Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Третья ступень обучения /9-11 классы/.

Поиск

В старших классах ежегодно проводятся беседы, мини-сочинения, классные часы, ток-шоу, фотовыставки на темы профилактики суицида и употребления ПАВ, например, «Жизнь без алкоголя и наркотиков», «Жизнь – это…», «Я люблю тебя жизнь, потому что…»

В 9-11х классах проводятся тренинговые занятия, позволяющие снизить тревогу, экзаменационные страхи. В данном направлении психолог пользуется программами: «Как психологически подготовиться к сдаче ЕГЭ» /Е. Чебатарева/; «Путь к успеху» /Н. Стебенева/, которые повышают уверенность в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.

Также в этих классах проводится психологический тренинг «Стрессоустойчивое поведение» - большая психологическая игра, обучающая способам саморегуляции личности в ситуации стресса и сохранения психологического здоровья учащегося.

С 2008-2009 года психолог ведёт 2 элективных курса с девятиклассниками по программам «Познай себя и окружающих» Савченко и «Как научиться выбирать профессию?» Филимоновой.

Одним из направлений работы психолога в школе является лекционно-просветительское направление - это участие в педсоветах, родительских собраниях, проведение индивидуальных бесед с родителями и учителями. Ежегодно совместно с родителями и учителями предметниками проводятся родительские собрания: «Как помочь одиннадцатикласснику?», «Как лучше подготовиться к экзаменам», «Как помочь выпускнику основной школы выбрать будущую профессию».

С целью создания ситуации успеха ученика на уроке как одно из условий создания здоровьесберегающей среды с группой педагогов проводится семинар, деловая игра «Педагогические приемы создания ситуации успеха».

Таким образом, используя все эти методы и формы работы, психолог совместно со всеми участниками УВП оказывает содействие психологическому и личностному развитию школьника, который к моменту окончания школы готов к самоопределению во взрослой жизни.

 

Сопровождение учащихся "группы риска" в учебно-воспитательном процессе

· Дети "группы риска"

· Методы и приемы психолого-педагогического воздействия при сопровождении детей "группы риска"

· Выявление учащихся "группы риска"

· Схема проведения опроса "трудного" подростка

 


Дети "группы риска"

"Группу риска" составляют дети и подростки с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, не адекватном нормам и требованиям ближайшего окружения: семьи, детского сада, школы и т. д.

Педагогически запущенные дети – это здоровые, потенциально полноценные, но недостаточно воспитанные, обученные и развитые дети. Следствием этого являются недостатки, пробелы, отклонения в деятельности, поведении, общении. Такие подростки отчуждаются от школы, но значимость семьи для них не утрачивается.

Социально запущенные дети отчуждаются не только от школы, но и от семьи. Они усваивают искаженные ценностно-нормативные представления и перенимают криминальный опыт в асоциальных подростковых компаниях и группировках.

Социально незащищенными называют детей и подростков, находящихся в критической ситуации или в неблагоприятных для жизни условиях. Социальная незащищенность возникает в результате действий различных факторов риска: экономических (низкий уровень жизни), экологических (неблагоприятная среда обитания), медицинских (болезни, отклонение в развитии, алкоголизм, наркомания и т. д.), психологических (конфликтность отношений в группах, социальная и педагогическая запущенность, деформированность мотивации), криминогенных (влияние преступных групп) и др.

Девиантное поведение – это поступки (действия индивида), не соответствующие ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе.

Делинквентное (от англ. delinquency – провинность) поведение – это противоправные действия, психическая готовность к правонарушению, повторяющиеся асоциальные поступки, формирование отрицательно ориентированных личностных установок.

Дезадаптация – это несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации – школьного обучения, выражается в нарушении успеваемости, поведения, межличностных взаимодействий учащегося.

Различают три вида антиобщественного поведения: аморальное – нарушение норм морали и правил человеческого общения; противоправное – не уголовно наказуемое правонарушение; преступное – нарушение уголовно-правовых норм.

