Д.п.н. проф. Фахрутдинова Р.А. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Д.п.н. проф. Фахрутдинова Р.А.



 

 

Казань 2012


Среди актуальных аспектов современной проблемы взаимодействия личности и социума одним из наиболее значимых является вопрос своевременного формирования у человека, особенно ребенка, адаптивных способностей.

В процессе адаптации каждый человек участвует многократно: первый адаптивный период – это начало жизни, причем первые три месяца – это период критической адаптации, второй период начинается с того времени, когда малыш учится говорить, затем – вхождение ребенка в коллектив (ясли, сад), обучение (где каждый школьник переживает процесс адаптации несколько раз); последующими периодами адаптации являются этапы вхождения человека в студенческую среду, рабочий коллектив, а также образование семьи.

О сложности и витальной значимости периода, связанного с адаптацией ребенка в школе, говорит особое внимание, обращаемое на него отечественными психологами и педагогами в научной литературе. Мы считаем, что именно в первые месяцы школьной жизни начинает формироваться та система отношения ребенка к самому себе, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и базовые учебные установки, которые в существенной мере определяют в дальнейшем социальную фасилитацию, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде.

Организация перехода из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее сложных педагогических проблем, а период адаптации в пятом классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Состояние детей в этот период 1) с педагогической точки зрения характеризуется низкой самоорганизацией, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, и 2) с психологической стороны – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Другим критическим периодом обучения считается переход из среднего в старшее звено. Немалая роль в успешном прохождении периода адаптации отводится личностным особенностям детей, сформировавшимся на предшествующих этапах развития: умению контактировать с другими людьми, владению необходимыми навыками общения, способности определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими.

Все периоды адаптации имеют общие и специфические признаки и зависят от следующих условий: продолжительность адаптивного этапа, возраст человека, цель адаптации и др. Чаще всего процесс собственной адаптации индивидом не осознается и проходит стихийно. Это приводит к увеличению продолжительности периода адаптации, к формированию комплексов, к возникновению психического дискомфорта, состояния фрустрации и стресса, нервного истощения. Освоив необходимые приемы, человек способен сознательно управлять собственно процессом адаптации.

В самом общем и распространенном своем значении адаптация понимается как приспособление человека к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Педагоги добавляют еще один критерий – важно, чтобы это приспособление осуществлялось человеком без серьезных внутренних потерь: ухудшения самочувствия и настроения, понижения самооценки.

Таким образом, можно считать, что адаптация – это не только приспособление индивида к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.

Социометрические исследования показали рост числа учащихся с нарушением нервно-психического и психосоматического здоровья, для которых особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе к следующей образовательной ступени. Поэтому деятельность психологической службы МОУ “СОШ № 8” г. Златоуста направлена на создание условий, способствующих стабилизации и укреплению физического и психического здоровья учащихся, на решение проблем адаптации школьников, причем особую актуальность приобретают мероприятия профилактического характера, позволяющие создать для разных возрастных групп наиболее благоприятные условия для адаптации и преемственности.

Школьники вынуждены неоднократно переживать так называемый адаптационный синдром, в котором выделяются три характеристики:

состояние тревоги (идёт мобилизация защитных сил организма);

резистентности (необходимость приспособления к трудной ситуации);

истощение (при длительном стрессе возможны фундаментальные изменения в здоровье и поведении человека).

Выделяются три возрастные группы, для которых наиболее болезненно протекает адаптационный синдром:

  • дошкольник – первоклассник (6,5–7 лет);
  • выпускник начальной школы – пятиклассник (9–10–11 лет);
  • младший подросток – старшеклассник (15–16 лет).

 

Адаптационный процесс может быть управляемым и самопроизвольным, но в последнем случае его эффективность будет значительно снижена. Анализ данных социометрического исследования, психологических наблюдений обучающихся в начале каждой образовательной ступени показали необходимость создания специальной программы психолого-педагогического сопровождения школьника на протяжении адаптационного периода.

Данная программа предназначена для организации успешной адаптации разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении. Адаптированный учащийся, с нашей точки зрения, – это учащийся, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в новой для него школьной среде.

На таком представлении о сути адаптации в общеобразовательном учреждении и строится система психолого-педагогической работы с каждым конкретным ребёнком и группами учащихся.

Цель настоящей программы состоит в разработке, научном обосновании, создании и обеспечении педагогических и социально-психологических условий, позволяющих учащимся успешно функционировать и развиваться в школьной среде.

Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения педагогическим коллективом следующих задач:

  • Изучить теоретические аспекты проблемы адаптации учащихся с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики).

 

  • Выявить особенности психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.

 

  • Создать систему психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в период их первичной адаптации, позволяющей им не только приспособиться к школьным требованиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.

