Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
По характеру действия финалы делятся на два основных вида: статичные и динамичные.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Статичный финал - наиболее распространенный вид финала. Он с успехом применяется в массовых спортивных выступлениях любого масштаба. Характерной для него является фиксация на непродолжительное время построенной участниками композиции в виде массовой пирамиды, мозаичного рисунка, тематического построения и пр. Именно таким действием часто выражается идея финала отдельного эпизода, а то и представления в целом. Иногда в подобные финалы вводятся простые легкие конструкции. Так, например, для построения больших массовых пирамид используются легкие фанерные или дюралевые щиты-площадки различной формы (круглые, квадратные, прямоугольные). Удерживая их на плечах или вытянутых вверх руках, участники могут построить многоярусные пирамиды различной формы и высоты. Статичные финалы, как правило, не продолжительны. Часто они проходят без музыки, но почти всегда начинаются провозглашением здравиц, а заканчиваются скандированием лозунгов и аплодисментами участников финала. Динамичный финал с точки зрения разработки сложнее статичного. Он характерен для массовых спортивно-художественных представлений крупного масштаба. Такие финалы обычно включают несколько дей-
ствий участников, логически связанных между собой определенной идеей. Причем эти действия всегда развиваются с нарастающей силой как в художественном, так и в эмоциональном плане. Динамичный финал по времени продолжительнее статичного. В отдельных случаях он может длиться несколько минут. Естественно, что такие финалы всегда сопровождаются музыкой, которая должна соответствовать теме и характеру Происходящего действия, отличаться высокой эмоциональностью и силой звучания. Вспомним, например, финал праздника открытия XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Главной идеей представления, как уже отмечалось, была мысль: "Молодежь, будьте бдительны: настоящее и будущее планеты Земля в Ваших руках!". Эта мысль проходила через все эпизоды представления и прозвучала заключительным аккордом в финале, как наказ молодежи, как их клятва. Всего в этом финальном действии, которое строилось на основе заключительного спортивного эпизода, принимало участие около 16000 человек. Темой заключительного выступления студентов физкультурных вузов страны и членов сборных команд страны по спортивной и художественной гимнастике, акробатике и прыжкам на батуте были слова из "Оды апорту" Пьера де Кубертена: "О, спорт! Ты - наслаждение! Ты верный и неизменный спутник жизни!". Финал представления состоял из двух частей. В первой из них получала дальнейшее развитие тема выступления спортсменов. Музыкой, красками, образным действием эта часть создавала настроение радости и счастья жизни на Земле. Каждый из делегатов и гостей Фестиваля будто бы сердцем прикасался к этой красоте и гармонии, наслаждался счастьем жизни, ощущал свою причастность к происходящим событиям. Звучала бессмертная музыка П.И.Чайковского "Вальс цветов" из балета "Щелкунчик". И мгновенно оживала многотысячная масса участников финала. Огромный голубой шар, образующий центр композиции, начинал медленно раскрываться и превращался в "цветок". Откинувшиеся в стороны пять серебристых лепестков открывали шарообразную конструкцию, на которой 300 девушек (финальный номер) в золотистых костюмах начинали выполнять очень красивые, под стать музыке, поточные упражнения. Задаваемые ими импульсы движения, словно волны, расходились по арене стадиона. Упражнения подхватывали студенты институтов физкультуры (1600 человек), которые в финале образовали тематический рисунок - эмблему фестиваля "ромашку". В центре ее и находился "земной шар", превратившийся во время упражнений в "цветок".
