По характеру действия финалы делятся на два основных вида: статичные и динамичные. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По характеру действия финалы делятся на два основных вида: статичные и динамичные.



Статичный финал - наиболее распространенный вид финала. Он с успехом применяется в массовых спортивных выступлениях любого мас­штаба. Характерной для него является фиксация на непродолжительное время построенной участниками композиции в виде массовой пирами­ды, мозаичного рисунка, тематического построения и пр. Именно таким действием часто выражается идея финала отдельного эпизода, а то и пред­ставления в целом. Иногда в подобные финалы вводятся простые легкие конструкции. Так, например, для построения больших массовых пира­мид используются легкие фанерные или дюралевые щиты-площадки раз­личной формы (круглые, квадратные, прямоугольные). Удерживая их на плечах или вытянутых вверх руках, участники могут построить много­ярусные пирамиды различной формы и высоты.

Статичные финалы, как правило, не продолжительны. Часто они про­ходят без музыки, но почти всегда начинаются провозглашением здра­виц, а заканчиваются скандированием лозунгов и аплодисментами учас­тников финала.

Динамичный финал с точки зрения разработки сложнее статичного. Он характерен для массовых спортивно-художественных представлений крупного масштаба. Такие финалы обычно включают несколько дей-

 

ствий участников, логически связанных между собой определенной иде­ей. Причем эти действия всегда развиваются с нарастающей силой как в художественном, так и в эмоциональном плане. Динамичный финал по времени продолжительнее статичного. В отдельных случаях он может длиться несколько минут. Естественно, что такие финалы всегда сопровождаются музыкой, которая должна соответствовать теме и характеру Происходящего действия, отличаться высокой эмоциональностью и си­лой звучания.

Вспомним, например, финал праздника открытия XII Всемирного фе­стиваля молодежи и студентов. Главной идеей представления, как уже от­мечалось, была мысль: "Молодежь, будьте бдительны: настоящее и будущее планеты Земля в Ваших руках!". Эта мысль проходила через все эпизоды представления и прозвучала заключительным аккордом в финале, как наказ молодежи, как их клятва.

Всего в этом финальном действии, которое строилось на основе зак­лючительного спортивного эпизода, принимало участие около 16000 че­ловек. Темой заключительного выступления студентов физкультурных вузов страны и членов сборных команд страны по спортивной и художе­ственной гимнастике, акробатике и прыжкам на батуте были слова из "Оды апорту" Пьера де Кубертена: "О, спорт! Ты - наслаждение! Ты вер­ный и неизменный спутник жизни!".

Финал представления состоял из двух частей. В первой из них полу­чала дальнейшее развитие тема выступления спортсменов. Музыкой, красками, образным действием эта часть создавала настроение радости и счастья жизни на Земле. Каждый из делегатов и гостей Фестиваля будто бы сердцем прикасался к этой красоте и гармонии, наслаждался счас­тьем жизни, ощущал свою причастность к происходящим событиям.

Звучала бессмертная музыка П.И.Чайковского "Вальс цветов" из ба­лета "Щелкунчик". И мгновенно оживала многотысячная масса участни­ков финала. Огромный голубой шар, образующий центр композиции, начинал медленно раскрываться и превращался в "цветок". Откинувши­еся в стороны пять серебристых лепестков открывали шарообразную кон­струкцию, на которой 300 девушек (финальный номер) в золотистых ко­стюмах начинали выполнять очень красивые, под стать музыке, поточ­ные упражнения. Задаваемые ими импульсы движения, словно волны, расходились по арене стадиона.

Упражнения подхватывали студенты институтов физкультуры (1600 человек), которые в финале образовали тематический рисунок - эмблему фестиваля "ромашку". В центре ее и находился "земной шар", превратив­шийся во время упражнений в "цветок".

 

Далее упражнения продолжала специально подготовленная для фина­ла группа девушек (900 человек) с трансформирующимися предметами -гирляндами-гармошками, расположенная вокруг "ромашки" в виде цвет­ного контура. Изменяя цвет гирлянд в процессе выполнения упражнений, участницы окрашивали этот контур то в вишневый, то в серебряный, то в золотой цвета.

