Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Массового спортивно-художественного представления на стадионеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Основную роль в создании фонограммы играет звукорежиссер. Его задача - качественно смонтировать музыкальный материал так, чтобы переход от одного куска музыкального произведения к другому был совершенно незаметен по темпу, ритму, тональности, уровню звучания и пр. В период репетиционной работы, в случае необходимости, звукорежиссер вносит изменения в фонограмму. Он сам руководит фонограммой (звуком) на всех репетициях на главном стадионе и во время самого праздника. Музыкальный редактор подбирает музыку и выписывает под свою ответственность записи необходимых музыкальных произведений из фо-
нотеки. Музыкальные произведения, отобранные главным режиссером, он передает звукорежиссеру. Вместе со звукорежиссером он следит за качеством составления фонограммы. Звукооператоры работают с магнитофоном и выводят звук в эфир. На каждой репетиционной площадке должен быть свой звукооператор, в совершенстве знающий музыку своего эпизода. Его главная задача на репетициях - быстро вывести в эфир необходимый режиссеру музыкальный фрагмент фонограммы эпизода. Дикторы приглашаются для чтения текстов и объявления информации по стадиону. Они должны хорошо ориентироваться в композиции представления, знать солистов, коллективы, постановочную группу и пр. На масштабных праздниках работают, как правило, два диктора (мужчина и женщина). Когда в композицию представления включается какая-либо игра или эстафета, где присутствует состязательный момент, приглашается комментатор. Используя свое умение импровизировать, он может более интересно и эмоционально, чем обычный диктор, рассказать о ходе действия на поле, подключая к нему зрителей и превращая их в болельщиков за ту или иную команду. Художественное решение представления Вводные замечания Деятельность каждого члена постановочной группы определяется его специфическими задачами в решении представления. Вместе с тем, каждый специалист, являясь профессионалом в своей области, соотносит свое творчество с творчеством других членов постановочной группы, стремясь к гармонии всех составных частей и сторон в конечном результате их совместной творческой активности. Главный режиссер-постановщик не только координирует деятельность всех творческих направлений постановочной группы, но и теснейшим образом сотрудничает с конкретными специалистами. Особые отношения складываются у главного режиссера с главным художником. Казалось бы, профессии у них разные, но в своей творческой деятельности они решают одни и те же задачи, связанные с постановочным и художественным решением представления. Полезность их союза в том, что поиск решения одной и той же проблемы происходит с разных точек зрения - с позиции режиссера и с позиции художника.
Главный художник массового спортивно-художественного представления - личность разносторонняя. Он - и художник, и режиссер, и конструктор, и модельер, и макетчик. Под его руководством работает большая группа специалистов. К ним относятся: художники художественного фона, художники по костюмам, художник-конструктор, художник-макетчик, художник-дизайнер, заведующие постановочной частью (состав группы зависит от масштаба представления). Работа главного художника начинается с детального изучения сценария, его идейно-тематической и постановочной основ, содержания эпизодов, а также предложений главного режиссера по художественному решению представления. В совместных обсуждениях и спорах постепенно решаются и творческие, и организационные проблемы. К последним относится, например, руководство штабом (административной группой) по обеспечению постановки реквизитом, костюмами, конструкциями, оборудованием и пр. 6.3.2.Особенности художественного решения массового спортивно-художественного представления на стадионе Специфические выразительные средства жанра и его основные особенности (огромная сценическая площадка-стадион, главный герой-масса и др.) требуют особых, отличных от театра, подходов к художественному решению представления. Как уже отмечалось, массовые спортивно-художественные представления на стадионе по своим задачам и возможностям очень близки к монументальному искусству, произведения которого отличаются глубиной и величием содержания, выраженного в простых, ясных и, как правило, грандиозных формах. Если у художника и режиссера нет особого ощущения и понимания грандиозности пространства стадиона и возможностей действия массы участников в этом пространстве, возможны очень серьезные проблемы с художественным решением представления в целом. Сценической площадкой массовых спортивно-художественных представлений является вся чаша стадиона, занимающая огромное пространство, которое необходимо освоить режиссеру и художнику. Это пространство имеет три основные составные части, которые могут использоваться при реализации общего замысла художественного решения представления. 1. Главная сценическая площадка - арена, включающая футбольное поле (ПО х 70 м), беговую дорожку (400 х 10 м) и сектора (2) - горизонтальная плоскость.
