Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ результативности опытно-экспериментальной работыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В результате проведенной опытно-экспериментальной работы были проведены повторные диагностики уровня самооценки младших школьников по методикам «Дембо-Рубинштейн» и методика «Лесенка». Результаты данных работ представлены в приложении №3. Инструкция к методике «Дембо-Рубинштейн»: «Каждый человек оценивает свои возможности и способности. Можно сказать о себе, что «Я самый умный» или «Я не очень веселый», но можно рассказать о себе использую линии. Далее на доске рисуется линия, отмечая верх и низ черточками, а середину-заметной точкой. Затем объясняется, что, к примеру, на самом верху линии находятся самые здоровые люди на свете, в самом низу-больные, а в середине-те, кто болен и здоров поровну. Затем следуют другие линии: «аккуратный-неаккуратный», «умелый-неумелый» и т.д. Далее ученикам раздаются бланки и предлагается отметить себя на каждой из предложенных линий. В ходе анализа результатов 1-ой части мы провели оценку данных со 2 по 8 шкале. Размеры каждой шкалы равны 100мм, которые затем автоматически переводятся в баллы. (Нап.55мм=55 баллов). Инструкция к методике «Лесенка»: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?» После прочтения инструкции, учащиеся приступили к выполнению задания, а педагог контролировал весь процесс проведения методики. В процессе выполнения данной работы учащиеся 4 «Б» класса не испытывали затруднений в процессе выполнения задания и в основном без колебаний указывали свою ступеньку в лесенке. На выполнение данной работы ушло около 15 минут. В ходе анализа полученных результатов необходимо учитывать на какую из ступенек ученик поместил самого себя. Соответственно, к данной методике прилагаются следующие критерии: Критерии оценивания уровня самооценки: -1-4 ступеньки- низкая самооценка -5-8 ступеньки - адекватная самооценка -9-10 ступеньки -завышенная самооценка На основании полученных результатов мы провели оценку данных со 2 по 8 шкале. Размеры каждой шкалы равны 100мм, которые затем автоматически переводятся в баллы. (Нап.55мм=55 баллов). Критерии оценивания уровня самооценки: -0-60- низкий -61-80- средний -81-92- высокий -92-100- очень высокий В результате повторно проведенных методик было выявлено, что завышенная самооценка у учащихся с явно завышенным уровнем у Светы У., Ксюши О., Насти В. не изменилась за весь период реализации педагогических условий. Исходя из этого можно вынести предположение, что работа с данными учениками с завышенным уровнем в большей степени должна носить индивидуальный и групповой характер совместно с педагогом, поскольку каждый ученик должен четко понимать и ощущать свою позицию в коллективе благодаря личной работе и влиянию классного руководителя, добиваясь формирования более адекватного уровня самооценки. Кроме этого, у Ани С. было зафиксировано устойчивое положение завышенной самооценки, что осложняет процесс формирования адекватного уровня со стороны педагога и зависит от основного положения в классе каждого из данных учеников. У Кати М. показатель самооценки снизился на одну позицию, однако по-прежнему указывает на устойчивое положение завышенного уровня, но в целом, демонстрирует положительную динамику в сторону развития адекватного уровня самооценки в результате использования группового метода воспитывающих ситуаций. Кроме этого, необходимо отметить позитивные показатели у Али К., Акбара Х., Саши Е. и Коли З., которые свидетельствуют об устойчивом адекватном положении уровня самооценки учащихся на протяжении всех этапов эксперимента. У Геворга А., Марины А. был зафиксирован неустойчивый, но адекватный уровень самооценки, зато по результатам повторно проведенной диагностики у Артура А., Насти Г., и Андрея З. был зафиксирован адекватной уровень самооценки со смещением на одну позицию выше, что может свидетельствовать о дальнейшем формировании завышенной самооценки и необходимости включения разнообразных условий для достижения адекватного уровня. У Лиллианы К. и Варвары К. была зафиксирована адекватная самооценка. Также у Мадины М., Василисы С., Дианы Х.. и Иллариона Ш. в целом был зафиксирован устойчивый адекватный уровень самооценки. В ходе повторных диагностик было выявлено, что показатели Сабрины Х. с первоначально заниженным уровнем самооценки увеличились на 2 позиции. В свою очередь, в результате личного наблюдения было замечено, что после реализации педагогических условий, учащаяся уже более уверенно смогла проявлять себя на уроках в ходе самостоятельного выполнения заданий, а также грамотно и уверенно формулировала устные ответы на поставленные педагогом вопросы. Также было выявлено, что наиболее эффективными условиями формирования адекватной самооценки оказались методы воспитывающих ситуаций и использование ситуаций успеха, поскольку в процессе реализации данных условий, учащаяся смогла