Таким образом, центром финальной композиции была огромная эмблема Фестиваля, занимающая всю центральную часть поля. Ос­тавшееся пространство арены занимали знаменосцы (400 человек), расположенные на углах зеленого поля в виде цветных "клумб", и де­вушки фонирующей группы (1500 человек), принимавшие участие в прологе, которые здесь, в финале, создавали своим рисунком опреде­ленный фон для эмблемы Фестиваля. Часть девушек фонирующей группы выстраивала огромный ромб, в который вписывалась "ро­машка". При этом стороны ромба, образованные тремя линями уча­стниц, как бы отсекали от "ромашки" группы знамен на углах поля. Девушки, стоявшие в построении "ромб", выполняли упражнения с большими надувными мячами белого цвета. Остальные девушки фо­нирующей группы выполняли упражнения с широкими голубыми лентами. Они располагались в две линии вокруг знаменных клумб на углах поля и по внутренней стороне беговой дорожки вдоль каждого сектора, а в центре секторов создавали построения в виде "клумб" (см. рис. 61).

Действие на поле поддерживалось участниками художественного фона (9000 человек). На протяжении всей первой части финала, пока звучал "Вальс цветов", на художественном фоне возникали красочные орнамен­ты и букеты из разных цветов. В целом такая масштабная тематическая композиция, олицетворяющая молодежь планеты, создавала образ радо­сти, счастья и мира на Земле.

Затем полная лирики и красоты первая часть финала переходила во вторую - контрастную, выражающую решимость молодежи, ее непрек­лонную волю.

Мощно звучала песня композитора А.Н.Пахмутовой "Пока не по­здно", ставшая своеобразным эмоциональным манифестом молодых, их голосом протеста. Вторая часть финала как бы предупреждала моло­дежь планеты, что красотой нужно не только любоваться, не только меч­тать о ней. Красоту нужно сохранить и защитить, за нее необходимо бо­роться. Пока не поздно, молодежь должна отвести кровавый меч войны, занесенный над красотой, над самой жизнью.

Представим себе, как разворачивалось это действие на поле стадиона.

 

На художественном фоне возникает огромный Земной шар. Прекрасная наша планета в ореоле солнечных бликов кажется хрустальной. И поэтому особым смыслом наполняются слова песни:

"Пока планета еще жива,

Пока о солнце мечтают весны,

На жизнь предъявим свои права,

Пока не поздно,

пока не поздно.

Земля как сердце

у нас в груди,

Здесь наше небо

и наши гнезда.

Еще не поздно ее спасти,

Еще не поздно,

еще не поздно".

Кажется, будто вместе с участниками Фестиваля сама планета протес­тует против войны. На припев песни на фоне земного шара силуэтами возникают лозунги и призывы к действию.

"Рядом, рядом

радость и беда,

Надо, надо

твердый дать ответ.

Солнечному миру -

Да! Да! Да!... "

На фоне Земного шара появляется парящий белоснежный голубь.

"...Ядерному взрыву -

Нет! Нет! Нет!".

На фоне Земного шара появляется перечеркнутая крест-накрест чер­ная атомная бомба.

Под песню, двумя большими разноцветными лавинами движутся по беговой дорожке навстречу друг другу участники танцевальной сюиты "Фестивальная перекличка континентов" (2000 человек). Представляя молодежь всех континентов Земли, они несут в поднятых руках тысячу объемных макетов атомного ядра.

Силуэт планеты на художественном фоне светится красивым голубым сиянием, отчего еще острее воспринимаются слова песни:

"Все злее атом

и все страшней,

Все ближе ужас разрывов грозных,

Еще немного ночей и дней,

 

И будет поздно,

и будет поздно...

Планета крикнет: "Укрой меня

От этой тучи,

от смертоносной.

Укрой от грозной волны огня,

Пока не поздно,

пока не поздно".

И снова на припеве планета Земля будто обращается к молодым:

"Рядом, рядом

радость и беда,

Надо, надо

твердый дать ответ.

Солнечному миру -

Да! Да! Да!..."

На голубом фоне планеты появляются смеющиеся детские лица и сло­во "Мир" на разных языках.

Ядерному взрыву -

Нет! Нет! Нет!"

На фоне Земли появляется ладонь, словно преграда атомной войне, и слово "Нет".

Последний куплет песни превращается в мощную молодежную ма­нифестацию. Дирижеры, стоящие на специальных тумбах против каж­дой трибуны, втягивают в общий хор всех участников праздника.