2. Трибуны, расположенные вокруг арены - вертикальная плоскость, имеющая определенную высоту и крутизну. 3. Вертикальное и горизонтальное пространство над чашей стадиона, ограниченное ракурсом зрения с трибун чаши. Замысел художественного решения массового представления на стадионе может найти свое воплощение в каждой из частей стадионного пространства. Для режиссера и художника важно определить приоритеты в освоении этих частей, чтобы создать общую гармонию цвета и действующих форм в каждом эпизоде и в представлении в целом. При этом зрители на трибунах должны ясно видеть и понимать, что является главным в данный момент действия, а что второстепенным. Художественное решение массового спортивно-художественного представления на стадионе включает два основных направления в деятельности художника и режиссера: ù художественное решение самого массового действия на главной сценической площадке - арене стадиона; ù художественное решение оформления чаши стадиона-трибун, верхней галереи, различных стадионных надстроек, выходов, воздушного пространства над чашей стадиона и пр. Поскольку сценарий (сценарный план и композиционный план) разработан главным режиссером и утвержден соответствующей инстанцией, то на долю художника ложится конкретизация отдельных элементов постановки, включая: ù определение цветовой гаммы постановки в целом; ù конструктивное и цветовое решение реквизита, костюмов, оборудования и пр.; ù поиск сюрпризных элементов, построенных на контрастном изменении цвета, формы и действия; ù образное решение отдельных номеров и эпизодов представления своими средствами (цвет, форма). Определение цветовой гаммы всех элементов постановки имеет первостепенное значение в поиске художественного решения представления в целом. Опыт свидетельствует, что удачное цветовое решение представления может в большой степени способствовать его успеху, а неудачное - испортить общее впечатление. Для определения цветовой гаммы представления очень важно знать цвет сценической площадки - арены стадиона. К примеру, до середины 50-х годов травяной газон футбольного поля покрывался войлочным ковром серого цвета. В настоящее время привычными на арене стали два цвета: зеленый (цвет травы футбольного поля или цвет ковра, которым закрывается травя -
ной газон) и оранжевый (цвет специального покрытия беговой дорожки и секторов). Однако, появляется и новая тенденция - покрывать ковром не только травяной газон футбольного поля, но и всю арену, включая беговую дорожку и сектора. Причем, ковер может быть не только серым или зеленым. Например, открытие Олимпийских Игр в Атланте летом 1996 г. происходило на арене синего цвета. Для художника цвет арены становится отправным пунктом в формировании цветовой гаммы представления, т.к. прежде всего с ним должны гармонично сочетаться цвета всех других элементов представления (костюмов, предметов, конструкций и пр.). Известно, что сочетание двух цветов при их восприятии может дать третий цвет. В таблице 2 представлены особенности восприятия разных цветов на сером и зеленом фоне, что может быть учтено при художественном решении представления. Таблица 2. Особенности восприятия основного цвета в зависимости от цветового фона (по Б.М. Касину, 1946)
Наиболее известные и признанные художники этого жанра (Б.Кноблок, Р.Казачек и др.) предпочитают работать в пастельных тонах. Это создает определенную цветовую гармонию представления, вызывая у зрителей чувства нежности, спокойствия, восхищения, благополучия и т.д. Появление резких цветовых красок в их постановках всегда связывается с резким поворотом в музыкальной драматургии, указывая на какое-либо новое тематическое начало в представлении. Главный художник, работая над художественным решением представ-
ления, постепенно определяет его цветовую гамму, выстраивая цветовую драматургию представления в соответствии с его идеей и тематикой каждого эпизода. В практике существует несколько приемов, способствующих созданию цветовой драматургии массового представления на стадионе. К ним относятся: • Цветовое созвучие, при котором костюмы участников по цвету созвучны с цветом покрытия арены. Например, арена зеленого цвета и костюмы также зеленого цвета, но тоном значительно слабее или значительно сильнее. • Цветовая противоположность характеризуется контрастом между цветом костюмов участников и цветом арены (например, зеленая сценическая площадка и ярко красные костюмы) или цветом костюмов двух больших групп участников, действующих одновременно на поле стадиона. Например, для создания образа войны, противоборства, а затем и победы одной из сторон действуют два цвета - черный и красный. Действие усиливается знаменами тех же цветов. Символ капитуляции противника - огромное знамя белого цвета. • Цветовой ритм подразумевает, что участники каждого массового эпизода одеты в костюмы определенного цвета, поэтому смена эпизодов фактически ведет к изменению цвета арены, создавая цветовой ритм представления в целом. • Игра цвета - продуманное чередование цветов в одном эпизоде, когда участники одного массового номера имеют костюмы разного цвета (например, цветов радуги). • Цветовой эффект (сюрприз) связан обычно с трансформацией костюмов участников массового номера, что ведет к внезапному для зрителей и очень эффектному изменению цвета арены. Подобный эффект может быть создан и с помощью трансформирующегося предмета. В совершенстве владея выразительными средствами жанра и мысленно представляя постановочное решение каждого эпизода, постановки в целом, художник по ходу развития действия применяет тот или иной из названных приемов или создает собственные оригинальные варианты цветового решения представления. Главное для художника, чтобы динамика цветового решения соответствовала динамике развития действия на арене стадиона. Художник должен мысленно видеть и чувствовать смысл появления каждого цветового пятна на арене стадиона, необходимость изменения его формы, адекватность сочетания с другими цветовыми пятнами, возникающими в ходе действия одновременно или вслед заданным пятном. Важно учитывать, что цветовое решение представления воспринима-
