Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Составление двигательных композицийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Творческая работа по подбору, сочинению и составлению двигательной композиции (движений и перемещений участников) базируется на подробнейшем изучении выбранного музыкального материала. Многократное прослушивание музыки рекомендуется не только на этапе определения режиссером собственного отношения к данному эпизоду сценария и обдумывания будущего содержания двигательной партитуры, но и на всех последующих этапах работы, включая поиск конкретных упражнений, разучивание и совершенствование их участниками с доведением качества исполнения движений до необходимого уровня зрелищности. Мелодия избранного музыкального произведения должна прочно обосноваться в памяти режиссера-постановщика и заполнить его сознание до такой степени, чтобы он мог без особого усилия ее напевать, насвистывать, «барабанить» пальцами ритм, двигаться в ее темпе, находясь в любой обстановке. Чтобы в полной мере активизировать свой творческий потенциал, режиссер должен быть буквально насыщен музыкой, на которую он соби-
рается составлять упражнение. Кроме того, это важно для поддержания его рабочего эмоционального состояния. Опыт показывает, что требовательный к себе человек на этапе сочинительства обычно испытывает «муки творчества», пребывая не в лучшем настроении. Чувство ответственности за будущее творение; дефицит времени на создание композиции; естественные ошибки в работе и обусловленные ими сомнения в собственных возможностях - все это нужно пережить режиссеру. Музыка в этот период поддерживает рабочий тонус автора и дает ему четкие ориентиры, помогая справиться с раздражением и сомнениями. Как только выбранное музыкальное произведение в совершенстве освоено режиссером на слух, его необходимо «материализовать», положив на бумагу. В записях должны быть отражены: ù построение данного произведения с обозначением и нумерацией всех его составных частей - фраз, предложений, периодов; ù ритмическая фигура каждой фразы, используя запись длительности звуков и согласуя ее с метрическим отсчетом данного музыкального размера (определением количества счетов, укладывающихся в каждом такте); ù весь мелодический рисунок с фиксированным отражением моментов мелодических вершин и кульминации (с помощью условных обозначений). Затем в эту схему нужно включить еще одну группу условных обозначений, которые сообщали бы обо всех динамических оттенках музыки, включая изменения темпа. Проще всего ее построить на основе итальянской терминологии: adagio - медленно; andante - умеренно; allegro - быстро; accelerando - ускорение; ritardando - замедление; forte - громко; piano - тихо; crescendo - усиливая; diminuendo - ослабляя. В принципе можно разработать и собственную систему условных обозначений, которая должна быть проста для быстрой записи и легка для восприятия самим автором. Например, она может включать прямые и волнистые линии, расположенные в различных плоскостях, разнонаправленные стрелки, знаки препинания и т.п. Когда музыкальное произведение наглядно отражено на схеме во всех
подробностях, можно приступать к наполнению его музыкальных частей движениями, т.е. собственно к разработке двигательной композиции. При этом режиссер должен учесть задачи данного эпизода, вид массовых упражнений (с предметом или без предмета; с групповым или индивидуальным предметом; вольные или имитационные; поточные или пирамидковые), а также другие специфические требования сценария к эпизоду. Последовательность этой работы может быть произвольной, но лучше придерживаться уже сложившихся в практике технологических этапов разработки двигательной композиции, которые будут рассмотрены ниже. Первый этап. Его содержанием является определение по схеме музыкальной партитуры времени для начала и окончания всех крупных перемещений массы участников, связанных с перестроениями в заданные схемами композиционно-постановочного плана рисунки, а также уточнение (в связи с избранным объемом музыки) количества и способа таких перестроений. Здесь и далее следует придерживаться правила, согласно которому новые двигательные события (в данном случае - кардинальные изменения построения участников) должны совпадать с началом музыкальной мысли (т.