Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные направления деятельности педагога-психологаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Консультирование и просвещение педагогов Основные направления консультирования и просвещения педагогов определяются необходимостью решения следующих задач психолого-педагогического сопровождения: · создание условий для социально-психологической адаптации детей в школе; · адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к возрастным и индивидуально-личностным возможностям и потребностям учеников; · повышение уровня психологической готовности детей к успешному обучению, усвоению знаний, познавательному развитию. Задачи психологического консультирования и просвещения педагогов: · актуализация и расширение представлений (знаний) педагогов о социальной ситуации развития первоклассников (младших школьников), психологических закономерностях, механизмах и особенностях развития личности, задачах и трудностях адаптации; · помощь в организации методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленными в ходе диагностики готовности к школьному обучению и мониторинга адаптации ребенка к школе; · выработка единой системы требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом и единого подхода к отдельным детям, тактики общения с детьми и родителями; · помощь в организации педагогической поддержки школьников, развитие способностей педагогов по ее оказанию. Содержание (тематика) просветительной и консультативной работы, равно как и формы ее проведения, могут быть достаточно разнообразными и рассчитанными не на один год работы с педагогами. Приведем примеры наиболее актуальных тем для психолого-педагогического семинара. · Адаптация к школе. Предупреждение и преодоление дезадаптации. · Психологическое здоровье личности и ее адаптированность. · Возрастные особенности младшего школьника. Ориентация на них в педагогической деятельности. · Особенности проявления кризиса 7 лет. · Готовность к школе: физиологическая, социальная, психологическая. · Психологический статус школьника: ориентиры для развития. · Неблагоприятные варианты развития младшего школьника: • хроническая неуспешность и школьная тревожность; · Психологические компоненты учебной деятельности. Становление и развитие самостоятельной учебной деятельности. · Познавательные процессы личности, методы и приемы их диагностики и развития. · Мотивация учения школьников и факторы ее развития. · Психологический климат школы (класса) как фактор развития личности. · Развивающее и развивающееся взаимодействие на уроке. · Условия и средства создания детского коллектива. · Отметка и оценка. Их роль в развитии младшего школьника. · Организация "ситуации успеха" на уроке и во внеурочной деятельности. · Мониторинг качества образования в начальной школе: психологические критерии и показатели, диагностический инструментарий. · Развитие рефлексивных способностей субъектов образования как условие их саморазвития. · Игра на уроке и после. Психологические особенности игрового взаимодействия. Следует заметить, что просветительная работа может стать востребованной только в том случае, если она будет включена в ткань реальной школьной жизни. Лекции по психологии, даже прочитанные самым увлекательным образом, смогут вызвать, как правило, только сиюминутное оживление и любопытство. Известное положение отечественной психологии о том, что все психические качества и навыки формируются в деятельности, приложимо и здесь. Психологические знания будут включены в реальную профессиональную деятельность тогда, когда они могут быть присвоены и включены в систему мышления педагога. · Выбор предмета исследования. · Опрос учителей в свободной форме. · Категоризация ответов (выделение нескольких основных блоков ответов). · Ранжирование полученных категорий (второй опрос учителей). · Выявление иерархии категорий ответов (получение и описание коллективной точки зрения по предмету исследования). · Проведение семинара с педагогами по результатам опроса. · Дополнительные практические выходы (составление обоснованной программы деятельности по результатам исследования, сравнение полученных в данной группе данных с данными другой группы педагогов). В приложении № 1 приведена программа экспертной оценки подготовки приема детей в школу. · создание общего психолого-педагогического пространства школы через выработку единого языка описания различных составляющих школьной жизни; · органичное включение психологических знаний в систему мышления педагогов, превращение их в активный инструмент педагогической деятельности; · выявление коллективного мнения педагогов по тому или иному вопросу с целью совершенствования условий обучения детей и профессиональной деятельности педагогов в школе. Еще одним достаточно универсальным методом психологического просвещения педагогов, реализующим деятельностный подход в образовании, является метод оргдиалога. Метод оргдиалога, разработанный А.