Далее упражнения продолжала специально подготовленная для финала группа девушек (900 человек) с трансформирующимися предметами -гирляндами-гармошками, расположенная вокруг "ромашки" в виде цветного контура. Изменяя цвет гирлянд в процессе выполнения упражнений, участницы окрашивали этот контур то в вишневый, то в серебряный, то в золотой цвета. Таким образом, центром финальной композиции была огромная эмблема Фестиваля, занимающая всю центральную часть поля. Оставшееся пространство арены занимали знаменосцы (400 человек), расположенные на углах зеленого поля в виде цветных "клумб", и девушки фонирующей группы (1500 человек), принимавшие участие в прологе, которые здесь, в финале, создавали своим рисунком определенный фон для эмблемы Фестиваля. Часть девушек фонирующей группы выстраивала огромный ромб, в который вписывалась "ромашка". При этом стороны ромба, образованные тремя линями участниц, как бы отсекали от "ромашки" группы знамен на углах поля. Девушки, стоявшие в построении "ромб", выполняли упражнения с большими надувными мячами белого цвета. Остальные девушки фонирующей группы выполняли упражнения с широкими голубыми лентами. Они располагались в две линии вокруг знаменных клумб на углах поля и по внутренней стороне беговой дорожки вдоль каждого сектора, а в центре секторов создавали построения в виде "клумб" (см. рис. 61). Действие на поле поддерживалось участниками художественного фона (9000 человек). На протяжении всей первой части финала, пока звучал "Вальс цветов", на художественном фоне возникали красочные орнаменты и букеты из разных цветов. В целом такая масштабная тематическая композиция, олицетворяющая молодежь планеты, создавала образ радости, счастья и мира на Земле. Затем полная лирики и красоты первая часть финала переходила во вторую - контрастную, выражающую решимость молодежи, ее непреклонную волю. Мощно звучала песня композитора А.Н.Пахмутовой "Пока не поздно", ставшая своеобразным эмоциональным манифестом молодых, их голосом протеста. Вторая часть финала как бы предупреждала молодежь планеты, что красотой нужно не только любоваться, не только мечтать о ней. Красоту нужно сохранить и защитить, за нее необходимо бороться. Пока не поздно, молодежь должна отвести кровавый меч войны, занесенный над красотой, над самой жизнью. Представим себе, как разворачивалось это действие на поле стадиона.
На художественном фоне возникает огромный Земной шар. Прекрасная наша планета в ореоле солнечных бликов кажется хрустальной. И поэтому особым смыслом наполняются слова песни: "Пока планета еще жива, Пока о солнце мечтают весны, На жизнь предъявим свои права, Пока не поздно, пока не поздно. Земля как сердце у нас в груди, Здесь наше небо и наши гнезда. Еще не поздно ее спасти, Еще не поздно, еще не поздно". Кажется, будто вместе с участниками Фестиваля сама планета протестует против войны. На припев песни на фоне земного шара силуэтами возникают лозунги и призывы к действию. "Рядом, рядом радость и беда, Надо, надо твердый дать ответ. Солнечному миру - Да! Да! Да!... " На фоне Земного шара появляется парящий белоснежный голубь. "...Ядерному взрыву - Нет! Нет! Нет!". На фоне Земного шара появляется перечеркнутая крест-накрест черная атомная бомба. Под песню, двумя большими разноцветными лавинами движутся по беговой дорожке навстречу друг другу участники танцевальной сюиты "Фестивальная перекличка континентов" (2000 человек). Представляя молодежь всех континентов Земли, они несут в поднятых руках тысячу объемных макетов атомного ядра. Силуэт планеты на художественном фоне светится красивым голубым сиянием, отчего еще острее воспринимаются слова песни: "Все злее атом и все страшней, Все ближе ужас разрывов грозных, Еще немного ночей и дней,
И будет поздно, и будет поздно... Планета крикнет: "Укрой меня От этой тучи, от смертоносной. Укрой от грозной волны огня, Пока не поздно, пока не поздно". И снова на припеве планета Земля будто обращается к молодым: "Рядом, рядом радость и беда, Надо, надо твердый дать ответ. Солнечному миру - Да! Да! Да!..." На голубом фоне планеты появляются смеющиеся детские лица и слово "Мир" на разных языках. Ядерному взрыву - Нет! Нет! Нет!" На фоне Земли появляется ладонь, словно преграда атомной войне, и слово "Нет". Последний куплет песни превращается в мощную молодежную манифестацию. Дирижеры, стоящие на специальных тумбах против каждой трибуны, втягивают в общий хор всех участников праздника. Красивым серебристым свечением окружена планета на художественном фоне. Мощно звучат голоса молодых: "Неужто завтра замрут моря. Умолкнут птицы, застынут сосны. Уже не сможет взойти заря И спросит небо: "Неужто поздно?" Так поклянемся, что мы спасем И это небо в надеждах звездных, Спасем планету - наш добрый дом, Пока не поздно, пока не поздно..." На последние слова куплета из каждого атома, поднятого в руках учас-