 

  • Разработать организационно-содержательную модель на период адаптации для учащихся разных возрастных групп.(таблицы1 – 3)

 

  • Реализовать разработанную модель для каждой возрастной группы.

 

  • Корректировать процесс организации адаптации в образовательном учреждении.

 

Таким образом, мы считаем, что для решения перечисленных задач психологическая служба должна помочь педагогам:

 

  • отслеживать результаты психолого-педагогического развития учащихся на различных этапах обучения;

 

  • создать условия для успешной социально-психологической адаптации личности ребенка к новой социальной ситуации;

 

  • помочь школьникам, испытывающим трудности в общении, в выработке конформного стиля поведения;

 

  • оптимизировать естественный процесс адаптации, сделав его по возможности безболезненным для ученика и учителя;

 

  • создать условия для организации постоянного профессионального диалога между педагогами разных ступеней обучения;

 

  • актуализировать мотивацию обучения, постепенно вырабатывать способность учащегося брать на себя ответственность за успешность своего обучения.

 

 

Принципы психолого-педагогической программы:

 

  • принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка;

 

  • принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка;

 

  • принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка;

 

  • принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика;

 

  • принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.

 

 

Программа “Преемственность и адаптация” предусматривает специфические задачи и для каждой возрастной группы детей, и для учителей и родителей.

 

Для первоклассников:

 

  • помочь ребенку принять позицию школьника;

 

  • помочь осознать появление нового сообщества – класса;

 

  • ввести понятие оценки, самооценки и различные её критерии;

 

  • обучить школьников навыкам учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

 

 

Для пятиклассников:

 

  • помочь адаптироваться к “разноголосице” требований учителей-предметников;

 

  • помочь в работе по самоорганизации, самоконтролю;

 

  • помочь принять новую позицию – ученика основной школы;

 

  • помочь детям принять “новых” учителей;

 

  • пояснить позиции в соответствии с ролью мальчика и ролью девочки (акцент на полоролевое взаимодействие).

 

 

Для десятиклассников:

 

  • помочь принять позиции “ученик-старшеклассник”;

 

  • помочь принять новичков в коллектив;

 

  • помочь найти личностный смысл и мотивацию учения для каждого десятиклассника;

 

  • познакомить с миром юноши и миром девушки;

 

  • помочь в организации самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.

 

 

Для воспитателей детских садов:

 

  • создать условия для всестороннего развития ребенка;

 

  • сохранить здоровье малышей, готовящихся к обучению в школе;

 

  • исключить дублирование школьной программы при подготовке детей к обучению.

 

Для учителей начальных классов:

 

  • изучить программы по обучению и воспитанию детей в ДОУ для успешного

взаимодействия в целях и содержании обучения;

 

  • учитывать возрастные особенности и возможности детей;

 

  • выработать единые требования по проблеме “готовность ребенка к школе” между ДОУ и МОУ.

 

 

Для учителей-предметников:

 

 

  • снизить уровень тревожности учителя перед незнакомыми учащимися, сократить период привыкания к новому классу;

 

  • создать доброжелательную атмосферу, в которой комфортно чувствуют себя и ученики, и педагоги;

 

  • помочь быстрее узнать учащихся, быстрее индивидуализировать и дифференцировать обучение.

 

Для родителей:

 

  • снять напряжение родителей, вызванное предстоящим учебным годом;

 

  • создать атмосферу сотрудничества;

 

  • договориться о способах взаимодействия учителя с родителями в течение года;

 

  • выяснить ожидания родителей по поводу обучения ребенка в школе и соотнести их с ожиданиями педагогов.

 

 

В соответствии с этими задачами выделяются основные направления работы по адаптации учащихся к новым этапам школьной жизни:

 

  • Психологическая диагностика на этапе адаптации детей направлена, в первую очередь, на изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации. Она проводится в начале учебного года наряду с педагогическими наблюдениями.

 

  • Консультативная работа с педагогами и родителями. Работа с педагогами чаще всего проводится в виде семинаров. Семинары для классных руководителей и учителей-предметников знакомят с основными задачами и трудностями периода адаптации, тактикой общения с детьми и формами оказания помощи. Консультирование родителей осуществляется индивидуально или на родительских собраниях.

 

  • Методическая работа, направленная на совершенствование методики и модификацию содержания обучения. Она осуществляется совместно с администрацией школы по результатам анализа психолого-педагогического статуса учеников.

 

  • Профилактическая работа осуществляется психологом и направлена на оказание поддержки каждому ребенку. Наиболее продуктивно и эффективно проходит в форме тренингов.

 

  • Коррекционно-развивающая работа проводится с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации. Такая работа проводится с детьми индивидуально или в микрогруппах, которые формируются на основе сходства проблем, выявленных у детей на этапе диагностики.

 

  • Аналитическая работа направлена на осмысление проводимой психологической помощи, деятельности по адаптации детей к новым условиям, оценку эффективности работы и коррекции рабочих планов.