е. с началом периода или «вопросительного» предложения), а заканчиваться с ее окончанием (т.е. с окончанием «отвечающей на вопрос» музыкальной фразы) или, в крайнем случае, - на очередную слабую долю. На втором этапе в оставшихся свободными после первой процедуры музыкальных построениях следует определить наиболее логичные моменты для других перемещений участников, но уже незначительных - тех, которые, по расчетам, могут занять 1-2, максимум 4 условных счета. Решение вопроса о количестве малых перестроений полностью находится в компетенции режиссера-постановщика. Ответ должен подсказать его художественный вкус. Но целесообразно принять во внимание и другие факторы. Практика показывает, что довольно трудно длительное время удержать внимание и интерес зрителей упражнениями, выполняемыми участниками на одном месте. Чтобы решить эту задачу, упражнения должны быть одновременно сложными, красивыми, разнообразными, а исполнение - безупречным, завораживающим своим качеством. Однако двигательная подготовленность участников массовых номеров (школьников, учащихся профтехобразования, студентов) обычно не позволяет рассчитывать ни на возможность освоения ими упражнений трюкового уровня, ни на высокую двигательную культуру исполнения. Упражнения
для таких категорий участников должны быть доступными для овладения и относительно простыми по композиции. Что же может украсить подобную композицию? Кроме синхронности действий, посильного изменения темпа движений и работы с предметом, ее украшением могут стать быстрые изменения строя, которые и надо заранее рассчитать по музыке. Чем больше будет таких малых перестроений, тем легче будет, при прочих равных условиях, удержать внимание зрителя мозаичными изменениями рисунка. Наиболее эффектно выглядят малые перестроения с одновременным исполнением упражнений (перестроения как упражнения). В поисках форм новых рисунков авторы обычно отталкиваются от классической геометрии, закладывая в них, если это необходимо по теме, определенную смысловую нагрузку. Моменты этих переходов из рисунка в рисунок должна подсказать музыка. Частота этих малых перемен строя - минимально одно перестроение за один музыкальный период. Третий этап. Его содержанием является определение временного промежутка для реализации приема цветового эффекта. Если в конструкцию костюмов участников заложена возможность трансформации модели или цвета, то и по музыке надо найти подходящее по мелодическому рисунку и динамическим оттенкам время для этого зрелищного события. Эффект перемены цвета костюмов большой группой участников обычно производит очень сильное впечатление зрителей. Если, например, желтый цвет арены стадиона («поле пшеницы») мгновенно сменяется синим, рождая образ озера или моря, это не может оставить зрителей равнодушными. Возможность внезапной перемены цвета может быть заложена не только в костюм целиком, но и в конструкцию одной из его деталей (манишка, юбка, головной убор). В этом случае технология изменения цвета будет связана с переворачиванием этой детали и ее вторичным креплением. Не меньшим успехом пользуется изменение формы или цвета предмета. Для всех этих действий и необходимо найти музыкальное настроение в партитуре еще до разработки конкретных движений. Четвертый этап связан с подбором упражнений, которые участники будут выполнять во время звучания всех еще оставшихся «незанятыми» частей музыкального материала. Здесь, прежде всего, нужно определить ключевые движения и упражнения данной композиции. Это могут быть характерные или имитационные движения, если композиция имеет четкую тематическую направленность, либо отвлеченные, но наиболее эффектные и доступные для данной категории исполнителей позы и движения.
