Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Театрализация как творческий метод

Поиск

В МАССОВЫХ СПОРТИВНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ

ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ

В предыдущих главах учебника рассмотрены различные аспекты под­готовки массового спортивно-художественного представления, начиная от чисто творческих вопросов создания его идейно-тематической осно­вы, поиска постановочного решения, формирования сценарно-режиссерского замысла и заканчивая практическими вопросами организации и управления репетиционной работой, а также проведением самого пред­ставления. Вместе с тем, анализ массовых спортивно-художественных представлений будет неполным, если не затронуть еще один аспект - воз­можности соединения этого жанра с жанром театрализованных пред­ставлений.

Сутью театрализации как творческого метода является художествен­ное осмысление реальных событий в жизни страны, конкретного кол­лектива или даже отдельной личности, при котором эта события вопло­щаются в яркой образной форме, содержащей их художественную ин­терпретацию. Представления, построенные на основе метода театрали­зации, называются театрализованными. Они могут быть различными по масштабу, объединяя в качестве участников от нескольких десятков до нескольких тысяч человек. Это может быть театрализованное шествие, посвященное важному событию в жизни города, театрализованная свадь­ба, театрализованный праздник трудового коллектива или юбилей извес­тного человека и т.п.

Театрализованные и массовые спортивно-художественные представ­ления имеют как общие черты, так и специфические, которые позволяют разграничить эти жанры. На первый взгляд, общим для этих жанров явля­ется использование различных видов искусства для создания красочного зрелища. Это, конечно, так, но не это главное. Важно, что в том и другом случае имеются: а) значимая тема и идея как ее авторская оценка; б) воп­лощение этой идеи в сценарно-режиссерском замысле с использованием присущих жанру выразительных средств; в) использование в качестве уча­стников как профессионалов (музыкантов, артистов, певцов и др.), так и непрофессионалов, которые проходят специальную подготовку, чтобы принять участие в представлении. И в том, и другом случае, несмотря на множество условностей (декорации, атрибутика и т.п.), зрители должны четко понимать основную идею представления, а яркое образное реше-

 

ние темы должно пробуждать ассоциации происходящего на глазах у зри­телей с их жизненными впечатлениями и опытом, вызывать у них эмоцио­нальный отклик, оказывать воспитывающее действие.

Вместе с тем, жанры театрализованных и массовых спортивно-художе­ственных представлений имеют ряд выраженных различий. Основное из них касается главного героя представления. Если в массовом спортивно-художественном представлении главным героем является масса, в кото­рой отдельные люди почти неразличимы, то в театрализованном пред­ставлении главными героями являются реальные личности, прямо свя­занные с тем событием, вокруг которого выстраивается образное реше­ние театрализованного действа.

Другое важное различие связано с основными выразительными сред­ствами каждого жанра. Как уже было показано в предыдущих главах, в массовых спортивно-художественных представлениях мысль режиссера воплощается, прежде всего, в действиях массы участников, а именно - в массовых упражнениях, построениях и перестроениях, работе художествен­ного фона и т.п. Слово, например, в форме дикторского текста, здесь носит сугубо вспомогательный характер. Сама же масса молчит. Ее общение с аудиторией, как говорят психологи, невербальное, как, например, и в спорте. Однако драматургия и режиссура массовых спортивно-художе­ственных представлений часто обращаются к песне, если ее текст работает на тематику эпизода. Синтез музыки, слов песни и соответствующего дей­ствия главного героя способствуют яркому выражению авторской мысли и помогают выйти на образное решение. Этот прием называется "зримая песня". В театрализованном представлении слово реальных героев - одно из главных выразительных средств. Поэтому театрализованное представ­ление строится по законам как вербального, так и невербального обще­ния, а значит,.помимо последовательности действий участников, здесь подробно разрабатываются тексты их выступлений. Кроме слова, в теат­рализованных представлениях для образного раскрытия темы широко ис­пользуются элементы самых различных видов искусства - кино, театра, цирка, хореографии и др., а также спорта. Реальные герои театрализован­ного представления с помощью разнообразных выразительных средств рассказывают зрителям о себе и конкретных событиях, к которым они причастны. При этом предполагается, что и эти люди, и эти события значи­мы и интересны для зрительской аудитории.