тников, вылетает белый голубь. Тысяча голубей заполняют небо над стадионом. Молодежь планеты как бы заявляет: "Земле нужен только мирный атом! Люди Земли, защищайте мир!". Как клятва молодежи звучат слова припева, которые подхватывает весь стадион: "Рядом, рядом, радость и беда, Надо, Надо твердый дать ответ Солнечному миру - Да! Да! Да! Ядерному взрыву - Нет! Нет! Нет!" На художественном фоне возникает картина, символизирующая интернациональную дружбу молодежи - Земной шар и вокруг, словно защищая его собой, стоят, крепко взявшись за руки, представители всех пяти континентов. А затем вновь загорается яркими живыми буквами главный девиз фестиваля: "За антиимпериалистическую солидарность, мир и дружбу!". В едином порыве подхватывают его участники праздника открытия XII Всемирного фестиваля. Все начинают аплодировать и скандировать: "Мир! Дружба! Фес-ти-валь!", "Мир! Дружба! Фес-ти-валь!"... Как видно из приведенного примера, замысел финального действия решается через рисунок построения участников, музыку, действие и художественное оформление. Рассматривая вопросы разработки композиционно-постановочного плана, обратим особое внимание на рисунок. Финальный рисунок отличается от других своей масштабностью и монументальностью. Он часто, особенно в крупных представлениях, выходит за границы сценической площадки (футбольного поля стадиона) на виражи и беговую дорожку арены, а в отдельных случаях даже на трибуны, занимая проходы, входные люки, верхние обходные дороги и пр. Разработка финального рисунка имеет свои особенности. Если при разработке рисунка любой другой части композиции, постоянно стоит задача дальнейшего продолжения и развития действия, то при разработке финального рисунка подобной проблемы не существует. В массовом спортивно-художественном представлении финалом основное действие завершается. В связи с этим появляются более широкие возможности как в выборе самого финального рисунка, так и в приемах, способах его разработки. Это объясняется тем, что в финальном рисунке впервые при
разработке композиционно-постановочного плана, расстановка участников не связана с исходным построением для массового номера. Для режиссера-постановщика при разработке финала главным становится не продолжение и развитие действия, а логическое, достойное замысла, его завершение. Другая особенность финального рисунка и построения финала связана с огромным количеством его участников. Многотысячная масса требует очень четкой организации ее действий на ноле, особенно в момент построения финального рисунка. Опыт показывает, что разработку финального рисунка целесообразно производить в следующей последовательности: 1) Определить рисунок построения финала в зависимости от замысла. 2) Определить роль и место в этом рисунке основной массы участников, задействованных в финале. 3) Разработать наиболее рациональный переход основной массы участников предфинального действия (эпизода) в финальный рисунок. 4) Определить порядок введения остальных групп участников, задействованных в финале. Разберем построение финального рисунка на примере уже знакомой нам композиции, где основным предметом для выполнения упражнений массового номера были фонирующие флажки. В финале этого эпизода было задумано построить тематический рисунок "звезда", а в центр рисунка ввести специально подготовленный финальный номер - поточные упражнения на конструкции. Конструкция имела форму цилиндра диаметром 3 м и высотой 5 м. На ней располагались четыре яруса для участников, выполнявших поточные упражнения, а сверху - ровная площадка, на которой акробаты выстраивали финальную пирамиду. Предфинальное действие этого эпизода заканчивалось в построении "большие круги" (см. с. 153, рис. 53). В четырех больших кругах, расцвеченных фонирующими флажками, проходил вставной спортивный номер - выступление сильнейших акробатов. Зная рисунок построения участников в пред финальном действии - "большие круги", и определив рисунок построения финала - "звезда", остается решить главную задачу, а именно: разработать переход из предфинального рисунка в финальный, одновременно продумав вопрос введения в композицию финального номера - поточных упражнений на конструкции. Характерной особенностью построения финального рисунка является то, что наряду с уже известными способами, такими как "составление рисунка по частям", "расстановка участников по контуру рисунка", здесь
