Роль самооценки в формировании личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль самооценки в формировании личности



 

Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она выступает неотъемлемым компонентом жизнедеятельности человека, которая позволяет не только оценивать свое «Я», но и делать сознательный выбор в жизненных ситуациях, соотносить свои возможности и действия в различных областях, а также выстраивать взаимоотношения с окружающими и занимать определенную позицию в современном обществе.

В психолого-педагогической литературе выделяют несколько понятий самооценки. По А.В.Захаровой, самооценка рассматривается как «важнейшее личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции человеком своего поведения и деятельности». Согласно мнению И.Ю. Кулагиной, самооценка - это «оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей» [20, с. 34] А.Н. Леонтьев считал самооценку важнейшим условием формирования личности индивида [21, с. 145].

Проанализировав данные понятия, мы приходим к выводу о том, что самооценка-это функция регулирования деятельности в соответствии с тем как человек оценивает самого себя и свои действия, результаты своей деятельности, и в этой связи является условием формирования личности. Исходя из его индивидуальных особенностей, качеств и способностей индивида, которые он использует в различных видах деятельности и проявляет при взаимодействии с окружающими [4, с. 17]. Человек формируется как полноценная личность только в процессе общей деятельности и общения с людьми, соотнося свои желания и поступки с мнением окружающих. Выбирая конкретную цель и вид деятельности, человек также должен соотносить ее с уровнем своих способностей, иначе итоговый результат может не оправдать первоначальные ожидания, ставящие под сомнение возможности и способности человека в целом, которые напрямую влияют на самооценку личности.

В ходе практической деятельности формируется определенное отношение к самому себе, осознание уровня своих возможностей, и в последствии, самооценка и уровень стремлений позволяют направлять деятельность человека соразмерно определенным условиям.

Для развития личности огромное значение имеет выстраивание объективных отношений между потребностями человека, его желаниями и способностями, которые развиваются в процессе жизнедеятельности. Однако в данном случае может выступать затруднение с соотнесением способностей человека и поставленных задач, которые в ходе личностного оценивания не всегда могут быть объективными. В таком случае, может возникнуть противоречие: с одной стороны, выступает переоценивание своих собственных сил и возможностей, либо наоборот, происходит занижение способностей при более высоком уровне потенциала [2, с. 13]. Переход из одной крайности в другую формирует неблагоприятные условия для успешной самореализации человека и образовании объективного представлении о себе как неповторимой личности. С одной стороны, человек может стать надменным, не переносящий адекватной критики и с презрением относящийся к остальным, а с другой стороны, может быть слишком неуверенным в себе, своих силах, и эта неуверенность выступает огромной преградой на пути к полноценной самореализации личности.

В современной психолого-педагогической литературе выделяют следующие виды самооценки [1, с. 192; 27, с. 37]:

Адекватная самооценка - это способность индивида к объективной оценке себя и своих возможностей, поступков в различных ситуациях и видах деятельности.

Адекватная самооценка позволяет объективно соотносить свои способности и возможности в соответствии с ситуацией, воспринимать адекватную критику окружающих и сопоставлять ее со своей внутренней оценкой, ставить достижимые цели и задачи в соответствии со своими возможностями, и кроме этого, пытаться предвидеть общественную реакцию на результат собственной деятельности.

Говоря об адекватной самооценке, необходимо упомянуть главный ее критерий-соотнесение способностей личности со своими достижимыми возможностями. Для того, чтобы человек ежедневно мог выполнять различные профессиональные задачи, ставить перед собой новые цели и создавать условия для их реализации, этот основной критерий является необходимым для достижения профессионального и личностного успеха. Для успешной реализации поставленных целей, критерий адекватности самооценки выступает в главной роли наряду с профессиональными и личностными качествами субъекта. Однако адекватная самооценка, в первую очередь, выступает в личностной сфере человека, благодаря которой субъект имеет целостное представление о себе, своих данных, возможностях, качествах, и в соответствии с главным принципом адекватности самооценки, имеет возможность к корректировке личностных качеств и улучшению их до приемлемого уровня [13, с. 41].

Другим критерием адекватной самооценки является исполнимость планов и целей человека. Человек с адекватной самооценкой постоянно ставит перед собой различные цели, строит планы, которые соответствуют уровню его возможностей; с уверенностью старается преодолевать препятствия на пути к реализации своих целей; уважительно относится к деятельности окружающих и воспринимает каждого человека как индивидуальную личность с определенным набором ценностей и качеств.

В другом случае, самооценка может быть необъективной, когда личное мнение человека не совпадет с мнением окружающих людей. В таком случае, следует говорить о том, что самооценка неадекватна. Неадекватная самооценка - это неспособность индивида к реальной оценке своих действий, восприятию собственной значимости и отсутствие устойчивой внутренней позиции [19, с. 87].

При неадекватной самооценке отсутствует объективное представление о своих возможностях, при которой человек сталкивается с препятствиями как в профессиональной, так и в личностной сфере; искажается восприятие окружающего мира, при котором отсутствует адекватное оценивание ситуаций и в большей степени присутствует эмоциональный компонент.

Также некоторые психологи выделяют иную классификацию самооценки.

Рассматривают общую самооценку-оценивание человеком себя в целом как с хорошей стороны, так и с плохой; и парциальную (частную) самооценку-оценивание своих результатов в конкретной деятельности [13, с. 5-18.]

Кроме этого выделяют актуальную самооценку, связанную с достигнутыми результатами; и потенциальную, выражающаяся в общих способностях человека [20, с. 75].