 

Прогнозируемый результат:

 

  • Сформированность у первоклассников, пятиклассников и десятиклассников психологических свойств и умений, необходимых для успешного развития, обучения и общения на соответствующем этапе обучения.

 

  • Сформированность у педагогов и родителей навыков психологического мониторинга, потребности в рефлексии.

 

Достоинства настоящей программы авторы видят:

 

  • в ее мобильности, вариативности в зависимости от степени адаптированности, возраста, развития ребенка;

 

  • в имеющихся возможностях для психологического раскрепощения школьников, для формирования навыков и приемов, способствующих самовыражению каждого ученика;

 

  • в имеющихся возможностях для оказания помощи классному руководителю, учителю-предметнику строить учебно-воспитательную работу в системе, с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся, отслеживая результаты, начиная с дошкольного возраста;

 

  • в создании условий для своевременной корректировки выявленных психологических проблем и совершенствования и оптимизации учебно-воспитательного процесса.

 

Отличительная особенность программы состоит в том, что работа осуществляется при помощи методической и социально-психологической службы по повышению мотивации педагогов к личностному и профессиональному росту через развитие навыков рефлексии, что способствует повышению эффективности коррекционно-развивающей работы с учащимися, удовлетворенности учителей педагогическим трудом в целом, совершенствованию урока через реализацию приоритетных воспитательных целей, предусматривающих увеличение потенциала самостоятельности, самоуправления учащегося.

Наибольший эффект программа может иметь, реализованная как целостная система совместной деятельности педагогов, психолога, администрации школы и родителей, направленная на активное приспособление ребенка к школьной среде, включающее в себя как успешное функционирование, так и перспективное психологическое здоровье.

 

Для успешной адаптации необходимо выполнение следующих этапов её реализации:

 

  1. разработка социально-психологической службой варианта программы для учителей-предметников для работы с каждой возрастной группой (1–е, 5–е, 10–е классы);

создание классным руководителем программы деятельности в адаптационный период с учётом специфики класса, особенностей родительского коллектива и собственных возможностей;

 

  1. обобщение классными руководителями материалов диагностики детей и представление результатов родителям, педагогам-предметникам;

 

  1. проведение родительских собраний для выяснения ожидания родителей от обучения их ребенка в школе и ознакомления их с итогами и материалами адаптационного периода;

 

  1. проведение итоговых психолого-педагогических консилиумов по каждой возрастной группе для обмена впечатлениями между учителями об особенностях своих классов и отдельных детей с целью осмысления результатов адаптационного периода с целью выработки дальнейшей стратегии обучения и воспитания.

 

Основные направления и этапы работы с учащимися разных возрастных групп в период адаптации Опыт работы показывает, что продолжительность адаптации зависит от разных факторов:

 

  • индивидуальных особенностей ребенка (характера, психической организации, состояния здоровья, уровня базовой подготовки, интересов, уровня общения и т.д.);

 

  • специфических особенностей организации учебного процесса в школе; уровня социального благополучия семьи (конфликтная, проблемная, благополучная семья).

 

Работа по адаптации рассчитана на один учебный год и осуществляется в три этапа:

 

  1. Первый этап – готовность к обучению на новом возрастном этапе начинается в марте – апреле месяце. Выполняется следующая работа:

 

    • Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение готовности к обучению в следующем звене.

 

    • Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей. Групповая консультация в форме родительского собрания – это знакомство с формами организации жизни ребенка перед вступлением в новую возрастную группу. Индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети показали низкие результаты тестирования и могут испытывать трудности в период адаптации.

 

    • Взаимопосещение уроков, занятий воспитателями ДОУ и учителями начальных классов, учителями-предметниками с целью поисков путей преодоления содержательных и методических “разрывов” в программах дошкольного образования и I ступени, I и II ступени; II и III ступени.
    • Проведение совместных “круглых столов”, носящих на данном этапе общий ознакомительный характер:

 

 

A. для педагогов, набирающих первые классы с воспитателями детских садов;

 

B. учителей-предметников, классных руководителей пятиклассников и учителей начального звена, выпускающих 3–4 классы;

 

 

C. учителей-предметников и классных руководителей десятиклассников.

 

· Проведение “Дня открытых дверей”.

 

2. Второй этап – первичная адаптация к новым социальным условиям.

Этот этап самый сложный для учащихся и самый ответственный для взрослых (учителей и родителей). В рамках данного этапа с сентября по январь предполагается:

 

  • Изучение личных дел и проведение анкетирования учащихся и родителей классным руководителем, во-первых, для первичного ознакомления и получения общих сведений об учащихся, их семей; во-вторых, для составления карты сопровождения.

 

  • Проведение психолого-педагогической диагностики (пятиклассники, десятиклассники).

