Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности комплектования режиссерско-постановочной группы

Поиск

Взаимоотношения в режиссерско-постановочной группе при подго­товке массовых спортивно-художественных представлений на стадионе строятся, как и в любом другом жанре, в первую очередь, на профессио­нальной основе. Нормальный творческий микроклимат в коллективе со­здается только тогда, когда каждый член постановочной группы в совер­шенстве владеет жанром, хорошо чувствует и эффективно использует выразительные средства и возможности главного героя, т.е. каждый про­фессионально знает и исполняет свои обязанности по постановке пред­ставления. Особенно это касается членов главной режиссерско-постано­вочной группы, и, в первую очередь, главного режиссера.

К сожалению, в практике встречаются случаи, когда некомпетентность главного режиссера в жанре массовых представлений на стадионе при­водит к колоссальным трудностям на этапе подготовки представления, а иногда и к его фактическому провалу.

В последние годы на роли главных режиссеров массовых спортивно-художественных представлений на стадионе стали приглашаться, надо сказать, из хороших побуждений, театральные режиссеры. Многие из них, не разбираясь в особенностях и тонкостях жанра, очень легко берут­ся за столь сложное дело, не представляя себе ни объема, ни специфики работы.

Непрофессиональное руководство постановкой со стороны главного режиссера неизбежно отражается на работе всего творческого коллекти­ва и организаторов празднества, а значит, и на конечном результате их деятельности.

Так, например, случилось при подготовке очень престижного для на­шей страны праздника открытия 1-х Игр Доброй Воли (главным режис­сером был один из режиссеров МХАТа), проходивших в Москве летом 1986 г Некомпетентность главного режиссера в жанре массовых спортив­но-художественных представлений на стадионе фактически свела к нулю его роль в руководстве коллективом и в постановке представления. Был период, когда никто не знал, что надо делать. И лишь большой опыт чле­нов постановочного коллектива и организаторов празднества спас пред-

 

ставление. Потребовались колоссальные усилия, чтобы не уронить в гла­зах мировой общественности высокий авторитет отечественной школы массовых спортивно-художественных представлений на стадионе.

Понятно, что массовые спортивно-художественные представления на стадионе - результат огромного труда большого коллектива творческих ра­ботников, организаторов и руководителей празднества. Действия этого кол­лектива объединяет план-сценарий, а практически они осуществляются под руководством главного режиссера-постановщика. Вместе с тем, особенно­стью творческой деятельности при подготовке массового спортивно-худо­жественного представления на стадионе является как раз не коллективность (это само собой разумеющийся факт), а самостоятельность. Как ни в одном другом жанре, здесь проявляется огромная ответственность каждого члена режиссерско-постановочной группы за порученную ему работу и не толь­ко как исполнителя, но и, главное, как творца.

Главный режиссер-постановщик практически не может сам поста­вить всё представление от начала и до конца - слишком велик объем работы. Поэтому на каждый массовый эпизод назначается свой режис­сер-постановщик. На долю главного режиссера приходится руководство всей постановочной работой (иногда он сам ставит один или два эпизода), проведение сводных и генеральной репетиций на главном стадионе.

Такое распределение творческих обязанностей связано еще и со спе­цификой репетиционной работы. Огромная масса участников не позво­ляет готовить представление в одном месте, на одной репетиционной площадке. Здесь каждый эпизод требует, как минимум, одной площадки полного размера и, возможно, нескольких небольших площадок для про­ведения репетиций с небольшими группами участников эпизода (напри­мер, вставных номеров).

Естественно, в таких условиях главный режиссер не может одновре­менно на всех точках (площадках) сам проводить репетиции. Отсюда, и ответственность режиссеров-постановщиков отдельных эпизодов за свой участок работы, с одной стороны, и необходимость доверия и взаимопо­мощи внутри режиссерско-постановочной группы, с другой.

Возможно, именно с этим связана относительная стабильность пер­сонального состава режиссерско-постановочных коллективов, наблюда­ющаяся в практике этого жанра. Совместная творческая работа по под­готовке массового спортивно-художественного представления создает коллектив единомышленников, понимающих друг друга, как говорят, с полуслова. Руководителем и творческим вдохновителем такого коллек­тива всегда должен быть главный режиссер-постановщик. Именно от его профессионального мастерства, человечности и, в то же время, настойчи-

 

вости и требовательности зависит конечный результат всей работы огром­ного коллектива.

Ещё работая над планом-сценарием представления, главный режис­сер-постановщик мысленно прикидывает, кто из известных ему режис­серов может поставить тот или иной массовый эпизод, а также определя­ет, что будет ставить сам. Более того, уже на этой стадии главный режис­сер часто обращается за советом или помощью к отдельным специалис­там - художнику, композитору, режиссерам-постановщикам эпизодов и т.д., которых намечает для постановки представления.

Разработав композиционно-постановочный план массового представ­ления, главный режиссер-постановщик может начинать более активную работу с постановочной группой. Теперь, имея план-сценарий и компо­зиционно-постановочный план, он более точно и наглядно может поста­вить задачи по всем направлениям постановочной работы и постановки в целом.

Прежде, чем начать работу отдельно с каждым членом постановоч­ной группы, главный режиссер в начале собирает всех вместе и ставит задачу на постановку в целом. Разъяснив замысел и идейно-тематичес­кую основу будущего представления, он рассказывает сценарный план, одновременно показывая на схемах композиционное решение каждого эпизода и спектакля в целом. В особые подробности здесь вдаваться не следует. Важно дать общее представление о спектакле в целом, раскрыть постановочные основы каждого эпизода, рассказать о найденных "изю­минках" постановки, направить в нужное русло творческую фантазию членов постановочного коллектива, пробудить активный интерес каждо­го специалиста к решению своих задач. После этой встречи с главным режиссером-постановщиком постановочная группа может начинать са­мостоятельную творческую деятельность по подготовке представления.

В дальнейшем работа главного режиссера-постановщика с членами постановочной группы проходит индивидуально в рабочем порядке. Ини­циатива для встречи может исходить и с той, и с другой стороны.

Для членов постановочной группы необходимость встречи с главным режиссером возникает при потребности в его помощи или в случае рож­дения у кого-то из специалистов новых творческих решений, касающих­ся общего плана постановки, отдельных эпизодов, музыкального сопро­вождения, реквизита и пр. В первом случае задача главного режиссера -оказать действенную помощь, а во втором - решить, влияет ли предло­женное изменение на замысел представления, ослабляет или, наоборот, усиливает его идею, ломает или качественно поднимает образное реше­ние эпизода и т.п. Здесь необходимо принять очень взвешенное решение.

 

 

Поэтому иногда такие предложения выносятся на обсуждение художествен­ного совета.

Индивидуальная работа главного режиссера-постановщика с члена­ми постановочной группы проходит постоянно. Главное для него - дер­жать под контролем все направления работы по подготовке представле­ния, а при необходимости - оказывать действенную помощь, учитывая, что в этот период наиболее важными участками являются:

ù музыкальное решение представления;

ù художественное решение представления;

ù работа с режиссерами-постановщиками отдельных массовых эпи­зодов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 1993; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.118.221 (0.011 с.)