Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Театрализация как творческий методСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В МАССОВЫХ СПОРТИВНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ В предыдущих главах учебника рассмотрены различные аспекты подготовки массового спортивно-художественного представления, начиная от чисто творческих вопросов создания его идейно-тематической основы, поиска постановочного решения, формирования сценарно-режиссерского замысла и заканчивая практическими вопросами организации и управления репетиционной работой, а также проведением самого представления. Вместе с тем, анализ массовых спортивно-художественных представлений будет неполным, если не затронуть еще один аспект - возможности соединения этого жанра с жанром театрализованных представлений. Сутью театрализации как творческого метода является художественное осмысление реальных событий в жизни страны, конкретного коллектива или даже отдельной личности, при котором эта события воплощаются в яркой образной форме, содержащей их художественную интерпретацию. Представления, построенные на основе метода театрализации, называются театрализованными. Они могут быть различными по масштабу, объединяя в качестве участников от нескольких десятков до нескольких тысяч человек. Это может быть театрализованное шествие, посвященное важному событию в жизни города, театрализованная свадьба, театрализованный праздник трудового коллектива или юбилей известного человека и т.п. Театрализованные и массовые спортивно-художественные представления имеют как общие черты, так и специфические, которые позволяют разграничить эти жанры. На первый взгляд, общим для этих жанров является использование различных видов искусства для создания красочного зрелища. Это, конечно, так, но не это главное. Важно, что в том и другом случае имеются: а) значимая тема и идея как ее авторская оценка; б) воплощение этой идеи в сценарно-режиссерском замысле с использованием присущих жанру выразительных средств; в) использование в качестве участников как профессионалов (музыкантов, артистов, певцов и др.), так и непрофессионалов, которые проходят специальную подготовку, чтобы принять участие в представлении. И в том, и другом случае, несмотря на множество условностей (декорации, атрибутика и т.п.), зрители должны четко понимать основную идею представления, а яркое образное реше-
ние темы должно пробуждать ассоциации происходящего на глазах у зрителей с их жизненными впечатлениями и опытом, вызывать у них эмоциональный отклик, оказывать воспитывающее действие. Вместе с тем, жанры театрализованных и массовых спортивно-художественных представлений имеют ряд выраженных различий. Основное из них касается главного героя представления. Если в массовом спортивно-художественном представлении главным героем является масса, в которой отдельные люди почти неразличимы, то в театрализованном представлении главными героями являются реальные личности, прямо связанные с тем событием, вокруг которого выстраивается образное решение театрализованного действа. Другое важное различие связано с основными выразительными средствами каждого жанра. Как уже было показано в предыдущих главах, в массовых спортивно-художественных представлениях мысль режиссера воплощается, прежде всего, в действиях массы участников, а именно - в массовых упражнениях, построениях и перестроениях, работе художественного фона и т.п. Слово, например, в форме дикторского текста, здесь носит сугубо вспомогательный характер. Сама же масса молчит. Ее общение с аудиторией, как говорят психологи, невербальное, как, например, и в спорте. Однако драматургия и режиссура массовых спортивно-художественных представлений часто обращаются к песне, если ее текст работает на тематику эпизода. Синтез музыки, слов песни и соответствующего действия главного героя способствуют яркому выражению авторской мысли и помогают выйти на образное решение. Этот прием называется "зримая песня". В театрализованном представлении слово реальных героев - одно из главных выразительных средств. Поэтому театрализованное представление строится по законам как вербального, так и невербального общения, а значит,.помимо последовательности действий участников, здесь подробно разрабатываются тексты их выступлений. Кроме слова, в театрализованных представлениях для образного раскрытия темы широко используются элементы самых различных видов искусства - кино, театра, цирка, хореографии и др., а также спорта. Реальные герои театрализованного представления с помощью разнообразных выразительных средств рассказывают зрителям о себе и конкретных событиях, к которым они причастны. При этом предполагается, что и эти люди, и эти события значимы и интересны для зрительской аудитории. Выше было показано, какую большую работу проводит режиссер-постановщик для того, чтобы организовать большую массу участников спортивно-художественного представления, научить их культуре движений, согласованным действиям на поле, точному соблюдению рисунков в
