Анализ результативности опытно-экспериментальной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ результативности опытно-экспериментальной работы



 

В результате проведенной опытно-экспериментальной работы были проведены повторные диагностики уровня самооценки младших школьников по методикам «Дембо-Рубинштейн» и методика «Лесенка». Результаты данных работ представлены в приложении №3.

Инструкция к методике «Дембо-Рубинштейн»: «Каждый человек оценивает свои возможности и способности. Можно сказать о себе, что «Я самый умный» или «Я не очень веселый», но можно рассказать о себе использую линии. Далее на доске рисуется линия, отмечая верх и низ черточками, а середину-заметной точкой. Затем объясняется, что, к примеру, на самом верху линии находятся самые здоровые люди на свете, в самом низу-больные, а в середине-те, кто болен и здоров поровну. Затем следуют другие линии: «аккуратный-неаккуратный», «умелый-неумелый» и т.д.

Далее ученикам раздаются бланки и предлагается отметить себя на каждой из предложенных линий.

В ходе анализа результатов 1-ой части мы провели оценку данных со 2 по 8 шкале. Размеры каждой шкалы равны 100мм, которые затем автоматически переводятся в баллы. (Нап.55мм=55 баллов).

Инструкция к методике «Лесенка»: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»

После прочтения инструкции, учащиеся приступили к выполнению задания, а педагог контролировал весь процесс проведения методики.

В процессе выполнения данной работы учащиеся 4 «Б» класса не испытывали затруднений в процессе выполнения задания и в основном без колебаний указывали свою ступеньку в лесенке. На выполнение данной работы ушло около 15 минут.

В ходе анализа полученных результатов необходимо учитывать на какую из ступенек ученик поместил самого себя. Соответственно, к данной методике прилагаются следующие критерии:

Критерии оценивания уровня самооценки:

-1-4 ступеньки- низкая самооценка

-5-8 ступеньки - адекватная самооценка

-9-10 ступеньки -завышенная самооценка

На основании полученных результатов мы провели оценку данных со 2 по 8 шкале. Размеры каждой шкалы равны 100мм, которые затем автоматически переводятся в баллы. (Нап.55мм=55 баллов).

Критерии оценивания уровня самооценки:

-0-60- низкий

-61-80- средний

-81-92- высокий

-92-100- очень высокий

В результате повторно проведенных методик было выявлено, что завышенная самооценка у учащихся с явно завышенным уровнем у Светы У., Ксюши О., Насти В. не изменилась за весь период реализации педагогических условий. Исходя из этого можно вынести предположение, что работа с данными учениками с завышенным уровнем в большей степени должна носить индивидуальный и групповой характер совместно с педагогом, поскольку каждый ученик должен четко понимать и ощущать свою позицию в коллективе благодаря личной работе и влиянию классного руководителя, добиваясь формирования более адекватного уровня самооценки. Кроме этого, у Ани С. было зафиксировано устойчивое положение завышенной самооценки, что осложняет процесс формирования адекватного уровня со стороны педагога и зависит от основного положения в классе каждого из данных учеников. У Кати М. показатель самооценки снизился на одну позицию, однако по-прежнему указывает на устойчивое положение завышенного уровня, но в целом, демонстрирует положительную динамику в сторону развития адекватного уровня самооценки в результате использования группового метода воспитывающих ситуаций. Кроме этого, необходимо отметить позитивные показатели у Али К., Акбара Х., Саши Е. и Коли З., которые свидетельствуют об устойчивом адекватном положении уровня самооценки учащихся на протяжении всех этапов эксперимента. У Геворга А., Марины А. был зафиксирован неустойчивый, но адекватный уровень самооценки, зато по результатам повторно проведенной диагностики у Артура А., Насти Г., и Андрея З. был зафиксирован адекватной уровень самооценки со смещением на одну позицию выше, что может свидетельствовать о дальнейшем формировании завышенной самооценки и необходимости включения разнообразных условий для достижения адекватного уровня. У Лиллианы К. и Варвары К. была зафиксирована адекватная самооценка. Также у Мадины М., Василисы С., Дианы Х.. и Иллариона Ш. в целом был зафиксирован устойчивый адекватный уровень самооценки.