В этих случаях с успехом может быть реализован прием выделения главного действия, который позволяет без изменения строя подать позу, движение или соединение движений выпукло, почти монументально. Технологически суть приема состоит в следующем: состав участников условно разделяется на две группы, одна из которых ведет сольную партию, включающую наиболее ценные в зрелищном отношении упражнения, а другая, не сходя со своих мест, переводится в положения лежа на спине, на животе, упоров, седов и т.п. Таким образом, вторая группа «преподносит» первую, выполняя функции оперативного фона. Кроме того, здесь можно успешно использовать прием поочередного выполнения упражнений отдельными группами участников. Он особенно эффектен, когда одновременно действуют большие массы участников. Например, участники, стоящие в исходном построении 48 человек по фронту и 32 человека в глубину, делятся на четыре равные части по 12 колонн в каждой. Выполняется очень простое, но достаточно действенное в исполнении массы упражнение: И.п. - основная стойка, руки в стороны; 1 - первые 12 колонн - упор присев; 2 - вторые 12 колонн - упор присев; 3 - третьи 12 колонн - упор присев; 4 - четвертые 12 колонн - упор присев; 5 - вторые (12 колонн) и третьи (12) - встать, руки в стороны; 6 - вторые (12) и третьи (12) - руки вверх; 7 - первые (12) и четвертые (12) - встать, руки в стороны; 8 - первые (12) и четвертые (12) - руки вверх. Подобные упражнения, так называемого, массового эффекта могут исполняться как в плотном, так и в разомкнутом строю. Пятый этап включает тщательный анализ особенностей ритмической фигуры музыкального произведения и выстраивание динамики развития композиции в соответствии с длительностью звучания каждой ноты, каждого такта музыкального сопровождения. Здесь одним из главных становится прием изменения ритмического рисунка, который позволяет разнообразить впечатление от двигательной композиции не демонстрацией новых поз или движений, а повтором довольно простых упражнений в переменном ритме. Как уже отмечалось, ритм задается звучанием мелодии. Если в двигательной композиции продолжительность перехода от позы к позе совпадает с длительностью звучания музыкальной доли, изменение темпа движений соответствует изменениям музыкального темпа, «скульптурное» удержание позы совпадает с перерывом в звучании музыки и т.п., то это
свидетельствует о профессионализме постановщика и вызывает устойчивый интерес зрительской аудитории. Профессионализм режиссера проявляется здесь еще и в том, что продолжительную длительность звучания он оформляет широкими, амплитудными движениями участников, а короткую длительность - локальными упражнениями. Представим себе, что в одной из фраз музыкального произведения встретился такой ритм - половинная нота с точкой обозначает трех-четвертную длительность (нота начала звучать на счет «раз» и продолжает звучать еще два счета - «два», «три»), а четвертная длительность звучит ровно один счет - «четыре». В этой ситуации логичнее предложить действовать на первые три счета одним, но продолжающимся все три четверти и хорошо различаемым с трибун движением с вовлечением в него крупных мышечных групп, а на счет «четыре» подобрать короткое, быстрое движение для какой-то конкретной части тела. Например, из исходного положения упор присев на «1-3» - вставая, дугами наружу руки вверх, на «4» - сгибая руки, опустить их перед собой, соединив предплечья и кисти, прикрыв ладонями лицо. Допустим, что вторая часть фразы звучит в ритме - те же самые по длительности звучания ноты, но расположенные в ином порядке. Таким образом, на счет «5» приходится четвертная нота, на счет «6» начинает звучать следующая нота, которая продолжается на счет «7» и на счет «8». Движения в этом случае могут быть подобными тем, которые насыщали первую часть фразы, но исполнить их нужно в соответствии с заданным ритмом (из исходного положения счета «4»): на «5» - короткое движение руками, например, руки вверх, на 6-8 - амплитудное движение с вовлечением различных мышечных групп, например, медленный упор присев, дугами наружу опуская руки вниз. Предложенный подход к сочетанию «крупных» и «мелких» движений с музыкой не следует считать аксиомой. Многое зависит от уровня двигательной подготовленности участников. Например, квалифицированные спортсмены или танцоры в состоянии быстро мобилизовывать свой опорно-двигательный аппарат, что позволяет им даже во время звучания нот коротких длительностей (четвертных, восьмых) выполнять комплексные упражнения со значительными перемещениями рук, ног, туловища. И тогда хорошо видна возрастающая мощность движений массы участников, что, несомненно, усиливает зрелищность данного фрагмента композиции. На шестом этапе параллельно с формированием ритмического рисунка движений следует определить моменты использования приема противоположных действий. Его суть заключается в неожиданном для зрите-