Красивым серебристым свечением окружена планета на художествен­ном фоне. Мощно звучат голоса молодых:

"Неужто завтра

замрут моря.

Умолкнут птицы,

застынут сосны.

Уже не сможет взойти заря

И спросит небо: "Неужто поздно?"

Так поклянемся,

что мы спасем

И это небо в надеждах

звездных,

Спасем планету -

наш добрый дом,

Пока не поздно, пока не поздно..."

На последние слова куплета из каждого атома, поднятого в руках учас-

 

тников, вылетает белый голубь. Тысяча голубей заполняют небо над стади­оном. Молодежь планеты как бы заявляет: "Земле нужен только мирный атом! Люди Земли, защищайте мир!".

Как клятва молодежи звучат слова припева, которые подхватывает весь стадион:

"Рядом, рядом,

радость и беда,

Надо, Надо

твердый дать ответ

Солнечному миру -

Да! Да! Да!

Ядерному взрыву -

Нет! Нет! Нет!"

На художественном фоне возникает картина, символизирующая ин­тернациональную дружбу молодежи - Земной шар и вокруг, словно за­щищая его собой, стоят, крепко взявшись за руки, представители всех пяти континентов. А затем вновь загорается яркими живыми буквами главный девиз фестиваля: "За антиимпериалистическую солидарность, мир и дружбу!". В едином порыве подхватывают его участники праздни­ка открытия XII Всемирного фестиваля. Все начинают аплодировать и скандировать: "Мир! Дружба! Фес-ти-валь!", "Мир! Дружба! Фес-ти-валь!"...

Как видно из приведенного примера, замысел финального действия решается через рисунок построения участников, музыку, действие и худо­жественное оформление.

Рассматривая вопросы разработки композиционно-постановочного плана, обратим особое внимание на рисунок. Финальный рисунок отли­чается от других своей масштабностью и монументальностью. Он часто, особенно в крупных представлениях, выходит за границы сценической площадки (футбольного поля стадиона) на виражи и беговую дорожку арены, а в отдельных случаях даже на трибуны, занимая проходы, вход­ные люки, верхние обходные дороги и пр.

Разработка финального рисунка имеет свои особенности. Если при разработке рисунка любой другой части композиции, постоянно стоит задача дальнейшего продолжения и развития действия, то при разработ­ке финального рисунка подобной проблемы не существует. В массовом спортивно-художественном представлении финалом основное действие завершается. В связи с этим появляются более широкие возможности как в выборе самого финального рисунка, так и в приемах, способах его раз­работки. Это объясняется тем, что в финальном рисунке впервые при

 

разработке композиционно-постановочного плана, расстановка участни­ков не связана с исходным построением для массового номера. Для ре­жиссера-постановщика при разработке финала главным становится не продолжение и развитие действия, а логическое, достойное замысла, его завершение.

Другая особенность финального рисунка и построения финала связана с огромным количеством его участников. Многотысячная масса требует очень четкой организации ее действий на ноле, осо­бенно в момент построения финального рисунка.

Опыт показывает, что разработку финального рисунка целесообраз­но производить в следующей последовательности:

1) Определить рисунок построения финала в зависимости от за­мысла.

2) Определить роль и место в этом рисунке основной массы участни­ков, задействованных в финале.

3) Разработать наиболее рациональный переход основной массы уча­стников предфинального действия (эпизода) в финальный рисунок.

4) Определить порядок введения остальных групп участников, задей­ствованных в финале.

Разберем построение финального рисунка на примере уже знакомой нам композиции, где основным предметом для выполнения упражнений массового номера были фонирующие флажки. В финале этого эпизода было задумано построить тематический рисунок "звезда", а в центр ри­сунка ввести специально подготовленный финальный номер - поточные упражнения на конструкции. Конструкция имела форму цилиндра диа­метром 3 м и высотой 5 м. На ней располагались четыре яруса для участ­ников, выполнявших поточные упражнения, а сверху - ровная площадка, на которой акробаты выстраивали финальную пирамиду.

Предфинальное действие этого эпизода заканчивалось в построении "большие круги" (см. с. 153, рис. 53). В четырех больших кругах, расцве­ченных фонирующими флажками, проходил вставной спортивный номер - выступление сильнейших акробатов.