ется зрителями в основном через цвета костюмов участников и реквизита. Поскольку зрители на стадионе находятся на довольно большом расстоянии от участников представления (50-200 м.), в этом жанре предъявляются специфические, отличные от театра, требования к костюмам и реквизиту. Костюм, особенно для массовых номеров, должен быть очень простым и удобным для участников в действии. По цвету он может быть одного или, в крайнем случае, двух цветов, (майка одного цвета, шорты - другого). Цветные вставки, канты и др. виды отделки здесь нецелесообразны - зритель их все равно не видит, излишняя пестрота же костюмов снижает эффект контраста между цветом различных групп участников на поле или при трансформации цвета костюмов. Трансформирующийся костюм играет особую роль в художественном решении представления. Его легко сделать для девушек и очень сложно для юношей. Хотя в практике есть и такие примеры. Так, на празднике, посвященном 1500-летию г. Киева, воины со щитами в руках, одетые в кольчуги и шлемы стального цвета, в определенный момент действия превращались в украинских парубков. Для этого они снимали и выворачивали кольчуги и шлемы, превращая первые - в цветные свитки, вторые - в меховые колпаки, а щиты, перевернув их на другую сторону, - в головки подсолнухов. Трансформирующийся костюм-платье для девушек состоит из двух самостоятельных платьев, одинаковых по покрою, но разных по цвету. Оба платья должны быть без рукавов, каждое приталено вшитой по талии резинкой. Вначале одевается первое платье, например, красного цвета. Юбка этого платья должна быть несколько длиннее юбки второго платья. Одев первое платье, девушка одевает сверху второе платье, например, синего цвета. Это платье отличается более короткой юбкой и разрезным лифом со стороны плеч. Одевая второе платье, девушка сворачивает юбку первого платья и прячет ее под лифом второго платья, застегнув на плечах лямки (кнопки или липучки). Теперь костюм «заряжен» для трансформации с синего на красный цвет. Трансформация, как правило, производится из приседа. По музыкальному сигналу девушки расстегивают лямки, лиф синего платья опускается вниз, за ним опускается ранее сложенная красная юбка, закрывая лиф синего цвета. Когда девушки из приседа встают в полный рост, они уже в платьях красного цвета. Что касается реквизита, различного оборудования, конструкций и пр., то на стадионе они должны обязательно иметь объем, т.к. зритель смотрит представление со всех сторон. Художественное решение по оформлению чаши стадиона в первую очередь должно отвечать тематике праздника, гармонировать и поддер-
живать действие на арене. Особое значение здесь может иметь художественный фон, расположенный, как правило, на восточной трибуне. Он как бы связывает в единую композицию само действие, происходящее на арене, с художественным оформлением праздника в целом. Необходимо учитывать, что пуск зрителей на стадион начинается, когда участники фона уже сидят на своих местах. Это часто используется художниками. Входя на арену, зрители видят огромное мозаичное панно, выложенное костюмами участников фона. Это может быть, к примеру, эмблема праздника, которая будет появляться на художественном фоне всякий раз, когда участники не работают фонирующими флажками, составляя часть общего художественного оформления. Если продолжить художественное оформление в этом же ключе, то к нему можно подключить и зрителей. Например, на одном из праздников открытия зимних Олимпийских Игр зрители с помощью цветных накидок и шапочек создали на трибунах различные мозаичные рисунки. Это статичное, очень интересное, но дорогое оформление. Если же зрителям вместо накидок дать каждому в руки один двуцветный фонирующий флажок, то их можно организовать для показа уже не одного, а нескольких рисунков, причем тогда, когда это необходимо по ходу развития общего действия. Это уже действующее художественное оформление и одновременно привлечение зрителей к участию в празднике. Действующее художественное оформление становится в настоящее время наиболее популярным и прогрессивным направлением в оформлении больших стадионных праздников. Впервые в данном жанре оно появилось в 1975 г. во Дворце Спорта в Лужниках (главный художник Р.Казачек, главный режиссер Б.Петров). К потолку арены крепилась специальная конструкция - кольцо (диаметр 12 м). В центре - герб страны. По диаметру кольца крепились ленты-пагоды - Флаги Союзных Республик (16 шт.). Размер каждой - 2,5 х 17 м. В центре арены получался огромный абажур. Низ каждой пагоды имел вшитое древко (2,5 х 0,05 м.), к которому крепились тонкие крепкие веревки, уходящие через блоки на самые верхние места по периметру арены. В нужный момент нижние концы лент-пагод с помощью веревок медленно поднимались вверх, раскрываясь, словно огромный цветок. Это действующее художественное оформление арены получило название "тюльпана". Действовало оно не только в начале и конце, но и в процессе представления путем изменения высоты пагод, когда это было необходимо (например, пагоды медленно приспускались, когда шел эпизод, посвященный памяти воинов-героев). В 1976 г. в том же Дворце Спорта действовало оформление, которое называлось "ресница". Применялись те же ленты-пагоды, но они закреп-