Трудновоспитуемость предполагает ту или иную степень сопротивления ребенка целенаправленным педагогическим воздействиям, его неспособность или нежелание адекватно реагировать на них. Трудновоспитуемость может быть вызвана самыми различными причинами, включая педагогические просчеты воспитателей, родителей, дефекты психологического и социального развития, особенности характера, темперамента, другие личностные характеристики учащихся, затрудняющие их социальную адаптацию, усвоение учебных программ и социальных норм.

Учащихся "группы риска" можно распределить по четырем категориям, представленным в таблице.

Категории Критерии, по которым определяются учащиеся "группы риска"
1. Медицинская Имеют хронические заболевания внутренних органов. Имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи. Часто и длительно болеют (пропуски по болезни более 40 учебных дней в году). Стоят на учете у психоневролога. Перенесли сложную медицинскую операцию
2. Социальная Живут в асоциальной семье. Живут в малообеспеченной семье; окружающие относятся пренебрежительно или агрессивно. Живут в семье беженцев или переселенцев (проблемы языковые или адаптивные). Перешли в новую школу, класс, сменили место жительства (проблемы адаптивные)
3. Учебно-педагогическая Имеют стойкую неуспеваемость. Прогуливают, пропускают занятия без уважительной причины
4. Поведенческая Имеют стойкие нарушения поведения. Испытывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками, учителями, родителями. Имеют повышенную тревожность

 

Методы и приемы психолого-педагогического воздействия при сопровождении детей "группы риска"

Для выбора нужного метода и приема психолого-педагогического воздействия на детей "группы риска" необходимо определить причины поведения и поступков ученика.

Созидательные педагогические приемы содействуют улучшению взаимоотношений между воспитателем и воспитанником, установлению душевного контакта. К ним относится:

Приемы, способствующие формированию у воспитанника правильного поведения:

Приемы, построенные на понимании динамики чувств и интересов ученика:

Прямые и косвенные, тормозящие приемы:


Выявление учащихся "группы риска"

Неблагополучие школьника можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности:

Способы получения необходимой информации:


Схема проведения опроса "трудного" подростка

1. Учеба:

2. Планы на будущее в отношении продолжения учебы, выбора профессии, способность учитывать предстоящие трудности и трезво оценивать свои возможности.

3. Отношения со сверстниками:

4. Увлечения в настоящем и прошлом:

5. Отношения с родителями, внутрисемейные отношения, состав семьи:

В случае, если семья распалась, необходимо выяснить, в каком возрасте был ребенок, когда это случилось; его отношение к разводу матери и отца; поддерживает ли он контакт с тем родителем, который ушел из семьи.

Полезно бывает услышать мнение учащегося о характере его родителей (если об этом заходит речь).

6. Отклонения в поведении (отмеченные в прошлом):

7. Наиболее тяжелые события в прошлом и реакция на них. Наличие когда-либо в прошлом суицидных мыслей.

8. Перенесенные заболевания: как они сказались на учебе и на положении среди сверстников. Наличие в настоящем или в прошлом нарушений сна, аппетита, самочувствия и настроения.

9. Личные проблемы (сначала подростку надо объяснить, что психолога, социального педагога эти вопросы интересуют не из любопытства, а для выяснения возможных переживаний школьника и получения более полного представления о его характере; необходимо предупредить, что все сообщаемые учащимся сведения без его согласия никому из родных, знакомых не будут переданы):


Список литературы:

1.Cтатья из раздела школьная психология, автор Васляева Лада Юрьевна

2.Cтатья по психологии автор Лукьянова Алена Владимировна
3. Журнал "Справочник классного руководителя" № 2, 2011 года, автор статьи Дроздов С.Ю.


Казанский (Приволжский) Федеральный Университет

Институт Филологии и Искусств

Отделение романо-германской филологии

кафедра теорий и технологий гуманитарно-художественного образования



Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.102.111 (0.01 с.)