Зная рисунок построения участников в пред финальном действии - "боль­шие круги", и определив рисунок построения финала - "звезда", остается решить главную задачу, а именно: разработать переход из предфинального рисунка в финальный, одновременно продумав вопрос введения в компо­зицию финального номера - поточных упражнений на конструкции.

Характерной особенностью построения финального рисунка являет­ся то, что наряду с уже известными способами, такими как "составление рисунка по частям", "расстановка участников по контуру рисунка", здесь

 

могут использоваться и другие способы и приемы, что обусловлено спе­цификой самого финала как части композиции, завершающей действие. Режиссер-постановщик теперь не должен заботиться о продолжении дей­ствия (уход участников может быть выполнен из любого рисунка пост­роения) и, следовательно, для него не важно, каким способом будут рас­ставлены участники в финальном рисунке. Главное - организованно, быстро и по возможности красиво построить этот рисунок. Иначе гово­ря, здесь важен конечный результат. В связи с этим выбор пути перехода в финальный рисунок не может быть ограничен какими-то определен­ными рамками, как это имеет место при разработке любой другой части композиции, а является производной творческих возможностей и опыта режиссера-постановщика.

Возьмем, например, прием прямого действия, применяемый при раз­работке композиции массового номера. Построение тематического ри­сунка с помощью данного приема в любой другой части композиции про­сто недопустимо, т.к. после этого продолжать действие будет очень слож­но. При разработке же финального рисунка этот прием дает определен­ный эффект, позволяет хорошо организовать само действие и ввести фи­нальный номер.

Пример. Построите финального тематического рисунка "звезда" приемом прямого действия (исполняется как массовое упражнение).

Звучит музыка построения финала. На фанфарное начало этой музы­ки участники, стоящие в построении "большие круги", разбегаются в исходное построение массового номера (32 х 32 человека). Ниже дей­ствия участников описаны по «восьмеркам» (т.е. показано, что выполня­ется на каждые восемь счетов).

I

1-2 - участники, стоящие в колоннах, из которых выстраивается тема­тический рисунок, подходят друг к другу, как показано тонкими линиями на рис. 62;

3-8 - бегом смыкаются в плотные колонны, как показано на том же рисунке жирными линиями;

II

1-8 - продолжают смыкаться и выравниваться в этих колоннах. Одно­временно в центр поля, в образовавшийся проход, начинают вносить кон­струкцию. Вместе с ней входят участники финального эпизода;

III

1-2 - поворот участников, стоящих в колоннах, лицом друг к другу, а в центральных колоннах - от центра поля;

3-8 - схождение участников в колонну по четыре, как показано на рис.

 

62 стрелками, и поворот к центру и средней линии поля. Конструкция уста­навливается в центре поля. Одновременно участники, стоящие в 1,2,3 и 30, 31,32 колоннах, делятся в каждой колонне пополам и разбегаются на углы поля, где образуют круги (по 48 человек), как обозначено на том же рисун­ке;

IV

1-8 -все выравниваются. Одновременно на верхнюю площадку кон­струкции входят акробаты; затем и остальные участники финального номера начинают заполнять конструкцию;

V

1-8 - участники продолжают заполнять конструкцию. Вокруг конст­рукции выстраиваются два круга (64 и 128 человек);

VI

1-8 - выравниваются центральные круги. Колонны (лучи звезды) под­ходят к кругам в центр поля (см. рис. 63);

VII

1-6 - выравниваются колонны (лучи звезды); заканчивается заполне­ние конструкции;

7-8 - поворот участников, стоящих в колоннах, чтобы построить лучи звезды;

VIII

1-4 - построение лучей звезды расхождением, как показано стрелка­ми на рис. 63;

5-8 - выравнивание всех участников, стоящих в тематическом пост­роении "звезда" и готовность к выполнению упражнений финала.

Таким образом, в приведенном примере построение тематического рисунка "звезда", а также введение в него финального номера - поточ­ных упражнений на конструкции - выглядит как хорошо организованное массовое действие, рассчитанное точно на музыку.