Г.Ривиным в 1918 г., обрел свое второе рождение в коллективном способе обучения (В.К.Дьяченко). Его первоначальной целью было самостоятельное изучение деловых и научных текстов и их качественное усвоение студентами. Этот метод и его современные модификации превращают обучаемого из пассивного слушателя в субъекта учения, который обучает других. Методика предназначена для изучения текстов, объем которых не должен быть слишком большим (до 5 страниц) и которые объединены общей темой. Работа с психологической литературой, необходимая для педагогов, часто кажется им скучным и бесполезным занятием. С помощью коллективного способа обучения ее можно превратить в интересную, состязательную и продуктивную деятельность в группе. · Группа педагогов (обычно это все педагоги начальной школы) разбивается на микрогруппы по 3-4 человека, в которых каждый получает свой текст и задания для работы над текстом. Например, это могут быть задания: · o составить вопросы по тексту; o выделить ключевые понятия текста; o структурировать текст по предложенной схеме; o сделать выводы на основе текста; o подготовить памятки и рекомендации и др. · Индивидуальная работа педагогов над текстом в микрогруппах. · Педагоги приглашаются в новые микрогруппы с одинаковыми текстами. В этих микрогруппах идет обмен информацией и взаимообучение. Коллективно выполняются задания по тексту. · Педагоги возвращаются в первоначальные микрогруппы. Коллективная работа над общей темой. · Общегрупповая работа. Выступления представителей от микрогрупп. · Сопоставление продуктов деятельности групп с авторскими научными (или научно-популярными, текстами), рекомендации психолога и/или осуществление самозаказа на самообразовательную деятельность. · Рефлексия. Метод оргдиалога использовался нами для повышения психологической компетентности педагогов в вопросах оказания педагогической поддержки школьникам, имеющим психологические проблемы. · Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. "Введение в школьную жизнь" - Москва, 1992 (курс рассчитан на первые две недели обучения в классах развивающего обучения); · Кушнир И.Я., Максимчук Н.М. "Введение в школьную жизнь" - Минск, 1995 (курс рассчитан на первые четыре недели обучения в обычном классе). Педагогам, как правило, они известны. И тем не менее мы считаем необходимым ежегодное проектирование адаптационного периода, наиболее интенсивно осуществляемого в первые 3-5 дней пребывания детей в школе. · разработка психологом примерного варианта программы адаптационного периода и/или алгоритма (логики) его проведения; · осознание педагогами идеи адаптационного периода и приятие его смысла; · создание педагогами-классными руководителями программы адаптационного периода с учетом специфики класса и собственных возможностей на основе базовой программы; · обеспечение директором школы и его заместителем организационных условий для проведения адаптационного периода (приказ по школе, предоставление кабинетов для работы, изменение расписания и т.д.); · привлечение к проведению адаптационного периода специалистов (учителей физкультуры, музыки, пения, библиотекаря и др.) для проведения тех или иных коллективных творческих дел; · промежуточный анализ и корректировка программы психологом, классными руководителями в соответствии с проявленными психологическими особенностями детей; · обобщение классными руководителями материалов индивидуальной и коллективной работы детей и представление результатов классу и родителям (это могут быть рисунки, поделки, проекты, первые страницы начавшейся "летописи класса", любые продукты деятельности детей); · проведение родительских собраний для выяснения ожиданий родителей в связи с обучением их ребенка в школе и ознакомления с итогами и материалами адаптационного периода; · итоговый анализ результатов адаптационного периода психологом, педагогами, постановка психолого-педагогических задач для каждого конкретного класса. Примерный план проведения адаптационного периода для первоклассников День первый · Торжественная линейка "Праздник первого звонка". · Классный час "Здравствуй, школа". День второй · Знакомство детей с учителем и между собой. Школьные принадлежности. · Формы устного ответа (индивидуальные, коллективные – хоровые, "по цепочке"). Начало организации групп. Правило круга. · Экскурсия по школе (может быть в