Концепция отношений личности



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция отношений личности



Что такое отношения личности? Кто стоит у истоков отечественной психоло­гии отношений? На основе каких критериев выделяются виды отношений? Под влиянием каких факторов формируется и изменяется система отноше­ний личности?

Что такое отношения личности?

В психологии, начиная с В.Н. Мясищева, основоположника отечественной концепции отношений личности, «отноше­ние» определяется как «психологическая связь человека с ок­ружающим его миром вещей и людей»1. Отношения личности Образуют систему, которая включает в себя отношение к пред­метам и явлениям внешнего мира (субъект-объектные отно­шения), отношение к другим людям (субъект-субъектные, межличностные отношения) и отношение к себе (самоотно­шение). Традиционно отношения личности к различным со­циальным объектам и ситуациям изучаются в психологии как социальные установки, или аттитюды, личности. В западной психологии история изучения аттитюдов началась в 1918 г., .когда было дано определение аттитюда как «психологическо­го переживания индивидом ценности, значения, смысла соци­ального объекта». С тех пор в зарубежной психологии накоп­лен немалый опыт в изучении аттитюдов, Определены их функции и структура.. В отечественной психологии ВА. Ядовым была предложена «иерархическая схема диспозиционной регуляции социального поведения личности», объединяющая установки личности различных уровней; 1) элементарны фиксированные установки (формируются в простейших ситуациях на основе витальных потребностей); 2) социальны фиксированные установки (формируются в малой группе н основе потребности человека в общении); 3) базовые социальные установки (формируются в более широких социальны областях — в трудовой сфере, сфере досуга — на основе фундаментальной потребности человека в активности); 4) ценностные ориентации личности.

Кроме отношений в русле социальных установок личность в психологии также изучаются отношения в контексте таких явлений, как аттракция и аффилиация. Аттракция — это воз никновение при восприятии одного человека другим его при влекательности для субъекта восприятия. При изучении аттракции главное внимание уделяется выяснению факторе! влияющих на формирование симпатии или антипатии к объекту восприятия; так, установлено, что одним из главных фак торов возникновения аттрактивных отношений являете внешняя привлекательность, компетентность людей. Аффилиаиия — это стремление человека быть в обществе других лю дей, ориентация личности на поддержку со стороны другой человека. В результате многочисленных экспериментов выявлено, что люди обладают различным уровнем выраженности аффилиативных тенденций, которые определяют их отношения друг к другу.

Таким образом, «отношение» — более широкое понятие чем «социальная установка», «аттракция» или «аффилиациж Отношения личности как психологическое явление характеризуются следующими сущностными чертами'.

1) отношения человека связаны с его потребностями (физиологическими и в первую очередь с психологическими). От ношение возникает как своеобразная связь между субъектом (человеком), испытывающим потребность, и объектом (буд то человек или предмет окружающего мира), способным удовлетворить эту потребность. Эта связь или, иначе говоря, отношение субъекта к объекту, проявляется, по мнению В.Н. Мясищева, в «переживании тяготения к объекту и в активной устремленности к овладению им». Например, отношение ребенок к матери детерминировано как его физиологическими потребностями, так и психологическими потребностями в защите и безопасности. В психологии рассматривают следующие психологические потребности, опосредующие отношения чеювека к себе и другому: потребность в установлении близких отношений; в контроле себя и других; потребность во включе­нии в различные социальные группы; потребность в самоува­жении, в позитивной оценке; потребность в понимании, в со­чувствии, в опеке; потребность быть нужным, значимым;

2) в общении отношение взаимосвязано с отражением и взаимодействием человека с человеком. Возникновению от­ношения предшествует этап восприятия (отражения) субъек­том объекта и оценки (на основе отражения) его потенциаль­ных возможностей в плане удовлетворения тех или иных его потребностей. Таким образом, в результате отражения лично­стью окружающей действительности формируется отноше­ние, которое проявляется затем в формах взаимодействия, за­крепленных в речи и экспрессивном поведении личности;

3) отношение есть одновременно процесс и результат об­щения и взаимодействия; его структура состоит из когнитив­ных, эмоциональных и поведенческих компонентов. На осно­ве их сочетания определяются вид и тип отношений. Отноше­ние как процесс проходит в своем развитии определенные [этапы: формирование отношения, развитие отношения, ста­билизация иди распад отношения. Отношение как результат имеет определенные параметры: знак, интенсивность, модаль­ность, осознанность и т.д.

