субъектной позиции родителей, помощь в создании и организации деятельности общественных формирований родителей. · Психолого-педагогическая помощь в коррекции факторов семейного воспитания, неблагоприятных для развития ребенка. В начале школьного обучения, в 1-ом классе и всего периода начальной школы, у педагогов и психологической службы есть достаточно много возможностей и шансов наладить эффективное взаимодействие с семьей, привлечь родителей к психолого-педагогическому сопровождению адаптации детей к школе. · установление доброжелательного контакта, создание доверительных отношений с родителями, которые являются залогом того, что со своими проблемами, сомнениями и вопросами родители пойдут в школу и к психологу, своими наблюдениями честно поделятся; · повышение психологической компетентности родителей в тех вопросах, которые наиболее актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода развития; · принятие родителями на себя определенной ответственности за то, что происходит с их ребенком в школе. Если этого удалось добиться, можно рассчитывать на сотрудничество с родителями в решении проблемных для ребенка ситуаций. · экспресс-диагностика эмоциональных состояний, знаний, отношений и ценностей родителей; · лекции и сообщения специалистов по заявленным темам (педагог-психолог, логопед, врач, музыкальный работник и др. специалисты); · экспрессивные методы творческого самовыражения в движениях, в рисунках, в письменных и творческих работах; · методы социально-психологического и педагогического тренинга: дискуссионное обсуждение различных психологических проблем и педагогических ситуаций, психогимнастика, игровое моделирование, игры и упражнения разной направленности, психологические этюды; · обмен опытом в воспитании детей; · анализ продуктов деятельности детей, результатов педагогической и психологической диагностики. Общая структура проведения занятий в клубе: · o Формулирование темы занятия, основных целей. o Психологическая и/или интеллектуальная разминка, позволяющая задать темп занятия и являющаяся прелюдией основной части. o Основная часть, в которой реализуется тема занятия: § Отработка необходимых навыков через упражнения. § Лекция или сообщение специалистов. § Активное обсуждение. § Система упражнений. o Заключительная часть. Рефлексия. o Домашнее задание. Возможны варианты или другая комбинация в зависимости от темы занятия.
Второй вариант тематики клубных встреч: · Давайте познакомимся поближе. Семья и школа – теперь мы вместе. · Лики родительской любви. Как на самом деле любить ребенка. · Мир ребенка и взрослого (совместная встреча детей и родителей). · Почему ребенок бывает несчастлив? · Наше здоровье в наших руках (совместная встреча детей и родителей). · Игра – дело серьезное. Игры в школе и семье. · Мир наших увлечений (совместная встреча детей и родителей). · Итоговая встреча. В дружбе взрослых и детей сила школы и семей. Опыт организации и осуществления деятельности родительских клубов с первых шагов поступления ребенка в школе показывает, что такая форма взаимодействия с родителями способствует гармонизации, взаимодополняемости влияний взрослых на социальную ситуацию развития школьника, позволяет установить партнерские заинтересованные друг в друге отношения педагогов и родителей, пробуждает устойчивый интерес родителей не только к вопросам воспитания и развития детей, но в целом к психолого-педагогическому знанию, стимулирует стремление к самопознанию и изменению неэффективных родительских установок.
Литература: 1.Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576(747) с. 2. Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство " Питер",2000. 304 с. -- (Серия "Учебник нового века") 3. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с. 4. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие. – М.: «Академия»,1998.
[1] Суть социокультурного закона, раскрытого в работах А. Ахиезера, заключается том, что изменения культуры и изменения социальных отношений подчиняются разным закономерностям. Социальные отношения – относительно устойчивые стр<
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 514; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.138.12 (0.017 с.) |