продемонстрировать свой личный потенциал как в ходе выполнения творческих заданий по технологии в процессе создания аппликации, так и в ходе выполнения учебных заданий на уроках литературного чтения в процессе создания образа главного героя. По результатам повторно проведенных методик было выявлено, что самооценка одного ученика с заниженным уровнем по-прежнему не изменилась. Заниженный уровень самооценки Леши С. в основном проявлялся в результатах учебной деятельности в следствие неуверенности и неадекватной оценке собственных способностей и возможностей. В процессе личной беседы с учеником и классным руководителем было установлено, что заниженная самооценка ученика является результатом особенностей семейного микроклимата и взаимоотношений родителей с учеником в следствие предъявления завышенных требований к учащемуся. По окончании контрольного этапа сделаны следующие выводы: результаты проделанной работы показали, что изначальный показатель заниженной самооценки у Сабрины Х. сдвинулся до неустойчивого уровня адекватной самооценки в результате успешной реализации ситуации успеха. применены основные педагогические условия, способствующие формированию адекватной самооценки. Педагогический эксперимент состоял из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Целью констатирующего этапа эксперимента было выявление уровня самооценки у учащихся 4 «Б» класса в ходе которого были применены следующие проективные методики: методика «Лесенка» и проективная методика Дембо-Рубинштейна. По результатам данных методик были выявлены учащиеся с явно завышенным (Света У., Ксюша О., Настя В.) и заниженным (Сабрина Х., Леша С.) уровнем. В процессе формирующего этапа были реализованы основные педагогические условия, способствующие формированию адекватного уровня самооценки, такие как: использование демократического стиля общения, создание ситуаций успеха, применение метода воспитывающих ситуаций, а также использование приемов само и взаимооценивание учащихся.В ходе оценочного этапа была проведена повторная диагностика для выявления динамики изменения самооценки учащихся, по результатам которой были выявлены явно положительные изменения в сторону формированию оптимального уровня самооценки у нескольких учащихся. (Катя М., Сабрина Х.). Подводя итог нашей опытно-экспериментальной работы, мы можем сделать вывод о том, что все наши вышеперечисленные условия были реализованы в учебной деятельности, поскольку учащиеся полностью справлялись с поставленными задачами и целями в контексте каждого условия, и кроме этого, создание ситуаций успеха и использование воспитывающих ситуаций персональной исключенности, поспособствовали развитию адекватной самооценки у учащихся с заниженным уровнем. Однако использование метода воспитывающей ситуации выбора показало, что педагогу необходимо применять коллективную форму как одну из разновидностей самостоятельной работы учащихся на уроке с целью формирования адекватной позиции каждого ученика в коллективе. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наша работа была нацелена на установление педагогических условий формирования адекватной самооценки младших школьников в учебной деятельности, что было обусловлено практическим аспектом ее актуальности – зависимостью успешности осуществления ведущей деятельности ребенка от характеристик его самооценки, а также теоретическим аспектом – отсутствием систематизированной картины педагогических условий ее формирования именно в учебной деятельности. Обобщив существующие представления о роли самооценки в формировании личности, мы пришли к выводу, что она является неотъемлемой частью развития личности человека, определяющая уровень его притязаний и отношение к самому себе. Лишь в том случае, если самооценка адекватна, это позволяет объективно соотносить свои способности и возможности в соответствии с ситуацией, воспринимать критику окружающих и сопоставлять ее со своей внутренней оценкой, ставить достижимые цели и задачи в соответствии со своими возможностями, а также предвидеть общественную реакцию на результат собственной деятельности. Рассмотрев факторы, влияющие на самооценку в младшем школьном возрасте в ходе теоретического анализа специальной литературы, мы обобщили педагогические условия становления адекватной самооценки. На этой основе была сформулирована гипотеза о том, что адекватная самооценка учащегося будет адекватной при условии, если у него будут сформированы на достаточном уровне навыки учебной деятельности, а также реализованы основные педагогические условия, такие как: использование педагогом демократического стиля педагогического общения, применение на уроках ситуаций успеха и метода воспитывающих ситуаций, а также использование приемов само и взаимооценивания. Для проверки данной гипотезы был проведен психолого-педагогический эксперимент, состоявший из констатирующего, формирующего и контрольного этапов. На первом были выявлены учащиеся с завышенным и