Наряду с понятием «отношение» в психологии используют понятия «межличностное отношение», «взаимоотношение», «межгрупповые отношения»,

Межличностное отношение— это вид отношений личнос­ти, раскрывающийся в отношении к другому, это субъект-субъектное отношение. Оно является одним из компонентов системы отношений личности наряду с самоотношением и отношением к предметам окружающего мира. Для обозначе­ния межличностных отношений в психологии используют термин «взаимоотношение»; для того чтобы подчеркнуть, что межличностные отношения, или взаимоотношения, есть ре­зультат взаимного восприятия, познания, воздействия, влия­ния, оценки, есть, по словам КА. Абульхановой-Славской, «не­который идеальный продукт взаимных усилий». Иногда тер­мин «взаимоотношение» сводится к понятию «отношение»;

Так, В.И. Паниотто пишет в книге «Структура межличностных отношений» (1975) о том, что «взаимоотношение Л и В — это совокупность отношения В и отношения В кА (точнее, сис­тема этих отношений, ибо они, как правило, тесно взаимосвя­заны и представляют собой некоторую целостность, а не про­сто совокупность)». Наконец, термины «отношение» и «взаи­моотношение» используют для обозначения разных этапов динамики отношений. Например, Л.Я. Гозманом (1987) пока­зано, что на этапе зарождения отношение представляет собой «индивидуальный феномен», характеризующийся направлен­ностью от субъекта отношения к объекту отношения; по мере развития индивидуальное отношение превращается во взаи­моотношение, или «диадическое отношение».

В отличие от межличностных отношений под, межгруппо­выми отношениями понимают «субъективное отражение (восприятие) многообразных связей, возникающих между со­циальными группами, а также обусловленный им способ взаи­модействия групп»1.

На настоящий момент в психологии выделены два основ­ных направления в исследовании отношений личности;

структурное и динамическое. В рамках структурного направ­ления ведется работа по изучению различных компонентов отношения, осуществляется поиск методического инструмен­тария для их измерения. Общепризнано выделение в строении отношения эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов.

Динамическое направление изучения отношений челове­ка предполагает рассмотрение их как процесса с момента воз­никновения до распада. Основу этого направления составляет фундаментальное положение о динамичной природе отно­шений личности, разрабатываемое В.Н. Мясищевым, ХИ. Ан-цыферовой, К.А. Абульхановой-Славской, И.С. Коном и др В рамках динамического направления получены сведения о формах динамики отношений. Например, выделены две фор­мы динамики отношений: развитие, к которому относятся но­вообразования в сфере отношений, необратимые изменения в системе отношений личности (прогресс и регресс) и функ­ционирование, включающее в себя обратимые изменения в

1 Словарь социально-психологических понятий. М., 1987.

Пределах сложившейся организации личности. Данный тип динамики называют также ритмами отношений, под которы­ми понимают периодическое изменение параметров отноше­ний (знака, интенсивности, модальности и др.) с течением времени.

Таким образом, среди понятий «отношение», «межличност­ное отношение», «взаимоотношение», «межгрупповые отно­шения» самым широким является понятие «отношение», кото­рое рассматривается как психологическая связь субъекта с объектом (в качестве которого может выступать сам субъект, другой человек, предметы и явления окружающего мира или социальная группа). Понятие «межличностные отношения» охватывает область отношений между людьми, а «межгруппо­вые отношения» — между социальными группами. Понятие ^взаимоотношение» отражает качество сложившихся отноше­ний, а именно: их взаимность, степень симметричности.