могут использоваться и другие способы и приемы, что обусловлено спецификой самого финала как части композиции, завершающей действие. Режиссер-постановщик теперь не должен заботиться о продолжении действия (уход участников может быть выполнен из любого рисунка построения) и, следовательно, для него не важно, каким способом будут расставлены участники в финальном рисунке. Главное - организованно, быстро и по возможности красиво построить этот рисунок. Иначе говоря, здесь важен конечный результат. В связи с этим выбор пути перехода в финальный рисунок не может быть ограничен какими-то определенными рамками, как это имеет место при разработке любой другой части композиции, а является производной творческих возможностей и опыта режиссера-постановщика. Возьмем, например, прием прямого действия, применяемый при разработке композиции массового номера. Построение тематического рисунка с помощью данного приема в любой другой части композиции просто недопустимо, т.к. после этого продолжать действие будет очень сложно. При разработке же финального рисунка этот прием дает определенный эффект, позволяет хорошо организовать само действие и ввести финальный номер. Пример. Построите финального тематического рисунка "звезда" приемом прямого действия (исполняется как массовое упражнение). Звучит музыка построения финала. На фанфарное начало этой музыки участники, стоящие в построении "большие круги", разбегаются в исходное построение массового номера (32 х 32 человека). Ниже действия участников описаны по «восьмеркам» (т.е. показано, что выполняется на каждые восемь счетов). I 1-2 - участники, стоящие в колоннах, из которых выстраивается тематический рисунок, подходят друг к другу, как показано тонкими линиями на рис. 62; 3-8 - бегом смыкаются в плотные колонны, как показано на том же рисунке жирными линиями; II 1-8 - продолжают смыкаться и выравниваться в этих колоннах. Одновременно в центр поля, в образовавшийся проход, начинают вносить конструкцию. Вместе с ней входят участники финального эпизода; III 1-2 - поворот участников, стоящих в колоннах, лицом друг к другу, а в центральных колоннах - от центра поля; 3-8 - схождение участников в колонну по четыре, как показано на рис.
62 стрелками, и поворот к центру и средней линии поля. Конструкция устанавливается в центре поля. Одновременно участники, стоящие в 1,2,3 и 30, 31,32 колоннах, делятся в каждой колонне пополам и разбегаются на углы поля, где образуют круги (по 48 человек), как обозначено на том же рисунке; IV 1-8 -все выравниваются. Одновременно на верхнюю площадку конструкции входят акробаты; затем и остальные участники финального номера начинают заполнять конструкцию; V 1-8 - участники продолжают заполнять конструкцию. Вокруг конструкции выстраиваются два круга (64 и 128 человек); VI 1-8 - выравниваются центральные круги. Колонны (лучи звезды) подходят к кругам в центр поля (см. рис. 63); VII 1-6 - выравниваются колонны (лучи звезды); заканчивается заполнение конструкции; 7-8 - поворот участников, стоящих в колоннах, чтобы построить лучи звезды; VIII 1-4 - построение лучей звезды расхождением, как показано стрелками на рис. 63; 5-8 - выравнивание всех участников, стоящих в тематическом построении "звезда" и готовность к выполнению упражнений финала. Таким образом, в приведенном примере построение тематического рисунка "звезда", а также введение в него финального номера - поточных упражнений на конструкции - выглядит как хорошо организованное массовое действие, рассчитанное точно на музыку. Говоря о масштабе, подобная композиция больше характерна для финала эпизода. Главный финал, т.е. финал представления, как правило, значительно массовее по количеству участников и масштабнее с точки зрения заполнения арены стадиона. Тематический рисунок, выстроенный участниками предфинального эпизода специально для главного финала, становится здесь только центром общей композиции. Все остальные участники финала расставляются вокруг в нужном рисунке, занимая пустые места на поле, а если необходимо, то и на виражах, секторах, беговой дорожке и пр. При этом важно соблюдать следующее правило: расстановку производить по частям рисунка, обязательно сохраняя коллективы участников каждого эпизода. Перемешивать участников в какой-либо час-
Рис. 62. Схема начала построения финального тематического рисунка «Звезда» приемом прямого действия
Рис. 63. Схема окончания построения финального тематического рисунка «Звезда»