Говоря о масштабе, подобная композиция больше характерна для финала эпизода. Главный финал, т.е. финал представления, как правило, значительно массовее по количеству участников и масштабнее с точки зрения заполнения арены стадиона. Тематический рисунок, выстроен­ный участниками предфинального эпизода специально для главного фи­нала, становится здесь только центром общей композиции. Все осталь­ные участники финала расставляются вокруг в нужном рисунке, занимая пустые места на поле, а если необходимо, то и на виражах, секторах, бего­вой дорожке и пр. При этом важно соблюдать следующее правило: расста­новку производить по частям рисунка, обязательно сохраняя коллективы участников каждого эпизода. Перемешивать участников в какой-либо час-

 

Рис. 62. Схема начала построения финального тематического рисунка «Звезда» приемом прямого действия

 

Рис. 63. Схема окончания построения финального тематического рисунка «Звезда»

 

ти рисунка не рекомендуется, поскольку это затруднит подготовку финала на репетиционных площадках, а также проведение сводных репетиций глав­ного финала.

Правильная расстановка участников в финальном рисунке га­рантирует организованное, быстрое и даже красивое его построе­ние. Как показывает практика, наиболее выгодным и эффективным способом построения финального рисунка является способ симмет­ричного введения участников по частям рисунка. Рисунок при этом выстраивается как бы волнообразно, начиная от центра, и посте­пенно заполняя всю арену стадиона. Наибольший эффект получа­ется, когда построение финального рисунка осуществляется участ­никами бегом и симметрично из двух входных ворот, расположен­ных слева и справа от центральной трибуны.

Для примера, допустим, что рассмотренный выше финальный рису­нок "звезда" должен быть центром композиции главного финала. В этом случае остальные участники финала вводятся на поле одновременно с построением тематического рисунка "звезда". Например, на начало вто­рой «восьмерки» выбегают симметрично с двух сторон знаменосцы (по 200 человек) и строят на углах зеленого поля знаменные клумбы (по 100 человек), а на концовку третьей «восьмерки» участники массового но­мера 1, 2, 3 и 30, 31, 32 колонн бегом выстраивают вокруг этих клумб круги (по 48 человек в каждом). Еще не успели как следует выровняться знаменосцы и участники в кругах, как на четвертую «восьмерку» выбе­гает следующая "волна" участников и строит широкие прямые полосы (по 3 шеренги в каждой), отсекающие знаменные клумбы от центра поля. На пятую «восьмерку» выбегает новая "волна" участников и симмет­рично занимает сектора арены стадиона. На седьмую «восьмерку» вы­бегают все остальные группы участников, выстраиваясь в рисунок на виражах каждого сектора и беговой дорожке. Таким образом, с оконча­нием музыки заканчивается и построение финала.

Нередко заполнение участниками беговой дорожки происходит непос­редственно во время финального действия. Благодаря этому усиливается впечатление динамичности финала, особенно если эти участники выпол­няют при этом какое-нибудь заданное действие (выпуск воздушных ша­ров, голубей и т.п.). Этим может быть поставлена эффектная завершаю­щая точка всего представления.

Очень редко, но в практике бывают случаи, когда финальное действие одновременно становится и уходом участников с места действия. Конеч­но, такой вариант может быть осуществлен только, когда речь идет о фина­ле отдельного эпизода.

 

Примером такого построения финала может служить уже знакомый нам эпизод "Мы - покорители космоса!". В этом эпизоде после окончания вставного номера, где на специальных снарядах, поднятых на круглых пло­щадках с помощью лестниц на пятиметровую высоту, демонстрировалась специальная физическая подготовка космонавтов, происходило перестро­ение. Из лестниц участники выстраивали на поле пять контуров "косми­ческих ракет". В центре каждой "ракеты" на вытянутых вверх руках держа­лась круглая площадка, на которую входил спортсмен, облаченный в костюм космонавта, скафандр. Под марш "ракеты" начинали движение по полю. "Космонавты", стоящие на них, разворачивали огромные красные стяги с надписями: "На Луну", "На Марс", "На Венеру", "На Юпитер", "На Меркурий". Расходясь в разные стороны, "ракеты" покидали преде­лы арены, словно беря старт к планетам солнечной системы.

Однако главная задача ухода - быстро и организованно, не нарушая общего темпо-ритмического рисунка представления, эвакуировать учас­тников с места действия. При этом композиция ухода тесно связана с рисунком финала представления и зависит от количества, размера и рас­положения входных ворот на арене стадиона:

По своему рисунку уход может быть симметричным или асим­метричным (относительно центральной трибуны). При симметричном построении ухода участники покидают поле в двух противоположных от центра направлениях; при асимметричном - все участники уходят в од­ном или нескольких направлениях. Движение при этом может осуществ­ляться либо кратчайшим путем прямо по зеленому полю к выходным воротам, либо по беговой дорожке в обход поля. Все зависит от компози­ции начала следующего по порядку эпизода представления, если речь идет об отдельном массовом эпизоде.