'В основе отечественной концепции отношений лежат взгляды двух известных русских ученых — Александра Федоровича Лазурского (1874—1917) и его последователя Владимира Нико­лаевича Мясищева (1893—1973). Они заложили основы отече­ственной концепции личности. В ней отношениям человека отведено центральное место.

А.Ф. Лазурский первым в отечественной психологии обра­тился 1с понятию «отношение». В его понимании отношение

представляет собой некую интенцию, «склонность», «интерес* личности к той или иной стороне жизни, к другому человеку и к самой себе. Совокупность свойственных человеку склоннос­тей составляет его характер. Таким образом, отношение становится центральной категорией, сквозь призму которой рас­сматриваются другие фундаментальные психологические по­нятия. В 1912 Г. Лазурский публикует «Программу исследова­ния личности», которая направлена не только и не столько на изучение эндопсихики человека (темперамент, характер, пси­хические процессы), сколько на изучение системы отноше­ний личности к окружающему миру, к среде, через которую только и можно познать человека.

Заслугой Лазурского является также и то, что он выделил характеристики, «стороны» отношений (в терминологии авто­ра, а в современной терминологии — «параметры» отноше­ний). По его мнению, таких параметров семь и они являются базовыми характеристиками отношений. Первый пара­метр, выделенный Лазурским, — это модальность отноше­ния. Отношения могут быть положительными, отрицательны­ми или безразличными. Позднее под модальностью стали по­нимать содержательные характеристики отношения или, в терминологии Лазурского, качественные особенности отно­шения. Второй параметр — степень интенсивности от­ношения. Третий параметр — качественные особеннос­ти отношения. Четвертый пара метр — уровень разви­тия и дифференцированности отношения (дифференцированность отношений здесь — «обилие оттенков»). Пятый параметр отношений — степень сознательности отноше­ния. Шестой параметр — степень культурности форм от­ношения или его осуществления (В.Н. Мясищев эту характеристику отношения трансформировал в такое понятие, как фор­ма обращения). Седьмой параметр отношений — широ­та или объем отношения, т.е. количество объектов, привлекаю­щих интерес данного человека или количество сторон объек­та, на которые распространяется отношение в каждом кон­кретном случае.

Исследования Лазурского были продолжены его учеником, крупным психологом-теоретиком, психиатром, психотера­певтом ВН.Мясищевым. Выбор Мясищевым той научной обла­сти, которой он и посвятил жизнь, определил тот факт, что после ранней смерти Лазурского он готовил к печати его неза­конченный труд «Классификация личностей». Идеи Лазурско­го настолько увлекли Мясищева, что впоследствии он развил некоторые его положения и создал концепцию отношений личности. Для Мясищева отношение — это основополагаю­щая категория, которая описывает положение человека в ми­ре, подчеркивает его активную роль и является движущей си­лой личности. Он определяет отношения личности как «цело­стную систему индивидуальных, избирательных, сознатель­ных связей личности с различными сторонами объективной действительности». Эта система отношении представляет со­бой единство трех взаимосвязанных компонентов: 1) отноше­ние человека к людям; 2) отношение человека к себе; 3) отно­шение к предметам внешнего мира. Мясищев вслед за Лазурскйм подчеркивает, что отношения (к себе, к другому, к миру), приобретая устойчивость, становятся характерными для лич­ности (т.е. становятся чертами характера) и проявляются в ти­пичных для личности способах выражения этих отношений. Мясищев считал, что в основе формирования отношения лежит процесс отражения человеком окружающего его мира } людей и вещей. Данное положение позже стало одним из ^принципов изучения личности в общении, принципом единства образа (отражения человека человеком), отношения и обращения.