ти рисунка не рекомендуется, поскольку это затруднит подготовку финала на репетиционных площадках, а также проведение сводных репетиций главного финала. Правильная расстановка участников в финальном рисунке гарантирует организованное, быстрое и даже красивое его построение. Как показывает практика, наиболее выгодным и эффективным способом построения финального рисунка является способ симметричного введения участников по частям рисунка. Рисунок при этом выстраивается как бы волнообразно, начиная от центра, и постепенно заполняя всю арену стадиона. Наибольший эффект получается, когда построение финального рисунка осуществляется участниками бегом и симметрично из двух входных ворот, расположенных слева и справа от центральной трибуны. Для примера, допустим, что рассмотренный выше финальный рисунок "звезда" должен быть центром композиции главного финала. В этом случае остальные участники финала вводятся на поле одновременно с построением тематического рисунка "звезда". Например, на начало второй «восьмерки» выбегают симметрично с двух сторон знаменосцы (по 200 человек) и строят на углах зеленого поля знаменные клумбы (по 100 человек), а на концовку третьей «восьмерки» участники массового номера 1, 2, 3 и 30, 31, 32 колонн бегом выстраивают вокруг этих клумб круги (по 48 человек в каждом). Еще не успели как следует выровняться знаменосцы и участники в кругах, как на четвертую «восьмерку» выбегает следующая "волна" участников и строит широкие прямые полосы (по 3 шеренги в каждой), отсекающие знаменные клумбы от центра поля. На пятую «восьмерку» выбегает новая "волна" участников и симметрично занимает сектора арены стадиона. На седьмую «восьмерку» выбегают все остальные группы участников, выстраиваясь в рисунок на виражах каждого сектора и беговой дорожке. Таким образом, с окончанием музыки заканчивается и построение финала. Нередко заполнение участниками беговой дорожки происходит непосредственно во время финального действия. Благодаря этому усиливается впечатление динамичности финала, особенно если эти участники выполняют при этом какое-нибудь заданное действие (выпуск воздушных шаров, голубей и т.п.). Этим может быть поставлена эффектная завершающая точка всего представления. Очень редко, но в практике бывают случаи, когда финальное действие одновременно становится и уходом участников с места действия. Конечно, такой вариант может быть осуществлен только, когда речь идет о финале отдельного эпизода.
Примером такого построения финала может служить уже знакомый нам эпизод "Мы - покорители космоса!". В этом эпизоде после окончания вставного номера, где на специальных снарядах, поднятых на круглых площадках с помощью лестниц на пятиметровую высоту, демонстрировалась специальная физическая подготовка космонавтов, происходило перестроение. Из лестниц участники выстраивали на поле пять контуров "космических ракет". В центре каждой "ракеты" на вытянутых вверх руках держалась круглая площадка, на которую входил спортсмен, облаченный в костюм космонавта, скафандр. Под марш "ракеты" начинали движение по полю. "Космонавты", стоящие на них, разворачивали огромные красные стяги с надписями: "На Луну", "На Марс", "На Венеру", "На Юпитер", "На Меркурий". Расходясь в разные стороны, "ракеты" покидали пределы арены, словно беря старт к планетам солнечной системы. Однако главная задача ухода - быстро и организованно, не нарушая общего темпо-ритмического рисунка представления, эвакуировать участников с места действия. При этом композиция ухода тесно связана с рисунком финала представления и зависит от количества, размера и расположения входных ворот на арене стадиона: По своему рисунку уход может быть симметричным или асимметричным (относительно центральной трибуны). При симметричном построении ухода участники покидают поле в двух противоположных от центра направлениях; при асимметричном - все участники уходят в одном или нескольких направлениях. Движение при этом может осуществляться либо кратчайшим путем прямо по зеленому полю к выходным воротам, либо по беговой дорожке в обход поля. Все зависит от композиции начала следующего по порядку эпизода представления, если речь идет об отдельном массовом эпизоде. Уход обычно осуществляется в сомкнутых колоннах. Перестроение участников из финального рисунка в сомкнутые колонны для ухода должно быть предельно простым и выполняться очень быстро и организованно. Количество таких колонн определяется композицией финала и числом выходных ворот. Например, для ухода имеется только двое ворот, расположенных симметрично слева и справа от центральной трибуны. Чтобы перестроить участников описанного выше эпизода из финального построения "звезда" в сомкнутые колонны для ухода, достаточно разделить рисунок вертикально на две симметричные равные части и перестроить участников в колонны. В результате с каждой стороны от центра, где находится конструкция финального номера, может получиться по три разных (в зависимости от выполняемой в финале роли) группы участников.