В ходе повторных диагностик было выявлено, что показатели Сабрины Х. с первоначально заниженным уровнем самооценки увеличились на 2 позиции. В свою очередь, в результате личного наблюдения было замечено, что после реализации педагогических условий, учащаяся уже более уверенно смогла проявлять себя на уроках в ходе самостоятельного выполнения заданий, а также грамотно и уверенно формулировала устные ответы на поставленные педагогом вопросы. Также было выявлено, что наиболее эффективными условиями формирования адекватной самооценки оказались методы воспитывающих ситуаций и использование ситуаций успеха, поскольку в процессе реализации данных условий, учащаяся смогла продемонстрировать свой личный потенциал как в ходе выполнения творческих заданий по технологии в процессе создания аппликации, так и в ходе выполнения учебных заданий на уроках литературного чтения в процессе создания образа главного героя.

По результатам повторно проведенных методик было выявлено, что самооценка одного ученика с заниженным уровнем по-прежнему не изменилась. Заниженный уровень самооценки Леши С. в основном проявлялся в результатах учебной деятельности в следствие неуверенности и неадекватной оценке собственных способностей и возможностей. В процессе личной беседы с учеником и классным руководителем было установлено, что заниженная самооценка ученика является результатом особенностей семейного микроклимата и взаимоотношений родителей с учеником в следствие предъявления завышенных требований к учащемуся.

По окончании контрольного этапа сделаны следующие выводы: результаты проделанной работы показали, что изначальный показатель заниженной самооценки у Сабрины Х. сдвинулся до неустойчивого уровня адекватной самооценки в результате успешной реализации ситуации успеха.

применены основные педагогические условия, способствующие формированию адекватной самооценки. Педагогический эксперимент состоял из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

Целью констатирующего этапа эксперимента было выявление уровня самооценки у учащихся 4 «Б» класса в ходе которого были применены следующие проективные методики: методика «Лесенка» и проективная методика Дембо-Рубинштейна. По результатам данных методик были выявлены учащиеся с явно завышенным (Света У., Ксюша О., Настя В.) и заниженным (Сабрина Х., Леша С.) уровнем.

В процессе формирующего этапа были реализованы основные педагогические условия, способствующие формированию адекватного уровня самооценки, такие как: использование демократического стиля общения, создание ситуаций успеха, применение метода воспитывающих ситуаций, а также использование приемов само и взаимооценивание учащихся.В ходе оценочного этапа была проведена повторная диагностика для выявления динамики изменения самооценки учащихся, по результатам которой были выявлены явно положительные изменения в сторону формированию оптимального уровня самооценки у нескольких учащихся. (Катя М., Сабрина Х.).

Подводя итог нашей опытно-экспериментальной работы, мы можем сделать вывод о том, что все наши вышеперечисленные условия были реализованы в учебной деятельности, поскольку учащиеся полностью справлялись с поставленными задачами и целями в контексте каждого условия, и кроме этого, создание ситуаций успеха и использование воспитывающих ситуаций персональной исключенности, поспособствовали развитию адекватной самооценки у учащихся с заниженным уровнем. Однако использование метода воспитывающей ситуации выбора показало, что педагогу необходимо применять коллективную форму как одну из разновидностей самостоятельной работы учащихся на уроке с целью формирования адекватной позиции каждого ученика в коллективе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Наша работа была нацелена на установление педагогических условий формирования адекватной самооценки младших школьников в учебной деятельности, что было обусловлено практическим аспектом ее актуальности – зависимостью успешности осуществления ведущей деятельности ребенка от характеристик его самооценки, а также теоретическим аспектом – отсутствием систематизированной картины педагогических условий ее формирования именно в учебной деятельности.

Обобщив существующие представления о роли самооценки в формировании личности, мы пришли к выводу, что она является неотъемлемой частью развития личности человека, определяющая уровень его притязаний и отношение к самому себе. Лишь в том случае, если самооценка адекватна, это позволяет объективно соотносить свои способности и возможности в соответствии с ситуацией, воспринимать критику окружающих и сопоставлять ее со своей внутренней оценкой, ставить достижимые цели и задачи в соответствии со своими возможностями, а также предвидеть общественную реакцию на результат собственной деятельности.

Рассмотрев факторы, влияющие на самооценку в младшем школьном возрасте в ходе теоретического анализа специальной литературы, мы обобщили педагогические условия становления адекватной самооценки. На этой основе была сформулирована гипотеза о том, что адекватная самооценка учащегося будет адекватной при условии, если у него будут сформированы на достаточном уровне навыки учебной деятельности, а также реализованы основные педагогические условия, такие как: использование педагогом демократического стиля педагогического общения, применение на уроках ситуаций успеха и метода воспитывающих ситуаций, а также использование приемов само и взаимооценивания.

Для проверки данной гипотезы был проведен психолого-педагогический эксперимент, состоявший из констатирующего, формирующего и контрольного этапов. На первом были выявлены учащиеся с завышенным и заниженными уровнями самооценки. На втором мы реализовали в процессе уроков педагогические условия, заявленные в гипотезе. На третьем – фиксировали изменения самооценки в итоге проведенной работы на основании повторно проведенных методик.