Еще одним важным понятием, введенным Мясищевым в | психологию отношений, является понятие «динамика отношений личности», т.е. процесс развития отношений в сторону .большей сознательности (от неосознаваемых отношений к «сознательным); дифференцированности (от недифференцированных отношений, например, от потребности, которую ^Мясищев рассматривал как одну из элементарных форм отно­шения, к дифференцированным эмоциональным отношениям дружбы или вражды); устойчивости (от фрагментарных, неустойчивых отношений к устойчивым, составляющим ядро личности) и т.д. Мясищев связывал уровень развития отноше­ний с определенным уровнем развития личности.

Созданная Лазурским и Мясищевым концепция отношений ; И сегодня, на пороге XXI в., составляет ядро отечественной психологии личности и общения. Она успешно развивается их учениками и последователями.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 2.. Подготовьтесь к коллоквиуму по указанному произведению. Сформулируйте не менее 10 дискуссионных вопросов.

Материалы: В.Н.Мясищев. «Психология отношений».

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 3.Приведите примеры ситуаций, в которых используются приемы аттракции, опишите эти приемы, проанализируйте их эффективность.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 10.Социальное поведение личности.

 

1. В лекции были рассмотрены два основных значения понятия социальная (жизненная) ситуация и, соответственно, различные подходы к определению ТЖС. Напомним, что один из подходов трактует ТЖС с точки зрения объективности складывающихся жизненных условий и обстоятельств и требует их анализа как стрессогенных факторов. Другая возможность анализировать ТЖС связана с интра-психологическими причинами их возникновения в жизни индивидов: жизненные кризисы- следствие индивидуального понимания и интерпретации человеком происходящих с ним событий. Поэтому одно и то же событие может воприниматься и оцениваться разными людьми по-разному: для одного неудача, например, на вступительных экзаменах становится катастрофой, заставляющей опустить руки, а для другого сигналом для мобилизации перед повторной попыткой.

Каждое из приведенных объяснений природы ТЖС по своему правильное. Однако в реальной жизни всегда имеет место сочетание ситуативных и интра-психологических факторов. Для того, чтобы лучше понимать свое состояние, связанное с ним поведение, находить причины возникновения ТЖС и способы борьбы с ними, полезно принимать во внимание обе стороны, определять сочетание различных факторов применительно к конкретной жизненной ситуации. Поэтому Вам предлагается познакомиться с моделью ТЖС, включающей как ситуативные, так и интра-психологические факторы.

 

§ 1. Ситуативные факторы ТЖС.

К обобщенным ситуативным факторам ТЖС мы относим: 1) наличие неопределенных, дезориентирующих элементов среды; 2) дегуманизация отношений; 3) специфические приемы стимулирования поведения людей.Кратко рассмотрим каждый из этих факторов.

 

1. Наличие неопределеных, дезоринтирующих элементов среды. Жизнь, на самом деле, сложна из-за того, что человек подвержен влиянию очень большого количества разнообразных обстоятельств, событий, других людей. Из-за этого нелегко бывает прогнозировать собственные действия, строить планы, определять цели. Для того чтобы, с одной стороны, убедиться в этом, а с другой потренироваться в преодолении указанного неблагоприятного фактора, выполните следующие два упражнения.

 

Упражнение 1.

 

Цель: научиться формулировать и оценивать жизненные планы и цели.

Процедура: попытайтесь сформулировать четыре цели своей жизни, которых Вы стремитесь достичь в ближайшие 3-4 года. Постарайтесь, чтобы эта формулировка была максимально конкретной. По пяти-бальной шкале оцените высказывания, относящиеся к каждой цели:

5 = совершенно верно

4 = да, это так

3 = это отчасти верно

2 = у меня есть некоторые сомнения

1 = скорее всего это не так

 

  цель 1 цель 2 цель 3 цель 4
1. Эта цель очень важна для меня        
2. Я горжусь, что у меня есть такая цель в жизни.        
3. Эта цель реалистична, я смогу достичь ее.        
4. Я выбрал эту цель сам, а не потому, что кто-то хочет, чтобы я стремился к этому.        
5. Если эта цель будет достигнута, есть риск, что я столкнусь с жизненными трудностями.        
6. Даже, если меня ждут трудности, после того, как цель будет достигнута, она все равно остается значимой для меня.        
7. Эта цель согласуется и с другими целями моей жизни.        
8. Я готов к тому, чтобы тщательно планировать свои действия по достижению этой цели.        