форме игры-путешествия "Поиск клада", где вместе с "кладом" (подарками для детей) находится "Наказ первокласснику от директора школы", или задания на предстоящие дни адаптационного периода и др.) День третий · Знакомство. Умение выражать свои эмоции. · Парная форма работы. · Сотрудничество. Школьные правила вежливости. День четвертый · Знакомство. Умение выражать свои мысли. · Обратная связь на уроке. · Ориентировка на листе бумаги. Действия по инструкции. День пятый · Знакомство. Противоречие "люблю – не люблю". Выход из спорных ситуаций. · Критерии самооценки и оценки. "Волшебные линеечки". · Праздник "Посвящение в ученики". Основная форма поддержки ребенка в адаптационный период – различные развивающие игры. Эти игры, имеющие глубокий психологический смысл для ребенка и детского коллектива, часто принимают внешне очень простые, незамысловатые формы, легки в исполнении, интересны детям. Как показывает опыт, педагоги, зная огромное количество таких игр и упражнений, нередко затрудняются при выявлении их психологического значения, анализа результатов игры, планировании целенаправленного воздействия на ребенка или группу в процессе тех или иных занятий. Именно в этом им мог бы помочь школьный психолог. Ситуация 2. Консультирование педагогов по организации их методической работы. · приведение в соответствие педагогической и психологической стороны деятельности учителя, программы и системы психолого-педагогических требований к статусу первоклассника; · приведение программы в соответствие с индивидуальными особенностями обучающихся детей. Опыт показывает, что многие учебные программы, применяемые сегодня в массовой школе, в большей или меньшей степени нуждаются в "психологической шлифовке", а в адаптации к конкретным детям и подавно. Но если даже педагог работает строго по определенной программе и считает ее идеальной, то есть еще и методики преподавания, личный стиль. А это – благодатная почва для самоанализа и самосовершенствования.
Опыт использования данной консультативной деятельности показывает, что педагоги испытывают вначале большие трудности в осуществлении анализа особенностей своей профессиональной деятельности и возможностей учебной программы с точки зрения их направленности на развитие важнейших компонентов психолого-педагогического статуса школьника. Чрезвычайно важным и полезным является соотнесение требований к психолого-педагогическому статусу школьников и реальных данных сформированности предпосылок учебной деятельности у конкретных детей, поступивших в школу (по результатам диагностики готовности детей к школьному обучению). В процессе анализа педагог получает возможность увидеть те пункты таблицы, по которым среднегрупповые показатели особенно низки или не удовлетворяют самого педагога. Это позволит выделить актуальные вопросы своей методической деятельности и направления усовершенствования учебной программы. Взаимодействие с родителями как фактор предупреждения Невозможно разобраться в проблемах и затруднениях ребенка без понимания семейного контекста его жизни. Контекстом, определяющим возможность возникновения школьной дезадаптации ребенка, тех или иных нарушений в его личностном развитии, является семья как система внутрисемейных отношений и семейного воспитания. Анализ результатов психодиагностики готовности детей к школьному обучению, мониторинга процесса адаптации первоклассников к школе показывает, что среди причин "трудной" адаптации, стойкой дезадаптации первоклассников на первый план выходят: социальная и педагогическая запущенность на предыдущих этапах развитии, длительная и массивная психическая депривация тех или иных потребностей ребенка в семье, эмоциональные расстройства и соматическая ослабленность вследствие конфликтных отношений в семье и неверного стиля воспитания. · оптимистическая гипотеза, вера в силы педагогического коллектива и способности семьи и отдельной личности при помощи специалистов разрешить сложные жизненные ситуации; · гуманно-личностный подход к детям, защита их прав и интересов как приоритет любой деятельности взрослых; · партнерство, взаимное уважение и доверие всех субъектов взаимодействия; · системность, преемственность, дифференциация и интеграция педагогических инициатив в работе с родителями; · проблемно-ориентированный анализ социальной ситуации развития ребенка и свобода выбора способов решения проблемы, содержания, форм и методов работы с родителями. На любом этапе возрастного развития детей образовательное учреждение и его психолого-педагогическая служба решают следующие задачи во взаимодействии с семьей: · Диагностика семьи, изучение условий и факторов развития ребенка