 

 

    1. Общая экспресс-диагностика, позволяющая судить об уровне психологической готовности и сформированности учебных навыков на основе изучения: показателя самооценки, особенностей общения, мотивации обучения, уровня сформированности умения учиться, личностных качеств.

 

    1. Второй диагностический тур, направленный на выявление причин низких результатов.

 

  • Проведение консультативной и просветительской работы, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода адаптации, тактикой общения и помощи детям, результатами диагностики.

 

  • Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями учащихся, выявленных в ходе диагностики и наблюдения в первые недели обучения.

 

  • Организация педагогической поддержки учащихся во внеурочное время:

 

A. классные часы, направленные на выявление учащихся, обладающих лидерской одаренностью и формирование актива класса;

 

B. учеба актива класса, с целью формирования управленческой культуры;

общешкольные мероприятия “Дом, в котором мы живем”, “Мама, папа, я –

спортивная семья”, КВН “Автопортрет нашего класса” и т.д., (Подобные

мероприятия помогают настроиться на предъявленную школой систему

требований, снять чрезмерное психологическое напряжение.)

 

  • Организация профилактической работы в период адаптации.

 

  • Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, родителей в период первичной адаптации учащихся разных возрастных групп.

 

  • Проведение педагогических консилиумов по разработке единой системы требований к классам со стороны учителей-предметников: “Адаптация первоклассника и преемственность между начальным звеном школы и ДОУ” с приглашением заведующих, методистов ДОУ, взаимодействующих со школой, “Вопросы адаптации 5-ов к новой ситуации обучения и жизнедеятельности в школе”, “Вопросы адаптации учащихся 10-х классов к новым условиям”.

 

 

3. Третий этап - психолого-педагогическая работа с учащимися, испытывающими особые трудности в период адаптации.

Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1кл., 5кл., 10кл. и предполагает следующее:

 

  • Социально-психологической адаптированности каждого учащегося; выявления характера и природы синдрома дезадаптации в каждом конкретном случае, определения путей оказания помощи этим учащимся.

 

 

  • Основными способами получения информации на третьем этапе являются:

экспертные опросы учителей, родителей;

диагностика неадаптированных учащихся;

анализ педагогической документации и материалов предыдущих обследований.

 

  • Оказание родителям данных учащихся психолого-педагогической помощи в форме индивидуальных консультаций (по их просьбе).

 

  • Индивидуальное консультирование учителей по вопросам общения с данными учащимися. Привлечение специалистов разных профилей (медики, валеологи, невропатолог, логопед и др.)

 

  • Организация педагогической помощи учащимся, испытывающим различные трудности в обучении с учетом результатов их психодиагностики; методическая работа педагогов, направленная на анализ содержания и методики преподавания различных предметов. Цель такого анализа – выявить и устранить моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, провоцирующие различные трудности.

 

  • Проведение с учащимися, испытывающими особые трудности в адаптации, социально-психологических и педагогических тренингов.

 

  • Аналитическая работа по результатам, полученным на третьем этапе, и соотнесение их с результатами адаптации, проведение расширенного административного совещания по итогам адаптации учащихся, испытывающих трудности к приспособлению новым социальным условиям.

 

  • Организованная таким образом работа по адаптации и преемственности имеет ряд положительных моментов:

 

  • Предложенная организация процесса адаптации детей обеспечивает возможность реализации индивидуального подхода к каждой конкретной личности; каждый ребенок имеет возможность адаптироваться в своем индивидуальном темпе;

 

  • Повышение адаптивности учащихся вызывает повышение адаптивности учителей, которые активно включаются в процесс организации адаптации ребенка и закономерно приобретают определенные знания и умения в области адаптации.

 

  • В результате такой активной работы по адаптации учащихся улучшается психологический климат и в педагогическом коллективе, повышается уровень трудоспособности учителей и улучшается состояние их здоровья, и, как следствие, повышается рост качества преподавания и улучшаются взаимоотношения с учащимися

 

Список литературы:

 

 

1. Куценко Г.И., Новиков ЮВ. Книга о здоровом образе жизни.
СПб., 1997.

2. Социальное воспитание в школе: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / [под ред. А.В. Мудрика]. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272 с. (17 п.л.; гриф УМО по специальности).

3. 6. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002, 2004, 2006, 2007. – 272 с. (17 п.л.; гриф УМО по специальности)

4. 7. Социально-педагогические технологии в таблицах, схемах и комментариях: учебное пособие. – Воронеж: ВГПУ, 2006. – 80 с. (5,6 п.л.; гриф УМО по специальности).

5. 8. Молодежь Воронежской области: особенности социализации и воспитания. – Воронеж: ВГПУ, 2006. – 68 с. (в соавторстве) (авт. 4 п.л.).


Казанский (Приволжский) Федеральный Университет



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.171.180 (0.089 с.)