 

Упражнение 2

Цель: научиться планировать действия по достижению целей и оценивать возможные препятствия.

Процедура: выберите наиболее значимую цель из предыдущего упражнения и поработайте с ней, используя следующую схему:

 

цель Действия, необходимые для достижения цели Препятствия, которые могут встретиться в процессе достижения цели Ресурсы и люди, которые могут помочь осуществить задуманное
1. ..........................      
2. .........................      
3. .........................      

 

 

2. Дегуманизация отношений. Людям свойственно стремится к установлению хороших отношений с другими в самых разных сферах - интимной, семейной, социальной и т.д. Однако часто (чаще, чем хотелось бы) межличностные отношения характеризуются напряженностью, взаимным недовольством. Это происходит в силу разных причин, которые подробно будут описаны в лекционном курсе.Здесь же для оценки качества своих отношений с разными людьми воспользуйтесь фрагментом методики Фидлера.

 

Упражнение 3.

Инструкция: выберите какого-либо человека, с которым Вам часто приходится общаться. Оцените то, как складываются Ваши отношения, используя следующий бланк, в котором приведены противоположные по смыслу слова. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре Вы поместите знак “X”, тем более выражен признак Ваших взаимоотношений. Предложите выбранному Вами человеку независимо от Вас тоже заполнить бланк. Сравните и обсудите полученные результаты. “Гуманизированы” или “дегуманизированы” Ваши отношения?

 

дружелюбие             враждебность
согласие             несогласие
удовлетворенность             неудовлетворенность
увлеченность             равнодушие
продуктивность             непродуктивность
теплота             холодность
сотрудничество             отсутствие сотрудничества
взаимная поддержка             недоброжелательность

 

 

3. Специфические приемы стимулирования поведения. Не всегда удается строить и осуществлять поведение, сообразуясь с собственными мотивами и стремлениями. Наше поведение нередко стимулируется окружающими, их отношением к нам, оценками, возможностью диктовать свою волю. Иными словами, каждый человек в той или иной ситуации рискует оказаться жертвой чьей-либо манипуляции, состоящей в том, что другие люди используют специфические средства стимулирования нашего поведения. Примерами таких средств могут быть стремление вызвать тревожность, чувство вины. втянуть в конфликт.

Для иллюстрации и тренировки выполните два следующих упражнения, раскрывающие особенности Вашего поведения в конфликте.

 

 

Упражнение 4.Конфликт - континиум”

 

Инструкция: Как Вы обычно реагируете на ситуацию, которую считаете

конфликтной? Поставьте знак "Х" на предложенной шкале отражающей Вашу обычную реакцию:

                       
           


 

 

Кипит от злости, Мухи не обидит,

даже, если это никогда не бу-

ухудшает ситуацию дет бороться за

свои инересы

 

Объясните, почему отметка стоит именно на этом месте шкалы. Приведите примеры. Поставьте еще один знак "Х" в точке, которая отражала бы то, как Вы хотели бы реагировать.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответьте на следующие вопросы:

1. Есть ли разница между желаемым и реальным реагированием на конфликт?

2. Что мешает перейти в желаемую позицию?

3. Какие чувства Вы испытываете в конфликте при реальном реагировании?