в семье. · Информирование родителей о деятельности образовательного учреждения, его целях, задачах, программах обучения и воспитания, ходе и результатах педагогического процесса. · Психолого-педагогическое просвещение, обучение и воспитание родителей, развитие их родительской компетентности. · Включение родителей в совместную с педагогами и детьми деятельность, создание детско-взрослых форм общности. · Развитие инициативы и субъектной позиции родителей, помощь в создании и организации деятельности общественных формирований родителей. · Психолого-педагогическая помощь в коррекции факторов семейного воспитания, неблагоприятных для развития ребенка. В начале школьного обучения, в 1-ом классе и всего периода начальной школы, у педагогов и психологической службы есть достаточно много возможностей и шансов наладить эффективное взаимодействие с семьей, привлечь родителей к психолого-педагогическому сопровождению адаптации детей к школе. · установление доброжелательного контакта, создание доверительных отношений с родителями, которые являются залогом того, что со своими проблемами, сомнениями и вопросами родители пойдут в школу и к психологу, своими наблюдениями честно поделятся; · повышение психологической компетентности родителей в тех вопросах, которые наиболее актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода развития; · принятие родителями на себя определенной ответственности за то, что происходит с их ребенком в школе. Если этого удалось добиться, можно рассчитывать на сотрудничество с родителями в решении проблемных для ребенка ситуаций. · экспресс-диагностика эмоциональных состояний, знаний, отношений и ценностей родителей; · лекции и сообщения специалистов по заявленным темам (педагог-психолог, логопед, врач, музыкальный работник и др. специалисты); · экспрессивные методы творческого самовыражения в движениях, в рисунках, в письменных и творческих работах; · методы социально-психологического и педагогического тренинга: дискуссионное обсуждение различных психологических проблем и педагогических ситуаций, психогимнастика, игровое моделирование, игры и упражнения разной направленности, психологические этюды; · обмен опытом в воспитании детей; · анализ продуктов деятельности детей, результатов педагогической и психологической диагностики. Общая структура проведения занятий в клубе: · o Формулирование темы занятия, основных целей. o Психологическая и/или интеллектуальная разминка, позволяющая задать темп занятия и являющаяся прелюдией основной части. o Основная часть, в которой реализуется тема занятия: § Отработка необходимых навыков через упражнения. § Лекция или сообщение специалистов. § Активное обсуждение. § Система упражнений. o Заключительная часть. Рефлексия. o Домашнее задание. Возможны варианты или другая комбинация в зависимости от темы занятия.
Второй вариант тематики клубных встреч: · Давайте познакомимся поближе. Семья и школа – теперь мы вместе. · Лики родительской любви. Как на самом деле любить ребенка. · Мир ребенка и взрослого (совместная встреча детей и родителей). · Почему ребенок бывает несчастлив? · Наше здоровье в наших руках (совместная встреча детей и родителей). · Игра – дело серьезное. Игры в школе и семье. · Мир наших увлечений (совместная встреча детей и родителей). · Итоговая встреча. В дружбе взрослых и детей сила школы и семей. Опыт организации и осуществления деятельности родительских клубов с первых шагов поступления ребенка в школе показывает, что такая форма взаимодействия с родителями способствует гармонизации, взаимодополняемости влияний взрослых на социальную ситуацию развития школьника, позволяет установить партнерские заинтересованные друг в друге отношения педагогов и родителей, пробуждает устойчивый интерес родителей не только к вопросам воспитания и развития детей, но в целом к психолого-педагогическому знанию, стимулирует стремление к самопознанию и изменению неэффективных родительских установок.
Литература: 1.Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576(747) с. 2. Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство " Питер",2000. 304 с. -- (Серия "Учебник нового века") 3. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с. 4. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие. – М.: «Академия»,1998.
[1] Суть социокультурного закона, раскрытого в работах А. Ахиезера, заключается том, что изменения культуры и изменения социальных отношений подчиняются разным закономерностям. Социальные отношения – относительно устойчивые стр<
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 617; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.108 (0.012 с.) |