Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Д.п.н. проф. Фахрутдинова Р.А.
Казань 2012 Среди актуальных аспектов современной проблемы взаимодействия личности и социума одним из наиболее значимых является вопрос своевременного формирования у человека, особенно ребенка, адаптивных способностей. В процессе адаптации каждый человек участвует многократно: первый адаптивный период – это начало жизни, причем первые три месяца – это период критической адаптации, второй период начинается с того времени, когда малыш учится говорить, затем – вхождение ребенка в коллектив (ясли, сад), обучение (где каждый школьник переживает процесс адаптации несколько раз); последующими периодами адаптации являются этапы вхождения человека в студенческую среду, рабочий коллектив, а также образование семьи. О сложности и витальной значимости периода, связанного с адаптацией ребенка в школе, говорит особое внимание, обращаемое на него отечественными психологами и педагогами в научной литературе. Мы считаем, что именно в первые месяцы школьной жизни начинает формироваться та система отношения ребенка к самому себе, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и базовые учебные установки, которые в существенной мере определяют в дальнейшем социальную фасилитацию, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде. Организация перехода из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее сложных педагогических проблем, а период адаптации в пятом классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Состояние детей в этот период 1) с педагогической точки зрения характеризуется низкой самоорганизацией, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, и 2) с психологической стороны – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Другим критическим периодом обучения считается переход из среднего в старшее звено. Немалая роль в успешном прохождении периода адаптации отводится личностным особенностям детей, сформировавшимся на предшествующих этапах развития: умению контактировать с другими людьми, владению необходимыми навыками общения, способности определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими.
Все периоды адаптации имеют общие и специфические признаки и зависят от следующих условий: продолжительность адаптивного этапа, возраст человека, цель адаптации и др. Чаще всего процесс собственной адаптации индивидом не осознается и проходит стихийно. Это приводит к увеличению продолжительности периода адаптации, к формированию комплексов, к возникновению психического дискомфорта, состояния фрустрации и стресса, нервного истощения. Освоив необходимые приемы, человек способен сознательно управлять собственно процессом адаптации. В самом общем и распространенном своем значении адаптация понимается как приспособление человека к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Педагоги добавляют еще один критерий – важно, чтобы это приспособление осуществлялось человеком без серьезных внутренних потерь: ухудшения самочувствия и настроения, понижения самооценки. Таким образом, можно считать, что адаптация – это не только приспособление индивида к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. Социометрические исследования показали рост числа учащихся с нарушением нервно-психического и психосоматического здоровья, для которых особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе к следующей образовательной ступени. Поэтому деятельность психологической службы МОУ “СОШ № 8” г. Златоуста направлена на создание условий, способствующих стабилизации и укреплению физического и психического здоровья учащихся, на решение проблем адаптации школьников, причем особую актуальность приобретают мероприятия профилактического характера, позволяющие создать для разных возрастных групп наиболее благоприятные условия для адаптации и преемственности. Школьники вынуждены неоднократно переживать так называемый адаптационный синдром, в котором выделяются три характеристики: состояние тревоги (идёт мобилизация защитных сил организма); резистентности (необходимость приспособления к трудной ситуации);
истощение (при длительном стрессе возможны фундаментальные изменения в здоровье и поведении человека). Выделяются три возрастные группы, для которых наиболее болезненно протекает адаптационный синдром:
Адаптационный процесс может быть управляемым и самопроизвольным, но в последнем случае его эффективность будет значительно снижена. Анализ данных социометрического исследования, психологических наблюдений обучающихся в начале каждой образовательной ступени показали необходимость создания специальной программы психолого-педагогического сопровождения школьника на протяжении адаптационного периода. Данная программа предназначена для организации успешной адаптации разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении. Адаптированный учащийся, с нашей точки зрения, – это учащийся, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в новой для него школьной среде. На таком представлении о сути адаптации в общеобразовательном учреждении и строится система психолого-педагогической работы с каждым конкретным ребёнком и группами учащихся. Цель настоящей программы состоит в разработке, научном обосновании, создании и обеспечении педагогических и социально-психологических условий, позволяющих учащимся успешно функционировать и развиваться в школьной среде. Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения педагогическим коллективом следующих задач:
Таким образом, мы считаем, что для решения перечисленных задач психологическая служба должна помочь педагогам:
Принципы психолого-педагогической программы:
Программа “Преемственность и адаптация” предусматривает специфические задачи и для каждой возрастной группы детей, и для учителей и родителей.