4. Действовали ли Вы когда-нибудь из желаемой позиции? Как Вы чувствовали себя при этом?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

 

Упражнение 5.Лист для регистрации конфликтов”

 

Инструкция: Вспомните конфликты, в которых Вам приходилось принимать участие в последнее время. Заполните следующую таблицу:

 

с кем произошел конфликт описание конфликтной ситуации повод для конфликта кто победил в конфликте
    я другой оба никто
Близкий родственник Собственный ребенок Родители Близкий друг Незнакомый человек Начальник Клиент Коллега Подчиненный          

 

 

§ 2. Интра-психологические факторы ТЖС.

 

К рассмотрению интра-психологических факторов ТЖС можно подходить по-разному. Есть возможность обратиться к “жизненным мирам”личности, ее “сценарным позициям”, особенностям образа - Я (см. гл. 2) или индивидуальным качествам - совйствам темперамента, чертам характера и т.п. Мы, однако, возьмем за основу мотивационную сферу, т.к. мотивы индивидуальности, направляя и регулируя поведение человека, являются важным механизмом, определяющим поведение и в ТЖС. Главная мысль состоит в том, что к переживанию той или иной ситуации как “трудной” ведет фрустрация тех или иных мотивов. Термин фрустрация означает субъективное переживание человеком невозможности добиться желаемого, реализовать тот или иной мотив. Фрустрация тех или иных мотивов рассматривается в качестве факторов, обусловливающих ТЖС.

 

1. Фрустрация мотивов получения признания и адекватной самооценки.

Мотивация получения признания и адекватной самооценки признается одной из базовых в различно ориентированных психологических направлениях. Переживание невозможности добиться успеха разрушительно действует на психическое здоровье индивида, вызывая неуверенность в себе, чувство вины, симптомы разрушения "ego". В психологической литературе неоднократно обосновывался вывод, что надежными критериями эффективного поведения и эмоционального комфорта являются: ожидание успеха (надежда), ориентация на достижения, инициатива и способность противостоять тревожности. При этом эти критерии одновременно соответствуют признакам адекватной самооценки.

2. Фрустрация мотивов самореализации иобретения смысла совершаемых усилий.

Эта группа "экзистенциальных" мотивов важна для сохранения переживания психологической вовлеченности в социальные процессы, противостояния одиночеству, как социальному и психологическому феномену Здесь с большой силой проявляются индивидуальные различия, отражающие личностную историю человека, его ценностные и смысловые ориентации, индивидуально-психологические особенности.

К. Грейвз классифицируя экзистенциальные социальные мотивы, приводит их типологию: а) аутизм: стремление получать средства существования; б) структурализация: стремление найти универсальные средства достижения стабильности; в) социоцентризм: стремление расширить сферу влияния; г) агрессивный индивидуализм: стремление к адекватной самооценке; д) пацифический индивидуализм: стремление к получению и переработке в личных интересах поступающей из окружающей среды информации.

3. Фрустрация мотивов принадлежности к значимым социальным сруктурам.

Согласованность и упорядоченность разнообразных социальных структур необходима для снижения уровня неопределенности и непредсказуемости, порождаемых многообразием и сложностью социальных переменных. С другой стороны, необходимость адаптации к требованиям социальных структур может вступать в противоречие со стремлением к свободе самовыражения и самоактуализации индивидов. На первый план в в регулировании взаимоотношений индивида и социальных институтов выходят особенности ролевой ситуации (ролевая неопределенность, ролевая перегрузка, ролевой конфликт) и соответствие индивидуальных и социальных ценностей.

 

Таким образом, при определении причин или источников ТЖС полезно не ограничиваться каким-либо одним взглядом - ситуативным или интра-психологическим. Трудная жизненная ситуация - есть результат взаимодействия как объективных, так и субъективных факторов. Для того, чтобы лучше понять и научиться использовать предложенную модель, выполните следующее упражнение.

 

Упражнение 6

 

Цель: тренировка в распознавании источников ТЖС, определении собственных сильных и слабых сторон.