заниженными уровнями самооценки. На втором мы реализовали в процессе уроков педагогические условия, заявленные в гипотезе. На третьем – фиксировали изменения самооценки в итоге проведенной работы на основании повторно проведенных методик. Педагогические условия формирования адекватной самооценки младших школьников в учебной деятельности были полностью реализованы и на этой основе мы обнаружили изменение ее характеристик в оптимальном направлении, в особенности у лиц с ее заниженным уровнем. В контексте каждого обозначенного условия учащиеся полностью справлялись с полученными целями и задачами. Было уточнено, что для роста адекватности самооценки педагогу требуется применять дополнительно коллективную форму работы с учащимися. Тем самым полученные данные согласуются с теоретическими представлениями о феномене самооценки, интегрируются в специально педагогические и психологические исследования по данной проблематике и позволяют обеспечивать в практике обучения младших школьников возможности их личностного развития и осознания себя. Представляется перспективным изучение влияния выделенных педагогических условий не только на общую, но и систему частных самооценок младшего школьника относительно разных сфер его жизнедеятельности, установление совокупного взаимовлияния стилей общения учителя и родителей на уровень, адекватность, конфликтность и устойчивость самооценки ребенка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева Г. М. Социальная психология: учеб. для вузов [Текст] / Г. М. Андреева. – М., 2006. – 376 с. 2. Аркушенко А. Психология развития и возрастная психология [Текст]/ А. Аркушенко, О. Ларина, О. – М., 2008. – 32 с. 3. Ахутина Т. В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход [Текст] / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. – СПб., 2008. – 320 с. 4. Бороздина Л. В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией [Электронный ресурс] / Л. В. Бороздина. // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. – 2011. – № 1. – URL: http://cyberleninka.ru/article /n/suschnost-samootsenki-i-ee-sootnoshenie-s-ya-kontseptsiey (Дата обращения: 29.03.2016). 5. Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] / Н. Ю. Борякова. – М., 2008. – 222 с. 6. Влияние семейного воспитания на самооценку младшего школьника [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pinfos.ru/fcns-366-4.html (Дата обращения: 29.03.2016). 7. Волкова О. В. Особенности самооценки в формировании и развитии личности младшего школьника [Электронный ресурс] / О. В. Волкова. – URL: http://gimn-4.odinedu.ru (Дата обращения: 29.03.2016). 8. Выготский Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. – М., 2008. – 671с. 9. Гайфулин А. В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки [Электронный ресурс] / А. В. Гайфулин // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2009. – № 1. – URL:http://cyberleninka.ru/article/n/razlichnye-teoreticheskie-podhody-v-opredele nii-ponyatiya-samootsenki (Дата обращения: 29.03.2016). 10. Галгин С. П. Воспитание. Личность. Общество [Текст] / С. П. Галгин. – М., 2006. – 91 с. 11. Горбунова Г. А. Инновационные технологии дифференцированного и индивидуального подхода к развитию художественно-творческих способностей младших школьников [Текст]: автореф. дис. … д-ра пед. наук / Г. А. Горбунова. – М., 2010. – 453 с. 12. Давыдов В. В. Лекции по педагогической психологии [Текст] / В. В. Давыдов. – М., 2006. – 224 с. 13. Захарова А. В. Структурно-динамическая модель самооценки [Электронный ресурс] / А. В. Захарова. – URL: http://www.voppsy.ru/issues /1989/891/891005.htm (Дата обращения: 26.03.2016). 14. Зверева О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей [Текст] / О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева. – М., 2009. – 256 с. 15. Ишмаметьева Е. В. Развитие самооценки в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс] / Е. В. Ишмаметьева. – URL: http://school 2100.com /up load/ iblock/66b/66b4ce 890059d377 bc27462029 89b620.pdf (Дата обращения: 29.03.2016). 16. Каменская Е. Н. Психология развития и возрастная психология [Текст] / Е. Н. Каменская. – Ростов н/Д, 2008. – 251 с. 17. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание [Текст] / И. С. Кон. – М., 2014. – 367 с. 18. Кондратьев М. Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений [Текст] / М. Ю. Кондратьев. – СПб., 2006. – 304 с. 19. КостякТ. В. Тревожный ребенок: младший школьный возраст: книга для родителей [Текст] / Т. В. Костяк. – М., 2008. – 96 с. 20. Кулагина И. Ю. Младшие школьники: особенности развития [Текст] / И. Ю. Кулагина. – М., 2009. – 176 с. 21. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения [Текст] / А. Н. Леонтьев. – М., 2012. – 392 с. 22. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведов. – М., 2008. – 994 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 452; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.60.175 (0.008 с.) |