лялись в одну линию, закрывая собой участников художественного фона, сидящих на трибуне. В нужный момент они медленно поднимались вверх, открывая картину на художественном фоне. В 1994 г. в Санкт-Петербурге на празднике открытия IIIИгр Доброй Воли специальным оформлением чаши Центрального стадиона был создан образ огромного парусного корабля (главный художник А.Пастернак, главный режиссер Б.Петров). В нужный момент на специальных 12 мачтах (высотой 18 м), расположенных вокруг арены на верхней галерее стадиона, поднимались 12 больших клинообразных паруса, на которых были нарисованы эмблема или талисман Игр. Подняв паруса, корабль как бы отправлялся в плавание по фарватеру Игр. Hi празднике закрытия III Игр Доброй Воли, как бы придя к финишу, корабль опустил паруса, закончив плавание. Уже эти примеры показывают, насколько действующее художественное оформление может обогащать художественное решение как отдельных эпизодов, так и представления в целом. 6.4. Работа с режиссерами-постановщиками отдельных массовых эпизодов Режиссеры-постановщики массовых эпизодов представления - ближайшие помощники главного режиссера. Имея опыт работы с определенным контингентом участников (дети, девушки, юноши), каждый из них является специалистом своего дела и вносит большой вклад в постановку представления. Рабочие творческие встречи происходят достаточно часто, но особенно важна первая встреча главного режиссера и режиссера-постановщика эпизода. На этой встрече обсуждается замысел главного режиссера по решению темы эпизода, определяются основы содержания и композиции, музыкальное решение, состав и количество участников, реквизит и костюмы. Согласовав все позиции с главным режиссером, режиссер-постановщик начинает самостоятельно работать над эпизодом. Объем работы у него достаточно большой. Для того, чтобы начать репетиционную работу, он должен: • окончательно решить сценарно-режиссерский замысел эпизода и написать сценарный план; • разработать композиционно-постановочный план эпизода на основании своего сценарного плана и данных, полученных от главного режиссера (композиционно-постановочного плана представления в целом);
• окончательно определить музыкальное решение эпизода и подготовить фонограмму; • разработать упражнения и действия на все части эпизода (начало, массовый номер, вставной номер, финал, уход); • предложить эскизы предметов для выполнения упражнений, необходимого для постановки оборудования и инвентаря; • если нужно, создать экспериментальную группу для проверки своих идей (музыка, упражнения, предмет, костюм и пр.); • принимать активное участие в отборе участников для постановки эпизода; • следить за подготовкой репетиционной площадки (поле, разметка, вышка, радиооборудование, размещение и пр.). Как видно, уже в предрепетиционный период подготовки представления объем работы режиссера-постановщика очень велик, а ведь главное для него еще впереди - проведение репетиционной работы и собственно постановка эпизода. В данной главе изложены наиболее важные творческие направления деятельности главного режиссера и постановочной группы в предрепетиционный период подготовки массового спортивно-художественного представления на стадионе. Другие, не менее важные направления, которыми приходится заниматься главному режиссеру и постановочной группе в этот период, подробно изложены в других главах учебника. К ним относятся; • разработка массовых упражнений; • работа с режиссером и художником художественного фона; • поиск вставных номеров и работа с их руководителями; • отбор и организация участников представления; • экспериментальная группа; • работа со штабом (административной группой). Вопросы для повторения: 1. Какие специалисты включаются в состав главной режиссерско-по-становочной группы? 2. Проанализируйте функции главного режиссера-постановщика представления. 3. Каковы основные особенности музыкального решения массового спортивно-художественного представления? 4. Как составляется музыкальный монтажный план представления'? 5. Назовите основные задачи звукорежиссера и членов его группы в звуковом оформлении представления.
6. В чем состоят основные задачи главного художника и его группы в подготовке массового спортивно-художественного представления? 7. Какие факторы влияют на формирование цветовой гаммы представления? 8. Какие приемы используются для создания «цветовой драматургии» представления? 9. Что такое «действующее художественное оформление»? 10. Каковы основные задачи режиссера-постановщика отдельного эпизода?
ГЛАВА 7
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 989; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.228.162 (0.014 с.) |