Первая группа - участники, стоящие в лучах "звезды". Они могут перестроиться в колонны для ухода, например, смыканием к 18-й линии точек по вертикали. Получится по одной колонне в построении 10 х 32 человека слева и справа от конструкции. Вторая группа - участники, стоящие в кругах вокруг конструкции. Перестраиваясь, они могут образовать с каждой стороны по две колонны 4x16 человек каждая. Их удобнее расположить слева и справа от колонн первой группы. Третья группа - участники, выполнявшие упражнения на конструкции. Мужской состав этой группы должен остаться у конструкции для выноса ее с поля. Женский состав, спустившись с конструкции, может образовать две колонны с каждой стороны в построении 5x10 человек каждая. Их целесообразно поставить в затылок колонн второй группы участников. В результате этого перестроения, которое выполняется бегом одновременно всеми участниками финала, образуются две большие колонны, стоящие по обе стороны от конструкции лицом к воротам для выхода. Фронт каждой колонны -. 20 человек. Если ширина ворот позволяет, то участники покидают поле в этих построениях все одновременно, а если нет, то сначала выходят участники первой группы, затем - второй и третьей. Конструкция выносится сразу за пределы арены. В случае, если размеры ворот не позволяют этого сделать, то ее кратчайшим путем выносят с поля и ставят на место, специально отведенное для нее на арене. У нас в стране наиболее удобным стадионом для проведения массовых спортивно-художественных представлений пока остается Главная арена Центрального стадиона в Лужниках. Она имеет семь полноценных входных ворот, удобно расположенных вокруг арены. Очень сложно, порой просто невозможно осуществить массовую постановку на стадионе, который имеет только одни входные ворота на арену. Опыт показывает, что для подготовки и проведения полноценной массовой постановки на арене требуется, как минимум, двое входных ворот шириной не менее 10-12 м. и высотой 5-6 м. Однако и в этом случае осуществить постановку не просто, особенно, когда речь идет о главном финале представления, где количество участников может превышать 10 тысяч человек. Обычно в таких случаях, чтобы уход не показался зрителям слишком серым и затянутым, перестроение в сомкнутые колонны и сам уход участников финала выполняются на фоне или под прикрытием какого-либо хорошо организованного красочного действия. Чаще всего для этой цели привлекают знаменосцев, количество которых зависит от замысла режис-
сера-постановщика. На практике выяснено, что оптимальной для стадиона является группа из 400 знаменосцев. Многие режиссеры-постановщики очень умело используют знаменосцев в своих композициях. Вводя их в действие в начале и сохраняя на арене до конца представления, они с их помощью решают многие задачи монтажа и художественного оформления отдельных эпизодов и представления в целом. Как правило, в финале опытные режиссеры располагают группы знаменосцев либо на углах зеленого поля, либо на виражах по внутренней бровке беговой дорожки, либо в центре каждого сектора. Уход в этом случае начинается с движения знаменосцев. Двигаясь в колонну по одному навстречу друг другу по внутренней бровке беговой дорожки, они постепенно, словно занавесом, с двух сторон закрывают поле. Одновременно с движением знамен уходят с арены участники, стоящие на беговой дорожке, расходясь от центра в свои ворота. Знаменосцы своим рисунком движения и цветом сразу же привлекают внимание зрителей. В свою очередь, участники финала, продолжая аплодисментами приветствовать зрителей и скандировать лозунги, ориентируются на действия знаменосцев и начинают готовиться к уходу. Например, они перестраиваются в сомкнутые колонны только тогда, когда знаменосцы сойдутся у центральной линии и полностью закроют их с двух сторон поля, а начинают движение на уход - лишь когда знаменосцы, выполнив прочес, начинают расходиться в разные стороны в направлении своих ворот. Таким образом, введение хорошо организованного и красочного действия (знаменосцев) организует и сам уход участников с арены. Рисунок движения знаменосцев, его строгая симметричность, точность и яркость становятся доминантой в восприятии зрителями действия в целом, что делает уход участников представления более интересным и эмоциональным.