Уход обычно осуществляется в сомкнутых колоннах. Перестроение участников из финального рисунка в сомкнутые колонны для ухода дол­жно быть предельно простым и выполняться очень быстро и организо­ванно. Количество таких колонн определяется композицией финала и числом выходных ворот.

Например, для ухода имеется только двое ворот, расположенных сим­метрично слева и справа от центральной трибуны. Чтобы перестроить участников описанного выше эпизода из финального построения "звезда" в сомкнутые колонны для ухода, достаточно разделить рисунок вертикаль­но на две симметричные равные части и перестроить участников в колон­ны. В результате с каждой стороны от центра, где находится конструкция финального номера, может получиться по три разных (в зависимости от выполняемой в финале роли) группы участников.

 

Первая группа - участники, стоящие в лучах "звезды". Они могут пере­строиться в колонны для ухода, например, смыканием к 18-й линии точек по вертикали. Получится по одной колонне в построении 10 х 32 человека слева и справа от конструкции.

Вторая группа - участники, стоящие в кругах вокруг конструкции. Перестраиваясь, они могут образовать с каждой стороны по две колонны 4x16 человек каждая. Их удобнее расположить слева и справа от колонн первой группы.

Третья группа - участники, выполнявшие упражнения на конструк­ции. Мужской состав этой группы должен остаться у конструкции для выноса ее с поля. Женский состав, спустившись с конструкции, может образовать две колонны с каждой стороны в построении 5x10 человек каждая. Их целесообразно поставить в затылок колонн второй группы участников.

В результате этого перестроения, которое выполняется бегом одно­временно всеми участниками финала, образуются две большие колонны, стоящие по обе стороны от конструкции лицом к воротам для выхода. Фронт каждой колонны -. 20 человек. Если ширина ворот позволяет, то участники покидают поле в этих построениях все одновременно, а если нет, то сначала выходят участники первой группы, затем - второй и тре­тьей. Конструкция выносится сразу за пределы арены. В случае, если размеры ворот не позволяют этого сделать, то ее кратчайшим путем вы­носят с поля и ставят на место, специально отведенное для нее на арене.

У нас в стране наиболее удобным стадионом для проведения массо­вых спортивно-художественных представлений пока остается Главная арена Центрального стадиона в Лужниках. Она имеет семь полноценных входных ворот, удобно расположенных вокруг арены.

Очень сложно, порой просто невозможно осуществить массовую по­становку на стадионе, который имеет только одни входные ворота на аре­ну. Опыт показывает, что для подготовки и проведения полноценной мас­совой постановки на арене требуется, как минимум, двое входных ворот шириной не менее 10-12 м. и высотой 5-6 м. Однако и в этом случае осу­ществить постановку не просто, особенно, когда речь идет о главном фи­нале представления, где количество участников может превышать 10 ты­сяч человек.

Обычно в таких случаях, чтобы уход не показался зрителям слишком серым и затянутым, перестроение в сомкнутые колонны и сам уход учас­тников финала выполняются на фоне или под прикрытием какого-либо хорошо организованного красочного действия. Чаще всего для этой цели привлекают знаменосцев, количество которых зависит от замысла режис-

 

сера-постановщика. На практике выяснено, что оптимальной для стадио­на является группа из 400 знаменосцев.

Многие режиссеры-постановщики очень умело используют знаменос­цев в своих композициях. Вводя их в действие в начале и сохраняя на арене до конца представления, они с их помощью решают многие задачи монтажа и художественного оформления отдельных эпизодов и представ­ления в целом.

Как правило, в финале опытные режиссеры располагают группы зна­меносцев либо на углах зеленого поля, либо на виражах по внутренней бровке беговой дорожки, либо в центре каждого сектора. Уход в этом случае начинается с движения знаменосцев. Двигаясь в колонну по од­ному навстречу друг другу по внутренней бровке беговой дорожки, они постепенно, словно занавесом, с двух сторон закрывают поле. Одновре­менно с движением знамен уходят с арены участники, стоящие на бего­вой дорожке, расходясь от центра в свои ворота.