Педагогические условия формирования адекватной самооценки младших школьников в учебной деятельности были полностью реализованы и на этой основе мы обнаружили изменение ее характеристик в оптимальном направлении, в особенности у лиц с ее заниженным уровнем. В контексте каждого обозначенного условия учащиеся полностью справлялись с полученными целями и задачами. Было уточнено, что для роста адекватности самооценки педагогу требуется применять дополнительно коллективную форму работы с учащимися. Тем самым полученные данные согласуются с теоретическими представлениями о феномене самооценки, интегрируются в специально педагогические и психологические исследования по данной проблематике и позволяют обеспечивать в практике обучения младших школьников возможности их личностного развития и осознания себя.

Представляется перспективным изучение влияния выделенных педагогических условий не только на общую, но и систему частных самооценок младшего школьника относительно разных сфер его жизнедеятельности, установление совокупного взаимовлияния стилей общения учителя и родителей на уровень, адекватность, конфликтность и устойчивость самооценки ребенка.

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Андреева Г. М. Социальная психология: учеб. для вузов [Текст] / Г. М. Андреева. – М., 2006. – 376 с.

2. Аркушенко А. Психология развития и возрастная психология [Текст]/ А. Аркушенко, О. Ларина, О. – М., 2008. – 32 с.

3. Ахутина Т. В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход [Текст] / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. – СПб., 2008. – 320 с.

4. Бороздина Л. В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией [Электронный ресурс] / Л. В. Бороздина. // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. – 2011. – № 1. – URL: http://cyberleninka.ru/article /n/suschnost-samootsenki-i-ee-sootnoshenie-s-ya-kontseptsiey (Дата обращения: 29.03.2016).

5. Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] / Н. Ю. Борякова. – М., 2008. – 222 с.

6. Влияние семейного воспитания на самооценку младшего школьника [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pinfos.ru/fcns-366-4.html (Дата обращения: 29.03.2016).

7. Волкова О. В. Особенности самооценки в формировании и развитии личности младшего школьника [Электронный ресурс] / О. В. Волкова. – URL: http://gimn-4.odinedu.ru (Дата обращения: 29.03.2016).

8. Выготский Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. – М., 2008. – 671с.

9. Гайфулин А. В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки [Электронный ресурс] / А. В. Гайфулин // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2009. – № 1. – URL:http://cyberleninka.ru/article/n/razlichnye-teoreticheskie-podhody-v-opredele nii-ponyatiya-samootsenki (Дата обращения: 29.03.2016).

10. Галгин С. П. Воспитание. Личность. Общество [Текст] / С. П. Галгин. – М., 2006. – 91 с.

11. Горбунова Г. А. Инновационные технологии дифференцированного и индивидуального подхода к развитию художественно-творческих способностей младших школьников [Текст]: автореф. дис. … д-ра пед. наук / Г. А. Горбунова. – М., 2010. – 453 с.

12. Давыдов В. В. Лекции по педагогической психологии [Текст] / В. В. Давыдов. – М., 2006. – 224 с.

13. Захарова А. В. Структурно-динамическая модель самооценки [Электронный ресурс] / А. В. Захарова. – URL: http://www.voppsy.ru/issues /1989/891/891005.htm (Дата обращения: 26.03.2016).

14. Зверева О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей [Текст] / О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева. – М., 2009. – 256 с.

15. Ишмаметьева Е. В. Развитие самооценки в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс] / Е. В. Ишмаметьева. – URL: http://school 2100.com /up load/ iblock/66b/66b4ce 890059d377 bc27462029 89b620.pdf (Дата обращения: 29.03.2016).

16. Каменская Е. Н. Психология развития и возрастная психология [Текст] / Е. Н. Каменская. – Ростов н/Д, 2008. – 251 с.

17. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание [Текст] / И. С. Кон. – М., 2014. – 367 с.

18. Кондратьев М. Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений [Текст] / М. Ю. Кондратьев. – СПб., 2006. – 304 с.

19. КостякТ.  В. Тревожный ребенок: младший школьный возраст: книга для родителей [Текст] / Т. В. Костяк. – М., 2008. – 96 с.

20. Кулагина И. Ю. Младшие школьники: особенности развития [Текст] / И. Ю. Кулагина. – М., 2009. – 176 с.

21. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения [Текст] / А. Н. Леонтьев. – М., 2012. – 392 с.

22. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведов. – М., 2008. – 994 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Приложение 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.033 с.)