Выше было показано, какую большую работу проводит режиссер-по­становщик для того, чтобы организовать большую массу участников спортивно-художественного представления, научить их культуре движе­ний, согласованным действиям на поле, точному соблюдению рисунков в

 

композициях и т.п. Фактически, из огромного сборного коллектива людей здесь в ходе репетиционной работы формируется "главный герой пред­ставления", постепенно достигающий необходимого уровня мастерства. При этом достоинством хорошо организованной массы является именно неразличимость отдельных людей, слияние их в единое целое, что позволя­ет массе легко формировать нужный образ и превращаться то в поле коло­сящейся пшеницы, то в бушующее море, то в лебединое озеро, то в цвету­щий сад и т.п. В театрализованных же представлениях для режиссера быва­ет важно показать как раз индивидуальность конкретных людей, выделяя их из массы.

Театрализация как творческий метод довольно часто используется в массовых спортивно-художественных представлениях, но только в преде­лах, заданных возможностями жанра. Возможности эти ограничиваются главным героем представления - массой. Поэтому взятая для постановки тема и глубина решения отражаемых в ней событий всегда должны быть адекватны возможностям героя - массы. Следует помнить, что массовые спортивно-художественные представления близки к монументальному искусству и требуют очень масштабного образного раскрытия темы. Масштабной является и их сценическая площадка - стадион, которая, по законам жанра, должна быть заполнена участниками, образующими пе­реходящие друг в друга рисунки в соответствии с замыслом композиции.

Таким образом, очевидно, что соединение рассматриваемых жанров возможно только в очень крупных, по настоящему масштабных представ­лениях. Наиболее ярким примером здесь могут служить юбилейные тор­жества городов, областей, республик, которые стали очень популярны в нашей стране в 70-80-е годы. Эти торжества привлекали огромное число зрителей и обычно проводились на центральных стадионах. Перед драма­тургией и режиссурой были поставлены новые задачи, связанные с худо­жественным воплощением как исторических фактов, так и современных событий. Так появились массовые спортивно-художественные театрали­зованные представления на стадионе. Восновном они были посвящены юбилеям городов, например, 1500-летию Киева (1982 г), 2000-летию Таш­кента (1983 г) и др. В них достаточно логично действовали одновременно и герой-масса, и реальные герои, которые на основе личного опыта могли рассказать что-то особенное об истории города-юбиляра его жителях, традициях, достижениях и т.п. Вместе с тем, здесь ярко обнаруживалось влияние специфики массовых спортивно-художественных представлений на характер театрализации, а именно: идея представления выражалась, прежде всего, в действиях участников, т.е. с минимальным использовани­ем слова. Например, история городов Киева и Ташкента в упомянутых

 

выше праздниках была показана с помощью спортивно-хореографичес­ких композиций, которые с полным основанием можно назвать массовы­ми одноактными балетами.

В качестве примера в Приложении 3 представлен сценарий массового спортивно-художественного театрализованного представления, посвящен­ного 1500-летию столицы Украины - города-героя Киева. Авторы сцена­рия - Д. Генкин и Б. Петров, главный режиссер - Б. Петров, главный худож­ник - А. Пастернак, главный балетмейстер - К. Василенко, музыкальный руководитель - Е. Зубков. Праздник состоялся в мае 1982 г., поэтому в нем звучала не только тема юбилея Киева, но и тема Победы в Великой Отече­ственной войне. В этом сценарии отчетливо видны все основные особен­ности массового спортивно-художественного театрализованного представ­ления, например, масштабность темы и ее образного воплощения; акту­альность содержания и его соответствие тому времени, когда ставилось представление; гармоничное сочетание выразительных средств, характер­ных как для спортивно-художественного, так и для театрализованного пред­ставлений; соединение действий героя-массы с действиями реальных ге­роев - жителей города Киева и др.

Вопросы для повторения:

1. В чем суть театрализации как творческого метода?

2. Какие общие черты присущи жанрам массовых спортивно-художе­ственных и театрализованных представлений'?

3. Каковы основные различия жанров массовых спортивно-художе­ственных и театрализованных представлений?

4. Что должен учитывать режиссер-постановщик при подготовке мас­сового спортивно-художественного театрализованного представления?

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Аль Д.Н. Основы драматургии. - Л., 1988.

2. Абрамян А. Массовые гимнастические выступления. - М.: ФиС, 1966.

3. Вершковский Э.В. Режиссура массовых клубных представлений. - Л., 1981.

4. Генкин Д.М. Массовые праздники. - М.: Просвещение, 1975.

5. Губанов В.А., Губанова М.И. Проведение занятий гимнастикой с музыкальным сопровождением. - М, 1988.