композициях и т.п. Фактически, из огромного сборного коллектива людей здесь в ходе репетиционной работы формируется "главный герой представления", постепенно достигающий необходимого уровня мастерства. При этом достоинством хорошо организованной массы является именно неразличимость отдельных людей, слияние их в единое целое, что позволяет массе легко формировать нужный образ и превращаться то в поле колосящейся пшеницы, то в бушующее море, то в лебединое озеро, то в цветущий сад и т.п. В театрализованных же представлениях для режиссера бывает важно показать как раз индивидуальность конкретных людей, выделяя их из массы. Театрализация как творческий метод довольно часто используется в массовых спортивно-художественных представлениях, но только в пределах, заданных возможностями жанра. Возможности эти ограничиваются главным героем представления - массой. Поэтому взятая для постановки тема и глубина решения отражаемых в ней событий всегда должны быть адекватны возможностям героя - массы. Следует помнить, что массовые спортивно-художественные представления близки к монументальному искусству и требуют очень масштабного образного раскрытия темы. Масштабной является и их сценическая площадка - стадион, которая, по законам жанра, должна быть заполнена участниками, образующими переходящие друг в друга рисунки в соответствии с замыслом композиции. Таким образом, очевидно, что соединение рассматриваемых жанров возможно только в очень крупных, по настоящему масштабных представлениях. Наиболее ярким примером здесь могут служить юбилейные торжества городов, областей, республик, которые стали очень популярны в нашей стране в 70-80-е годы. Эти торжества привлекали огромное число зрителей и обычно проводились на центральных стадионах. Перед драматургией и режиссурой были поставлены новые задачи, связанные с художественным воплощением как исторических фактов, так и современных событий. Так появились массовые спортивно-художественные театрализованные представления на стадионе. Восновном они были посвящены юбилеям городов, например, 1500-летию Киева (1982 г), 2000-летию Ташкента (1983 г) и др. В них достаточно логично действовали одновременно и герой-масса, и реальные герои, которые на основе личного опыта могли рассказать что-то особенное об истории города-юбиляра его жителях, традициях, достижениях и т.п. Вместе с тем, здесь ярко обнаруживалось влияние специфики массовых спортивно-художественных представлений на характер театрализации, а именно: идея представления выражалась, прежде всего, в действиях участников, т.е. с минимальным использованием слова. Например, история городов Киева и Ташкента в упомянутых
выше праздниках была показана с помощью спортивно-хореографических композиций, которые с полным основанием можно назвать массовыми одноактными балетами. В качестве примера в Приложении 3 представлен сценарий массового спортивно-художественного театрализованного представления, посвященного 1500-летию столицы Украины - города-героя Киева. Авторы сценария - Д. Генкин и Б. Петров, главный режиссер - Б. Петров, главный художник - А. Пастернак, главный балетмейстер - К. Василенко, музыкальный руководитель - Е. Зубков. Праздник состоялся в мае 1982 г., поэтому в нем звучала не только тема юбилея Киева, но и тема Победы в Великой Отечественной войне. В этом сценарии отчетливо видны все основные особенности массового спортивно-художественного театрализованного представления, например, масштабность темы и ее образного воплощения; актуальность содержания и его соответствие тому времени, когда ставилось представление; гармоничное сочетание выразительных средств, характерных как для спортивно-художественного, так и для театрализованного представлений; соединение действий героя-массы с действиями реальных героев - жителей города Киева и др. Вопросы для повторения: 1. В чем суть театрализации как творческого метода? 2. Какие общие черты присущи жанрам массовых спортивно-художественных и театрализованных представлений'? 