Для первоклассников:
Для пятиклассников:
Для десятиклассников:
Для воспитателей детских садов:
Для учителей начальных классов:
взаимодействия в целях и содержании обучения;
Для учителей-предметников:
Для родителей:
В соответствии с этими задачами выделяются основные направления работы по адаптации учащихся к новым этапам школьной жизни:
Прогнозируемый результат:
Достоинства настоящей программы авторы видят:
Отличительная особенность программы состоит в том, что работа осуществляется при помощи методической и социально-психологической службы по повышению мотивации педагогов к личностному и профессиональному росту через развитие навыков рефлексии, что способствует повышению эффективности коррекционно-развивающей работы с учащимися, удовлетворенности учителей педагогическим трудом в целом, совершенствованию урока через реализацию приоритетных воспитательных целей, предусматривающих увеличение потенциала самостоятельности, самоуправления учащегося. Наибольший эффект программа может иметь, реализованная как целостная система совместной деятельности педагогов, психолога, администрации школы и родителей, направленная на активное приспособление ребенка к школьной среде, включающее в себя как успешное функционирование, так и перспективное психологическое здоровье.
Для успешной адаптации необходимо выполнение следующих этапов её реализации:
создание классным руководителем программы деятельности в адаптационный период с учётом специфики класса, особенностей родительского коллектива и собственных возможностей;
Основные направления и этапы работы с учащимися разных возрастных групп в период адаптации Опыт работы показывает, что продолжительность адаптации зависит от разных факторов:
Работа по адаптации рассчитана на один учебный год и осуществляется в три этапа:
A. для педагогов, набирающих первые классы с воспитателями детских садов;
B. учителей-предметников, классных руководителей пятиклассников и учителей начального звена, выпускающих 3–4 классы;
C. учителей-предметников и классных руководителей десятиклассников.
· Проведение “Дня открытых дверей”.
2. Второй этап – первичная адаптация к новым социальным условиям. Этот этап самый сложный для учащихся и самый ответственный для взрослых (учителей и родителей). В рамках данного этапа с сентября по январь предполагается:
A. классные часы, направленные на выявление учащихся, обладающих лидерской одаренностью и формирование актива класса;
B. учеба актива класса, с целью формирования управленческой культуры; общешкольные мероприятия “Дом, в котором мы живем”, “Мама, папа, я – спортивная семья”, КВН “Автопортрет нашего класса” и т.д., (Подобные мероприятия помогают настроиться на предъявленную школой систему требований, снять чрезмерное психологическое напряжение.)
3. Третий этап - психолого-педагогическая работа с учащимися, испытывающими особые трудности в период адаптации. Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1кл., 5кл., 10кл. и предполагает следующее:
экспертные опросы учителей, родителей; диагностика неадаптированных учащихся; анализ педагогической документации и материалов предыдущих обследований.
Список литературы:
1. Куценко Г.И., Новиков ЮВ. Книга о здоровом образе жизни. 2. Социальное воспитание в школе: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / [под ред. А.В. Мудрика]. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272 с. (17 п.л.; гриф УМО по специальности). 3. 6. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002, 2004, 2006, 2007. – 272 с. (17 п.л.; гриф УМО по специальности) 4. 7. Социально-педагогические технологии в таблицах, схемах и комментариях: учебное пособие. – Воронеж: ВГПУ, 2006. – 80 с. (5,6 п.л.; гриф УМО по специальности). 5. 8. Молодежь Воронежской области: особенности социализации и воспитания. – Воронеж: ВГПУ, 2006. – 68 с. (в соавторстве) (авт. 4 п.л.). Казанский (Приволжский) Федеральный Университет
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.171.180 (0.089 с.) |