* * * Хорошо известно, что человек не может сделать того, чего он себе не представляет. Так и режиссер не в состоянии поставить массовое спортивно-художественное представление на стадионе, если у него отсутствует сценарно-режиссерский замысел постановки в форме мысленного представления им конечного результата своей работы. Это мысленное представление постановки формируется у режиссера постепенно, каждый раз уточняясь при разработке сценарного плана и композиционно-постановочного плана. Формулировка темы и идеи массовой постановки, поиск постановочного решения и его воплощение в плане-сценарии и композиционно-постановочном плане фактически представляют собой режиссерский сценарий массового спортивно-художественного представления на стадионе. Это всегда итог огромных интеллектуальных и физических, творческих усилий режиссера-постановщика. Но тем не менее это лишь начало работы по подготовке представления, ведь речь все время идет только о предрепетиционном периоде. После разработки и утверждения плана-сценария и композиционно-постановочного плана начинается кропотливая работа по насыщению режиссерского сценария конкретным содержанием. Запись музыкального сопровождения, постановка массовых упражнений на музыку, поиск цветовой гаммы представления, разработка эскизов костюмов, картин художественного фона и карточек участников, символики и текстов для электротабло и дикторов, наконец, разработка реквизита, конструкций, а также подготовка репетиционных площадок и организация экспериментальных сборов с участниками - вот далеко не полный перечень фронта работ, который должна выполнить главная режиссерско-по-становочная группа в предрепетиционный период подготовки представления. Главный режиссер-постановщик, все члены режиссерско-постановочной группы, как правило, мечтают об успехе представления, прилагают для этого все усилия. Но здесь, как и в любом большом деле, нужно помнить старую истину: если фундамент непрочен, то и зданию грозит разрушение. Если слабо разработан сценарно-режиссерский замысел, неграмотно составлены план-сценарий и композиционно-постановочный план, то практически невозможно успешно провести и все подготовительные работы, и саму постановку массового спортивно-художественного представления на стадионе. Это указывает на важнейшее значение всех тех вопросов, которые были рассмотрены в данной главе. Вопросы для повторения: 1. Что такое композиционно-постановочный план представления? 2. Сравните графический, фотомакетный и смешанный методы разработки композиционно-постановочного плана представления. 3. В чем суть приемов обратного действия, прямого действия и возврата к исходному построению при разработке композиционно-постановочного плана представления? В каких случаях применяется каждый из них? 4. От чего зависит выбор исходного построения участников массового номера? Какое значение имеет исходное построение участников для разработки композиционно-постановочного плана?
5. Какие приемы и почему должен использовать режиссер при разработке разных частей эпизода? 6. Какие существуют приемы составления рисунков построения участников? В каких случаях применяется каждый из них? 7. Какие факторы влияют на выбор рисунков построения участников в массовом номере? 8. Каковы особенности технологии разработки композиции массового номера с групповым предметом? 9. Как, меняя продолжительность фрагментов массового номера, режиссер может направленно формировать его темпо-ритмический рисунок? 10. Что такое спортивно-хореографическая композиция? Каковы ее функции в представлении? 11. Как решается задача взаимодействия участников массового и вставного номеров эпизода? 12. Каковы особенности технологии разработки композиционно-постановочного плана финала представления?
ГЛАВА 6
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 587; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.20.108 (0.019 с.) |