Процедура: Вспомните какую-либо ситуацию своей жизни, которую Вы склонны рассматривать как сложную. Как можно более подробно письменно опишите ее (такое описание должно занимать не менее 1 -1,5 страниц). Если Вам сложно описать ситуацию собственной жизни, воспользуйтесь литературными примерами. Проанализируйте описанную Вами ситуацию в соответствии со следующей схемой: в каждом прямоугольнике сформулируйте факты, относящиеся к ситуативным или интра-психологическим факторам описанной Вами ТЖС.

 

 

               
   
 
   
  тжс  
 
 
 
   

 

 


После того, как такой анализ проведен, вспомните, удалось ли вам успешно преодолеть ТЖС? Какие из ваших индивидуально-психологических качеств оказались полезными в совладании с ситуативными источниками? интра-психологическими источниками? Каких качеств не хватило? хотелось бы иметь? Составьте список тех и других качеств, включив в каждую группу минимум семь:

 

Качества, способствовавшие Качества, препятствовавшие

успешному совладанию с ТЖС успешному совладанию с ТЖС

 

1. ................ 1. ..................

2. ................ 2. ..................

3. ................ 3. ..................

4. ................ 4. ..................

5. ................ 5. ..................

6. ................ 6. ..................

7. ................ 7. ..................

 

 

2. Выполните еще несколько упражнений, которые направлены на рефлексию собственных индивидуальных качеств, способствующих саморазвитию.

 

Упражнение 1.

 

Инструкция 1 : познакомьтесь с содержанием следующего небольшого текста:

“Существует целый ряд различных классификаций мотивов. Автором одной из них является американский психолог Дж. Белл. Он выделяет несколько мотивов и утверждает, что ведущая мотивация определяет соответствующий тип индивидуальности.

Мотив власти. Мотив власти требует от человека контролировать ситуацию, занимать доминирующую позицию в любой группе. Он также определяет стремление к упорядоченной систематизированной жизни. Человек с выраженной мотивацией власти не любит двусмысленности и непределенности. Он видит мир в ясных категориях и, сталкиваясь с необычными или трудными ситуациями, может проявлять догматизм и упрямство.

Мотив агресси (нападения). Этот мотив проявляется в стремлении освободиться от напряжения, вызванного накопившейся враждебностью, не принимая при этом ответственность и сохраняя независимость. Такой человек стремится навязывать другим свои планы, не выдвигая при этом никаких идей по их осуществлению. Он любит спорить, бывает саркастичен, циничен.

Мотив избегания (уклонения). Самое главное для носителя такой мотивации - избежать неудачи. Цель его жизни - спрятаться, оказаться свободным от проблем. Поэтому такой человек часто попадает в зависимость от других, хочет, чтобы его вели и наставляли. Низкая самооценка ведет к предпочтению стабильности, неизменности существующих условий. Отсюда - неприятие риска и стремление ограничится близкими и легко достижимыми целями.

Мотив присоединения (привлечения к себе). Человек, у которого этот мотив ведущий, делает все, чтобы завоевать расположение окружающих. Поэтому он всегда приветлив, со всеми ладит. Он предпочтет оставаться в дружеских отношениях, чем направить усилия на изменение неблагоприятной ситуации.

Мотив исполнения (выполнения). Человек с выраженным мотивом исполнения стремится к престижу и признанию. Поэтому он маневрирует, проявляет гибкость в общении с целью произвести благоприятное впечатление. Его поведение соответствует принятым нормам респектабельности. Соотвественно, он очень легко может менять свои убеждения и позиции, когда нужно приспособиться к изменившейся ситуации. Он стремится делать то, что укрепит его имидж и престиж.

Мотив достижения (самореализации). Мотив достижения направляет усилия человека на полное раскрытие своего потенциала, на достижение высшего уровня развития сил и способностей. Он ориентирован скорее на решение проблем и достижение целей, чем на реализацию эгоцен



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 520; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.212.120.195 (0.022 с.)