6. Губанова М.И., Дружков А.Л., Табаков СЕ. Постановка спортивно-художественных выступлений в массовых театрализованных и церемо­ниальных спортивных праздниках. - М., 1995.

7. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. - М.: Просвещение, 1973.

8. Захаров Р.В. Записки балетмейстера. - М.: Искусство, 1976.

9. Косенко И.Ф., Теверовский Я.Б. Спортивные праздники. - Кишинев, 1973.

10. Кноблок Б.Г. Грани призвания. - М.: ВТО, 1986.

11. Луначарский А.В. О массовых праздниках, эстраде, цирке. - М.: Искусство, 1981.

12. Н.П. Охлопков Статьи. Воспоминания. / Составители: Е.И.Зотова, Т.А.Лукина. - М.: ВТО, 1986.

13. Паустовский К.Г. Золотая роза. – М.: Художественная литература, 1977.

14. Петров Б.Н. Массовые выступления на стадионе. - Л., 1969.

15. Петров Б.Н. Основы режиссуры спортивно-массовых представле­ний. - Л., 1982.

16. Петров Б.Н. Режиссура массового спортивно-художественного театра. - Л., 1986.

17. Петров Б.Н. Спортивно-художественные представления на стадио­не. - Л., 1988.

18. Попов Я.С. Упражнения на мотоцикле и показательные выступле­ния. - М.: ФиС, 1956.

19. Покровский Б.А. Размышление об опере. - М.: Советский компози­тор, 1979.

20. Рахлин И.Я. Всегда со мной. - СПб, 1993.

21. Режиссура массовых зрелищ / Под ред. Б.Н. Глан. - М.: ВТО, 1963.

22. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. - М.: Искусство, 1980.

23. Сегал М.Д. Физкультурные праздники и зрелища - М: ФиС, 1977.

 

24. Ротерс Т.Т., Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика. М. Просвещение, 1989.

25. Творческое наследие В.Э. Мейерхольда / Редакторы-составители: Л.Д. Вендеровская, А.В. Февральский. - М.: ВТО, 1978.

26. Туманов И.М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта. - М.: Просвещение, 1976.

27. Цыганкова И.Я. Формирование навыков составления композиций произвольных упражнений в художественной гимнастике. М, 1991.

28. Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений. - М.: Просвещение, 1986.

 

Приложение 1

 

МАССОВЫЕ ВОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ГИМНАСТОВ

И.П. - в плотных шеренгах упор присев, взявшись за руки, спиной к основному направлению.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

 

Приложение 3

 

ВНИМАНИЕ!

Приводя в качестве примеров сценарные разработки, реализован­ные в различные, как теперь оказалось, социальные эпохи, авторский коллектив принял решение публиковать эти рабочие документы в том виде и с тем содержанием, какими они и были в те годы.

Идеологические "украшения ", на наш взгляд, никогда существенно не влияли на профессиональную сторону постановочной работы.

 

СЦЕНАРИЙ

массового спортивно-художественного театрализованного представления, посвященного 1500-летию столицы Украины - города-героя Киева

Республиканский стадион 29 мая 1982 г.

Киев в праздничном убранстве. Ветер колышет стяги над стадионом. Гремят оркестры. Участники праздника располагаются на секторах стади­она порайонно.

Чаша стадиона празднично украшена. Зрителей и участников встреча­ют приветственные лозунги, флаги союзных республик, флаги расцвечи­вания. Футбольное поле покрыто специальным синтетическим ковром зеленого цвета.

На трибунах 18,19, 20 и 21 (нижний экран) и 19,20,21,22,23 (верхний экран) размещены участники художественного фона в количестве 10000 девушек - студенток вузов и учащихся профтехобразования Киева. Они одеты в спортивные костюмы светлого тона (салатового или голубого).

Над чашей стадиона два электротабло, которые используются во время представления. На секторах размещены конструкции моста и конструкция "Ваза-факел".

 

ФРАГМЕНТЫ

ПРАЗДНИКОВ ОТКРЫТИЙ

СПАРТАКИАД НАРОДОВ СССР

 

 

 

ФРАГМЕНТЫ

ПРАЗДНИКА ОТКРЫТИЯ ИГР

XXII ОЛИМПИАДЫ

 

 

 

 

 

Фрагмент праздника открытия X Средиземноморских игр

 

ФИНАЛ ПРАЗДНИКА ОТКРЫТИЯ

I ИГР ДОБРОЙ ВОЛИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 713; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.164.229 (0.008 с.)