3. Каковы основные различия жанров массовых спортивно-художественных и театрализованных представлений? 4. Что должен учитывать режиссер-постановщик при подготовке массового спортивно-художественного театрализованного представления?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Аль Д.Н. Основы драматургии. - Л., 1988. 2. Абрамян А. Массовые гимнастические выступления. - М.: ФиС, 1966. 3. Вершковский Э.В. Режиссура массовых клубных представлений. - Л., 1981. 4. Генкин Д.М. Массовые праздники. - М.: Просвещение, 1975. 5. Губанов В.А., Губанова М.И. Проведение занятий гимнастикой с музыкальным сопровождением. - М, 1988. 6. Губанова М.И., Дружков А.Л., Табаков СЕ. Постановка спортивно-художественных выступлений в массовых театрализованных и церемониальных спортивных праздниках. - М., 1995. 7. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. - М.: Просвещение, 1973. 8. Захаров Р.В. Записки балетмейстера. - М.: Искусство, 1976. 9. Косенко И.Ф., Теверовский Я.Б. Спортивные праздники. - Кишинев, 1973. 10. Кноблок Б.Г. Грани призвания. - М.: ВТО, 1986. 11. Луначарский А.В. О массовых праздниках, эстраде, цирке. - М.: Искусство, 1981. 12. Н.П. Охлопков Статьи. Воспоминания. / Составители: Е.И.Зотова, Т.А.Лукина. - М.: ВТО, 1986. 13. Паустовский К.Г. Золотая роза. – М.: Художественная литература, 1977. 14. Петров Б.Н. Массовые выступления на стадионе. - Л., 1969. 15. Петров Б.Н. Основы режиссуры спортивно-массовых представлений. - Л., 1982. 16. Петров Б.Н. Режиссура массового спортивно-художественного театра. - Л., 1986. 17. Петров Б.Н. Спортивно-художественные представления на стадионе. - Л., 1988. 18. Попов Я.С. Упражнения на мотоцикле и показательные выступления. - М.: ФиС, 1956. 19. Покровский Б.А. Размышление об опере. - М.: Советский композитор, 1979. 20. Рахлин И.Я. Всегда со мной. - СПб, 1993. 21. Режиссура массовых зрелищ / Под ред. Б.Н. Глан. - М.: ВТО, 1963. 22. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. - М.: Искусство, 1980. 23. Сегал М.Д. Физкультурные праздники и зрелища - М: ФиС, 1977.
24. Ротерс Т.Т., Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика. М. Просвещение, 1989. 25. Творческое наследие В.Э. Мейерхольда / Редакторы-составители: Л.Д. Вендеровская, А.В. Февральский. - М.: ВТО, 1978. 26. Туманов И.М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта. - М.: Просвещение, 1976. 27. Цыганкова И.Я. Формирование навыков составления композиций произвольных упражнений в художественной гимнастике. М, 1991. 28. Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений. - М.: Просвещение, 1986.
Приложение 1
МАССОВЫЕ ВОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ГИМНАСТОВ И.П. - в плотных шеренгах упор присев, взявшись за руки, спиной к основному направлению.
Приложение 2
Приложение 3
ВНИМАНИЕ! Приводя в качестве примеров сценарные разработки, реализованные в различные, как теперь оказалось, социальные эпохи, авторский коллектив принял решение публиковать эти рабочие документы в том виде и с тем содержанием, какими они и были в те годы. Идеологические "украшения ", на наш взгляд, никогда существенно не влияли на профессиональную сторону постановочной работы.
СЦЕНАРИЙ массового спортивно-художественного театрализованного представления, посвященного 1500-летию столицы Украины - города-героя Киева Республиканский стадион 29 мая 1982 г. Киев в праздничном убранстве. Ветер колышет стяги над стадионом. Гремят оркестры. Участники праздника располагаются на секторах стадиона порайонно. Чаша стадиона празднично украшена. Зрителей и участников встречают приветственные лозунги, флаги союзных республик, флаги расцвечивания. Футбольное поле покрыто специальным синтетическим ковром зеленого цвета. На трибунах 18,19, 20 и 21 (нижний экран) и 19,20,21,22,23 (верхний экран) размещены участники художественного фона в количестве 10000 девушек - студенток вузов и учащихся профтехобразования Киева. Они одеты в спортивные костюмы светлого тона (салатового или голубого). Над чашей стадиона два электротабло, которые используются во время представления. На секторах размещены конструкции моста и конструкция "Ваза-факел".
ФРАГМЕНТЫ ПРАЗДНИКОВ ОТКРЫТИЙ СПАРТАКИАД НАРОДОВ СССР
ФРАГМЕНТЫ ПРАЗДНИКА ОТКРЫТИЯ ИГР XXII ОЛИМПИАДЫ
Фрагмент праздника открытия X Средиземноморских игр
ФИНАЛ ПРАЗДНИКА ОТКРЫТИЯ I ИГР ДОБРОЙ ВОЛИ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 713; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.164.229 (0.008 с.) |