Также выделяют несколько уровней самооценки [4, с. 31; 33, с. 94]:

Нормальный уровень самооценки при котором выступает объективная оценка личности свои реальных возможностей или невозможности чего-либо, выражающаяся в поведении, профессиональной деятельности и в коммуникативной сфере человека. Нормальный уровень самооценки характерен для уверенного в себе человека, ставящий для себя новые задачи и легко реализующий их в карьере и личной жизни. Данный уровень самооценки позволяет успешно адаптироваться в различных жизненных ситуациях.

Завышенная самооценка выражается в искаженном и переоцененном представлении личности о свои достоинствах и возможностях. Завышенная самооценка относится к виду неадекватной самооценки, причина которой кроется во многих факторах, в первую очередь, в особенности стиля воспитания в семье.

Заниженная самооценка выражается в неадекватном занижении потенциала и необъективной оценке личностных качеств субъекта. Заниженная самооценка, так же, как и завышенная, связана со стилем воспитания в семье, которая закладывает еще в раннем возрасте ребенка представление о самом себе.

Исходя из этого, необходимо разобраться как перечисленные виды самооценки влияют на человека. То, как человек оценивает себя, является основой его жизнедеятельности, но адекватная и неадекватная самооценка могут по-разному влиять на личность человека. Адекватная самооценка, прежде всего, влияет на уровень уверенности человека, выражающаяся в оценивании себя, своих действий. Данный вид самооценки имеет огромное влияние на практическую сторону деятельности, которая выражается в четком осуществлении собственных решений, быстрой их исполнимости и принятии адекватной критики со стороны окружающих. Адекватная самооценка личности способствует установлению успешных коммуникативных связей, благодаря которой человек уважительно относится к окружающим и в тоже время имеет чувство собственного достоинства, которое позволяет поддерживать гармоничные отношения между людьми. Кроме того, что адекватная самооценка позитивно влияет на межличностные отношения, она оказывает огромное влияние на профессиональную сторону человека. Невозможно представить по-настоящему успешного человека, который неадекватно бы относился к себе и к результатам своей деятельности. Адекватная самооценка закладывает огромный фундамент на развитие практической деятельности человека. Своевременное планирование, прогнозирование и корректировка результатов, объективное восприятие критики-все это позволяет достигнуть успешных результатов благодаря устойчивой адекватной самооценки личности, которая придает такие личностные качества как: инициативность, практичность, умение находить компромисс в различных ситуациях. Проявление инициативы выражает наличие адекватной самооценки человека, поскольку она предполагает взятие руководствующей позиции, которая подразумевает наличие побуждающих внутренних факторов и уверенность личности в объективных возможностях в конкретных видах деятельности. Умение находить компромиссные решения в трудных ситуациях определяет не только проявление гибкости, но и способность выстраивать межличностные отношения, в которой отсутствует только «Я-позиция», где происходящие события оцениваются не только исходя из личного состояния или собственной выгоды [19, с. 17; 36, с. 33].

Неадекватная заниженная или завышенная самооценка напрямую влияет на самосознание человека и уровень его притязаний [17, с. 203]. Человек с завышенной самооценкой чаще всего преувеличивает свои способности, болезненно реагирует на критику окружающих, яростно отстаивает свою позицию в спорных ситуациях и старается убежать от неудач. Неадекватная завышенная самооценка в первую очередь влияет на особенности отношения между людьми, поскольку человек, который отстаивает только свою позицию и не считается с мнением остальных, постоянно будет испытывать трудности в общении с окружающими, которые не захотят постоянно считаться с его мнением и будут отстаивать свою позицию, в результате чего две стороны будут испытывать большие затруднения в общении. Кроме того, результатом влияния завышенной самооценки являются трудности с самореализацией, причиной которых является избегание недостижимых целей из-за боязни потерпеть поражение, а также высокий уровень самоуверенности, побуждающий ставить перед собой труднодостижимые цели и получающие неудовлетворительный результат, которые зачастую не поддаются объективному самоанализу исходя из особенности данного типа самооценки.

Неадекватная заниженная самооценка также влияет на самосознание личности в целом. Человек принижает уровень своих способностей, свою значимость для других. Все свои результаты расценивает в большей степени как удачное стечение обстоятельств, либо проявление инициативы и помощи со стороны других людей. Неадекватная заниженная самооценка очень сильно влияет на процесс самореализации личности. Человек изначально выбирает для себя только те виды деятельности, в которых легко может добиться успеха, однако нередко это занижает настоящий потенциал личности, который зачастую не проявляется из-за внутренней скованности вследствие влияния заниженной самооценки. Кроме этого, заниженная самооценка влияет на особенности взаимоотношения и поведения с окружающими. Человек в большей степени проявляет свою пассивность, нежели активное стремление быть в центре коллектива; слишком чувствителен к критике, чаще всего испытывают неуверенность, особенно находясь в большом коллективе; с большим трудом устанавливает новые знакомства и взаимоотношения с окружающими [17, с. 223].

Обобщая все вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что самооценка имеет большое значение в развитии личности. Именно она закладывает некий личностный фундамент, который помогает человеку иметь представление о себе в целом, разбираться в своих достоинствах и недостатках, а также выстраивать взаимоотношения с окружающими и ставить перед собой новые цели в профессиональной деятельности. Разные виды самооценки по-разному влияют на личность человека, его профессиональную деятельность и социальное поведение.

Неадекватная самооценка человека с завышенным или заниженным уровнем, влияет в первую очередь на самосознание личности, так как искажает представление о себе и своих возможностях, которая затем проявляется как в межличностном общении, так и в различных видах деятельности, и потому является неблагоприятным фактором.

Адекватная самооценка человека помогает добиться большего успеха в самореализации и формировании устойчивой внутренней позиции, потому что обладает способностью к объективной оценке личности и ее возможностей.

Далее имеет смысл рассмотреть, какие же факторы влияют на формирование того или иного уровня самооценки в младшем школьном возрасте.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 3403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.012 с.)