леи, но логически оправданном переходе от синхронного исполнения упражнений к контрастно различным действиям отдельных групп участников, происходящим одновременно. Колонны, шеренги, «половины», «четверти» и другие части разомкнутого строя могут стать условными группами, выполняющими противоположные действия. То же самое может происходить в заранее выстроенном рисунке или надписи. В этом случае контрастные движения демонстрируют участники, образующие периметр и «внутренние части» строя, соседние «буквы» или «цифры» и т.п. При этом, для достижения яркого контраста рекомендуется использовать движения максимально возможной амплитуды, но противоположные по направлению (вверх - вниз, вправо - влево, вперед - назад). Для определения места противоположных действий в композиции логичнее всего использовать те части музыкальных построений, где по соседству расположены хорошо различаемые музыкальные акценты. Седьмой этап связан с определением биомеханической структуры и «внешнего вида» конкретных движений, которыми насыщается любая двигательная композиция. Это, так называемые, общеразвивающие упражнения, включающие различные движения руками и ногами, наклоны и повороты туловища, выпады и приседы, смешанные упоры и седы, положения лежа, подскоки и всевозможные (в нашем случае - для синхронного исполнения) сочетания этих действий. При реализации поставленной задачи надо учесть ракурс обзора происходящих на поле действий. Если заботиться о зрителях, расположенных на основной и противоположной ей трибунах, то для них выигрышнее всего будут выглядеть движения, совершаемые конечностями или туловищем вправо-влево и вверх-вниз. А зрителям, сидящим на боковых трибунах, гораздо лучше видны и понятны движения, совершаемые в передне-заднем направлении (например, наклоны или шаги вперед-назад). Учесть интересы всех присутствующих зрителей удается при выполнении упражнений в симметричных рисунках, рассчитанных на круговое обозрение, когда всем обеспечены примерно одинаковые условия для восприятия происходящих событий. Чаще всего это становится возможным при исполнении поточных упражнений в кольцевых и дугообразных построениях, при «отцентрированной» подаче одного или нескольких сольных (вставных) номеров и т.п. Помимо условий обзора, важное значение и для участников, и для зрителей имеет характер последовательности появляющихся в ходе развития композиции движений, способы перехода от одного двигательного действия к другому.
Эти переходы могут быть относительно логичными, удобными для исполнителей, обеспечивающими эволюционное развитие содержания конкретной постановки, за которым легко наблюдать. Такие упражнения доступны практически любому составу участников. Например: И.п. - основная стойка; 1 - шаг левой вперед, руки вперед, кисти в кулаках ладонями книзу; 2 - правую на шаг в сторону, руки в стороны, раскрыть кисти; 3 - хлопок руками над головой; 4 - приставляя правую, руки вниз с хлопком по бедрам. Переходы от позы к позе в этом упражнении основываются на естественных шаговых движениях. Предлагаемые движения рук в сочетании с движениями ног менее естественны, но вполне доступны для разучивания и запоминания уже через 3-4 повторения. В зрелищном отношении эта комбинация хороша тем, что вертикальные фигурки участников массового построения, привлекая внимание зрителей первым «шевелением» вперед, сразу широко «раскрываются» в сторону, «удлиняются» вверх и снова «собираются» в исходный «столбик». При этом если все эти простые движения, привлекательные лишь частой сменой поз, выполняются под музыку и абсолютно синхронно, возникает эффект «исчезновения» отдельных участников, и рождается главный герой массового выступления - масса. Интересен и другой подход к выстраиванию двигательной партитуры, основывающийся на «пульсирующем» появлении поз и неожиданных переходах от одной позы к другой. Чаще всего такие упражнения характеризуются высокой энергетической стоимостью и подразумевают хороший уровень физической подготовленности и двигательной культуры участников. Например: И.п. - основная стойка; 1 - руки в стороны; 2 - высокий прыжок ноги вместе; дугами книзу, руки перед грудью (правое предплечье над левым); кисти в кулаках; 3 - приземляясь, закрытый упор присев; 4 - прыжком широкая стойка ноги врозь с наклоном вперед прогнувшись, руки в стороны ладонями вперед. Переходы от позы к позе в этом варианте базируются на мощной и интенсивной работе крупных мышечных групп нижних конечностей и туловища. Исходные и конечные положения быстро и радикально меняются, что требует, помимо проявления координационных способностей, значительных мышечных усилий. Непредсказуемость дальнейшего развития таких комбинаций, сюрпризный характер движений массы участников