Знаменосцы своим рисунком движения и цветом сразу же привлека­ют внимание зрителей. В свою очередь, участники финала, продолжая аплодисментами приветствовать зрителей и скандировать лозунги, ори­ентируются на действия знаменосцев и начинают готовиться к уходу. Например, они перестраиваются в сомкнутые колонны только тогда, ког­да знаменосцы сойдутся у центральной линии и полностью закроют их с двух сторон поля, а начинают движение на уход - лишь когда знаменос­цы, выполнив прочес, начинают расходиться в разные стороны в направ­лении своих ворот.

Таким образом, введение хорошо организованного и красочного дей­ствия (знаменосцев) организует и сам уход участников с арены. Рисунок движения знаменосцев, его строгая симметричность, точность и яркость становятся доминантой в восприятии зрителями действия в целом, что дела­ет уход участников представления более интересным и эмоциональным.

 

* * *

Хорошо известно, что человек не может сделать того, чего он себе не представляет. Так и режиссер не в состоянии поставить массовое спортив­но-художественное представление на стадионе, если у него отсутствует сценарно-режиссерский замысел постановки в форме мысленного пред­ставления им конечного результата своей работы. Это мысленное пред­ставление постановки формируется у режиссера постепенно, каждый раз уточняясь при разработке сценарного плана и композиционно-постано­вочного плана.

Формулировка темы и идеи массовой постановки, поиск постановоч­ного решения и его воплощение в плане-сценарии и композиционно-по­становочном плане фактически представляют собой режиссерский сце­нарий массового спортивно-художественного представления на стадио­не. Это всегда итог огромных интеллектуальных и физических, творческих усилий режиссера-постановщика. Но тем не менее это лишь начало рабо­ты по подготовке представления, ведь речь все время идет только о предрепетиционном периоде. После разработки и утверждения плана-сценария и композиционно-постановочного плана начинается кропотливая работа по насыщению режиссерского сценария конкретным содержанием. За­пись музыкального сопровождения, постановка массовых упражнений на музыку, поиск цветовой гаммы представления, разработка эскизов ко­стюмов, картин художественного фона и карточек участников, символики и текстов для электротабло и дикторов, наконец, разработка реквизита, конструкций, а также подготовка репетиционных площадок и организация экспериментальных сборов с участниками - вот далеко не полный пере­чень фронта работ, который должна выполнить главная режиссерско-по-становочная группа в предрепетиционный период подготовки представ­ления.

Главный режиссер-постановщик, все члены режиссерско-постановочной группы, как правило, мечтают об успехе представления, прилага­ют для этого все усилия. Но здесь, как и в любом большом деле, нужно помнить старую истину: если фундамент непрочен, то и зданию грозит разрушение. Если слабо разработан сценарно-режиссерский замысел, не­грамотно составлены план-сценарий и композиционно-постановочный план, то практически невозможно успешно провести и все подготови­тельные работы, и саму постановку массового спортивно-художествен­ного представления на стадионе. Это указывает на важнейшее значение всех тех вопросов, которые были рассмотрены в данной главе.

Вопросы для повторения:

1. Что такое композиционно-постановочный план представления?

2. Сравните графический, фотомакетный и смешанный методы раз­работки композиционно-постановочного плана представления.

3. В чем суть приемов обратного действия, прямого действия и воз­врата к исходному построению при разработке композиционно-постано­вочного плана представления? В каких случаях применяется каждый из них?

4. От чего зависит выбор исходного построения участников массового номера? Какое значение имеет исходное построение участников для раз­работки композиционно-постановочного плана?

 

5. Какие приемы и почему должен использовать режиссер при разра­ботке разных частей эпизода?

6. Какие существуют приемы составления рисунков построения учас­тников? В каких случаях применяется каждый из них?

7. Какие факторы влияют на выбор рисунков построения участников в массовом номере?

8. Каковы особенности технологии разработки композиции массового номера с групповым предметом?

9. Как, меняя продолжительность фрагментов массового номера, ре­жиссер может направленно формировать его темпо-ритмический рису­нок?

10. Что такое спортивно-хореографическая композиция? Каковы ее функции в представлении?

11. Как решается задача взаимодействия участников массового и встав­ного номеров эпизода?

12. Каковы особенности технологии разработки композиционно-по­становочного плана финала представления?

 

ГЛАВА 6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 533; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.104 с.)