с быстрым изменением ее формы и объема, гарантируют напряженное, неослабевающее внимание зрителя. Восьмой этап. Его содержанием является практическое выполнение отдельных фрагментов и двигательной композиции в целом, а также предварительная оценка ее зрелищности. По сути, на данном этапе режиссер должен проанализировать композицию с разных позиций, поставив себя и на место участников, и на место зрителей. Здесь режиссер может сам выполнять все упражнения перед большим зеркалом, но лучший вариант решения задачи - создание экспериментальной группы будущих участников и использование видеоаппаратуры для съемки и демонстрации. Девятый этап характеризуется окончательной проверкой и уточнением разработанного упражнения с учетом известных в сфере искусства всеобщих законов композиции. Композиция (т.е. построение, конструкция, архитектоника) как отдельного эпизода, так и представления в целом, должна быть подчинена законам целостности, нарастания, контрастности и др. Закон целостности предусматривает единство всей композиции и стройную соразмерность всех ее частей. Все части подчиняются единому замыслу и стилю. Закон нарастания выражается в усилении впечатления от композиции на основе постепенного увеличения амплитуды движений и их скорости, а также выполнения оригинальных и трудных упражнений в финале выступления. Закон контрастов, предполагающий эффектные изменения поз, движений, рисунков построения всех участников или их отдельных групп, определяет выразительность композиции. Все эти законы необходимо рассматривать в комплексе. Композиции, созданные на их основе, оставляют впечатление гармоничности и завершенности. Именно к такому эффекту должен стремиться и режиссер-постановщик массового спортивно-художественного представления. Вопросы для повторения: 1. Расскажите о трех основных подходах к соединению музыки и движения в жанре массовых спортивно-художественных представлений. 2. Какую роль играет музыка в разработке композиции массовых упражнений? 3. Определите основные свойства музыкального звука. 4. Что такое темп и ритм музыки? Какое значение они имеют для восприятия и понимания музыкального произведения? 5. Назовите основные структурные элементы музыкальных произведений. Каковы особенности музыкальной структуры произведений, обычно
выбираемых в качестве музыкального сопровождения массовых спортивно-художественных представлений? 6. Что должно быть отражено в схематической записи режиссером музыкального произведения, на которое он собирается ставить двигательную композицию? 7. Проанализируйте логику и преемственность содержания технологических этапов разработки массового упражнения. 8. Объясните суть каждого из технологических приемов, применяемых при разработке массового упражнения: а) приема цветового эффекта; б) приема выделения главного действия; в) приема поочередного выполнения упражнений; г) приема изменения ритмического рисунка; д) приема противоположных действий.
ГЛАВА 8 ПОДГОТОВКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФОНА Вводные замечания В практике подготовки художественного фона выделяется два этапа работы: 1. Предварительный, главной задачей которого является разработка программы действий для каждого участника художественного фона. 2. Основной, включающий всю репетиционную работу с участниками художественного фона. По времени первый этап значительно продолжительнее второго. Например, программа для фона Олимпиады-80 с участием 5000 человек готовилась более шести месяцев, а репетиционная работа заняла полтора месяца. История становления и развития художественного фона в массовых спортивно-художественных представлениях на стадионе во многом связана с поиском путей сокращения времени на первый этап его подготовки. Однако, добиться здесь существенного прогресса без вмешательства компьютера так и не удалось. Впервые компьютер с этой целью был применен в 1983 году в ходе подготовки праздника, посвященного 2000-летию г. Ташкента. Программистом была составлена программа разработки художественного фона, которая значительно сократила время не только первого, но и второго этапов подготовки. Компьютер выдал карточки участников с расписанной партитурой рисунков за 2,5 недели, не допустив при этом ни одной ошибки. Вручную такой фон (6500 человек) расписывался бы не менее двух месяцев, а в репетициях потребовалось бы дополнительное время на исправление допущенных ошибок.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.161.43 (0.015 с.) |